СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________ /___________________/
протокол № ____ от «__»___ 201__г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Наименование учреждения
_________ /_________________/
Приказ № __ от "_"._.20__г.
Должностная инструкция учителя-дефектолога
_________________
1. Общие положения должностной инструкции
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017г; на основании Е диного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель-дефектолог:
Должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к его стажу работы.
Находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения.
Принимает участие в учебно-воспитательном процессе школы в рамках федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое направлено на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии.
1.3. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:
Действующей Конституцией Российской Федерации;
Декларацией прав и свобод человека;
Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации"; законодательством РФ по вопросам образования;
Гражданским и Трудовым кодексами России;
Принятыми решениями Правительства Российской Федерации;
Уставом, а также локальными правовыми актами школы;
Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
Настоящей должностной инструкцией и трудовым договором;
Существующими правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности.
1.4. Учитель-дефектолог школы должен знать:
Имеющиеся нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
Основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
Базисную программу обучения и воспитания детей; коррекционно-образовательные программы, предназначенные для обучения детей с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития;
Особенности коррекционной педагогики и специальной психологии;
Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
Современные методы и приемы по оказанию различных видов коррекционной помощи детям, имеющим проблемы интеллектуального и сенсорного развития.
Существующие методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в интеллектуальном, сенсорном и нервнопсихическом развитии ребенка;
Программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, которые отличаются отклонениями в интеллектуальном и сенсорном развитии;
Новейшие достижения в области дефектологической науки и практики;
Основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, с текстовыми редакторами, презентациями, электронной почтой и браузерами;
1.5. Оплата труда учителя-дефектолога производится в соответствии с действующей в России системой оплаты труда по должности.
2. Функции
На учителя-дефектолога возлагаются следующие функции:
2.1. Выявление учащихся, обладающих отклонениями в развитии, участие в коррекционно-образовательном процессе, который направлен на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в интеллектуальном и сенсорном развитии детей.
2.2. Обследование учащихся общеобразовательного учреждения для определения уровня интеллектуального и сенсорного развития, имеющихся специфических нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.3. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и вовлечение детей в социально-экономическую жизнь общеобразовательного учреждения и общества.
2.4. Использование на практике апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в сенсорном, интеллектуальном, речевом развитии учащихся и восстановлению нарушенных функций.
2.5. Пропаганда гуманного отношения к детям, отличающимся особенностями психофизического развития и дефектологических знаний.
2.6. Оказание консультативной и методической помощи родителям, либо лицам, их заменяющим, педагогам и специалистам с целью осуществления:
Профилактики отклонений в развитии детей школьного возраста;
Дифференцированной диагностики интеллектуальных, сенсорных нарушений у детей;
Применения специально созданных методик и приемов оказания помощи детям, которые имеют отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии.
3. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог обязан:
3.1. Вести профессиональную деятельность непосредственную строго в рамках своей компетенции.
3.2. Способствовать созданию обстановки, в которой школьники будут чувствовать себя психологически комфортно и безопасно. Обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся общеобразовательного учреждения во время коррекционно-образовательного процесса.
3.3. Обследовать учащихся школы, определять структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составлять заключения по результатам обследования и доводить их в допустимом объеме до сведения родителей, либо лиц, их заменяющих, и педагогов (с целью их ориентации в проблемах развития школьника).
3.4. Определять задачи, формы и методы необходимой коррекционной работы, организовывать и проводить коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, которая включает максимальную коррекцию интеллектуальных и сенсорных нарушений, исправление нервно-психических отклонений в развитии детей, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или сенсорным дефектом; обеспечивать дальнейшую готовность и адаптацию учащихся к нормальному школьному обучению.
3.5.Направлять детей с отклонениями (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.6. Комплектовать группы детей, обладающих различной сенсорной и интеллектуальной патологией, для занятий с учетом их личного психофизического, сенсорного и интеллектуального развития.
3.7.Выступать посредником между учениками образовательного учреждения и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом, родителями) процесса сопровождения и коррекционно-воспитательного процесса, который проводится в школе.
3.8. Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации школьников в современном коррекционном пространстве.
3.9. Заниматься прогнозированием, планированием и организацией:
Обеспечения проектов и коррекционных программ необходимыми ресурсами;
Мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей, либо лиц, их заменяющих, в процессе организации коррекционной работы;
Сбора и накопления информации о детях, которые испытывают определенные трудности при обучении;
Системы внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по коррекционной работе;
Системы надлежащего контроля за реализацией программ коррекционно-развивающего обучения;
Выполнения принятых решений в сфере коррекционного обучения;
Работы по дальнейшей адаптации учеников в школе.
3.10. Разрабатывать и использовать:
Индивидуальные программы комплексного обследования, а также сопровождения детей;
Рекомендации для педагогов, специалистов и родителей, либо лиц, их заменяющих, по работе с детьми, которые обладают проблемами в интеллектуальном и сенсорном развитии, в условиях образовательной организации и семейного воспитания.
3.11. Проводить необходимую консультационную работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (воспитателями ГПД, учителями, специалистами и родителями) с целью ознакомления с задачами и спецификой коррекционной работы, преодоления интеллектуальных и сенсорных нарушений у детей в условиях общеобразовательного учреждения и семейного воспитания.
3.12. Участвовать:
В деятельности методических объединений образовательного учреждения и города, также других формах методической работы;
В проводимых заседаниях Педагогического совета, службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);
В мероприятиях, предназначенных для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).
3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для необходимого обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы.
3.14. Оформлять и вести по установленной форме всю необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, который отражает результаты обследования и проведенного коррекционного обучения), готовить заключения по результатам совершенных обследований и (или) коррекционной работе с детьми для ПМПк.
3.15. Выполнять при осуществлении своей непосредственной профессиональной деятельности Устав общеобразовательного учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать правила и нормы охраны труда, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину.
3.16. Периодически повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.
4. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
4.1.Требовать от администрации школы содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы, куратора, специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, которые работают в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.
4.3. Проводить обследование детей, которое связано с определением уровня интеллектуального и сенсорного развития, особенностей данных нарушений.
4.4. Самостоятельно выбирать самые оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу обучения, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.
4.5. Принимать участие:
В разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции школы, программы и планировании работы коррекционной службы;
В создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о конкретных функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);
В работе городских и областных семинаров, совещаний, а также научно-методических конференций педагогов.
4.6. Печататься с обобщением опыта своей деятельности в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя только проверенную информацию.
4.7. Защищать свою профессиональную честь, достоинство и интересы самостоятельно или через определенных представителей, в том числе адвоката. В случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением педагогической этики, имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним необходимые объяснения.
4.8.Периодически повышать профессиональную квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.9. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудовым Кодексом России и другими законодательными актами, Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. Учитель-дефектолог в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение, а также за ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, локальных нормативных актов и распоряжений директора школы.
За грубое нарушение своих непосредственных трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-дефектолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом России и Законом России "Об образовании". Увольнение в данном случае не служит мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Учитель-дефектолог несет персональную ответственность:
За соблюдение трудовой дисциплины, существующих правил производственной санитарии и пожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в процессе учебно-воспитательного процесса;
За нарушение утвержденных прав и свобод ребенка;
За охрану жизни и здоровья учащихся в ходе проведения учебно-воспитательного процесса;
За причинение ущерба образовательному учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;
За сохранность материальных ценностей и имущества, которые выданы под расписку материально ответственным лицом и находятся в логопедическом кабинете;
За ведение необходимой документации и ее надлежащая сохранность;
За конфиденциальность полученных при обследовании детей материалов и сведений;
За необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, которое повлекло за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым школьником;
За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с составленным учебным планом и графиком учебного процесса.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Учитель-дефектолог получает от директора образовательного учреждения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.2.Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями.
6.3. Учитель-дефектолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, педагогами и специалистами школы по закреплению положительных результатов коррекции интеллектуальных и сенсорных нарушений у школьников, динамическому наблюдению за детьми, которые прошли курс коррекционных занятий.
6.4.Участвует в подготовке и работе ПМПк, педагогических советов, а также родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы сопровождения и директора школы о возникших трудностях в работе с родителями, либо лицами, их заменяющими, и различными службами.
6.6.Самостоятельно планирует свою работу на текущий год (согласно плану работы образовательного учреждения). Планы согласуются с руководителем и обязательно утверждаются директором школы.
6.7. Предоставляет директору образовательной организации письменный отчет или самоанализ о своей деятельности по окончании учебного года.
6.8.Входит в состав методического объединения учителей-дефектологов, получает необходимую поддержку и осуществляет консультативную деятельность по своей профессиональной линии.
6.9. Передает администрации школы информацию, которая получена непосредственно на совещаниях, семинарах, различных методических объединениях.
