Корабль экраноплан лунь. Нереализованные проекты: Экранопланы и экранолеты. Первый в мире ракетоносец «Лунь. Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца

Вот у меня и дошли руки до экраноплана.Я разобью рассказ о нем на 3 или 4 части: 1-экраноплан снаружи(1 или 2 части) 2-экраноплан изнутри, 3-док экраноплана.
В 1987 г. на воду сошел "Лунь" первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Главным конструктором был В.Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М "Москит" (НАТОвское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй "Лунь" тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.
ЛТХ:
Модификация Лунь
Размах крыла, м 44.00
Длина, м 73.80
Высота, м 19.20
Площадь крыла,м2 550.00
Масса, кг
пустого самолета 243000
максимальная взлетная 380000
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 2000
Высота полета на экране, м 1-5
Мореходность, баллов 5-6
Экипаж, чел 10
Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит


Погода была отвратительная,поэтому фотографии блеклые,но уж что есть: то есть.
Фотографий опять будет много,и много однотипных.
Лунь располагается на доке,специально сконструированном для него,грузоподъемностью 500тонн.

В отличии от "Орленка" ,"Лунь" не имеет шасси,только гидролыжу,поэтому самостоятельно забираться на берег не может.Поэтому ему и нужен сухой плавучий док.

Этот док буксирами выводится в залив,потом погружается на несколько метров(возможно погружение до 10 метров)и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.

Общее впечатление от экраноплана: самолет,сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям,которые они имели.Тем и уникальнее его способности.

Под этим обтекателем находится морская РЛС.Вид изнутри будет в след. постах.

Лунь оснащен восемью двигателями кб Кузнецова.Такие же ставили на ИЛ-62 если я не ошибаюсь,правда здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000

Для меня осталось загадкой: почему только один двигатель закрыт такой решеткой?

Вид на сопла

Вид со стороны крыла.

С земли:-))

Если Лунь будут восстанавливать,то планируется заменить двигателя на те,которые стоят на недостроенном "Спасателе"

Вид из-под крыла:

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, иа котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) - оборудование,для проведения испытаний,и боевое?, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) - пока тоже заполнено испытательным оборудованием; в районе киля - электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников(мичманов).Автономность его 5 суток.

Это вид снизу на пилон с двигателями

По сути, экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с

где l - ширина крыла (хорда крыла), V - скорость звука, h - высота полёта, v - скорость полёта.

Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота - тем выше экранный эффект.
Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой - уже 1480 км.

Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров.

Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы - ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости - тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.
Это вид из-под крыла на закрылки или как их правильно называть.После их опускания: именно такое положение они занимают,после этого двигателя нагнетают воздух под крыло,экраноплан поднимается из воды и начинает движение.

Вид на закрылки(или как их правильно называть?) с хвоста экраноплана

Вид от корпуса в сторону законцовки крыла

Вид на левое крыло

Эти штучки настолько массивны и сделаны по корабельному,что диву даешься.

Устройство поворота и блокировки закрылков

Левое крыло и поплавки на его конце

Поверхность поплавка

Он же со стороны корпуса

Достоинства собственно экранопланов и экранолётов(экранолет отличается от экраноплана тем,что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)

* Высокая живучесть
* достаточно высокая скорость
* у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
* экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
* для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
* для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана - они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
* современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
* экранолёты относятся к безаэродромной авиации - для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши

Недостатки

* одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
* управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
* экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
* хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива

В последнее время история с экранопланами получила совершенно
неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида
техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании
работ (за фактическим отсутствием таковых) в области
экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию,
призванную разработать план действия по ликвидации <русского
прорыва>. Члены комиссии предложили обратиться за помощью... к самим
русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего
поставило в известность Москву и получило разрешение от
Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с
американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю
вооружения, военной техники и технологий МО РФ. А дабы не привлекать
лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки
предложили воспользоваться услугами американской фирмы под
нейтральным названием <Российско-американская наука> (РАН), и при ее
посредничестве делегация заокеанских специалистов получила
возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами
экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем
российская сторона любезно согласилась организовать посещение
американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без
ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к
вылету специально для этого визита <Орленок>.

Кто же входил в состав американского <десанта>? Руководитель
делегации - полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу
создания перспективного тактического истребителя. Под его началом
были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том
числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний
Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан,
спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы
<Вояжер>, на котором несколько лет назад его брат совершил
беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации,
по словам присутствующих на показе представителей российских
компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами
собиравшие всеми возможными способами сведения о советских
экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть
своими глазами - и даже потрогать - объект своего пристального
внимания.

В результате этих визитов, обошедшихся американским
налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья
смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 - 6 лет,
сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов.
Представители США ставят вопрос об организации совместной
деятельности для ликвидации своего отставания в данной области
Конечная цель - создание транспортно-десантного экраноплана взлетным
весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На
всю программу может потребоваться 15 млрд.долларов Какая часть этой
суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность -
и будет ли инвестирована вообще - пока неясно При такой организации
переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат
ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до
летного состояния <Орленка>, рассчитывать на взаимовыгодность
сотрудничества не приходится

На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных
интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии
по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО
РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске
(одновременно с американцами) представителей прессы. Официально
сославшись на соображения секретности ("), он пытался запретить
журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе
пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в
печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов и
добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что
угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший
секретный объект.

А это специальная зацита (электро-химическая) от коррозии корпуса.Исключительно часто используемая в судостроении

Для смягчения посадки используется гидролыжа.Благодаря этому экраноплан может взлетать и садиться при волнении до 5 метров

Вид на гидролыжу с хвоста.

Шарнирное крепление гидролыжи.

Еще один вид на гидролыжу

Конструкции экранопланов

В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V. Схема Р. Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г.Йорга (ФРГ) , однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.

Также идею экранного эффекта используют суда с динамической воздушной подушкой. В отличие от экранопланов высота их полета ещё ниже, но по сравнению с судами на подводных крыльях и на воздушной подушке они могут иметь большую скорость при меньших затратах энергии.

Вид на хвостовое оперение

Горизонтальные стабилизаторы

Одно из двух рабочих мест стрелков

Мы там внутри еще побываем

Вертикальные стабилизаторы

Теплозащита фюзеляжа от раскаленных газов при запуске ракет: сделана из тех же материалов,что и наш шаттл

Перед хвостовым оперением и на нем,находятся всевозможные рлс

Н асвоем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению

Вид с земли

Вид с крыла: видна дверь внутрь экраноплана.При нахождении на плаву: крылья имеют плавный сход в воду,что очень полезно при спуске на воду спасательных средств и сбор спасаемых.

И вход открыт

Изнутри на "крышу" экраноплана можно попасть несколькими способами.Один из них: люк перед первым рабочим местом стрелка и на уровне пилона двигателей.

Это вид на правый пилон

Вид на левый пилон

Вид со стороны кабины на пусковые установки и место стрелка

Вид с правого пилона

Вид на кабину,непонятный ассиметричный гребень

Вид на кокпит с пилона

Чуть ближе(видны зеркала заднего вида?)

Вид с правого пилона

Вид с левого пилона

Как сказали: труда идущая вдоль корпуса служит для подвешивания специальной беседки,для обслуживания экраноплана

А теперь заберемся через этот люк на хвостовое оперение

Вид на левый горизонтальный стабилизатор

Люк и видимо антенна

Вид вперед с хвостового оперения

Морские огни на самой высокой точке экраноплана

Вид с берега

На переднем плане конструкция дока

Еще один общий вид.Лесенка у крыла используется для того чтобы попасть внутрь экраноплана

Грустный вид у него какой то!!!

А это внутренний вид рабочего места стрелка(затравка на следующий пост)

Думаю,что все получилось достаточно сумбурно.Пока я этот пост открою только для друзей,чтобы распространение фотографий не стало обвальным,как это произошло с постом про "Тайфун"

Буду всем очень признателен за поправки,добавления.Очень бы хотелось найти рассказы людей,которые ходили или летали на этой технике.Может кто нить кратко перескажет РЛЭ?

Потому как удалось найти только нечно типа:
В принципе такая же почти история была со знакомым литехой с экраноплана. Он только после учебки молодой попал сразу на машину штурманом. Как он рассказывал страху натерпелся-какой говорит там курс прокладывать, шум, грохот, трясет, нихрена не видно, в голове одна мысль -лишь бы живым оттуда выползти. Так и не смог привыкнуть-списали

Также буду весьма признателен если кто подскажет,как к топику можно прикрутить книги?

Огромный боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь» сегодня забыт и о нем помнят лишь немногие специалисты. При массе 243 т половину, которой могла составлять полезная нагрузка, экраноплан мог осуществлять полет на высоте 5 м над подстилающей поверхностью со скоростью 500 км/ч. До настоящего времени «Лунь» не имеет аналогов и можно предположить, что их не будет и в ближайшем будущем.

Он представлял собой нечто среднее между кораблем и самолетом, походил на суда на воздушной подушке, но превосходил их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль, сейчас гниет в доке на Каспийском море.

Разработка «Луня» началась в 1969 г. в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде под руководством главного конструктора В. Кирилловых. Там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов такого типа. Для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружался уникальный производственный комплекс, сборочный цех которого был рассчитан на одновременное строительство шести экранопланов класса «Лунь». В 1987 г. экраноплан совершил первый опытный полет на Каспийском море, а в 1990 г. был передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР.

На момент создания «Луня» существовало 2 школы строения экранопланов - советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности типа латинской буква V. Схема Алексеева требовала большей стабилизации, но обеспечивала движение с большими скоростями и возможность использования экраноплана для полетов в самолетном режиме.


Прототипом «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр». В отличие от самолета, «Лунь» не имел шасси и самостоятельно выходить на берег не мог. Для постоянной дислокации ему был нужен сухой плавучий док.

По длине (73,8 м) и высоте (19,2 м) «Лунь» несколько уступал «Каспийскому монстру». При размахе крыльев в 44 м их несущая площадь достигала 550 кв. м. Экраноплан имел выдающуюся грузоподъемность: при массе пустого в 243000 т, максимальная взлетная масса достигала 380000 т. Это обеспечивали уникальные 8 двигателей типа ТРД НК-87 с тягой по 13000 кгс каждый. В совокупности такие характеристики обеспечивали полет «Луня» с максимальной скоростью 500 км/ч на дальность до 2000 км на высоте 1-5 м над поверхностью при волнении моря 5-6 баллов. Экраноплан имел 6 пусковых установок противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит». С экипажем 11 человек (7 офицеров, 4 мичмана) «Лунь» мог действовать автономно до 5 суток.

Движение экраноплана осуществлялось за счет эффекта экрана («воздушной подушки»), который существует только на высотах до 10 м. После опускания закрылков двигатели нагнетают воздух под крыло и экраноплан поднимается над водой. В связи с тем, что центр подъемной силы находится ближе к задней кромке крыла, поэтому управление экранопланом требует специфических навыков. Тем не менее, «Лунь» имел высокую мореходность и мог взлетать и садиться при волне в 3 м и 3,5 м соответственно.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31)

По мнению специалистов, уникальной была и силовая установка боевого экраноплана. Она состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87, которые представляли собой морскую модификацию двигателей для самолета Ил-86.


Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем могла пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. С начала 80-х гг. этой ракетой начали оснащать новейшие эсминцы, в т.ч. и «Лунь». Ее основным назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». В США эту ракету окрестили «Убийца авианосцев».

В оперативно-тактическом плане «Лунь» имел много преимуществ. От самолетов он отличался большей экономичностью и грузоподъемностью. По скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам экраноплан превосходил суда на воздушной подушке и подводных крыльях, был малозаметен для корабельных радаров и очень живучим. Ввиду отсутствия подобной техники и успехов в этой области в США была создана специальная комиссия по ликвидации «русского прорыва».

Исполнению американских планов помог развал Советского Союза. Руководство ЦКБ по СПК получило разрешение Госкомоборонпрома и Минобороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Для прикрытия предмета переговоров была создана фирма под названием «Российско-американская наука» (РАН), которая стала посредником в переговорах делегации заокеанских специалистов с руководством и специалистами ЦКБ по СПК. Затем российская сторона организовала посещение американскими представителями базы в Каспийске, где они без ограничений детально отсняли все интересующее.

С распадом СССР средств на содержание «Луня» не стало. Однако в 1990-1991 гг. с его участием на Каспийском море прошли учения по спасению людей в море. По результатам учений было отмечено, что экранопланы могут быть хорошими морскими спасателями. Надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а экранопланы могут выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. А современные гидросамолеты и вертолеты по сравнению с экранопланами имеют существенно меньшую грузоподъемность, дальность и мореходность.

Второй «Лунь», который находился в сборочном цехе, мог быть реконструирован в поисково-спасательный экраноплан «Спасатель». При взлетной массе 400 т и крейсерской скорости 360 км/ч дальность полета достигала 3000 км. Планировалось экраноплан оборудовать специальными спасательными средствами и иметь на борту госпиталь на 150, а в критической ситуации - на 500 человек. Но из-за недостатка финансирования работы по этому проекту были заморожены при 95% готовности «Спасателя».

В настоящее время местонахождения «Спасателя» точно не известно, а «Лунь» ржавеет в доке на Каспийском море.

Список использованных материалов:

Влад Захаров

2. ЛТХ:
Модификация Лунь
Размах крыла, м 44.00
Длина, м 73.80
Высота, м 19.20
Площадь крыла,м2 550.00
Масса, кг
пустого самолета 243000
максимальная взлетная 380000
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 2000
Высота полета на экране, м 1-5
Мореходность, баллов 5-6
Экипаж, чел 10
Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Погода была отвратительная, поэтому фотографии блеклые, но уж что есть - то есть.
Фотографий опять будет много, и много однотипных.
Лунь располагается на доке, специально сконструированном для него, грузоподъемностью 500 тонн.

3. В отличии от «Орленка», «Лунь» не имеет шасси, только гидролыжу, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Поэтому ему и нужен сухой плавучий док.

4. Этот док буксирами выводится в залив, потом погружается на несколько метров (возможно погружение до 10 метров) и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.

5. Общее впечатление от экраноплана: самолет, сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям, которые они имели. Тем и уникальнее его способности.

6. Под этим обтекателем находится морская РЛС.

7. Лунь оснащен восемью двигателями кб Кузнецова. Такие же ставили на ИЛ-62, если я не ошибаюсь, правда здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла. Тип двигателя 8 ТРД НК-87. Тяга, кгс 8 х 13000.

8. Для меня осталось загадкой: почему только один двигатель закрыт такой решеткой?

9. Вид на сопла.

10.

11.

12.

13. Вид со стороны крыла.

14. С земли.

15. Если Лунь будут восстанавливать, то планируется заменить двигателя на те, которые стоят на недостроенном «Спасателе».

16. Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, иа котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) - оборудование, для проведения испытаний и боевое, а также камбуз, туалет, каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) - пока тоже заполнено испытательным оборудованием; в районе киля - электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка. Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников (мичманов). Автономность его 5 суток.

17. Это вид снизу на пилон с двигателями.

18. По сути, экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ) крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с h, где l - ширина крыла (хорда крыла), V - скорость звука, h - высота полёта, v - скорость полёта. Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота - тем выше экранный эффект.

Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой - уже 1480 км. Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы - ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости - тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.

Это вид из-под крыла на закрылки (или как их правильно называть?). После их опускания: именно такое положение они занимают,после этого двигателя нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды и начинает движение.

19. Вид на закрылки (или как их правильно называть?) с хвоста экраноплана.

20. Вид от корпуса в сторону законцовки крыла.

21. Вид на левое крыло.

22. Эти штучки настолько массивны и сделаны по корабельному,что диву даешься.

23. Устройство поворота и блокировки закрылков.

24. Левое крыло и поплавки на его конце.

25. Поверхность поплавка.

26. Он же со стороны корпуса.

27. Достоинства собственно экранопланов и экранолётов (экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты):
высокая живучесть;
достаточно высокая скорость;
у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта;
экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях;
для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам;
для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана - они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.;
современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте, амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы;
экранолёты относятся к безаэродромной авиации - для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши;

28. Недостатки:
одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц;
управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков;
экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью. Этого недостатка лишён экранолёт;
хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива;

29. В последнее время история с экранопланами получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва». Члены комиссии предложили обратиться за помощью… к самим русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. А дабы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки предложили воспользоваться услугами американской фирмы под нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орленок».

Кто же входил в состав американского «десанта» Руководитель делегации - полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу создания перспективного тактического истребителя. Под его началом были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан, спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы «Вояжер», на котором несколько лет назад его брат совершил беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации, по словам присутствующих на показе представителей российских компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами собиравшие всеми возможными способами сведения о советских экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть своими глазами - и даже потрогать - объект своего пристального внимания.

В результате этих визитов, обошедшихся американским налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 - 6 лет, сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов. Представители США ставят вопрос об организации совместной деятельности для ликвидации своего отставания в данной области. Конечная цель - создание транспортно-десантного экраноплана взлетным весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На всю программу может потребоваться 15 млрд.долларов Какая часть этой суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность - и будет ли инвестирована вообще - пока неясно При такой организации переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до летного состояния «Орленка», рассчитывать на взаимовыгодность сотрудничества не приходится.

На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске (одновременно с американцами) представителей прессы. Официально сославшись на соображения секретности, он пытался запретить журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов и добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший секретный объект.

Посмотрим на эти красивые обводы, как у быстроходного катера.

30.

31.

32. А это специальная защита (электро-химическая) от коррозии корпуса. Исключительно часто используемая в судостроении.

33. Для смягчения посадки используется гидролыжа. Благодаря этому экраноплан может взлетать и садиться при волнении до 5 метров.

34. Вид на гидролыжу с хвоста.

35. Шарнирное крепление гидролыжи.

36. Еще один вид на гидролыжу.

37. В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V.

Схема Р.Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

Вид на хвостовое оперение.

38. Горизонтальные стабилизаторы.

39. Одно из двух рабочих мест стрелков.

40. Мы там внутри еще побываем.

41. Вертикальные стабилизаторы.

42. Теплозащита фюзеляжа от раскаленных газов при запуске ракет: сделана из тех же материалов, что и наш шаттл.

43. Перед хвостовым оперением и на нем, находятся всевозможные РЛС.

44. На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.

45. Вид с земли.

46. Вид с крыла: видна дверь внутрь экраноплана. При нахождении на плаву крылья имеют плавный сход в воду, что очень полезно при спуске на воду спасательных средств и сбор спасаемых.

47. И вход открыт.

48. Изнутри на «крышу» экраноплана можно попасть несколькими способами. Один из них: люк перед первым рабочим местом стрелка и на уровне пилона двигателей.

49. Это вид на правый пилон.

50. Вид на левый пилон.

51. Вид со стороны кабины на пусковые установки и место стрелка.

52. Вид с правого пилона.

53. Вид на кабину, непонятный ассиметричный гребень.

54. Вид на кокпит с пилона.

55. Чуть ближе видны зеркала заднего вида(?).

56. Вид с правого пилона.

57.

58.

59. Вид с левого пилона.

22 года назад, в июле 1986 года на воду был спущен один из самых необычных когда либо созданных летательных аппаратов — у дарный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (По заводскому наименованию — изделие С-31, по кодификации НАТО « Utka») из проекта 903. Основные работы по созданию корабля-самолета велись ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Основной целью его разработки было создание экономичного и маневренного средства для поражени я ракетными ударами надводных кораблей, в том числе авианосцев. Ракетоносец « Лунь» в максимальной загрузке весил более 380 тонн мог нести на борту шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит» и развивал скорость д о 500 км/ч при дальности полета около 2000 км. Из-за сверхмалой высоты полета и отражающих свойств поверхности воды, у которой двигался экраноплан, он был почти не заметен для радаров противника. Такая незаметность позволяла бы экраноплану подходить к цели на близкие расстояния, обеспечивая высокую точность попадания ракет. За это экраноплан получил прозвище «Убийца авианосцев».

Первый опытный экземпляр был собран в 1983 году на опытном заводе «Волга». Уникальная конструкция крылатой машины позволила создавать конструкторские решения максимально использующие все преимущества движения как по воздуху, так и по воде. Хотя по международной классификации экранопланы приписываются к категории морских судов, они не плавают, подобно лодке — такое движение они используют лишь при рулении на посадке и взлете. В эксплуатационном режиме экранопланы движутся в воздухе на высоте нескольких метров над поверхностью воды или ровного участка суши. Конструктивная уникальная особенность их движения — использование преимуществ «экранного эффекта», когда поток воздуха п од крылом отражается от земли или воды и создает дополнительную подъемную силу. Летательный аппарат как будто бы скользит на своего рода воздушной подушке, созданной естественным образом, не касаясь поверхности и экономя ресурс двигателей. За счет этого экранопланы превосходят стандартные суда н а искусственно созданной воздушной подушке по скорости и боевым характеристикам, а так же по экономии топлива, и превосходят самолеты по грузоподъемности и безопасности движения.

Д ля специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ставшего одним из основных разработчиков нового боевого транспорта, «Лунь» стал особенным заданием. Гидродинамики института были вынуждены осваивать совершенно новые методы моделирования, сильно модифицировать методику испытаний аппарата и решать одновременно несколько задач по обеспечению хорошей мореходности, устойчивости и управляемости экраноплана такого размера. В итоге было создано несколько нетипичных для гидроавиации решений. Например поддува под крыло двигателями для создания страховочной воздушной подушки , создание специально для «Луня» амортизированных глиссирующих гидролыж. Для модельных испытаний в аэродинамической трубе была создана уникальная испытательная зона с гидродинамическим бассейном. В этих условиях специалистов изучили влияние одиночного и группового ракетного залпа с борта «Луня» на его аэродинамику и динамику как для режима плавания, так и для режимов крейсерского полета. Работа ученых ЦАГИ над этим проектом позволила сделать уникальные открытия в сфере обеспечения управляемости и устойчивости подобных аппаратов. Впоследствии эти открытия были использованы в космической отрасли, в разработке схем безопасных посадок самолета на воду.

После успешного прохождения государственных испытаний экраноплан «Лунь» вошел в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии и некоторое время успешно нес службу у берегов. За размеры и впечатляющую зрелищность хода он был прозван «Каспийским монстром». Увы, развал Советского Союза поставил крест над дальнейшими работами по этому уникальному направлению. «Лунь»С-31 так и остался единственным собранным аппаратом из своей серии проекта 903, в которой планировались около десятка подобных машин. Запчасти уже собранные для его собратьев, были утеряны, скорее всего проданы на металлолом. С ам экраноплан был законсервирован и чудом избежал утилизации на металл.

В 2011 году, когда Министерство Обороны окончательно заявило, что работы по использованию боевых экранпланов вестись не будут, поступило предложение сохранить ракетонесущий экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. В ответ на это администрация завода «Волга» сообщила о планах создания музея из экраноплана «Спасатель», меньшего по размерам, а не из ракетоносца «Лунь». Транспортировка и реставрация последнего была слишком дорогой для бюджета муниципальных организаций. Однако данное предложение и подтверждение независимыми экспертами уникальности этого образца мирового авиастроения позволили избежать утилизации «Луня». На данное время экраноплан находится на полной консервации на закрытой территории военной части и его дальнейшая судьба пока неизвестна.