- а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства
Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога
2. Общение на основе дружеского расположения
3. Общение-дистанция
4. Общение-устрашение
5. Общение-заигрывание
Модели поведения преподавателя
- Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .
- Модель неконтактная ("Китайская стена") между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь
Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
- Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть
Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
Модель гипорефлексная ("Тетерев") преподаватель в общении как бы замкнут на себя
Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума
Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми
Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
Функции взаимодействия
- конструктивная
- организационная
- коммуникативно-стимулирующая
- информационно-обучающая
- эмоционально-корригирующая
- контрольно-оценочная
Причины препятствующие педагогическому общению
- педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
- студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
- действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
- преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
- студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива .
- ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
- способность ЭМПАТИИ и понимания людей
- ГИБКОСТЬ
- Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
- умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
- способность к СПОНТАННОСТИ
- умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
- ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
- владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
- способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Стили общения
Подготовила учитель музыки 1 категории:
Копылова Е.Н
Исследователи различают разные подходы к проблеме количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину Он выделяет две стороны стилей руководства:
- содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект),
- техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект).
Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный.
Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.
Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации.
Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях.
Подчинённых он считает пешками,
ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей.
Его окружает хор поддакивающих,
В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.
Такая система руководства не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному». Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу. Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.
Демократический стиль
Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»
У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания.
Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам.
В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой.
Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.
Либеральный стиль.
Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.
Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.
Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу.
В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.
Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.
поощрения.
Обычно в такой роли выступают
люди недостаточно компетентные,
неуверенные
в прочности служебного положения.
- Лидер (учитель) – над детским
коллективом, он единолично
планирует работу и несёт
единоличную ответственность;
- Он постоянно проявляет
неверие в силы учеников;
- Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
- Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
- Субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.
Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.
Демократический стиль педагогического общения
- Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
- Проявляет веру в учеников, в их силы;
- Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
- Оцениваются факты, а не личности.
В результате такого стиля общения
развивается уверенность в себе,
возрастает общительность,
отмечается рост сплоченности и
взаимопомощи в детском коллективе,
доминирующий настрой –
спокойствие, радость.
Либерально - попустительский стиль педагогического общения.
- Неопределённая позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
- Отсутствие чётких планов;
- Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
- непредсказуемость, нелогичность оценок.
При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.
Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»
Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.
Текст к презентации
«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»
Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности
Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.
В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.
Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.
СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .
В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:
1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
2) Общение-дистанция
3) Общение – устрашение
4) Заигрывание
Все стили общения вам понятны по названию.
Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?
Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
СЛАЙД 3: Стили педагогического общения
(по Р. Липпиту и К. Уайту)
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.
Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.
СЛАЙД 5: Демократический
Аналогично
СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)
Аналогично
СЛАЙД 7: Смешанный стиль
В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».
СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции
(по Н. Е. Щурковой)
Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.
СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.
Какие схемы вы отнесете к уровневым?
В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».
«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.
«Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.
Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.
Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)
Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.
Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.
СЛАЙД 10: Стили взаимодействия
СЛАЙД 11: Субъекты и объекты
Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.
СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания
СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса
Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.
Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.
СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения
Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.
На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.
СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.
СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!
Слайд 2
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Слайд 3
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Слайд 4
Стили педагогического общения Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся: - автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; - авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
Слайд 5
Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных; - игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
Слайд 6
Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний; - непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.
Слайд 7
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения
Слайд 8
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!" 2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. 3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".
Слайд 9
4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. 5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
10
Слайд 10
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
11
Слайд 11
Модель I - "Сократ ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель II - "Руководитель групповой дискуссии ". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
12
Слайд 12
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
13
Слайд 13
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа. Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара --нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
14
Слайд 14
Профессионально-важные качества педагогического общения 1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества; 2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей; 3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся; 4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении; 5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; 6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации; 7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении; 10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").
15
Последний слайд презентации: Педагогические стили общения
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога…