Профессиональные требования к водителю автомобиля. Квалификация водителя и требования к ней. Основные правила составления должностной инструкции водителя

Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем ведомство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и в неплановом порядке. В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов. Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории. А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основы психологии и этики водителя. Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами. В то же время, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации соответствующей запрашиваемой должности. По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними. «Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологови минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», - отметила В. Булыгина. Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители. Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети. Напомним, ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р-256 «Новосибирск - Ташанта». Автомобиль «Honda CR-V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «Газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5-летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию. Расследование показало, что пассажиры «Газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус - один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра - в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители-частники». Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. Они свободны перед законом, не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсового контроля, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним, тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии. По словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе, как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки. Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии. Напомним, в ближайшее время также вступят в силу требования и другого приказа Минтранса России, касающегося непосредственно тахографов. С 1 июля 2016 года будет запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР. КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей - от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей.

3-й класс

Характеристика работ. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С". Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности. Буксирование прицепов весом до 750 кг. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С", правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям); правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

Водитель автомобиля

2-й класс

Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е". Буксирование прицепов весом свыше 750 кг. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "В", "С" и "Е", а при работе на автобусах - "Д" или "Д" и "Е", их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применения, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; устройство касс, компостеров и радиоустановки.

Современная жизнь требует непрерывного движения. Все куда-то бегут, куда-то спешат. На помощь приходит транспорт. Но личный автомобиль есть не у каждого, да и умением и желанием водить отличается не всякий человек. На помощь приходит водитель и общественный транспорт.

Водитель транспортного средства – одна из самых распространённых и востребованных профессий на сегодняшний день по всему миру (в 1886 году на свет появился первый автомобиль). В каждом городе имеется свой таксопарк, любой крупной фирме или организации, в любой экономической и производственной отраслях требуются представители данной профессии.

Транспортная инфраструктура постоянно развивается, что влечёт за собой повышение профессиональных качеств водителя. Шофёр не просто управляет наземным транспортным средством. Его должность заключается в выполнении различных обязанностей: работа курьером, таксистом, дальнобойщиком, экспедитором и т.д.

Требования к кандидату

Основные требования , предъявляемые к кандидату на должность водителя:

Должностные обязанности

В работе водителя существуют свои обязанности и функции , которые человек должен выполнять.

К ним относятся следующие:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Права и ответственность

Помимо должностных обязанностей, у водителя есть также и свои права на:

Профессия, связанная с транспортным средством – это не просто сосредоточенная езда за рулём. Работа шофёром очень ответственная.

За что водитель в ответственности за:

Особенности работы в разных сферах

Обязанности представителя данной профессии отличаются друг от друга в зависимости от того, где человек трудится и каким транспортным средством он управляет.

Легковое авто

Водитель легкового авто (как правило, это личный шофёр) должен поддерживать чистоту транспортного средства и следить за его исправностью.

В его обязанности входит также плавное вождение транспортного средства, максимально безопасное для жизни людей и сохранности машины. Резкий обгон и излишние звуковые сигналы запрещены.

Грузовой автомобиль

В работу входит буксирование прицепов задаваемых размеров и массы.

Водитель грузового авто обязан соблюдать правила и нормы подачи транспортного средства для разгрузки и загрузки, контролировать работу по загрузке и разгрузке транспорта, соблюдать нормы загрузки.

В его обязанности также входит осмотр крепления груза на транспортном средстве для сохранности товара и машины.

Автобус

Водитель может перевозить не только людей, но и багаж (зависит от типа автобуса).

Человек, занимаемый данную должность, должен соблюдать заранее утверждённый маршрут, проходить медосмотр, сообщать пассажирам о ходе посадки и высадки, контролировать соблюдение пассажирами техники безопасности (в особенности, это касается школьных автобусов), следить за процессом высадки и посадки пассажиров.

Трамвай, троллейбус и другой общественный транспорт

Управление трамваем или троллейбусом требует от работника умения проверять и устранять простые неполадки транспортного средства. Он также должен следить за соблюдением пассажирами техники безопасности, сообщать им о посадке и высадке, придерживаться заранее оговорённого маршрута.

Специальные служебные машины

Шофёр, работающий на транспорте, оборудованном специальным сигналом (скорая помощь, пожарная служба, полиция) обязан пройти соответствующее обучение и иметь медицинскую справку.

