Выразительные средства языка в рассказе хитрые вороны. Конспект урока по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны. Просмотр содержимого документа «В. Чаплина. « Хитрые вороны»»

Страница 10 из 19


ХИТРЫЕ ВОРОНЫ.
Это было в конце лета, когда природа, уставшая от жары, уже отдыхает и готовится сменить свои зеленые одежды на яркий осенний наряд. Однажды вечером, гуляя вдоль речки, свернула к мостику и стала свидетелем такой вот смешной сцены… Под этими маленькими мостками уже несколько лет жила целая стая собак. И каждой весной рождались щенята. Сначала это были маленькие пушистые комочки, которые неуклюже возились друг с другом. Теперь они уже подросли и осваивали все новые и новые пространства рядом со своим домом... Их подкармливали сердобольные старушки из окрестных домов. И вот такая картина предстала передо мной. У миски с едой стоял один из щенков-подростков, доедавший последние кусочки. Его хвостатые собратья развалившись неподалеку на травке отдыхали, греясь на солнышке и переваривая обед. А вокруг этого хозяина миски собрались несколько ворон которые видели, что еда уже скоро закончится и поэтому перешли к решительным действиям. Вороны очень умные птицы и придумали они следующее…Одна из ворон расположилась позади щенка, а другая прямо перед его миской. Первая, опасливо поглядывая, подскакивала к подростку, клевала его за хвост и тут же отлетала. И в то же самое мгновенье, когда щенок оборачивался назад, мечтая схватить обидчицу, ее товарка тут же хватала кусочек из миски и улетала с ним обедать. Ее сменяла следующая голодная птица. Вот так хитрецы, до чего додумались, ведь голод не тетка. А глупый щенок так ничего не понимал и все так же продолжал реагировать на их уловки. И вскоре он оказался наедине с пустой миской. Я же направилась к дому, вдоволь посмеявшись над глупым щенком. Но однажды при встрече с воронами мне было совсем не до смеху.

Как-то весной в мае иду по тропинке к метро. А впереди передо мной на довольно большом расстоянии шла молодая пара. Размечтавшись о предстоящем лете, не сразу заметила, что молодежь впереди как-то странно себя ведет. Парень вдруг бросился бежать, сгорбившись и прикрывая голову руками, за ним поспешила девушка. Приглядевшись увидела, что над ними кружили то приближаясь, то удаляясь две черные птицы. Что же это значит, подумала я. Ничего не понимая, двигаюсь дальше и вскоре подошла к тому же месту. И почти сразу увидела в нескольких метрах от меня довольно крупного длинноногого вороненка, который чуть испуганно вышагивал недалеко от тропинки. И тут же услышала громкое карканье. Я с испугом стала поглядывать на ближайшие деревья и на одном из огромных старых тополей заметила двух ворон. Видимо вороненок вывалился из гнезда и еще не умел летать, а может быть, повредил крылышко. Но с такой охраной он был в полной безопасности. Молодежь видимо близко подошла к нему, а может, вовсе не заметили. Тогда родители и начали атаку, переживая за безопасность своего чада. Тогда парнишке и досталось, да защититься от таких мощных клювов не так-то просто. Пришлось быстро ретироваться, спасаясь бегством. Вот такими прекрасными родителями оказались вороны. Они даже не боятся человека, если нужно защитить своего птенца.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Вера Чаплина
Рассказы про птиц и зверей

© Чаплина В. В., насл., 2018

© Ситникова Е. А., ил., 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *




Кто как живёт

Птицы под нашим окном


Птиц в природе много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Но одних птиц увидеть непросто – они обитают в глухих лесах, в непроходимых болотах, в безлюдных горах. А есть птицы, которых мы видим каждый день. У домов видим, в саду видим, в парках встречаем. Вот про этих птиц и рассказано в этой книге.


Воробей


– Чик-чирик, чик-чирик, – это воробей за окном чирикает.

Воробьи чаще всего около человека живут. Зимой, где крошки подберут, где зёрнышками полакомятся. А как наступит весна, тут воробьи начнут с деревьев да с кустов разных вредных гусениц собирать, ими птенцов своих кормить.



Вырастут воробьята, уже большие, уже летают хорошо, а всё за родителями гоняются. Догонят, крылышками трепещут, рты раскрывают – это они еду так просят.


Ворона


– Карр! Карр! – кричит ворона.

