Система технического обслуживания и ремонта оборудования. Техническое обслуживание и ремонт Что входит в техническое обслуживание оборудования

Система технического обслуживания

Обоснование системы ТО, структура, основные понятия

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности РЭО при его использовании по назначению, ожидании, хранении, транспортировании

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособности изделий или составных частей изделий

Поддержание заданного уровня готовности изделий к использованию по назначению в процессе использования с минимальными затратами труда, времени и средств на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту обеспечивает система ТО и Р

Система ТО и Р – это комплекс взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимый для поддержания качества изделий, входящих в него

Цель системы ТО и Р – управление техническим состоянием изделий в течение их ресурса или срока службы, который обеспечивает заданный уровень готовности к использованию по назначению и их работоспособность в процессе использования при минимальных затратах труда, времени и средств

Система ТО основана на планов-предупредительной системе, сущность которой заключается в том, что в определенные сроки проводится комплекс операций по ее обслуживанию

Планово-предупредительная система ТО предусматривает помимо стратегии различные виды и методы технического обслуживания

Весь комплекс операций по ТО и Р можно условно разделить на 2 группы:

1. Планово-профилактические работы

2. Работы по обнаружению и устранению отказов и повреждений

Основное требование, предъявляемое к процессу технической эксплуатации в целом состоит в том, что при ограниченных затратах труда обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент времени средства ЭРТОП окажутся работоспособными и выполнят поставленную задачу

Состав системы ТО:

Объект ТО – РЭО, обладающее потребностями в определенных операциях ТО и приспособленное к выполнению этих операций

Средства ТО – составляют контрольно-измерительные приборы, технологическую оснастку и сооружения, предназначенные для обслуживания

Техническое обслуживание осуществляется в соответствии с эксплуатационно-технической документацией и программой ТО

Программа ТО и Р – это документ, содержащий совокупность основных принципов и принятых решений по применению наиболее эффективных методов и режимов ТО и Р, реализованных в конструкции объектов при их проектировании и изготовлении с учетом заданных требований и условий эксплуатации. Для каждого ВС формируется своя программа ТО и Р

Управляющие органы представляют собой инженерно-технический состав, который осуществляет техническое обслуживание РЭО и управление объектом и средствами

Система ТО и Р может быть отнесена к классу больших кибернетических систем, т.е. систем, связанных с информацией. К специфическим особенностям кибернетических систем относятся:

1. Связь с внешней средой

2. Наличие исполнительных и управляющих органов

3. Замкнутость цепи воздействий

Для больших кибернетических систем характерно использование информации для управления состоянием и качество функционирования системы. В системе осуществляется циркуляция, трансформация и обработка информации

Статистическая информация о состоянии системы в виде сигналов поступает в средства ТО. В результате обработки этой информации через средства ТО получаются данные о виде технического состояния объекта и затем вырабатываются решения по операционному управлению этим состоянием

В процессе ТО и Р производятся:

1. Определение и контроль технического состояния

2. Определение работоспособности и поиск места отказа

3. Восстановительные работы

4. Настроечно-регулировочные работы

Процесс определения технического состояния изделия называется техническим диагностированием. Техническое диагностирование решает одну или несколько следующих задач:

1. Проверка исправности

2. Проверка работоспособности

3. Поиск места отказа, причем поиск места отказа является неотъемлемой частью ТО

К числу основных состояний системы ТО и Р относятся:

1. Установление требований параметров ТО и Р конкретных видов техники, включающих выполнение обслуживания изделий с заданным качеством при минимальных затратах труда, времени и средств

2. Подготовка и реализация технологических процессов обслуживания с заданным качеством

3. Обеспечение условий для выполнения ТО, в том числе создание и оснащение подразделений необходимыми средствами

4. Оптимизация размещения производственных баз и материальных ресурсов

Эффективность системы ТО и Р определяется степенью ее приспособленности к выполнению функций по управлению надежностью и техническим состоянием в процессе технической эксплуатации

Организация профилактических работ при проведении ТО

Основной задачей, которая возникает при разработке системы ТО, является выбор и обоснование характеристик систем профилактических мероприятий. При этом под профилактическими мероприятиями будем понимать мероприятия, направленные на предупреждение отказов РЭО. Выбор определяется:

1. Условиями оперативного использования данного типа оборудования

2. Требованиями к надежности его работы

3. Конструкцией аппаратуры

4. Наличием резервных блоков или каналов

После выбора типа системы профилактики, необходимо определить основные характеристики этой системы: периодичность и длительность проведения профилактических работ

Характеристики любой системы профилактики определяются наиболее важными требованиями к ней (достижение наибольшей эффективности использования РЭО, минимальная стоимость проведения профилактических работ)

