Презентация на тему основы фгос. Фгос второго поколения - powerpoint ppt presentation. Стандарт – общественный договор между семьей, обществом и государством

Views

Number of Embeds

Actions

Embeds 0

No notes for slide

  • В основе методологии стандарта лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
    Для удобства описания результаты образования условно разделены на три группы, в каждой из которых акцентирован один какой-либо аспект:
    личностные результаты (жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п.), в которых акцкент делается на эмоционально-волевой сферах личностного развития;
    метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности, которые затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую;
    предметные результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, на преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов.
    Условность такого описания очевидна, однако оно позволяет выделять доминирующие проблемы в общем ходе образовательного процесса в зависимости от приоритетной направленности совместной деятельности педагогов и учащихся.

  • Базовые курсы изучаются с целью завершения базового образования по данному предмету или образовательной области. Содержание этих курсов и уровень требований к их освоению задается базовым уровнем образовательного стандарта для старшей ступени школы.
    Профильные курсы изучаются с целью расширения и углубления знаний учащихся в выбранных областях (предметах). Содержание образования и уровень требований в этих курсах задается профильным уровнем образовательного стандарта.
    Прообразом элективных курсов являются известные еще по советской школе факультативы. Различие между ними проявляется, во-первых, в том, что если раньше старшеклассники могли просто проигнорировать посещение любых факультативов, сегодня они уже обязаны выбрать тот или иной элективный курс из числа предлагаемых школой. Второе существенное отличие между факультативными и элективными курсами состоит в их содержании и основной направленности. Как правило, элективные курсы направлены на дальнейшую специализацию образования или на уточнение профессиональной ориентации учащихся в выбранной сфере деятельности. Одной из сопутствующих педагогических задач введения элективных курсов является апробация и создание условий для введения в школу новых педагогических технологий и подходов к организации образовательного процесса.
  • Презентация -ФГОС

    1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
    2. 2. Старый и новый стандарты. Что нового? Стандарт 2004 г. сохранение единого базового ядра образования за счёт введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников пересмотр всего содержания школьного образования, вызванном идеями деятельностной, личностно ориентированной педагогики, педагогики развития, сохранение традиционной фундаментальности при одновременном углублении его практикоориентированности введение профильного обучения на старшей ступени школы, с утверждением вариативности, дифференциации образования Стандарт 2009 г. ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства «образовательные результаты» трактуются как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых 2
    3. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
    4. 4. Государственные образовательные стандарты Закон 1992 г. Закон 2007г. Обязательн ый минимум содержания Требования к уровню подготовки Требования Требования к к структуре результатам освоения Максималь но допустимая нагрузка Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
    5. 5. Основы ФГОС Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования 5
    6. 6. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством ОБЩЕСТВО СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность 6
    7. 7. Особенности стандарта: Особенности стандарта: Компетентностный подход Компетентностный подход в образовании в образовании деятельностный подход в построении УВП (урок в логике формирования УД) 10
    8. 8. Планируемые результаты: Планируемые результаты: три основные группы результатов три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: Регулятивные: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Смыслообразование: Коммуникативные: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний РЯ ЛЧт Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Тех Физ
    9. 9. Введение федерального государственного стандарта общего образования - введение ФГОС по мере готовности - обязательное введение ФГОС 2010-11 уч.год 1 2013-14 уч.год М О 2011-12 уч.год 2012-13 уч.год - продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности 1 2 Н И 1 2 3 5 Т О 1 2 3 4 5 6 10 Р И 2014-15 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 10 11 2015-16 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 Н Г 11 И 2016-17 уч.год 2017-18 уч.год 2018-19 уч.год 2019-20 уч.год 10 11 10 11 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 О 9 Т Ч Е Т Н О 2020-21 уч.год 11 С Т 2021-22 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ь 12
    10. 10. Требования к условиям реализации основных Требования к условиям реализации основных образовательных программ образовательных программ ТРЕБОВАНИЯ ФинансовоСанитарноэкономичес МатериальноКадровое гигиеничес кое техническое обеспечение кие обеспечение обеспечение требования Учебники Основа для лицензирования Учебное оборудова ние
    11. 11. Обеспечение качества образования Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Основной механизм: уточнение и распространение общего понимания содержательной и критериальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой: Необходимое условие адекватность методов и инструментария особенностям подхода Внешняя оценка: гос. службы задает общее понимание содержания и критериев Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка: связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители фиксирует динамику индивидуальных Соотношение внутренней и внешней оценки в ито-говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения накопленная оценка и итоговые работы
    12. 12. Система оценивания Школьная система оценивания должна позволять осуществлять обратную связь; стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать даже незначительные продвижения учащихся; ориентировать ученика на успех; Главная проблема – найти технологически содействовать становлению и развитию самооценки. приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. 15
    13. 13. Система оценивания Содержание проверочной работы: обязательная часть; дополнительная часть. 16
    14. 14. Система оценивания В организации системы промежуточной аттестации право до-сдать право пере-сдать изменение внутришкольного контроля 17
    15. 15. Текущая оценка учебных достижений Этап изучения темы Вид диагностики Цель Начало изучения темы Стартовая диагностика определение исходного уровня подготовки, выявление мотивации к изучению нового материала В ходе изучения темы Текущая диагностика Оценка индивидуального прогресса учащихся 18
    16. 16. Зачетная система контроля Обязательная часть (проверка достижения обязательного уровня усвоения материала) Дополнительная часть (проверка овладения темой на повышенном уровне) 19
    17. 17. Зачетная система контроля Общее оценивание зачетной работы Отметка "Зачет" "Зачет и 4" "Зачет и 5" Обязательная часть 7 баллов 8 баллов 8 баллов 2 балла 3 баллов Дополнительная часть Лист контроля 20
    18. 18. Лист индивидуальных достижений. Лесенка достижений Ученик ____________, Школа: ____ № п/п Формируемые навыки и умения Класс: 1а Даты старт окт. нояб. 1. Навыки чтения Чтение слогов 1.1 Техника ч тения Чтение слов Ударение Чтение предложений Чтение текстов Безошибочность чтения Выразительность чтения 1.3 Пере сказ Понимание прочитанного 1.2 Ответ на прямой вопрос по прочитанному Восстановление пропущенного слова Составление картины» «устной Сопоставление прочитанного текста и иллюстративного ряда к нему С помощью Без помощи 1.4 Чтение наизусть 1.5 Составление и собственного рассказа Учитель: _____________ чтение 2. Навыки письма Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично 3. Вычислительные навыки Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично дек. янв. фев. итог
    19. 19. Лист рубежного контроля. Проверка навыков чтения Школа: ______ Класс: 1а Всего заданий: обязательных дополнительных 4 (24 балла) Учитель: ______________________ Оценка Всего по списку ____чел. Обязательная часть Дополнительная часть Дата проведения ________ № п/п Фам илия имя 9 (9 баллов), Зачтено Хорошо Отлично 4 и более баллов менее 5 баллов 5 и более баллов 5 –7 баллов 5 и более баллов более 7 баллов Выполнение заданий, направленных на проверку достижения выделенных целей Обязательная часть (цели 1- 3, Дополнтельная часть (цели 1задания 1-9) 3, задания 1-9) 1 (3 б) 2 (3 б) 3(3 б) оцен 4 (5 5 (5 6 (7 7 (7 б) оценк ка б) б) б) а 1 2 3 4 5 6 10 11 12 13 1 + + + + + – 2 + + + + – – 3 + + – + – – зач тен о зач тен о 5 3 5 2 отли чно хоро шо 2 2
    20. 20. Ознакомление учащихся и родителей с условиями обучения список обязательных заданий тематические зачеты ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный. Если материал усвоен только на обязательном уровне (решены только задания из обязательной части зачета), то ученик получает минимальную положительную отметку – "зачтено"; если помимо обязательных заданий ученик верно выполнил еще и часть дополнительных, то ему ставится одна из повышенных отметок – "4" или "5". При условии сдачи всех зачетов ученик может получить за четверть (год) одну из следующих отметок: "зачтено", "4" или "5". Если ученик претендует на более высокую итоговую отметку, он сможет сдать в конце четверти (года) специальный зачет (экзамен) на "подтверждение повышенной оценки" – выполнить проверочную работу с достаточно сложными заданиями (примерно такими, как в дополнительной части тематических зачетов). 23
    21. 21. Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Всего I II III IV Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык – 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Духовная культура народов России – – – 0/1 0,5 Музыка 1 1 1 1 4 Художественный труд 2 2 2 2 8 Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 22,5 86,5 Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) – 3 3 2,5 8,5 Предельная аудиторная нагрузка (6-дн.) 20 25 25 25 95 Предельная аудиторная нагрузка (5-дн.) 20 22 22 22 86 Внеурочная деятельность 10 10 10 10 40 Всего к финансированию (6-дн.) 30 35 35 35 135 Инвариантная часть Итого:
    22. 22. Внеурочная деятельность Направления Классы Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Всего к финансированию
    23. 23. Требования к результатам освоения Требования к результатам освоения основных образовательных программ основных образовательных программ Фундаментальное ядро содержания Универсальные учебные действия Планируемые результаты обучения Примерные программы УМК Базисный образовательный план Т Концепция духовнонравственного воспитания Программы воспитания и социализации Программа формирования здорового образа жизни УМК
    24. 24. Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 27
    25. 25. Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания. 28
    26. 26. Формирование УУД Личностные  самоопределение (личностные, профессиональные, жизненные смыслы и планы)  смыслообразование, смыслопорождение  морально-этическая ориентация и нравственная оценка Регулятивные  целеполагание  планирование и прогнозирование  контроль и коррекция, оценка  волевая саморегуляция Коммуникативные Познавательные  общеучебные  логические  постановка и решение проблем  сотрудничество и кооперация  постановка вопросов  разрешение конфликтов  управление поведением партнера  речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)
    27. Желаю успехов в работе!

    Like Share 512 Views

    ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ. (способы формирования). ПЛАН. ФГОС – сущность трансформации Понятийный аппарат формирования УУД Возможности предметов для реализации компетентностного подхода

    Download Presentation

    ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

    No related presentations.

    Presentation Transcript

      УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (способы формирования)

      ФГОС – сущность трансформации Понятийный аппарат формирования УУД Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Базовые образовательные технологии: подходы к отбору УУД Формирование на уроках истории и обществознания

      Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок18. ЗНАНИЯ? Актуальность информации? Диплом? Прошлые достижения? ! Умения! Работа с разной информацией!!! СПОСОБНОСТИ!!! ХОРОШИЙ РАБОТНИК Как учить: «Учить учиться» Овладевать разными способами работы с информацией

      «Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь со сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом»1 Развитие навыков самостоятельного решения «задач» и оценки результатов своей деятельности ХОРОШИЙ РАБОТНИК Как учить: Новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки

      Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций Как учить: Работая на метапредметные результаты

      Групповая работа: ЗАДАНИЕ №1: Составьте из «кубиков» кластер (в кейсе метод. рекомендации по составлению кластера)

      Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок18. «Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь со сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом»1 Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Развитие навыков самостоятельного решения «задач» и оценки результатов своей деятельности Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций Умения! Работа с разной информацией!!! СПОСОБНОСТИ!!! ЗНАНИЯ? Актуальность информации? Диплом? Прошлые достижения? ХОРОШИЙ РАБОТНИК Как учить: Работая на метапредметные результаты «Учить учиться» Овладевать разными способами работы с информацией Новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки

      ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

      ФГОС второго поколения «Великая цель образования это не знания, а действия» Герберт Спенсер изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный) изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов) изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся)

      ФГОС: Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 2010 – 2015 Деятельностный подход Компетентностный подход Индивидуализация образовАния индивидуальные образовательные траектории, индивидуальные результаты, индивидуальный успех учащихся, индивидуальный прирост, индивидуальные достижения, индивидуальные качественные приращения. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта ОБЩЕЕ: Внесение личностного смысла в образовательный процесс (для уч-ся) Обучение – процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем позволяет формировать интегральные способности решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эти компетентности изначально возникли (Андреев А.Л.) Результат - готовность к продуктивному см. и ответственному действию на следующем этапе обучения (эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведутся на нестандартных задачах) Предписывается и Советом Европы (Совет Культурной Кооперации), и российской «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года»

      Развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций» ФГОС – сущность трансформации ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностныйподход в построении УВП (урок в логике формирования УД)

      РЕЗУЛЬТАТЫ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ Умения учиться как основа учебной (образовательной компетентности) Игра Математическая грамотность Практики Языковая грамотность Учебное сотрудничество как основа коммуникативной компетентности Организационная деятельность Естественнонаучная грамотность Грамотность чтения информационных текстов как основа информационной компетентности Трудовая деятельность Грамотность чтения КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ (социализация и успешность) Сквозные образовательные результаты (инициатива, самостоятельность, ответственность)

      ЗАДАЧАСОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Реально существуют "два образования". ТО, ЧТО РАНЬШЕ БЫЛО ПОБОЧНЫМ, ТЕПЕРЬ СТАНОВИТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМ Первое представленное в программах, подлежат усвоению и контролю "скрытое образование" (В.И. Слободчиков) – является вторичным продуктом образовательного процесса (все результаты, способствующие формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений) Второе

      Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

      Групповая работа Задание №2: Прочитайте фрагмент текста «От умения сотрудничать к умению учить себя». Выпишите из текста: Главную мысль Самую ценную цитату (тезис) 2-3 аргумента в пользу тезиса Выберите «спикера», который озвучит работу группы для других слушателей

      ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Формирование любых умений и действий (в т.ч. УУД) проходит через этапы: Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). 4. Контроль. 1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация. 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять. 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

      МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТАНДАРТА НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Стандарты являются документом опосредованного действия. Они воздействуют на образовательный процесс через совокупность нормативных и инструктивно-методических документов: СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: Пояснительная записка. Планируемые результаты. Учебный план. Программа формирования у учащихся универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов и курсов Базисный образовательный план Основная образовательная программа (три – на каждую ступень) Планируемые результатыи примерные учебные программы по отдельным предметам Программа формирования и развития универсальных учебных действий Модели оценочной деятельности Базовые образовательные технологии

      ВЫВОДЫ Конечной целью обучения является формирование способов действия. Способы действия могут быть сформированы только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. Задача учителя не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.

      ФГОС – сущность трансформации Понятийный аппарат формирования УУД Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Базовые образовательные технологии: подходы к отбору УУД Формирование на уроках истории и обществознания

      Формирования УУД Групповая работа Задание №3: (см. кейс) соотнесите понятие с расшифровкой Задание: Составьте матрешку из понятий Ответ: 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г.

      Формирования УУД

      Формирования УУД УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Согласно ФГОС УУД– это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

      Формирования УУД Какой получилась ваша матрешка? Как соподчиним понятия? Системно-деятельностный подход

      Формирования УУД Субъект – хозяин своей деятельности: руководствуется разумом ставит цели, решает задачи, определяет траекторию достижения цели (задач), отвечать за результаты, занимается самоанализом (рефлексия). Структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.

      Формирования УУД Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями. Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Интериоризация – овладение общественно выработанными способами действий, превращение внешних действий во внутренние умственные процессы (присвоение). Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.

      Формирования УУД Смысловая личностная установка (А.Г. Асмолов) – форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности (актуализируется мотивом деятельности). Смысл, выступая связующим звеном мотивации и познания, обеспечивает единство ценностей в их побудительной и регулятивной функциях. Действие смыслообразованиянаправлено на установление личностного смысла действия. Личностный смысл (в рамках системно-деятельностного подхода) характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия.

      Формирования УУД УРОВНИ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

      ФГОС – сущность трансформации Понятийный аппарат формирования УД Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Базовые образовательные технологии: подходы к отбору УУД Формирование на уроках истории и обществознания

      Реализации компетентностного подхода Групповая работа ЗАДАНИЕ №4: Заполнить таблицу, а) распределив имеющийся текст по графам, б) продумать свой вариант текста в графах с отсутствующим текстом.

      Реализации компетентностного подхода Как распределили предметы?

      Реализации компетентностного подхода Что является основой содержания?

      Реализации компетентностного подхода Какова степень реализации комп.подхода?

      Реализации компетентностного подхода Какие средства формирования предложили?

      Реализации компетентностного подхода Формы и способы оценивания?

      Реализации компетентностного подхода Какова роль в УВП?