Ворону все знают. Она и в городе живёт, и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и за другими мелкими зверьками охотится.



Ранней весной вороны начинают гнездо строить. Строят на дереве. Построят гнездо, потом птенцов выведут. Вот тут-то и начнутся главные заботы. Принесут вороны добычу, одному птенцу дадут, другому… никого не забудут, всех накормят и опять за кормом полетят.

А когда птенцы из гнезда вылетят, здесь родители будут зорко за ними следить. Увидят, к ним кошка крадётся, мигом на помощь спешат. Шум, крик поднимут, так и налетают на кошку, так и налетают, клюнуть её стараются. Испугается кошка, убежит, а вороны покружатся около птенца и уведут его подальше от опасности.


Скворец


Весной, из далёких жарких стран, прилетают скворцы. А здесь для них уже домики-скворечни приготовлены. Выберет скворец домик. Сядет около него и начнёт свои весёлые песни распевать.

Песня у скворца особенная – то запоёт так красиво, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает. Зато как выведутся птенцы, тут уж скворцам не до песен. Целый день собирают они разных насекомых, слизней, гусениц… своим птенцам носят.

А осенью соберутся скворцы в большие стаи и опять улетят от нас в далёкие жаркие страны.


Ласточка-касатка


Высоко в небе летают ласточки. Они за мошками там охотятся. В хорошую погоду мошки высоко держатся и ласточки высоко, а к непогоде мошки низко, к самой земле, спускаются и ласточки низко летают. По ласточкам можно и погоду узнать. Высоко летают – хорошей погоде быть. Низко летают – дождь будет.




На лету ласточки мошек ловят, на лету воду пьют и даже купаются на лету. Промелькнёт ласточка над самой водой, чуть окунётся – и опять в воздухе. Ещё раз окунётся. Ещё раз. Вот и искупалась.

Своё гнездо ласточки-касатки под крышей сарая или под крышей дома строят. Из илистой земли его лепят. А чтобы гнездо держалось крепче, в комочек земли длинные травинки примешивают, слюной смачивают.


Синица


Весь день синицы с дерева на дерево, с сучка на сучок перепархивают. Каждый листик, каждую веточку осмотрят – насекомых да личинки ищут. Ведь надо и самим поесть, и птенцов накормить.

Птенцов в каждой синичьей семье много. Бывает, даже двенадцать выведется. Еле в гнезде умещаются.

Зимой синицы в тёплые страны не улетают. Трудно им зимой – холодно, голодно. Зимой им помочь надо. Кормушки сделать. В кормушки семечки насыпать. Кусочек несолёного сала на верёвочке повесить. Синички сразу поймут, где их кормят, где не обижают, и будут каждый день к кормушке прилетать.


Сорока


У сороки хвост длинный, чёрный. Голова и крылья тоже чёрные, а бока и живот белые-белые, потому и зовут её сорока-белобока. А ещё её зовут сорока-воровка. Как увидит она что-нибудь маленькое, блестящее, сразу старается утащить да спрятать.

Обитает сорока почти всегда в лесу, но иногда селится и возле дома, где люди живут. Здесь она старательно облетает свой участок и ищет, чем бы ей поживиться. Кормится сорока слизнями, червяками, разные зёрна клюёт. Попадётся мышонок – и его словит.

Сорока – птица пугливая и осторожная. Своё гнездо строит на дереве, среди густых сучьев. Гнездо – с крышей из веток. Крыша хоть и не плотная, но птицу охраняет. Сквозь неё не скоро сороку разглядишь, когда она птенцов высиживает.


Как заяц живёт в лесу


Это заяц-беляк. Он в лесу живёт. Днём заяц спит, а как начнёт смеркаться, тут он бежит кормиться: где травку съест, где с молодой осинки кору погрызёт. Ест, а сам прислушивается…



Много врагов у зайца, от всех надо уметь спрятаться, от всех уметь убежать.

РЫСЬ
РОСОМАХА
ЛИСА
ВОЛК

Филин тоже в лесу живёт. Днём филин отдыхает, а как наступит вечер, как потемнеет, тут он на охоту вылетает. Летит филин между деревьями, а сам добычу высматривает: разных птиц, зверьков ловит и на зайцев тоже охотится.

Уши у зайца длинные, чуткие, лапы сильные, быстрые. Как услышит опасность, так бежать припустится, что его и волку, и лисе не всегда догнать удаётся.

