Кто владеет самой дорогой недвижимостью рядом с кремлем. Торговый дом цум Торговый центр «Охотный Ряд»

Год строительства: 1957

Площадь: 183 000 кв. м

Что внутри : 535 номеров

Интересные факты: в 2005 году фасад здания был полностью отреставрирован и гостиницу объявили памятником культуры. В 2010 году после трехлетней реставрации «Украина» открылась под названием Radisson Royal Hotel

Гостиница «Москва»

Кому принадлежит здание: и Юрий Хотины (8-е место в рейтинге )

Год строительства: 1935

Год приобретения нынешним собственником: 2015

Площадь: 183 000 кв. м

Что внутри: гостиничные номера, апартаменты, офисы и торговые комплексы

Интересные факты : В 2004 году здание снесли, на его месте построили новый комплекс, введенный в эксплуатацию в 2013 году. По завершении строительства было заведено уголовное дело о хищении $87 млн

Гостиница «Ленинградская»

Кому принадлежит здание: (4-е место в рейтинге )

Год строительства: 1954

Год приобретения нынешним собственником: 2005

Площадь: 25 000 кв. м

Что внутри: 243 номера

Интересные факты: строительство гостиницы длилось на два года дольше запланированного срока. За что архитекторов – Леонида Полякова и Александра Борецкого – лишили лауреатских званий, полученных за эскизы здания

Кому принадлежит здание: (30-е место в рейтинге )

Год строительства: 1893

Год приобретения нынешним собственником: находится в аренде Bosco di Ciliegi Куснировича с 1992 года

Площадь: 74 900 кв. м

Что внутри: 155 магазинов, кинозал, кафе и рестораны

Интересные факты: в декабре 2016 года группа компаний «Восток и Запад», подконтрольная Михаилу Куснировичу, нарастила долю в «Торговом доме ГУМ» до 97,34%

Кому принадлежит здание: Леонид Фридлянд

Год строительства: 1908

Год приобретения нынешним собственником: 2013

Площадь: 70 000 кв. м

Что внутри: магазины брендов класса lux

Интересные факты: весной 2015 года ЦУМ запустил кампанию «Миланские цены», снизив стоимость некоторых товаров до 15%. В итоге за осенне-зимний сезон 2016 года выручка торгового центра выросла в рублях на 30%, но чистая прибыль при этом упала на 10-15%

Отель «Националь»

Кому принадлежит здание: , (4-е место в рейтинге )

Год строительства: 1903

Год приобретения нынешним собственником: 2011

Что внутри: 206 номеров и ресторан

Интересные факты: за «Националь» младший брат Михаила Гуцериева выложил 4,7 млрд рублей. До этого она принадлежала правительству Москвы

Отель «Метрополь»

Кому принадлежит здание: (9-е место в рейтинге )

Год строительства: 1901

Год приобретения нынешним собственником: 2012

Площадь: 39 400 кв. м

Что внутри: 362 номера, 10 залов для мероприятий, 2 ресторана

Интересные факты: историческое здание досталось Клячину за 8,874 млрд рублей, тогда как изначальная цена лота составляла немногим меньше - 8,7 млрд рублей

Торговый центр «Охотный ряд»

Кому принадлежит здание: (15-е место в рейтинге )

Год строительства: 1997

Год приобретения нынешним собственником: 1997

Площадь: 63 000 кв. м

Что внутри: магазины сегмента масс-маркет, кафе и рестораны

Интересные факты: «Охотный ряд» построили к 850-летию Москвы. В торговом центре под землей должны были разместиться бутики люксовых марок. Но большинство посетителей – туристы, поэтому арендные ставки снизили почти на 20% и торговый центр наполнился магазинами с более низкими ценами

: 55°45′38″ с. ш. 37°37′11″ в. д.  /  55.7606694° с. ш. 37.6197306° в. д.  / 55.7606694; 37.6197306 (G) (Я) К:Предприятия, основанные в 1908 году

ЦУМ (Центральный универсальный магазин ) - магазин в центре Москвы, расположенный на углу Петровки и Театральной площади по адресу: ул. Петровка, дом 2. Появился здесь в 1885 году как торговый дом «Мюр и Мерилиз », семиэтажное здание в готическом стиле было построено в 1908 году.

