Лимит оплаты наличных расчетов между организациями. Лимит расчета наличными между юридическими лицами Если сумма договора превышает 100 000

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Никалиной (г. Белгород)

ИП - УСН. Расчёты наличными денежными средствами в пределах одного договора между ИП УСН и ИП ЕНВД до 100 000 рублей или возможно свыше 100 000 рублей?

На основании п. 1 Указания ЦБР от 20.06.2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и ИП, между ИП, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц - от 40 до 50 тысяч рублей.
Обратите внимание: ответственность за нарушение предельного размера расчетов наличными деньгами предусмотрена для юридических лиц. Ответственность за нарушение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическим лицом и ИП, а также между ИП, не предусмотрена. Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2007 г. по делу № А05-12170/2006 (ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью при расчетах между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями статьей 15.1 КоАП РФ не предусмотрена).

Также обращаю внимание на то, что ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ за превышение допустимых размеров наличных денежных расчетов между юридическими лицами может нести лишь покупатель. Такой вывод изложен в Письме ЦБ РФ от 24.11.94 № 14-4/308: «Меры финансовой ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица», т. е. к покупателю. Указанный документ фактически утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 г. № 840. Однако данная позиция поддерживается судами, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2003 № А55-4572/03-3, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2003 N А55-2614/03-31, Постановление ФАС Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4070-06.

Таким образом, на основании Указания ЦБР № 1843-У расчеты между индивидуальными предпринимателями в рамках одного договора не могут производиться в размере, превышающем 100 000 рублей, но ответственность за превышение этого предельного размера, по моему мнению, в случае расчетов между ИП, не предусмотрена.
Однако если ИП примут решение осуществлять расчеты наличными деньгами в рамках одного договора в размере, превышающем 100 000 рублей, в случае претензий со стороны налоговых органов отстаивать свою позицию, возможно, придется в суде.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Натальи Лобановой.


Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. По смыслу ч.ч. 1 и 5 ст. 24, ч.ч. 1, 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ этот перечень является исчерпывающим. Иначе говоря, при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 ст.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС. Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.


Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги. При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема. Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс.
руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией. Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Закупки малого объема 44-фз

В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг малых объемов за наличный расчет выдача наличных средств под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, а также порядок и сроки предоставления подотчетным лицом авансового отчета с приложением подтверждающих документов определяются в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». 3. Осуществление приемки и проведение экспертизы По заключенному в рамках п.
4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г.

Заключение контрактов до 100 000 и до 400 000 рублей

Далее законодатель предлагает «вилку»: — годовой объем закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не переходит верхний предел в 2 млн. руб.; — либо стоимость таких контрактов не превышает 5% (которые, в свою очередь, не могут быть более 50 млн. руб.) совокупного годового объема ВСЕХ закупок. Разбор будет производиться на нескольких примерах. Пример 1: Заказчику выделено на нужды 100 000 000 (сто миллионов) руб.

Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок. 100 000 000 руб. * 5% = 5 000 000 руб. Проверяем сумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год». 5 000 000 < 50 000 000 Условие выполняется. Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г.

Форум института госзакупок (москва)

N 44-ФЗ контракту также проводится приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, является составной частью приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Экспертиза результатов контракта, заключенного по п.
4 ч. 1 ст. 93

Важно

Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, проводится в обязательном порядке. Выбор способа экспертизы является правом заказчика. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе провести экспертизу результатов контракта, заключенного по закупкам до 100 тыс.


руб., своими силами.

Как заключить прямой контракт

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год. Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб. Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

  1. они не должны превышать 2 млн. руб. в год;
  2. они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс.
руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений. Учет закупок до 100 тысяч рублей Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан.

Закупки до 100000 рублей по 44-фз

Внимание

Проведение закупки, например, шариковых ручек и бумаги к принтеру быстро, не тратя время на выбор подходящего поставщика, не составляя тома закупочной документации, возможно при осуществлении закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Очень часто сложность написания закона вызывает множество вопросов при осуществлении закупок малого объема.


