Применение кассовых аппаратов в году. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Отменят ли онлайн-кассы для ип на енвд и патенте

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» торговля в стране поэтапно переходит на онлайн-ККТ - сегодня зарегистрировано более 2,3 млн новых касс. Чтобы разобраться, кому нужно ставить кассовый аппарат в этом году, читайте нашу статью.

Для перехода на новый порядок мало просто купить кассу и зарегистрировать ее в ФНС. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров - а значит, вам потребуется кассовая программа , которая это умеет. Наше приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Все, что связано с использованием ККТ, регулирует 54-ФЗ. Этот закон отвечает и на вопросы, кто и когда должен ставить кассу, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, кто вообще освобожден от установки новой техники. Разберем для начала, зависит ли применение ККТ от формы собственности бизнеса.

Нужно ли ставить кассовый аппарат для ИП в 2019 году?

Нужен ли кассовый аппарат для ИП - раньше решали сами предприниматели: они могли выбирать, чем подтверждать покупку. Можно было использовать не только кассовые чеки, но и другие документы - например, товарный чек . После принятия поправок в 54-ФЗ порядок изменился.

Так обязательно ли ИП иметь кассовый аппарат сегодня? Для некоторых предпринимателей, например, тех, кто занят в рознице и общепите и имеет наемных сотрудников, эта обязанность наступила уже в июле 2018. А к июлю 2019 года поставить кассы обязаны уже практически все - и ИП, и организации. Техника должна быть нового образца - с подключением к интернету для онлайн-передачи данных в налоговую.

Исключение только одно. До 1 июля 2021 года вправе не применять кассовую технику ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах.

Нужен ли кассовый аппарат для ООО?

Применение ККТ не зависит от формы собственности организации, то есть ООО тоже должны использовать новые кассы. При этом срок перехода на новый порядок определяется налоговым режимом. Далее мы подробно разберем, кому и когда надо ставить кассу в зависимости от формы налогообложения.

Нужен ли кассовый аппарат при ЕНВД?

Раньше отдельным категориям предпринимателей на вмененке можно было не использовать ККТ, но поправки в закон обязали их установить новую технику. Теперь при ЕНВД кассовые аппараты обязательны для всех. Различается только срок установки: кто-то должен был поставить кассу уже в этом году, а кому-то дали еще год отсрочки. Подробнее об этом - ниже.

Кассовый аппарат для ИП на ЕНВД: нужен ли, когда ставить, штрафы за отсутствие

К 1 июля 2019 года должны поставить ККТ те, кто оказывает услуги населению и те, кто работает в рознице, общепите или торгует подакцизными товарами и при этом не имеет наемных сотрудников. Если они есть - установить ККТ надо было еще в прошлом году.

При установке кассы надо не забыть про оснащение рабочего места продавца. Но клиентам МоегоСклада можно об этом не думать - мы предлагаем уже готовое АРМ кассира . Это альтернатива дорогим POS-системам, которая позволит потратить на автоматизацию рабочего места продавца вполовину меньше. С удобным АРМ кассира МойСклад можно вести складской учет, регистрировать продажи, пробивать чеки. Просто запустите программу на компьютере или ноутбуке, а затем подключите к нему фискальный регистратор и сканер.

Если предприниматель проигнорирует закон, его оштрафуют - до 50% выручки, прошедшей «мимо кассы» (не меньше 10 000 рублей). За повторное нарушение, если сумма расчетов в совокупности будет 1 млн рублей и более, с 1 июля 2018 года грозит штраф от 800 000 до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Касса для ООО на ЕНВД: когда устанавливать, какие грозят штрафы

Организации на вмененке тоже должны поставить ККТ. Те, кто занят в рознице, общепите или продаже подакцизных товаров - уже должны были обзавестись кассой к 1 июля прошлого года, остальные - обязаны успеть до 1 июля 2019.

За несоблюдение закона организациям грозит штраф до 100% выручки, полученной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. С июля этого года, если компанию поймают повторно, а сумма расчетов составит более 1 млн рублей, налоговики смогут взыскать от 800 000 до 1 млн рублей.

Нужен ли кассовый аппарат при патенте в 2019 году?

Нужен ли кассовый аппарат при УСН?

Однозначно - да. Если вы выбираете упрощенную систему налогообложения, то должны использовать ККТ. При этом, если юрлицо (ИП или ООО) на УСН оказывает услуги населению, кассовый аппарат нужно успеть поставить к 1 июля 2019 года - при условии, что выдаются бланки строгой отчетности . Для тех, кто занят в общепите, отсрочка зависит от наличия наемных сотрудников. Если их нет - кассу надо установить к 1 июля 2019 года, если есть - она должна была появиться к июлю 2018.

Затягивать с покупкой не стоит - в прошлом году на новый порядок перешли около 1 млн предпринимателей! В этом году возможен дефицит фискальных накопителей - а значит, цены взлетят, причем на фоне ажиотажа и задержек в поставках: как показал прошлый опыт, большинство бизнесменов тянут буквально до последних недель. Чтобы сэкономить время, деньги и нервы, подумайте о заранее - сейчас действуют выгодные акции, а вся техника в наличии.

Нужна ли онлайн-касса самозанятым?

С 1 января 2019 предприниматели из Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана могут перейти на экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» или, иначе говоря, зарегистрироваться в качестве самозанятого.

К самозанятым относятся те, кто не является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги без привлечения наемных сотрудников, например, няни и репетиторы. Но те, у кого годовой доход больше 2,4 млн рублей в год, или есть наемные работники, или они продают подакцизные и маркированные товары, перейти на этот режим не могут.

Что получает самозанятый:

  • не надо сдавать налоговую отчетность - достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог»,
  • налог с дохода составляет 4 % - при работе с физлицами и 6 % - с юрлицами и ИП,
  • не нужно платить страховые взносы и НДС.

Расчеты самозанятый может проводить как наличными, так и в безналичной форме. Продажа или оказание услуги фиксируется чеком, который создается в приложении «Мой налог». Таким образом, онлайн-касса самозанятым не нужна. Но без нее нельзя будет принимать платежи по картам.

Нужен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?

Онлайн-торговля как вид деятельности не попадает в список освобожденных от использования ККТ. А это значит, что кассовый аппарат для интернет-магазина нужен.

Рекомендуем заранее просчитать все затраты. Возможно, одной кассы будет недостаточно. Если платеж был проведен в онлайне, нужна ККТ, зарегистрированная по url интернет-магазина. Когда оплату принимает курьер, ему требуется специальная мобильная касса . Если же у интернет-магазина есть пункт самовывоза, где можно оплатить покупку, там должна быть еще одна ККМ. Ее надо регистрировать по физическому адресу этой точки.

«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ).

— при торговле, в т.ч. алкоголем, в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ (п. 4 Письма ФНС от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).

Регистрация контрольно-кассового аппарата в 2014 году

Для применения ККТ (как собственной, так и арендованной) ее нужно зарегистрировать в ИФНС по месту учета (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ, письмо от 20.02.07 № ШТ-6-06/132@). Инспекция по месту учета определяется либо по месту нахождения организации, либо по месту нахождения обособленного подразделения (письмо ФНС России от 15.12.05 № 06-9-10/110).

Регистрация ККТ проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.06.12 № 94н (далее — Регламент).

Регистрация ККТ производится на бесплатной основе (п. 33 Регламента). Для регистрации ККТ в инспекцию необходимо подать следующие документы (документы предоставляются виде подлинников):

— заявление о регистрации ККТ и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

— паспорт ККТ;

— учетный талон ККТ (письмо Минфина России от 24.12.08 № 03-01-15/12-395);

— договор о технической поддержке ККТ, заключенный с центром техобслуживания (ЦТО);

— журнал кассира-операциониста (форма КМ-4). Журнал должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью и печатью организации.

Скачать бланк заявления о регистрации ККТ 2014

После получения указанных документов сотрудник инспекции выдаст расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления, а также свяжется с вами для согласования места и времени осмотра ККТ (п. п. 50, 51, 62 Регламента).