Допуск к вождению данного транспорта получают раз в пять лет. Водитель должен уметь использовать средства радиосвязи, подавать световые и звуковые сигналы, оказывать первую медпомощь и знать основы психологии.

Водитель-экспедитор

Работа такого типа состоит в доставке товара, документов, денежных средств и материальных ценностей на место назначения.

К обязанностям водителя-экспедитора относятся: сверка с сопроводительной документацией при получении товара, контроль за целостностью упаковки товара и погрузкой, доставка товара в сохранности, а также оформление соответствующих документов о приёме-сдаче груза.

Погрузчик

Человек, работающий на погрузчике должен уметь: устранять неполадки, устанавливать и заменять съёмные грузозахватные приспособления, соблюдать правила техники безопасности, отбирать товар со склада, принимать товар согласно Положению о приёме товара и внутренним документам, сортировать товар и перемещать его на место хранения.

О том, что должен обязательно проверять водитель погрузчика перед началом работы, показано в следующем видеоматериале:

Водитель-механик

Водитель-механик должен уметь: заправлять автомобиль; проверять его при сдаче и перед выездом, проводить техническое обслуживание, заполнять путевую документацию и учёт выполненных работ по обслуживанию автомобиля.

Найти работу водителем несложно. Для того, чтобы стать мастером своего дела нужно приложить усилия и прилежность. Мало просто иметь водительские права. Как правило, в данной профессии всё приходит с опытом.

В квалификационном справочнике есть должность водитель автомобиля.Персональный водитель должен быть переименован в водителя автомобиля? Какой класс присваивать? И писать ли этот класс в названии должности по штатному расписанию?Если менять название должности обязательно, как прописать обязанности именно для персонального водителя, если водителей в штате несколько и обязанности у них разные?В Системе Кадры есть форма должностной инструкции персонального водителя. Правомерно ли в ней указаны пункты об обязанностях, касательно членов семьи и поручений личного характера (нам бы тоже хотелось их вменить для исполнения):2.1. Обеспечивает комфортное сопровождение на автомобиле работодателя, членов его семьи,2.3. Выполняет:– различные мелкие поручения (профессионального или личного характера) работодателя, членов его семьи;Можно ли привлекать водителя к ответственности за неисполнение поручений личного характера, если условие об их исполнении оговорены должностной инструкцией?Можно ли в системе мотивации водителя прописать выполнение личных поручений одним из регуляторов для начисления/неначисления премии? Как обосновать невыполнение личных поручений?Можно ли поручить водителю по должностной инструкции производить расчистку снега, например, для получения доступа к парковочному месту автомобиля, если занесло ворота гаража, где припаркован на стоянку автомобиль? Или вменить в обязанности убирать подтеки от шин автомобиля на стояночном месте – это правомерно поручать водителю?

Ответ

Ответ на вопрос:

Должность водителя автомобиля нельзя обозначить произвольно (в частности с указанием на то, что водитель является именно персональным) по следующим причинам:

1. Согласно ст. 57 ТК РФ должность водителя автомобиля (как имеющая ряд ограничений) должна именоваться в соответствии с ЕКС или профстандарту.

В отношении водителей есть ограничения, как минимум, в части возможности работы по совместительству (329 ТК РФ).

Таким образом, для водителей автомобилей требования профстандарта (ЕКС) носят обязательный характер, в том числе в части наименования его должности.

То есть должность персонального водителя обязательно нужно переименовать.

Профстандарта по должности «водитель автомобиля» пока нет.

Есть только проекты:

И даже проект профстандарта не предусматривает такого наименования должности, как персональный водитель.

Работа водителя не подразумевает выполнения каких-то личных поручений руководителя, и тем более членов семьи руководителя.

Поручить водителю дополнительную работу, не предусмотренную его трудовой функцией, можно исключительно в порядке совмещения.

В ситуации, когда работники, занимающие одну и ту же должность, но выполняющие разные должностные обязанности, может расцениваться как дискриминация. Посмотрите еще https://онлайнинспекция.рф/questions/view/10999 по данному вопросу.

В части требований к квалификации: Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Водители транспортных средств в организациях могут иметь квалификационные классы с первого по третий.

При этом класс, установленный водителю, определяет возможность исполнения им определенных видов работ по перевозкам .

То есть понятие классности характеризует квалификацию водителя .

Согласно разделу «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102, работодатель может вводить классность водителям и соответствующую надбавку водителям за классность, а может не вводить .

