Презентация на тему "инновационные процессы в образовании". Презентация "инновации в образовании" Презентация на тему инновационные образовательные процессы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Инновации в образовании.

Понятие «Инновация» Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Понятия «новация» и «инновация» Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятия «реформа» и «инновация» Реформа Инновация Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы Увеличение финансирования Изменения в содержании образования Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях «Учитель - Ученик » Повышение статуса образования Новые санитарно-гигиенические требования Изменения в структуре системы образования Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.

Характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Виды инноваций по видам деятельности педагогические управленческие обеспечивают педагогический процесс

по характеру вносимых изменений радикальные комбинаторные модифицирующие основаны на принципиально новых идеях и подходах новое сочетание известных элементов совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы

по масштабу вносимых изменений локальные системные модульные независимые друг от друга изменения компонентов полная реконструкция системы как целого взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций

по проблематике инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразу-ющей деятельности на основе концептуальных идей инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитатель-ного процесса инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структуриро-вания инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления

в зависимости от области реализации или внедрения в содержании образования. в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы. в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств.

По источнику возникновения: Внешние (за пределами образовательной системы). Внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). По масштабу использования: Единичные. Диффузные.

В зависимости от функциональных возможностей: нововведения - условия нововведения-продукты организационно-управленческие нововведения обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия. педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

по масштабности и социально-педагогической значимости федеральные субрегиональные региональные предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности: Инновации нулевого порядка. Инновации первого порядка. Инновации второго порядка. Инновации третьего порядка. Инновации четвертого порядка. Инновации пятого порядка. Инновации шестого порядка. Инновации седьмого порядка.

По осмыслению перед внедрением инноваций: случайные полезные системные инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Направления реализации инновационных процессов в российских развивающихся образовательных системах: Формирование нового содержания образования. Разработка и внедрение новых педагогических технологий. Создание новых видов учебных заведений.

Структур ы инновационного процесса. Деятельностная структура - представляет совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Субъективная структура - включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Уровневая структура - отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях. Содержательная структура - предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, организации УВП, в управлении и т.д. Структура жизненного цикла - выражаетсяв следующих этапах: возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия (проникновение) - насыщение (освоенность многими) - длительность - исчерпаемость. Структура генезиса инноваций - очень близкая к предыдущей: возникновение - разработка идеи - проектирование - внедрение - широкое использование. Управленческая структура - предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.





Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.




Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).




СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование; многоуровневое профессиональное образование; непрерывное образование; доступное образование; подготовка специалистов для глобального пространства; качественное образование.


Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; введение профильного обучения в старшей школе; использование реальной научной и производственной сферы; технологизация обучения; использование информационных технологий в образовательном процессе.




Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность). Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.


Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Направления инновационной педагогической деятельности: -использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; -технологизация обучения; -использование информационных технологий; -учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; -освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; -проектирование авторского инновационного опыта.


Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ: создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.) СУБЪЕКТИВНЫЕ: сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.


Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина», с. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», – 100 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 224 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», – 512 с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, – 256 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.


КОНТАКТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УрГУ: Директор ЦПО – Попова Ирина Васильевна г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, ул.Чапаева, д.16,к.212, 203тел. (343) ,

Слайд 2

Проект закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

Слайд 3

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.
При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.

Слайд 4

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной или региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.

Слайд 5

Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009 г. «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации».

Инновационная инфраструктура в системе образования создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.