      ФГОС – сущность трансформации Понятийный аппарат формирования УУД Возможности предметов для реализации компетентностного подхода Базовые образовательные технологии: подходы к отбору УУД Формирование на уроках истории и обществознания технологии: подходы к отбору Методы изучения учебного материала Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.

      Технологии: подходы к отбору БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФГОС Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса.

      Технологии: подходы к отбору Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

      Технологии: подходы к отбору Триада: замысел- -реализация- -продукт ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Этапы: Решение Цель Задачи План и Программа Проверка «на реализуемость» Выполнение Презентация

      Технологии: подходы к отбору ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: технология обучения сотрудничеству Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари). Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)

      Технологии: подходы к отбору Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.

      Технологии: подходы к отбору Не давать образцов Ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны Мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать технологическая основа системно-деятельностного подхода (СДП) Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

      Технологии: подходы к отбору Групповая работа Задание №5: Прочитайте текст «Стандарт». Составьте синквейн по прочитанному тексту («автор» - группа – см.4-ую строку). УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

      Технологии: подходы к отбору Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответ- ственного поведения, саморегуляции …), само- стоятельнойвыработ- ки жизненных ценностей “со-участник”, “третейский судья” Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

      Технологии: подходы к отбору Переносная лаборатория «мобильный класс» НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗЦЫ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ учебные модели

      Load More ...

    Слайд 1

    Слайд 2

    2
    5 ноября 2008 года
    Послание Федеральному Собранию
    Президентская инициатива: «Наша новая школа»
    «Если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». С передовых позиций мы откатились. Слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом»

    Слайд 3

    Основные
    направления
    развития
    Переход на новые образовательные стандарты
    Совершенствование учительского корпуса
    Развитие системы поддержки талантливых детей
    Изменение школьной инфраструктуры
    Сохранение и укрепление здоровья школьников
    «Наша новая школа» включает в себя пять пунктов:
    ФГОС

    Слайд 4

    4
    Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начнется во всех образовательных учреждения РФ в 1-х классах с

    Слайд 5

    ФГОС
    5
    СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность
    ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
    стандарты

    Слайд 6

    Поэтапное введение ФГОС общего образования
    Переход на ФГОС начального общего образования общеобразовательных учреждений: 1 класс -2011г. 2 класс-2012г. 3 класс-2013г. 4 класс-2014г.

    Слайд 7

    Слайд 8

    ФГОС

    Предоставить каждому учащемуся возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни.
    Новое поколение образовательных стандартов

    Слайд 9

    Слайд 10

    Переход на новые образовательные стандарты
    3 группы требований:
    требования к структуре образовательных программ требования к условиям реализации образовательных программ требования к результатам их освоения
    Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться

    Слайд 11

    к результатам освоения основной образовательной программы
    к структуре основной образовательной программы
    к условиям реализации основной образовательной программы
    организация и содержание
    планируемые и достигаемые результаты
    ресурсы и условия
    Требования ФГОС:

    Слайд 12

    Требования ФГОС:
    Личностные результаты
    Метапредметные результаты
    Предметные результаты
    Личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся и др.)
    Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях)
    Предметные результаты знания и умения, опыт творческой деятельности и др.

    Слайд 13

    ФГОС
    Цель образования:
    1 поколение ФГОС 2004г.
    Усвоение знаний, умений, навыков
    2 поколение ФГОС 2010г.
    Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся
    Новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе

    Слайд 14

    ФГОС
    Цель образования:
    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

    Слайд 15

    ФГОС
    Деятельностный подход
    – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

    Слайд 16

    Новой школе – новые стандарты
    Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
    Традиционная дидактика
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Новая дидактика
    Совместная деятельность учителя и ученика

    Слайд 17

    ФГОС
    Система дидактических принципов
    Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
    Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
    Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
    Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».
    Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
    Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
    Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

    Слайд 18

    ФГОС
    ФГОС
    Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

    Слайд 19

    способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Слайд 20

    Передача готовых знаний
    Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания
    Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей
    Необходимо исключить
    Развитие умений по применению знаний
    Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК.
    Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
    цель
    текст
    методика
    Нужно стремиться

    Слайд 21

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    Слайд 22

    самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение) смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать); нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.)

    Слайд 23

    (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.) целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция

    Слайд 24

    общеучебные универсальные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, и т.д.) логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблем.) постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.)

    Слайд 25

    (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации; управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Слайд 26

    ФГОС
    ФГОС

    Слайд 27

    результаты промежуточной аттестации
    результаты итоговых работ
    Две составляющие итоговой оценки
    ФГОС

    Слайд 28

    ФГОС
    Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием); Представления выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

    Слайд 29

    ФГОС
    Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

    Слайд 30

    ФГОС
    Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями; Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей; Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей; Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11 классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников. Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.

    Слайд 31

    ФГОС
    Раздел 1. Общие сведения Раздел 2. Основные сферы деятельности Раздел 3. Успеваемость Раздел 4. Общественная деятельность Раздел 5. Успешность Раздел 6. Перспективы

    Слайд 32

    Слайд 33

    ФГОС
    любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Слайд 34

    ФГОС
    ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Пояснительная записка
    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
    Учебный план
    Внеурочная деятельность
    Программа формирования универсальных учебных действий
    Программа духовно-нравственного развития, воспитания
    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
    Программа коррекционной работы
    Система оценки достижения планируемых результатов
    5.
    7.
    8.
    9.
    10.
    3.
    4.
    1.
    2.
    6.
    Программы отдельных учебных предметов, курсов
    Основная Образовательная программа

    Слайд 35

    ФГОС
    Учебный план

    Слайд 36

    Требования к разделам основной образовательной программы
    Внеурочная деятельность
    4
    Организуется по направлениям развития личности:
    Спортивно-оздоровительное
    Духовно-нравственное
    Социальное
    Общеинтеллектуальное
    Общекультурное

    Слайд 37

    ФГОС
    Внеурочная деятельность
    № п/п Название курса Учитель Кол – во часов в неделю
    1. Доноведение Моисеева И. Н. 1
    2. Почемучка Моисеева И. Н. 1
    3. Риторика Чернякова Е. Е. 1
    4. Подвижные народные игры Чернякова Е. Е. 1
    5. Юный исследователь Щербаченко Т. А. 2
    6. Волшебная палитра Лекомцев С. И. 2
    7. Музыкальный театр Лопатченко Л. Н. 1
    8. Информатика в играх и задачах Мамонтова Л. В. 1

    Слайд 38

    ФГОС
    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Финансы
    Кадры
    Учебно-методическое и информационное обеспечение
    Материально-технические условия
    Информационно-образовательная среда

    Слайд 39

    ФГОС
    Направления национальной образовательной инициативы
    Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, привлечение нового поколения учителей.
    Совершенствование учительского корпуса

    Слайд 40

    ФГОС
    Новое качество образования в современной России
    «Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе…» Д.А. Медведев

    Слайд 41

    ФГОС
    Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель.
    Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.Изменение школьной инфраструктуры
    ФГОС старшей школы (преемственность и развитие)

