Внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс. Внешняя торговля и торговая политика Что такое внешняя политика в торговле

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является торговля, на долю которой приходится около 80 % всего объема международных сделок.

Международная торговля это система международных товарно-денежных отношений, развивающаяся под воздействием интернацио­нализации хозяйственной жизни и интенсификации между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции. Международная торговля складывается из внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг.

В объем импорта включаются: товары, произведенные за границей и ввезенные в страну для реализации или исполь­зования внутри страны, или для экспорта в третьи страны; обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров называется реимпорт.

Предметом экспорта являются: товары, произведенные в стране;

· товары, ввезенные в страну и переработанные в ней;

· ранее ввезенные товары, не подвергшиеся никакой переработке, так называемый реэкспорт.

Состояние и динамику внешней торговли страны характеризует ряд показателей, основными из которых являются:

· стоимостной и физический объем внешнего товарооборота;

· товарная и географическая структура внешнего товарооборота;

· уровень специализации и индустриализации экспорта;

· экспортная и импортная квота;

· сальдо торгового баланса.

Стоимостной объем экспорта и импорта товаров, а также сальдо торгового баланса РФ на ФОБ (франко-борт) основании в последние годы имеет положительную динамику (рис. 6.1). Исключение составляет 2009 год, что вызвано в первую очередь мировым экономическим кризисом. По данным 2010 года по объему экспорта товаров Россия занимает 13 место в мире, по объему импорта – 19 место, а по величине положительного сальдо торгового баланса – 4 место, пропустив вперед Китай, Японию и Германию. Большинство развитых экономик мира (США, Великобритания, Германия и др.) имеют пассивное сальдо торговых балансов (табл. 6.1).

По товарной структуре экспорта и импорта можно судить об уровнях специализации и индустриализации экономики страны. Например, динамика структуры экспорта России за период с 2006 по 2010 года иллюстрирует незначительное увеличение доли продукции химической промышленности, а также машин и оборудования, что является положительной тенденцией. В то же время увеличение доли минеральных продуктов,

включая топливо и энергетические товары, на 2,5 %, свидетельствует о сохранении сырьевой ориентированности экспорта и экономики России (см. табл. 6.1).

Рис. 6.1. Объемы экспорта, импорта и сальдо торгового баланса России, млн долл. США

Совокупность мер непосредственного воздействия со стороны государства на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, называется внешнеторговой политикой . В мировой практике различают два принципиально различающихся вида внешнеторговой политики:

1) фритредерство , представляющее собой теорию и практику свободной торговли;

2) протекционизм – теория и практика ограничительного регулирования внешней торговли.

Таблица 6.1 Товарная структура экспорта России, в % к итогу

Статья экспорта

Продтовары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстиля

Минеральные продукты

Продукция химической промышленности

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текстильные изделия, обувь

Драгоценные камни и драгоценные металлы

Металлы и изделия из них

Машины и оборудования

Другие товары

Главным и наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли является тарифное регулирование или таможенный тариф.


Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен законом РФ «О таможенном тарифе», в котором в качестве основных целей таможенного тарифа РФ определены:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

· защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Разнообразие таможенных пошлин огромно. Их классификация осуществляется по различным критериям, в зависимости от которых выделяют следующие виды таможенных пошлин :

1) по способу взимания различают специфические таможенные пошлины , начисляемые в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные товары, и адвалорные таможенные пошлины , начисляемые в процентах от стоимости товара;

2) по происхождению различают преференциальные таможенные пошлины , ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, договорные пошлины, используемые для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договоры, и генеральные (максимальные ) пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.

3) по характеру самих пошлин выделяют антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и компенсационные таможенные пошлины , призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Обе пошлины назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО) Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ). Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского Союза (ЕС), Канаде, Австралии. Вопросы субсидирования регулируются ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ);

4) по объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные пошлины , в результате применения которых отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Экспортные пошлины приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Транзитные пошлины взимаются с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны;

5) по типам ставок выделяют постоянные таможенные пошлины , в которых применяются не изменяемые в зависимости от ситуации ставки, и переменные таможенные пошлины , ставки по которым могут изменяться в установленных государством случаях.

