Белорусская народная сказка рукавичка. «Рукавичка» - сказка, которая воспитывает и развивает. Творческие находки из "Рукавички"

Екатерина Любимова
Досуг. Сказка «Рукавичка»

Цель : Приобщение детей к культуре своего народа.

Задачи :

1. Воспитывать у младших дошкольников стойкий интерес к народному литературному фольклору.

2. Формировать коммуникативные качества у детей.

3. Активизировать познавательный интерес, развивать речь.

4. Развивать творческие и музыкальные способности детей посредством детского музыкального фольклора.

Подготовка :

Декорации и атрибуты : зимний лес, рукавица-декорация , санки, дровишки, топорик. Домик, печка русская, русская народная утварь, много рукавичек .

Действующие лица : Взрослые : Сказочница (в русском народном костюме) .Дети (в костюмах) : Дед, Бабушка, дети в русских костюмах. Мышка, Лиса,Белочка,Ежик,Лягушка,Зайка,Волк, Лиса,Собачка, Медведь,Кот (участвует вся группа) .

Выучить с детьми музыкальные номера.

Ход сказки.

Дети выходят в музыкальный зал под русскую народную музыку. Дети в народных костюмах садятся на лавочку у домика. Рядом около печки с утварью сидят Бабушка и Дед, около домика с одной стороны Кот, с другой Собака. На отдельных стульчиках около елочек Звери.

Сказочница : Укутала снегом зима дома, стоит сказочный лес , холодно, мороз. В деревеньке, в избе, зимой ребятишки на лавках сидят,песни поют, да потешки говорят.

Выходят дети рассказывают русские народные потешки. (количество по желанию)

Поют «Встал раненько петушок» .

Сказочница : А кот лежал на окошке, да слушал.

Выходит Кот.

Игра с пением «Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот» .

Сказочница : Играли, пели, да есть захотели.

Дети : Испеки нам бабушка вкусные оладушки.

Игра «Оладушки» (как мы любим, бабушка вкусные оладушки,

Сказочница : Бабушка решила печь топить, внучат кормить, а дров и нет.

Бабушка : Дед, а Дед, с лавки вставай.

Сказочница :Все хотят в доме оладьев, хлеба, да вкусного обеда.

Бабушка : Дед,в лес за дровами ступай. А вы внучата, за мукой бегите, да воду несите.

Сказочница : Послала Бабушка внучат муку сеять, да воду таскать,а Дед взял санки,топор, одел рукавички , да в лес засобирался. (Дети трясут ситом)

Дед : Чтобы печку натопить, чтоб бабуле щей сварить, надо дров в лесу срубить.

Сказочница : По тропинке Дед идет, впереди бежит пес-Федот.

Дед : Эй, Федотка, не зевай, искать дорогу помогай. Сказочница : А Федотка лает, птиц в лесу пугает.

Пес : Ав-ав….

Игра с пением «Пес Барбос и птички» (дети сели, рукавичку подбросить )

Сказочница : Ой, чья -же это рукавичка потерялась (Дети : Деда)

Лежала, рукавичка ,лежала и начала расти. (снимаем покрывало с ширмы) .

Бежала по полянке Мышка.

Мышка : Рукавичка-теремок . В теремочке кто живет? Заживу теперь я в нем Это будет мышкин дом (заходит)

Сказочница : По деревьям и макушкам, скачет белочка – подружка.

Белочка : Рукавичка-теремок . В теремочке кто живет?

Мышка : Это я, Мышка -норушка!

Белочка :Заживу теперь я в нем. Это будет белкин дом (заходит)

Сказочница : Весь в иголках много ножек,к рукавичке вышел ежик .

Ежик : Рукавичка-теремок . В теремочке кто живет?

Мышка : Мышка -я зерно толку!

Белка : Белка -я пироги пеку.

Ежик :Заживу теперь я в нем,веселее жить втроем (заходит)

Сказочница : По полянке, вдоль опушки, к рукавичке шла лягушка .

Лягушка : Рукавичка-теремок . В теремочке кто живет?

Мышка : Мышка -я зерно толку!

Белка : Белка -я, пироги пеку.

Ежик : Ежик- я, дом стерегу!

Лягушка : Ой, какой хороший дом. Жить давайте вчетвером. (забегает)

Сказочница : Рукавичка – теремок , все растет, растет, растет, звери весело живут, пляшут,песенку поют.