    Слайд 50

    ФГОС
    ФГОС старшей школы (преемственность и развитие)
    Из Концепции профильного обучения (2002 год): обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» 2 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом от 17.12.2010 года № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 года №19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (проект стандарта опубликован 15.02.2011 года) 3 Введение федерального государственного стандарта общего образования Обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. 4 Введение федерального государственного стандарта общего образования Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года в 10 классах – с 2013/14 учебного года 5 Введение федерального государственного стандарта общего образования - введение ФГОС по мере готовности - обязательное введение ФГОС 2010-11 уч.год - продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности 1 М О 2011-12 уч.год 1 2 Н И 2012-13 уч.год 1 2013-14 уч.год 1 2 3 4 5 6 10 2014-15 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 10 11 2015-16 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 10 2 3 5 Т О Р И Н Г 11 И 2016-17 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 2017-18 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 10 11 О 9 Т Ч 2018-19 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2019-20 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Е Т Н О 2020-21 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 С Т 2021-22 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ь 6 Основные характеристики нового стандарта Новый стандарт включает требования к структуре, условиям освоения и результатам общего образования Новый стандарт учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включая потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и детей-инвалидов) Новый стандарт учитывает значимость ступени общего образования для развития детей 7 Основные характеристики нового стандарта Начальная школа (1-4 класс) – фундамент всего последующего образования результат – научиться учиться Основная школа (5-9 класс) – получение образования и воспитания для дальнейшего развития результат – научиться общению, принятию решений, выбору, креативности Средняя школа (10-11 класс) – достаточная и необходимая подготовка для продолжения обучения результат – реализация выбора с целью социализации и профессионального самоопределения 8 Организаторы введения Стандарта федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием; федеральный ресурсный центр; региональные и муниципальные ресурсные центры; образовательные учреждения общего образования; иные заинтересованные учреждения и ведомства 9 Основные мероприятия в рамках введения ФГОС ООО создание нормативного обеспечения введения ФГОС; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; создание организационного обеспечения введения ФГОС; создание кадрового обеспечения введения ФГОС; создание информационного обеспечения введения ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС 10 Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО ООП ООО образовательного учреждения; нормативная база ОУ, в том числе определение списка учебников и учебных пособий; план – график введения ФГОС в ОУ. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ООО разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок, доплат, порядка и размеров премирования; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педработниками. 11 Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО план-график повышения квалификации; внутришкольное повышение квалификации (научнометодические семинары); обновление должностных инструкций работников ОУ. Организационное обеспечение введения ФГОС ООО координация деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения; реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей; модернизация системы методической работы; привлечение органов ГОУ к проектированию ООП. 12 Информационное обеспечение введения ФГОС ООО изучение общественного мнения; публичный отчет; сайт ОУ; обсуждение (www.standart.edu.ru; www.isiorao.ru) официальные документы (www.mon.qov.ru) Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО требования к объектам инфраструктуры ОУ, их оснащению; оборудование помещений; учебно-методические комплекты, ЭОР; банк программ, разработки занятий, дидактические материалы. 13 Алгоритм деятельности руководителя ОУ по введению ФГОС ООО Введение стандарта требует работы по алгоритму. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГТ и ФГОС, является: - научно-методическое сопровождение; - информационное сопровождение; - консультирование всех участников данного процесса. 14 Алгоритм деятельности руководителя ОУ по введению ФГОС ООО Организовать мероприятия по изучению педагогическим коллективом ФГОС. Создать рабочую группу по разработке основной образовательной программы ОУ. Разработать план работы рабочей группы и план мероприятий по подготовке к введению ФГОС. Привести в соответствие нормативную базу образовательного учреждения. Организовать методическое и информационное сопровождение работы по подготовке к введению ФГОС. Определить оптимальные потребности для обеспечения условий реализации ФГОС, выстроенные на основе анализа учебно-дидактических и материальных ресурсов ОУ. 15 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материальнотехническое обеспечение и т.п.) Приведены в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения 16 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей) 17 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС Осуществлено повышение квалификации педагогов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС) Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 18

    Cлайд 1

    Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Колганова В.И. зам.директора по УВР МОУ «Лицей №7» г.о.Электросталь

    Cлайд 2

    Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий «Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…» Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) немецкий педагог-демократ.

    Cлайд 3

    Основные задачи современного образования. Формирование системы культурных ценностей. Формирование мышления через обучение деятельности. Формирование целостной картины мира.

    Cлайд 4

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества;

    Cлайд 5

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    Cлайд 6

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

    Cлайд 7

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    Cлайд 8

    Процесс обучения двусторонний - обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников - обучение как цель - получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

    Cлайд 9

    Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я сам»

    Cлайд 10

    Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»

    Cлайд 11

    Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» «Я учусь»

    Cлайд 12

    Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия «Всегда на связи» «Я и Мы» «Мы вместе»

    Cлайд 13

    Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Образовательные результаты: Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не-скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

    Cлайд 14

    ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

    Cлайд 15

    Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

    Cлайд 16

    Cлайд 17

    Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания

    Cлайд 18

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    Cлайд 19

    ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

    Cлайд 20

    Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

    Cлайд 21

    Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

    Cлайд 22

    ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

    Cлайд 23

    Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

    Cлайд 24

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

    Cлайд 25

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу»; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

    Cлайд 26

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

    Cлайд 27

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

    Cлайд 28

    Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

    Cлайд 29

    Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.) «Золотые правила» использования приемов технологий Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность Cлайд 36 Портреты выпускников Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

    Cлайд 37