Профилактические мероприятия, проводимые при эксплуатации РЭО, могут отличаться по периодичности, по методу проведения и организации объема работ, однако все системы профилактических мероприятий должны удовлетворять некоторым основным требованиям:

1. Система профилактических мероприятий должна обеспечить требуемый уровень надежности эксплуатируемой аппаратуры

2. Время, отводимое на проведение профилактических работ, должно быть оптимальным с точки зрения, что увеличение времени на проведение профилактики увеличивает простой оборудования, а уменьшение времени снижает качество ее выполнения

3. С организационно-технической точки зрения принятая профилактика должна обеспечить работу оборудования при минимуме эксплуатационных затрат

В зависимости от того, какие принципы положены в основу при определении периодичности работ, все системы профилактических мероприятий можно разделить на 2 группы: регламентные и календарные

Система обслуживания, применяемая при профилактических работах, может быть:

1. Система обслуживания, предусматривающая перерывы в использовании РЭО

2. Система обслуживания РЭО в рабочем состоянии

3. Непрерывная система обслуживания

Система обслуживания, предусматривающая перерывы в работе РЭО

Обслуживание с перерывами осуществляется в том случае, если по конструктивным и функциональным соображениям необходимо выключать РЭО для выполнения операций по ТО. Во время эксплуатации РЭО может находиться в одном из трех состояний: использование по назначению, профилактика, восстановление, поэтому качество системы обслуживания можно оценить либо коэффициентом использования аппаратуры, либо эффективностью работы РЭО

Максимальные значения параметров в данной системе достигаются при оптимальной длительности и частоте профилактических работ.

Такая система обслуживания применяется при ТО бортового РЭО

2.1. Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования при его эксплуатации, при ожидании (если оборудование в резерве), хранении и транспортировании.

В ТО включен следующий комплекс работ:

  • поддержание в исправном (или только работоспособном) состоянии оборудования;
  • очистка, смазка, регулировка и подтяжка разъемных соединений, замена отдельных составных частей (быстроизнашивающихся деталей) в целях предупреждения повреждения и прогрессирующего износа, а также устранение мелких повреждений.

В объеме ТО могут выполняться работы по оценке технического состояния оборудования для уточнения сроков и объемов последующих обслуживаний и ремонтов.

Система ТОР - система технического обслуживания и ремонта (плановая и по фактическому техническому состоянию оборудования).

Система техобслуживания (ТО) и ремонта по техническому состоянию включает в себя проведение технического обслуживания, диагностических контролей технического состояния, выполнение работ при регламентных остановках* и восстановление работоспособного состояния в случае отклонения значений диагностируемых параметров от установленных нормативно-технической документацией.

* Регламентная остановка - остановка работы оборудования для производства работ регламентированных действующими нормативно-техническими документами (паспортами, ТУ, РД и др.)

2.2. Конкретное содержание работ при каждом виде технического обслуживания оборудования предприятия определяется должностными инструкциями и регламентом, изложенным в данном документе, по видам оборудования.

2.3. Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности и полному или частичному восстановлению ресурса оборудования и его составных частей, обеспечивающий эксплуатацию с заданной надежностью и экономичностью в периоды между ремонтами и диагностическими контролями.

2.4. Текущий ремонт (Т) - ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования, состоящей в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке.

2.5. Текущий ремонт назначается для предупреждения отказов и восстановления работоспособности оборудования предприятия.

2.6. Средний ремонт (С) - ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности и частичного восстановления ресурса оборудования по результатам диагностирования и величине его наработки с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в установленном объеме.

2.7. Капитальный ремонт (К) - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой.

2.9. Оперативный диагностический контроль - контроль технического состояния оборудования, проводимый в соответствии с план-графиком, а также эксплуатационных параметров оборудования в данный момент времени и в динамике.

2.10. Плановый диагностический контроль - контроль фактического технического состояния оборудования предприятия по параметрам, позволяющим оценить техническое состояние оборудования, составить прогноз его работоспособности, наработки до ремонта или до следующего диагностического контроля и определить объем и вид ремонта.

2.11. Неплановый диагностический контроль - контроль технического состояния оборудования предприятия, проводимый в случае резкого изменения значений постоянно контролируемых параметров или в случае, когда по результатам оперативного контроля выносится решение о предполагаемом развитии дефекта.

2.12. Работоспособное состояние (работоспособность) - состояние оборудования, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

2.13. Неработоспособное состояние (неработоспособность) - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

2.14. Периодичность технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) - интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Под видом технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) понимают техническое обслуживание (ремонт, диагностический контроль), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков:

этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации.

2.15. Ремонтный цикл - наименьший повторяющийся интервал времени или наработка оборудования, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды ремонта.

