Км 3 образец заполнения с чеком. Формы первичной учетной документации при применении ккт. Правила оформления акта

О том, как правильно оформить возврат товаров не в день их приобретения, читайте: 2010, № 12, с. 26

Когда налоговики проверяют работу организаций и предпринимателей с денежной наличностью и ведение ими кассовых операций, то при обнаружении акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по унифицированной форме № КМ-3 (далее - акт КМ-3) особо внимательно изучают его и приложенные к нему документы. Ведь они должны убедиться в правильности оприходования наличной выручки. Поэтому рассмотрим, когда надо составить этот первичный документ и как оформить прилагаемые к нему бумаги.

Когда составлять акт

Акт КМ-3 надо составить, если:

  • <или> кассир ошибся и пробил неправильный кассовый чек (например, чек на бо´ ль-шую сумму, который не погасили в течение смены);
  • <или> покупатель в день приобретения возвращает товар и деньги ему возвращают из операционной кассы;
  • <или> чек выбит, но покупатель передумал его отоваривать (например, когда сначала выбивают чек в общей кассе, а потом в отделе отпускают товар).

Пишем акт

Этот акт оформляется в одном экземпляре в конце рабочего дня (смены) при сдаче выручки за день (при снятии Z-от -чета). То есть в тот же день, когда выбит ошибочный или ненужный чек. Акт подписывает комиссия, которая состоитУказания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 (далее - Указания по заполнению) :

  • из руководителя организации (предпринимателя);
  • заведующего отделом (секцией);
  • старшего кассира;
  • кассира-операциониста.

Итоговую сумму акта по всем аннулированным за день чекам кассир отражает в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме № КМ-4утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 .

Что приложить к акту

К акту КМ-3 нужно приложить неправильный чек, наклеенный на лист бумаги (так удобнее, чтобы его не потерять). На чеке должен расписаться руководитель организации (заведующий отделом или секцией) или сам предприниматель и должен быть поставлен штамп «Погашено»Указания по заполнению ; пп. 4.2, 4.3, 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.93 № 104 .

Вместе с тем чек, который надо приложить к акту, не всегда есть в наличии. И тогда налоговики могут трактовать это как несоблюдение требований к оформлению возврата денег покупателям или ошибочно пробитых сумм по ККТ. И соответственно, приравнять к неоприходованию части выручкиПисьмо УФНС России по г. Москве от 30.07.2007 № 34-25/072141 . Значит, вам надо подстраховаться, а как - зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Чек не вернул покупатель, возвращающий товар.

Как известно, по Закону о защите прав потребителей продавец обязан вернуть деньги покупателю, даже если у последнего нет оригинала кассового чекап. 5 ст. 18 , п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» . Поэтому если покупатель смог доказать вам, что товар приобретал у вас, и вы вернули ему деньги, то к акту КМ-3 можно приложить заявление покупателя на возврат денег с указанием, что кассовый чек утерян. На этом заявлении руководитель организации (предприниматель) должен поставить отметку о том, что он согласен с возвратом денег покупателю. При этом если программа ККТ позволяет распечатать информацию о покупке, то и ее можно приложить к акту.

СИТУАЦИЯ 2. Ошибочно пробитого чека нет у кассира.

Такое возможно, к примеру, когда:

  • <или> чек был ошибочно выбит на бо´ льшую сумму, но его забрал покупатель, хотя деньги за товар получены в нужной сумме;
  • <или> неотоваренный неправильный чек потерял кассир.

На первый взгляд, налицо недостача денег в кассе, за которую отвечает кассирст. 244 ТК РФ , Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 .

Однако если по документам видно, что за весь проданный товар деньги в наличии и руководитель организации (предприниматель) сочтет возможным не наказывать кассира, то с него можно взять объяснительную записку. И тогда к акту КМ-3 можно приложить эту записку и товарный отчет (например, по форме № ТОРГ-29утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 ). Объяснительная может быть составлена так.

Генеральному директору
ООО «Роза»
Василькову В.П.
от кассира-операциониста
Травкиной М.А.

Объяснительная записка

28.06.2011 при работе на АМС-100К, заводской номер 20746097, я из-за невнимательности пробила чек № 0011 на сумму 11 153 руб. 00 коп. вместо 1153 руб. 00 коп. Этот чек был отдан покупателю, с которого была получена правильная сумма в размере 1153 руб. 00 коп. В результате сумма в размере 10 000 руб. 00 коп. (Десять тысяч рублей 00 копеек) внесена в память кассового аппарата ошибочно.

28 июня 2011 г.

1. Должны ли организации использовать в учете с 01.07.2017 при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) следующие формы:

КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины";

КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию";

КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам";

КМ-4 "Журнал кассира-операциониста";

КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста";

КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации";

КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ";

КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы"?

2. Необходимо ли организации использовать в учете вышеуказанные формы в случае наличия у организации ККТ, не предусматривающей обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    При осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники, предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, организации не обязаны применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

    Те организации, которые после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, должны разработать и утвердить применяемые формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые могут соответствовать формам КМ, приведенным в Постановлении N 132.

Обоснование вывода:

1. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ. В них указаны формы кассовых документов (NN 24, 24а, 25, 26, 27, 30, 54), которые необходимо заполнять. Однако Типовые правила ссылаются на закон, который действовал до принятия Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ), и упоминаемые в них формы уже давно не употребляются (утратили силу). В свою очередь, документооборот центральной (главной) кассы, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств организации, регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Много лет используются формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9, далее обобщенно - формы КМ), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132).

Однако, как указано в письме Минфина России от 16.09.2016 N 03-01-15/54413), Постановление N 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ. Соответственно, оно не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Можно предположить, что это разъяснение вызвано появлением в Законе N 54-ФЗ указания на то, из каких нормативных актов состоит законодательство о ККТ. Оно присутствует в новой редакции закона, которая на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ действует с 15.07.2016. В предыдущей редакции подобной нормы не было.

Согласно письму ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ указанное разъяснение относится к организациям и индивидуальным предпринимателям, перешедшим на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (т.е. использующим ККТ, в которых предусмотрена обязательная передача фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, далее сокращенно - применяющим онлайн-кассы). Они не обязаны заполнять утвержденные ранее формы по ККМ, включая КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы".

В письме ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).

В связи с этим приходим к однозначному выводу: при осуществлении торговых операций с использованием онлайн-касс организации не обязаны применять формы КМ.

При этом остается вопрос: не является ли применение форм КМ обязательным в каких-то иных случаях?

2. В ст. 5 Закона N 54-ФЗ пользователям вменяется в обязанность:

    предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

    обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять указанным должностным лицам документацию на них.

Однако в Законе N 54-ФЗ не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

В постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (в нем указывается, что оно принято в соответствии с Законом N 54-ФЗ) упоминается лишь такой документ, как паспорт ККТ.

Следует упомянуть о двух нормативных документах, в которых указано, что их исполнение регулируется Законом N 54-ФЗ:

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н);

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н).

В данных регламентах прямо указывается, что в число проверяемых документов входят, в частности, акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. В сущности, это именно те формы, о которых говорится в Типовых правилах. Но сами эти формы в указанных регламентах не приводятся, в них также отсутствуют отсылки к Постановлению N 132 или к другим документам.

Логично предположить, что упомянутые выше административные регламенты не будут применяться налоговыми органами при проверках онлайн-касс, и именно этим вызвано появление письма ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@.

В то же время некоторые, хотя и немногочисленные, категории налогоплательщиков даже после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Понятно, что их будут проверять по-старому, и от них налоговые органы будут (обоснованно) требовать заполнения документов, связанных с применением ККТ.

Но можно ли утверждать, что связанная с ККТ документация должна обязательно соответствовать формам КМ?

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, теперь у организаций нет обязанности применять унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. В том числе стало не обязательным для применения и Постановление N 132*(1). Поэтому любая организация, применяющая ККТ, теперь вправе разработать свои собственные первичные документы, связанные с применением ККТ, лишь бы в них имелись обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В то же время никто не запрещает организации утвердить такие формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые соответствуют приведенным в Постановлении N 132, тем более что подобные документы должны соответствовать требованиям по указанию в них информации, установленным Типовыми правилами. Очевидно, что формы КМ полностью соответствуют данным требованиям.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения наличной денежной выручки через ККТ;

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения денежной выручки через ККТ с использованием банковских карт;

Энциклопедия решений. Проверки применения ККТ;

Энциклопедия решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При этом заметим, что в Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 указывается, что обязательными продолжают оставаться формы документов, установленные на основании других федеральных законов (например кассовые документы).

Все мы совершаем покупки в магазинах. Одни делают это чаще, другие реже. Мы приобретаем продукты питания и напитки, обувь и одежду, бытовую технику и домашнюю электронику. Все не перечесть. Но в процессе совершения покупок могут возникать разные непредвиденные ситуации. К примеру, кассир по ошибке взял с клиента большую сумму, пробив при этом чек. Что делать в таком случае? Или покупатель не хочет отоваривать уже оформленный в централизованной кассе чек, возникли веские причины для возврата товара уже после его приобретения, причем до окончания текущего рабочего дня. Во всех таких ситуациях деньги возвращаются покупателю, и он особо не задумывается, как это происходит.

Оформление возврата товара

Этот вопрос волнует, в первую очередь, торгующую организацию. Ведь все, что связано с деньгами, всегда находится на особом контроле надзорных фискальных органов. Каждая операция по возврату денег покупателю оформляется актом, унифицированная форма КМ-3 которого утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 и имеет код 0330103 по общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).

Акт, фиксирующий возврат денежных средств, составляется обычно кассиром-операционистом в одном экземпляре в конце рабочего дня, когда осуществляется подсчет дневной выручки и снимается Z-отчет с контрольно-кассовой машины (ККМ). Унифицированная форма КМ-3 этого документа после заполнения подписывается членами комиссии в составе заведующего отделом или секцией, старшего кассира и/или кассира-операциониста и утверждается директором организации. К оформлению документа нужно относиться внимательно.

Образец заполнения унифицированной формы КМ-3

К акту возврата денежных сумм покупателям в обязательном порядке должен быть приложен чек, ведь при его отсутствии при проведении очередной налоговой проверки этот факт может трактоваться как неоприходование выручки. Во избежание неправильного оформления формы, следует вначале хорошо изучить образец заполнения акта и исходить из представленного примера.

Порядок заполнения формы КМ-3:

Правильное заполнение акта гарантирует отсутствие у торгующей организации проблем в будущем.

Скачать форму КМ-3.

Когда налоговики проверяют работу организаций и предпринимателей с денежной наличностью и , то при обнаружении акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по унифицированной форме N КМ-3 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) (далее - акт КМ-3) особо внимательно изучают его и приложенные к нему документы. Ведь они должны убедиться в правильности оприходования наличной выручки. Поэтому рассмотрим, когда надо составить этот первичный документ и как оформить прилагаемые к нему бумаги.

Когда составлять акт

Акт КМ-3 надо составить, если:
(или ) кассир ошибся и пробил неправильный (например, чек на большую сумму, который не погасили в течение смены);
(или ) покупатель в день приобретения возвращает товар и деньги ему возвращают из операционной кассы;
(или ) чек выбит, но покупатель передумал его отоваривать (например, когда сначала выбивают чек в общей кассе, а потом в отделе отпускают товар).

Пишем акт

Этот акт оформляется в одном экземпляре в конце рабочего дня (смены) при сдаче выручки за день (при снятии Z-отчета). То есть в тот же день, когда выбит ошибочный или ненужный чек. Акт подписывает комиссия, которая состоит (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Указания по заполнению)):
- из руководителя организации (предпринимателя);
- заведующего отделом (секцией);
- старшего кассира;
- кассира-операциониста.
Итоговую сумму акта по всем аннулированным за день чекам кассир отражает в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме N КМ-4.

Что приложить к акту

К акту КМ-3 нужно приложить неправильный чек, наклеенный на лист бумаги (так удобнее, чтобы его не потерять). На чеке должен расписаться руководитель организации (заведующий отделом или секцией) или сам предприниматель и должен быть поставлен штамп "Погашено" (Указания по заполнению; п. п. 4.2, 4.3, 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 N 104).
Вместе с тем чек, который надо приложить к акту, не всегда есть в наличии. И тогда налоговики могут трактовать это как несоблюдение требований к оформлению возврата денег покупателям или ошибочно пробитых сумм по ККТ. И соответственно, приравнять к неоприходованию части выручки (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.07.2007 N 34-25/072141). Значит, вам надо подстраховаться, а как - зависит от ситуации.
Ситуация 1. Чек не вернул покупатель, возвращающий товар .
Как известно, по Закону о защите прав потребителей продавец обязан вернуть деньги покупателю, даже если у последнего нет оригинала кассового чека (Пункт 5 ст. 18, п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Поэтому если покупатель смог доказать вам, что товар приобретал у вас, и вы вернули ему деньги, то к акту КМ-3 можно приложить заявление покупателя на возврат денег с указанием, что кассовый чек утерян. На этом заявлении руководитель организации (предприниматель) должен поставить отметку о том, что он согласен с возвратом денег покупателю. При этом если программа ККТ позволяет распечатать информацию о покупке, то и ее можно приложить к акту.
Ситуация 2. Ошибочно пробитого чека нет у кассира .
Такое возможно, к примеру, когда:
(или ) чек был ошибочно выбит на большую сумму, но его забрал покупатель, хотя деньги за товар получены в нужной сумме;
(или ) неотоваренный неправильный чек потерял кассир.
На первый взгляд налицо недостача денег в кассе, за которую отвечает кассир (Статья 244 ТК РФ; Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85).
Однако если по документам видно, что за весь проданный товар деньги в наличии и руководитель организации (предприниматель) сочтет возможным не наказывать кассира, то с него можно взять объяснительную записку. И тогда к акту КМ-3 можно приложить эту записку и товарный отчет (например, по форме N ТОРГ-29 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132)). Объяснительная может быть составлена так.

Генеральному директору
ООО "Роза"
Василькову В.П.
от кассира-операциониста
Травкиной М.А.

Объяснительная записка

28.06.2011 при работе на АМС-100К, заводской номер 20746097, я из-за невнимательности пробила чек N 0011 на сумму 11 153 руб. 00 коп. вместо 1153 руб. 00 коп. Этот чек был отдан покупателю, с которого была получена правильная сумма в размере 1153 руб. 00 коп. В результате сумма в размере 10 000 руб. 00 коп. (Десять тысяч рублей 00 коп.) внесена в память кассового аппарата ошибочно.

Заметьте, налоговики в этой ситуации, конечно, могут попытаться оштрафовать вас за неоприходование выручки, но суды, скорее всего, вас поддержат (Постановления ФАС МО от 09.04.2008 N КА-А40/2670-08; ФАС СЗО от 01.12.2005 N А56-7930/2005, от 29.09.2004 N А52/1052/2004/2).

Итак, правильное оформление акта КМ-3 позволит вам избежать штрафов за неоприходование выручки. А они немаленькие (Статья 15.1 КоАП РФ; Письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2008 N 22-12/118181, от 03.11.2006 N 22-12/97729).
И следите за сроками: если прошло уже более 2 месяцев с момента неправильного оформления акта, то наказать вас уже не смогут - пройдут сроки давности привлечения к ответственности (Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В розничной торговле нередко возникают случаи, когда необходимо осуществить возврат денежных средств покупателю. В подобных ситуациях всегда оформляется акт по единой форме КМ-3. О том, как правильно заполнить документ, готовый образец и пример – все это можно найти далее.

Оформление акта происходит во всех случаях, когда кассовые чеки (о покупке) не были использованы, т.е. фактически не удалось реализовать товар или услугу. Такое бывает в 2 случаях:

  1. Покупатель по каким-то причинам пожелал вернуть товар или же он не воспользовался услугой, которую уже приобрел. Если законодательство допускает возврат товара, и если покупатель уложился в сроки возврата, он имеет право на полную денежную компенсацию (наличными или возвратом на банковскую карту, в зависимости от способа оплаты).
  2. Кассир по ошибке пробил чек, и отменить действие уже невозможно (т.е. чек уже напечатан).

Образец и пример акта 2017 — 2018

Документ имеет единую утвержденную форму и применяется во всех магазинах, сервисных точках и других организациях, занимающихся розничной торговлей. В нем обязательно отражаются следующие сведения:

  1. Официальное полное название организации и контактные данные, вид деятельности и ИНН.
  2. Наименование кассовой машины и прикладной программы.
  3. Номер акта (в соответствии с нумерацией, принятой в компании) и дата его составления.
  4. Виза «Утверждаю» руководителя (директора магазина).
  5. Табличная часть, в которой в хронологическом порядке перечисляются номера чеков, пробитых ошибочно (или чеков, по которым необходимо вернуть денежные средства), прописывается сумму с точностью до копейки и ставятся ФИО, должность лица, которое разрешило возврат денег (например, старшего кассира или администратора).
  6. Далее прописью указывается общая сумма всех возвращенных средств и/или сумма по всем ошибочно пробитым чекам. Прописывается, что на эту сумму следует уменьшить всю выручку по кассе в данный день.
  7. Далее ставят подписи все члены комиссии, которые участвовали в составлении акта – обычно это менеджер отдела, старший кассир и сам кассир, который допустил ошибку (или же вернул средства покупателю). Прописывается официальное название должности, ставится подпись и расшифровка (фамилия, инициалы).

В одном и том же акте, допускается запись и возвратных, и ошибочно пробитых чеков. Но все они должны значиться одной датой. Поэтому если подобные операции совершаются в разные дни, на каждый день составляется своя форма.

Бланк представлен ниже:

Заполненный бланк, который можно использовать как образец:

Приложения к акту

К акту в обязательном порядке прикладываются документы, которые подтверждают факт возврата и/или ошибочно созданного и напечатанного чека. Количество приложенных документов должно точно соответствовать количеству чеков, указанных в табличной части:

Что касается объяснительной кассира, то необходимость ее составление регулируется администрацией. При этом не всегда составление документа предполагает обязательную вину сотрудника. Можно оформить объяснительную в качестве дополнительного разъяснения сложившейся ситуации. Пример с ошибочно пробитым чеком представлен ниже.

Порядок заполнения формы

Для заполнения формы КМ-3 необходимо участие комиссии сотрудников, а не только самого кассира-операциониста, который не может принять подобное решение самовольно. Как правило, присутствует представитель администрации магазина и/или старший кассир (а также администратор, менеджер смены и т.п. – в зависимости от правил внутреннего распорядка в компании).

Порядок действий следующий:

  1. Производится оценка возможности возврата денежных средств за товар или неиспользованную услугу (например, лекарства, предметы домашнего текстиля не подлежат возврату).
  2. В случае принятия положительного решения покупатель составляет заявление, кассир – объяснительную (при необходимости).
  3. С покупателем производится полный расчет, о чем ему выдается чек на возврат.
  4. В тот же день распечатывается и заполняется форма КМ-3. Все ответственные лица ставят подписи.
  5. Документ отправляется на хранение в бухгалтерию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Акт обязательно заверяется подписью директора (или исполняющего его обязанности лица). После этого проставляется печать, и акт хранится в бухгалтерии в течение минимум 5 лет.

Акт необязательно отправлять для проверки в налоговую инспекцию. Однако его показывают по первому требованию инспектора (или отсылают в налоговую, если она запросит подтверждение).