Возникновение промысла игрушек из керамики. Наборы для шитья Вальфдорфских кукол и игрушек. Натуральные материалы. Как проводится мастер-класс

Народная глиняная игрушка

з класс

Цели:

  • Продолжить знакомство с народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, и абашевская игрушки), познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
  • Развивать познавательный интерес, умение обобщать и сравнивать;
  • Развивать творческие способности;
  • Формировать самостоятельность, чувства взаимопомощи.

Формы работы: фронтальная индивидуальная.

Основные понятия: глиняная игрушка

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран, презентация, выход в интернет.

Практическая значимость

После знакомства с видами глиняной игрушки была организована экскурсия в деревню Нижние Таволги близ Невьянска, которая известна благодаря производству керамических изделий. Здесь производят керамику из местных красных глин, отличающихся хорошим качеством. Учащиеся вместе с родителями познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также смогли попробовать себя в качестве гончара. (Приложение 1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461659644.pptx (презентация)

Ход урока:

I .Формулирование темы урока

Хотите отправиться в сказку

Про компьютер и яркие краски?

Глиняной игрушке

Урок мы посвятим,

Компьютерные технологии

С трудом мы соединим.

Учащиеся настраиваются на работу. На экране появляется тема урока.

(Презентация, Слайд 1)

II Введение нового материала.

Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих гончаров. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка - это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженные изделия из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.

- Давайте подробнее узнаем об этих игрушках.

Учащиеся смотрят видеопрезентацию разработанного электронного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo

II Актуализация знаний.

- Какая же сказка без испытаний?

Ответить на вопросы первое задание.

Учащиеся по описанию игрушек, местности, в которой их изготовляют, вспоминают и называют промысел. После этого на экране появляется фотография села, а затем изображение соответствующих игрушек.

На экране фотография с видом Дымкова.

(Презентация, Слайд 2)

Как игрушки те зовутся,

Что на Свистунью продаются?

(Дымковская игрушка)

На экране - изображение дымковской игрушки.

(Презентация, Слайды 3, 4)

На экране - фотография с видом Филимонова.

(Презентация, Слайд 5)

На экране - изображение филимоновской игрушки.

(Презентация, Слайды 6, 7)

На экране фотография с видом Каргополя.

(Презентация, Слайды 8, 9)

На экране - изображение каргопольской игрушки.

(Презентация, Слайды 10, 11, 12)

На экране - фотография села Абашаева.

(Презентация, Слайд 13)

Как игрушки те зовут,

Что в Абашаеве живут?

(Абашаевские игрушки)

На экране - изображение абашаевской игрушки.

(Презентация, Слайд 14)

III Повторение особенностей глиняных игрушек разных промыслов.

- Испытание второе.

Нам компьютер приготовил

Описание игрушек,

Ты внимательно читай,

Название промысла

Сам определяй.

Учащиеся выполняют второе задание «Think» из интерактивного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#review

Задание содержит описание в стихотворной форме основных особенностей игрушки и названия четырех промыслов. Необходимо прочитать задание и вписать ответ в пустое окно.

1.Какие так расписаны игрушки?

На одеждах барынь и на зверушках -

Точки, ягодки, кружки,

Волнистые линии и завитки.

2.Гусиное перо - не кисть!-

Художники возьмут,

Елочки, полоски

На игрушки нанесут.

Необычные цветы

Соединят в орнамент,

«Звездочки» и «солнышки»

На юбках засверкают.

Символы земли и солнца -

Треугольники и круг -

Сплетут в узорные соцветия.

В какой игрушке мы найдем

Особенности эти?

3.Круги и линии, двулистники-мазки,

Солнце, ромбы и цветки

Весело в узор ложатся,

Чтобы в нем переплетаться

«Елочка» и «колосок»

Украсят юбку или стог.

4.Затейливых узоров на игрушках нет.

Отдельные детали имеют особый цвет.

Их серебром или золотом покрывают.

Как промысел этот называется?

IV Анализ образца

Посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.

Показ образца.

(Презентация, Слайд 15)

- Какой материал будем использовать для изготовления игрушки?
- Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?
- Из каких деталей состоит игрушка? (Голова, туловище, лапы, хвост)
- Каким способом изготавливают игрушки?

(Из раскатанного пласта, вытягиванием из целого куска, скатыванием)

V Планирование работы

А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.

4. Правила безопасной работы

Повторение санитарно-гигиенических правил.

VI Практическая работа

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

(Презентация, Слайд 16)

Туловище

Для лепки туловища потребуется кусок пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из которого затем сворачивают конус.

Вылепите из пластилина пласт.

Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту. Чтобы определить размер полукруга.

Сворачиваем полукруг в конус.