2.16. Ремонт по техническому состоянию - ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется текущим техническим состоянием, сведения о котором получены по результатам проведения диагностического контроля или данным о надежности изделия или его составных частей.

2.17. По степени неисправности оборудования ремонты могут выполняться по типовому объему работ текущего, среднего или капитального ремонтов.

2.18. Регламентная остановка - остановка работы оборудования для производства технического обслуживания, диагностических и ремонтных работ, регламентированных действующими нормативно-техническими документами (паспортами, ТУ, ГОСТ, РД и пр.).

2.19. Наработка - суммарная продолжительность или объем работы оборудования.

2.20. Наработкой до регламентной остановки считается наработка до работ, регламентированных другими действующими документами.

2.21. Трудоемкость технического обслуживания (ремонта, диагностического контроля) - трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта, контроля) данного вида.

2.22. Запасная часть (запчасть) - составная часть оборудования, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления работоспособности оборудования.

2.23. Обменный фонд - запас важнейших запасных частей, находящийся на специально выделенных базах хранения для восстановления количества запасных частей и оперативного проведения ремонтных работ по восстановлению работоспособности оборудования предприятия.

2.24 Служба ТДиНО – служба технической диагностики и надежности оборудования

Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) – это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.

Система ТОиР включает планирование, подготовку, реали­зацию технического обслуживания и ремонта с заданными по­следовательностью и периодичностью. Для этих целей в Систе­ме ТОиР приведены нормативы продолжительности межремонт­ных периодов, ремонтных циклов, простоев и трудоемкости в ремонте (техническом обслуживании) оборудования и техноло­гических агрегатов, примерное содержание ремонтных работ отдельных видов оборудования, даны указания по организации его ремонта и технического обслуживания.

Система ТОиР призвана обеспечить:

1) поддержание оборудо­вания в работоспособном состоянии и предотвращение неожи­данного выхода его из строя;

2) правильную организацию техниче­ского обслуживания и ремонта оборудования;

3) увеличение коэф­фициента технического использования оборудования за счет повышения качества технического обслуживания и ремонта, и уменьшения простоя в ремонте;

4) возможность выполнения ре­монтных работ по графику, согласованному с планом производства;

5) своевременную подготовку необходимых запасных ча­стей и материалов.



В основу Системы ТОиР положено сочетание технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.

В зависимости от значимости оборудования в технологиче­ском процессе планово-предупредительный ремонт может про­водиться по методу планово-периодического ремонта и ремонта по техническому состоянию (послеосмотровый метод).

Сущность планово-периодического ремонта заключается в том, что все виды ремонта планируются и выполняются в строго установленные ремонтными нормативами сроки.

Сущность ремонта по техническому состоянию заключается в том, что все виды и сроки ремонта устанавливаются в зави­симости от технического состояния оборудования, определяемо­го во время проведения периодического ТО.

Система ТОиР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов:

1) техническое обслуживание;

2) текущий ремонт;

3) капитальный ремонт.

Техническое обслуживание – это комплекс работ для поддер­жания работоспособности оборудования между ремонтами.

Техническое обслуживание осуществляется эксплуатацион­ным (аппаратчиками, машинистами, операторами и т.п.) и об­служивающим дежурным персоналом (помощниками мастеров, дежур­ными слесарями, электриками, мастерами КИПиА и др.) под руководством начальников смен (участков, отделения, сменных мастеров) в соответствии с действующими на предприятиях ин­струкциями по рабочим местам и регламентам.

В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривает ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО) техническое обслуживание.

Ежесменное техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, призванным обес­печить надежную работу оборудования между ремонтами.

В ежесменное техническое обслуживание входят следующие основные работы: обтирка, чистка, регулярный наружный ос­мотр, смазка, подтяжка сальников, проверка состояния масля­ных и охлаждающих систем подшипников, наблюдение за со­стоянием крепежных деталей, соединений и их подтяжка, про­верка исправности заземления, устранение мелких дефектов, частичная регулировка, выявление общего состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, проверка состояния ограждающих устройств с целью обеспечения безопасных ус­ловий труда и др.

Ежесменное техническое обслуживание проводится, без остановки технологического процесса.

Выявленные дефекты и неисправности должны устраняться в возможно короткие сроки силами технологического и дежур­ного ремонтного персонала данной смены, и фиксироваться в сменном журнале.

Сменный журнал по учету выявленных дефектов и работ ежесменного технического обслуживания является первичным документом, отражающим техническое состояние и работоспо­собность действующего оборудования, и служит для контроля работы дежурного ремонтного персонала.

Сменный журнал ведется начальниками смен или бригадирами дежурного ремонтного персонала.

Периодическое техническое обслуживание – это техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуата­ционной документации значения наработки или интервалы вре­мени. Планирование периодического ТО осуществляется в годо­вом графике.