Зверята выходят,поют песенку и танцуют.

Песенка : Рукавичка- теремок , из трубы идет дымок,

Мышь -норушка, там зерно толчет,а лягушка пироги печет,

А Лягушка с серым ежиком, режут сало острым ножиком.

Серый ежик свернулся в клубок и не спит, сторожит теремок!.

Появляется Лиса. Зверята прячутся за домик- рукавичку .

Лиса : Вот,я Лисонька-лиса. Всему лесу я краса! Рукавичка -теремок !

В рукавичке кто живет ?

Мышка : Мышка -я, зерно толку!

Белка : Белка,-я пироги пеку!

Ежик : Ежик- я,домик, стерегу!

Лягушка : Я готовлю всем еду!

Лиса : Очень холодно в лесу, вы пустили бы Лису, В мурашках нос и хвост промок!

Звери : Заходи к нам в теремок (заходит)

Сказочница : Был, когда-то летом, серый, скачет зайка белый-белый.

Зайка :Воет волк,трясется хвост, еле лапки я унес. Рукавичка- теремок , может пустят на порог?

Я от страха аж промок!

Звери : Заходи к нам в теремок!

Сказочница : Вьюга воет и поет, к Рукавичке волк бредет .

Волк : Рукавичка- теремок ,кто здесь в тереме живет? Очень сильно я устал, бегал,а зайца не поймал! Я уже не ел три дня. Может угостят меня? Вон, из печи идет дымок!

Звери : Заходи к нам в теремок!

Сказочница : К рукавичке шел медведь , громко начал он реветь!

Мишка : Мерзнут лапы и бока, где б погреться у огня. В рукавичке , кто живет? В окошке светит огонек.

Звери : Заходи к нам в теремок!

Сказочница : в рукавичке все живут , все там пляшут и поют!

Танец- песенка «Рукавичка »

1. Поселились в рукавичке , как в большой избушке,

В нашем сказочном лесу разные зверюшки…

Припев : Дружит с белкою лиса,вот какие чудеса,

ежик,зайка, мышка, волк, лягушка, мишка.

2. Мышка там зерно толчет,волк с лягушкой пляшут.

Зайка пироги печет,ежик варит кашу…

3. Веселимся в рукавичке , дружно поживаем.

В гости в нашу рукавичку всех мы приглашаем !.

Сказочница : Вдруг раздался лай Федота, это дед идет с работы (выходит Дед с дровами)

Дед : Дров вот сколько у меня! Рукавица где моя ?

(Все разбегаются, разбросать рукавички ) .

Сказочница : Вот их сколько посчитай,рукавичку выбирай .

Эй, ребята-зверята,помогай!

Аттракцион «Собери рукавички » .

Сказочница : Вернулся Дед домой, принес дров, внуки муки натрясли, да за водой на колодец сбегали.

Бабушка : Печку я растопила, тесто поставила, пирожки, да оладушки Внукам напекла.

Дети : Ох и вкусные у Бабушки оладушки.

Дед : Да и мне Бабушка каши наварила

Сказочница последние слова . Вот и сказки конец ,а кто слушал молодец! Сказка ложь , да в ней намек…

Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.

Публикации по теме:

В ходе непосредственно образовательной деятельности, мы с ребятами познакомились с русской народной сказкой " Рукавичка". Детки очень прониклись.

Очень долго растёт ёлка А срубить её не долго. Две недели простояла- Потом выкинула мама. Смысл ёлку нам рубить, Легче нам её купить.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе «Сказка «Рукавичка» Конспект занятия по чтению художественной литературы в младшей группе сказки «Рукавичка.» Цель: Формирование интереса и потребности в восприятии.

Логопедический досуг с использованием инновационных технологий: ИКТ, су-джок массажеров, арт-терапии «Осенняя сказка» Цель: активизация словаря по темам «Осень. Деревья. Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы» Коррекционно - образовательные задачи: - систематизировать.

План – конспект урока

    Ф.И.О. Вишневская Екатерина Фёдоровна

    Место работы МКОУ Заливинская СОШ

    Должность: учитель начальных классов

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 1

    Тема и номер урока в теме: Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».

В теме урок №1

    Базовый учебник: Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 2012.

    Тип урока: Знакомство с новым материалом.

    Цели:

    познакомить со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»;

    обучать плавному выразительному чтению;

    учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;

    развивать память, речь, мышление.

10. Задачи:

    учить отличать сказку от других произведений;

    давать характеристику сказочным героям;

    учить дополнять содержание текста.

11. Планируемые результаты

Предметные:

    называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки;

    придумывать различные варианты окончания сказки;

    определять главную мысль сказки на основе пословиц.

Метапредметные:

    определять учебную задачу урока – читать сказку;

    сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

Личностные:

    проявлять интерес к чтению сказок;

    объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

Межпредметные связи: Математика. Тема: «Сравнение».

12. Формы и методы обучения: индивидуальная, объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

14. Ресурсы урока:

    Аудиозапись сказки «Теремок»

    выставка книг со сказками (народными и авторскими);

    рисунки с изображением героев сказки «Теремок»;

    таблица сравнения;

    карточки с пословицами.

План – конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Время

(в мин)

I.

Организационный

У доски выставка книг.

Начинаем наш урок.
Предъявите-ка улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучных, мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!

Приготовление к уроку. Приветствие учителя.

II.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

Выполняют упражнения.

III.

II .Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».

Знакомит учащихся с новым вариантом сказки «Теремок» в пересказе Е.Чарушина.

-Ребята, какие книги вы любите читать?

р C ауКзфАлэщтЗыядсмКчьюбИпайц,

Это тема нашего урока. С какими сказками мы сегодня познакомимся? Откройте учебник на странице 32.

Пересказывают русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Ответы детей.

Сказки

Угадывают сказку с помощью иллюстрации

- «Теремок».

Читают заголовок сказки «Рукавичка».

IV.

Организация познавательной деятельности.

Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Теремок».

Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Диалог героев предложить прочитать учащимся.

Понравилась ли вам сказка?

Слушают

Читают

Да!

V.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка прыг и ускакал!

Приставляют кисти рук к голове, машут, изображая ушки. Трут себе ладони. Прыгают на месте. Садятся за стол.

VI.

Работа по теме урока.

Чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на русскую народную сказку «Рукавичка»? Результаты сравнения занесите в таблицу.

СКАЗКИ

народные

Параметры сравнения

В пересказе Е.Чарушина

Р.н.сказка

Название

«Теремок»

«Рукавичка»

Герои

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк …

Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан, медведюшка-батюшка.

Событие

Стоит теремок. Все звери собираются в теремке. Остаются жить.

Лежит рукавичка. Все звери собираются в рукавичке. Звери разбегаются.

Язык сказки (звукоподра-жательные слова)

Пик! Пик! Пик!

Ква! Ква! Ква!

Чук! Чук! Чук!

Тяф! Тяф! Тяф!

Хрю! Хрю! Хрю!

Гу! Гу! Гу!

Гав! Гав! Гав!

Ребята, узнайте произведение по отрывку. «Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает».

«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!»

- Прочтите пословицы:

В тесноте, да не в обиде .

Знает сорока, где зиму зимовать .

.

Объясните смысл этих пословиц.

Какая из них подходит к сказке «Теремок» и к сказке «Рукавичка» больше всего?

Работа в тетради. Кому из героев сказки принадлежат слова? (с.31)

Читают сказку, заполняют под руководством учителя таблицу. Делают вывод, какие сказки называются народными и какие авторскими.

Е.Чарушин «Теремок»

Р.н.сказка «Рукавичка».

Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).

Ответы детей:

В тесноте, да не в обиде .

Согласие крепче каменных стен .

Читают. Отвечают.

VII .

Рефлексия. Подведение итогов.

Заселите героев сказки «Теремок» в теремок.

Мышка лягушка заяц

Таремок

Лиса

волк медведь

(мышка, лягушка, заяц, волк, медведь, кабан, петух, лиса и т.д.)

Определите, какая из пословиц отражает главную мысль сказок. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина «Теремок» или с русской народной сказкой «Рукавичка»? (с.37)

Игра «Чей это голос?».

Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

Покажите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Работают у доски

(выбирают героев сказки и распределяют вокруг теремка)

Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).

Согласие крепче каменных стен.- можно отнести к сказке «Теремок».

В тесноте, да не в обиде.- можно отнести к сказке «Рукавичка».

Ответы детей

Показывают смайлики.

VIII.

Домашнее задание.

Выполнить иллюстрацию к сказке «Мой любимый сказочный герой».