Если на транспортное предприятие устраивается водитель, например, с 3-м классом, то на новом месте работы она недействительна. Вместе с тем, работодатель по своему усмотрению может подтвердить классность водителя при приеме в приказе, и в этом случае классность сохраняется.

Подробно о вопросе присвоения классности водителю см. здесь: http://vip.1kadry.ru/#/document/131/3171/?step=2..

Примечанием к квалификационным характеристикам водителя автомобиля Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, установлено, что квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии ; квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии .

Следовательно, при присвоении классности водителю учитывается только стаж работы в данной организации.

Данные выводы подтверждаются, в том числе, судебной практикой (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 23.05.2013 по делу N 33-2762/2013).

Классность отражается в штатном расписании.

В ТК РФ четко регламентирован порядок привлечения сотрудника к дополнительной работе. Этому посвящена ст. 60.2 ТК РФ.

Привлечение работника к дополнительной работе возможно по соглашению сторон, при наличии соответствующей должности (ставки или части ставки) в штатном расписании и только за дополнительную плату (ст. 60.2, 151 ТК РФ).

Обратите внимание, что нельзя также вписывать в должностную инструкцию действия, которые относятся к другой трудовой функции, чтобы не оплачивать дополнительную работу (апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2014 г. № 33-6615/2014).

В трудовую функцию водителя автомобиля не входит работа дворника (Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (с изменениями на 15 апреля 1991 года), КС выпуск 00; Положение, утв. приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).

И согласно последним разъяснениям Минтруда трудовой договор с работником может быть заключен по одной определенной трудовой функции .

И, в любом случае обязанности не должны выходить за рамки трудовой функции, а название должности должно соответствовать реально выполняемой сотрудником трудовой функции.

Выполнение работы в пределах основного рабочего времени сотрудника, которая не входит в его трудовые обязанности, можно оформить одним из двух способов:

 как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);

 как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ);

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой по другой должности в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимают выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Поручение доп. работы оформляется по конкретной должности, предусмотренной в штатном расписании и исключительно с письменного на то согласия работника и с установлением доплаты по соглашению сторон (ст. 60.2,151 ТК РФ) .

К аналогичным выводам приходят специалисты Минтруда. См. Письма Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688 и от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Этой же позиции придерживаются и суды.

Так, например, Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в апелляционном определении от 26.03.2015 по делу N 33-4792/2015 указала, что выполнение работником обязанностей в соответствии с условиями дополнительного соглашения нельзя отнести к расширению зоны обслуживания, увеличению объема работы, поскольку штатным расписанием работодателя предусмотрена одна штатная единица по его должности (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.07.2012 N 11-11218/2012).

Кроме того, суды отмечают, что обязательным условием выполнения работником дополнительной работы по другой должности является письменное соглашение сторон трудовых отношений (определения Воронежского областного суда от 10.06.2014 № 33-3117, Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу № 33-11469/2015 и др.). Поэтому без соглашения, в котором будут прописаны условия совмещения, не обойтись.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформить прием на работу водителя

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Особенности приема на работу

Как принять на работу водителя

Прием на работу водителей, чья работа непосредственно связана с движением транспортных средств, имеет свои особенности. Перечень таких работ, профессий и должностей утвержден в постановлении Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16. Он охватывает: автомобильный, городской наземный электрический, промышленный, железнодорожный, морской, речной транспорт, транспорт дорожного хозяйства, метрополитена и гражданской авиации.

Сотрудники, которых принимают на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку (ст. 328 ТК РФ). Порядок отбора и подготовки утвержден в приказе Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59. Он распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. В том числе те организации, в штате которых есть сотрудники-водители автомобилей для хозяйственных нужд.

Так, соискатель, который претендует на должность водителя, обязан:

 иметь водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);

 иметь справку о прохождении медосмотра (ст. 213 ТК РФ);

 соответствовать квалификационным требованиям к водителям из приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287, если иное не установлено законом. Подтвердить соответствие можно документами об образовании или о квалификации: дипломами, удостоверениями и т. п.;

 соответствия требованиям к стажу работы, установленным в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Подтвердить соответствие можно трудовой книжкой или иными документами.

Внимание: сотрудника-водителя нельзя принять на работу по совместительству, если такая работа тоже непосредственно связана с управлением транспортным средством или его движением (ст. 329 ТК РФ).