Для оборудования химических производств с непрерывным технологическим процессом периодическое ТО может прово­диться во время планово-периодической остановки (ППО) обо­рудования в соответствии с требованиями технологических рег­ламентов с целью проведения технологической чистки от осад­ков емкостей, аппаратов, агрегатов, машин, магистральных тру­бопроводов и другого оборудования, которое не имеет резерва и без которого технологическая система работать не может. Для остального оборудования в период нахождения оборудо­вания в резерве или в нерабочий период.

Основным назначением периодического ТО является устра­нение дефектов, которые не могут быть обнаружены или устра­нены в период работы оборудования. Главным методом ТО является осмотр, во время которого определяется техническое со­стояние наиболее ответственных узлов и деталей оборудования, а также уточняется объем предстоящего ремонта.

В зависимости от характера и объема предстоящих работ для проведения периодического ТО может привлекаться ремонт­ный персонал технологического цеха или централизованного ре­монтного подразделения.

Подготовка оборудования для проведения периодического ТО проводится сменным персоналом под руководством началь­ников смен, несущих персональную ответственность.

Типовой перечень работ, подлежащих выполнению ремонт­ным персоналом во время периодического ТО, должен состав­ляться в виде приложения к ремонтному журналу.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправно­сти или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования.

В соответствии с особенностями повреждений и износа со­ставных частей оборудования, а также трудоемкостью ремонт­ных работ, системой ТОиР предусматривается проведение теку­щего (ТР) и капитального (КР) ремонтов.

Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспече­ния или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных узлов и дета­лей оборудования.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте: проведение операций периодического техни­ческого обслуживания; замена быстроизнашивающихся деталей и узлов; ремонт футеровок и противокоррозионных покры­тий, окраска; замена набивок сальников и прокладок, ревизия арматуры; проверка на точность; ревизия электрооборудования.

Типовой перечень работ, подлежащих выполнению при те­кущем ремонте конкретного оборудования, составляется руко­водителем ремонтного подразделения (заместителем начальни­ка цеха по оборудованию, механиком цеха или начальником участка, мастером ЦЦР, РМЦ), утверждается руководителями инженерных служб предприятия и является обязательным при­ложением к ремонтному журналу.

Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для вос­становления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восста­новлением любых его частей, включая базовые.

При капитальном ремонте производится частичная, а в слу­чае необходимости – и полная разборка оборудования.

В объем капитального ремонта входят следующие основные работы: мероприятия в объеме текущего ремонта; замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов; полная или частичная замена изоляции, футеровки, противокоррозионной защиты; выверка и центровка машины; послеремонтные испы­тания и т. п.

Подробный перечень работ, которые необходимо выполнить во время капитального ремонта конкретного вида оборудова­ния, устанавливается в ведомости дефектов.

Нормативы для планирования ремонта по Системе ТОиР включают длитель­ность межремонтного периода, а также нормы времени на выпол­нение ремонтных работ, простоя оборудования в ремонте, нормы трудозатрат на ремонт.

В Системе ТОиР приводятся опти­мальные значения нормативов, однако разрешаются следующие отклонения от норматива межремонтного ресурса:

±15% между текущими ремонтами;

±10% между капитальными ремонтами.

Межремонтным ресурсом (циклом) называется период работы (наработка) оборудования (в ч), в течение которого обеспечивается его заданная эффективность.

Существует два вида межремонтных ресурсов:

1) ресурс до первого капитального ремонта;

2) очеред­ной межремонтный ресурс.

Ресурс до первого капитального ре­монта – это наработка оборудования от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Он устанавливается заводом-изготовителем и указывается в технических условиях.

Очередной межремонтный ресурс включает длительность работы оборудова­ния между двумя последовательными ремонтами.

Нормативами определяется структура ремонтного цикла.

Объем текущего ре­монта составляет 10 – 20 % объема капитального ремонта. Кроме того, применяется текущий ремонт увеличенного объема (30 – 40 % объема капитального ремонта).

Время простоя оборудования в ремонте складывается из пери­одов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ.

В подготовительные работы входит остановка оборудования, удаление продукта, продувка, про­мывка, пропарка и т. п. Продолжительность ремонтных работ включает время для проведения одного ремонта и для испытания на прочность, плотность и обкатку на холостом ходу. Заключи­тельные работы – рабочая обкатка оборудования и вывод его на эксплуатационный режим.

Трудоемкость ремонта представляет собой затраты труда на проведение одного ремонта и рассчитывается с учетом сложности и конструктивной особенности оборудования.

Система ТОиР не свободна от недостатков. Непрерывное по­вышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в Систему ТОиР.

Основные направления совершенствования системы ТОиР.