Слайд 6

Инновационная инфраструктура в образовании

  • Образовательные организации (в т.ч. находящиеся друг с другом в договорных отношениях в рамках сетевого взаимодействия)
  • Координирующие органы (федерального, регионального, муниципального уровней)
  • Система поддержки инновационной деятельности (федерального, регионального, муниципального уровней)
  • Система ресурсного обеспечения инновационной деятельности (в т.ч. софинансирование в условиях ЧГП)
  • Система оценки качества инновационной деятельности (в т.ч. общественно-профессиональная)
  • Система подготовки менеджеров инновационных образовательных проектов (ИОП) и проектных команд педагогов – разработчиков и реализаторов ИОП
  • Система маркетинга и диссеминации инновационных образовательных продуктов
  • Слайд 7

    Инновация: традиционное определение

    • Инновация: (англ. innovation - нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
  • Слайд 8

    Инновации и новшества в образовании

    • Инновация – глубинные изменения в образовательной системе, меняющая суть взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов образовательного процесса
    • Новшества – внешние изменения (улучшения) определенных параметров и характеристик образовательной системы, изначально не предполагающие ценностных изменений во взаимоотношениях субъектов образования
    • Превращение («внедрение») новшества в инновацию происходит только на ценностной основе
  • Слайд 9

    Инновационная деятельность

    • Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
    • Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности - распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (Хуторской А.В.).
  • Слайд 10

    Два типа инноваций

    • Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научно­го обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.
    • Второй тип - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной и (или) управленческой деятельности.
  • Слайд 11

    Сеть, сетевое лидерство, сетевые взаимодействия

    • Сеть – сообщество суверенных личностей (профессионалов), согласовавших свои личные ценности и цели с общими ценностями и целями
    • Сетевое лидерство – лидерство, основанное на естественном авторитете, обеспечивающем признание в сообществе
    • Сетевые взаимодействия – добровольные взаимоотношения между субъектами сети, осуществляемые для достижения общих целей на основании согласованных личных ценностей. В их рамках возникают благоприятные условия для реализации инноваций в образовании
  • Слайд 12

    Инновационный проект

    • Инновационный проект направлен на создание устойчивой модели образовательной практики, перспективной для дальнейшего массового внедрения.
    • Под инновационным проектом понимается авторский вариант решения стратегической задачи развития системы образования, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных учреждений.
  • Слайд 13

    Инновационный продукт

    • Инновационный продукт, представляет собой модель инновационной практики образовательного учреждения (педагога), обеспечивающей высокую результативность, востребованность в системе образования, готовность к публикации и распространению.
    • Инновационный образовательный продукт представляет собой учебно - методический результат обобщения образовательной практики, отчужденный от автора в форме:
    • учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
    • описания необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;
    • комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).
  • Слайд 14

    • Переход на новые образовательные стандарты
    • Система поддержки талантливых детей
    • Совершенствование учительского корпуса
    • Изменение школьной инфраструктуры
    • Сохранение и укрепление здоровья школьника
    • Расширение самостоятельности школ
  • Слайд 15

    Цели и задачи ФЦПРО 2011 - 2015

    Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

    Задачами программы являются:

    Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
    - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;
    - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

    Слайд 16

    Новые направления модернизации образования

    • Новая стандартизация (компетентностный подход, социокультурная и гражданская идентификация личности)
    • Замена образовательных учреждений образовательными организациями (автономизация, изменение подходов к обеспечению деятельности образовательных организаций со стороны государства, равноправие образовательных организаций)
  • Слайд 17

    • Новое качество педагогического труда (аттестация, изменение подходов к оплате труда, персонификация ПК)
    • Совершенствование оценки качества образования (совершенствование системы ЕГЭ, общественно – профессиональная оценка качества)
  • Слайд 18

    • Становление системы непрерывного образования (обеспечение преемственности уровней образования, новые образовательные технологии, сетевые взаимодействия)
    • Новые экономические механизмы в образовании (ЧГП, инвестиции, образовательное кредитование, целевой капитал, финансирование программ развития образовательных организаций, возмещение ущерба от некачественного образования)
  • Слайд 19

    • Развитие идеологии образовательной услуги (расширение круга субъектов, оказывающих образовательные услуги; 83 ФЗ)
    • Обеспечение развития человеческого капитала страны в условиях повышения степени открытости образования
  • Слайд 20

    Возможные основные направления деятельности ФИП в 2011 – 2015 гг.:

    1. Устойчивое финансирование: новые финансово-экономические и организационные механизмы в образовании, система оплаты труда, ресурсосберегающие технологии в образовании.
    2. «Умная школа»: электронная образовательная среда, информационные технологии в образовании, открытое образование, образовательные сети.
    3. Управление качеством образования: современные результаты и компетенции, обновление стандартов, комплекс аттестаций, (включая итоговую), квалификационные испытания, и обновление содержания образования и технологий. Общественное управление. Одаренные дети и дети с особыми нуждами.
    4. Кадры: новые модели и механизмы организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере образования.
  • Слайд 21

    Экспертные шкалы оценки

    Шкала 1. Социальная 0 - 20 баллов

    • Регионально-территориальная необходимость проекта.

    Данная шкала фиксирует территориальную обусловленность и необходимость появления проекта. Оценивается, насколько проект направлен на решение "местных проблем", насколько проект социально востребован населением.

    Шкала 2. Индивидуальная 0 - 25 баллов

    • Антропологичность проекта.

    Данная шкала фиксирует значение проекта для конкретного ("индивидуального") человека: учителя, ученика, родителей. Оценивается, насколько проект затрагивает и изменяет образовательный уклад отдельного человека ("антропологичность"), насколько проект задает иной фрагмент образа жизни.

    Шкала 3. Профессиональная 0 -15 балловРезультативность проекта.

    Слайд 22

    Данная шкала фиксирует профессионализм исполнителей проекта. Оценивается, насколько поставленные задачи реализованы, а прогнозируемые результаты состоялись; также оценивается компетентность исполнителей проекта при решении возникших проблем.

    Шкала 4. Культурно-информационная 0 -15 баллов

    • Продуктивность проекта

    Данная шкала фиксирует наличие информационного поля вокруг реализуемого проекта. Оценивается качественность информационных, презентационных и описательных продуктов проекта, например: сайт, книга, видеофильм, статья, документальное кино и т.д.

    Шкала 5. Отраслевая 0 - 25 баллов

    • Регионально-ведомственная значимость проекта

    Данная шкала фиксирует значение проекта для развития региональной образовательной системы. Оценивается, насколько проект может быть модельным, т.е. воспроизводимым в других местах и необходимым для развития регионального образования.

  • Слайд 23

    Предложения к проекту Закона «Об образовании в РФ» (ст. 19)

    • п.2 продолжить словами «региональным органом исполнительной власти»;
    • п.3, абзац 1 дополнить фразой «Формой предъявления результатов реализации инновационных образовательных проектов (программ) является отчуждаемый от автора инновационный образовательный продукт»;
    • п.4, абзац1завершить словами « устанавливается федеральным или региональным органом исполнительной власти»;
    • п.5 дополнить фразой «Они способствуют созданию систем ресурсного обеспечения инновационной деятельности в образовании, в т.ч. в форме частно -государственного партнерства».
  • Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Инновация появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в неё и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определённую социальную практику, а вовсе - не предмет.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Термин «инновация» вошёл в обиход ещё в 1930-е годы в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии и был непосредственно связан с идеей диффузии (временное распространение) культурных феноменов. Инновации при таком подходе рассматриваются как основание изменений в культуре, как распространение особенностей культуры или субкультуры за её собственные пределы. В социологии образования инновационные процессы стали исследоваться в 1960-х годах, причём использовались по преимуществу концептуальные и методологические средства культурной антропологии. Позиция культурной антропологии в первой половине ХХ века - то, что выходило за рамки традиции и обычая, то и является инновацией. В середине 1980-х годов проводятся широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное сотрудничество в разработке этого круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Инновация - это такая форма индивидуального или группового поведения, когда отдельный человек или группа достигают социально признанной цели средствами, которые ещё не были институциализированы в предшествующем обществе. Инновация оказывается связанной не с диффузией культурных нововведений, а с процессами институциализации новых форм поведения. Инновация - это акт, действие, процесс, противоположные тому, что будет социально признано в качестве социальной институции. И лишь в том случае, если институция отождествляется с некоей традицией, лишь в этом случае инновация оказывается противоположностью традиции.

