Установка объектива никон. Добиваемся идеальной точности фокусировки. Проверка точности автофокуса и его тонкая настройка. Зачем нужно использовать оптику от сторонних производителей

Главным преимуществом использования зеркальных и системных фотоаппаратов является возможность замены объективов, в зависимости от условий и объекта съемки. Возможность смены объектива дает фотографу полную свободу творчеств. Он может самостоятельно решать, что и каким образом фотографировать в той, или иной ситуации. Однако, как правильно менять объектив на фотоаппарате знает далеко не каждый, а неаккуратное обращение с фототехникой значительно уменьшает срок её службы. Известно, что во время смены объектива есть возможность занести пыль на матрицу, в результате чего качество изображений резко ухудшится.

Ниже мы объясним, шаг за шагом, как правильно менять объективы на фотоаппарате.

Как правильно менять объектив на фотоаппарате. Шаг 1

Прежде всего, позаботьтесь о чистоте помещения, в котором происходит смена оптики. Это должна быть чистая комната, в которой нет потока воздуха. Это может быть ванная комната, или небольшое, защищенное помещение.

Положите фотоаппарат экраном вниз на мягкую поверхность, например на верхнюю одежду или мягкую часть сумки. Мягкая поверхность защитит дисплей от царапин и освободит руки для комфортной замены оптики.

Как правильно менять объектив на фотоаппарате. Шаг 2

Приготовьте объектив, который хотите установить на фотоаппарат вместо прежнего. Он должен быть под рукой, что бы вы ни тратили время на его поиски в момент, когда камера уже лежит с открытой матрицей.

Используйте левую руку, чтобы надавить на кнопку разблокировки, правой рукой прокрутит новый объектив в направлении против часовой стрелки. Снимите объектив и отложите его в сторону. Тут же возьмите в руки объектив, который необходимо присоединить.

Как правильно менять объектив на фотоаппарате. Шаг 3

На фотоаппарате и объективе есть белые или красные точки (зависит от модели), объектив необходимо присоединять к камере строго по этим точкам. Присоединив объектив к фотоаппарату по точкам, прокрутите по часовой стрелке. Если услышите щелчок, значит, объектив установлен. Закройте снятый объектив крышкой, что бы защитить линзы от повреждений и загрязнений.

Тестируя некоторые объективы Canon EF на Canon 5D Mark III, я решил попробовать сравнить их с последними объективами Nikon и посмотреть, как они представят себя бок о бок. Сначала мой план был установить объектив Nikon на D800 и объектив Canon на 5D Mark III, а затем взглянуть на изображения в масштабе 100%. Но я понял, что будет достаточно сложно сделать справедливое сравнение, так как камеры разные. Вот тогда я подумал об использовании объективов Nikon на камере Canon с адаптером. Я знал, что это возможно, так как некоторые люди любят использовать Nikon 14-24 мм f/2.8G на камере Canon. В этой статье я поделюсь своими мыслями и опытом использования объективов Nikon с зеркалками Canon.

NIKON D3S + 105 мм f/2.8 @ 105 мм , ISO 800, 1/80, f/8.0

Можно ли установить объектив Nikon на камеру Canon ?

Как я уже сказал, да, вы можете установить все объективы Nikon F (даже последние типа «G» без кольца диафрагмы на любую цифровую зеркальную камеру Canon – вам понадобится адаптер с Nikon на Canon, чтобы сделать это. Есть множество доступных вариантов от различных брендов. Обычные адаптеры можно купить менее, чем за $20, но они будут работать только со старыми объективами Nikkor с кольцами диафрагмы. Для объективов типа «G» понадобится специальный адаптер, который может стоить порядка $300 USD.

Можно ли установить объектив Canon на камеру Nikon ?

Нет, нельзя. Технически возможно разработать такой адаптер, но вы не сможете сфокусироваться. Все потому, что у камер Nikon расстояние между фланцем и сенсором (фокальная плоскость) больше, что заставляет работать объектив Canon почти как удлинительное кольцо. У Nikon рабочий отрезок составляет 46,5 мм, а у крепления Canon EF – 44 мм. Так что, если адаптер толщиной в 2,5 мм и может быть использован на камерах Canon, то для камер Nikon было бы невозможно пойти в обратном направлении.