1. Научное обоснование нормативов межремонтных про­бегов. В настоящее время Система ТОиР строится на основе опытно-статистических нормативов, которые зависят от ряда субъектив­ных факторов. Разработка технически обоснованных нормативов межремонтных пробегов позволит создать научный фундамент Системы ТОиР.

2. Совершенствование структуры межремонтных циклов. Применение износостойких материалов и защитных покрытий, улучшение обслуживания и эксплуатации оборудования и другие мероприятия, ведущие к повышению надежности оборудования, дают возможность увеличить межремонтный пробег оборудова­ния. Таким образом, технический прогресс требует совершенство­вания структуры межремонтных циклов с целью обеспечения ми­нимальных затрат на ремонт. Совершенствование структуры меж­ремонтного цикла возможно в основном за счет сокращения пла­новых (текущих) ремонтов и увеличения длительности меж­ремонтных периодов.

3. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте и сни­жение трудозатрат на ремонт. Узловой метод ремонта позволяет уменьшить продолжительность ремонта. Освоение смежных про­фессий ремонтными рабочими тоже ведет к уменьшению простоя в ремонте.

4. Разработка нормативов системы ППР на остановочные ре­монты.

5. Замена средних показателей межремонтных пробегов диф­ференцированными показателями с учетом работы оборудова­ния:

а) оборудование, работающее в нормальных условиях (ней­тральные среды, невысокие температуры);

б) оборудование, ра­ботающее в тяжелых условиях (коррозионные среды, повышенные температуры, значительные запыленность и влажность).

6. Учет в нормативах процесса старения оборудования и необ­ходимости увеличения затрат по мере эксплуатации оборудо­вания.

Документация ремонта

Все стадии ремонта (планирование, подготовка, проведение, сдача в эксплуатацию отремонтированного оборудования) оформ­ляются документально.

Состояние документации контролируется ОГМпредприятия.

Системой ТОиР установлены следующие формы документов:

1. Годовой график ППР оборудования. Представляется руко­водством цеха (начальником и механиком), утверждается главным инженером предприятия после согласования с начальни­ком производственного отдела и главным механиком. В этом гра­фике указываются вид ремонта (текущий, капитальный) и месяц, в течение которого он должен быть проведен. В графике предусматриваются нормативы времени непрерывной ра­боты оборудования между ремонтами и время простоя в ре­монте, потребности в рабочей силе на производство ремонтных ра­бот, данные о годовом простое в ремонте и годовом фонде рабо­чего времени.

2. План-график ремонта оборудования на планируемый месяц. Составляется цеховым механиком в соответствии с годовым гра­фиком. Этот график утверждается начальником цеха, в нем ука­зываются календарные дни и вид ремонта, а также продолжитель­ность его проведения.

3. График остановки на капитальный ремонт заводов, цехов и особо важных объектов. Представляется главным механиком совместно с начальником планового отдела и утверждается ди­ректором предприятия после согласования с руководством выше­стоящей организации. В нем указывается продолжительность про­стоя оборудования в капитальном ремонте в сутках по месяцам за весь планируемый год.

4. Титульный список капитального ремонта. Составляется главным механиком и начальником планового отдела и утвер­ждается директором предприятия. В нем показаны распределе­ние средств, выделенных на капитальный ремонт, по всем объек­там, которые должны быть подвергнуты капитальному ремонту, и поквартальный расход общей суммы.

5. Ведомость затрат труда (общего, в том числе и станочного) на ППРоборудования. Представляется руководством цеха в ОГМ. В этой ведомости приводится дифференцированный подсчет плано­вых затрат труда на все виды ремонта. На основании таких ведо­мостей, получаемых от цехов, ОГМ планирует общие трудовые затраты по предприятию, а также работу центральных (иногда и цеховых) ремонтных баз.

6. Ремонтный журнал по учету проведенного планово-преду­предительного ремонта и осмотра. Составляется на каждое от­дельное оборудование, которое имеет собственный инвентарный номер. В нем регистрируют дату проведенного ремонта (начало и конец) и его вид, краткое содержание ремонта, фамилии испол­нителей, а также фактическое время работы после предыдущего текущего и капитального ремонтов.

7. Ведомость дефектов (ведомость ремонтных работ), подлежа­щих устранению при каждом ремонте. Представляется ру­ководством цеха после согласования с начальником бюро ППР и службой технического надзора. Она утверждается главным меха­ником завода и содержит перечень и объем ра­бот, которые должны быть проведены во время ремонта, перечень необходимых материалов и запасных частей, квалификацию ис­полнителей и т. д.

8. Ведомость работ, подлежащих выполнению во время капи­тального ремонта. Ведомость представляется руководством цеха после согласования с главным механиком и утверждается глав­ным инженером предприятия. В ней указываются наименования и объем работ, перечень и количество материалов, необходимых для производства ремонта. По этой ведомости производится смет­ный расчет стоимости каждого вида работы, а также распреде­ляются все работы по исполнителям.

