Смотреть что такое "всхв" в других словарях. Вднх: история и тайны всесоюзной выставки В новый век - в новых одеждах

Павел Нефедов bcxb

У ВВЦ есть огромная территория, которая на сегодняшний день не вся эффективно используется. Очень много небольших различных административно-хозяйственных зданий: одноэтажных, не одноэтажных, у которых степень износа достаточно высокая. Площади эти используются не эффективно, то есть часть территории, на которых возможна реконструкция, и даже новое строительство», - как-то заявил некий аналитик из компании «Миэль». В этих словах можно видеть обычное девелоперское хамство по отношению к исторической Москве (под определение «одноэтажных, не одноэтажных» попадают все без исключения постройки на выставке, где вообще сложно найти здание выше двух этажей). Но есть и другая проблема. Трудно сказать, какие постройки на выставке являются оригинальными, т.е. сохранились со времен ВСХВ, какие были перестроены, какие порушены.
Все опубликованные научные исследования выставочного ансамбля ограничиваются концом 30-х годов, не прослеживают судьбу этих построек в период строительства выставки в 1950-54 гг. и, тем более, в наше время. Соответственно, сегодня историческую ценность того или иного строения чаще всего определяют на глаз.
Задача этой статьи - дать полный перечень самых старых сооружений ВСХВ, сохранившихся с 1939 года.

ВСХВ-39

Любая выставка по определению - это очень изменчивый объект, где все время происходят обновления, меняются экспозиции и внешнее оформление. Поэтому уцелевшие выставочные постройки 70-летней давности представляют огромную ценность, хотя с исторической точки зрения их возраст может казаться незначительным. В мире сложно найти выставочный ансамбль, который существует так давно и при этом более-менее сохраняет изначальную планировку.

Имеются два документа, в которых перечислены объекты выставки, являющиеся памятниками истории и культуры:
1. Распоряжение Правительства Москвы от 23 октября 2003 г. N 1945-РП «О реализации положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” в части разграничения полномочий по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия».
2. Распоряжение Совета Министров - Правительства РФ от 5 июля 1993 г. N 1190-р о включении в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», объектов градостроительства и архитектуры, расположенных на территории Всероссийского выставочного центра.

Данные этих документов, полных нелепых ошибок и неточностей, объединены в официальном списке Москомнаследия (часть 1 и часть 2). Ошибки можно объяснить только одним: никто, в том числе никто из сотрудников выставки, не дал себе труда вдумчиво сопоставить перечни довоенных и послевоенных построек, а затем спроецировать это на сегодняшний день.
Впрочем, для данной статьи пришлось работать даже не со списками, а с детальными схемами выставки. Прежде всего, выявлялись постройки, совпадающие по очертаниям в плане. Отбирались архивные фотографии. Далее производился наружный осмотр, чтобы убедиться, что это действительно оригинальный павильон, а не более поздняя коробка, возможно, выстроенная на старом фундаменте.

Так, например, пришлось исключить павильон №30 («Микробиологическая промышленность», бывший «Хлопок»). Его нынешние очертания точно соответствуют довоенным. В справочнике к Генплану ВСХВ 1951 года (выставка возобновила свою работу в августе 1954 года) также указано, что старый павильон именно реконструируется, а не строится заново. Однако, на архивном фото видно, что раньше формы павильона были совершенно иными. При наружном осмотре никаких довоенных элементов обнаружить не удалось. Возможно, действительно были использованы какие-то конструкции 1939 года, но даже в этом случае нельзя признать этот павильон сохранившимся.

Новичков на выставке всегда сбивает с толку еще одно: павильоны постоянно переименовывались, экспозиции переезжали из одного здания в другое.
Вот лишь один пример. В 1937 году на площади Механизации (на которой теперь - ракета) предполагалось разместить павильон «Совхозы». К 1938 году здание построили, но передали для экспозиции павильона «Зерно», которая ранее размещалась в павильоне напротив через площадь. Освободившийся павильон был в свою очередь переименован в «Хлопок». К 1954 году старый павильон «Зерно» сломали и выстроили заново на прежнем месте. Но уже в 1960 году «Зерном» называется другой павильон, расположенный по соседству на главной аллее (бывший павильон Центральных черноземных областей). В 1967 году и его сломали, а павильон «Зерно» переехал туда, где его помнят многие москвичи - в здание с золотым шпилем на центральной площади (которое на самом деле раньше было павильоном Московской области). Если не распутать весь этот клубок, то часто просто не ясно, о каком здании говорится в том или ином документе.

Поэтому в перечне построек я постарался максимально точно показать, какие именно постройки имеются в виду. Для каждой постройки указан ее номер и название по схемам и годов. Кроме того, указан номер и название по официальной схеме 2008 года (как правило, этот номер сейчас крупно написан где-нибудь на стене здания). По ссылкам открываются фотографии, архивные и современные.

ПОСТРОЙКИ ВСХВ 1939 ГОДА

2008 - №13 - Здоровье

В 1939 на левой стороне площади Колхозов (главной площади выставки) были выстроены павильоны трех закавказских республик - Грузии, Армении и Азербайджана. Грузинский павильон, самый эффектный из них, до наших дней не дожил. Два других по-прежнему стоят на главной аллее, хотя и подверглись существенным переделкам. Особенно досталось павильону Армянской ССР, изначально построенному в духе классического армянского зодчества.
В промежутке между 1939 и 1954 годами ничего существенного не произошло, все ограничилось ремонтом .
Но в 1960 году павильон перестроили, превратив в глухую коробку . От оригинальной формы фактически остались только три арки на фасаде. Сзади была сделана массивная пристройка. В 1963 году павильон переименовали в «Пищевую промышленность».
А примерно в 1967 году фасад полностью застеклили, заслонив и арки. В 1980 году, когда павильон уже назывался «Здравоохранение», стеклянную стену заменили на щиты. Еще через 10 лет вход застроили ларьками, и все это нагромождение стоит и сегодня . Зайдя внутрь, можно убедиться, что внутренний декор павильона сохранился, да и оригинальные элементы фасада видны из-за загородок.

2008 - №14 - Вычислительная техника

Аналогичная история: к выставке 1954 года павильон пришел без особых переделок, лишь цоколь был облицован красным полированным гранитом.
Но примерно в 1965-66 годах фасад был полностью накрыт черной коробкой с белыми буквами «ВТ» (в 70-е годы раскраску поменяли на противоположную - белая коробка с черными буквами). Нижняя часть была застеклена. Сейчас эта конструкция сама по себе может считаться памятником эпохи 60-х, однако, объективно говоря, она выглядит просто уродливо. Особенно это заметно, если подойти к павильону сбоку. Модернистская фасадная конструкция грубо приделана к основному телу павильона , декорированному в восточном стиле.
На старом фото видно, что боковые арки входа были обильно украшены изразцовыми плитками. Удивительно, но они сохранились до сих пор. Еще в прошлом году их можно было легко увидеть , зайдя в стеклянный «предбанник» павильона. Но сейчас в этом помещении расположился очередной музей восковых фигур, и все стены задрапировали какими-то черными тряпками.

2008 - №58 - Земледелие

Здание павильона сравнительно новое - оно построено в начале 1950-х годов, хотя во многом повторяет довоенную форму и декор.
Зато скульптурные группы «Индустрия» и «Сельское хозяйство» стояли здесь с первого дня работы ВСХВ. Между 1939 и 1954 годами с ними произошли некоторые метаморфозы . Оба рабочих лишились своих инструментов. Теперь вместо разводного ключа и сталеварского ковша они сурово сжимают пустые кулаки. Кроме того, были существенно отреставрированы знамена обеих скульптурных групп - теперь они не просто висят позади, а развеваются во всю ширину.
Между прочим, многим кажется, что эти скульптуры сделаны из бронзы. На самом деле они - железобетонные, как и все остальные скульптуры на выставке (кроме скульптур из фонтана «Дружба народов»).
Кстати, в Списке 1 в качестве архитектора почему-то указан Чечулин Д.Н. На самом деле автор этого павильона - архитектор А.А.Таций.

2008 - №59 - Зерно

Упомянутый выше архитектор Чечулин является автором именно этого, московского павильона. Однако в Списке 1 опять недоразумение - в соавторы к нему дописаны Жуков А.О. и Гревс А.А. Первый - это, видимо, Жуков А.Ф., главный архитектор ВСХВ. Второе имя не известно ни мне, ни Яндексу.
Павильон сохранился до наших дней, т.к. еще в 1939 году он был построен в капитальных конструкциях. К 1954 году существенно реконструирован . Самое заметное обновление - башня, увенчанная золотым шпилем с рубиновой звездой.
Пропорции реконструированного павильона очень напоминают нереализованный проект административного здания в Зарядье, выполненный тем же Чечулиным несколькими годами ранее.
Из довоенных деталей отделки сохранилось очень характерное стрельчатое остекление (после реконструкции оно появилось и на башне). Находясь внутри, можно увидеть очень детально проработанные витражи , изображающие различные овощи средней полосы России.