Зачем это делать?

Итак, зачем устанавливать объектив Nikon на камеру Canon? Обычно в этом нет необходимости. Объективы Nikon разработаны для использования с камерами Nikon, а объективы Canon специально созданы для камер Canon. Но иногда все же это будет необходимо. Вот несколько причин, которые пришли мне в голову:

  1. Вы снимаете как на камеру Nikon, так и на Canon, и у вас есть хорошие объективы Nikon, которые вы бы хотели использовать с зеркалкой Canon. Вы не хотите покупать аналогичный объектив производства Canon, так что покупка адаптера была бы более экономичной альтернативой.
  2. Вы снимаете видео на камеру Canon и хотите иметь возможность изменить диафрагму объектива бесшумно с помощью адаптера, а не вращая кольцо диафрагмы объектива или диск на камере.
  3. Вы действительно любите Nikon 14-24 мм f/2.8G и хотите использовать его с 5D Mark III.
  4. Вы перешли от Nikon к Canon, но у вас остались классические объективы Nikkor, с которыми вы не хотите расставаться. Использование их через адаптер на камере Canon – хороший вариант.
  5. Вы хотите сделать это для развлечения!

Из-за отличий в типах и размерах обычно невозможно приспособить объективы одного производителя на камеру другого производителя; если только объективы не производятся третьей стороной специально для конкретного крепления. Например, Sigma, Tamron и Zeiss производят объективы для разных видов крепления. Так что, если вы не используете объективы третьей стороны, то единственным способом установить объектив одного производителя на камеру другого, будет использование адаптера. Если он существует, конечно.

Последствия использования адаптера

Если вы решили все-таки приобрести адаптер и использовать объектив Nikon на камере Canon, тогда вам необходимо знать о некоторых вещах:

  1. Автофокус работать не будет.
  2. Оптический стабилизатор и автоматическое управление диафрагмой работать не будет.
  3. Сфокусироваться вручную может быть сложно в условиях слабой освещенности. Вам нужно будет открыть диафрагму, зафиксировать фокус и затем вернуться на желаемое значение диафрагмы.
  4. Если вы покупаете не чипованный адаптер, то подтверждения фокусировки не будет.
  5. Если вы покупаете не чипованный программируемый адаптер, то EXIF информации, относящейся к объективу, не будет.
  6. Замер будет работать, но в некоторых случаях будет затруднен.
  7. Если вы не хотите постоянно переставлять адаптер на разные объективы, то лучше купить для каждого отдельный адаптер, что может быть затратно.
  8. Лучше использовать объективы с кольцами диафрагмы.
  9. При использовании объективов Nikkor типа «G» невозможно выбрать другую диафрагму, кроме минимума и максимума. Ручка управления не имеет четкой индикации диафрагмы, так что вам часто придется догадываться о замерах камеры.
  10. Вам возможно придется удалить защитную резиновую прокладку на объективе «G», чтобы адаптер функционировал нормально.

Как видите, для большинства людей установка объектива Nikon на камеру Canon будет не такой уж хорошей идеей. Со всем придется управляться вручную.

Выбор адаптера

При выборе адаптера убедитесь, что он сделан из высококачественного металла и подходит как объективу, так и камере. Хороший адаптер должен быть прочным и надежным. Последнее, что вы захотите, это уронить объектив только потому, что он был плохо закреплен. Также адаптеры дешевых брендов могут быть сделаны из металла низкого качества, что может быть причиной попадания мелких металлических осколков в камеру и в конце концов повредить зеркало или даже сенсор. Так что прежде, чем устанавливать свой 14-24 мм на плохой адаптер, подумайте еще раз.

