Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации:
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает «привычка, обычай, правило поведения». Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим:
результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;
конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т.е. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;
распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
техника должна служить человеку, а не человек технике.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы:
гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
соблюдение принципа единоначалия;
делегирование полномочий;
четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
разделение и специализация труда;
подготовка резерва управленческих кадров;
распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
разработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
поощрение инициативы работников;
соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организацией и ее работниками;
создание благоприятного психологического климата в коллективе;
индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива;
эффективное и гибкое стимулирование работников:
Справедливое материальное вознаграждение по результатам труда - зарплата, премии за высокие результаты и т.п.;
Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
Обеспечение нормальных условий и организации труда;
Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации;
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Организаторские качества руководителя.
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В корне психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
¨ психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
¨ практическую направленность интеллекта͵ ᴛ.ᴇ. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
¨ психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
¨ требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, ᴛ.ᴇ. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
¨ чувством понимания ситуации:
¨ творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:
¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
¨ ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;
¨ умением предвидеть результат;
¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
¨ способностью и умением рисковать;
¨ способностью действовать самостоятельно;
¨ ответственностью за деятельность и за принятые решения;
¨ способностью увидеть, выделить существенное;
¨ искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово ʼʼэтикаʼʼ произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает ʼʼпривычка, обычай, правило поведенияʼʼ. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. В случае если ʼʼэтикаʼʼ - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач бывают сведены к следующим:
¨ результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счёт разрушения окружающей среды;
¨ конкуренция должна осуществляться по честным правилам, ᴛ.ᴇ. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;
¨ распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
¨ использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.
Сегодня выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
¨ умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
¨ способность устанавливать и контролировать дисциплину;
¨ стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
¨ осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
¨ развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
¨ регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
¨ стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
¨ системный подход к анализу работы;
¨ квалифицированное делегирование полномочий;
¨ избежание чересчур частого применения негативного подкрепления;
¨ создание эффективной обратной связи;
¨ защита персонала организации от внешних угроз;
¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
¨ установление системы оценки работы и критериев успеха.
Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы:
¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
¨ соблюдение принципа единоначалия;
¨ делегирование полномочий;
¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
¨ разделение и специализация труда;
¨ подготовка резерва управленческих кадров;
¨ распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
¨ обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
¨ выработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
¨ широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
¨ поощрение инициативы работников;
¨ соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на базе соглашения между организацией и ее работниками;
¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;
¨ индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства исходя из уровня развития подчиненных и коллектива;
¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:
Справедливое материальное вознаграждение по результатам труда - зарплата͵ премии за высокие результаты и т.п.;
Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
Обеспечение нормальных условий и организации труда;
Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чествование:
Признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным:
Возможность личностного роста͵ продвижения в карьере:
Требовательность к дисциплине и качеству труда;
Обоснованность, справедливость наказания;
Конструктивность в разрешении конфликтных проблем;
Предоставление работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей;
Создание атмосферы конкуренции, соревнования.
Организаторские качества руководителя. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организаторские качества руководителя." 2017, 2018.
В деятельности любого предпринимателя, выполняющего также функции руководителя, важны
Коммуникативные способности индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие адекватное между людьми в процессе общения или же выполнения совместной деятельности.
Они позволяют успешно контактировать с другими людьми, осуществлять как саму коммуникативную, так организаторскую деятельность.
Для достижения высоких показателей бизнеса у современного руководителя должны быть хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности.
Организаторские способности объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность – умение предвидеть и грамотно руководить событиями, включающее: психологическую избирательность, практическую направленность интеллекта, психологический такт.
2. Эмоционально-волевая результативность - волей, эмоциями. Она складывается из: энергичности, требовательности, самокритики
3. Склонность к организаторской деятельности — готовность к такой деятельности (от мотивации до профессиональной подготовленности).
Эффективный бизнес предполагает, что люди совместно координируют деятельность, определяют задачи, ресурсы, планируют деятельность, выдвигают, поддерживают идеи.
Коллективная работа позволяет открыть в предпринимательстве больше новых возможностей, а коллективный подход - решать возникающий проблемы сообща.
Таким образом, вырабатывается в процессе бизнес-деятельности больше идей, уменьшается число факторов для возникновения стрессовых ситуаций, возрастает инновационная способность.
В экономической деятельности нужны не только руководителям, менеджерам, но и рядовым сотрудникам, потому что им тоже необходимо , организовывать собственную деятельность.
Часто творчески мыслящие люди не способны правильно подать свою идею, хорошую бизнес-идею, потому что они не могут ее донести окружающим из-за отсутствия коммуникативных способностей.
Здесь также играют роль различные психологические барьеры: стеснение, замкнутость, боязнь осуждения, неодобрения, насмешек, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Для того чтобы развить в себе коммуникативные и организаторские способности , необходимо постоянно работать над собой.
Если вам мешают психологические барьеры – обратитесь за помощью к специалисту по психологической поддержке.
Попробуйте придерживаться некоторых правил для формирования нужного уровня коммуникации:
- развивайте свою речь, репетируйте дома самостоятельно, в общении с родными, близкими;
- пробуйте общаться профессионально и по личным вопросам на работе сначала с ближайшими по трудовой деятельности коллегами, наладьте , а только потом переходите на следующий уровень, расширяя коммуникативный круг.
Для развития организаторских способностей можно воспользоваться следующими подсказками:
- начните развивать организацию с самого себя, собственного быта, трудовой деятельности;
- планируйте и тщательно обдумывайте все предстоящие мероприятия;
- доведите свой рабочий процесс до совершенства, организуйте его так, чтобы он стал максимально результативным при минимуме вложенных усилий;
- подумайте, как можно было бы модернизировать весь рабочий процесс в вашем отделе, организовать его деятельность с большей эффективностью.
Такими нехитрыми способами можно развивать в себе коммуникативные и организаторские способности .
Организаторские способности современного руководителя
Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации;
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный подход к анализу работы;
квалифицированное делегирование полномочий;
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
создание эффективной обратной связи;
защита персонала организации от внешних угроз;
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
как искусственное образование искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как естественно живущее после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 6080%). Предмет этой деятельности социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/