2008 - №26 - Транспорт

В Списке 2 здание упоминается странным образом: «Портик павильона “Транспорт СССР” (бывший “Земледелие”)». Формулировка звучит цинично: по сути, это открытое приглашение снести всю заднюю часть здания и пристроить к охраняемому портику что-нибудь более существенное.
На самом деле, самой старой частью здания является как раз не портик.
В 1939-41 гг. на этом месте располагался павильон «Хлопок». К выставке 1954 года к старому павильону пристроены вводный зал, лекционный зал и служебные помещения. Остальная деревянная часть павильона «Хлопок» реконструирована и надстроена до высоты 11 м. Новый павильон получил название «Земледелие», в 1956 году переименован в «Геологию, нефть, химию», с 1958 года называется «Химическая промышленность», а с 1967 года - «Транспорт СССР».
По сравнению с 1954 годом утрачены лишь некоторые детали лепнины, и капители первого ряда колонн - они разрушились от сырости в конце 70-х.

2008 - №311 - Служебное здание

Этот небольшой павильон появился на выставке весной 1941 года. Прежде этот кусок территории формально вообще находился за пределами ВСХВ (как и расположенный по соседству Зеленый театр). Что изначально планировалось разместить в нем, не известно. Зато известно, что в 1940 году Красная Армия «освободила» Бессарабию, и для новой социалистической республики - Молдавской - понадобился отдельный павильон. Находился тут он всего полгода, а потом началась война, и ВСХВ закрыли на 13 лет.
Для выставки 1954 года фасад здания был реконструирован , а павильон стал называться «Шелководство».
Сейчас в этом здании размещается безымянный офис, а само здание выглядит несколько облупившимся .
Ни в одном из “охранных” списков этого павильона нет.

2008 - №56 - Ветеринария

С 1939 года до наших дней павильон сохранил свою специализацию и внешний вид. Даже фонтан в виде чаши со змеей - оригинальный, довоенный.
К выставке 1954 года павильон был незначительно реконструирован .
Ни одном из «охранных» списков этого павильона нет.
Три года назад практически все здание (кроме фасада) затянули красивыми цветными баннерами с надписью «Павильон Ветеринария находится на реконструкции». Сегодня баннеры висят все там же, но слова «находится на реконструкции» старательно затерты. Кое-где в баннерах даже прорезаны дырки, чтобы пользоваться дверьми, которые оказались под ним. Здание по-прежнему находится в довольно плачевном состоянии.
Подробности и иллюстрации здесь: http://bcxb.livejournal.com/8615.html
Напротив павильона, на выводном кругу стоит скульптура коня . Она тоже сохранилась с 1939 года (даже пережила недавний пожар, который уничтожил склад всего в нескольких метрах от нее). Правда, на ВСХВ был еще и жеребенок , но его хрупкая конструкция давно разрушилась. А еще, с другой стороны выводного круга стояла скульптура коровы. Сейчас от нее остался только постамент.

2008 - №57 - Выставочный павильон №57 (Космос)

На выставке 1939 года это был самый крупный и самый оригинальный павильон. Стальная параболическая арка, открытая с обеих сторон, создавала огромный навес, под которым располагались различные сельскохозяйственные машины. По форме павильон сознательно сделан напоминающим эллинг для дирижаблей, - из-за этого в наши дни даже появился забавный миф, будто до создания ВСХВ на этом месте находилось какое-то предприятие «Дирижаблестроя».
Зимой 50-51 года началась реконструкция и расширение павильона. Главный фасад образовали две башни , увенчанные скульптурными фигурами рабочего с рычагом и колхозницы со штурвалом. С противоположной стороны был пристроен купольный зал из армированного стекла на стальном каркасе. В таком виде павильон полностью сохранился до наших дней.
Название «Космос» он получил осенью 1967 года, к юбилею октябрьской революции. Одновременно перед павильоном была установлена ракета с космическим кораблем «Восток». До этого «Космосом» официально назывался другой павильон (сейчас он числится под №2).
Периодически в промосковской прессе начинается пиар про бедственное состояние павильона «Космос», который якобы вот-вот рухнет. И поэтому его нужно либо срочно разобрать, либо «регенерировать». Разумеется, это стало бы полной катастрофой, ведь московский стройкомплекс нельзя подпускать сюда на пушечный выстрел. Это здание - один из символов Москвы, памятник архитектуры мирового значения - должно оставаться в неприкосновенности.

2008 - №27 - Физкультура и спорт

Все современнные фотографии сооружений выставки выполнены автором статьи .
поскольку у нас все умные, многие ссылки сейчас битые, не обессудьте

А. А. Ромодановская

На месте останкинских болот, где в 1934 году сотрудники НКВД разогнали осевший там цыганский табор, уже через пять лет появилось одно из главных культурных мест столицы, которое на протяжении всей своей истории притягивало туристов со всего мира. ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства), а позже ВВЦ (всероссийский выставочный центр) - грандиозная по своим масштабам выставка достижений народного хозяйства, на которой за время ее существования побывал каждый восьмой житель планеты…

История «Главной выставки страны» началась с обращения II Всесоюзного Съезда колхозников-ударников в центральные органы коммунистической партии и правительства с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Просьбу удовлетворили, и был создан Главный выставочный комитет.

Чтобы получить право участвовать во Всесоюзной выставке, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были иметь определенные показатели за 1937 и 1938 годы, а передовики и организаторы сельского хозяйства за 1938 год. Благодаря этому условию ни одна сельскохозяйственная выставка в мире не имела такого количества экспонентов.

Популярность готовящейся Выставки среди тружеников сельского хозяйства была необычайно велика. За право участвовать в ней боролись миллионы колхозников и рабочих совхозов, тысячи агрономов, зоотехников, механизаторов. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок о желании быть ее экспонентом.

Главвыставком установил награды: тысяча дипломов первой степени и четыре тысячи второй степени. Хозяйства, удостоенные диплома первой степени, получали 10 тысяч рублей и легковую машину, а награжденные дипломом второй степени – 5 тысяч рублей и мотоцикл.

Для передовиков сельского хозяйства были учреждены одна тысяча больших и две тысячи малых золотых медалей, три тысячи больших и пятнадцать тысяч малых серебряных.

Кроме того, учреждалась книга Почета, куда заносился каждый экспонент с указанием его достижений.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала и своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Выросший на ее северной окраине целый выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений.

Посевы и насаждения, занимавшие около 20 гектаров, представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. Около 600 сортов различных культур высеяли на одном зерновом участке. Удивительную картину представлял собой выставочный сад: в нем было высажено около 10 тысяч растений. Среди них – 600 сортов плодовых и ягодных культур, богатейшая коллекция мичуринских сортов.

На участке технических и южных теплолюбивых культур посетитель видел посевы хлопка, риса, свеклы, льна, конопли, табака, кенафа, каучуконосов, хмеля. Всего на открытых участках экспонировалось 260 культур свыше 3 тысяч сортов.

Архитектурный ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки создали архитекторы В.Щуко, В.Гейльфрейх, Л.Поляков, Д.Чечулин, скульпторы С.Коненков, ГМотовилов; монументалисты А.Дейнека, А.Бубнов, П.Соколов-Скаль и многие другие талантливые художники. Под руководством главного архитектора С.Чернышева работало более двух тысяч профессионалов и народных мастеров.

Выставочный город в Москве с огромной любовью украшал весь советский народ.

Страна готовилась к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки как к большому всенародному празднику. Оно состоялось 1 августа 1939 года. Первые посетители вошли через арку, построенную по проекту архитектора Л.Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок.

На торжественной церемонии, в которой принимало участие более 10 тысяч человек, присутствовали руководители партии и Советского государства. При въезде на Выставку стояла 24 метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» выдающегося скульптура В. Мухиной.

Эмблемой же Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявшим над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на 50 метровой башне Главного павильона, который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой. Фасад здания украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.

Из Главного павильона посетитель попадал на одну из красивейших площадей – площадь Колхозов.

Здесь и на прилегающих аллеях расположились павильоны союзных республик, краев и областей. Обходя эти дворцы-павильоны, посетитель как бы совершал путешествие по необъятным просторам нашей Родины: от ледяных просторов суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики.

Каждый павильон выделялся своей самобытностью, с использованием в строительстве национальных мотивов.

На огромной площади Колхозов особое внимание привлекало здание Московского павильона (павильон «Зерно», в настоящий момент павильон № 59), построенного из камня, бетона, стекла, украшенного нержавеющей сталью по проекту архитектора А. Чечулина. Фасад был обрамлен горельефами, фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов.

Здесь же были изображены тучные животные, золотые снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцов, помидоры и другие овощи. По всему фасаду выгравирован лозунг: «Создадим вокруг Москвы и других крупных городов картофельно-овощные и животноводческие базы». На самом верху орден Ленина-награда Московской области за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве.

Рядом расположился павильон «Украина». Построен по проекту архитектора А. Тация и К. Иваньченко, облицован украинской майоликовой плиткой, фасад украшают золотые колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом витраж – «Переяславская рада».

Одним из разделов выставки 1939 года стал раздел «Новое в деревне». Он раскинулся на участке площадью 12 га. Здесь демонстрировалась новь советской деревни. По типовым проектам, рекомендуемым для массового строительства, были возведены: сельсовет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие фермы, колхозный клуб, школа, родильный дом, детские ясли.

Особый интерес был к яслям, ведь деревня не имела о них понятия. Все эти постройки и сейчас, несколько обновленные, служат офисами для подразделений ВВЦ.

Интерес вызывал павильон «Охота и звероводство», где демонстрировался Пушкинский зверосовхоз, одним из первых начавший разведение соболя в неволе. На открытой площадке перед павильоном показывались речные бобры, нутрии, ондатры, обитавшие здесь в условиях, близких естественным.

Был на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки действующий образец колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменка, протекающей по территории Выставки. Ее расчистили от камышей и построили земляную плотину высотой около 5 метров. Ток от станции подавался в соседнее здание, где были установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами.

ВСХВ-39 стала не только школой передового опыта, внушительно продемонстрировавшей достижения сельского хозяйства, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. В большом старинном парке, соседствовавшем с Выставкой, была разбита зона отдыха. Были открыты разнообразные аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели и др. Для детей был создан детский городок с площадками для игр.

На самой Выставке был построен Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра.

Успех Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был огромен. С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек.

На ВСХВ работало 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов. Двести гидов обслуживали иностранных гостей, интерес которых к советской выставке был необычаен. Несмотря на то, что Выставка была задумана как разовое мероприятие, партией и правительством было принято решение продолжить ее работу. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4.5 миллиона человек.

В 1941 году она действовала всего 1 месяц и пять дней… Во время Великой отечественной войны экспозицию и библиотеку Выставки эвакуировали в Челябинск.




Вновь Всесоюзная сельскохозяйственная выставка приняла посетителей лишь 1 августа 1954 года. Целью ее стала широкая пропаганда достижений сельского хозяйства, быстрейшее внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта.

Чтобы принять участие в послевоенной Выставке, нужно было достичь более высоких результатов, чем прежде. Так для участия в ВСХВ-39 колхоз нечерноземной полосы должен был собрать 12-14 центнеров пшеницы с гектара, а в 1954 году – не менее 19!

Архитектурный облик Выставки изменился коренным образом. Была проведена огромная строительная работа, значительно увеличилась ее площадь – до 207 гектаров. Были возведены павильоны Прибалтийских республик.

Был построен павильон «Узбекистан» – один из красивейших павильонов, сейчас это – «Культура». Вход в павильон украшает ажурная ротонда, внутри фонтан, который подчеркивает легкость и изящность ее колон. Орнамент с изображением кустов и коробочек хлопка, украшающих ротонду. Работа лучших мастеров Узбекистана.

Была построена Арка Главного входа на Выставку. Мощные четырехгранные колоны легко несут массивную арку, разделяя ее на центральный и боковые пролеты. На колоннах барельефы, основная тема которых – труд людей. Венчает арку скульптурная группа «Тракторист и колхозница», с высоко поднятым снопом пшеницы.

Был достроен Главный павильон, мощная колоннада, высоко поднятые шестиметровые скульптурные группы, многочисленные барельефы, 35 метровый шпиль, увенчанный золотой звездой. Перед павильоном был установлен памятник В. Ленину.

На площади Колхозов был построен фонтан «Дружба народов». Колхозницы в национальных костюмах ведут праздничный хоровод. Фонтан выбрасывает ежесекундно более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Скульпторы З. Баженова, Л.Баженов, А.Тенета, З.Рылеева, И.Чайков выполнили скульптуры из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой, с позолотой меди.


Фонтан «Дружба народов» работы архитекторов К.Топуридзе и Г. Константиновского пережил свой идеологический смысл, но его красота и неповторимость продолжают радовать гостей выставки.

На противоположном конце площади Колхозов расположился фонтан «Каменный цветок», сооруженный по мотивам сказов Бажова. В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов.

В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам – декоративные горки из плодов и овощей. И по ныне эти фонтаны являются лучшим украшением выставки.

В каждом павильоне демонстрировались достижения отраслей народного хозяйства в республике, областях, районах.

Зеленый наряд выставки был исключительно богат. На ее территории был представлен практически весь растительный мир Советского Союза. Выставочный городок украшали 40 тысяч декоративных деревьев, 450 тысяч кустарников. Около 5.5 миллиона однолетних и многолетних цветов. Гордостью выставочных садоводов был розарий – в нем произрастало около 50 тысяч сортовых роз.

С утра до вечера нескончаемым потоком тянулись посетители к животноводческим павильонам. Только в 1954 году в этом разделе показывалось 800 голов крупного рогатого скота 32 пород, 800 овец 53 пород, 500 свиней 30 пород, 3000 голов домашней птицы. Животных демонстрировали на выводном кругу. Это было яркое зрелище. С раннего утра в животноводческом городке царило оживление: животных скребли, чистили, мыли. Затем представители хозяйств в красочных национальных костюмах показывали своих питомцев авторитетному жюри и зрителям.

У павильона «Коневодство» можно было увидеть две скульптуры коней. Одна изображала знаменитого ипподромного бойца, жеребца Квадрата орловской рысистой породы, другая жеребца – Символа буденновской породы. В павильоне посетители могли полюбоваться этими красавцами и несколькими десятками лошадей орловской, русской рысистой, советской тяжеловозной и др. пород.

На открытых площадках демонстрировалась новая сельскохозяйственная техника.

На базе Выставки проводилось обучение новым методам работы, практиковался выезд экскурсантов в передовые хозяйства. Совершенствовалась экскурсионная деятельность, группы экскурсантов формировали из работников одной профессии.







С июня 1956 на территории ВСХВ начала свою работу Всесоюзная промышленная выставка , главными задачами которой была демонстрация успехов индустрии.

Одним из значительных и перспективных экспонатов стала первая электронной вычислительная машина. Создание этой техники в Советском союзе началось еще в 1948 году.

Экспозиция выставки расположилась в 21 павильоне, которые были сгруппированы в основном на площади Механизации. Здесь был установлен первый советский пассажирский реактивный авиалайнер, спроектированный и построенный под руководством выдающегося авиаконструктора А. Туполева.

Одним из главных павильонов промышленной выставки стал павильон «Машиностроение». К нему примыкало много открытых площадок. На которых демонстрировались образцы новой техники.

Создание в 1959 году ВДНХ СССР

ВДНХ создана в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1958 «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок (на Фрунзенской набережной) в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР».

16 июня 1959 года ВДНХ СССР гостеприимно распахнула для посетителей двери своих павильонов. В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР».

Выставочная деятельность стала строиться по производственно-отраслевому принципу. Тематические выставки и смотры приобрели первостепенное значение в работе всех павильонов. На их базе широко проводились обмен опытом и обучение работников промышленности, строительства, сельского хозяйства.


Такая организация позволила значительно ускорить внедрение в производство новой техники, современных методов труда. Ежегодно на ВДНХ СССР открывалось около 300 выставок и смотров, на которых показывалось более 100 тысяч экспонатов.

ВДНХ СССР отражала как зеркало основные вехи в жизни страны, такие как первый полет в космос Ю.Гагарина, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.







Были в истории строительства ВСХВ и загадочные, а местами даже мистические моменты. Одна из таких мистических историй рассказывает о том, что Вячеслав Константинович Олтаржевский (главный архитектор ВСХВ) задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной.

Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце, вокруг которого расположились девять планет. На этой площади, по его задумке, должна была возвышаться фигура Ленина.

От Площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют начало всех начал. Эта система сформирована с математической точностью - как египетские пирамиды - и заключена в правильный восьмиугольник - христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов.

В.К.Олтаржевский, Р.Л.Подольский, Н.В.Алексеев, А.Б. Борецкий, Д.Г. Олтаржевский. Проект планировки ВСХВ. Перспектива.

Но по прошествии небольшого количества времени главный архитектор всероссийской сельскохозяйственной выставки был отправлен за Полярный круг, а план выставки был изменен. Там специалисту по многоэтажным зданиям, который десять лет перенимал опыт строительства небоскребов в Соединенных Штатах Америки нашли достойное применение - он стал проектировать лагерные бараки. Об открытии некогда созданной им выставки Олтаржевский узнал лишь из киножурнала.

Вячеслав Константинович Олтаржевский

На протяжении нескольких лет после своего открытия выставка множилась и не переставала удивлять многочисленных посетителей. Так было до 1941-го года, до начала войны. В тяжелые военные годы здесь стояли зенитные установки, а всевозможные павильоны были закрыты и лишены посетителей. Интересно, что за все время войны на территорию ВСХВ (площадью 135 гектаров) не упала ни одна вражеская бомба.

В тоже время, в 1942-м году главному архитектору выставки вернули его свободу, после чего он стал личным консультантом вождя по вопросам высотного строительства.

Второе открытие выставки произошло 1 августа 1954-го года. При входе людей встречала только что отстроенная арка ошеломляющих размеров и удивляло отсутствие фигуры Сталина, на месте которой был открыт фонтан Дружбы народов. Шестнадцать позолоченных изваяний первоначально должны были символизировать союз всех республик. Но вскоре, когда республик осталось только пятнадцать, символика в очередной раз разошлась с реальностью.

Вскоре выставка стала полностью индустриально-промышленной, и в 1959 году получила новое название - ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства) СССР.

После первого полета человека в космос, в 1961-м году, выставку, помимо всего остального, украсила копия ракеты Гагарина. Она, между прочим, была установлена на Площади механизации, в том самом мистическом центре, где, по планам Олтаржевского, должна была возвышаться фигура тогдашнего вождя.

Кстати, сам Вячеслав Константинович после освобождения в 1943 году так ни разу и не посетил свое творение. Умер он в 1966 году в возрасте 86 лет.

С 1992 года – Всероссийский Выставочный Центр

23 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства РФ ВДНХ была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ).

В 90-е годы ВВЦ считался выставкой, скорее, формально. Фактически павильоны были сданы в аренду под склады и точки продажи бытовой, компьютерной техники, а также разнообразных товаров народного потребления. Вместе с тем работал парк аттракционов, в павильоне "Центральный" для детей и молодёжи проводился показ различных физических опытов - ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать, но разруха и торговля портили всё впечатление.

В 2002-м году подавалась заявка на проведение престижной международной выставки "ЭКСПО - 2010" в Москве. К сожалению, заявку не приняли, но, несмотря на это, для многих жителей Москвы ВДНХ является местом первого свидания или других романтических приключений.

Люди гуляют по этим великолепным местам, делают покупки, смотрят на достижения науки и техники, привезенные со всего мира, мечтают, да и просто заряжаются хорошим настроением и положительной энергией.

Компиляция материала – FOX

О. НИКОЛОГОРСКАЯ

ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Так выглядела площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов) до "торгового нашествия" начала 1990-х годов.

Павильон "Механизация". 1939 год.

Арка у главного (ныне - северного) входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. 1939 год.

Центральный павильон Всероссийского выставочного центра в наши дни.

Площадь Колхозов в день открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. 1 августа 1939 года.

Главный вход во Всероссийский выставочный центр (открыт в 1954 году).

Фонтан "Дружба народов".

Вход в павильон "Земледелие" украшен массивной аркой с декоративным орнаментом.

Фонтан "Каменный цветок".

Фонтан "Колос".

Цветники у павильона "Земледелие" (на заднем плане слева - купол павильона "Космос").

Декоративный орнамент колонн у входа в павильон "Электротехника".

У павильона "Космос" установлен космический корабль "Восток" - точная копия ракеты, поднявшей на орбиту Земли первого космонавта Юрия Гагарина.

"Общественный транспорт" на ВВЦ.

Скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" установлена у главного входа на ВСХВ ко дню открытия - 1 августа 1939 года. В 1954 году этот вход стал северным, а главный расположился к югу от него.

М. В. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной. 1940 год.

Об этой выставке нельзя говорить в отрыве от нашей истории. Она, как в зеркале, отразила все этапы развития бывшего СССР и новой современной России. Построенная в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) демонстрировала успехи первого в мире социалистического государства в развитии сельского хозяйства. Ее послевоенная экспозиция, открывшаяся лишь в 1954-м, формировалась, следуя тогдашним принципам управления экономикой, в основном по территориальному признаку: каждый павильон представлял достижения одной из союзных, автономных республик или областей. В 1959 году ВСХВ переименовывают в Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ. В связи с новыми экономическими задачами принцип построения экспозиции становится отраслевым.

Когда же СССР канул в Лету, на выставку, названную в 1992 году Всероссийским выставочным центром, обрушились все тяготы экономического кризиса. ВВЦ не смог удержать позиции главной выставки страны и постепенно уступил немалую долю территории под торговые площади. Но, несмотря ни на что, здесь продолжается активная выставочная деятельность: работают постоянно действующие экспозиции, сменяют одна другую многочисленные тематические выставки и ярмарки - промышленные, научно-технические, художественные, инноваций, прессы (журнал "Наука и жизнь" принимает участие в этой выставке уже 10 лет подряд), новых российских товаров, народного творчества, цветов, возродилась и регулярно обновляется выставка научно-технического творчества молодежи.

Какая же судьба ждет ВВЦ в ближайшем будущем? Найдутся ли инвестиции на возрождение былой славы главной выставки страны, или она полностью превратится в зону торговли либо в парк культуры и отдыха?

ВЫСТАВОЧНЫЙ "ГОРОД" С 63-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ

Всесоюзный выставочный центр - это целый город со своими улицами, площадями, скверами, фонтанами, "общественным" транспортом, кинотеатрами, магазинами и ресторанами. Главная его достопримечательность - созданные в разное время выставочные павильоны всевозможных архитектурных стилей. Они отражают историю развития нашей страны, вернее, сама история предстает здесь в дереве, камне, стекле и металле. Как и в прежние времена, ВВЦ утопает в зелени: фруктовые сады, декоративные кустарники, яркие цветники, просторные зеленые газоны. Во всем этом многообразии воплощен вековой опыт садоводства и искусства разбивки регулярных парков, где архитектурная застройка, зеленые насаждения, водоемы и фонтаны сосуществуют в полной гармонии.

Одно время устроителей выставочного комплекса упрекали в эклектизме, излишнем украшательстве и безвкусии. Возможно, это и так, с точки зрения тонкого ценителя классической архитектуры. Но нельзя забывать, что выставку проектировали архитекторы с мировыми именами: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Л. М. Поляков, скульпторы С. Т. Коненков и В. И. Мухина, художники-монументалисты А. А. Дейнека, А. П. Бубнов, П. П. Соколов-Скаля. В создании выставки участвовали тысячи народных мастеров из всех союзных и автономных республик, краев и областей. Благодаря их таланту каждое сооружение выставки приобрело присущие только ему самобытные национальные черты. Самым старым павильонам более 60 лет. Не все они дошли до нас в первозданном виде: одни были перестроены, другие разрушены. Тем более ценно, что в целом архитектурный и художественный облик выставки, формировавшийся в эпоху социализма, сохранился и донес до нас дух того времени.

ВСХВ 1939 ГОДА

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка - ВСХВ - открылась в Москве 1 августа 1939 года. Представить на ней свою продукцию стремились каждый передовой колхоз, совхоз, МТС или животноводческая ферма. Почетного права побывать на ВСХВ добивались в социалистическом соревновании. Участвовавших в выставке передовиков производства награждали дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, часами, радиоприемниками, денежными премиями, а лучшие хозяйства - мотоциклами и автомобилями. Только за 85 дней работы в 1939 году выставку посетили 3,5 миллиона человек. Царившую там атмосферу всеобщего праздника передает знаменитый фильм режиссера Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" (1941 год), который любили и хорошо помнят до сих пор люди старшего и среднего поколения.

Известный датский писатель Мартин Андерсен-Нексе, побывав на ВСХВ вскоре после ее открытия, писал, что представившаяся ему картина дала более глубокое представление о человечестве в целом, чем все увиденные им до той поры всемирные выставки: там нигде не видна подлинная культура страны, а здесь, в Москве, она показана "во времени и пространстве".

Грандиозный выставочный комплекс раскинулся на площади 136 гектаров. В короткий срок было построено более 250 больших и малых зданий, разбиты парки, цветники, площади и фонтаны, проложены улицы, посажены плодовые сады.

По генеральному плану архитектора В. К. Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток. У главного входа, а им тогда был северный вход выставки, посетителей встречала выполненная из нержавеющей стали, сверкающая на солнце 24-метровая скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая в 1937 году венчала здание Советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

ВСХВ открывала площадь Колхозов (позднее - площадь Дружбы народов), вокруг которой выросли павильоны союзных республик, краев и областей. За ними простиралась площадь Механизации с павильоном "Механизация" (позднее - площадь Промышленности с павильоном "Космос"), авторы проекта - архитекторы В. С. Андреев, И. Г. Таранов. Павильон представлял собой гигантский параболический свод, перекрывающий широкую аллею. Вдоль нее стояли на возвышениях тракторы, самоходные комбайны и прочая сельскохозяйственная техника.

По замыслу устроителей, посетители, обходя территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей нашей огромной стране - от Балтики до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до Памира. Павильон каждой республики отражал национальный колорит и народные традиции. Экспозиции украшали работы лучших художников Мстеры, Хохломы, Палеха, ковры, гобелены и шелковые панно мастериц из Средней Азии. Специально для выставки народные умельцы из всех республик изготовили прекрасные образцы тканей, посуды, мозаики, чеканки.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА

Новая постоянно действующая экспозиция ВСХВ, впервые открывшаяся после войны в 1954 году, демонстрировала достижения союзных республик, краев и областей в сельском хозяйстве и индустрии.

Территория ВСХВ расширилась до 207 гектаров. Количество зданий достигло 387. Многие павильоны реконструировали, некоторые построили заново, но основная планировка, заложенная генеральным планом 1939 года, сохранилась. В новом генплане, разработанном под руководством архитекторов А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса, были изменены лишь некоторые элементы ансамбля. В таком почти первозданном виде мы видим выставочный комплекс и сегодня.

В облике построенных к 1954 году выставочных зданий архитекторы стремились отразить в первую очередь тему победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пример тому - новый главный вход ВСХВ, построенный южнее старого. Автор проекта архитектор И. И. Мельчаков использовал один из символов победы - триумфальную арку. Он создал высокую массивную многопролетную арку с двумя симметрично продолжающими ее административными зданиями. Вместе они вытянулись в длину на 300 метров. Главный вход венчает скульптура "Тракторист и колхозница" (автор - скульптор С. М. Орлов, создавший в Москве памятник Юрию Долгорукому).

Крупномасштабность, четкость линий, стремление ввысь - вот основные черты возведенных в это время на выставке зданий. Таков, например, Центральный павильон (архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, он поднимается в высоту почти на 100 метров. Белое здание обрамляют три яруса колонн, украшают бронзовые и позолоченные скульптуры и барельефы. В 1954 году архитекторы Ю. В. Щуко и Е. В. Столяров дополнили его высоким шпилем со звездой.

За Центральным павильоном открывается широкая панорама выставки. На первом плане - огромная по своим размерам площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов). Ее центр занимает носящий то же название фонтан из позолоченной бронзы и красного гранита (авторы - архитекторы К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский). Посередине восьмигранной гранитной чаши - бронзовый сноп пшеницы, окруженный водяными струями. Вокруг - хоровод девушек в национальных костюмах. Их танец символизирует народные гулянья в праздник урожая. Изваяли позолоченные фигуры скульпторы И. М. Чайков, З. В. Баженов, А. И. Тенета, Н. В. Рылеева.

В противоположной стороне площади установлен фонтан "Каменный цветок" (архитектор К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин). Его композиция навеяна поэтическими уральскими сказами П. П. Бажова. В бассейне, облицованном красным гранитом, рядом с бронзовыми рыбами и птицами "расцветает" цветок из уральских самоцветов с мерцающими в струях воды зелеными, синими и золотыми "лепестка ми".

На одном из прудов возвышается третий знаменитый фонтан выставки - "Колос". Его построили из тонкостенного бетона, покрытого золоченой смальтой. Сложный рисунок бьющих вверх и в стороны гибких струй создает впечатление живого, колыхающегося на ветру колоса.

Площадь Дружбы народов открывают два стоящих друг против друга павильона: Центральных Черноземных областей (теперь - "Атомная энергия") и "Северный Кавказ" ("Народное образование"). За ними расположились павильоны союзных республик. В их облике архитекторы стремились как можно ярче выразить особенности национального стиля. Этим объясняется излишняя перегруженность зданий декоративными деталями. Но есть среди павильонов выставки и истинные архитектурные шедевры.

Один из них - павильон Карельской АССР (позднее - "Книга", "Советская печать", теперь - снова "Карелия"). Республика вновь представляет здесь продукцию своих предприятий. Павильон создан архитектором Ф. И. Рехмуковым, использовавшим оригинальные элементы декора из природных материалов этого северного края. Колонны составлены из полированных блоков известного своей красотой темно-красного карельского гранита, а массивный треугольный фронтон целиком сделан из дерева. Вырезанные на нем фигуры изображают традиционные занятия жителей Карелии. В свое время павильон украшала трехметровая деревянная скульптура С. Т. Коненкова "Рунопевец". Сейчас она хранится в Музее изобразительного искусства Карелии в Петрозаводске.

Построенный в 1939 году павильон Узбекской ССР (ныне - "Культура") тоже можно отнести к жемчужинам выставки. Его автор - архитектор С. Н. Полупанов. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана. Их руками выполнены наполненные светом майоликовые панно в обрамлении входа, резные деревянные двери, яркие витражи. Кусты и коробочки хлопчатника - главной сельскохозяйственной культуры республики - вплетены в орнамент карнизов, капители колонн, кровлю беседки. Боковые крылья павильона раньше украшали большие живописные панно художника П. И. Котова. К сожалению, они не сохранились. Утрачены и стоявшие перед входом гипсовые фигуры музыканта и бубниста, созданные скульптором О. М. Мануйловой. В 1950-х годах павильон обновили. На просторной террасе появилась легкая и изящная ажурная беседка.

Павильон "Электротехника" (ранее - "Белорусская ССР"), построенный по проекту архитекторов Г. А. Захарова и З. С. Чернышевой, обрамляют монументальные колонны с резными гирляндами, напоминающими вышитые рушники традиционных белорусских цветов - желтого и зеленого. Над центральной частью высится башня со статуей женщины с венком. Автор скульптуры - народный художник Белоруссии А. О. Бембель, один из создателей мемориального комплекса "Курган Славы" под Минском.

За фонтаном "Каменный цветок" просматривается фасад павильона "Земледелие" (ранее - павильон Украинской ССР) с ажурной майоликовой короной, сплетенной из декоративных цветов, трав и колосьев. Входную арку обрамляет пышный керамический венок, наверху - тугой сноп пшеницы. Архитектор А. А. Таций, проектировавший здание, широко использовал в его декоре элементы украинского народного творчества.

16 июня 1959 года ВСХВ стала именоваться Выставкой достижений народного хозяйства СССР - ВДНХ. Она представляла успехи стремительно развивающейся советской промышленности. К 1964 году концепция и общий принцип построения экспозиции по отраслевому принципу сформировались окончательно: на выставке появились павильоны "Атомная энергия", "Вычислительная техника", "Радиоэлектроника", "Металлургия", "Химическая промышленность", "Газовая промышленность" и другие.

Павильон "Космос" (перестроенный павильон "Механизация") остался одним из самых крупных. Его стеклянный купол виден отовсюду. В середине 1960-х годов перед павильоном установили ракету-носитель "Восток" - копию той, что подняла в космос первого из землян - Юрия Гагарина. Этот экспонат стал одной из главных достопримечательностей выставки.

Главной задачей ВДНХ была пропаганда передового опыта. Здесь повышали квалификацию и обучались новым методам работы представители самых разных специальностей. В павильонах проводились научно-технические конференции, смотры, выставки, работали семинары, курсы, школы передового опыта. Ежегодно в них участвовало 200-300 тысяч человек. Организовывались и международные мероприятия, особенно многолюдно бывало на книжных выставках-ярмарках. В те годы ВДНХ принимала более 8 миллионов посетителей в год.

ВРЕМЯ НОВЫХ ФОРМ

В конце 1960-х годов недалеко от северного входа вырос новый павильон, который стали называть "Монреальским". Его спроектировали архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мдоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике для Всемирной выставки "Экспо-67", проходившей в Монреале. На выставке демонстрировались достижения экономики, науки, техники, культуры и искусства.

Внушительный по размерам, одетый в стекло, Советский павильон удивил всех - и посетителей и специалистов. Его огромная, площадью почти с гектар, вогнутая и выдающаяся вперед крыша держится всего на двух V-образных стальных опорах - по тем временам уникальное архитектурное и техническое решение. Здание кажется легким, устремленным вперед. Это ощущение создают небольшой наклон передней стеклянной стены и напоминающий трамплин большой козырек над входом.

Когда выставка в Монреале закончилась, павильон разобрали, привезли в Москву и установили рядом с ВДНХ (теперь это территория выставочного комплекса).

В 1986 году здесь же, в северной части выставки, вырос павильон "Товары народного потребления и услуги населению". Его построил коллектив архитекторов и инженеров под руководством И. М. Виноградского. Два здания треугольной формы объединены широкой внутренней улицей, освещаемой дневным светом сквозь прозрачный стеклянный потолок. Этот сквозной проход как бы продолжает аллею, которая ведет к северному (ранее - главному) входу выставки. Рядом с ним, в начале аллеи, стоит построенная в 1939 году изящная белая арка с резным растительным орнаментом, плотно покрывающим ее стены и подкупольное пространство. Вторая подобная ей арка представляет собой вход в павильон товаров народного потребления. Такое решение позволило связать воедино современную архитектуру и старую выставочную застройку.

ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ВВЦ

В 1992 году ВДНХ вновь переименовали. Новое название - ВВЦ - приживалось с трудом, но сегодня уже вряд ли кто-то назовет выставочный комплекс по-старому. Что же представляет собой Всероссийский выставочный центр начала 2003 года? Он занимает площадь более 238 гектаров, на ней разместились 70 павильонов (46 из них - памятники истории и культуры), уникальные фонтаны, скверы и другие образцы ландшафтной архитектуры. С другой стороны, ВВЦ - это еще и огромный рынок, где можно купить любой товар - от иголки до автомобиля. Толпы покупателей, нагромождение палаток, бистро и закусочных, захламленные и обветшавшие павильоны, а в них - торговые прилавки вместо экспозиций... Вместе с тем выставочный комплекс продолжает жить своей главной жизнью: ежегодно здесь проводится более 300 выставок и ярмарок, в том числе международных. Одновременно в 20 павильонах (остальные приходится сдавать в аренду торговым организациям) могут быть задействованы 130 тысяч кв. м экспозиционных площадей.

ВВЦ и дальше будет заниматься организацией выставочно-ярмарочной деятельности, содействующей развитию экономической, научно-технической и социальной инфраструктуры России, межрегиональному и международному сотрудничеству, формированию рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, внедрению в производство наукоемких технологий и разработок. Сейчас, например, идет подготовка к проведению в июле нынешнего года IX Международной выставки молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО Наука-2003". Это будет грандиозный молодежный форум, на который приедут более 2000 участников из 80 стран мира.

Возрождению ВВЦ как выставки достижений науки, техники, культуры и сельского хозяйства мог бы способствовать грандиозный политико-инвестиционный проект проведения в Москве, на его территории, Всемирной выставки "ЭКСПО-2010". Но Москва конкурс не выиграла; по мнению международного отборочного комитета, более достойным претендентом оказался китайский город Шанхай. И тем не менее планы, связанные с сохранением выставочного комплекса, развитием его инфраструктуры, со строительством новых площадей, с транспортным обслуживанием и т.д., уже осуществляются.

Близ ВВЦ строится эстакада для нового вида городского общественного транспорта - монорельсовой дороги. Она начнется у метро "Тимирязевская", далее через Ботанический сад направится к Останкино, обогнет ВВЦ со стороны главного входа и закончится у трамвайного депо, которое будет переоборудовано под монорельсовый транспорт. Эстакаду поднимут над землей на высоту 6-15 метров (в зависимости от застройки и рельефа местности). Поезда, составленные из 2-6 вагонов, смогут развивать скорость до 60 км/ч и перевозить в час до 4 тысяч пассажиров. Возведение монорельсовой дороги будет стоить в среднем в 5 раз дешевле, чем метро. Строительство, финансируемое из бюджета Москвы, идет уже полным ходом. Завершить его намечено к концу 2003 года.

Планируется воплотить в жизнь и другие замыслы архитекторов и конструкторов. Среди них - возведение 150 тысяч кв. м новых экспозиционных площадей. По мере осуществления этого грандиозного инвестиционного проекта (начало работ намечено на 2004 год) выставочный комплекс будет получать прибыль, которая, по расчетам, позволит наконец отказаться от сдачи в аренду павильонов и открытой территории торгующим организациям. В перспективе на ВВЦ появятся движущиеся тротуары - травелаторы, новые формы осветительных мачт, фонарей, рекламных щитов, газетных и справочных киосков. Архитектурно -парковый ансамбль охватит и Ботанический сад, и территорию Останкинского парка, на которой находятся памятник истории и архитектуры XVIII века - дворец графа Шереметева и примыкающие к нему дубовая роща и каскад прудов.

Всесоюзный выставочный центр ежегодно посещают 11 миллионов человек. В самое ближайшее время он должен значительно расшириться, похорошеть, обзавестись современной инфраструктурой, чтобы стать в один ряд с лучшими мировыми комплексами для проведения крупных международных выставок.

В НОВЫЙ ВЕК - В НОВЫХ ОДЕЖДАХ

Один из самых известных скульптурных памятников ХХ века - творение В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" стал для советских людей символом единения и молодости страны, а для всего остального мира -- олицетворением образа социалистической России. Знаменитой скульптуре уже за 60, но в ближайшем будущем она, похоже, помолодеет: ее ждут ремонт, реставрация и смена пьедестала.

Международная выставка "Искусство, техника и современная жизнь" открылась в Париже в мае 1937 года. Это был год двадцатилетия Октябрьской революции - серьезный повод продемонстрировать всему миру лучшие достижения Страны Советов. Перед проектировщиками была поставлена непростая задача: в короткий срок создать павильон, который поразил бы воображение посетителей Парижской выставки.

Архитектор Б. М. Иофан, которому был поручен проект Советского павильона, писал: "Павильон рисовался как здание, отображающее своей динамикой мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность великой эпохи построения социализма, когда труд - есть дело чести, доблести и геройства. Этот замысел надо было выразить настолько ясно, чтобы любой человек, при первом взгляде на наш павильон, почувствовал, что это павильон Советского Союза". По его замыслу вершину уступами устремленного вперед и вверх здания должна была венчать скульптурная композиция - девушка и юноша с серпом и молотом в руках, олицетворяющие единство рабочего класса и колхозного крестьянства.

Чтобы выбрать достойного исполнителя такой ответственной работы, организовали конкурс, в котором приняли участие крупнейшие скульпторы того времени - И. Д. Шадр, М. Г. Манизер, В. А. Андреев, В. И. Мухина. Лучшим был признан эскиз скульптуры "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной.

Мухина сумела добиться синтеза архитектурной и скульптурной частей ансамбля. Ее композиция продолжала общий силуэт здания, а фигуры с высоко поднятыми в соединенных руках серпом и молотом превращали, по выражению автора, "торжественную поступь во всесокрушающий порыв".

Проект был утвержден 11 ноября 1936 года. Поначалу казалось, что остается только увеличить эскиз до нужных размеров. На самом деле создателям монумента пришлось преодолеть множество технических проблем. Теперь, по прошествии времени, кажется почти невероятным, что такую огромную по размерам и сложную по исполнению скульптурную композицию удалось создать менее чем за один год.

24-метровый монумент предстояло поднять на 34-метровую высоту. Камень или бронза, как тяжелые материалы, для этого не подходили. Тогда специалисты Научно-исследовательского института металлообработки предложили использовать стратегическую хромоникелевую (нержавеющую) сталь - легкий, прочный и податливый материал, идеально подходящий для осуществления замысла автора. В. И. Мухина пошла на рискованный эксперимент и "изваяла" скульптуру из нержавеющей стали. Неоценимую техническую помощь ей оказал главный инженер института П. Н. Львов. На заводе изготовили стальные листы всего в полмиллиметра толщиной, и работа началась.

Сжатые сроки заставили отказаться от идеи создания гипсовой модели в натуральную величину. Остановились на скульптуре размером 165 см. (Выполненная в бронзе, сейчас она находится в Третьяковской галерее.) П. Н. Львов специально для "Рабочего и колхозницы" разработал оригинальный метод увеличения фрагментов композиции до нужных размеров. Только головы, как самые ответственные элементы, сначала все же лепили из глины в масштабе 1:1.

Модель передали на завод, и там Вера Игнатьевна и две ее помощницы - скульпторы З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская вместе с инженерами и рабочими, по существу, "выколачивали" фрагменты фигур из металла. Когда все они были готовы, приступили к сборке отдельных частей статуи в единое целое. Работа была столь напряженной, что Мухина порою сутками не уходила из цеха.

"Февраль и март этого года не были ласковы, - вспоминала позднее Вера Игнатьевна, - солнечных дней почти не было: то мороз, то дождь, то вьюга. Каркас и леса обледенели, но два гиганта планомерно покрывались сталью. Железная стрела подъемного крана одну за другой поднимала части статуи. Встали на место ноги, оделись торсы, проплыли по воздуху и срослись с телами руки, затем головы, и, наконец, скрещенные серп и молот увенчали статую".

Несмотря на легкость материала, скульптура весила 75 тонн. Перед отправкой в Париж стального гиганта разобрали на 65 частей и погрузили в 28 железнодорожных вагонов. В. И. Мухина и З. Г. Иванова с группой инженеров и рабочих отправились следом, чтобы монтировать и устанавливать статую. Ее собирали, скрепляли и сваривали 11 дней.

Наконец готовая скульптура заняла свое место на верхней точке Советского павильона. Увенчанный могучим изваянием, он приковывал к себе взгляды всех посетителей выставки. Скульптура В. И. Мухиной оставляла неизгладимое впечатление. На фоне плывущих облаков движение фигур казалось реальным, почти физически ощутимым. О ней говорили как о чуде, сравнивали с Никой Самофракийской.

Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан записал в книге отзывов: "На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе".

Участие СССР во Всемирной выставке в Париже было более чем успешным. Оно способствовало укреплению авторитета нашей страны на международной арене. Изображение скульптуры "Рабочий и колхозница" тиражировалось на плакатах, открытках, нагрудных значках, которые разлетались по всей планете. Имя Веры Игнатьевны Мухиной стало известно всему миру.

Но вот выставка закончилась... Французам настолько понравилась скульптура, что они никак не хотели с нею расставаться. И только после настойчивой просьбы советского правительства "Рабочего и колхозницу" разобрали и отправили в СССР. При демонтаже и перевозке скульптуру довольно сильно повредили, так что ее пришлось воссоздавать практически заново.

В 1939 году статую установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. И здесь она сразу завоевала всеобщее признание и огромную популярность. Знаменитое творение Мухиной стало эмблемой киностудии "Мосфильм", ее изображение появлялось на первых кадрах любой киноленты этой студии. В декабре 1984 года скульптуру сделали эмблемой Выставки достижений народного хозяйства взамен прежней - "Тракторист и колхозница".