История

1857-1917

Два пожара - в 1892 и в 1900 году - повлекли за собой строительство нового здания. В 1908 году открылся семиэтажный магазин, построенный в стиле неоготики по проекту архитектора Романа Клейна . Универмаг, в котором продавали женскую и мужскую одежду, ювелирные украшения, парфюмерию, товары для детей, пользовался репутацией у современников. «В глазах москвичей, - писал один из них, - „Мюръ и Мерилизъ“ является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых великосветских кругов, так и средних слоёв населения».

В 1917 году «Мюр и Мерилиз » был национализирован. 10 марта 1922 года под эгидой Мосторга на его месте был открыт ЦУМ - Центральный универсальный магазин. На работу под лозунгом «Учиться торговать!» было принято 200 комсомольцев . В годы войны в здании универмага располагались казармы .

В 1953 году ЦУМ был переориентирован на торговлю товарами высокого качества по повышенным ценам. Была введена система самообслуживания, практика открытой выкладки товаров, оплаты через кассу , установленную на прилавке. В 1974 году была проведена реконструкция, в ходе которой был построен новый корпус.

В XXI веке

В 2002 году развитием торгового дома занялась компания Mercury . В 2007-2008 годах рядом с основным было построено новое здание, что увеличило площадь ЦУМа в два раза и ухудшило транспортную обстановку на узких близлежащих улицах. В 2011 году начал работать интернет-магазин ЦУМа. Летом 2015 года в ЦУМе открылся магазин фирмы Apple , который стал первой точкой продаж Apple Watch в России.

Структура

Торговый дом ЦУМ позиционирует себя как магазин, торгующий товарами класса «люкс». На площади 60 (70?) тысяч м² расположены магазины более чем 1500 или 2000 брендов, среди которых Givenchy, Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Lanvin, Chloe, Balenciaga, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Emilio Pucci, Michael Kors, Jimmy Choo, Marni, Brioni, Loro Piana, Chopard, Rolex, Graff, Garrard, Patek Philippe . В 2016 году здесь появилась продукция брендов Yves Saint Laurent, Fendi, Louis Vuitton, Berluti, Dr. Vranjes, Kiton, Tom Ford, Bulgari .

  • 1 этаж - косметика и парфюмерия, сумки, аксессуары, ювелирные украшения, часы;
  • 2 этаж - мужская одежда и обувь;
  • 3 этаж - женская одежда и обувь;
  • 4 этаж - товары для детей, одежда более дешёвых брендов, отдел нижнего белья и купальников и отдел Nata4tsum , где продаются вещи, отобранные стилистом Натальей Гольденберг.

Также в магазине есть три кафе, продуктовый магазин, химчистка, ремонт обуви и подземный паркинг. Покупателям предлагаются такие услуги, как персональный шопинг со стилистом, индивидуальный пошив костюмов, косметические процедуры в «кабинах красоты» на первом этаже универмага.

Критика

В августе 2007 года, перед началом нового учебного года, горожан возмутила серия билбордов , размещённых в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам . Девочка, героиня билбордов заявляла :

В мае 2011 года на территории, прилегающей к ЦУМу, появились плакаты с логотипом ЦУМа и изображением президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде, «рекламировавших» новую весенне-летнюю коллекцию. В универмаге заявили, что не имеют отношения к этой акции; авторов рекламы так и не нашли .

29 октября 2011 года ЦУМ был вынужден отказаться от рекламной инсталляции «Акробатика и эстетика», где парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы - члены общественной организации «Профсоюз граждан России » обнаружили в этих позах сексуальный подтекст и устроили пикет у витрин .

В 2016 году администрация ввела плату в 100 рублей за посещение туалетов - директор магазина Алла Вебер объяснила это «участившимися случаями использования места общего пользования не клиентами магазина»

Филиалы

  • В 2005 году компания Mercury открыла комплекс «Барвиха Luxury Village », в котором одним из магазинов стал ЦУМ-Барвиха.
  • В 2005 году Mercury получила право на реконструкцию дореволюционного здания универмага «Дом ленинградской торговли » на Большой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге. В 2012 году здесь открылся филиал ЦУМа.
  • По состоянию на 2015 год компании принадлежат три дисконтных магазина (расположены в торговых центрах «Белая дача », «Афимолл » и «Европарк»).

Под эгидой фонда «ЦУМ Art Foundation», специализирующемся на современном искусстве , проводятся выставки и художественные проекты. В 2007 году, в рамках II Московской биеннале современного искусства , ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство ». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и инсталляция акциониста Олега Кулика «Москва. ЦУМ».

Финансовые показатели

2015 год

Напишите отзыв о статье "ЦУМ (Москва)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий ЦУМ (Москва)

Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.

История нынешнего ЦУМа началась в 19 веке, когда два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Санкт-Петербурге торговую компанию, названную их именами: «Мюр и Мерилиз». Товарный знак «Мюръ и Мерилизъ» был зарегистрирован в 1857 году.


Фото 1908 г. Универсальный магазин "Мюръ и Мерилизъ".



В конце XIX - начале XX века дела компании вел третий совладелец - Уолтер Филип. В 1880-х годах из Петербурга компания переехала в Москву, где арендовала только что перестроенный арх.Коссовым из старой усадьбы князя Гагарина магазин на Кузнецком Мосту, 19 , а через пять лет открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи на углу Кузнецкого моста и Петровки (в «доме Хомякова»).


Фото кон.1910-х гг.

Новое здание привлекло всеобщее внимание и было признано архитектурным шедевром. Руководство торгового дома осознавало его значение для центра Москвы и решило не ставить на фасаде фирменный знак «ММ». Новый магазин был открыт на Рождество в 1908 году и вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов.


Фото 1908 г. Пожар Малого театра.

С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Помимо магазина на Театральной площади, для него, по проекту все того же Романа Клейна, была построена «Фабрика мебели и бронзы» на Малой Грузинской (теперь фабрика «Рассвет»). В 1908-1917 годах оборот нового магазина и размах деятельности фирмы в целом быстро росли.
К 1913 году в магазине было 80 отделов. По уровню товарооборота и оснащению торговых залов «Мюр и Мерилиз» не уступал такому лондонскому универмагу, как «Харродс».
Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей.

После революции универмаг закрылся, но не долго.
10 марта 1922 года. Гремит оркестр. Вестибюль заполняют приглашенные - многочисленные гости, приехавшие на открытие крупнейшего универмага столицы - Мосторга. Председатель правления магазина, звякнув ножницами, перерезал алую ленту. В толпе раздались аплодисменты. Оркестр заиграл туш.


Фото кон.1920-х гг. Н.Грановского.


Фото 1926 г. А.Родченко. Вид от угла Петровки и Кузнецкого моста. На снимке хорошо видна не сохранившаяся застройка, на месте которой сейчас расположены новые очереди ЦУМа.


Фото 1935-1937 гг. Тот же самый вид.


Фото 1935-1937 гг. Служебный вход в ЦУМ со стороны Петровки.

Москвичи еще долго помнили старое название универмага - «Мюр и Мерилиз» - и часто употребляли его в разговоре: «…Вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи хороший ошейник с цепью», - писал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце».

А вот воспоминания о "Мюре и Мерилизе" 30-х годов замечательного писателя Ю.Нагибина:
"...Помню пленительное дрыгание на пружинке меховой игрушечной обезьянки Фоки с детенышем. «Обезьяна Фока танцует без отдыха и срока, ходит на Кузнецкий погулять. учит свою дочку танцевать. Веселая забава для детей и молодых людей!» - без устали горланил продавец с курчавым чубом из-под военной фуражки. Забава, несомненно, веселая, но, очевидно, довольно дорогая, судя по тому, что мама упорно не замечала умильных взглядов, которые я бросал на Фоку, и молящих - на нее.
Лишь раз был я близок к осуществлению своей мечты о неугомонной танцорке. На Фоку должны были пойти остатки громадной суммы в десять рублей, скопленных по пятакам и гривенникам от щедрот моего деда-врача на покупку пистолета монтекристо. Капитал был выкраден у меня из кармана в магазине Мюра и Мерилиза (старое здание сегодняшнего ЦУМа). Никогда еще город не слышал такого истошного рева, каким я разразился, обнаружив пропажу. Благородное оружие (в пяти шагах убивает человека!) уже тяжелило мою правую руку, а в левой дергалась смешная меховая Фока, и я видел себя кумиром двора. Горе от пропажи, ввергшей меня в прежнее ничтожество, усугублялось потерей доверия к миру, впервые подсунувшемуся ко мне страшным свиным рылом. Помню, перед трагическим событием я стоял у входа в Мюр-Мерилиз (мама отошла к витрине) и восторженно следил за мальчишками-газетчиками, сновавшими среди прохожих с пронзительными воплями: «Последний разговор Маяковского с фининспектором!» Наверное, в эти минуты, когда я, разинув рот, пялился на мальчишек, меня и обчистили".

Основной поток покупателей наполнял универмаг после пяти часов, когда кончался трудовой день рабочих московских заводов и фабрик. Часто даже не успевшие переодеться, в промасленных, пропахших разогретым металлом и мазутом спецовках толпились токари, слесари, машинисты. Мяли в руках добротное сукно, мерили крепкие ботинки, выбирали женам на платье цветастый ситчик. В ЦУМе рабочим был открыт широкий кредит - они могли брать товар по специальным лимитным книжкам.
В 1933 году ЦУМ впервые в стране организовал опытно-показательную универсальную торговлю промышленными товарами высокого качества по повышенным ценам.


Фото 1930-х гг.


Фото кон.1930-х гг.


Фото кон.1930-х гг.


Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг.

С началом войны перестали светиться окна домов, погасли витрины, изменился и внешний вид магазина - место нарядных манекенов в витринах заняли мешки с песком, зеркальные окна скрылись за фанерными щитами. Помещения на верхних этажах универмага превратились в казармы. В период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.

После войны к универмагу были прикреплены отдельные фабрики, которые выпускали товары в широком ассортименте только для ЦУМа по его заказам.


Фото 1950-х гг. Фасад по Петровке.


Фото 1962 г. Единственный в Москве "бронзовый домовладелец" на фоне ЦУМа.

Среди товаров ежедневного спроса в ЦУМе продавались: фитили для керосинок и керогазов, слюда, хозяйственные сумки «авоськи» с деревянными ручками, детские половые щетки. Всего в магазине ежедневно имелось в продаже до 17 000 наименований товаров, начиная от иголки за 2 копейки и кончая дамскими меховыми манто.


Фото кон.1970-х - нач.1980-х гг.

Коллектив ЦУМа был инициатором внедрения в практику торговли самообслуживания, продажи по образцам, с открытым доступом покупателей к товарам. В дальнейшем был сделан новый шаг в развитии прогрессивных методов торговли - организована продажа товаров с открытой выкладкой их на прилавках и уплатой денег продавцу через кассу, установленную здесь же, на прилавке. Так, из года в год, благодаря инициативе и творчеству работников универмага, использованию отечественного и зарубежного опыта, методы торговли расширялись, совершенствовались, создавались качественно новые, более эффективные.

В 1970-е годы к ЦУМу было пристроено новое здание. Площади универмага были расширены.


Фото нач.1990-х гг. На снимке видна новая очередь ЦУМа.
Не могу вспомнить чей это снимок... Д.Борко?

В 1992 году ЦУМ поменял организационно-правовую форму и был преобразован в открытое акционерное общество. В 1995 году было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей и оптимизации ассортиментной структуры магазина.
Цель проводимой реконструкции - расширить торговые площади за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства.

В конце 1995 - начале 1996 года ЦУМ провел открытый международный тендер на создание проекта модернизации универмага и его осуществление. В тендере победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) - одна из известных проектно-строительных организаций, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.

Модернизация проводилась без остановки торговли. После чего площадь ЦУМа увеличилась до 33 тысяч квадратных метров при качественном улучшении инфраструктуры магазина (удобный доступ покупателей к товарам, современные лифты и эскалаторы, автоматизация обработки товаров, места отдыха покупателей и др.).
Стоимость модернизации составила около 22 миллионов долларов. Требуемые капиталовложения были покрыты на 50% за счет третьего выпуска акций и на 50% - за счет прибыли, амортизационных отчислений, инвестиций торговых партнеров и кредитных средств.
Реконструкция и капитальный ремонт центрального здания ЦУМа были завершены в 1997 году, после чего магазин приобрел новый, современный, не уступающий международным аналогам облик.


Современный снимок.
Как видим, в отличие от руководства образца 1908 г., нынешнее руководство не постеснялось налепить на фасад памятника "скромную" рекламу.

И для наглядности коллаж от

Магазин со 120-летней историей - «Чай-кофе» на Мясницкой - на грани разорения. Правительство Москвы в двенадцать раз подняло ставку аренды, и теперь владелица магазина Инна Венчик должна платить 43 000 рублей за квадратный метр вместо прежних 3 500 рублей. Если компания не сможет отдавать по 2,15 млн рублей в месяц, магазин придётся закрыть. Венчик просит постоянных покупателей оставить подпись в поддержку магазина. На 14 апреля количество подписавшихся превысило 1 500.

Hopes & Fears узнал судьбу других исторических магазинов Москвы. Оказалось, что значительная часть из них пережила рейдерский захват, часть - на грани банкротства, но некоторым удаётся оставаться на плаву. Мы не стали включать в список два самых известных универмага столицы: ГУМ и ЦУМ.

«Молоко»

Магазин «Молоко» на Большой Дмитровке открылся в 1896 году. Квартиру семьи Льва Толстого в торговую лавку превратил известный купец Александр Чичкин. Родившись в Ярославской губернии в семье лоцмана, Чичкин практически единолично построил молочную империю. Ему принадлежал 91 магазин по всей стране.

Все свои магазины он облицовывал белым кафелем (и «Молоко» не стал исключением), приказчиков одевал в белоснежные халаты. Каждое утро они устраивали своего рода рекламную акцию: выходили с бидонами на улицу и выливали в сточные канавы вчерашнее молоко. Так они подчёркивали, что в их магазинах только свежий товар.

После революции магазин перешёл к жилтовариществу № 469. Неизменным он простоял до конца нулевых, потом стал предметом криминальных разборок и в 2011 году закрылся на ремонт. В 2012 году там открылось кафе «Молоко» силами Владимира Кудрявцева, Гии Абрамишвили, Лики Геворгян и Павла Кузовкова. На их счету уже были бары Carabas, «Луч», Suzy Wong Bar и «Солянка».

В кафе Hopes & Fears сообщили, что исторический бэкграунд никак не влияет на количество посетителей. Аудитория заведения в силу молодости ничего не знает о существовавшем ранее магазине. Но это не мешает постоянно увеличивать выручку, и финансовые показатели полностью удовлетворяют основателей заведения. Также в «Молоке» подчеркнули, что внешний вид помещения был изменён владельцами. У них нет никаких обязательств по сохранению исторического облика, поскольку заведение не признано памятником.

Универмаг «Москва»


Открытый в 1963 году универмаг «Москва», по сути, был первым в стране моллом западного образца. Торжество цивилизованной коммерции: вежливые продавцы, импортные кассовые аппараты, внутреннее радио и телевизионная справочная система - нажав на кнопку расставленных по универмагу телевизоров, можно было узнать о товарах, услугах и расположении отделов.

Многие новшества, которые вводили в «Москве», потом переходили в главные магазины страны - в ЦУМ и ГУМ. Так, например, произошло с подиумом для показов мод.

Но величие универмага ушло вместе с советской эпохой. В 1992 году он перешёл в частные руки, позже несколько раз менял форму владения, а сейчас он погряз в долгах и в судах. Сегодня компания «Универмаг «Москва» на 90% принадлежит структурам президента «Росэнергомаша» Владимира Палихаты. Здание много раз выставляли на торги, покупатель, казалось, нашёлся , но в итоге договор так и не был заключён. К концу 2013 года долги компании «Универмаг «Москва» составляли 1,2 млрд рублей.

Тем не менее «Москва» продолжает функционировать до сих пор. Среди брендов, представленных в торговом центре, - Caterina Leman, «Л"Этуаль», Baldinini, Nando Muzi и другие.

«Петровский пассаж»



«Петровский пассаж» увековечен в стихах Маяковского и в «12 стульях» Ильфа и Петрова. Его строительство завершилось в 1906 году, тогда он назывался «Фирсановский пассаж» - по имени инициатора строительства Веры Фирсановой, члена купеческой династии Фирсановых. Им принадлежали десятки зданий в Москве, в том числе Сандуновские бани. Пассаж быстро стал местом с самыми модными товарами в городе, а по ночам он сверкал огнями - Фирсанова сразу же провела к нему электричество.

Так продолжалось до революции, после магазин был национализирован. В советские годы здание использовали самыми разными способами: там устраивали промышленные выставки, открывали фабрику по пошиву белья для Красной Армии, аукционный дом и даже огромную коммунальную квартиру.