9. Акт сдачи оборудования в ремонт руководством технологи­ческого цеха и приема в ремонт руководством ремонтного цеха, в котором подтверждается факт подготовленности объекта к про­ведению ремонтных работ.

10. Акт сдачи оборудования из ремонта руководством ремонт­ного цеха руководству технологического цеха, в котором указы­вается качество выполненных работ, их соответствие техническим условиям, а также дата окончания ремонта.

Финансирование ремонтов

Каждое промышленное предприятие производит амортизацион­ные отчисления на капитальный ремонт и на полное восстановле­ние основных фондов. Амортизационные отчисления на капитальный ремонт являются целевым фондом предприятия и расходуются только на капитальный ремонт и модернизацию основных фондов.

Затраты на текущий ремонт и работы, производимые в про­цессе межремонтного обслуживания, входят в состав компонентов, определяющих себестоимость выпускаемой продукции. Уменьше­ние объема текущего ремонта – один из прямых путей снижения себестоимости выпускаемой продукции, т.е. улуч­шения одного из важнейших показателей производства. Затраты на текущий ремонт планируются перед началом каждого отчетного года на основании накопленного опыта путем перерасчета ожи­даемого объема работ с учетом проведения новых организационно-технических мероприятий.

Планирование ремонтов

Основными документами при пла­нировании ремонтов являются:

Установленные ремонтные нормативы;

Нормы периодичности освидетельствования и испытания со­судов и аппаратов;

Титульный список капитального ремонта основных фондов предприятия;

Сметно-техническая документация;

Годовой график планово-периодических ремонтов оборудо­вания;

Месячный план-график-отчет ремонта оборудования;

Акт на установление (изменение) календарного срока ремон­та предыдущего года;

Проект графика остановочных ремонтов производств химиче­ской продукции.

При планировании ремонтов необходимо учитывать взаимо­связь технологических систем (цехов) на предприятии, а также фактическое состояние оборудования и противокоррозионной защиты.

Ремонтный цикл – это наименьший повторяющийся период эксплуатации, в течение которого осуществляются в определен­ной последовательности установленные виды технического об­служивания и ремонта, предусмотренные Системой ТОиР.

Межремонтный период – это время работы оборудования между двумя последовательно проведенными ремонтами.

Структура ремонтного цикла – это чередование ремонтов в определенной последовательности и через определенные проме­жутки времени.

На основании установленных нормативов руководителем ремонтного подразделения совместно с начальником цеха составляется проект годового графика планово-периодического ремонта обо­рудования цеха, который представляется на согласование ОГМ, ОГЭ, ПТО и главному прибористу (метрологу).

После согласования с руководителями инженерных служб предприятия график утверждается руководителем предприятия (главным инженером) до 15 ноября года, предшествующего планируемому, и является основным документом для проведе­ния ремонтов.

На основании утвержденных годовых графиков ремонта с учетом фактического использования оборудования за прошед­ший период, составляется месячный план-график-отчет ремонта оборудования цеха. Месячные графики утверждаются главным механиком (энергетиком) предприятия и начальником ПТО не позднее 25-го числа месяца, предшествующего планируемому.

Для контроля за соблюдением ремонтных нормативов, ру­ководитель ремонтного подразделения, закрепленного за дан­ным производственным цехом должен вести итоговый учет вре­мени работы и состояния оборудования по месяцам и годам с записью в ремонтном журнале на данное оборудование.

§ 1. Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобилей проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомоби­ли проходят техническое обслуживание по пла­ну-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания - предупреж­дение отказов и неисправностей, предотвраще­ние преждевременного износа деталей, свое­временное устранение повреждений, препятст­вующих нормальной работе автомобиля. Та­ким образом, техническое обслуживание явля­ется профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работо­способности автомобиля, приводящее к времен­ному прекращению его нормальной эксплуата­ции (остановка на линии, нарушение расписа­ния движения и т. п.).

Все другие отклонения технического состоя­ния подвижного состава и его агрегатов от ус­тановленных норм являются неисправнос­тями.

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида.

Выполняя ежедневное техническое обслу­живание, производят уборочно-моечные рабо­ты, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы ав­томобиля на линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.

Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.

Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.

В табл. 1 приведены данные о периодичнос­ти ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации со­гласно ГОСТ 21624-76 (с 1 января 1977 г.).