К великому сожалению автора, в Москве скульптуру установили на слишком низкий для нее постамент, что нарушило пропорции монумента, рассчитанного на обозрение на большой высоте. "Скульптура ползет по земле", - с горечью говорила В. И. Мухина и мечтала о том, чтобы ее детище перевезли на Воробьевы (Ленинские) горы. Там, на высоте смотровой площадки, монумент выглядел бы куда более выигрышно. Но, несмотря на высокую оценку работы В. И. Мухиной (в 1938 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1941-м - Сталинской премией), все попытки добиться для "Рабочего и колхозницы" более подходящего постамента ни к чему не привели. Статуя так и осталась стоять на 10-метровой высоте недалеко от северного входа на ВДНХ, замкнутая в тесном пространстве небольшой площади.

За прошедшие десятилетия памятник чистили и ремонтировали лишь считанные разы, последний - почти 20 лет назад. Сталь покрылась грязью и практически утратила прежний блеск. Нуждается в реконструкции и металлический каркас: из-за скапливающейся внутри влаги проржавели соединительные рамы. От облицовки постамента отваливаются куски гранита. Даже "развевающийся на ветру" шарф - гениальная находка Мухиной - как-то деформировался и поник...

Московское правительство нашло способ спасти "Рабочего и колхозницу". Скульптуру отреставрируют и установят на 35-метровой высоте, скорее всего, на крыше нового бизнес-центра. Возможно, для обновленной статуи возведут собственный постамент, повторяющий архитектурными формами павильон, созданный в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Предполагается, что у ног гигантов построят смотровую площадку. Расходы берет на себя фирма, которой выделен примыкающий участок земли под строительство многоярусной автостоянки и торгового комплекса. В ходе реконструкции каркас скульптуры станет титановым, фигуры будут покрыты специальным антикоррозионным составом.

Реставрацию и подъем памятника будут вести производственно-творческие мастерские "БИОР" под наблюдением специалистов Главного управления по охране памятников города Москвы. Работы предполагается начать уже в нынешнем году. А в 2005-м, по окончании строительства торгового комплекса, скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" вновь обретет свое былое величие и красоту.

Фотопроект «Город на память» - это рассказ о городе в динамике, о том, как меняется облик столицы. В этих сюжетах есть и уходящая натура советской эпохи, и воплощение творческих идей современных архитекторов, и репортажная фотография. Итак, #словомоскве , вспомним самое интересное. Этот сюжет под номером 250 впервые был опубликован 9 июня 2016 года.

Впервые Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (позднее ставшая известной как ВДНХ) открылась для посетителей 1 августа 1939 года, но проработала недолго, началась война. Ценные экспонаты были эвакуированы, павильоны пустовали, а на территории установили батареи зенитных орудий. Изящные деревянные павильоны оказались недолговечны и к послевоенному открытию ВСХВ были заменены на новые, ещё более торжественные.



В 1935 году на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было рассмотрено предложение об организации в 1937 году в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Делегаты единогласно поддержали эту идею и тут же появилось постановление «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве», подписанное Сталиным и Молотовым.

Архитекторы рассмотрели несколько вариантов размещения выставки (Тимирязевская академия, Сокольники, парк культуры и отдыха «Красная Пресня», Лужнецкая набережная, Ленинские горы), но везде находили недостатки. В итоге появилось ещё одно постановление СНК СССР «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», предписывающее строить выставку в Останкино. Этот участок расположен вблизи транспортной магистрали, малозаселён и не требует массового расселения жителей, рельеф местности ровный. Главным архитектором выставки был назначен Вячеслав Олтаржевский.

Генеральный план выставки на конкурсной основе представили несколько коллективов, но ни один из них не стал победителем, зато Олтаржевский учёл все удачные предложения и составил свой генплан. После проведения топографических изысканий началось строительство складов и бытовок для рабочих, а в 1936 году - благоустройство территории. Вскоре выяснилось, что проекты павильонов слишком долго проходят стадию утверждения, строители не выдерживают график работ и открытие выставки в 1937 году не состоится. Согласно постановлению «О ликвидации последствий вредительства на строительстве сельскохозяйственной выставки» власть принялась разоблачать врагов народа, арестовав верхушку Главного выставочного комитета - М.Чернова, И.Коросташевского, Р.Эйхе и других.

Весной 1938 года в советской печати стали появляться обвинения в адрес главного архитектора выставки Олтаржевского - ему вменяли просчёты в архитектурном решении павильонов, неудачный, «лишённый праздничности и яркости» генеральный план комплекса. На смену сосланному в Воркуту Олтаржевскому пришёл Сергей Чернышёв. В этот период строители проявили чудеса героизма, проделав огромный объём работ.


Аэрофотосъёмка. 1942 год: http://www.retromap.ru/ Ну возможно, с высоты планировка действительно выглядит как-то криво, от мухинского монумента «Рабочий и колхозница» (в правом нижнем углу) дорога ведёт к арке и затем мимо узбекской чайханы и «Юных натуралистов» сбоку выводит к тогдашнему Главному павильону, зажатому с двух сторон другими постройками.

1 августа 1939 года с двухлетним опозданием, но ВСХВ всё-таки открылась и пустырь на окраине Москвы превратился в город-сад с павильонами, прудами, фонтанами. Архитекторы, избежавшие репрессий, получили заслуженные правительственные награды. Выставку высоко оценил Вячеслав Молотов: «Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки является всенародным торжеством... Она подводит итог десятилетию, за время которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного к крупному колхозному хозяйству... Выставка дает живые примеры роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни».

ВСХВ проработала всего два сезона, а вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, началась эвакуация на восток особо ценных экспонатов. Многие сотрудники ушли на фронт, а на территории выставки разместились школа контрразведки и военно-ремонтный завод, собирающий мотоциклы. В 1941 году съёмочная группа кинофильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» получила разрешение завершить здесь работу над картиной. Увы, к победному маю 1945-го на территории царило запустение.

В 1948 году Совет Министров СССР постановил восстановить ВСХВ. Второе рождение выставки состоялось 1 августа 1954 года, когда страна поднялась из руин войны. Хотя название новой экспозиции было прежним - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, формат начал меняться в сторону механизации, науки и техники. Персональные павильоны каждой советской республики напоминали дворцы и храмы, символизировали дружбу народов великой страны, победившей фашизм и строящей счастливое будущее для всех.


План ВСХВ 1954 года

С июня 1956 года на территории ВСХВ начала работу Всесоюзная промышленная выставка, демонстрировавшая успехи советской индустрии. Кстати, любопытный факт: в то время ВСХВ открывалась для посетителей только в тёплое время года и закрывалась на зиму. 28 мая 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР» и с 1959 года возникло новое название - ВДНХ СССР. Начиналась новая история, когда областные и республиканские павильоны перепрофилировали в отраслевые с уничтожением прежних интерьеров и декора фасадов.

Для того, чтобы в деталях осмотреть десятки павильонов ВСХВ, понадобится не один день. Заглянем только в четыре павильона: Главный, «Украинская ССР», «Механизация» и «Главмясо».


Вот так (на фарфоровом блюде) выглядел Главный павильон образца 1939 года. Рядом со зданием установлена стела Конституции, а на её вершине - скульптурная композиция «Тракторист и колхозница», ставшая эмблемой ВСХВ и в 1954 году перенесённая на арку нового Главного входа. Да и вся выставка стала эмблемой и символом нового советского строя, про неё писали газеты, на территории снимали кинофильмы, изображения павильонов тиражировались на посуде и ткани, а передовые колхозы испытывали естественное желание стать экспонентами этой «ярмарки тщеславия».


Главный павильон 1954 года (https://pastvu.com/p/67383) построен ко второму открытию выставки по проекту Георгия Щуко и выдержан в традициях укрупнённой русской классической архитектуры. Это образ всего Советского Союза, лицо выставки. Фасад здания украшают гербы шестнадцати советских республик - шестнадцати сестёр. Да-да, на момент постройки существовала шестнадцатая республика - Карело-Финская ССР, которая впоследствии была расформирована, а её герб на фасаде павильона заварен металлическим листом.

Гостей ВСХВ впечатляли не только размеры здания, но и его интерьеры. В 1954 году экспозиция главного выставочного павильона знакомила посетителей с искусством социалистического реализма, здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда, на которых равнялись, чьими успехами гордились. Четыре зала были посвящены Великому Октябрю, Сталинской Конституции, Миру и Науке. На стенах барельефы и фрески с историческими сценами, вдоль стен скульптуры счастливых советских людей, знамёна советских республик. Позднее помимо произведений искусства экспонатами Главного павильона были технические новинки и достижения науки (например, модель атомного ледокола «Ленин»). Схемы и карты в цифрах и фактах наглядно показывали, как из года в год улучшалась жизнь народа. С 1963 года павильон стал называться Центральным.