NIKON D3S + 105 мм f/2.8 @ 105 мм , ISO 500, 1/100, f/8.0

Покупка адаптера с Nikon F на Canon EF

Лучшие переходники с Nikon на Canon, которые сейчас представлены на рынке, это адаптеры производства Novoflex и 16:9. Первый работает отлично, но последний от 16:9 можно купить с программируемым чипом (можно программировать такие вещи, как фокусное расстояние и диафрагму в объективе). Лично я использую адаптер Novoflex (посмотрите обзор адаптера Novoflex с Nikon на Canon) и работает он достаточно хорошо.

Nikon и Canon – это две системы фотооборудования и оптики, которые прекрасно зарекомендовали себя уже за много десятилетий. Говорить о плюсах одного бренда перед другим довольно глупо. И Nikon, и Canon производят великолепные камеры и объективы, вкладывая значительные ресурсы в их разработку. Различия между двумя брендами заключаются лишь в особенностях управления, интерфейсе и логике меню, то есть в тех моментах, которые являются объектом сугубо личных предпочтений для любого фотографа. Если фотографу комфортно работать с одной системой, то он обычно использует ее по максимуму, приобретая для нее самые разные объективы. Благо обе японские компании предлагают огромный ассортимент оптики, что называется на все случаи жизни. Впрочем, бывает так, что фотографу хочется использовать объективы одной системы на камерах другой. Сегодня мы поговорим о том, можно ли использовать объективы Nikkor (Nikon) на зеркальных фотоаппаратах Canon.

Сразу ответим на этот вопрос – да, можно устанавливать объективы Nikkor на зеркалки Canon. Для этого Вам всего на всего потребуется переходник. Но для начала немного углубимся в тему. Что касается создания оптики, то между компаниями Canon и Nikon есть существенное отличие. Дело в том, что байонет Nikon F практически не изменился с 60-х годов прошлого столетия, поэтому современные зеркалки этой фирмы позволяют устанавливать совместимую старую оптику вплоть до самых первых линз Nikkor. Это, конечно, очень похвальное отношение к своему историческому наследию, однако за это компании пришлось заплатить определенную цену. В 1986 году для того, чтобы сохранить старую систему, японская фирма прибегла к использованию довольно неуклюжего механического привода автофокуса, который проигрывал по быстроте электронному автофокусу Canon, появившемуся годом спустя. В руководстве Canon решили создать полностью новый байонет EF, отказавшись от старого, с более прогрессивной автофокусной системой, в которой мотор фокусировки располагался непосредственно в объективе. В результате такого маневра компания Canon получила преимущество. Nikon немного утратила свои позиции, и ей пришлось спешно догонять. В настоящее время объективы Nikon также располагают встроенным фокусировочным мотором.

Если сравнивать две системы (Nikon F и Сanon EF), то нетрудно заметить, что рабочий отрезок у Canon меньше, чем у зеркалок Nikon. Соответственно, объективы Nikkor вполне можно установить на любую камеру Canon посредством специального адаптера. Это касается и современных объективов G-типа. Самое важное, что при использовании адаптера Nikon — Canon сохраняется возможность наведения на резкость на бесконечности. Правда, сразу нужно отметить, что современный рынок фото аксессуаров предлагаем нам огромное разнообразие таких переходников. Выбирая переходник, в первую очередь, убедитесь в том, что он полностью совместим с Вашей моделью камеры Canon и соответствующей оптикой Nikkor. Также обратите внимание на то, чтобы он был изготовлен из качественных материалов – переходник должен быть надежным и прочным, чтобы риск падения оптики по причине слабой фиксации был сведен к минимуму.

Вкратце можно выделить следующие виды адаптеров Nikon – Canon:

— Дешевые устройства, гарантирующие простой механический переход. Это эконом вариант, стоящий обычно в пределах 7 – 15 долларов.

— Переходники с механическим управлением диафрагмой. Они снабжены кольцом, позволяющим плавно изменять значение диафрагмы. Этот вариант предназначен, в первую очередь, для использования с объективами G-типа, которые не имеют механической регулировки диафрагмы. Стоимость подобных устройств выше обычной.

