Язык в профессиональной деятельности юриста. §1.3 Основные принципы деятельности правоохранительных органов в рф Роль языка в профессиональной деятельности юриста

В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации и деятельности этих органов. В правовой науке и юридической практике такие нормы принято называть принципами.

Основными принципами деятельности правоохранительных органов в РФ являются:

Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.

Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших.

Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции РФ, где провозглашается право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22); на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч.1 ст.23); на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23); неприкосновенность жилища (ст.25).

В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения. Подробно данный принцип изучается в курсе «Уголовный процесс».

Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в соответствии с которым «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого» 3 .

Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на родном языке или любом другом языке, которым он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним обратился.

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24).

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов, заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве присяжных заседателей и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.). Представители общественности участвуют также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Так, например, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.

Принцип гуманизма находит свое непосредственное проявление в деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст.91 УПК РФ) и принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого и охране его имущества (ст.98 УПК РФ).

Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется, прежде всего, в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов. Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону.

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, официально – деловой, научной и культурной жизни. Каждая мысль передается языком, который служит формой для любого возможного содержания. Мы постигаем мысль уже оформленной языковыми средствами.

Особое место язык занимает в профессиональной деятельности юриста, независимо от того, где она протекает: составляет ли юрист законопроекты, проводит расследование, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений. Юрист – это деятель в области права. Он всей своей деятельностью охраняет нормы права, защищает различные права граждан, предупреждает правонарушения, восстанавливает социальную справедливость, разъясняет гражданам нормы права, регулирующие общественные отношения и выражающие волю государства.

И все это делается с помощью языка. Только посредством языка законодатель формулирует нормы права. Только через язык граждане воспринимают эти предписания. Поэтому нарушение юристом языковых правил может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей. Из-за неграмотной речи юриста пропадает уважение к нему, появляется неуверенность в его знаниях. Неточности в речи могут привести к неточному толкованию закона.

За разрешением различных правовых вопросов и проблем люди обращаются в правоохранительные органы, к адвокатам, нотариусам, другим специалистам в области права. И крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой является культура речи. От степени культуры речи во многом зависит эффективность досудебного следствия, гражданских сделок, престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.

Но прежде чем говорить о культуре речи, следует выяснить, что такое речь, чем она отличается от языка.

Язык, являясь кодом, хранилищем языковых средств, проявляется только в речи и только через нее выполняет свое назначение – быть средством общения. Таким образом, речь – это воплощение, реализация языка; это конкретное говорение, осуществляемое в звуковой или письменной форме. Это последовательность знаков (единиц) языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. При помощи речи происходит общение между людьми.

Речь всегда целенаправленна. Говорящий использует языковые средства в соответствии с контекстом, ситуацией и темой разговора. Речь, как явление всегда конкретна и неповторима и всегда индивидуальна, т.к. отражает опыт говорящего. Она может быть ясной – непонятной, уместной – неуместной, богатой – бедной, самобытной – стандартной, экспрессивной – невыразительной и т.д. Говорящий или пишущий может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения (официальному, почтительному, фамильярному, пренебрежительному и т.п., т.е. речевое поведение определенным образом характеризует говорящего.

Но разные типы речи (функциональные стили) обладают неодинаковой степенью проявления индивидуальности и субъективности.

Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека социальной личности, средством влияния общества на личность.

Слово «коммуникация» - одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение».

От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» - пути сообщения, транспорт, связь, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздужных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций.

В риторике термин «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, т.к. объектом нашего изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, взятого из лингвистического энциклопедического словаря «коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и двигательными средствами обмена информацией. Однако у них отсутствует речь. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе используются дополнительные средства общения и передачи информации.

Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т.д.).

Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флдагами и т.п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык. В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны.

Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жестны, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Рассмотрим выражение «речевая» коммуникация. Почему в этом выражении используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык – важнейшее средство общения? Ответ на этот вопрос мы найдем, выяснив различия, которые существуют между понятиями «язык» и «речь». Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, украинского, английского и любого другого языка.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст (статья, сообщение, доклад и т.п.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» - «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще следует помнить, что очень часто даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т.е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

Основными функциями языка и речи являются:

1. Информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей.

2. Агитационная – побуждение, призыв, просьба.

3. Эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций.

Кроме этого, говорят еще о метаязыковой функции (использование языка для описания предмета) и о фатической (установление контакта между участниками общения).

Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т.д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т.е. для устаноления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно.

Реально в речевой деятельности человека эти функции проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информационная функция, но могут выражаться также агитационная и частно эмотивная.

Охрана общественного порядка осуществляется 3-мя методами: уголовно - правовой, гражданско - правовой, административно - правовой.

Наибольшая часть компетентности в области охраны общественного порядка принадлежит Органам Внутренних Дел (ОВД). ОВД - весьма своеобразное звено исполнительной власти. Они организационно объединяют в себе достаточно разноплановые структуры: милицию, следственный аппарат, государственную противопожарную службу, паспортно - визовую службу, службу исполнения уголовных наказаний, а также, если брать систему МВД России в целом, то и внутренние войска МВД России.

Задачи ОВД:

1)- обеспечение общественного порядка;

2)- предупреждение и пресечение преступлений;

3)- расследование преступления и розыск преступников;

4)-предупреждение пожаров и борьба с ними.

Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок. В соответствии с возложенными на ОВД задачами, их деятельность регулируется следующими законодательными актами: а)- Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91 г. (с последующими дополнениями); б)- ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12 94 г.;

в)- ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от 21.07.93 г.;

г)- ФЗ «О внутренних войсках министерства Внутренних дел РФ» от 06.02.97 г.

В соответствии с законом «О милиции» , милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения. (ст.1). Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.

Вышеназванный закон возлагает на милицию следующие задачи: 1)- обеспечение личной безопасности граждан;

2)- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3)- раскрытие преступлений;

4)- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5)- оказание помощи в пределах, установленных ФЗ «О милиции», гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Например, обеспечение личной безопасности граждан, может быть достигнуто: наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (ППС, служба участковых инспекторов), которые действуя в пределах собственной компетенции, в конечном счёте, обеспечивают достижение этой общей цели;

профилактической направленностью деятельности милиции;

принимаемыми в особых случаях мерами по обеспечению безопасности определённых лиц, например, участников уголовного процесса, в безопасности которых есть основания сомневаться.

Весь этот комплекс мероприятий, гласных и негласных, призван гарантировать личную, имущественную и иную безопасность граждан.

В деятельности милиции необходимо выделить три основных направления, каждое из которых имеет особую правовую характеристику:

1. Административная деятельность на основе административного законодательства. В ходе отправления административных полномочий сотрудники и аппарат милиции вступают в административно - правовые отношения в гражданами, учреждениями, организациями.

Виды админ. деятельности милиции: а)- деятельность участковых инспекторов милиции; б)- служба милицейских нарядов по охране порядка в общественных местах;

в)- обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов в населённых пунктах и на автомобильных трассах.

2. Милиция как орган дознания - следственные функции: а)- возбуждение уголовного дела; б)- следственные действия по установлению и закреплению следов преступления - осмотры, обыски, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

3. Оперативно - розыскная деятельность:

а)- предупреждение и пресечение преступлений; б)- розыск преступников.