Октябрьский зал. 1962 год: https://pastvu.com/p/61226


1954 год: https://pastvu.com/p/270580

Гигантская скульптурная композиция Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира - слава!» была скрыта от глаз посетителей в 1967 году, в то время ВДНХ избавлялась от пафоса сталинских лет. Ещё раньше, с развенчанием культа личности, со знамени на горельефе исчез сталинский профиль. Летом 2014 года был произведён ремонт павильона, скульптурная группа была случайно найдена и вновь предстала перед взорами москвичей. До наших дней археологический артефакт дожил с потерями нескольких голов трудящихся, с отбитыми конечностями и сейчас в полумраке напоминает не о расцвете социалистического строя, а о крахе сталинской эпохи. В закромах огромного здания обнаружились и живописные полотна начала 1950-х годов, также нуждающиеся в реставрации, а вот скульптуры не сохранились. Под сводами павильона можно увидеть несколько фресок, изображающих труд советских рабочих и колхозников.

Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин, справа Иосиф Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ильич, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1970-м году (к столетнему юбилею Ленина) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии устанавливали возле Тимирязевской академии и на Киевском вокзале. Рассказывают, что под плитой у постамента скрыт вход в бомбоубежище. Под Центральным на самом деле расположено защитное сооружение, которое и сейчас пребывает в рабочем состоянии под присмотром компетентных органов.


«Механизация». 1940 год: https://pastvu.com/p/67945

Павильон, известный большинству горожан как «Космос», появился в 1939 году. Тогда это было функциональное сооружение для показа достижений в области механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (архитекторы В.Андреев, И.Таранов, Н.Быкова). На подиумах по всей длине павильона выставлялись образцы сельхозтехники. Он не был похож на помпезные другие сооружения ВСХВ и напоминал то ли эллинг или авиационный ангар, то ли конструкцию над перроном Киевского вокзала. Но размерами поражал однозначно. Да и сейчас поражает.


1953-1954 гг.: https://pastvu.com/p/76376


Установка макета ракеты «Восток». 1967 год: https://pastvu.com/p/67542

Площадь Механизации (площадь Промышленности) меняла облик несколько раз, сначала её украшал монументальный Сталин, демонтированный после войны. В 1954 году на этом месте устроили круглый прудик, в центре которого позднее установили 25-тонный макет ракеты-носителя «Восток». Горожане привыкли видеть ракету в вертикальном положении, но было время, когда экспонат лежал на платформе-транпортёре горизонтально. Советская трёхступенчатая ракета-носитель «Восток» была разработана на основе ракеты Р-7 на предприятии ОКБ-1 под руководством Королёва. Первый удачный запуск состоялся в 1959 году, а 12 апреля 1961 года такая ракета вывела на орбиту Земли космический корабль с Юрием Гагариным на борту. В 1985 году макет ракеты заменили на новый, идентичный, а в 2010 году силами Всероссийского выставочного центра была проведена его реконструкция, укреплены несущие конструкции, ракета покрашена в исторические цвета, восстановлена надпись «Восток» на борту.

Ну а павильон «Механизация» обрёл нынешние очертания к 1954 году. Торец ангара, выходящий на площадь, обзавёлся фасадом с силуэтами людей труда, металлургов, электриков, инженеров. Будущее советской страны олицетворяли пионер и пионерка с моделями трактора и самолета в руках. А на крыше установили статуи механизаторов: мужчина сжимает рычаг трактора, а женщина рулит комбайном. С противоположной стороны здания пристроили огромный зал с остеклённым куполом. Внутри появилась несохранившаяся до наших дней скульптурная композиция Евгения Вучетича «Вперёд, к победе коммунизма!» Реконструкция здания была произведена по проекту архитекторов В.Андреева, И.Таранова. Главный конструктор — М.Лимановский, конструктор купола — Г.Гордон.

После «Механизации» в павильоне разместилась экспозиция «Машиностроение», а с 1967 года - «Космос». Масштабы павильона идеально подходили под выставку космических достижений, которая с каждым годом прирастала всё новыми и новыми экспонатами. По представленному контенту во все выставочные годы это был один из самых интересных и зрелищных павильонов. Хотя в нём до сих пор маловато освещения, а зимой прохладно, если не сказать холодно.


1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/6064


1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/264621


1976 год: https://pastvu.com/p/145350

В 1990-е годы советские школьники уже не мечтали стать космонавтами, гораздо привлекательнее быть бизнесменом или рэкетиром. Кажется, «Космосом» завладели и те, и другие, в 1994 году здесь обосновался автосалон. Судьба прежней космической экспозиции сложилась по-разному, некоторые раритеты вернулись в секретные конструкторские бюро и заводы, «Энергию», «Энергомаш», что-то перешло в фонд Музея космонавтики, что-то было разворовано. Говорят, космические артефакты были беспорядочно складированы в большом зале павильона. Как писала позднее газета «Известия», макеты космических аппаратов, личные вещи покорителей космоса, рукописи, образцы космических пород стали всплывать на иностранных аукционах.

Позднее основные залы занимала ярмарка саженцев, семян и инвентаря для садово-огородных работ, а портрет Юрия Гагарина стыдливо завесили тряпочкой. В служебных помещениях находились склады и офисы арендаторов, театр и научно-познавательный марсианский аттракцион. На несколько октябрьских дней главная выставка страны возвращалась к своим сельскохозяйственным истокам и живые экспонаты аграрного форума «Золотая осень» не оставляли равнодушными посетителей. До недавнего времени живность отправляли как раз в «Космос».

После косметического ремонта 2014 года в павильоне состоялось несколько технических выставок, запомнилась неплохая коллекция отечественных автомобилей.


«Главмясо». 1939 год: https://pastvu.com/p/79500

Целый животноводческий городок из десятков построек разместился на ВСХВ в 1939 году. Осмотрев раздел «Новое в деревне», колхозники шли в свинарники и конюшни, где вплоть до середины 1990-х годов размещались живые экспонаты, представленные лучшими хозяйствами страны. Ну а затем нагулявшие аппетит посетители ВСХВ направлялись в сторону прудов в павильон «Главмясо», чтобы отведать деликатесы и отовариться консервами.

Первая версия павильона появилась на ВСХВ к 1939 году. Внутри шла бойкая торговля колбасами, копчёностями, мясными консервами, а в летнем кафе на крыше предлагали горячие блюда. На территории выставки было ещё несколько киосков «Главмясо», где продавались горячие сосиски, котлеты и бутерброды. К 1954 году при реконструкции павильона «Механизация» исчезли и довоенное «Главмясо», и соседний «Главконсерв».

Павильон «Мясная промышленность» построен к 1954 году по проекту архитекторов В.Лисицына и С.Чернобая. Ещё до войны у входа в «Главмясо» красовались два гигантских быка, позднее переместившиеся к заново отстроенному павильону. Эти скульптуры до наших дней не дожили, а вот гигантский бык, укрощаемый атлетичным животноводом, и сейчас украшает крышу павильона.

К счастью, в 1990-е годы «Мясная промышленность» не стала торговой площадкой. В павильоне квартировало акционерное общество «Гермес-Союз», а затем офисы арендовала компания «Бизон», занимающаяся организацией выставочных мероприятий. Центральный зал с лестницей и два больших торгово-ресторанных зала на втором этаже и сейчас впечатляют интерьерами. Сохранились даже внушительных размеров буфет и деревянная трибуна для торжественных речей. В 2014 году был проведён косметический ремонт фасада и внутренних помещений.

Сохраняется интрига - будут ли здесь торговать сосисками как в хрущёвско-брежневские времена или павильону найдут какое-то выставочно-экспозиционное применение. В новейшей истории ВДНХ выставок в павильоне «Мясная промышленность» не проводилось, но по соседству развернулась экспозиция войск противовоздушной обороны.

В августе 1991 года в стране началась антисоветская кампания, демократическая власть боролась с коммунистической идеологией, при этом не задумываясь об исторической ценности памятников недавнего прошлого. Тогда никому и в голову не приходило озаботиться сохранением культурного наследия СССР. Выставка достижений народного хозяйства приспосабливалась к выживанию в новых условиях: павильоны превратились в торговые площадки, а некоторые стали частной собственностью. Само название ВДНХ было заменено на ВВЦ - Всероссийский выставочный центр.


Одна из нереализованных концепций времён позднего Лужкова

Когда в марте 2014 года состоялся исторический визит мэра Сергея Собянина на территорию ВВЦ, процесс возвращения к нормальной выставочной деятельности пошёл невиданными темпами. В апреле начались масштабные работы по благоустройству территории, в которых были задействованы несколько организаций, десятки единиц дорожной техники, 6000 рабочих. Выставке вернулось привычное название ВДНХ, снесены незаконные постройки, а в освобождённых от торговцев павильонах произведён косметический ремонт.

За минувшие два года главная ярмарка страны вновь стала главной выставкой страны: на обновлённой ВДНХ реализованы десятки образовательных, спортивных, развлекательных проектов. Остаётся надеяться, что амбициозное руководство ВДНХ будет работать не только над современным контентом, но и над реставрацией архитектурных памятников времён ВСХВ.

Оригинал взят у