— Адаптеры с чипом подтверждения фокусировки. Адаптер с чипом позволяет автоматически подтверждать фокусировку при использовании неродной оптики. Вы можете крутить ручной автофокус на линзе, наполовину зажимая кнопку спуска. При достижении дистанции фокусировки загорится предупреждающая лампочка. Стоимость таких переходников еще выше.

— Наконец самыми дорогими являются переходники с чипом подтверждения и механическим управлением диафрагмой. Это идеальный вариант, если Вы хотите прикрепить к байонету EF современный объектив Nikkor G-серии. Благодаря такому переходнику Вы сможете настроить значение диафрагмы вручную и установить нужную дистанцию фокусировки, либо настроить компенсацию фокуса.

Итак, как мы уже отметили, объективы Nikkor можно легко применять на зеркалках Canon, главное только выбрать подходящий адаптер. Наведение на резкость на бесконечность сохраняется, но при этом утрачивается возможность работы с автофокусом, а при использовании некоторых объективов или переходников определенного типа теряется и управление диафрагмой. Лучший вариант – это если в Вашем распоряжении имеется оптика Nikkor не G-типа. Это преимущественно старая оптика, которая снабжена кольцом управления диафрагмой, что позволяет спокойно использовать ее на зеркальных фотоаппаратах Canon. В данном случае наведение на резкость осуществляется вручную посредством вращения кольца на объективе.

А вот при установке современных объективов Nikkor G-типа, не имеющих кольца управления диафрагмой, в принципе, Вы лишаетесь возможности изменять диафрагму — она окажется максимально закрытой. Поэтому тут Вам понадобится более дорогой адаптер с механическим управлением диафрагмой и (желательно) чипом подтверждения фокусировки. Впрочем, можно применять и обычный, дешевый переходник, и фотографировать всегда на открытой диафрагме. Вам потребуется блокировать рычаг передачи значения диафрагмы в открытом положении, воспользовавшись кусочком картона или любыми другими подручными средствами. Таким образом, в этом случае при использовании объектива G-типа Вы сможете снимать только при максимальной/минимальной диафрагме.

Когда вообще у Вас может возникнуть необходимость в установке объектива Nikkor на зеркальную камеру Canon? На самом деле варианты могут быть самые разные. Наиболее очевидный – если Вы по каким-то причинам перешли с системы Nikon на Canon, но в Вашем распоряжении остались объективы Nikkor, которые Вы хотите использовать на своей новой зеркалке. Другой вариант – Вам просто понравился какой-то из объективов Nikkor, благо в линейке японской компании полно качественной, интересной оптики, и Вы планируете продолжать использовать его уже на новой зеркалке Canon. Наконец, кому-то просто повезло, и он фотографирует камерами обоих производителей. Соответственно, появляется возможность использовать оптику Nikkor на системе Canon, ведь покупать аналогичный по своим характеристикам объектив Canon – лишняя трата денег.

Наверное, каждый задавался вопросом, как использовать объектив Nikon на Canon. Вот и нас во время тестирования ряда объективов Canon EF на Canon 5D Mark III посетила идея попробовать сравнить новые объективы Canon с объективами их основного конкурента. Изначально наш план состоял в том, чтобы установить тестируемые объективы Nikon на D 800, объективы Canon – на 5D Mark III , соответственно, а затем сравнить полученные снимки.

Но немного подумав, мы поняли, что такой способ не даст объективных результатов, поскольку камеры совершенно разные и, соответственно, говорить о сравнении исключительно объективов не приходится. В этот момент мы подумали о возможности использования объективов Nikon на тушке Canon при помощи адаптера.

Можно ли использовать объектив Nikon на зеркалке Canon?

Сразу же ответим на вопрос, вынесенный в заголовок пункта: да, вы можете установить все объективы Nikon F (и даже объективы G -типа) на любую зеркалку Canon – для этого вам понадобится адаптер объектива Nikon —Canon .

В настоящее время рынок предлагает множество вариантов таких адаптеров, что называется, на любой вкус и кошелёк. Универсальные адаптеры можно приобрести менее чем за 50$, но тем, кто нацелен на работу с топовыми объективами Nikon G -типа понадобятся специализированные адаптеры, цены на которые могут доходить до 300$.