Скачать образец заполнения журнала кассира-операциониста

В согласованное с сотрудником инспекции время руководителю или организации (по доверенности) необходимо представить ККТ к месту проведения осмотра (п. 62 Регламента). О времени и месте проведения осмотра нужно сообщить и специалисту ЦТО. Без него осмотр ККТ проводиться не будет. Он должен иметь при себе паспорт и служебное удостоверение (п. п. 63, 65 Регламента). Паспорт должен быть и у представителя организации (даже если это руководитель).

ККТ должна быть исправна, не иметь повреждений корпуса, на котором должны быть (п. 64 Регламента) марка-пломба и знак «Сервисное обслуживание». Если ККТ выпущена начиная с 07.11.07 — то и идентификационный знак, содержащий наименование ККТ и ее заводской номер (п. 9 Положения о регистрации ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470, далее — Положения). А вот наличие на корпусе ККТ знака «Государственный реестр» не обязательно (письмо ФНС России от 18.02.13 № АС-4-2/2696@).

Скачать образец о регистрации ККТ

После осмотра в ККТ будет включен фискальный режим и активирован накопитель фискальной памяти (п. п. 66, 67 Регламента), а также распечатаны пробный чек на произвольную сумму, сменный и фискальный отчеты и проверены наличие необходимых реквизитов на этих документах. На сам аппарат ККТ будет наклеена марка-пломба.

После регистрации ККТ в базе данных Инспекции, организации выдадут следующие документы (п. п. 70-72 Регламента, п. п. 15, 17 Положения):

— карточку регистрации ККТ, заверенную печатью ИФНС и подписью ее руководителя (его заместителя);

— паспорт ККТ и учетный талон ККТ с отметками, подписанными сотрудником ИФНС (с указанием ФИО) и заверенными печатью ИФНС;

— договор с ЦТО;

— журнал кассира-операциониста, заверенный подписью сотрудника ИФНС и печатью ИФНС.

Ответственность в сфере применения ККТ

За нарушения законодательства в сфере применения ККТ установлена административная Так, административная ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за:

— неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;

— применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;

— использование ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;

— отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в законодательно установленных случаях документа (товарного чека, квитанции или другого), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

За такие правонарушения полагается административный штраф:

— для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей;

— для - от 30 000 до 40 000 рублей.


Не смотря на то, что самой популярной упрощенной системой налогообложения в стране является ЕНВД, в силу самых разных причин огромное количество небольших предпринимателей использует УСН. Немного раньше мы разобрали, когда можно использовать , а когда нужно применять БСО, подробней можете прочитать . Сегодня же разберемся с использованием ККМ при упрощенке.

Не зависимо от того какую систему применяет ИП, будь-то 6% (доходы) или 15%, подробно с примера , вопрос с ККМ остается открытым.

Так нужно ли применять ККМ при УСН?

Ответ условно можно разделить на несколько составных частей. Дело в том, что применять зависит во многом от вида деятельности и способа организации бизнеса, и так.

С точки зрения использования кассовых аппаратов всех плательщиков УСН можно разделить на несколько частей и для каждой из них используется свой подход.

Первая категория плательщиков УСН при применении ККМ – розничная торговля за наличный расчет.

Вторая категория – оказания услуг физическим лицам на УСН.

Плательщики на упрощенке оказывающие услуги населению используют в своей деятельности БСО, регистрируя их в соответствующем журнале. По большому счету подробно о , повторятся не буду, порядок аналогичный БСО на ЕНВД.

Третья категория – оказание услуг юридическим лицам или ИП.

Если предприниматель на упрощенке оказывает услуги юрлицам или другим ИП и с ним рассчитываются наличными деньгами, необходимо применять зарегистрированный ККМ.

Четвертая категория – применение отдельных видов деятельности на упрощенке.

В число освобожденных от применения кассовых аппаратов видов деятельности на УСН входят:

  • продажи газет и журналов, (если выручка от них больше 50% от валовой);
  • продажи ценных бумаг, лотерейных билетов; продажи проездных билетов и талонов для проезда в транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников школ;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, а также овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, плюс все услуги;
  • аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях.

Пятая категория – ИП работающие , как с юридическими лицами, так и физическими (к примеру с помощью платежных карт).

Как видим ответ на вопрос нужен или нет кассовый аппарат при УСН для ИП достаточно обширный и нужно четко понимать какой вид деятельности будет осуществляться и главное в какой форме происходить расчеты.

Кстати в контексте использование ККМ предпринимателей на УСН абсолютно не важно какая форма выбрана, данные правила работают как для доходников с 6% ставкой так и расходников с 15%.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Если вы только начинаете свой бизнес, то наверняка уже знаете, как сложно разобраться во всех юридических тонкостях и правилах, ведь любое их нарушение карается штрафами. Так, простой вопрос - нужен ли кассовый аппарат для ИП - может поставить в тупик. В этой статье мы расскажем, какие виды деятельности дают право ИП работать без кассового аппарата и не бояться налоговых проверок. Если же в вашем случае использование ККТ обязательно, то мы дадим рекомендации, как его правильно выбрать и зарегистрировать.

Прежде чем говорить о том, может ли ИП работать без кассового аппарата, не опасаясь штрафов, обсудим, что подразумевается под этим понятием. Многие начинающие предприниматели любую технику, печатающую чеки, ошибочно относят к категории ККТ (контрольно-кассовой техники), хотя это не так.

Кассовый аппарат (ККТ, ККМ, фискальный регистратор) - это разновидность оргтехники, принцип работы которой четко регламентируется федеральным законом 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» . Это основной инструмент, с помощью которого налоговая инспекция контролирует полноту и правильность расчетов предпринимателя с клиентами.

Главная особенность ККТ, которая позволяет контролирующим органам проводить проверки - наличие в технике фискальной памяти, доступ к которой защищен паролем. Этот код известен только сотрудникам налоговой инспекции, поэтому предприниматель не сможет самостоятельно удалить или изменить данные, зарегистрированные кассовым аппаратом.

Альтернативой кассовой машины служат БСО (бланки строгой отчетности), к примеру, билеты в транспорте, кинотеатрах, квитанционные книжки для оплаты ЖКХ. Такие «ручные» чеки должны иметь уникальные серию и номер, обладать рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать место выдачи (наименование юрлица и адрес торговой точки), дату, вид и сумму операции. Развитие техники привело к тому, что появились не только типографские БСО, но и аппаратные, изготовленные специальной техникой. В последнее время все большее распространение получают БСО -123, для распечатки которых достаточно принтера, компьютера и доступа к онлайн-системе.

Обязан ли ИП иметь кассовый аппарат?

Итак, вы открываете свой бизнес и хотите узнать, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, или можно обойтись бланками строгой отчетности. Упомянутый ранее 54-ФЗ обязует использовать ККТ всем организациям, в которых предусмотрены расчеты с клиентами:


Тест: нужен ли Вам кассовый аппарат

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В общем случае не имеет значения, какая форма собственности выбрана для организации: ООО или ИП, вести учет своих операций с помощью ККТ обязательно. Однако если говорить об исключениях из этого правила, то у ИП больше возможностей не приобретать дорогостоящую кассовую технику и ставить ее на учет.

Законные основания не приобретать ККМ

Существует множество ситуаций, когда использование ККМ для предпринимателя затруднительно. Сложно представить себе торговую палатку на ярмарке, оснащенную всем необходимым для подключения полноценной кассы, либо ремонтную бригаду, перевозящую с собой ККМ. Более того, непостоянный доход мелких предпринимателей может не окупать даже расходы на содержание фискальной техники.

С другой стороны, некоторые виды налогообложения делают необязательным четкий контроль поступлений в кассу организации со стороны налоговой инспекции. К ним относятся ЕНВД и патентная система, так как базой для расчета налоговых платежей в этих случаях доход не является.

Учитывая все это, 54-ФЗ оговаривает ряд случаев, когда отсутствие у ИП или организации фискальной техники абсолютно законно и не повлечет за собой штрафов :

  • ИП без кассового аппарата платит налоги по ПСН (патентной системе);
  • Организация ведет торговлю через автоматы ( , платежные терминалы и т.д.);
  • Предприниматель или ООО работает на ЕНВД (в некоторых регионах органы власти не позволяют использовать эту возможность);
  • ИП работает без кассового аппарата в отдаленных районах, где нет доступа к сетям связи;
  • При расчетах электронными средствами платежа;
  • При реализации религиозных атрибутов, газет и журналов, торговле с лотков и «вразнос», в поездах, из автоцистерн, продажа сезонных продуктов (например, бахчевых);
  • При оказании населению услуг (ремонтные работы, вспашка и распиловка, изготовление ключей, ремонт обуви, ювелирных изделий, услуги носильщика и т.д.).

Реализация подакцизных товаров лишает предпринимателя права работать без кассового аппарата: в данном случае использование ККМ обязательно.

А если ИП на упрощенке - нужен ли кассовый аппарат?

УСН (упрощенная система налогообложения) - пожалуй, наиболее популярная у российских предпринимателей форма уплаты налогов. ЕНВД и ПСН (налог на вмененный налог и патентная система) более выгодны, однако накладывают жесткие ограничения на виды деятельности ИП, размер торговой площади (ЕНВД) или численность работников (ПСН).

При выборе УСН играют роль численность работников и годовой доход, но установленные ограничения (менее 100 человек и 80 млн рублей соответственно) позволяют использовать упрощенную систему большей части российских предпринимателей. И у многих из них при регистрации возникает вопрос: если ИП на упрощенке, нужен ли кассовый аппарат?

Мы уже говорили, что необходимости в использовании ККТ нет только у ИП, работающих по патентной системе или находящихся на ЕНВД. Предприниматели на других системах налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН) таких послаблений не имеют. Однако исключения, которые касаются видов или места осуществления деятельности, распространяются на организации всех видов налогообложения, в том числе упрощенки.

Какой кассовый аппарат выбрать для ИП и как правильно его зарегистрировать?

Если вы положительно ответили на вопрос, обязан ли в вашем случае ИП иметь кассовый аппарат, то нужно понимать: мало просто приобрести и подключить ККТ, нужно еще правильно зарегистрировать его и своевременно проводить техобслуживание. Без этих процедур налоговая инспекция посчитает, что вы нарушаете законодательство, и вправе выписать штраф.

Чтобы избежать неприятных последствий, следует внимательно отнестись к установке ККТ:

  • Первый этап - выбор и покупка аппарата. На вопрос, какой кассовый аппарат выбрать для ИП, однозначного ответа нет. Вы можете купить новую или подержанную технику, фискальный регистратор или полноценны кассовый аппарат, с ящиком для денег или нет. Главное требование - приобретаемая модель обязана входить в «Государственный реестр контрольно-кассовой техники». При отсутствии вашего ККМ в этом перечне налоговая инспекция не даст разрешения на регистрацию, и вы только потеряете деньги. Именно поэтому приобретать аппарат следует только у сертифицированных ЦТО, которые не только продадут технику, но и будут проводить сервисное обслуживание.
  • Второй этап - регистрация ККМ в налоговых органах. Для этого потребуется паспорт устройства, заявление и договор с ЦТО. Сотрудник налоговой осмотрит аппарат, защитит его от взлома секретным кодом, поставит пломбу на корпус. Только после этого техника может считаться зарегистрированной.
  • Третий этап - правильное использование ККМ. Помимо печати чека, предприниматель обязан вести ряд журналов, делать отчеты, открывать и закрывать смену. Кроме того, ЦТО обязано проводить ежегодное сервисное обслуживание аппарата.

Итак, может ли ИП работать без кассового аппарата? Да, может, если его деятельность подходит под исключения, оговоренные в федеральном законодательстве. Однако отказ от дорогостоящей фискальной техники не позволяет предпринимателю вести расчеты произвольным образом. Организация обязана выдавать клиентам чеки, квитанции определенной формы (БСО), которые подтверждают факт покупки или оплаты услуг. Кроме того, применение чекопечатающих машинок, облегчают предпринимателю учет операций и контроль доходов.