C 1 июня 2017 года действует запрет на управление транспортным средством без российских прав (ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 2 ноября 2013 г. № 285-ФЗ). Это значит, что в общем случае сотрудники-иностранцы независимо от их статуса не могут работать водителями, если у них только национальные права. Исключения – граждане государств, где русский язык закреплен как официальный. Они могут работать водителями на территории России, используя национальные водительские удостоверения.

К таким государствам относятся:

 Республика Беларусь;

 Республика Казахстан;

 Республика Таджикистан;

 Кыргызская Республика.

Если соискатель отвечает всем условиям, то работодатель проводит устное собеседование. В дополнение к беседе можно провести и письменную проверку: опрос или тестирование. Все результаты занесите в листы собеседования и храните их пять лет. Конкретная форма листов собеседования не утверждена, поэтому работодатель может составить их в произвольной форме.

Если по итогам собеседования кандидат подтвердит свое соответствие квалификационным требованиям, то работодатель вправе принять его на работу. При этом в отдельных случаях до трудоустройства соискателю придется пройти еще и стажировку.

Такие правила установлены в пунктах 2–11 Порядка, утвержденного в приказе Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

В остальном документальное оформление сотрудника-водителя на работу проводите в общем порядке.

Вопрос из практики: можно ли водителю установить ненормированный рабочий день, если он работает по два часа в день

Нет, нельзя.

Ненормированную работу можно установить сотруднику в двух случаях: если он трудится полный рабочий день и если сотруднику установлена неполная рабочая неделя и при этом полный рабочий день (ст. 101 ТК РФ).

Таким образом, водителю, который работает неполный рабочий день – два часа, работодатель не вправе установить ненормированный режим рабочего времени. Выходом из ситуации может быть работа на условиях гибкого режима рабочего времени. Но тогда работодателю надо определить недельную норму часов, которую будет отрабатывать сотрудник. Она может учитывать и возможную ненормированную работу. Подробнее о том, как установить гибкое рабочее время, читайте здесь.

Стажировка водителей

Как и когда проводить стажировку водителей

После того как соискатель на должность водителя пройдет профессиональный отбор в отдельных случаях до допуска к самостоятельной работе кандидаты проходят стажировку.

Так, пройти предварительную стажировку обязаны соискатели, которые:

 приходят устраиваться на работу сразу после окончания учебы;

 имеют перерыв в работе на должности водителя более одного года;

 устраиваются работать на горные маршруты;

 планируют работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте перевозок пассажиров.

Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводите стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажировка состоит из инструктажа и практики. Ее проводят под руководством и контролем водителя-наставника. В ходе инструктажа водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Ее цель подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством. В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Водителя-наставника для нового водителя назначают из других сотрудников-водителей, которые:

 не совершили за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

 имеют стаж работы на соответствующем типе транспортных средств:
1) не менее трех лет – при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле;
2) не менее пяти лет – при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе.

По итогам стажировки оформите стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите:

 номер стажировочного листа;

 фамилию, имя и отчество водителя-стажера;

 сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;

 фамилию, имя, отчество водителя-наставника;

 дату, время прохождения и количество часов стажировки;

 замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

 заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.

Работодатели обязаны вести документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя. Стажировочные листы храните не менее пяти лет.

Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Вопрос

Какой документ необходимо использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля?

Ответ

При определении требований к квалификации водителя автомобиля, рекомендуется использовать «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако работодатель также вправе использовать другие действующие на текущий момент нормативные акты.

Обоснование

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

При разработке должностной инструкции работодатель может руководствоваться, в частности:

  • квалификационными характеристиками по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенными в Квалификационном справочнике
  • тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31;
  • профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287) (Исключением является п. 12.3 названных требований, который вступит в силу с 14 декабря 2018 г. (п. 2 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287). С этой даты работодатель также может применять положения п. 12.3 указанных требований для разработки должностной инструкции водителя автомобиля.)

Эти требования, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Обратите внимание

С 12 августа 2016 г. вступит в силу Приказ Минтранса России от 11.03.2016 N 59, которым утвержден порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения некоторыми категориями водителей.

Пункт 7 данного документа разъясняет, что «Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации».

В соответствии с п. 10 Порядка, в ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Квалификационные требования установлены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2015 N 40032)

На основании вышеизложенного, рекомендуется использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако, организация-работодатель на текущий момент вправе также использовать:

  • квалификационные характеристики по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенные в Квалификационном справочнике , утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденную Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31.