1. Периодичности технического обслуживания автомобилей

Периодичности технического обслуживания для автомобилей разных типов, км

легковых

автобусов

грузовых

2. Характеристика категорий условий эксплуатации

Типичные группы условий работы автомобиля

1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами приго­родной зоны

2. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с на­селением до 100 тыс. жителей)

I, II, III

1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности

2. Улицы больших городов

3. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием

4. Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги

I, II, III

1. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным по­крытием в горной местности

2. Непрофилированные доро­ги и стерня

3. Карьеры, котлованы и вре­менные подъездные пути

Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля

Многие автовладельцы интересуются какой автомобиль самый надежный? Ответ прост. Автомобиль надежен тот, который должным образом и правильно технически обслужен. Главным отличием технического обслуживания автомобиля от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием.

Поддержание автомобиля в исправном техническом состоянии поддержание его внешнего вида является главной задачей технического обслуживания автомобиля. Включает в себя комплекс планово-предупредительных работ цель которых заключается в уменьшения интенсивности износа деталей, предупреждения неисправностей, своевременного выявления и устранения их а также сохранения целостности внешнего вида автомобилей.

Техническое обслуживание автомобилей проводится:

Принудительно,

В плановом порядке,

После определенного пробега,

Независимо от технического состояния автомобиля.

"Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" установлены следующие виды технического обслуживания которые отличаются объемом работ и периодичностью их выполнения:

  1. ежедневное обслуживание (ЕО);
  2. техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
  3. техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
  4. сезонное техническое обслуживание (СО).

Виды технического обслуживания автомобилей включает в себя определенный объем обязательных для выполнения уборочно-моечных, смазочных, очистительных, заправочных, контрольных, крепежных и регулировочных работ.

Периодичность проведения различных видов технического обслуживания автомобилей з ависит от типа и марки авто и условий их эксплуатации. Тяжелые условия эксплуатации: городской трафик, езда по бездорожью, эксплуатация автомобиля в зимний период при низких и летом при высоких температурах окружающей среды заставляют чаще выполнять техническое обслуживание.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводят один раз в сутки, после длительной поездки автомобиля. Оно заключается в приведении внешнего вида автомобиля и внутренних частей кузова в надлежащее состояние, в проверке заправке агрегатов и механизмов топливом, маслом, водой и воздухом, проверке укомплектованности и технической исправности всех агрегатов автомобиля, а также проверке состояния шин.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы, проводимые при ЕО, и, кроме того, ряд дополнительных смазочных, крепежных, контрольных и регулировочных работ, выполняемых, как правило, без снятия агрегатов и механизмов с автомобиля или их разборки и направленных на предупреждение неисправностей.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все работы, выполняемые при ТО-1, а также дополнительно более углубленные работы по предупреждению неисправностей и уменьшению износов.

Первое и второе техническое обслуживание проводится после определенного пробега в зависимости от условий эксплуатации.

Техническое обслуживание автомобиля включает в себя следующие виды работ:

  • смазочные;
  • регулировочные;
  • контрольно-диагностические;
  • крепежные;
  • заправочные;
  • электротехнические.

Задача ежедневного ТО заключается в поддержании надлежащего внешнего вида автомобиля, контроля и проведении дозаправки топливом, проверка уровня масла в двигателе, проверка уровня торможной и охлаждающей жидкости, а также долив жидкости омывателя лобового стекла, а также контроле обеспечения безопасности дорожного движения.

Каждый раз перед поездкой водитель должен проверить:

Комплектность автомобиля и состояние его кузова;

Наличие и регулировку зеркал заднего вида;

Наличие и читаемость государственных регистрационных номерных знаков;

Исправность дверных замков, а также замков капота и багажника;

Исправность электрооборудования (приборы освещения и сигнализации, «дворники»);

Герметичность систем питания, смазки и охлаждения и наличие соответствующих расходных жидкостей;

Герметичность гидравлического привода тормозной системы;

Свободный ход рулевого колеса;

Работу контрольно-измерительных приборов.


Техобслуживание автомобиля

Еженедельные проверки

Несколько простых советов помогут сэкономить Вам и время и деньги. Еженедельно проводите регулярные проверки они не требуют большого умения или специальных инструментов, на них уходит мало времени, и это окупается безотказной работой вашего автомобиля.

Шины:
следите за состоянием шин и давлением в них: это продлит их срок службы, к тому же ваша безопасность здесь играет не последнюю роль: внешними признаками нарушения и отклонения от нормы являются:

Боковой и центральный износ протектора шин. Причиной в данном случае является избыточное давление, проверьте и отрегулируйте давление в шинах в соответствии с нормой давления для вашего автомобиля (информацию можно найти на средней стойке кузова в районе водительской двери) средняя норма для легковых автомобилей составляет порядка 2-2,2 Атмосфер

Износ с обеих сторон: недостаточное давление либо частое и резкое прохождение поворотов на большой скорости - проверьте давление в шинах, спокойный стиль езды сохранит ваши шины (снижайте скорость!)