    5 слайд

    Описание слайда:

    концептуальная схема, которая позволит понять инновационные процессы как в контексте тех традиций, которые уже существуют в культуре и обществе, так и в контексте социального признания инноваций, в качестве базы для осуществления нововведений в системе образования, позволяет избежать, с одной стороны, противопоставления традиций и инноваций, превращения инноваций в нечто, чуждое традициям, а с другой стороны, делает возможным осмысление процессов превращения инноваций в социально признанные нормы и ценности, т. е. в некие институции, формирующиеся в ходе социальных действий и социальных коммуникаций между людьми. А со временем - становящихся традицией.

    6 слайд

    Описание слайда:

    инновация и новшество (новация) - это одно и то же; инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) - также одно и то же, тогда - это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). инновация - это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

    7 слайд

    Описание слайда:

    инновационную деятельность необходимо рассматривать в пространстве вполне определённой социальной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно считать всякую деятельность, приводящую к её существенным изменениям по сравнению с существующей традицией. инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и ещё только становящихся норм практики либо - несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям. Тогда инновация оправдана, более того, необходима. Она осуществляется не в пространстве идей и не только в пространстве действий отдельного субъекта, но становится подлинно инновационной только тогда, когда приобретает культурный радикал, когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям. Это предполагает фиксацию инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции. Если инновационная деятельность отвечает трём предыдущим условиям, то её особый смысл заключается в направленности на преобразование существующей практики, либо - на порождение принципиально новой практики. В этом случае в ней должен присутствовать вектор «институциализации» - организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.

    8 слайд

    Описание слайда:

    фундаментальные научные исследования и концептуальные (теоретические) разработки; прикладные научные исследования, связанные с реализацией научных разработок в практике; организационно-управленческая деятельность; образовательная деятельность; опытно-экспериментальная работа, которая может полностью исчерпываться деятельностью по внедрению научных разработок в практику, но может инициировать научные разработки в новых направлениях.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Инновационная деятельность в своей наиболее полной развёртке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

    10 слайд

    Описание слайда:

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Основанием различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то новация. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование - то инновация.

    13 слайд

    Описание слайда:

    источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Критерии Новация Инновация Масштаб целей и задач Частный Системный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

    15 слайд

    Описание слайда:

    Критерии Новация Инновация Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

    16 слайд

    Описание слайда:

    Критерии Новация Инновация Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

    17 слайд

    Описание слайда:

    это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. обеспечивает целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

    18 слайд

    Описание слайда:

    три предметные проекции: образовательная среда - как социокультурное содержание образования, образовательные институты - как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы - как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределённой деятельности субъектов образования. два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

    20 слайд

    Описание слайда:

    психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей. социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определённым видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России. собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

    22 слайд

    Описание слайда:

    на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы; на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ; на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов; на уровне политика в образовании - это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

    23 слайд

    Описание слайда:

    В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего - это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов. В системе профессионального образования и профессионального развития: это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик; это формирование психологической грамотности, шире - психологической культуры педагогического труда; это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов. В области образовательной политики: это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.

    24 слайд

    Описание слайда:

    Cлободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института развития дошкольного образования РАО

    Слайд 3

    Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

    Слайд 4

    2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

    Слайд 5

    ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (НОВОВВЕДЕНИЕ) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. (Мижериков В.А. Словарь….)

    Слайд 6

    Основные направления и объекты инновационных преобразований в педагогике

    Создание индивидуально благоприятных условий для развития и самореализации личности каждого субъекта образовательного процесса на основе выбора, плюрализма, поддержки индивидуальности обучающихся, вариативности содержания и диверсификации сети учреждений образования.

    Слайд 7

    Разработка концепций и стратегий образования и образовательных учреждений Обновление содержания образования Изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания Совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом.

    Слайд 8

    Улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации Проектирование новых моделей образовательного процесса Обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения Обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся Разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. Основные направления и объекты инновационных преобразований в педагогике

    Слайд 9

    Слайд 10

    Найди отличие!

    Реформа –это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования

    Слайд 11

    Классификация И.П.