Представленная справка доступно и понятно, на примерах пояснит, как заказчику применять норму п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. В данном справочном материале Вы также можете ознакомиться с подробным описаниемпоследовательных действий по проведению закупки до 100 тыс.

«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля

В некоторых случаях проводится экспертная оценка качества исполнения поставщиком своих обязательств.

  • Оплата заказчиком поставленных ему товаров или услуг.
  • При поведении закупок до 100 тысяч рублей на заказчика не накладывается обязательство по размещению в ЕИС соответствующего извещения. Все документы, касающиеся этой процедуры, заказчик обязан хранить. Сделка может быть оформлена в любой форме, предусмотренной действующим ГК РФ. Дробление закупок В некоторых случаях, пытаясь избежать проведения конкурсной процедуры, заказчики искусственно дробят закупку на несколько контрактов, сумма каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Такие действия заказчика квалифицируются, как намеренное нарушение действующего законодательства. В случае выявления такого нарушения заключенные сделки признаются притворными.


    Следовательно, все договорные обязательства аннулируются.

Расчет возможного количества малых закупок и их отражение в план-графике При расчете лимитов на малые закупки необходимо учитывать все контракты, оформленные до наступления очередного финансового периода, но оплаченные уже после его начала. Если у компании достаточно большие обороты, то им лучше рассчитывать лимиты, исходя из 5% от СГОЗ. Для остальных организации наиболее предпочтительным считается фиксированная сумма в 2 миллиона рублей. Приведем показательный прием расчета такого лимита. Организации на проведение закупок выделено 100 миллионов рублей. Определяем 5% от СГОЗ. Эта сумма будет равна 5 миллионам рублей. При этом соблюдается правило, что 5% от СГОЗ не должно превосходить отметку в 50 миллионов рублей. Следовательно, 5 миллионов выгодней принять в качестве лимита.

Превышение предельных закупок до 100 000 100 000

Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ выгоднее заказчику. Для этого применяем стоимостный критерий: 50 000 < 2 000 000 Что делаем дальше? На данном примере видно, что заказчику выгоднее использовать лимит в 2 млн руб. В течение года заказчик, при условии что ему выделили 1 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 2 000 000 руб. В данной ситуации обязательное требование «сумма одного договора НЕ превышает 100 000 рублей» должно также выполняться безоговорочно. Минимальное количество подобных договоров в течение года — это: 2 000 000 руб. / 100 000 руб. = 20 договоров. Во всех рассмотренных примерах количество договоров может быть увеличено, в случае если стоимость уже заключенных договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗменьше 100 000 руб. каждый.

"Практическая бухгалтерия", 2010, N 1
РАСЧЕТЫ НА 100 ТЫСЯЧ НАЛИЧНЫМИ
Наличные расчеты - неотъемлемая и значительная часть хозяйственной жизни любой организации. Но есть ограничение: сумма по одному договору с контрагентом не должна превышать 100 000 руб. Выдержать эту норму удается не всегда, поэтому наши плательщики ищут пути ее "обхода". Эти пути не всегда бывают верными. Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Не запрещены и расчеты наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
Наличные расчеты в рамках одного договора, заключенного между сторонами сделки, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (п. 1 Указаний Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", далее - Указания N 1843-У).
Внимание! Ограничение на расчеты наличными в размере 100 000 руб. не применяется при выдаче зарплаты, стипендии, иных выплат работникам, включая подотчетные суммы, выданные в связи со служебными командировками. Оно не действует и в отношении наличных расчетов между юридическим лицом и физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.
Основной ошибкой организаций при "обходе" лимита является неправильное толкование законодательства. Рассмотрим отдельные спорные моменты.
Штраф по статье 15.1 КоАП РФ
Превышение предельного размера расчетов наличными с другими организациями влечет наложение административного штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.;
- на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Исходя из формулировки нормы, можно предположить, что предусмотрена ответственность за превышение установленных размеров при расчете наличными деньгами юридического лица только с организациями.
Есть судебные решения, основывающиеся на таком толковании. Так, по рассматриваемому делу стороной (заказчиком) в договоре выступил предприниматель. Суд указал, что платежей в адрес другого юридического лица заказчик не производил и не подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. по делу N А05-12170/2006).
Однако к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ч. 3 ст. 23 ГК РФ). В данном случае под "другими организациями" следует понимать как юридическое лицо, так и индивидуального предпринимателя, поскольку иное не вытекает из ст. 861 Гражданского кодекса и Указаний N 1843-У.
Таким образом, налицо разное толкование заложенного в ст. 1.4 Кодекса об административных правонарушениях принципа равенства перед законом (Постановление ФАС Центрального округа от 5 декабря 2007 г. по делу N А62-3931/2007).
Недоработка законодателей может позволить избежать административного наказания, но отстаивать свое мнение придется, скорее всего, в суде.
"Разбиваем" договор
Ограничение в 100 000 руб. имеет отношение к расчетам по одному договору. При этом не важно, что по двум разным договорам контрагентом может являться одна и та же организация. Исходя из этого, можно разбить договор, по которому фирма расплачивается наличными, на несколько, чтобы стоимость товаров (работ, услуг) по каждому из них не была больше установленного лимита. Но не с каждым договором можно поступить таким образом. Поясним на примере.
Пример. ООО "Салями" приобретает комплектующие к оргтехнике на общую сумму 300 000 руб. за наличный расчет. Чтобы выдержать лимит наличных расчетов, стороны составили три отдельных договора по цене 100 000 руб. каждый.
Такие сделки наверняка привлекут внимание налоговых инспекторов, и на поддержку судей вряд ли придется рассчитывать: формальное подписание трех договоров по 100 000 руб. каждый не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение пяти самостоятельных договоров. Фактически стороны осуществили одну сделку на общую сумму 300 000 руб., превысив тем самым установленный предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. по делу N А28-9126/2007-60/18, от 26 ноября 2007 г. по делу N А79-6155/2007, ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2008 г. по делу N А72-3587/2008).
Чтобы "уложиться" в лимит и избежать штрафов, следовало разбить договоры не только по суммам, но и по номенклатуре (один договор на компьютерные мыши, другой - на клавиатуры, третий - на мониторы и т.д.). Кроме того, в результате разбивки по номенклатуре и суммы договоров, скорее всего, окажутся не "круглыми".
Временных ограничений нет
Распространено заблуждение, что соблюдать лимит наличных расчетов по одному договору нужно в течение одного дня (по аналогии с лимитом остатка денежных средств в кассе). Поэтому организации "растягивают" время расчетов: при оплате договора на сумму 500 000 руб. проводят по кассе по 100 000 руб. в течение пяти дней.