Здесь маленькие зайчата спрятались. Они только сегодня родились, а уже и видят, и слышат хорошо. Накормила зайчиха малышей и ушла сразу. А зайчата посидели немного рядышком и разошлись в разные стороны. Нашёл каждый себе укромное местечко, лежат – не шелохнутся. Попробуй найди их!

Бегает зайчиха по лесу, своих малышей ищет. А если встретит чужого зайчонка, то и его накормит. Молоко у зайчихи жирное, сытное, потому и кормит она детёнышей редко: когда через два дня, когда через четыре. Так она детёнышей от врагов оберегает, чтобы следов к ним не оставить. Ведь по следу их каждый найдёт.




Идёт лиса. Ищет, чем бы ей поживиться. Совсем рядом пройдёт, а зайчонка не учует. Прижался малыш к земле, его и не видно, и следов зайчихи к нему нет. Вот и пройдёт лиса мимо.



Быстро растёт зайчонок. Только восемь дней исполнилось, а у него уже зубки выросли, уже травку жуёт. А как исполнится ему две недели, здесь зайчонка и поймать трудно. Ишь как прыгает, маленький, да удаленький.



Вот и осень наступила. На деревьях листья пожелтели, в лесу брусника, клюква поспела, грибы ещё есть. Хорошо осенью в лесу: и зверькам и птицам – всем сытно.

За лето да за осень вон как зайчонок вырос, совсем большой стал, а к зиме он серую летнюю шёрстку на тёплую шубу сменил. Теперь он весь белый, белый как снег, только самые кончики ушей чёрные. Притаился заяц в снегу, его и не заметишь.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;

развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;

воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.

Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

Словесное обозначение книги или текста.

Описание своей жизни.

Ответы:

ВОШЕБНАЯ СКАЗКА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

НАЗВАНИЕ

АВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

В. Чаплиной.

4. Получение изображения.

А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:

Описание города, где жили дети;

В какой город переехала семья?

Почему ребятам негде было играть?

Описание пустыря, где дети играли;

Что находилось рядом с домом?

Что росло по краям пустыря?

Описание ореховых деревьев;

Какими были деревья грецкого ореха?

Что нужно было иметь, чтобы получить орех?

Описание ворон;

Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?

Как прилетали вороны?

Описание «кузниц»;

Как вороны добывали себе вкусную мякоть?

Где были устроены «кузницы» ворон?

Описание запасов ворон.

Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)

Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:

Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.

План:

Принятое решение.

Наша хитрость.

Большая добыча.

Догадка ворон.

Хитрость ворон.

(появление второй части изображения на доске)

В) Работа в группах:

Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

Домики ___________________

Улицы____________________

Заборы______

(появление третьей части изображения)

5. Чтение сообщений о воронах.

Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.

Внешний вид.

Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте

Ворона - всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.

Гнездование.

Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.

6. Беседа о природе.

Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?

Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?

Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!

7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Стр. 222 вопрос 3.Ф

Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.

Домики ___________________

Улицы____________________

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

учит, будем:

Выделять главное.

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр

2гр.

3гр

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал - глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка - головной убор Ташкент - столица Узбекистана

Русский язык - язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть.

Чтение по цепочке. 2 часть

Кто побеждал в этих драках?

РАССКАЗ -

количеством героев.

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Кисабаев Тлеген Жумабаевич, 21.05.2018

386 2

Содержимое разработки

Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»

2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!

Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.

3. Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

1.Сообщение темы и цели урока.

Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему

учит, будем:

Выделять главное.

Сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка – головной убор Ташкент – столица Узбекистана

На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..

Чтение по цепочке. 2 часть

Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).

Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?

В чем заключалась их хитрость?

Кто кроме детей любит лакомиться орехами?

Как вороны раскалывали орехи?

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым.

количеством героев.

Кто главные герои? (ребята, вороны)

Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?

3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

1 звезда: что лично мне понравилось.

2 звезда: какие затруднения возникли.

Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька

Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька

Трудно, непонятно- первая ступенька.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Вскоре из воробьиного жилья послышался громкий писк птенцов. Они начинали пищать каждый раз, когда прилетали с кормом родители, а так как те кормили своё прожорливое потомство беспрерывно в течение всего дня, то до самого вечера и слышался писк из гнезда.

В этот год я жила на даче одна, и с шумливыми птенцами было как-то веселее. Сколько было за карнизом воробьят, я не знала, но шумели они основательно. Судя по писку, гнездо находилось в стороне от лаза, и, несмотря на все мои старания, увидеть птенцов я никак не могла.

Увидела я своих пернатых соседей лишь после того, как они достаточно подросли, полностью оперились и начали сами выглядывать из гнезда. Скандаля и отталкивая друг друга, тянулись они навстречу родителям, жадно открывая свои клювы. И забавно было смотреть, как подлетевший воробей, кое-как уцепившись за краешек доски, сразу не мог решить, в какой из широко открытых клювиков надо сунуть мошку или гусеницу. Да, нелегко в это время приходилось воробьям!

Но вот настала пора вылетать птенцам из гнезда. Меня очень интересовало, как же это они проделают в первый раз? Как будут эти несмышлёныши овладевать воробьиной наукой и как будут их учить уму-разуму родители? Поэтому целые дни я буквально не спускала глаз с воробьиного семейства. И всё-таки за вылетом первых птенцов из гнезда я не уследила. Лишь последний, очевидно самый ленивый или трусишка, ещё продолжал сидеть на самом краю карниза, готовый вот-вот слететь, и никак не мог на это решиться. Громким криком он призывал родителей, прося у них еду, а они, занятые уже вылетевшими птенцами, не обращали на него внимания. Впрочем, нет, время от времени они к нему подлетали с полным клювом лакомых гусениц, но корм не давали, а старательно пытались выманить трусишку за собой. Они то подлетали к птенцу, то садились на ближнюю ветку и всем своим видом показывали, что кормить лентяя в гнезде не намерены.

Наконец голодный воробьишка не выдержал. Взобрался на самый-самый край карниза, неловко взмахнул крылышками и… камушком упал вниз. Он сидел на земле испуганный и растерянный своим неожиданным полётом, похожим скорее на падение. Но к птенцу тут же подлетела воробьиха, села рядом с ним, и птенец сразу успокоился. Потом, очевидно вспомнив, что голоден, он вдруг затрепыхал крыльями, широко раскрыл клюв и потянулся к воробьихе. Сунув в раскрытый клюв птенца еду, та взлетела на дерево, а воробьишка остался на земле. Он сидел в траве и старательно перекликался с матерью. Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.

«Что они говорят?» - подумала я и, дождавшись, когда воробьиха улетела за едой, стала осторожно подходить к птенцу. А он, глупый, сидел, чирикал и совсем не обращал на меня внимания, - видно, родители ещё не успели его научить опасаться людей. Я подошла к нему совсем близко, встала рядом, протянула руку, а птенец всё сидел и чирикал. Тут вдруг подлетела мать. Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! Нетрудно было догадаться, что это она меня старается от птенца отвести, а его об опасности предупреждает.

Смотрю, и птенец сразу чирикать перестал. Затаился в траве, не шелохнётся, только глаза-бусинки поблёскивают. Хотела я его взять, нагнулась, да раздумала - зачем пугать малыша! Отошла я в сторону, села на скамейку и гляжу, что же он дальше делать будет. А малыш по-прежнему затаился и голоса не подаёт - наверное, ждёт, когда ему мать разрешит.

Долго он так сидел, а я делала вид, будто в другую сторону гляжу, а сама незаметно за воробьями наблюдала. Воробьиха сначала волновалась, кричала, а потом, увидев, что опасность её птенцу не грозит, сразу поведение изменила. Сперва замолчала, потом немного по веткам попрыгала, потом чуть ниже спустилась и совсем другим голосом что-то чирикнула. Птенец встрепенулся. Тут же ей ответил, а мать уже на самую нижнюю ветку слетела, чирикает, за собой несмышлёныша птенца манит. Только он к ней, она на другую ветку, что повыше, перелетит… ещё повыше… ещё на другую… Так и увела за собой птенца.

Интересно мне стало, как теперь, после полученного урока, поведёт себя птенец, если я к нему подойду. Дождалась, когда воробьиха улетела, и снова пошла к птенцу. Так же осторожно, так же тихо ступала, только на этот раз он уже меня к себе не подпустил, сразу замолчал и повыше перепорхнул, да так затаился среди густой листвы дерева, что не скоро и разглядишь. Хоть и мал птенец, а, видно, пошла ему впрок воробьиная наука.