Электрическая система:
наиболее часто встречающиеся неприятности связаны с аккумулятором, при условии выполнения ряда проверок можно избежать большинства из них:

Перед тем, как приступать к работам с аккумулятором, ознакомтесь с правилами техники безопасности!

Держите аккумулятор в чистоте, клеммы перед зимой смажьте консервирующей смазкой типа WD40

Удостоверьтесь, что лоток аккумулятора в хорошем состоянии: коррозию на лотке, зажимах и аккумуляторе можно удалить водным раствором соды, все металлические части, повреждённые коррозией необходимо обработать цинковой грунтовкой, затем покрасить.

Примерно каждые три месяца проверяйте степень заряженности аккумулятора и проверку уровня электролита (при низком уровне добавьте в банки дистиллированную воды- это позволит избежать разрушения пластин и соответственно смерти АКБ)

Выполняя эти нехитрые советы у Вас никогда, даже в сильный мороз, не возникнет неприятная ситуация, что машина не завелась.

Тормоза:
лучше узнать об утечке тормозной жидкости при проверке её уровня в бачке, чем по внезапно отказавшим тормозам. Главная предосторожность: тормозная жидкость может повредить глазам и окрашенным поверхностям!

Проверяйте уровень тормозной жидкости при низком уровне добавьте до среднего уровня. Не используйте жидкость, которая стояла открытой в течение некоторого времени, тормозная жидкость способна поглощать влагу из воздуха, в результате чего может произойти потеря эффективности торможения.

Двигатель:
для хорошей работы двигателя необходимо регулярно совершать следующие проверочный действия:

Осмотр, проверка и очистка аккумулятора

Проверка всех заправленных в двигатель жидкостей

Проверка состояния и натяжения вспомогательных приводных ремней

Замена свеч зажигания - осмотр компонентов системы зажигания

Проверка состояния воздушного фильтра и замена его при необходимости

Проверка топливного фильтра, замена его при необходимости - проверка состояния всех шлангов, в том числе на предмет утечек

Уровень моторного масла:

Убедитесь, что автомобиль установлен на ровном месте

Уровень масла необходимо проверять перед запуском двигателя или по крайней мере через 5 мин. после его выключения

Современные двигатели очень требовательны к качеству масла - очень важно использовать подходящее дл вашего автомобиля масло

Если приходится часто добавлять масло, проверьте двигатель на утечки: поместите лист чистой бумаги под автомобилем на ночь и утром осмотрите его. Если утечек обнаружить не удалось, то, скорее всего, двигатель сжигает масло что говорит об возможном износе масло-съемных поршневых колец или масло-съемных колпачков. Но в некоторых автомобилях "угар" масла в пределах до 1 литра на 1000 км является нормой конструкции двигателя, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации, либо проконсультируйтесь со специалистом

Всегда поддерживайте уровень масла между верхней и нижней отметкой на щупе: если уровень будет слишком низким, то повредится двигатель при переливе масла может повредиться сальник.

Уровень охлаждающей жидкости:

Ни в коем случае не снимайте крышку радиатора и расширительного бачка на работающем двигателе а также до тех пор пока двигатель остыл полностью! можно обжечься горячим паром и жидкостью (в некоторый автомобилях жидкость закачана под давлением в систему и во избежании неприятных последствий стоит обратиться на станцию технического обслуживания автомобилей). Доливку можно производить через расширительный бачок. Не оставляйте канистру с охлаждающей жидкостью открытой без присмотра - жидкость ядовита!

Регулярного добавления охлаждающей жидкости не требуется, если же систему охлаждения приходится часто дозаправлять, то, вероятно, имеется утечка - надо проверить радиатор, все шланги и места соединений, в случае выявления обратитесь на станцию технического обслуживания автомобилей

Уровень жидкости в гидроусилителе рулевого механизма:

Припаркуйте автомобиль на ровном месте

При работающем на холостых оборотах двигателе несколько раз медленно проверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, затем установите колёса в положение прямолинейного движения и заглушите двигатель

Чтобы точно определить уровень, рулевой механизм не должен вращаться во время проверки и двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры

Не оставляйте автомобиль с гидроусилителям руля припаркованным с выкрученными до полного колесами. Это может привести к поломке насоса ГУР стоимость которого может составлять не одну сотню $. На парковке установите руль в положение "0"

  • Важно помнить : Что при езде на автомобиле с уровнем технических жидкостей ниже нормы могут привести к повреждению двигателя, а стоимость его ремонта будет намного больше, чем затраты на своевременное обнаружение и устранение негерметичности соответствующей системы.И помните, своевременный осмотр, различные виды и периодичность технического обслуживание автомобилей , позволит Вам выявить вовремя неполадки и отложить ремонт автомобиля на долго.Удачи на дорогах.С уважением Акишин А.