Вторая половина ХХ века характеризуется значительным снижением тарифных барьеров при одновременном росте количества нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободной торговли. Примерно 20 % всех товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, попадают под нетарифные ограничения.

К методам нетарифных ограничений относятся:

· экспортные и импортные квоты, то есть стоимостное или количественное ограничение объемов вывозимых и ввозимых товаров;

· антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, лицензирование и эмбарго, в совокупности образующие группу количественных ограничений;

· субсидирование и кредитование экспорта;

· финансовые ограничения в виде ограничений на накопление иностранной валюты, требований предоплаты импорта и применения множественных валютных курсов.

Сегодня только 20 % мирового товарооборота совершается по правилам свободной торговли, 25 % – в условиях действия протекционистских мер, 25 % – в рамках транснациональных корпораций (ТНК) и еще 25 % – доля компенсационной торговли.

Одной из основных и исторически самой ранней формой мировых экономических связей была и остается международная торговля, которая в ХХ веке стала основой формирования мирового рынка.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами. Мировой рынок представляет собой единую и целостную систему торговых и финансово-экономических связей между всеми национальными хозяйствами. На этом рынке формируются и действуют мировые цены, уровень которых определяется действием трех основных законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренции.

Объектом международной торговли являются товары и услуги, которые часто обладают высоким качеством. Международная торговля включает два взаимосвязанных процесса: экспорт (вывоз) и импорт (ввоз). Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.

Международную торговлю можно рассматривать как совокупность внешней торговли всех стран мира. Поэтому ее объем можно подсчитывать как сумму объемов экспорта и импорта. Объем экспорта обычно подсчитывают в долларах США, которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна, в вагон станции отправления и т.п.

Импорт включает цену реализации самого товара, затраты на транспортировку до порта (станции) назначения, а также расходы на страхование товаров и услуг, связанные с сохранностью и движением.

При сопоставлении объемов экспорта и импорта может возникнуть отрицательное сальдо , если импорт превышает экспорт, и положительное сальдо, если экспорт превышает импорт. В связи с этим часто вводят понятие «чистый экспорт» как разность между экспортом и импортом применительно к конкретной стране. Чистый экспорт может быть величиной положительной или отрицательной. Положительный чистый экспорт ведет к росту валового национального продукта, отрицательный чистый экспорт его сокращает. Из этого следует, что чистый экспорт всегда вызывает изменения в макроэкономическом равновесии: он влияет на все элементы совокупных расходов (потребление, инвестиции, государственные расходы).



Влияние чистого экспорта, как и всякого фактора совокупного спроса, сопровождается мультипликативным эффектом. Экспортные заказы увеличивают выпуск продукции и заработную плату в отраслях, которые выполняют заказ. Затем увеличиваются вторичные и третичные потребительские и инвестиционные расходы. Этот эффект аналогичен мультипликатору инвестиций. Импорт, напротив, сокращает внутреннюю покупательную способность.

Через определенное время действие мультипликатора внешней торговли затухает. Макроэкономическое соотношение между спросом и предложением постепенно приходит в равновесие. В конечном счете реальный эффект, который приносит внешняя торговля, отражает платежный баланс страны.

Одним из важных аспектов проблемы международной торговли является вопрос о том, в какой мере участие данной страны в мировых экономических связях отвечает ее национальным интересам. По данному вопросу во внешнеэкономической политике существуют две концепции: протекционизм и либерализм.

В XV−XVIIIвв. меркантилисты выдвинули идею жесткого протекционизма (с лат. – прикрытие), защиты собственного национального производства. Они всеми средствами пытались стимулировать экспорт и сдерживать импорт товаров.

Протекционизм в современных условиях представляет собой такую политику государства, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкурентов и в то же время поощряет захват внешних рынков. Классическим инструментом протекционизма является таможенная пошлина – налог, который взимается при пересечении товаром таможенной границы и который, следовательно, повышает цену импортируемого товара. Политика жесткого протекционизма ведет к сокращению внешней торговли и может привести страну к самоизоляции.

В период промышленной революции многие страны пришли к идее свободной торговли – фритредерству . В соответствии с концепцией фритредерства проводится политика либерализации, суть которой состоит в том, что государство ставит цель открыть внутренний рынок для иностранных товаров, капитала и рабочей силы с тем, чтобы усилить конкуренцию на нем. При этом предполагается, что национальные предприятия выстоят в конкурентной борьбе.