    И.п. классифицируются: по видам деятельности - педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И.п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования - единичные и диффузные; по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы). Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

    Слайд 12

    Классификация педагогических инноваций

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Источники инновационных изменений

    Внутренние, связанные с осознанием собственной потребности в механизмах повышения качества организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта) Внешние, обусловленные изменениями в законодательстве, требованиями вышестоящих инстанций, социальным заказом со стороны родителей и т.п.

    Слайд 15

    Анархия или управление?

    Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

    Слайд 16

    Тенденции инновационных изменений

  • Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Преграды, возникающие на пути инновационных изменений

    Есть стремление к использованию готовых новшеств, но не всегда прогнозируются трудности их усвоения и введения, типичен расчёт на сиюминутный успех Недостаточная подготовка педагогов к продуктивному участию в инновационных процессах Отсутствие отлаженного механизма экспертизы педагогических новшеств и инноваций Крайне неблагоприятно хроническое недофинансирование образовательных учреждений, снижение уровня материально-технического и ресурсного обеспечения систем образования. Руководители учреждений образования больше доверяют мерам административного управления, чем социально-психологическому и коммуникативно-личностному воздействию.

    Слайд 22

    Что говорят коллеги.

  • Слайд 23

    Немного о педагогическом опыте

    Суть дела не в самой по себе новинке (новое педагогическое средство или прием), а в том, в какой мере она может дать толчок развитию педагогической науки, способствовать совершенствованию целостной учебно-воспитательной системы. Истинно передовым опытом может являться опыт мастера-педагога, даже если он не несет в себе никаких внешних новинок и укладывается в рамки «традиционной» методики. В чем же тогда его новизна? Именно в той педагогической целесообразной связности, гибкости, последовательности, которой он пронизан и которая поднимет ту же методику до уровня настоящей науки, а ее практическое применение до уровня большого искусства. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса

    Слайд 24

    Выявление особенностей в собственном педагогическом опыте

    Выявить педагогический опыт, т.е. обнаружить все новое, прогрессивное, что есть в собственной работе, что позволяет решать с наибольшей полнотой(подберите синонимы)проблемы ОВП в ОУ. Выявление возможно только в условиях систематического изучения опыта членов педагогического коллектива. Только педагогический анализ может дать объективную оценку результатов деятельности педагогического коллектива и отдельного учителя, следовательно, и выявить педагогический опыт

    Слайд 25

    Слайд 26

    Какие знания необходимо иметь методисту, зам.директора…?

    Знания: Определение понятия «педагогический опыт», виды ПО, критерии ПО Модели субъектов ОВП (концепция школы) Технология проблемного анализа o методика и структура проблемного анализа; o основы педагогики и психологии; o диагностика ОВП; o виды анализа ОВП; o алгоритм выявления ПО o методы выявления ПО o организационный и содержательных аспекты работы творческой группы

    Мотивация педагогов, руководителей к овладению ПО других учителей (например: явно превосходящие результаты успешности учеников; включениетематики опыта в аттестационные вопросы, показатели конкурсных испытаний и т.д.) Формирование групп учителей на основании их интереса к предлагаемому опыту. Актуальность ПО для образовательного учреждения, муниципального, регионального образования.

    Слайд 30

    Уровни опыта

    Отрицательный (нарушение требований, научных основ) Положительный (репродуктивный, дающий положительные результаты) Формирующийся (у начинающих педагогов) Ценный (передовой) (отвечающий современным запросам, открывающий возможности совершенствования образовательного процесса, оригинальный по содержанию, логике, приемам и методам, некий образец пед. деятельности, дающий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты) Новаторский (инновационный) (связан с выходом за рамки действия нормативов, создание новой пед.системы, опережение научных исследований и т.д.)

    Слайд 31

    Информационная карта инновационного опыта

    Информационная карта инновационного опыта как инструмент структурирования инновационного ПО с целью его диссеминации способом сетевого взаимодействия педагогов и руководителей ОУ. Где познакомиться и как заполнять? Смотрите, читайте, используйте: www.apkpro.ru

    Слайд 32

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды