Правовое регулирование внешнеэкономических сделок совершаемых государством. Материально-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Общие положения коллизионно-правового метода регулирования внешнеэкономических сделок

Международное частное право: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

8.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок

Правовое регулирование внешнеэкономической, и в особенности внешнеторговой, деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм.

Мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.

Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения прав регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная при чина этого заключается, по-видимому, в наличии тельных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве разлив государств и возникающими в связи с этим проблем.

В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам с посредниками и представителями (агентским договорам) 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.).

Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии, подлежит применению независимо от того, являет ли оно правом договаривающегося государства.

В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи ров, который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной куш продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено право той страны, с которым договор имеет наиболее тесную связь.

Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров. Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров.

Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются более 50 государств мира, включая Россию.

Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка.

Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; 6} согласно нормам международного частного права применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14–24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзыв-пай и безотзывной. Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адреса оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

Кроме того, в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, и определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся положения, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения ответственности, последствий расторжения договора и хранения товара.

В последней, четвертой, части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (более 20 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок. Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве Конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге .

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 156. Правовое регулирование односторонних сделок К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.2. Международно-правовое регулирование защиты авторских прав и промышленной собственности В настоящее время главным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

8.1. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок Под сделками в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

Статья 156. Правовое регулирование односторонних сделок К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу

Из книги Трудовое право России: Учебник автора Орловский Юрий Петрович

88. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств.Международный туризм как форма отдыха и человеческого

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

ГЛАВА XVII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА) § 1. Понятие международно-правового регулирования трудаМеждународно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 156. Правовое регулирование односторонних сделок К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

34. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение,

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

45. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Важнейшую роль в урегулировании брачно-семей-ных отношений с иностранным элементом играют договоры о правовой помощи. В качестве примера возьмем Конвенцию 1993 г. о правовой помощи и правовых

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

47. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА Коллизионное регулирование обязательств из причинения вреда содержится в договорах о правовой помощи. Основное правило, которое в них используется, – это выбор права государства-участника, где

Из книги Культурные ценности. Цена и право автора Нешатаева Василиса О.

Из книги Трудовое право. Ответы на экзаменационные билеты автора Дудкина Людмила Владимировна

Из книги автора

94. Стороны внешнеэкономических сделок По российскому законодательству сторонами внешнеэкономических сделок могут быть:1. Российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица): а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,

Из книги автора

II. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок с культурными

Из книги автора

Понятие и предмет трудового права Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, которая является самостоятельной отраслью и регулирует трудовые отношения работников с работодателями независимо от их организационно-правовых форм деятельности.

Из международных нормативно-правовых актов наиболее важное значение для внешнеэкономической деятельности имеют принятые в 1964 г. в Гааге два международных соглашения:

Конвенция о единообразном Законе о заключении до говоров международной купли-продажи товаров;

Конвенция о единообразном Законе о международной купле-продаже товаров;

Особое место среди источников контрактного права занимает Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, которая вступи­ла в силу с 01.01.88 г. Украина присоединилась к этой Конвенции 01.02.91 г.

Эта конвенция не влияет на действие иных международных договоров, которые регулируют внешнеэкономические отношения.

Венская конвенция распространяется на договоры, в которых коммерческие предприятия сторон находятся в различных государствах.

Для Венской конвенции характерна диспозитивность. Она проявляется в широкой автономии воли сторон, которые по взаимному согласию могут применять эту конвенцию полностью или частично. Диспозитивность конвенции проявляется и в том, что сфера ее применения может быть ограничена использованием государством-участником заявлений и предостережений, чем и воспользовались во время ее ратификации Аргентина, Дания, Китай, Норвегия, США, Венгрия, Украина, Финляндия, Швеция. В соответствии с одним из предостережений Украины, для соглашений, подписанных субъектами предпринимательской деятельности с месторасположением в Украине, обязательной является письменная форма, независимо от места их совершения.

Венской конвенцией регулируются договоры купли-продажи, осуществляемые через обмен офертой и акцептом.

Важное значение имеют также:

Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в меж дународной купле-продаже товаров 1974 г. Эта Конвенция определяет условия, по которым требования покупателя и продавца друг к другу, вытекающие из договора международной купли-продажи товаров или связаны с его нарушением, приостановлением или недействительностью, не могут быть удовлетворены вследствие окончания определенного периода времени. Такой период времени именуется «сроком исковой давности»;

Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке гру зов 1978 г;

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитра же 1961 г.

Из важнейших международных договоров стран бывшего СССР можно назвать Договор о создании зон свободной торговли, заключенный в Москве 15.04.94 г.

Тема 2. Международные внешнеторговые соглашения

2.1. Группы договоров

2.2. Правовое регулирование порядка заключения и исполнения контрактов

2.3. Форма и содержание внешнеэкономического контракта купли- продажи товаров

2.4.Предмет внешнеэкономического контракт

2.5. Условия внешнеторгового контракта

2.6. Порядок расчетов в контракте

2.7. Права и обязанности сторон во внешнеторговом контракте

2.8. Ответственность сторон в контракте

2.9. Заключительные статьи контракта

2.1. Группы договоров

Важное место в нормативной регламентации внешнеэкономической деятельности нашего государства занима­ют международные договоры Украины о торгово-экономических и иных видах сотрудничества, заключенные с целью эффективного использования экономических и торговых возможностей субъектов хозяйствования. Государства подписывают договоры о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, платежах, реэкспорте, защите инвестиций. Предметом их регулирования могут быть: 1) принципы сотрудничества государств в определенной сфере, 2) конкретные вопросы сотрудничества.

К первой группе договоров относятся, например:

    Декларация об экономическом сотрудничестве между Украиной и Канадой 1992 г;

    Соглашение с Россией о реализации режима свободной торговли 1994 г.;

    Двусторонние соглашения с Туркменистаном, Ираном об основных принципах торгово-экономического сотрудничества 1997 г.;

    Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией 1997 г.

Украина намеревается присоединиться к Соглашению о создании зоны свободной торговли в Центральной Европе (его подписали Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения; к нему стремятся присоединиться государства, которые входили в Совет экономической взаимопомощи). Целью этого соглашения является упразднение таможенных границ, усиление товарооборота, развитие потенциальных возможностей взаимовыгодного сотрудничества. Соглашение о сотрудничестве между Украиной и Евро­пейским Союзом содержит принципы сотрудничества нашего государства с указанным сообществом государств.

Ко второй группе договоров относятся, например:

    торгово-экономические соглашения с Кубой, Хорватией, Болгарией, Эстонией, Ираном, Египтом, Китаем;

    Соглашение о государственном кредите с Китаем;

    взаимная договоренность о предоставлении гуманитарной помощи с Австрией 1992 г.

    с Канадой об экономическом сотрудничестве, о торговых и коммерческих отношениях 1995 г.

Ряд вопросов топливно-энергетического комплекса Украины и России разрешается в соглашении между правительством Украины и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов, подписанный 07.09.94 г. и утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.95 г.

Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве подписаны более чем с 50 государствами. Ратифицированы соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Белоруссией, Арменией, Грузией, Эстонией, Казахстаном, Латвией, Молдовой, Россией, Туркменистаном, Узбекистаном, Литвой.

К указанной группе принадлежат и протоколы, в которых находят свое развитие соглашения о торгово-экономическом и других видах сотрудничества, например:

    Протокол о поставке товаров и предоставлении услуг, подписанный правительствами Украины и Болгарии в марте 1993 г. для выполнения Соглашения между этими государствами о торгово-экономичес­ком сотрудничестве и платежах от 05.10.92 г.;

    Протокол, подписанный между Украиной и Российской Федерацией для выполнения многостороннего Соглашения о реестре товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15.04.94 г.

Соглашения этой группы составляются в основном на непродолжительный отрезок времени. Примером детальной регламентации договорных вопросов является Соглашение относительно рыбного промысла в экономической зоне архипелага Кергелен, подписанное правительствами Франции и Украины в 1992 г.

Смысл соглашений о внешнеторговом сотрудничестве могут определять нормы об определенном виде режима относительно товарооборота и иных формах экономических связей. В большинстве случаев это режим наибольшего содействия. Он может предоставляться относительно таможни и налогов, консульских сборов и налогов, которые будут или могут быть применены к импорту, экспорту, транзиту и хранению товаров, способам их взыскания, а также относительно таможенных процедур и формальностей.

Договаривающиеся государства могут согласиться предоставить один другому режим наибольшего содействия по всем вопросам, связанным с морским и воздушным сообщением. В соглашениях могут определяться сферы или регионы торгово-экономической деятельности, если на них государства не распространяют режим наибольшего содействия, например: на льготы и преимущества, которые предоставляются с целью облегчения приграничной торговли или следуют из таможенных союзов, других форм экономической интеграции.

Договоры могут устанавливать недискриминационный режим для юридических лиц и организаций. При этом характер их капитала - частный, государственный или смешанный - значения не имеет.

Основу частноправового регулирования внешнеэкономических сделок в настоящее время составляет вступившая в силу с 1 марта 2002 г. часть 3 ГК, в которой содержится раздел VI "Международное частное право" (ст.1186 - 1223).

Существует точка зрения, согласно которой такие признаки, как место заключения и исполнения внешнеторговой сделки на территории различных государств; совершение на территории различных государств оферты и акцепта; нахождение на территории различных государств пунктов отправления и назначения проданного товара (пересечение границ), не являются определяющими (какими они признавались в Гаагской конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г), так как сделка, заключенная на выставке товаров в той или иной стране, не будет обладать каким-нибудь из этих признаков, оставаясь по своей сути внешнеторговой. Кабатов В. Применимое право при разрешении споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ // Хозяйство и право. 2007. №5. С.101

Приведенная точка зрения, на наш взгляд, верна, так как в понятие внешнеэкономической сделки, как и в любое понятие, должны входить только концептуальные признаки.

Среди определений внешнеторговой или внешнеэкономической сделки одно из основных мест занимает определение Венской конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст.1). В соответствии с Конвенцией в качестве внешнеторговой может быть признана сделка, заключенная, например, между российским юридическим лицом и компанией, созданной им за границей. Однако согласно п.2 ст.1 Венской конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" фактическое нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах может быть не принято во внимание, так как термин "коммерческое предприятие стороны" имеет специальное значение и характеризует место основной деятельности стороны. Исходя из приведенного термина, практики российского права делают акцент на обязательном признаке внешнеэкономического контракта - нахождение коммерческих предприятий сторон контракта в разных государствах. Поэтому не имеет решающего значения национальность (государственная принадлежность) сторон контракта.

Например, российское юридическое лицо (т.е. организация, зарегистрированная на территории России) может постоянно осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства (т.е. иметь там свое коммерческое предприятие). Соответственно контракт, заключенный между таким юридическим лицом и другой российской фирмой, будет рассматриваться как внешнеэкономический контракт.

И наоборот, контракт, заключенный между американской и российской фирмами, не будет рассматриваться как внешнеэкономический, если коммерческие предприятия американской фирмы и российской фирмы находятся в России. В этом случае сделка будет характеризоваться как обычная ("внутренняя") гражданско-правовая сделка и регулироваться.

На наш взгляд, определение Венской конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" может быть конкретизировано в национальном законодательстве каждой страны.

Более точную характеристику внешнеэкономической сделки дает особый порядок ее правового регулирования.

Современное международное частное право в качестве основного и универсального принципа для определения компетентного правопорядка по внешнеэкономическим сделкам признает автономию воли сторон. В соответствии с ней участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения. Заключая сделку, стороны должны также решить вопрос о выборе права, применимого к сделке. Иначе говоря, сторонам следует установить, каким законодательством будут регулироваться отношения, вытекающие из сделки. Стороны могут сделать это в силу автономии воли, которая заключается в их праве устанавливать по своему усмотрению содержание сделки. Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных государств, но ее допустимые пределы понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах автономия воли ничем не ограничивается, то есть стороны могут подчинить сделку любой правовой системе. В других странах (преимущественно страны англосаксонской системы права) действует принцип локализации договора: стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой. При этом общее ограничение свободы выбора права состоит в том, что в процессе такого выбора нельзя исключить применение соответствующих норм императивного характера, а также тех правовых предписаний, которые в большей степени отвечают интересам потребителя или работника (в трудовом договоре). Английская судебная практика (как и американская) идет в данной ситуации по пути отыскания права, свойственного данному договору (локализация договора). Германская система права исходит из принципа автономии воли сторон. В случае если выбор отсутствует, применяется право государства, с которым договор связан наиболее тесным образом.

В Российской Федерации законодательно принцип "автономии воли" сторон (lex voluntatis) закреплен ст.1210 ГК РФ. Этот принцип предполагает, что стороны договора вправе при заключении договора или в последующем своим соглашением выбрать право конкретной страны, которое и будет в дальнейшем регулировать их договорные отношения (п.1 ст.1210 ГК РФ). Обычно такой выбор производится сторонами договора в самом тексте документа и, таким образом, решает коллизионную проблему. Дело осложняется, если соглашение сторон не определяет применимого права expressis verbis, т.е. прямо и явно. В этой ситуации необходимо выяснять подразумеваемую или молчаливо выраженную волю сторон. Правовая доктрина исходит из того, что в подобных случаях суд не вправе "домысливать" содержание подразумеваемого волеизъявления сторон: он должен принимать во внимание лишь такой выбор применимого права, который "определенно вытекает из условий договора либо совокупности обстоятельств дела" (п.2 ст.1210 ГК РФ). Данное положение является справедливым и не вносит недоразумение в приведенные положения.

Право, подлежащее применению к форме сделки, согласно п.1 ст.1209 ГК РФ определяется законом места ее совершения, однако форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где это имущество находится (п.3 ст.1209 ГК РФ). Для формы внешнеэкономических сделок ГК РФ устанавливает более жесткое правило: если в такой сделке участвует российское юридическое лицо или предприниматель, ее форма независимо от места совершения будет определяться российским правом (п.2 ст.1209 ГК РФ). Примечательно, что вопросы формы внешнеторгового договора ГК РФ не относит ни к личному статуту субъекта (который определяется личным законом), ни к обязательственному статуту сделки (который регулируется применимым материальным правом, определяемым с помощью коллизионной нормы). Таким образом, законодатель ставит точку в многолетнем споре отечественных коллизионистов о правовой природе обязательной письменной формы внешнеторговых сделок. Представляется, что обязательность такой формы для субъектов российского права обусловлена экстерриториальным действием тех императивных норм законодательства РФ, "которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права" (п.1 ст.1192 ГК РФ). Именно такими императивными нормами и являются положения п.2 ст.1209 и п.3 ст.162 ГК РФ об обязательной письменной форме внешнеэкономической сделки. В отличие от традиционных для советского права представлений о форме сделки как элементе личного статута субъекта права, концепция "императивных норм" (как одного из ограничителей применения иностранного права) принимается большинством зарубежных юристов. С введением в действие части третьей ГК РФ иностранным судам будет значительно сложнее, чем сейчас, отказываться от применения норм российского права о форме внешнеэкономических сделок, коль скоро оно будет основано на западноевропейской (в плане генезиса) концепции "императивных норм".

Еще одной важной особенностью внешнеэкономических сделок является необходимость определения при их заключении способа рассмотрения споров, возникающих в процессе осуществления такого рода соглашений. Стороны в данном случае могли либо оговорить в контракте возможность передачи соответствующего дела на разрешение судебных органов, к которым принадлежат участники сделки, либо прибегнуть к посредничеству негосударственных третейских арбитражных судов. В качестве последних в договоре могут быть названы как постоянно действующие (институционные) судебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ), так и третейские суды, формируемые самими участниками сделки для рассмотрения спора по конкретному делу (суды ad hoc).

Но проблема заключается в отсутствии единой формулировки внешнеэкономического контракта, что приводит к разному толкованию различными судами.

Например, арбитраж использует специальные правила для определения права, применимого к сделке (см. п.1 ст.1186 ГК РФ, ст.28 Закона РФ от 07.07.93 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже").

Для таможенных органов первостепенный интерес представляют те сведения, которые связаны с пересечением товаром таможенной границы. Для органов валютного контроля важны прежде всего условия о платежах и расчетах. Для налоговых органов наряду с наличием в контракте валютной оговорки важно отражение различной государственно-территориальной принадлежности сторон контракта (например, факт реального экспорта), поскольку от этого зависит правомерность использования участниками сделки налоговых льгот. При наличии нескольких указанных факторов в одной сделке очень трудно правильно определить суд. А поскольку разграничение таких сделок законодательно отсутствует, используется судебная практика, которая не всегда удачна для настоящего спора.

Таким образом, можно сделать вывод: проблема квалификации сделки как внешнеэкономической и применения соответствующих этому правовых последствий переносится на местный уровень. Эту проблему в каждом конкретном случае в каждом конкретном государственном органе вынужден решать каждый участник ВЭД в отдельности, используя, как уже отмечалось, существующую нормативную базу. От того, насколько умело он будет оперировать предоставленными ему возможностями, зависит судьба внешнеэкономической сделки и экономический эффект от нее.

В начале 90-х годов началось бурное развитие рынка, и многие концепции по большей части стали устаревшими. Быстрая смена политического климата в свое время не позволила сформировать достойную и отвечающую требованиям рынка законодательную базу. И на сегодняшний день в Российской Федерации скопилась масса законодательно не разрешенных вопросов, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Такое положение усложняет в первую очередь работу судебных органов и тормозит развитие экономических отношений.

Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок.

Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений, обуславливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существует два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Первые регулируются нормами международного (публичного) права, вторые - национальным правом каждого государства и, прежде всего, международным частным правом. Однако нормы международного права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, имеют возрастающее значение для регулирования частноправовых отношений.

Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сделок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связях, их правового режима и, во-вторых, создание единообразного правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых норм.

Среди первого направления, прежде всего, необходимо отметить торговые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они имеют разное наименование: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Эти договора устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. В последнее время в развитие торговых договоров или вместо них заключают межправительственные соглашения о торговом, научно-техническом и экономическом сотрудничестве.

Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств РБ заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки(6-12 месяцев). Соглашения обязывают государства обеспечить оговоренные поставки, т.е. беспрепятственно выдавать соответствующие лицензии и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных контингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, кофе и пр. Государства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимоотношения между участвующими государствами. Но их положения имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономических сделок, если стороны находятся под юрисдикцией договаривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования по таможенным платежам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претендовать на иной режим. Сделка выходящая за пределы квоты, установленной для государства международным договором, юридически не может быть исполнена и т.д.

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что: 1 - стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров; 2 - после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3 - если после заключения сделки, государства внесут изменения в содержание международных договоров, то они порождают гражданско-правовые обязательства для сторон сделки после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования в разных государствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права. Здесь необходимо отметить то, что для белорусских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для РБ. Прежде всего это - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988г., а также целый ряд двусторонних договоров между РБ и другими государствами и т.д.

Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок.

При рассмотрении внешнеэкономических договоров обычно подчёркивается их гражданско-правовой характер. Такая констатация нуждается в уточнении. Безусловно, что главным регулятором внешнеэкономических сделок является гражданское право, но в современных условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние оказывают нормы публичных отраслей. Приведём пример: контрагенты при заключении внешнеэкономической сделки не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядка прохождения таможни; качества поставленной продукции с точки зрения её соотношения обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определённым техническим параметрам и т. д. и т.п. Данный пример показывает, что договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм публичных отраслей права, т.е. правовое регулирование внешнеэкономических сделок характеризуется взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права.

Свою политику в области внешнеэкономической деятельности государство проводит главным образом через нормы конституционного права. Принципиальные основы государственной деятельности во внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РБ, были конкретизированы в ряде специальных законов конституционного характера

Помимо конституционного права необходимо выделить: административное право, налоговое, валютное, таможенное и т.д.

Понятно, что нормы различных отраслей публичного права непосредственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэкономической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки.

Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок

Ещё одной особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования является «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.

Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если в договоре есть ссылка на торговый обычай, то он приобретает характер и квалифицируется как условие договора.

В мире существуют несколько систематизаций международных торговых обычаев. Рассмотрим некоторые из них.

Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права). Принципы УНИДРУА не являются международным договором, не требуют, какого либо формального присоединения к ним государств, носят рекомендательный характер. Согласно преамбуле Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров. Они подлежат применению в следующих случаях:

если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами;

когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли" или аналогичными положениями.

Кроме того, Принципы могут использоваться:

для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права;

для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;

служить моделью для национального и международного законодательства.

свобода сторон вступать в договор и определять его условия;

необязательность письменной формы договора;

обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон;

приоритет императивных норм применимого права (национального, международного, наднационального) перед положениями принципов;

право сторон, кроме прямо оговоренных в Принципах случаях, отступать от любых их положений или изменять их действие;

учет при толковании Принципов их международного характера и их целей, включая достижение единообразия в их применении;

решение вопросов, прямо не разрешенных в Принципах, в той мере, в которой это возможно, в соответствии с выраженными в них общими принципами;

обязанность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле;

связанность сторон любым обычаем, относительно которого они договорились, и любой практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях, а также и любым обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в международном обороте в соответствующей области торговли, за исключением случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным.

Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС разработанные Международной торговой палатой (в ред. 1990г. и 2000г.). В настоящее время ИНКОТЕРМС содержит 13 торговых терминов и правила их токования. Правила толкования торговых терминов отражают сложившуюся практику, квалифицируются как международные торговые обычаи и в тоже время не признаются международным договором и им не придается сила правового акта. ИНКОТЕРМС применяется лишь при наличии ссылки на них в договоре с указанием редакции правил. Такой способ применения ИНКОТЕРМС и иных обычаев закреплен в ГКРБ, «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что

сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами». Таким образом если в договоре ссылка на конкретный термин или термины отсутствует, то по смыслу ГКРБ применение правил ИНКОТЕРМС не согласовано.

Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы случайной гибели (повреждения) товара и др. Основные типы базисных условий давно используются в международной, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска торговой практике под общепринятыми названиями - EXW, FOB, CFR, CIF и др. Такие наименования представляют собой сокращенные варианты английских словосочетаний: FOB - Free on Board ("свободно на борту судна"); CIF - Сost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт"); CFR - Сost and Freight ("стоимость и фрахт"); FAS - Free Alongside Ship ("свободно вдоль борта судна") и т.д.

Правила ИНКОТЕРМС нацелены на то, чтобы облегчить контрагентам из различных государств процесс заключения и исполнения сделок международной купли-продажи: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора. Например, указав в договоре, что поставка осуществляется на условиях "CIF (...название порта назначения) ИНКОТЕРМС 2000", стороны соглашаются с тем, что некоторые их права и обязанности по сделке будут определяться в соответствии с условием, расшифровка которого содержится в ИНКОТЕРМС 2000. Соответственно, нет необходимости расписывать указанные условия в контракте - достаточно заглянуть в ИНКОТЕРМС. Такие условия иногда именуются стандартными условиями внешнеэкономических договоров, в том смысле, что встречаются во множестве контрактов.

ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как:

место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара;

переход рисков с продавца на покупателя;

распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей;

получение экспортных и импортных лицензий;

обязанность заключения договора перевозки;

распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений;

обязанность страхования;

распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки;

инспектирование товара и др.

Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин:

ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;

ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;

ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;

ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;

Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете, коммерческую эффективность сделки.

Помимо международных торговых обычаев, определенная роль в системе негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок принадлежит правилам, которые определяются предшествующей практикой взаимоотношений сторон данной сделки (т.н. заведенный порядок). Так, если из самого договора не удается определить его содержание, то "должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон". Как видно, практика установившаяся во взаимоотношениях сторон договора, в определении содержания его условий поставлена белоруским законодателем даже перед обычаями делового оборота

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок следует отнести судебную и арбитражную практику. Её роль заключается в следующем: в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и национального) и обычаев международной торговли; в обеспечении единообразного применения унифицированных норм в области международной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежности; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономические сделки.

К негосударственному регулированию внешнеэкономических сделок также относятся активно использующиеся в международной торговле различные типовые документы. Среди них можно выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также другие типовые контракты для различных видов торговых сделок (более 30). Для упрощения процесса заключения контракта в оферте целесообразно указывать, что в остальном будут действовать соответствующие общие условия или другие типовые документы.

Широко применяются в международной торговле типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциациями торговцев определенного вида товаров. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, хлопок, лесоматериалы и т.д.). Возможна разработка сторонами (одной из сторон) собственных типовых контрактов.

1.2 Структура внешнеэкономической сделки, ее условия и содержание.

Структура внешнеэкономической сделки по своей сути аналогична структуре сделки и состоит из субъекта, субъективной стороны, формы, объекта и содержания.

Для признания сделки внешнеэкономической один из ее субъектов должен либо принадлежать иностранному государству, либо иметь на его территории постоянное местонахождение.

В целом же к иностранным участникам внешнеторговой сделки можно отнести следующие категории субъектов права:

а) юридические лица или организации, учрежденные в иностранном государстве или осуществляющие на его территории часть своей уставной деятельности;

б) физические лица - иностранные граждане или подданные лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства на территории иностранного государства.

в) иностранные государства, их административно-территориальные единицы и государственные органы; субъекты иностранных федеративных государств; международные организации, выступающие в хозяйственном обороте на территории России в качестве субъектов гражданского права 5 .

Под субъективной стороной понимается наличие совокупности воли и волеизъявления сторон.

Форма внешнеэкономических сделок по общему правилу - простая письменная, не требующая дополнительного нотариального заверения. Несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.

В качестве объекта внешнеэкономической сделки могут выступать все объекты гражданских прав, за исключением случаев, прямо указанных в законе. В частности, следует отметить, что из сферы применения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. исключен ряд объектов: фондовые бумаги, акции, оборотные документы, деньги, суда водного и воздушного транспорта, электроэнергия. Под понятие объектов внешнеэкономических сделок они не подпадают.

Наибольший интерес в данном случае представляют условия двух- и многосторонних внешнеэкономических сделок, т.е. международных коммерческих контрактов.

Контрактные условия необходимо подразделять на обязательные и дополнительные. К обязательным можно отнести условия, минимально необходимые для регулирования наиболее важных вопросов, связанных с исполнением сделки, обязательно содержащиеся в тексте контракта, поскольку отсутствие или неточное, некорректное изложение хотя бы одного из них может привести к трудноисполнимости или неисполнимости сделки. В то же время дополнительные условия призваны максимально облегчить исполнение сделки.

В число обязательных условий, исходя из сложившейся практики международного торгового оборота, можно включить:

1: Наименование сделки.

2. Дата и место заключения сделки.

3. Наименование сторон.

4. Лица, непосредственно подписавшие контракт.

5. Предмет сделки.

6. Объемы и сроки исполнения.

8. Базисные условия поставки.

9. Условия платежа.

12. Арбитраж.

13. Подписи сторон.

К дополнительным условиям относятся: качество товара; упаковка и маркировка; сдача и приемка товара; транспортные условия; форс-мажорные обстоятельства; прочие условия.

2.Способы правового регулирования внешнеэкономических сделок

2.1 Общие положения коллизионно-правового метода регулирования внешнеэкономических сделок

Коллизионно-правовой метод является основ­ным методом регулирования в международном частном праве. Его основу составляют так называемые «коллизионные нормы», призванные решать вопрос о применимом к международному частноправовому отношению праве. Структура коллизионной нормы состоит из объема и привязки. Объем - это указание тех отношений, к которым норма применяется, а привязка - это указание того закона, который подлежит применению к данному виду отношений.

Приведем классификации коллизионных норм и типы коллизионных привязок, применяемые при регулировании внешнеэкономических сделок. К ним, в частности, относятся:

1. Закон места нахождения вещи.

2. Закон места совершения акта.

2.1. Закон места заключения договора.

2.2. Закон места исполнения договора (обязательства).

2.3. Закон места выполнения работы.

3. Закон, избранный сторонами гражданского правоотношения.

4. Закон страны продавца.

5. Закон наиболее тесной связи.

6. Закон суда.

При этом наиболее распространенной коллизионной привязкой при регулировании внешнеэкономических сделок является привязка к закону, избранному сторонами гражданского правоотношения. Указанная привязка является проявлением основополагающего коллизионного начала при регулировании обязательств,возникающих из внешнеэкономических сделок, - принципа «автономии воли сторон».

В современном международном частном праве коллизионная привязка к закону страны, избранному сторонами гражданского правоотношения, стала одной из фундаментальных. Она закреплена в целом ряде международных конвенций и законодательных актов государств, относящихся к различным правовым системам. Однако в странах англо-саксонской правовой семьи данный принцип в определенной степени ограничен.

Принцип автономии воли, закрепленный в Гражданском кодексе РФ, соответствует такому же принципу, применяемому в законодательствах стран романо-германской правовой семьи.

На основе анализа принципа автономии воли сторон приходим к выводу о целесообразности его ограничения при коллизионно-правовом регулировании внешнеэкономических сделок. Данный принцип должен применяться только в отношении правопорядков, тесно связанных с регулируемой внешнеэкономической сделкой.

Таким образом, в современном международном частном праве наблюдается тенденция к сближению позиций разных правовых школ по вопросу регулирования обязательств, возникающих из внешнеэкономических сделок.

2.2 Материально-правовой метод регулирования внешнеэкономических сделок, его особенности и источники.

Как уже отмечалось ранее, основным методом регулирования в международном частном праве является коллизионно-правовой метод. Однако при регулировании обязательств, возникающих из внешнеэкономических сделок, важную, роль играет также и материально-правовой метод регулирования.

В науке международного частного права существует теория.«lex mercatoria» (торговое право – лат.). Она произошла от средневекового «lex mercatoria» - права купцов, состоявшего из универсальных, сложившихся в практике правил, регулировавших торговые отношения вне связи с правовыми системами государств.

Сторонники данной теории пытаются обосновать существование автономного от национальных правовых систем комплекса регламентации внешнеэкономических операций. Основным элементом lex mercatoria является утверждение о существовании негосударственных регуляторов международных торговых сделок.

Проанализировав различные точки зрения по поводу данной теории, приходим к выводу о большей эффективности применения в сложившихся условиях при регулировании внешнеэкономических сделок имеющихся коллизионных норм.

В отечественной гражданско-правовой науке под «материальным правом» понимаются положения гражданского права РФ. В связи с этим к источникам материально-правового регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо относить: законодательство РФ, международные договоры, обычаи.

При применении иностранного материального права возникает вопрос о порядке установления его содержания и о его толковании. В международной судебной практике используются два подхода к установлению содержания иностранного материального права. Они основаны на различии двух принципов: принципа «право» (law) и принципа «факт» (fact). Если право государства относится к определению содержания иностранного права как к «вопросу права», то суд устанавливает содержание иностранного права, руководствуясь процессуальными правилами своей страны, т.е. судьи должны знать нормы применяемого ими иностранного закона путем его исследования (Research) или путем использования документа, представляемого суду юристом (Submission by counsel). Нормы иностранного права в этом случае применяются судом «ex officio» так, как они применяются в соответствующем иностранном государстве (законы, правила, обычаи, судебная практика и пр.).

Российское право при определении содержания иностранного материального права придерживается принципа, заключающегося в том, что определение иностранного права - это вопрос права, а не вопрос факта.

Слудует особо отмечает, что норма иностранного материального права не применяется лишь в исключительных случаях, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Российское право традиционно исходит из так называемой «негативной концепции» публичного порядка, в соответствии с которой публичный порядок не отождествляется с некой совокупностью материально-правовых норм национального права, а выражается через неприемлемые свойства самого иностранного закона, чье применение может нанести существенный ущерб правопорядку страны.

В российском законодательстве термин «публичный порядок» используется как синоним основ российского правопорядка. Российское законодательство не содержит определения публичного порядка, хотя на практике суд зачастую обращается к формулировке ст. 169 ГК РФ, признающей недействительными сделки, совершенные с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности. При этом отказ в применении иностранного права не может быть основан лишь на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы РФ (ст. 1193 ГК).

Однако наиболее важными материально-правовыми регуляторами, требующими тщательного изучения, являются не внутренние нормы отдельных государств (в том числе и России), а нормативно-правовые акты международного характера.

В качестве примеров таких актов можно привести ряд общих условий поставок, которые бывший СССР заключил с иностранными государствами: ОУП СССР-КНР 1950 г.; ОУП СССР-КНДР 1981 г.; ОУП СССР-СФРЮ и ОУП СЭВ - Финляндия.

Наиболее же яркой и масштабной унификацией, регулирующей внешнеэкономические сделки, является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, вступившая в силу 1 января 1988 г. Она состоит из 4-х частей, включающих 101 статью. Конвенция регулирует отношения по вопросам, связанным как с заключением договоров международной купли-продажи товаров, так и с их исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение.

При исследовании материально-правовых регуляторов внешнеэкономических сделок особое внимание следует уделять особенностям их применения. В частности, исследовать тот факт, что при их правовом регулировании все чаще употребляются нормы не только гражданско-правового характера, но и публичного права.

В современных условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние оказывают нормы административного, валютного, таможенного, налогового и иного законодательства.

Помимо государственных регуляторов обязательств, возникающих из внешнеэкономических сделок, существует также целый ряд негосударственных регуляторов, основанных на торговых обычаях.

Наиболее важными из них являются:

1. Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права).

2. Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС, разработанные Международной торговой палатой (в ред. 1990 г. и 2000 г.). В настоящее время ИНКОТЕРМС содержит 13 торговых терминов и правила их токования.

Помимо международных торговых обычаев, определенная роль в системе негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок принадлежит правилам, которые определяются предшествующей практикой взаимоотношений сторон данной сделки.

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок следует отнести также судебную и арбитражную практику, типовые документы, а также типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциация торговцев определенного вида товаров.

На основе проведенного исследования приходим к выводу о том, что коллизионно-правовой метод регулирования внешнеэкономических сделок лишь сглаживает противоречия между правопорядками разных государств, не создавая единого подхода к регулированию сделок международного характера. Выработка подобного единого подхода возможна лишь при применении материальных норм права.

Представляется, что по своей сути материально-правовой способ регулирования внешнеэкономических сделок (и любых иных правоотношений) является более приемлемым. Исходя из данного вывода, считается обоснованной необходимость всеобъемлющей унификации материально-правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из внешнеэкономических сделок.

С этой целью предлагается внести в Организацию Объединенных Наций предложение о разработке и принятии под ее эгидой международной конвенции о правовом регулировании внешнеэкономических сделок, аналогичной Венской конвенции ООН о международной купле-продаже товаров, основанной на материально-правовом методе регулирования.

Заключение

Таким образом, в работе обоснована необходимость внести изменения в название и содержание Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В новой редакции закона понятие «внешнеторговая деятельность» должно быть заменено понятием «внешнеэкономическая деятельность». Аналогичные изменения необходимо внести во все нормативно-правовые акты, содержащие данные понятия.

В целях единого урегулирования и последующего применения норм необходимо провести унификацию материально-правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из внешнеэкономических сделок.

Предложено внести в Организацию Объединенных Наций предложение о принятии под ее эгидой международной конвенции о правовом регулировании внешнеэкономических сделок, основанной на материально-правовом методе регулирования, аналогичной Венской конвенции ООН о международной купле-продаже товаров.

Целесообразно ограничить при коллизионно-правовом регулировании внешнеэкономических сделок действие принципа автономии воли сторон. Данный принцип должен применяться только в отношении законов государств, тесно связанных с регулируемой внешнеэкономической сделкой.

Значимость данной работы состоит в том, что полученные в его результате положения и выводы относительно правового регулирования внешнеэкономической сделки, а также ее понятия и содержания могут внести значительный вклад в развитие науки международного частного права.

Список использованных источников.

Нормативные источники:

    Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

    «Об акционерных обществах»: Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Рос. Газ., N 248, 29.12.1995

Литература:

    Канашевский В.А. "Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование". М., 2007

    Лысихин И. Реестр - "душа" акционерного общества // Рынок ценных бумаг. - №17. - 1999 г. - с.9.

    Чудина С.Ю. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок. М., 2007.

    Розенберг МП Международная купля-Продажа товаров. М., 1995. С. 287

    Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

    Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. С. 86.

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

Реферат >> Государство и право

Государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Глава 3. Субъекты внешнеэкономической деятельности. 3.1. Правовое положение индивидуальных предпринимателей. 3.2. Правовое положение юридических...

  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (7)

    Реферат >> Маркетинг

    Экспертиз КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельностью Вариант 3 (Т-Я) Выполнила: ... 96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (п.7): «При осуществлении таможенного оформления...

  • Международная коммерческая сделка понятие и правовое регулирование

    Реферат >> Экономика

    Обстоятельств гражданско-правовая сделка приобретает международный характер. 2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок 2.1. Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок Международный характер...

  • Понятие и особенности внешнеэкономических сделок

    Реферат >> Экономика

    Распространение в мировой деловой практике. 8.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок Правовое регулирование внешнеэкономической , и в особенности внешнеторговой, деятельности достаточно длительный...