Лапы и хвост

Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы. Кусок пластилина для лап делим ещё на две половины (2 лапы).

Заготовка остальных деталей

Обратить внимание на наличие ушей.

2. Сборка изделия.

Соединять детали можно по-своему. Голова собаки может смотреть вверх, можно спрятать голову под хвост и т.д.

VII . Итог урока

Демонстрация готового изделия

Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Рефлексия

С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?

Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?

Какую игрушку мы сегодня лепили?

Понравился ли вам урок?

Учащиеся отвечают на эти вопросы в интерактивном уроке в разделе « Discussion » на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#discussion

Оценивание работ:

Критерии:

Правильность выполнения работы согласно полученному заданию и инструкции.

Творческий подход к выполнению изделия.

Организация рабочего места.

Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» - когда выполнены все критерии;
«4» - с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» - если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

VIII . Домашнее задание.

1)Познакомится с изделиями «Гжель» и «Калининская игрушка» в интерактивном уроке в разделе «Dig Deeper» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#digdeeper

2)Узнать практическое назначение изделия, которое выполняли на уроке в интерактивном уроке в разделе «And Finally» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#finally

Изделия мастеров-игрушечников отображали многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Другое семейство занято важной работой – надо вытянуть репку. Этот удивительный мир наполнен солнечным светом и добрым юмором.
Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к природе, к национальным корням.

Ковров – районный центр Владимирской области. Согласно преданию возник в XII веке как деревня Елифановка, называвшаяся по имени её основателя зверолова Елифана. В XVI веке село принадлежало князьям Ковровым, от чего и получило название «Коврово». В 1778 году село получило статус уездного города.

Берега реки Клязьмы богаты месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Наличие глины способствовало развитию «глиняного промысла».

Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII-XVI веков.

Наряду с глиняной посудой, местные мастера изготавливали игрушки – свистульки и фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.


Краеведам удалось выяснить, чем ковровские игрушки отличались от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создавали не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной четкостью выписывали все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки.



Во II-й половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком; а красная глина использовалась для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества.

В этот период, как и в прежние времена, в дополнение к производству посуды небольшими партиями лепились игрушки. Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX веков игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.


Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на Ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX века. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.

Современная история ковровской глиняной игрушки ведётся с 1993 года.
«Глиняный промысел» сегодня представляет ООО «Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»».


Ковровская глиняная игрушка является «визитной карточкой» города Ковров. А теперь -немного о технологии изготовления этой игрушки.

Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Знание о том, где находится месторождение глины, передается мастерами из поколения в поколение. Говорят, что у каждого мастера есть своя заветная копанка. Глина вручную выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение года. В таком виде она уже готова к применению.

Каждый лепщик доводит глину до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается лепить. Мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости. Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.

Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3-5 дней. За это время они затвердевают. В процессе естественной сушки происходит диффузия. Как говорят мастера «глина в глину входит». Далее изделия подсушиваются в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30°С (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Затем остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.
Художественный образ игрушки создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её.

Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей.



Основные образы ковровской игрушки – мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта (печка, русское подворье, русская баня , парочка у плетня, ярмарка, чаепитие ).
Лепят на фабрике и шкатулки-игрушки – масленица, дровосек, барышня с сундучком, купец с баранками, купчиха, коробейник и др. Множество сюжетных композиций способны многое рассказать о жизни наших древних предков: об их обрядах и быте.

В Ковровском историко-мемориальном музее с декабря 2006 года действует интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Экспозиция включает в себя просмотр видеофильма, запечатлевшего все стадии создания глиняной игрушки.

История глиняной игрушки на территории России начинается задолго до нашей эры.

Чернышинская игрушка. Русский музей , CC BY-SA 3.0

Древнейшие игрушки обнаружены археологами среди предметов, относящихся ко II тысячелетию до н.э., среди них, кроме глиняных топориков и посуды, были и погремушки.

Славянские находки

В славянских погребениях VI–VIII веков обнаружены глиняные коньки и погремушки, а в X–XII веках - разнообразные свистульки (птицы, коньки, бараны), погремушки, обломки глиняных человеческих фигур.


Хлудневская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

География находок: Киев, Новгород, Рязань, Москвы, Дмитров, Коломна, Зарайск - древние русские города.


Кожлянская игрушка. Нач. XX века Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Эти древние игрушки были вылеплены из глины, обожжены, некоторые раскрашены и расписаны.

Средневековый период

В ходе археологических работ 1940–1950-х годов в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы в Москве были обнаружены сотни игрушек XIV–XVII веков - не только обломков и фрагментов, но и целых экземпляров художественного качества, что говорит о мастерстве московских игрушечников того времени.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сюжеты

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов: женские фигуры, кони, птицы, всадники, бараны, собаки, олени, медведи, шары-погремушки.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Ремёсла и промыслы

Изначально глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончаров, основной деятельностью которых было производство глиняной посуды. Игрушки же они делали «для привлечения покупателя, да детишкам на потеху».


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В более поздние периоды, особенно в XX в., в связи с появлением спроса и развитием рынка сбыта в отдельных регионах появились и чисто игрушечные промыслы.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Возрождение

Многие виды глиняной игрушки были по разным причинам утрачены в XX в. Сегодня их восстановили и восстанавливают отдельные мастера-энтузиасты, которые в каждом отдельном случае проделали огромную работу по возвращению традиционных образов фигурок и технологий.


Магазин Русские ремёсла , CC BY-SA 3.0

Для этого они потратили много времени в библиотеках, музеях, поездках по региону промысла, беседах со старожилами, потомками игрушечников, выясняя детали и секреты ушедшего мастерства. , например, артефакты которой можно сосчитать на одной руке, восстанавливалась со слов тех, кто её когда-то видел. Им показывали образец, спрашивали, что не так, после подпровляли под словесное описание.

Расписные глиняные игрушки давно стали одним из символов самобытной русской культуры. Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки были предметами культа. Древнейшие игрушки из глины, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Расцвет гончарных народных промыслов, к которым относится и глиняная игрушка, в нашей стране приходится на XVIII - конец XIX веков. В это время на Руси было около 200 центров гончарных промыслов.

Крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг, это давало дополнительные средства к жизни. Женщины и дети лепили маленькие забавные фигурки. Дети перенимали ремесло от родителей, получали в наследство чуткое ощущение пластики народных малых форм, которые оттачивались веками и таким образом приходили к своему совершенству. Изменение формы глиняных изделий не приветствовалось: считалось, что это может навлечь на людей беду. В этом консерватизме огромный смысл. Народные мастера подсознательно донесли до нас культуру своих предков.

Наиболее традиционные типы русской игрушки - фигурки женщин, занимающихся хозяйством или воспитанием детей, изображения животных, жанровые бытовые сцены. Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать как своеобразный музыкальный инструмент.

Каждый образ народной глиняной игрушки несет свой смысл:

· Птица олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости;

· Конь считался главным оберегом, символом солнца;

· Олень является оберегом, приносящим изобилие;

· Медведь - символ силы, могущества;

· Баран, корова - плодородие, успех в ведении хозяйства;

· Козел - добрая сила.

Современные мастера сохраняют традиционные сюжеты и разрабатывают новые. Мы сейчас переживаем своеобразный ренессанс народного искусства.

Хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры.

Яркая, жизнерадостная народная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Центры народных промыслов зарождались там, где находили хорошую глину.

Дымковская игрушка.





В слободе Дымково на берегу реки Вятки мастера лепили дымковскую игрушку. У этих игрушек пышные формы и яркие краски. Это барышни, петухи, индюки и бытовые сцены… Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие - пестро и весело как в хороводе! Мастера добавляли золото на кокошники и шляпы барышням и водоноскам, на гребешки петухам, индюкам.

Филимоновская игрушка.



В Тульской области в деревне Филимоново делали своеобразные филимоновские игрушки-свистульки. Они рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними. Звери смешные и причудливые, просты по исполнению и выразительности, преобладает желтый, красный, оранжевый, белый, синий, зеленый и золотой цвета.

Каргопольская игрушка.



Недалеко от древнерусского города Каргополя, окруженного лесами, в деревне Гринево, мастера изготовляли каргопольскую глиняную игрушку. Эти игрушки отражают быт и уклад жизни местных жителей - барышни, бородатые мужики. Любят каргопольские мастера изображать животных: медведя, зайца, собаку, свинью, гуся, утку… Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапах - момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростёртыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Роспись игрушки по своему колориту суровая и сдержанная.

Гжель.




Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Там с ХIV века занимаются гончарным промыслом. Посуду украшают лепными фигурками, что делает её еще привлекательнее. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева узора не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.

Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще оной традицией промысла. Среди глиняных игрушек гжельских мастеров можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей Аленушку в длинном платье и платочке, Емелю с пойманной щукой. Интересна игрушка «Чудо-юдо, рыба-кит». Хорош игрушечный чайный сервиз и самовар. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту выглядят весело и изысканно.

Конспект беседы для учащихся 5-6 классов на тему: «Народные промыслы России. Игрушки из глины»

Данный материал может быть полезен учителям технологии при подготовке внеклассных мероприятий по предмету,учителям ИЗО, а также учителям и воспитателям при подготовке к проведению занятий о народных промыслах России.
Тугарева Ирина Васильевна, учитель ГБС(К)ОУ «Супоневская специальная школа – интернат VI вида».

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
-Знакомить с историей происхождения и особенностями изготовления игрушек из глины как одного из народных промыслов;
-развивать познавательный интерес к изучению народного творчества;
-воспитывать уважение к народным традициям и культуре.
Оформление: выставка образцов глиняных игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской; матрешки,изделия с хохломской росписью, иллюстрации изделий народных промыслов.

Ход беседы:

Ребята, посмотрите на нашу выставку. Назовите, какие из представленных изделий вам знакомы?
/учащиеся называют /
Россия всегда славилась своими мастерами, народными умельцами. Многим знакома история Данилы – мастера из сказки Бажова «Каменный цветок», знаменитый Левша, подковавший блоху. И конечно, одним из символов русского народного творчества является всем известная русская красавица. А кто она? Давайте отгадаем!
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… – матрешка!!!

Символом художественных промыслов России стала Матрешка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол.
Мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси всегда было немало, их ремесло становилось семейным промыслом. Порой целые деревни занимались одним видом промысла: делали ложки, плели кружева, расписывали посуду или делали игрушки. Сегодня мы познакомимся с одним из видов такого мастерства – игрушками из глины. Игрушки разных местностей отличаются по манере лепки, по качеству и свойствам глины для изделий.
Самые древние игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки. Находили глиняную игрушку и в раскопках X-XVII веков (Москва, Рязань). Это свистульки в виде птиц, коней, фигурок людей. Глиняную игрушку находили наряду с глиняной посудой. Сначала игрушки из глины были не основным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусочек глины и смастерит забавную игрушку или свистульку на радость и забаву своим детям. Позднее глиняные игрушки стали предметом продажи.
Долгими зимними вечерами делали их для весенних ярмарок: свистульки, всадники, барыни из глины.заниматься игрушками стали целыми семьями, передавая секреты мастерства из поколения в поколение.
Яркая, жизнерадостная,красивая глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Дымковская игрушка

Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.


За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета.


Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Филимоновские игрушки

Филимоновские игрушки изготавливают в деревне Филимоново Тульской области, там имеется очень качественная белая глина. Недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Филимоновские игрушки не спутаешь с другими из-за вытянутой шеи, маленькой головы и пестрой раскраски.


Вытянутая форма появляется из-за свойств глины. Когда глина высыхает, то покрывается мелкими трещинами, которые нужно заглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурка вытягивается и утончается, обретая непривычную для глаз непропорциональную, вытянутую форму.
Основные цвета росписи филимоновской игрушки: красный, желтый и зеленый.
Основной узоры филимоновской игрушки - это чередующиеся полоски. Но встречаются и ветвистые «елочки, яркие «ягоды», лучистые «звездочки».
Отличительная особенность филимоновской игрушки в том, что это всегда свистульки.


У нарядных барышень и кавалеров свисток прячется в хвостах животных, которых они держат.

Каргопольская игрушка

Каргопольские игрушки мастерят в далеком северном городе Каргополе Архангельской области. Богатые залежи глин способствовали здесь развитию гончарного производства уже в XIX в. Причем наряду с посудой делали и игрушки, которые продавали на ярмарках и базарах. Лепили коней, баранов, оленей, барынь, повозки и многое другое.
Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки.
Изготавливали их особым - «обварным» способом:
Сначала лепили фигурку, затем её обжигали.после этого погружали в густой мучной раствор - болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке черный кружевной узор.


Каргопольские игрушки были очень простые и напоминали игрушки из каменного века. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей,оленей, героев сказок и былин. Самая популярная каргопольская игрушка - это Полкан. Первоначально это был получеловек-полупес, позже Полкана стали делать как получеловека-полуконя.


Среди другихсказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если долго на них смотреть, то они кажутся огромными великанами.
Проходит время, пролетают годы и десятилетия, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда мы берем её в руки. Игрушка до сих пор вызывает неподдельный интерес. Глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, смастеривших её.
Ребята, сегодня мы познакомились с одним из видов народных промыслов – изготовлением игрушек из глины. Скажите, это интересные изделия? Похожи они друг на друга?
Попробуйте назвать их отличительные особенности.
/Учащиеся формулируют свои ответы, называют отличия в росписи и изготовления игрушек/
Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествуя по нему, мы можем узнать много интересного. Корни народной игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все, создаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или человечек.
Предлагаю вам, ребята, поработать над этой темой и предложить сообщение, мини-проект о народных промыслах по изготовлению игрушек из других материалов. Спасибо за внимание и удачи в творчестве!

Список литературы:
1.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
2.Народная игрушка [Текст]: учеб.- метод. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е.И. Ковычева - М.: ВЛАДОС, 2010. - 159 с.
3. Н.А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М.; Просвещение, 2001.