Существует Письмо ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. N 190-Т (далее - Письмо N 190-Т), в котором сказано, что никаких временных ограничений в отношении расчетов наличными не установлено, в том числе на один рабочий день. Срок действия соглашения, а также периодичность расчетов по договору роли не играют. В течение одного дня можно проводить несколько расчетов, по каждому из которых сумма может быть до 100 000 руб. Главное, чтобы платежи относились к разным договорам.
Внимание! Временных ограничений в отношении расчетов наличными не установлено. В течение одного дня можно проводить несколько расчетов, по каждому из которых сумма может быть до 100 000 руб., но по разным договорам.
Устная форма
Согласно Гражданскому кодексу составлять договор в письменном виде при заключении каждой сделки не обязательно. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно (ст. ст. 158, 159 ГК РФ).
В этом случае получать деньги и расплачиваться можно на основании заявок на покупку или счетов на оплату. При этом каждый счет считается отдельным договором, заключенным в устной форме. Однако применять данную "лазейку" следует с осторожностью: лучше выставлять счета или заявки по одним и тем же товарам через значительные промежутки времени, чтобы не очень бросались в глаза и инспекторы не инкриминировали превышение лимита наличных расчетов в рамках одного договора.
Безлимитный подотчетник?
Суммы, которые выданы подотчетному лицу в связи со служебными командировками, не лимитируются (п. 4 Письма N 190-Т). Некоторые организации пользуются этим, забывая, что не лимитируются именно командировочные расходы (это оплата проезда, жилья, суточные). Следует учесть, что если цель командировки - приобретение материальных ценностей, то ограничение наличных расчетов в 100 000 руб. придется соблюдать.
Страховой агент может спать спокойно
Не нужно задумываться о соблюдении лимита расчетов наличными такой особой категории получателей денежных средств, как страховые агенты.
Если они действуют от имени и по поручению страховой организации на основании договора поручения; получая от страхователей взносы, используют бланки строгой отчетности этой страховой компании; полученные наличные деньги вносят в кассу страховщика, не проводя их по своей кассе, - нормы п. 1 Указаний N 1843-У на них не распространяются (п. 3 Письма N 190-Т).
Внимание! Требуется ли соблюдать лимит расчетов наличными при выдаче займов? Указания N 1843-У прямо не ограничивают возможности расходования выручки на выдачу займов. Однако разъяснения даны в Письме N 190-Т: организации не могут направлять свою наличную выручку, поступившую в кассу организации, на выдачу займа, так как перечень ситуаций, в которых организация вправе это делать, содержащийся в Указаниях N 1843-У, является закрытым, а выдача займа в нем отсутствует.
Кто отвечает за превышение?
Действие ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях не распространяется на юридические лица, получающие платеж. Об этом упомянули налоговики в Письме УМНС России по г. Москве от 30 декабря 2002 г. N 29-12/64034. Им вторят и некоторые суды: меры административной ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого лица (Постановление ФАС Московского округа от 22 мая 2006 г. N КА-А40/4070-06).
Однако Указания N 1843-У не конкретизируют, кому вменяется в обязанность соблюдать лимит расчетов наличными денежными средствами - плательщику или получателю. И некоторые суды принимают в качестве материалов, подтверждающих превышение обществом лимита расчета наличными денежными средствами, данные (номер и дата) приходных кассовых ордеров, а не квитанций к ним (Постановление ФАС Уральского округа от 18 января 2008 г. N Ф09-11294/07-С1 по делу N А07-11682/07).
Срок давности
Штрафовать за превышение лимита наличных денежных расчетов по ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях по истечении двух месяцев со дня нарушения незаконно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. по делу N А05-9566/2007). Как отметили арбитры, налоговый орган пропустил срок давности привлечения к ответственности, который исчисляется по общим правилам - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные указанной статьей, являются пресекательными и восстановлению не подлежат.
Обращаем ваше внимание на то, что проверить кассу на предмет превышения лимита расчетов наличными средствами между сторонами сделки могут или налоговики во время выездной проверки, или кредитное учреждение в рамках собственного плана проверок. В любом случае штрафуют за это нарушение налоговики, но исключительно на основании документа, полученного от банка.
С.Шестакова
Редактор-эксперт
Подписано в печать
28.12.2009