В реальной жизни современные государства в своей внешнеэкономической политике сочетают либерализм с протекционизмом. При этом используются различные инструменты: таможенные тарифы и нетарифные меры.

К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины – государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны товаров.

К нетарифным мерам относятся: внешнеторговые (лицензии, квоты) и административные (стандарты, маркировка, упаковка) акты и действия. Широко используются в мировой практике экономические зоны свободной торговли.

В сфере международной торговли с 1948 года правила игры на мировом рынке во многом определялись Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) – международной организацией, которая действовала на базе Межправительственного многостороннего договора. В 1995 году ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТОобъединяет договорами почти 150 стран. Россия с 1992 года имеет в ней статус наблюдателя, с 2006−2007 гг. (?) Россия – член ВТО.

Всемирная торговая организация. Неэффективность, возникающая из-за торгового протекционизма, заставляет страны искать различные способы, позволяющие снижать тарифы и квоты. В ходе работы над соглашением, принятом на Уругвайском раунде (1994 г.), 120 стран мира создали Всемирную торговую организацию (ВТО) и согласились провести масштабную торговую либерализацию. Эта либерализация предусматривает:

1) снижение тарифов по всему миру;

2) введение новых правил для продвижения торговли в сфере услуг;

3) сокращение сельскохозяйственных субсидий, искажающих торговлю сельскохозяйственными товарами в масштабах всего земного шара;

4) дополнительные средства защиты интеллектуальной собственности;

5) поэтапное снятие квот на текстиль и одежду с замещением их постепенно снижаемыми тарифами.

По оценкам ВТО, благодаря торговой либерализации совокупный ВВП всего мира в 2005 г. будет на 6 трлн. долл. больше (или на 8%).

Платежный баланс

Платежный баланс страны – это соотношение платежей за границу и поступлений из-за границы за определенный период. Это соотношение названо так потому, что составляется в форме бухгалтерских счетов. В них содержатся статистические отчетные данные о торговых и финансовых сделках между хозяйственными субъектами страны и заграницы. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс данной страны активен; если сальдо этих платежей и поступлений отрицательное, то баланс пассивен.

Платежный баланс состоит из двух колонок: поступлений, или актива, и платежей, или пассива. Типовая структура платежного баланса по укрупненным статьям представлена в таблице 6.

Таблица 6 Типовая структура платежного баланса

Платежный баланс представляет собой отчет, в котором отражены внешнеэкономические операции резидентов (с лат. – сидящий, пребывающий) данной страны с нерезидентами других стран за определенный период. Между резидентами и нерезидентами осуществляются операции:

ü с товарами, услугами и доходами;

ü с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении остальных стран мира;

ü классифицируемые как трансферты.

Основным принципом построения платежного баланса является система двойных бухгалтерских проводок, при которой каждая операция представляется двумя проводками одинаковой стоимостной величины. Одна проводка регистрируется по кредиту «+», другая – по дебету «−».

Традиционно в рамках платежного баланса выделяют три группы показателей:

1) в первую входит счет текущих операций, в котором приводятся показатели экспорта и импорта товаров и услуг, доходы, получаемые из-за рубежа и выплачиваемые за рубеж, текущие трансферты за рубеж и из-за рубежа;

2) во вторую – счет операций с капиталом, в котором представлены операции с капитальными трансфертами;

3) в третью – финансовый счет, который включает многочисленные операции движения внешних финансовых активов и обязательств данной страны.

Первоосновой платежного баланса является торговый баланс, который отражает соотношение между экспортом и импортом товаров и услуг.

Валютный курс

Под валютой принято понимать денежную единицу страны, а также денежные знаки иностранных государств. При установлении экономических отношений между странами определяется валютный курс, по которому взаимно обмениваются национальные валюты. Этот курс объединяет название пропорции обмена двух валют: девизный и обменный курсы.

Девизный курс показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной. Иначе говоря, девизный курс – это цена отечественной валюты, выраженная в единицах иностранной, например, сколько долларов обменивается на 1 рубль.

Обменный курс свидетельствует, какое количество единиц отечественной валюты можно получить в обмен на единицу иностранной. Это – цена иностранной валюты, например, сколько рублей обменивается на 1 доллар.

Валюту подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую.

Конвертируемая валюта беспрепятственно обменивается на любую иностранную. Валюта с ограниченной обратимостью (частично обратимая) обменивается не по всем валютным операциям и не для всех владельцев.

Валютные курсы подразделяются на два основных вида: фиксированные и плавающие. Фиксированный валютный курс (твердо установленный) может быть результатом соглашения заинтересованных стран о поддержании пропорции обмена своих валют на определенном уровне. В случае отклонения курса национальной валюты от установленной величины центральный банк страны проводит интервенцию (с лат. – вмешательство) на валютном рынке. Он покупает или продает национальную валюту с целью восстановить фиксированный уровень своей денежной единицы.

Плавающий курс – это обменный курс на валютном рынке, который зависит от спроса и предложения валют. Так, например, спрос на рубли в основном зависит от объема российского экспорта в США и притока американского капитала в нашу страну. Предложение же рублей определяется объемом импорта России и вывозом из нее капитала в США.

Колебания валютного курса приводят к двум основным последствиям: ухудшению или улучшению положения с экспортом или импортом. Допустим, обменный курс национальной валюты понижается (иностранная валюта дорожает – меняется на большее количество рублей). С одной стороны, это вызывает рост цен на импортные товары (они становятся менее доступными). С другой стороны, улучшается положение с экспортом (он становится более выгодным).

Если обменный курс национальной валюты повышается (иностранная валюта дешевеет – приравнивается к меньшему количеству рублей), то цены на импортируемые товары снижаются, а экспорт дорожает, что ведет к его уменьшению.

Существует определенная взаимосвязь между торговыми и валютными отношениями. Активное сальдо торгового и платежного баланса позволяет обеспечить повышающийся курс национальной валюты. К этому надо добавить положительное сальдо государственного бюджета (превышение доходов над расходами). Пассивное сальдо торгового баланса ведет к понижению курса национальной валюты и дополняется бюджетным дефицитом.

В основе фиксированного курса лежит валютный паритет , т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. При монометаллизме – золотом или серебряном – базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения в сокровище. Это обусловлено эволюцией товарного производства, денежной и валютной систем. До середины 70-х гг. ХХ в. базой валютного курса служили золотое содержание валют – официальный масштаб цен – и золотые паритеты, которые после Второй мировой войны фиксировались МВФ. Мерилом соотношения валют была официальная цена золота в кредитных деньгах, которая наряду с товарными ценами являлась показателем степени обесценения национальных валют. В связи с отрывом в течение длительного времени официальной, фиксируемой государством цены золота от его стоимости, усилился искусственный характер золотого паритета.

На протяжении более чем 40 лет (1934−1976 гг.) масштаб цен и золотой паритет устанавливались на базе официальной цены золота. При Бреттон-Вудской валютной системе в силу господства долларового стандарта доллар служил точкой отсчета курса валют других стран. После прекращения размена доллара на золото по официальной цене в 1971 г. золотое содержание и золотые паритеты валют стали чисто номинальным понятием.

В результате Ямайской валютной реформы западные страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. С отменой официальных золотых паритетов понятие монетного паритета также утратило значение.

В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете – соотношении между валютами, установленное в законодательном порядке, − и колеблется вокруг него.

Сторонники системы фиксированных валютных курсов утверждают, что ее использование уменьшает риск и неопределенность, связанные с международной торговлей и финансами. Считается, что применение фиксированных валютных курсов приводит к расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако жизнеспособность систем с фиксированными валютными курсами зависит от двух взаимосвязанных условий: наличия достаточных резервов и случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большие и постоянные дефициты могут свести на нет резервы страны. Страна с недостаточными валютными резервами сталкивается с менее желательными вариантами выбора. С одной стороны, она должна будет решиться на болезненные и политически непопулярные макроэкономические меры адаптации в виде инфляции или спада. С другой стороны, этой стране, возможно, придется прибегнуть к протекционистской торговой политике или валютному контролю, которые ограничивают объемы международной торговли и финансов.

В России действует плавающая система установления курса рубля. Ответственность за поддержание курсов иностранных валют к рублю несет Центральный банк РФ.

Часть IV

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоя­щая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформ­ляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государ­ством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензиро­вание и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ве­дения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также прочие кредитные и иные соглашения. Основные отличия внешней торговли от внутренней: ° товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внут­ри страны;

° при расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления ва­лют различных государств;

° внешняя торговля в большей степени подвержена государ­ственному контролю, нежели внутренняя; ° большее число покупателей и большее число конкурентов.

Внешняя торговля всегда была и остается объектом присталь­ного внимания государства. Существуют два основных вида внеш­неторговой политики: политика свободной торговли и политика протекционизма.

Свободная торговля - это политика невмешательства го­сударства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых огра­ничений.

Протекционизм - государственная политика защиты внут­реннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекцио­низма осуществляется посредством прямого и косвенного ограни­чения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекцио­низм группы стран в отношении стран, не входящих в группиров­ку). Политика протекционизма осуществляется при помощи та­рифных и нетарифных методов (рис. 39).

В России в целях стимулирования роста национальной эконо­мики Правительство РФ и органы исполнительной власти субъ­ектов РФ согласно законодательству способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в т.ч. через осуществление феде­ральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности. Ежегодно Правительством РФ разрабатывается и представляется на утверждение в Федеральное собрание РФ од­новременно с проектом Федерального бюджета программа, ко­торая содержит:

1) прогноз торгового баланса как составную часть платежного ба­
ланса РФ;

2) оценку современного состояния и проблем торгово-экономи­
ческих отношений РФ с иностранными государствами;

3) план внешних заимствований РФ с детальным описанием целе­
вого использования иностранных кредитов;

4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использова­
нием средств Федерального бюджета или под гарантии Прави­
тельства РФ;

5) план обсуждения внешнего долга РФ;

6) плав поступлений от обсуждения долгов иностранных госу­
дарств перед РФ;

7) перечень мер государственного внешнеторгового регулирова­
ния, ставки пошлин таможенного тарифа и пределы их возмож­
ного изменения, количественные ограничения экспорта и им­
порта, меры по защите внутреннего рынка;

8) перечень мер стимулирования промышленного экспорта на со­
ответствующий год;

реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних
и многосторонних обязательств, допущенных в отношении
российских лиц на рынках отдельных государств, и перечень
принятых и намечаемых мер по защите законных торгово-эко­
номических интересов РФ.

Товарооборот между странами осуществляется по мировым ценам. В их основе лежит интернациональная стоимость. Это означает, что на мировом рынке находят общественное признание общественно необходимые интернациональные затраты труда. Страна, с издержками производства выше интернациональных, проигрывает во внешнеэкономических связях, и наоборот.

Цена на мировом рынке формируется на рыночной стоимости товара и мировом стандарте его качества. Однако на практике закон стоимости на мировом рынке реализуется не в чистом виде. На цену товара воздействует множество факторов: внешнеторговые и валютные ограничения, политика ТНК, курсы валют, биржевые спекуляции и др. Но и здесь закон стоимости как тенденция оказывает воздействие на международный обмен как определенный регулятор рыночной экономики.

Необходимо учитывать, что объект торговли на мировом рынке - не продукция всей страны, а лишь отдельные товары, пробивающие себе дорогу на международный рынок в результате успеха в острейшей конкуренции за снижение издержек производства и высокое качество экспортируемого товара.

На мировом рынке принцип равной прибыли на равный капитал, выступающий одним из важнейших при формировании цен на национальных рынках, перестает действовать. Мировые цены и прибыль на мировом рынке складываются не путем усреднения национальных затрат труда, а на основе усреднения затрат труда производителей товаров- участников международной торговли.

Платежный баланс представляет собой итог всех внешнеэкономических операций страны и выражает соотношение нетто- изменений денежных требований и обязательств страны по отношению к остальному миру за определенный период времени.

Наиболее же распространенным подходом к определению платежного баланса является определение его как состояния суммы фактических платежей, получаемых страной из-за границы, и суммы платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени (обычно за год).

При активном платежном балансе страна получает из-за границы платежей больше, чем заплатила сама, при пассивном - наоборот.

В доходную часть платежного баланса входят поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложений за границей, доходов от иностранного туризма, валютно-кредитных операций и др. Соответственно такие же статьи включаются и в расходную часть платежного баланса.

Важнейшая составная часть платежного баланса-торговый баланс. В нем

отражаются поступления и расходы страны по экспорту, импорту и реэкспорту.

Экспорт – вывоз товаров работ и услуг за пределы государства, импорт – ввоз.

Соотношение импорта и экспорта называется сальдо торгового баланса или «чистый экпорт».



Торговый баланс отражает движение товаров, услуг неторговых платежей и др.

Состояние платежного баланса оказывает существенное влияние на курс валюты. Как платежный баланс, так и валютный курс в концентрированном виде дают представление не только о внешнеэкономическом положении страны, но и о состоянии ее внутренней экономики.

Одним из важнейших понятий внешней торговли является конвертируемость валют. Конвертируемыми называются валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты.

Существующие виды конвертируемости подразделяются на две условные группы: полную и частичную конвертируемость. Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз - вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время. Такая форма конвертируемости была характерна для периода золотого стандарта.

Частичная конвертируемость указывает на наличие определенных валютных ограничений, которые распространяются на субъекты, объекты и зоны обратимости.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей, иначе говоря, страна не должна иметь дефицита платежного баланса. Конвертируемость требует наибольшей открытости национальной экономики, беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под влиянием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в

значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Выработка внешнеэкономической политики и регулирование внешнеэкономических связей являются исключительной функцией государства. Цель внешнеэкономической политики любой страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов, решении внешнеэкономических проблем на взаимовыгодной экономической основе, обеспечении экономической безопасности страны.

Существует два варианта внешнеторговой политики:

1 Фритредерство (свободная торговля) – когда государство отказывается от защиты отечественных товаропроизводителей.

2. Протекционизм – когда государство защищает отечественных товаропроизводителей от демпинга со стороны иностранных товаропроизводителей. Демпинг – продажа товаров по цене ниже себестоимости.

Государственный протекционизм - это система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними хозяйствующими субъектами по поводу создания и поддержания наилучших условий развития национальной экономики (в целом), обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Следует разграничивать узкое и широкое значение понятия «протекционизм». В узком понимании протекционизм ограничен сферой торговли и направлен на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

В широком значении протекционизм представляет систему защитных мер, охватывающих весь процесс воспроизводства и направленных на реализацию долговременных национальных экономических интересов перед внешнеэкономической экспансией.

В рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Отстаивая экономические интересы нации, протекционизм представляет собой институциональный регулятор иммунитета национальной экономики.

Государственный протекционизм осуществляется в трех направлениях:

1) на предотвращение существующей или потенциальной угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил - оборонительный или пассивный протекционизм;

2) на создание особо благоприятных условий для накопления отечественного капитала в целях ускорения темпов экономического роста и придания устойчивости всей национальной экономике - активный протекционизм;

3) на усиление конкурентных возможностей национальными предпринимателями и выхода на мировой рынок - наступательный протекционизм.

При выработке внешнеэкономической политики следует учитывать, что протекционизм и свободная торговля - это два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях, в развитии которых можно выделить две тенденции.

Первая - это борьба протекционизма и свободной торговли в один и тот же период. В данном случае прослеживаются два участника этой борьбы - крупный торгово-финансовый капитал с защитой свободной торговли и производительный капитал, заинтересованный в защите отечественного производителя от иностранной конкуренции.

Вторая тенденция - борьба этих двух тенденций (протекционизма и свободной торговли) во времени. Суть в том, что когда отечественное производство только набирает силу, оно заинтересовано в реализации протекционистской экономической политики. Но по мере накопления и роста отечественного производства появляется заинтересованность к свободному рынку.

Страны-лидеры заинтересованы в свободной торговле. На практике политика свободной торговли для экономически развитых стран служит продолжением политики протекционизма. Развитые страны имели в своей истории длительный период жесткого протекционизма. Следует заметить, что и сейчас они осуществляют избирательную политику протекционизма и жесткой торговли (обеспечение обороноспособности или национальной безопасности, защита молодых и слабых отраслей от демпинга и т.д.).

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов (льгот и ограничений, тарифов, пошлин, квот, лицензий, государственное законодательство), определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Введение………………………………………………………………………..3

1.Внешняя торговая политика государства и ее цели……….………………4 1.1 Торговая политика и ее цели……………………...…………………..4

1.2 Инструменты торговой политики…………………………………….6

1.3 Тарифные методы регулирования международной торговли………7

1.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли……9

1.5 Скрытые методы торговой политики………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………17

Введение.

Развитие мировой экономики во второй половине ХХ века характеризовалось рядом специфических тенденций. Одной из наиболее заметных стало опережающее развитие мировой торговли по сравнению с мировым производством: с 1950 по 1973 гг. объем мировой торговли увеличивался в среднем почти на 8% ежегодно, в то время как объем мирового ВВП рос в среднем на 5% в год, а в период с 1974 по 1994 гг. экспорт и объем ВВП увеличивались ежегодно в среднем на чуть более 4% и чуть менее 3%, соответственно.

Данный процесс потребовал установления международных правил, регулирующих сферу торговых взаимоотношений и облегчающих тем самым налаживание взаимовыгодных экономических связей между различными государствами, обеспечивая свободу торговли, равноправие всех участников мирового рынка, не допуская дискриминации между ними и устраняя протекционистские действия государств. Не менее важным является процесс создания глобальных организаций в сфере торговли, призванных обеспечить разработку, принятие и соблюдение вышеуказанных международных правил, а также служить арбитром при рассмотрении разногласий и споров, возникающих между государствами в процессе международного обмена товарами и услугами, и связанных с этим вопросов.

В мире на сегодняшний момент насчитывается огромное количество различного рода региональных соглашений, нацеленных на разные уровни экономической и политической интеграции: от обычного экономического сотрудничества или создания зоны свободной торговли до экономического и валютного союза

Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику.

1.Внешняя торговая политика государства и ее цели .

1.1Торговая политика и ее цели

Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

    изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

    изменение объема экспорта и импорта;

    изменение структуры внешней торговли;

    обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией...)

    изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны в каждый данный момент выигрывают от международной торговли. Средством такой конкурентной борьбы является торговая политика.

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).

Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация с их отменой. К основным инструментам торговой политики относятся:

· Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода.

· Торговые квоты - установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.

· Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах.

· Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

· селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

· отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

· коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

1.2 Инструменты торговой политики

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

1.3 Тарифные методы регулирования международной торговли

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

· свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

· конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

Ÿ адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Ÿ специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

Ÿ комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

2. По объекту обложения:

Ÿ импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Ÿ экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

Ÿ транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3. По характеру:

Ÿ сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Ÿ антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Ÿ компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

1.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

1. По направленности их действия квоты разделяются на:

Ÿ экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

Ÿ импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

2. По охвату квоты делятся на:

Ÿ глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;

Ÿ индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:

· разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

· глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

1.5 Скрытые методы торговой политики

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

Виды скрытого протекционизма.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

· технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

· внутренние налоги и сбор - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

· политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

· требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Заключение.

Внешняя торговая политика государства - это одно из основных направлений его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе и на международной арене. И грамотный подход обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

Правильный подход государства к внешней торговле - взаимовыгодное сотрудничество государств, которое проявляется в специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Политика государства и ее приоритеты на современном этапе развитияКурсовая работа >> Финансы

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ НА... Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий... внутренних и внешних ин­вестиций для... -1“ в г.Витебске; производственно-торгового центра народного творчества и ремесел...

  • Торговая политика стран и её инструменты

    Реферат >> Экономика

    Будет максимизировать свой выигрыш, приносимый ей внешней торговлей, в точке С - точке пересечения кривой... групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом . Проводимая государством политика протекционизма для отдельных...

  • Торговая политика развитых стран

    Реферат >> Экономика

    И реализации страной максимальной выгоды.1 В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной... целое . Извечной проблемой торговой политики была дилемма: протекционизм - свобода торговли. В определенной степени разрешения ее ...

  • Тенденция осуществления таможенной политики в современной всеобщей системе государств

    Контрольная работа >> Таможенная система

    Осуществления таможенной политики государств в современных условиях. Цель исследования предопределила... разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства . Таким образом, начинают зарождаться... тарифа, который принесет ей чистый выигрыш; когда...