Литература:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012.

2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск СО-РОМ), автор Л.Ф. Климанова.

3.Литературное чтение. Рабочая тетрадь 1 класс, М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип вид ресурсов

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

сказки

информационный

иллюстрации

forum-grad.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем. Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

Красный (отлично)

Зелёный (хорошо)

Синий

(нужно постараться)

Оцени себя

Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.

Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:

Буду я теперь здесь жить.

Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:

Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?

Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?

А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!

Ну, иди! – ответила мышка.

И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Я мышка-нарушка.

И я лягушка-попрыгушка.

А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?


И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?

А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?

Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?

А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!

Ну, хорошо, иди!

Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.

Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, - отвечают ему. - А ты кто?

А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!

Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?

Да уж как-нибудь впихнусь, - ответил кабан.

Ну, полезай! – ответили из рукавички.


Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?


Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!

Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!

Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.

Ну, иди, только с краешку.

Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.

А к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.

Иллюстрации Е.Рачева (отреставрированные из книжки1953 г)

Рукавичка Смотреть

Варежка Смотреть

Сказка «Рукавичка» — русская народная сказка о том как звери нашли для себя замечательный домик. Уж очень сюжет знаком у этой сказочки . Да, совершенно верно, подобный сюжет и у другой русской народной сказки. А называется она « ». Вот только там зверушки поселились в тереме, а здесь в рукавичке . Да и заканчиваются сказки по-разному. В «Теремке» медведь развалил домик, а с рукавички звери сами сбежали когда услышали лай собаки.

Замечательная сказочка, вот только немножко непонятная... Это же какая должна быть рукавичка, чтобы в нее зверушки помещались? То ли зверушки совсем крохотные, то ли рукавичка принадлежала великану... Ну да ладно, это не так уж и важно, сказка на то она и сказка, что в ней может быть все, что угодно!

Рукавичка

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Русскую народную сказку «Теремок» мы знаем с детства. Сюжет известный: звери ищут дом и поселяются вместе с соседями. Ход событий довольно распространённый, имеет много вариантов и модификаций. Иногда теремком может стать такой простой предмет, как, например, рукавичка. Сказка с подобным названием строится по тому же принципу, но имеет несколько изменений в сюжете. Из теремка звери разбегаются, потому что его ломает медведь, а из рукавички - пугаясь звонкого собачьего лая.

Давайте прочитаем вместе! "Рукавичка" - русская сказка

Однажды отправился дед за дровами, Жучка с ним увязалась. Пока шли лесом, у деда рукавичка выпала, а он и не заметил.

Лежит рукавичка на снегу, а мимо мышка по своим делам бежит, остановилась и задумалась:

Чем не дом для меня?

Прыгнула внутрь и поселилась там. Живёт себе, поживает. А к рукавичке лягушка прискакала. Лапки зимой на снегу мёрзнут, вот и решила погреться. Заглянула она в рукавичку и говорит:

А мышка ей отвечает:

Я - мышка - серая шалунишка, я тут проживаю. А ты кто?

Я - лягушка - весёлая поскакушка. Для меня место найдётся?

Заходи, вдвоём веселее.

Живут они, поживают, горя не знают. А к рукавичке зайчик прискакал, присмотрелся и говорит:

Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

А мышка с лягушкой ему из рукавицы говорят:

Мы тут живём, мышка - серая шалунишка и лягушка - весёлая поскакушка. А ты кто?

Я зайка - быстрый побегайка. Для меня место найдётся?

Заходи, вместе веселее!

Теперь уже втроём живут они, поживают, горя не знают. А рукавичку лиса приметила, подошла осторожно, принюхалась и говорит:

Ах, какая рукавица! Вот бы мне в ней поселиться!

А звери из рукавицы отзываются:

Мы тут живём! Мышка - серая шалунишка, лягушка - весёлая поскакушка, зайка - быстрый побегайка. А ты кто?

А я лиса - рыжая краса. Для меня место найдётся?

Заходи, вместе веселее!

Поместились вчетвером, живут-поживают, а по лесу волк рыщет, добычу ищет, к рукавичке подошёл. И говорит:

Вот так чудо-рукавица! Надо мне в ней поселиться!

Полез в рукавичку, а звери говорят:

Здесь уже мы живём! Мышка - серая шалунишка, Лягушка - весёлая поскакушка, Зайка - быстрый побегайка и Лиса - рыжая краса. А ты кто?

А я волчище - острые зубищи. Пустите, а?

Тесновато у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!

Стали они впятером хозяйничать, но долго ли, коротко ли, к рукавичке кабан прибрёл. И говорит:

Что за чудо-рукавица! Может, мне в ней поселиться!?

Только собрался в рукавичку ползти, как звери из неё:

Рукавичка и так жильцов полна, мы тут живём! Мышка - серая шалунишка, Лягушка - весёлая поскакушка, Зайка - быстрый побегайка, Лиса - рыжая краса и Волчище - острые зубищи. А ты кто?

А я - Кабан-клыкан. И я с вами жить хочу!

Очень уж тесно у нас, да уж ладно, заходи, вместе веселее!

Еле разместились звери вшестером в рукавичке, друг к дружке прижались, греются, а тут ещё медведь мимо идёт.

Это что за рукавица? Вот где мне бы поселиться!

Звери тут же в ответ:

Места в рукавичке нет! Мы тут живём! Мышка - серая шалунишка, Лягушка - весёлая поскакушка, Зайка - быстрый побегайка, Лиса - рыжая краса, Волчище - острые зубищи да Кабан-клыкан. А ты кто?

А я Мишка - косолапый топтыжка. Пустите и меня!

Как же мы тебя пустим, нам самим места мало!

Как заревёт тут медведь! Горестно так, жалобно. Звери и спрашивают:

Что ты плачешь, косолапый?

У меня замёрзли лапы!

Подвинулись звери, ещё плотнее друг к дружке прижались. Не замерзать же мишке.

Влезай уж, погрейся немного.

Полез медведь внутрь, рукавичка аж по швам затрещала.

Много ли, мало ли времени прошло, только опомнился дед, заметил, что рукавица пропала. Решил он по следам своим обратно вернуться. Жучке велел рукавицу искать, она вперёд него побежала и нашла рукавичку, хотела схватить, да увидела, что рукавица лесных жителей полна. Подняла Жучка лай:

Гав! Гав!

Звонко так лает, заливисто. Испугались звери, начали из рукавики выскакивать, да наутёк пускаться. Вылез Мишка - косолапый топтыжка, в лес потопал, за ним Кабан-клыкан да Волчище - острые зубищи выскочили - и только их и видели! Лиса - рыжая краса из рукавички появилась, хвостиком махнула и скорее побежала, а за ней уж и Зайка - быстрый побегайка с Лягушкой - весёлой поскакушкой упрыгали, только Мышка - серая шалунишка выскочить успела, как дед подошёл. Поднял варежку, Жучку погладил, похвалил за то, что нашлась рукавичка.

Сказка - ложь, да в ней - намёк!

О чём рассказывает малышам «Рукавичка»?

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.

Казалось бы, очень незатейливое содержание, но почему же так нравится малышам сказка «Рукавичка»? Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

Домашний театр по мотивам «Рукавички»

Благодаря чётко выстроенному действию героев, произведение хорошо подходит для инсценирования. Думаю, в доме, где любят играть с малышом, обязательно найдутся игрушечные звери и рукавичка. Обыгранная сказка вызовет у ребёнка восторг. Даже привычные игрушки в новой ситуации покажутся детям привлекательнее, чем картинки в книжке. Такой домашний театр может стать отличным способом творческого развития малыша. Даже если вы найдёте всего одного-двух героев, обязательно покажите маленькое представление детям и привлеките к показу их самих. Если ребёнок проявит фантазию, творчество, то поселит в рукавичке своих любимых игрушек, которых нет в сюжете: пусть вместо мышки там живет белка или черепашка.

Творческие находки из "Рукавички"

С детьми постарше можно провести беседу по содержанию. Задайте им вопросы. Как рукавичка оказалась в лесу? Кто её уронил? Назови, кого вместила рукавичка? Сказкаучит по-доброму относиться к другим? Сочините с детьми новый конец к сказке. Введите новых героев, новые действия. Творите! Выдумывате!

По мотивам сказки можно придумать массу творческих заданий. Например, вырежьте из листа рукавицу и попросите её украсить орнаментом с помощью рисования или аппликации. Задание понравится и малышам, и детям постарше. Устройте выставку расписных рукавичек. Распечатайте и предложите детям раскраски по мотивам сказки.