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

    они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

    они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушение требований в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начнет работать электронный магазин, функционал которого будет заключаться в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса будут указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агреготор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он будет взаимодействовать с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

При наличными деньгами действует лимит в 100 000 руб. Но не всегда ясно, как его считать. К примеру, вы знаете, какие суммы нужно учитывать, чтобы не нарушить лимит, если стороны не оформили договор на бумаге? Или когда вместо одного договора оформили несколько однотипных, чтобы разбить платежи и сделать их меньше 100 000 руб.? А в ситуации, когда покупатель вместе с суммой основного долга платит договорный штраф, причем в разные дни, как считать лимит расчетов наличными по договору? Свои вы можете сравнить с разъяснениями из этой статьи.

Нет письменного договора

Лимит расчетов наличными денежными средствами действует в рамках одного договора (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Однако компании иногда не оформляют договор письменно. Например, когда поставщик выставляет счет на оплату, а затем отгружает покупателю товары по накладной. В этом случае лимит расчетов наличными по договору нужно считать по каждой отгрузке товаров. Ведь договор необязательно заключать в виде единого документа (п. 3 ст. 434 ГК РФ). Если поставщик выписывает покупателю счет, в котором указаны наименование и количество товаров, то этот документ является офертой, то есть предложением Оплата счета означает, что покупатель принял предложение на сделку и согласен с ценой (п. 1 ст. 435, ст. 438 ГК РФ). Поэтому в данном случае компании заключают разовые сделки купли-продажи (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 г. по делу № А75-4466/2013).

Таким образом, покупатель может оплатить товары наличными деньгами, если их суммарная стоимость по накладной не превышает 100 000 руб. Но претензии инспекторов возможны, если у компании действует долгосрочный договор поставки. Тогда безопаснее определять лимит по этому договору с учетом всех разовых поставок товаров. Иначе инспекторы могут оштрафовать покупателя или поставщика. Впрочем, если в накладных и счетах-фактурах поставщик не приводит ссылку на основной договор, то штраф можно оспорить в суде (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А33-18496/2012).

Стороны заключают много одинаковых договоров

Иногда компании оформляют несколько схожих договоров с целью увеличить предельный размер расчетов наличными деньгами. Но компаниям лимит безопаснее определять исходя из общей суммы наличных расчетов по этим договорам. Налоговики в подобных ситуациях считают, что стороны в действительности заключили одну сделку, просто формально подписали несколько контрактов. Поэтому требуют уплатить штраф, если общая сумма наличных платежей по указанным договорам превышает 100 000 руб.

Хотя судьи в таких случаях нередко поддерживают компании (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2012 г. по делу № А28-298/2012). Но чтобы не спорить с налоговиками, условия договоров — наименование товаров, сумма, сроки поставки — должны различаться. Кроме того, расчеты по нескольким схожим договорам лучше не проводить одновременно.

Еще компании заключают дополнительные соглашения к договору, так как полагают, что по каждому такому соглашению лимит наличных расчетов нужно считать отдельно. Однако допсоглашение является частью основного договора. Поэтому, даже если стороны увеличат в допсоглашении объем поставки, размер лимита не изменится.

Покупатель перечисляет оплату несколькими платежами в разные дни

Некоторые компании считают, что лимит действует при расчетах в течение одного дня. Поэтому перечисляют оплату контрагенту несколькими платежами, например, в течение недели. Однако лимит распространяется на один договор и от периодичности платежей не зависит.

Но если с контрагентом заключили несколько разных договоров, то компания вправе рассчитываться по ним на сумму более 100 000 руб., в том числе в течение дня.

Особо нужно сказать о долгосрочных договорах. Даже если компании заключили договор сроком на год и более, лимит наличных расчетов составляет 100 000 руб. за весь период его действия. Например, продавец ежемесячно отгружает компании товары. В этом случае для целей расчета лимита нужно суммировать стоимость каждой поставки. Иначе инспекторы вправе оштрафовать компанию (определение ВАС РФ от 29 ноября 2012 г. № ВАС-15182/12).

Компания оплачивает наличными договорные штрафы

На уплаченные договорные пени и штрафы тоже распространяется лимит наличных расчетов. Более того, соблюдать лимит нужно также в отношении штрафов, которые не прописаны в договоре (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Так, за просрочку оплаты товаров поставщик может взыскать с покупателя проценты в размере ставки рефинансирования (ст. 395 ГК РФ). Такие проценты покупатель оплачивает поставщику в связи с нарушением условий договора, поэтому их нужно учитывать при расчете лимита. Таким образом, сравнивать с лимитом нужно сумму основного платежа, и штрафов.