Организационные навыки руководителя. Организаторские качества руководителя. Организаторские способности: общая информация

Каждый руководитель должен обладать организатор­скими качествами и организаторским талантом, уметь на­лаживать совместную работу с большим количеством лю­дей в рамках организации. Он должен обладать как опре­деленными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.

В основе психологической структуры личности руко­водителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включаю­щая:

 психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчинен­ных, способность поставить себя на место другого:

 практическую направленность интеллекта, т.е. прагма­тическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

 психологический такт - способность соблюдения чув­ства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - уме­ние влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих фак­торов:

 энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими жела­ниями, заряжать их устремленностью, верой и опти­мизмом в продвижении к цели;

 требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

 способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от наме­ченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организаци­онной деятельности, удовлетворенность и работоспособ­ность.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

 широким кругозором, жаждой знаний, профессиона­лизмом, новаторством, творческим подходом к работе;

 чувством понимания ситуации:

 творческим отношением к работе, упорством, уверен­ностью в себе и преданностью делу:

 нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

 готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим измене­ниям;

 стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

 эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

 ситуационным лидерством и энергией личности в кор­поративных структурах;

 способностью работать в коллективе и с коллективом;

 умением предвидеть результат;

 внутренней потребностью к саморазвитию и самоорга­низации;

 способностью и умением рисковать;

 способностью действовать самостоятельно;

 ответственностью за деятельность и за принятые реше­ния;

 способностью увидеть, выделить существенное;

 искусством выполнять планы.

Организаторские способности руководителя не долж­ны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos, что в переводе озна­чает «привычка, обычай, правило поведения». Этика име­ет дело с принципами, определяющими правильное и не­правильное поведение. Этика подразделяется на теорети­ческую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нрав­ственные принципы, идеалы и нормы.

Этика руководителя сосредоточена на широком спек­тре вариантов его поведения, включает средства, исполь­зуемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы при­менительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим:

 результативность деятельности организации, достиже­ние наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;

 конкуренция должна осуществляться по честным пра­вилам, т.е. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;

 распределение созданного совокупного дохода, полу­ченных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;

 использование разнообразных форм участия работни­ков в управлении в целях реализации стратегии корпо­рации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;

 техника должна служить человеку, а не человек технике.

В настоящее время выделяют следующие образцы на­выков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

 умение при управлении учитывать поведение подчи­ненных;

 способность устанавливать и контролировать дисцип­лину;

 стремление гибко использовать различные стили руко­водства, приспосабливая их к переменам;

 осознание выполняемой им роли и эффективное ис­пользование своего положения;

 развитие и поддержание хороших отношений с окру­жающими;

 отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

 регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

 стимулирование деятельности подчиненных, поощре­ние наилучших примеров в работе;

 системный подход к анализу работы;

 квалифицированное делегирование полномочий;

 избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

 создание эффективной обратной связи;

 защита персонала организации от внешних угроз;

 поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

 установление системы оценки работы и критериев ус­пеха.

Для повышения эффективности организаторской дея­тельности руководителю необходимы:

 гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:

 разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;

 соблюдение принципа единоначалия;

 делегирование полномочий;

 четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;

 разделение и специализация труда;

 подготовка резерва управленческих кадров;

 распределение работ с индивидуальным учетом инте­ресов, способностей, компетентности, совместимости людей;

 обучение, повышение квалификации кадров и их пере­подготовка;

 четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;

 разработка, внедрение и использование научно обос­нованных нормативов трудоемкости выполнения ра­бот;

 широкое применение коллегиальной формы при при­нятии управленческих решений;

 поощрение инициативы работников;

 соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организаци­ей и ее работниками;

 создание благоприятного психологического климата в коллективе;

 индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива;

 эффективное и гибкое стимулирование работников:

Справедливое материальное вознаграждение по ре­зультатам труда - зарплата, премии за высокие результаты и т.п.;

Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;

Обеспечение нормальных условий и организации труда;

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением рисковать;

способностью действовать самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

системный подход к анализу работы;

квалифицированное делегирование полномочий;

избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

создание эффективной обратной связи;

защита персонала организации от внешних угроз;

поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Организаторские качества руководителя.

Каждый руководитель должен обладать организатор­скими качествами и организаторским талантом, уметь на­лаживать совместную работу с большим количеством лю­дей в рамках организации. Он должен обладать как опре­делœенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.

В корне психологической структуры личности руко­водителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включаю­щая:

¨ психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчинœен­ных, способность поставить себя на место другого:

¨ практическую направленность интеллекта͵ ᴛ.ᴇ. прагма­тическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

¨ психологический такт - способность соблюдения чув­ства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - уме­ние влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих фак­торов:

¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчинœенных в соответствии со своими жела­ниями, заряжать их устремленностью, верой и опти­мизмом в продвижении к цели;

¨ требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчинœенным;

¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от наме­ченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, ᴛ.ᴇ. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организаци­онной деятельности, удовлетворенность и работоспособ­ность.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессиона­лизмом, новаторством, творческим подходом к работе;

¨ чувством понимания ситуации:

¨ творческим отношением к работе, упорством, уверен­ностью в себе и преданностью делу:

¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим измене­ниям;

¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

¨ ситуационным лидерством и энергией личности в кор­поративных структурах;

¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;

¨ умением предвидеть результат;

¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорга­низации;

¨ способностью и умением рисковать;

¨ способностью действовать самостоятельно;

¨ ответственностью за деятельность и за принятые реше­ния;

¨ способностью увидеть, выделить существенное;

¨ искусством выполнять планы.

Организаторские способности руководителя не долж­ны расходиться с его этическими нормами. Слово ʼʼэтикаʼʼ произошло от греческого слова ethos, что в переводе озна­чает ʼʼпривычка, обычай, правило поведенияʼʼ. Этика име­ет дело с принципами, определяющими правильное и не­правильное поведение. Этика подразделяется на теорети­ческую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нрав­ственные принципы, идеалы и нормы.

Этика руководителя сосредоточена на широком спек­тре вариантов его поведения, включает средства, исполь­зуемые им для достижения поставленных целœей. В случае если ʼʼэтикаʼʼ - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы при­менительно к решению организационно-экономических задач бывают сведены к следующим:

¨ результативность деятельности организации, достиже­ние наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счёт разрушения окружающей среды;

¨ конкуренция должна осуществляться по честным пра­вилам, ᴛ.ᴇ. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;

¨ распределœение созданного совокупного дохода, полу­ченных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;

¨ использование разнообразных форм участия работни­ков в управлении в целях реализации стратегии корпо­рации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;

¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.

Сегодня выделяют следующие образцы на­выков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

¨ умение при управлении учитывать поведение подчи­ненных;

¨ способность устанавливать и контролировать дисцип­лину;

¨ стремление гибко использовать различные стили руко­водства, приспосабливая их к переменам;

¨ осознание выполняемой им роли и эффективное ис­пользование своего положения;

¨ развитие и поддержание хороших отношений с окру­жающими;

¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

¨ регулярный анализ работы подчинœенных и учет его результатов;

¨ стимулирование деятельности подчинœенных, поощре­ние наилучших примеров в работе;

¨ системный подход к анализу работы;

¨ квалифицированное делœегирование полномочий;

¨ избежание чересчур частого применения негативного подкрепления;

¨ создание эффективной обратной связи;

¨ защита персонала организации от внешних угроз;

¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

¨ установление системы оценки работы и критериев ус­пеха.

Для повышения эффективности организаторской дея­тельности руководителю необходимы:

¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:

¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;

¨ соблюдение принципа единоначалия;

¨ делœегирование полномочий;

¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;

¨ разделœение и специализация труда;

¨ подготовка резерва управленческих кадров;

¨ распределœение работ с индивидуальным учетом инте­ресов, способностей, компетентности, совместимости людей;

¨ обучение, повышение квалификации кадров и их пере­подготовка;

¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;

¨ выработка, внедрение и использование научно обос­нованных нормативов трудоемкости выполнения ра­бот;

¨ широкое применение коллегиальной формы при при­нятии управленческих решений;

¨ поощрение инициативы работников;

¨ соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на базе соглашения между организаци­ей и ее работниками;

¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;

¨ индивидуальный подход к подчинœенным, ситуативный стиль руководства исходя из уровня развития подчинœенных и коллектива;

¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:

Справедливое материальное вознаграждение по ре­зультатам труда - зарплата͵ премии за высокие результаты и т.п.;

Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;

Обеспечение нормальных условий и организации труда;

Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чест­вование:

Признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к под­чинœенным:

Возможность личностного роста͵ продвижения в карьере:

Требовательность к дисциплинœе и качеству труда;

Обоснованность, справедливость наказания;

Конструктивность в разрешении конфликтных про­блем;

Предоставление работы сотрудникам с учетом их ин­тересов и склонностей;

Создание атмосферы конкуренции, соревнования.

Организаторские качества руководителя. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организаторские качества руководителя." 2017, 2018.

В деятельности любого предпринимателя, выполняющего также функции руководителя, важны

Коммуникативные способности индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие адекватное между людьми в процессе общения или же выполнения совместной деятельности.

Они позволяют успешно контактировать с другими людьми, осуществлять как саму коммуникативную, так организаторскую деятельность.

Для достижения высоких показателей бизнеса у современного руководителя должны быть хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности.

Организаторские способности объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность – умение предвидеть и грамотно руководить событиями, включающее: психологическую избирательность, практическую направленность интеллекта, психологический такт.

2. Эмоционально-волевая результативность - волей, эмоциями. Она складывается из: энергичности, требовательности, самокритики

3. Склонность к организаторской деятельности — готовность к такой деятельности (от мотивации до профессиональной подготовленности).

Эффективный бизнес предполагает, что люди совместно координируют деятельность, определяют задачи, ресурсы, планируют деятельность, выдвигают, поддерживают идеи.

Коллективная работа позволяет открыть в предпринимательстве больше новых возможностей, а коллективный подход - решать возникающий проблемы сообща.

Таким образом, вырабатывается в процессе бизнес-деятельности больше идей, уменьшается число факторов для возникновения стрессовых ситуаций, возрастает инновационная способность.

В экономической деятельности нужны не только руководителям, менеджерам, но и рядовым сотрудникам, потому что им тоже необходимо , организовывать собственную деятельность.

Часто творчески мыслящие люди не способны правильно подать свою идею, хорошую бизнес-идею, потому что они не могут ее донести окружающим из-за отсутствия коммуникативных способностей.

Здесь также играют роль различные психологические барьеры: стеснение, замкнутость, боязнь осуждения, неодобрения, насмешек, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Для того чтобы развить в себе коммуникативные и организаторские способности , необходимо постоянно работать над собой.

Если вам мешают психологические барьеры – обратитесь за помощью к специалисту по психологической поддержке.

Попробуйте придерживаться некоторых правил для формирования нужного уровня коммуникации:

  • развивайте свою речь, репетируйте дома самостоятельно, в общении с родными, близкими;
  • пробуйте общаться профессионально и по личным вопросам на работе сначала с ближайшими по трудовой деятельности коллегами, наладьте , а только потом переходите на следующий уровень, расширяя коммуникативный круг.

Для развития организаторских способностей можно воспользоваться следующими подсказками:

  • начните развивать организацию с самого себя, собственного быта, трудовой деятельности;
  • планируйте и тщательно обдумывайте все предстоящие мероприятия;
  • доведите свой рабочий процесс до совершенства, организуйте его так, чтобы он стал максимально результативным при минимуме вложенных усилий;
  • подумайте, как можно было бы модернизировать весь рабочий процесс в вашем отделе, организовать его деятельность с большей эффективностью.

Такими нехитрыми способами можно развивать в себе коммуникативные и организаторские способности .

Организаторские способности современного руководителя

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

психологический такт способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением рисковать;

способностью действовать самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

системный подход к анализу работы;

квалифицированное делегирование полномочий;

избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

создание эффективной обратной связи;

защита персонала организации от внешних угроз;

поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

как искусственное образование искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

как естественно живущее после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 6080%). Предмет этой деятельности социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/