Открытый урок материальные потоки в логистике. Что такое логистические потоки? Их виды и классификация. Другие классификации материальных потоков

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

    отношение к логистической системе;

    натурально-вещественный состав потока;

    количество образующих поток грузов;

    удельный вес образующего поток груза;

    степень совместимости грузов;

    консистенция грузов.

1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть:

-внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

-внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

-входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

-выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом:

Пример:Погрузка автомобильного транспорта 8279Погрузка контейнеров - 974

Погрузка железнодорожных вагонов - 487

ИТОГО выходной материальный поток - 9740

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

2. По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

3. По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

-массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

-крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

-мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

-средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

4. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

-тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

-легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

5. По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

- насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

- навалочн ые, как правило, минерального происхождения;

- тарно-штучные – имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем;

- наливные – перевозятся в цистернах.

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы -как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Формируется в процессе осуществления транспортировки, складирования и осуществления иных операций с готовыми продуктами, полуфабрикатами, сырьем. Он образуется на всем протяжении жизненного цикла изделий - от первичного источника материалов до поступления к конечному потребителю. Рассмотрим далее, что собой представляют материальные и информационные потоки.

Общие сведения

Материальный поток - это объекты, которые находятся в состоянии движения. К ним относят, в частности, готовую и незавершенную продукцию. К этим объектам применяются операции, касающиеся их перемещения в пространстве: разгрузку, погрузку, перевозку, затаривание, консолидацию, сортировку, разукрупнение и так далее. Информационные потоки представляют собой сообщения в документальной (электронной и бумажной), речевой и прочих формах, которые сопровождают сервисные или материальные движения.

Основные понятия

Поток представляет собой сырье, вспомогательные и основные материалы, топливо, комплектующие, запчасти, упаковку, тару, отходы. Готовой продукцией называют изделия, полностью прошедшие технологический цикл и контроль на предприятии, укомплектованные, сданные на склад либо отгруженные заказчику (посреднику). представляет собой объекты, требующие доработки в соответствии с применяемой технологией.

Ключевые признаки

Основные параметры, которыми характеризуется материальный поток, это:

  • качество, ассортимент и номенклатура продукции;
  • габаритные параметры (линейные размеры, площадь, объем);
  • весовые характеристики (брутто/нетто, общая масса);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики упаковки;
  • условия договора поставки, купли-продажи, передачи;
  • стоимостные характеристики.

При проведении операций могут учитываться и другие признаки.

Виды материальных потоков

Существуют различные критерии, по которым ведется классификация. Материальный поток в логистических системах может быть внутренним или внешним. В первом случае он не выходит за пределы осуществляемых операций, во втором - находится вне их. В зависимости от номенклатуры выделяют одно- и могопродуктовые объекты. По ассортименту потоки разделяют на одно- и многоассортиментные. Кроме этого, существуют выходные и входные объекты. Разделение по ассортименту необходимо, поскольку он оказывает существенное влияние на работу с продукцией. В частности, логистическое управление материальными потоками на продовольственном оптовом рынке, где продаются мясо, овощи, рыба, фрукты, существенно отличается от операций, осуществляемых на картофелехранилище, где присутствует одно наименование товара. В зависимости от движения во времени выделяют:

  1. Непрерывные перемещения. В частности, к ним относят материальные потоки в производстве замкнутого цикла, газ и нефтепродукты, движение которых обеспечивается посредством
  2. Дискретные перемещения.

Другие категории

Специалисты выделяют также:


Информационные потоки

Сообщения, сопровождающие перемещение грузов, могут возникать под внешним воздействием на соответствующую среду. К основным параметрам, определяющим информационные потоки, относят:

  1. Направление движения или адресата.
  2. Источник возникновения.
  3. Скорость передачи. Она определяется по количеству сообщений за единицу времени.
  4. Общий объем.

Классификация

Информационные потоки могут быть:

  • Опережающими с совпадающим направлением.
  • Синхронными встречными.
  • Опережающими с различным направлением.
  • Отстающими встречными.
  • Синхронными с различным направлением.
  • Опережающими встречными.
  • Отстающими с различным направлением и пр.

Интеграция

Она может осуществляться в горизонтальном или вертикальном направлении. Интеграция происходит на основе контроля движения потоков. Горизонтальное направление обеспечивает необходимыми данными все объекты и операции: от поступления материалов, сырья и комплектующих до готовых продуктов. В результате все воздействия и возникшие от них последствия увязываются с общей стратегией и целями производственно-реализационной системы. позволяет охватить все уровни технологического цикла прямыми и обратными связями. За счет этого обеспечивается оперативное получение актуальных данных о поставках сырья, процессах изготовления, сборки, контрольных испытаниях, доставке продукции конечным пользователям.

Менеджмент

Комплекс определяется в соответствии с жизненным циклом изделий. В свою очередь, он включает в себя:

  1. Стадию разработки. Этот этап отличается большой продолжительностью и связан с инвестированием в опытно-конструкторские, научно-исследовательские мероприятия.
  2. Стадия внедрения продукта. Это также продолжительный этап. Он характеризуется значительными издержками и практически полным отсутствием дохода.
  3. Стадия роста. Она определяется повышением спроса на продукцию. На этом этапе возникают определенные сложности у менеджеров. В частности, они связаны с определением ключевых точек и мест, в которых будут концентрироваться потребители материального потока. Неточность тех или иных сведений может спровоцировать большие расходы.
  4. Стадия "зрелости". На этом этапе темп производственного роста, уровень доходов достигают максимальных показателей. К завершению стадии может отмечаться снижение реализационного объема. Оно обусловлено активностью конкурентов и выпуском на рынок изделий-новинок. На данной стадии в задачи логистического менеджмента входит распределение продукции по сбытовой сети и контроль реализации.
  5. Этап упадка. Эта стадия характеризуется снижением объема продаж и уменьшением дохода. Такая ситуация обуславливается насыщением рынка, появлением изделий-новинок, конкурентов, развитием научно-технической базы. на этой стадии ориентирован на уменьшение количества сбытовых точек, сокращение издержек и запасов на складах.

Цикл

Он состоит из комплекса следующих операций:

  1. Заказ и формирование запасов.
  2. Обработка заявок потребителей, осуществление закупок.
  3. Доставка, выпуск продукции.
  4. Сбор заявок и подготовка документации.
  5. Анализ операций, формирование отчетов.

Дополнительно

Функционирование логистической системы только тогда будет эффективным, когда в ней используются базы данных. Любой процесс менеджмента включает в себя реализацию функций по сбору, обработке, передаче, анализу сведений и принятию решений. Информацией именуется комплекс данных об окружающих условиях, способствующих снижению существующей степени неопределенности, недостатка знаний. Эти сведения воспроизводятся устно, письменно или иными способами. Логистика ориентирована на то, чтобы все этапы выпуска продукции, транспортировки, реализации рассматривались как непрерывный и единый процесс трансформации и перемещения изделия и сведений, данных, связанных с ним. Актуальные сведения позволяют предприятиям:


Заключение

Информационные и материальные потоки выступают в качестве неотъемлемых элементов товарного оборота. Возникновение и передача данных характеризуются объектом и источником этих сведений. В качестве последнего выступает такой компонент, который может создавать либо вырабатывать сообщение, входящее в логистическую систему. Объектом данных являются звенья структуры менеджмента: транспорт, сотрудники, подразделения, помещения, и так далее. Грамотный анализ имеющейся информации позволяет сориентировать материальный поток, направить его к нужному пользователю. В работе менеджера необходимо учитывать различные внешние и внутренние факторы. Для обеспечения эффективности материально-информационных потоков в настоящее время используются передовые научно-технические средства и достижения. Они позволяют не только располагать самыми актуальными данными о состоянии рынка, спроса и предложения, активности конкурентов, но и составлять прогнозы на средне- и дальнесрочную перспективу.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).


- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы -как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

Материальные потоки определены как грузы, рассматривае­мые в процессе приложения к ним различных логистических опе­раций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Ре­шая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процес­се приложения большой группы операций. Например, при про­ектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, де­тально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по с л е д у ю щ и м о с н о в н ы м признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный по­ток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

В н е ш н и й материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

В н у т р е н н и й материальный поток образуется в результа­те осуществления логистических операций с грузом внутри ло­гистической системы.

В х о д н о й материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется сум­мой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

Разгрузка железнодорожных вагонов 4870

Выгрузка контейнеров 2435

Разгрузка автомобильного транспорта 2435

ИТОГО входной материальный поток 9740

В ы х о д н о й материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспорт­ных средств. В нашем примере величина выходного материаль­ного потока определится следующим образом, т/год:

Погрузка автотранспорта 8279

Погрузка контейнеров 974

Погрузка железнодорожных контейнеров 487

ИТОГО выходной материальный поток * 9740

* На предприятиях оптовой торговли выходной матери­альный поток называют, как правило, грузооборотом базы.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одно-ассортиментные и много ассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный со­став потока существенно отражается на работе с ним. Напри­мер, логистический процесс на оптовом продовольственном рын­ке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

М а с с о в ы м считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

К р у п н ы е потоки - несколько вагонов, автомашин.

М е л к и е потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

С р е д н и е потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Т я ж е л о в е с н ы е потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Л е г к о в е с н ы е потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 . Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Н а с ы п н ы е грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Н а в а л о ч н ы е грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

Т а р н о – ш т у ч н ы е грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Н а л и в н ы е грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков пред­ставлена на рис. 14.


Лекция - Логистический сервис (ЛС)

1. Понятие, принципы и задачи ЛС

2.Классификация логистического сервиса

Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг (табл. 7.1.). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Основные принципы логистического сервиса:

  • максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий;
  • неразрывная связь сервиса с маркетингом;
  • гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка.

Таблица 7.1
Сопоставление управления логистическими операциями с материальными потоками и потоками услуг




к временному интервалу.


Названные физические формы материального потока отражают не что иное, как отдельные циклы (этапы) жизнедеятельности любой системы: поиск, закупка и потребление ресурса  переработка (трансформация) ресурса в готовый продукт (товар)  распределение продуктов (товаров)  использование (поглощение) продукта (товара). И поэтому исходной (начальной) точкой для изучения материального потока должен стать первичный источник сырья, а конечной (заключительной) – потребитель.

  • номенклатура;
  • ассортимент;
  • характеристики тары, упаковки;
  • условия транспортировки и хранения;
  • требования к выполнению логистических операций.

Параметры материального потока подразделяются на статические и динамические.


  1. объем;
  2. площадь;
  3. линейные размеры (ширина, длина, высота);

Б) весовые характеристики:

  1. масса;
  2. масса брутто (итал. вrutto – грубый, грязный) – вес товара с упаковкой (тарой);
  3. масса нетто (итал. netto – чистый) – вес товара без упаковки (тары).

Динамические (греч. dynamikos – способный к движению, развитию; связанный с появлением движения) параметры характеризуют состояние материального потока во времени под действием ряда логистических операций.

А) скорость перемещения, характеризующая путь S, «пройденный» материальным потоком за определенный отрезок времени t:

Vпмп = S / t.

Единицей изменения скорости перемещения материального потока могут быть км/ч, т км/ч, км/дн, т км/дн и т. д.;
Б) скорость доставки, характеризующая общие массу (Q) или объем (V) материального потока, доставляемого в конкретную точку потребления за определенный отрезок времени t (другими словами, это та или иная «быстрота» доставки):

Vдмп = Q / t или Vдмп = V / t.

Единицами измерения скорости доставки являются т/ч, т/дн, т/мес., т/год или дм3/ч, дн, мес., год; м3/ч, дн, мес., год;
В) интенсивность (или темп) доставки – это отношение общей массы (Q) или объема (V) доставляемого материального потока в конкретную точку потребления к обусловленному отрезку пути (S):

Iмп = Q / S, или Iмп = V / S.

Единицы измерения – (кг/м, т/м, т/км) или (дм3/м, дм3/км, м3/км);
Г) время доставки – отношение пути (S), который проходит материальный поток из начальной точки до конечной точки потребления, к скорости перемещения Vпмп:

t = S / Vпмп.

Единицы измерения времени доставки – часы (ч), дни (дн), месяцы (мес.);
Д) длина пути – путь, проходимый материальным потоком от начальной до конечной точки, измеряемый единицами длины или времени.
С целью более детального изучения и прогнозирования материального потока в зависимости от его вида возможно использование еще и дополнительных динамических параметров.

Понятие материального потока в логистике является ключевым, а поэтому его следует считать основным объектом логистики. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и вплоть до конечного потребителя.
Авторы многих работ по логистике дают сходные определения материального потока. Так, к примеру, И. И. Бажин определяет материальный поток как совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка) операций.
А. М. Гаджинский под материальным потоком понимает грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных
к временному интервалу.
В терминологическом словаре «Логистика» термин «материальный поток» (material/low) определяется как «продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу».
Далее нет необходимости перечислять и приводить формулировки других авторов, ибо все они очень похожи.
По своей природе указанный поток материален (лат. materialis – вещественный, реальный). Он может проявляться в различных физических формах, а именно в виде:
а) сырья, материалов, исходных или первичных заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования и т. п. (все перечисленное можно определить как материально-технические ресурсы);
б) готовых изделий (товаров);
в) продуктов конечного потребления;
г) отходов производственной сферы и отходов потребления.
Названные физические формы материального потока отражают не что иное, как отдельные циклы (этапы) жизнедеятельности любой системы: поиск, закупка и потребление ресурса  переработка (трансформация) ресурса в готовый продукт (товар)  распределение продуктов (товаров)  использование (поглощение) продукта (товара). И поэтому исходной (начальной) точкой для изучения материального потока должен стать первичный источник сырья, а конечной (заключительной) – потребитель.

Характеристические признаки и параметры оценки материальных потоков

Любой процесс изучения конкретных объектов основан на получении их качественных и количественных характеристик. Качественные характеристики необходимы для устранения наличия существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих материальный поток (МП) от других потоков. В свою очередь, количественные характеристики МП нужны для изучения и определения его со стороны величины, объема, числа.
В логистике при изучении и определении материальных потоков в виде качественных характеристик следует рассматривать признаки, а количественных – параметры.

Признаками материального потока вполне могут считаться:
– номенклатура;
– ассортимент;
– характеристики тары, упаковки;
– условия транспортировки и хранения;
– требования к выполнению логистических операций.
Параметры материального потока подразделяются на статические и динамические.
Статические (греч. – неподвижный) параметры характеризуют внутреннее соотношение свойств материального потока
в отрыве от их «развития», движения. Очевидно, такими параметрами для материального потока являются:
А) габаритные характеристики:
1) объем;
2) площадь;
3) линейные размеры (ширина, длина, высота);
Б) весовые характеристики:
1) масса;
2) масса брутто (итал. вrutto – грубый, грязный) – вес товара с упаковкой (тарой);
3) масса нетто (итал. netto – чистый) – вес товара без упаковки (тары).
Динамические (греч. dynamikos – способный к движению, развитию; связанный с появлением движения) параметры характеризуют состояние материального потока во времени под действием ряда логистических операций.
Основными динамическими параметрами материального потока являются:
А) скорость перемещения, характеризующая путь S, «пройденный» материальным потоком за определенный отрезок времени t.