Можно ли использовать объектив Canon на зеркалке Nikon?

Как бы ни хотелось здесь продублировать ответ на предыдущий вопрос, но сделать этого мы не можем. Увы, объективы Canon установить на зеркалки Nikon нельзя. С технической стороны, это, конечно же, возможно. Проблема заключается не в разработке адаптера для крепления объектива, а в том, что, даже установив объектив Canon на камеру Nikon , вы не сможете сфокусироваться до бесконечности.

Дело в том, что камеры Nikon имеют большее расстояние от крепления объектива до сенсора (фокальной плоскости), в результате чего объективы Canon, при установке на камеру Nikon , превращаются, практически, в удлинительные кольца. Рабочий отрезок Nikon – 46.5 мм, в то время как у Canon EF он составляет 44 мм (подробнее об этом вы можете узнать ).

И если для зеркалок Canon может быть использован адаптер толщиной 2,5 мм, увеличивающий рабочий отрезок до рабочего отрезка Nikon , то для уменьшения рабочего отрезка на Nikon при использовании объективов Canon нет никакой возможности.

Для чего использовать объектив Nikon на Canon?

Итак, зачем монтировать объективы Nikon на зеркалку Canon? В обычной ситуации у вас, скорее всего, не возникнет такой необходимости. Очевидно, что объективы Nikon приобретаются для использования с камерами Nikon, а объективы Canon – с зеркалками Canon. Однако, мы можем назвать несколько причин, когда вам может понадобиться такое нестандартное использование:

  • Вы снимаете камерами обоих производителей и у вас есть хорошие объективы Nikon. Естественно, вам хотелось бы иметь возможность использовать объективы схожего качества и для зеркалки Canon, но вы прекрасно понимаете, что покупать аналогичный объектив для Canon – весьма недёшево и, возможно, нецелесообразно. В этом случае, приобретение адаптера может быть весьма уместной и более экономной альтернативой.
  • Вы фанат легендарного Ni kkor 14-24mm f/2.8G и вы хотите иметь возможность использовать его с камерой Canon .
  • Вы перешли с Nikon на Canon , но у вас остались объективы Nikkor , с которыми вам не хочется расставаться.
  • Вы просто хотите сделать это ради удовольствия.

Кроме того, использование адаптера может быть оправдано, если есть необходимость использования объектива стороннего производителя – например, Sigma, Tamron или Zeiss – а такой объектив для вашей камеры отсутствует.


Объектив:Nikon 24mm f/1.4G, камера:Canon 5D Mark III

Результаты использования адаптера

Если же вы все-таки решили приобрести адаптер, и намерены использовать объектив Nikon с зеркалкой Canon, есть несколько вещей, о которых вы должны знать:

  • Не будет работать автофокус объектива.
  • Не будет работать с истема подавления вибраций и автоматическое управление диафрагмой.
  • При недостаточном освещении ручная фокусировка может быть затруднена. Возможно, вам будет необходимо открыть диафрагму, сфокусироваться, а затем прикрыть диафрагму до необходимого значения.
  • В случае покупки дешёвого адаптера, возможно, не будет работать подтверждение автофокуса.
  • В случае приобретения недорогого программируемого адаптера возможно некорректное отображение информации в EXIF .
  • Если вы не хотите постоянно перекидывать адаптер между объективами, вам будет необходимо приобрести адаптер для каждого объектива, что может быть весьма дорогостоящим.
  • Объективы с кольцом управления диафрагмой оптимальны для использования с адаптером.
  • При съёмке с объективами Nikon G -типа будет невозможно точно установить значения диафрагмы, кроме максимального и минимального. Рычаг изменения диафрагмы не имеет какой-либо шкалы для определения установленной диафрагмы.
  • Кроме того, для нормального функционирования адаптера, вам, возможно, потребуется обрезать или иным способом удалить резиновую прокладку, используемую на G -объективах Nikon .

Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% каждый год. Хороший объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – гораздо больше. Брать объектив в аренду – хорошее решение для экспериментов с неизведанной оптикой, но весьма расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.

Использование «классических» объективов с ручной фокусировкой может оказаться отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Более того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, старый объектив может дать результат ничуть не хуже того, который можно получить с помощью объектива за 15 тысяч рублей.

Взглянем на цены. Новый фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит около 12 тысяч рублей , новый объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей . Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже. Профессиональные зум-объективы вроде Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене примерно 55 тысяч рублей . Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной найти на барахолках за гораздо меньшие деньги. Например, мне удалось купить объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще можно купить рублей за 300. В общем, разница в цене огромна - тут ничего не попишешь. Поэтому главная причина, по которой стоит использовать старую оптику - банальная экономия.

Какая старая оптика будет работать с цифровой камерой?

Каждый объектив спроектирован под собственный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F. Производители идут на такой шаг осознанно – это позволяет помимо камеры продать и собственные объективы, "привязав" фотографа к своей системе, что называется, «обратив в свою религию». Ну а поскольку срок службы объектива значительно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер. Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.

Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сразу же во время съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами попросту не будет работать на другой зеркальной системе.

Вместе с байонетом, каждый объектив создается таким образом, чтобы обеспечить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это расстояние называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.

Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, эффективный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер сильно увеличивает рабочий отрезок, задняя часть объектива становится сильно отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.

Наоборот, если задняя часть объектива слишком близко к зеркалу, он может испортить внутренние компоненты камеры и помешать ее работе.

Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.

Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, однако рабочий отрезок - ключевой фактор работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное кольцо толщиной 2.5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!

Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой просто потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите значительно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.

Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon достаточно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть друг с доступом к станкам с ЧПУ. Но еще проще будет купить такой – его цена составляет около 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.

Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это совершенно другое ощущение и опыт съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе. Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях. Многие мои знакомые специально переводят свои объективы на режим ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И после таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно новый уровень.

Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет назад для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно высокий спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит обратить внимание на старую оптику для байонета M42. Эти объективы выпускаются с 1940 года и были весьма популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России. Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были даже Carl Zeiss и Voigtlander.

Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью установить M42-объектив на камеру Canon, но его нельзя установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой. То есть установить объектив, конечно, можно, однако он позволит фокусироваться лишь на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно. Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.

Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца также достаточно дешевы и их можно найти в продаже на Amazon.com и многих других интернет-магазинах.

Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете этот аспект и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.

Переходное кольцо для объективов Nikon

В конструкции переходного кольца есть корректирующая линза

Установленный адаптер M42-Nikon А на зеркальной камере Nikon

Мануальная оптика на байонете Nikon F камеры Fujifilm S5 Pro

Объективы M42 достаточно часто можно встретить в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит около 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.

Как снимать с ручной оптикой?

Объектив, установленный через адаптер, может работать только в полностью ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны. Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сейчас изображение. Поэтому для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).

  1. Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
  2. Смотрите через видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет становиться или ярче, или светлее, также вы заметите изменение глубины резкости – особенно это заметно при портретной съемке.
  3. Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
  4. Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого вполне достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
  5. Как только ваш объект в фокусе, нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если много или мало – примите соответствующие меры.
  6. Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытаскивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.

После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.

Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет разобраться с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.

Фокусировочный экран

Фокусировочный экран держится защелкой перед пентапризмой

Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это сразу замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный контроль фокусировки, не в пример хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.

Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View. Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заменить стандартный фокусировочный экран на специально предназначенный для ручного наведения на резкость. Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Кроме того, в продаже можно найти специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.

Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала. Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы брать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии. Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.

Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с полностью электронной связью с камерой, объективы с процессорами постепенно отвоевывали место под солнцем у ручной оптики. Но тут возникает еще одна проблема – даже используя хороший объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или менять ISO.

Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый «одуванчик». Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.

Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка «думает», что на нее установили родной объектив. Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной. «Одуванчики» выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и полностью готовыми к работе.