Всё изменилось в начале 1960-х, когда «Петровский пассаж» стал филалом ЦУМа. Но сейчас это, по сути, филиал ГУМа. Основной арендатор магазина - Bosco di Ciliegi, как и в ГУМе. Отсюда бутики брендов, которые представляет компания в России: Kenzo, Etro, Moschino и другие.

Сегодня «Петровский пассаж» принадлежит структурам группы «БИН» Михаила Гуцериева.

Книжный магазин «Москва»



В 1958 году только открывшийся магазин получил название «Книжный магазин № 100». Спустя некоторе время он был переименован в «Москву». С момента открытия книги остаются основным товаром магазина. Одно из самых значительных изменений произошло в 1979 году, когда накануне Олимпиады-80 его отремонтировали, - знаменитые витрины на Тверской почти не изменились с тех пор.

Ещё одна важная веха в истории магазина - 1991 год. Тогда директором была назначена Марина Каменева. После развала Советского Союза коллектив приватизировал магазин, Каменева до сих пор сохраняет свою долю в более чем 60% компании (согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс»). В интервью прессе Каменева признаётся , что продажи книг падают и сопутствующий товар, который реализуется в «Москве», прибыльнее книг.

Гастроном № 40


Дом № 12 на Большой Лубянке был построен в 1931 году по проекту ленинградского архитектора Ивана Фомина. Здание возводилось как жилой дом спортивного общества «Динамо» и впоследствии перешло к НКВД. При этом первый этаж отдали под «Гастроном № 40». В известный магазин с роскошным ассортиментом приезжали даже из других регионов.

В 1994 году в помещении расположился супермаркет. Центральный гастроном «Седьмой континент» на Большой Лубянке стал одним из первых магазинов сети. Новые владельцы не стали менять исторический облик магазина и сохранили гранитный пол, лепнину на потолке и эффектные люстры.

В 2008 году произошёл «рестайлинг» магазина и супермаркет сменил название на «Седьмой континент - Гастрономия», в результате чего на полках появились товары «премиум»-класса.

Помещение бывшего «Гастронома № 40» находится в собственности компании «Седьмой континент».

«Дом фарфора» на Мясницкой


В знаменитом «Доме фарфора» на углу Мясницкой улицы и Большого Златоустинского переулка, принадлежащем когда-то товариществу производителей фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Кузнецова, до сих пор продаются в основном фарфоровые изделия. Сейчас помещение принадлежит магазину «Гледиз», и повышение арендной платы в центре города его коснуться не может. «Мы живы-здоровы, магазин, как видите, открыт и торгует, значит, у нас всё неплохо», - говорит генеральный директор «Гледиз» Оксана Школяренко.

В 1903 году дом строился специально для «фарфорового короля» Российской империи Кузнецова. Кузнецов владел заводами в Дулёво, Вербилках, Новгороде, Гжели и многих других городах. В 1898 году он снёс старые постройки и заказал проект нового здания в стиле модерн у известного архитектора Фёдора Шехтеля.

После революции торговый дом перешёл в собственность государства, а после войны в нём было открыто несколько отделов магазина «Детский мир». Когда в 1957 году тот переехал в новое здание на Лубянской площади, здесь вновь начали продавать посуду. Магазин «Гледиз» открылся на Мясницкой после капитального ремонта, прошедшего в конце 1990-х годов.

Магазин «Армения»



год открытия

Тверская, 17

Здание, в котором разместился магазин «Армения», было построено в сороковых годах архитектором Аркадием Мордвиновым. Магазин принадлежал Министерству торговли Армянской ССР и предлагал различные товары, произведённые в Армении. В собственности московских властей он оказался в 1992 году: после распада СССР он был отдан в счёт долга Армении перед Москвой. С 1995 года риелторская фирма «Маккони» арендовала магазин у столичных властей на 25 лет. «Маккони» принадлежит коренному ереванцу Макару Нагапетяну, главе представительства мэрии Еревана при мэрии Москвы.

В 2005 году в СМИ появилась информация о том, что бывший столичный мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о реконструкции «Армении» силами арендаторов, согласно которому помещение после должно было перейти в их собственность. Продать торговые площади армянской компании планировалось почти за $500 000. После реконструкции магазин открылся в 2010 году под тем же названием. В том же году в магазине начало работать небольшое кафе с десертами и напитками.

Гастроном «Елисеевский»



Здание магазина «Елисеевский» на Тверской - памятник истории и культуры Москвы XVIII века. Его построили в 1790-х годах, но с тех пор оно существенно перестраивалось несколько раз.

Сегодня магазин работает круглосуточно и популярен среди иностранцев: интерьер и название современного магазина сохранились с 1901 года. В тот год здание перестроили, чтобы открыть в нём магазин петербургского купца Георгия Елисеева.

Сейчас гастрономом владеет бизнесмен Яков Якубов. В рейтинге крупнейших российских рантье по версии Forbes он занял 26-ю строчку. Издание оценило его доход в $85 млн. В СМИ Якубова давно прозвали «хозяином Тверской»: бизнесмен поставил перед собой задачу купить как можно больше помещений на главной улице столицы и вполне успешно с нею справился. В начале 2000-х, пока генеральный директор ЗАО «Елисеевский гастроном» находился в отпуске, Якубов скупал у его коллектива акции и потратил на них не более $650 000. Сегодня бизнесмену принадлежит право многолетней аренды шикарного магазина. В 2004 году он провёл дорогостоящую реконструкцию магазина.

Текст: Полина Потапова, Злата Онуфриева

История ЦУМа

Зарубежные фотографы у Мосторга, 1931.

В 1857 году коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз ».

В 1880-х годах торговый дом купил здание для магазина на Театральной площади .

В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской готики с элементами модерна. Над проектом работал известный архитектор Р. И. Клейн . «Мюр и Мерилиз» был крупным универмагом, где покупали одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, детские игрушки.

Магазин вызвал интерес современников:

В течение XX века здание несколько раз реконструировалось. Последняя по времени реконструкция была проведена в 2007 году.

Современность ЦУМа

Появление новых коллекций в ЦУМе сопровождают ежесезонные рекламные кампании со звездами модного бизнеса - Милой Йовович , Наоми Кэмпбелл , Дарьей Вербови , Малгосей Белой, Матиасом Лауридсеном. В мероприятиях ЦУМа участвуют известные модельеры, такие как Каролина Эррера , Ролан Муре, Виктория Бекхэм .

Филиалы ЦУМа

В апреле 2008 года открылся ЦУМ в Барвихе Luxury Village ,

В июле 2009 года в Меге «Теплый Стан» появился ЦУМ Outlet (магазин распродаж коллекций ведущих марок ЦУМа).

Благотворительная и культурная деятельность

Подсветка здания ЦУМа

Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ Art Foundation (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства , ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство ». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ»

В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам. В марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.

Скандалы вокруг ЦУМа

В августе 2007 года, в период ажиотажа в связи с началом нового учебного года, граждан возмутила серия билбордов , размещенных в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам.

Девочка, героиня билбордов заявляла :

«Кто не в PRADA, тот лох!»

«Папочка! Если ты меня правда любиш, купи! купи! купи! мне туфли, платье, шляпку!!! Dolce & Gabbana, Armani и Prada»

«Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки! А вы, два старых урода, мне больше не нужны!»,

«Свет мой, ЦУМ, скажи, я-ль в школе всех моднее»

В мае 2011 года разразился очередной скандал. На территории, прилегающей к ЦУМу появились стикеры с изображением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде. Первые лица страны «рекламировали» новую весенне-летнюю коллекцию. На плакатах был изображен логотип ЦУМа. В универмаге заявили, что акция проходила без ведома и согласования с руководством универмага: «Мы обязательно поставим в курс дела службу безопасности, чтобы она разобралась в случившемся». Авторов рекламы, по официальным данным, так и не нашли.

29 октября 2011 года Центральному универмагу пришлось отказаться от очередной рекламной задумки - инсталляций «Акробатика и эстетика». Акробатика заключалась в том, что парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы.

Тем не менее, члены общественной организации «Профсоюз граждан России » и часть граждан Москвы обнаружили в самих позах однозначный сексуальный подтекст и устроили пикетирование у витрин. По мнению активистов организации роботы-манекены имитируют совокупляющиеся человеческие фигуры, причем часть этих пошлых «инсталляций» была выставлена непосредственно напротив здания Большого театра, открытие которого после затянувшейся реставрации ждет культурная общественность всего мира.