6.10. Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей учитель-дефектолог сотрудничает с прочими сотрудниками общеобразовательного учреждения и регулярно обменивается информацией.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.
На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.
Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.
–Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:
Конституцией РФ;
Декларацией прав и свобод человека;
Законом РФ «Об образовании»;
Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
Решениями Правительства РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;
Уставом ДОУ;
Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;
Правилами внутреннего распорядка ДОУ;
Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
Учитель-дефектолог должен знать:
Конституцию РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;
Возрастную специальную педагогику и психологию;
Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;
Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;
Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
Новейшие достижения дефектологической науки;
Базисную программу воспитания детей;
Нормативные документы в рамках компетенции;
Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Функции
Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.
Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.
Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
1. Общие положения
1.1. Должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда относится к
категории педагогического персонала.
1.2. На должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда
принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в
области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель-дефектолог, учитель-логопед принимается и
освобождается от должности руководителем МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000".
1.4. Учитель-дефектолог, учитель-логопед должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.
Трудовое законодательство.
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием. Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ «Детский сад №
195".
Правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Обязанности
Учитель-дефектолог, учитель-логопед выполняет следующие должностные обязанности:
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в
развитии, в т. ч. находящихся в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, создаваемых для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих
и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
состояния воспитанников.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
недостатков в развитии воспитанников, восстановлению нарушенных
функций.
Работает в тесном контакте с педагогическими работниками,
посещает занятия.
Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов
оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности и
социализации.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического
состояния воспитанников.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и
склонности воспитанников с целью создания условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой,
роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий федеральным государственным требованиям.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и гигиены, а также современных информационных
технологий.
Соблюдает права и свободы воспитанников.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время
образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других
формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям
(лицам, их заменяющим).
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Права
3.1. Учитель-дефектолог, учитель-логопед имеет право:
Участвовать в управлении МДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000", защищать свою профессиональную честь и достоинство.
Свободно выбирать и использовать методики обучения и
воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с
образовательной программой, утвержденной МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000", методы оценки знаний воспитанников.
Представлять на рассмотрение руководителя МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000" предложения по вопросам своей деятельности.
Получать от руководителей и специалистов МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000" информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
Требовать от руководства МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад № 000" оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить
аттестацию.
3.2. Учитель-дефектолог, учитель-логопед также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4. Ответственность
Учитель-дефектолог, учитель-логопед несет ответственность:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией , - в
соответствии с действующим трудовым законодательством.
За правонарушения, совершенные в период осуществления своей
деятельности, - в соответствии с действующим гражданским,
административным и уголовным законодательством.
За причинение материального ущерба - в соответствии с
действующим законодательством.
С инструкцией ознакомлен:
Типовой образец
УТВЕРЖДАЮ
___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.
Должностная инструкция
Учителя-дефектолога
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
" " ______________ 20__г. N_________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее
высшее дефектологическое образование ____________________________________
(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы
не менее __________ лет)
1.3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от
нее производится приказом директора учреждения по представлению
________________________________________________________________________.
1.4. Учитель-дефектолог должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных
органов управления образованием по вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии
обучающихся (воспитанников);
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной
и практической деятельности;
- программно-методическую литературу по работе с обучающимися
(воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
- новейшие достижения дефектологической науки;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
- основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно ________________
(руководителю учреждения,
________________________________________________________________________.
иному должностному лицу)
1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь и пр.)
его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя
учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на
него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2.2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и
степень выраженности имеющегося у них дефекта.
2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психологического
состояния обучающихся (воспитанников).
2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
2.5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями,
посещает занятия и уроки.
2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи
детям, имеющим отклонения в развитии.
2.7. Ведет необходимую документацию.
2.8. Способствует пониманию развития и функционирования общества в
целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей
культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению
профессиональных программ.
2.9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения в рамках государственных стандартов.
2.10. Реализует образовательные программы.
2.11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников),
соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта,
и несет ответственность за их реализацию.
2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников),
содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о
правах ребенка.
2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.14. Участвует в деятельности методических объединений и других
формах методической работы.
2.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса.
2.18. _____________________________________________________________.
III. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в
деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от
структурных подразделений и специалистов информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководства).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. ______________________________________________________________.
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
" " _____________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)
" " ________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
I. Общие положения
1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)
4. Учитель-дефектолог должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.
4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно (директору; учреждения иному должностному лицу)
6. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
III. Права
Учитель-дефектолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.