В связи с возложенными на милицию задачами, свою деятельность последняя строит в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности. Принцип законности в деятельности милиции означает, что она не только является одним из гарантов точного и единообразного исполнения законов, отнесённых к её ведению, но и сама в своей деятельности обязана строго исполнять нормативные предписания. Недолжное выполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки преследуются по закону. Сотрудник милиции, совершивший должностное правонарушение, может быть привлечён к дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Принцип гуманизма означает уважительное отношение к людям, в том числе и к правонарушителям. Во всех случаях запрещается применение методов воздействия, унижающих человеческое достоинство. Принцип уважения прав человека: В законодательстве РФ находит своё отражение международно - признанное положение об охране фундаментальных прав человека (всеобщая декларация прав человека, ст.29 и Конституция РФ, гл.2)). Их нарушение преследуется по закону. Милиция действует на основе гласности: это означает извещение правонарушителя об имеющихся к нему юридических претензиях, предоставление к нему в связи с этим возможности защищаться как лично, так и с помощью профессионального адвоката против выдвинутого обвинения (подозрения), возможность обжалования действий и решений должностных лиц милиции, которые он считает незаконными и необоснованными, в том числе и в судебном порядке. Кроме того, действия милиции могут в пределах, не разглашающих служебную тайну, освещаться средствами массовой информации. В ряде случаев закон допускает исключения из принципа гласности, в частности, в интересах расследования (ст.139 УПК). Материалы оперативно - розыскной деятельности, как правило всегда закрыты (с ними в рамках специальной процедуры могут знакомиться некоторые ответственные работники прокуратуры).

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.(ст.3). При этом в рамках оперативно - розыскной деятельности допускается использование агентурных источников (ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности»). Кроме того, к выполнению задач милиции могут привлекаться сотрудники системы МВД, не являющиеся сотрудниками милиции с момента и в порядке, который определяется министром внутренних дел РФ. И в этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищённости, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции. Следует отметить, что взаимодействие - не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней.

Особую социальную значимость деятельность милиции приобретает вследствие того, что она сопряжена со вторжением в сферу прав с свобод граждан. Подобное вторжение необходимо постольку, поскольку в отсутствие третьей силы (милиции), способной осуществлять принудительную защиту права, в обществе может начаться «война всех против всех». Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Закон здесь понимается как нормативный акт высшей юридической силы. В этой связи в настоящее время взят курс на решительное свёртывание подзаконного нормотворчества в сфере деятельности милиции. Вместе с тем нельзя считать, что если закон не уполномочивает милицию на совершение каких - либо действий в отношении граждан, то она обречена на бездействие. Важно подчеркнуть, что милиция вправе обращаться к гражданам с просьбой о добровольном принятии на себя некоторых обязательств или самоограничении в своих правах и свободах: оказать помощь сотруднику милиции в пресечении хулиганских действий и доставлении задержанного лица в милицию, разрешить «засаду» в своей квартире, предоставить в распоряжение милиции какие - либо предметы и т. п.. Но такое вмешательство допустимо лишь в том случае, если оно помимо наличия согласия или просьбы гражданина на противоречит общепризнанным нормам морали.

Закон требует от сотрудника милиции разъяснять гражданину во всех случаях ограничения его прав и свобод основание такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Милиция обязана защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста, образования, языка, политических и иных убеждений. Ей запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека (п.2 ст. 5, ФЗ «О милиции). Кроме того, милиция должна предоставлять возможность реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщать по их просьбе о задержании их родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке); при необходимости принимать меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей - либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.

4. Пути и средства совершенствования организации деятельности ОВД на современном этапе развития России

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Заключение

В процессе написания работы я выяснил, что органы внутренних дел играют важнейшую роль в государственной деятельности.

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Служба в ОВД является прекрасным примером несения государственной службы.

Сегодня, когда наша страна находится на пути правового обновления, пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их работы только начался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном процессе усложнения и многообразия общественных структур. В реальной жизни это будет отнюдь не возврат к старому, а возрождение и развитие новых социально-экономических структур.

Развитые общественные структуры объективно находят адекватное отражение в государственном устройстве и, в частности, в структуре организации правоохранительных органов. Органы внутренних дел, как специфический социальный институт всегда четко реагировали на любые изменения не только в государственном устройстве и политике, но и в частной жизни граждан.

Органы внутренних дел, как элемент системы социального управления должны охранять и поддерживать новый механизм развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур. Именно это должно стать одним из базисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.)

3. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ 1995 г. № 31 ст.2990

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

5. Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993

6. Габричидзе Б. Н. Принципы профессионализма в государственной службе //Государство и право. 1995. № 12

7. Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.,1998

8. Костенко Н. И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995, № 11

9. Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993.

10. Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993, № 6.

11. Ноздрачев А. Ф. Об основах государственной службы. // Дело и право 1996. - № 5.

12. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. № 1

13. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997.

14. Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В. В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред В. Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 1995

  1. Место судебных органов в механизме современного государства

    Курсовая работа >> Государство и право

    Ее структуры и принципов построения; определение места судебных органов в механизме современного государства . ... . Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и... несомненно, способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда...

  2. Государство и экология (3)

    Курсовая работа >> Экология

    Преступления. 9 Место и роль правоохранительных органов в решении экологических... государстве (личность, общество, государство ), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными ... организационная структура органов прокурорского...

  3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы (1)

    Статья >> Государство и право

    ... государства , сущности права. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохранительных

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными.

Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Правоохранительные органы: учебник Отв. ред. Лонь С.Л. - Учебное пособие/ Изд-во НТЛ, 2010. - С.113-115

Деятельность правоохранительных органов в правотворческой деятельности

Одна из причин стабильно сохраняющихся негативных тенденций в состоянии и динамике преступности, заключается в том, что данные о результатах ее анализа и прогнозирования тенденций сегодня мало соответствуют реалиям. Как правило, правоохранительные органы на местах осуществляют их на основе простого сопоставления статистических данных, изучение и сопоставление которых на практике заменяет настоящий анализ. Изученные материалы координационных совещаний в Республике Башкортостан показали, что зачастую все сводится к формальному обсуждению подготовленных одним из членов совещания аналитических данных, основанных на обобщении статистики. Между тем, статистические данные далеко не в полной мере отражают изменения преступности.

Не отражают состояния преступности и направляемые в органы государственной власти и управления информационные материалы, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Положения о координации. Здесь не учитывается большая часть «айсберга» - латентная преступность. Кроме того, правоохранительные органы при этом часто проявляют ведомственность. В аналитической деятельности правоохранительных органов в рамках координации требуются новые подходы. Она должна быть построена на иной организационной основе, нежели провозглашаемые неопределенные формы ее осуществления, как и десятки лет назад: совместный анализ, совместное прогнозирование и т.д.

В современных условиях России создание новых структур, в том числе в органах прокуратуры по анализу и прогнозированию, как предлагалось в юридической науке, маловероятно. Поэтому названная функция может и должна осуществляться в рамках координационных отношений. В диссертации разработаны рекомендации по организации и методам координации информационно-аналитической деятельности.

Координационное совещание поручает одному или нескольким его членам проведение целевых или комплексных анализов, которые получают данные от любых структур и формируют рабочие группы. С учетом мнения руководителей правоохранительных органов определяется конкретный круг вопросов, подлежащих анализу. Непосредственную аналитическую деятельность осуществляют соответствующие рабочие группы, имеющие своего руководителя, под контролем Секретариата координационного совещания. Устанавливаются причины изменений состояния дел в данном направлении (сфере) по сравнению с предыдущим периодом или в более длительной ретроспективе; выясняются причины изменений показателей; качество анализа (корректность методики анализа, обоснованность и логичность вы­водов и предложений и т.д.); полнота анализа (охвачен ли весь круг поставленных вопросов); соответствие материалов анализа данным официальной отчетности. Журкина О.В. Деятельность правоохранительных органов на современном этапе / О.В. Журкина. - М.: АНАЛИТИКА РОДИС. - 2011. - № 2. - с. 12-13

Координации информационно-аналитической деятельности в диссертации дается определение как функции правоохранительных органов в рамках осуществления координационной деятельности по исследованию состояния, тенденций и проблем противодействия преступности.

Основные приоритеты находятся в сфере предварительного следствия, поэтому одним из стратегических направлений координации должно стать повышение результативности предварительного следствия на различных его участках и в целом. В качестве стратегического направления координации в зависимости от ситуации могут выступать состояние подбора кадров в правоохранительных органах и меры их профессионализации, задачи пра­вового воспитания и предупреждения преступности несовершен­нолетних, других категорий граждан.

Стратегию борьбы с преступностью составляет совокупность следующих направлений деятельности правоохранительных и иных государственных органов: 1) политика предупреждения преступности и иных мер противодействия должна включаться в социальную политику государства; 2) на государственном уровне должны быть созданы органы по предупреждению преступлений; 3) правоохранительные органы и спецслужбы освобождаются от несвойственных им функций; 4) центр тяжести противодействия преступности переносится в сферу антигосударственных посягательств; 5) программы борьбы с преступностью должны быть доступными и реальными, а главное - обеспечены в ресурсном, кадровом, правовом и иных отношениях. Правоохранительные органы Российской Федерации. Пронякин А.Д., Пронякин Д.А. Учебно-практическое пособие / М.: МЭСИ,- 2005. -- С. 94-95

Стратегия координационной работы предполагает и соответствующую методику ее осуществления. Во многом она зависит от индивидуальных качеств каждого участника и носит творческий характер. Чем выше опыт и профессионализм членов координационного совещания, тем совершеннее будут методы, разработанные и реализованные в целях выполнения совместных решений. Методика должна способствовать инициативной и творческой работе участников координации, формализм и заорганизованность не оставляют места для инициатив и ограничивают выбор более приемлемой методики.


Бессонова Ю.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы" Орловский филиал
Значение языка в профессиональной деятельности юриста
Кутурова В. В.,
студентка группы 1 ЮОСП
Орловского филиала
РАНХиГС при Президенте РФ
Науч. рук. Бессонова Ю.А.,
канд. филол. наук, доц.
Язык - это исторически сложившаяся система фонетических, лексических и грамматических единиц, которая служит средством коммуникации, выражения мыслей и чувств людей. Язык - это абстрактное понятие. Его нельзя представить как нечто материальное. Это то, что существует только в нашем воображении. Он реализуется в речи каждого его носителя. Язык является важнейшим способом получения и обработки информации, а также средством оптимизации всех видов деятельности человека.
Язык по своей природе является полифункциональным, так как выполняет различные функции:
коммуникативную (означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения);
познавательную или когнитивную (означает, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности);
аккумулятивную (функцию сохранения и передачи информации);
эмоциональную (проявляется в способности языка выражать чувства, эмоции говорящего);
волюнтативную (функцию воздействия)
Юридическое мышление всегда выражается в языке, поэтому в профессиональной деятельности юриста именно язык и речь играют значительную роль. По специфике своей деятельности юрист является правоведом, а право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Создавая нормы права, истолковывая законы, юрист должен в безупречности владеть нормами языка и охранять их.
Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Важно понимать: для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая культура.
По мнению профессора Е.Н. Ширяева: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» .
Культура речи отражает грамотность и соблюдение человеком общепринятых норм языка. Высказывания юриста чаще всего исходят от лица государства, поэтому его речь является официальной и объективной, то есть в ней нет места жаргонизмам, разговорным высказываниям, эмоциональной оценки и какой-либо несущественной информации. Также речь юриста кратка и лаконична, его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме - логичной, яркой, образной.
Необходимо также отметить, что знание основ ораторского искусства является еще одним показателем профессиональной компетенции юриста. Развитие общества постоянно вносит коррективы в представления правоведов о том, каким должен быть юрист. Однако все они неизменно приходят к следующему выводу: юрист – это блестящий оратор, обладающий навыками доказывания и убеждения. Он умело связывает содержание своего выступления с жизнью, учитывает состояние и запросы слушающих его людей, пользуется различными языковыми средствами выразительности. Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств. Слово – один из основных инструментов в профессиональной деятельности юриста. Нередко от качества речи юриста зависит результат его работы. Одного неправильно употребленного слова, неверно поставленного ударения может быть достаточно для того, чтобы испортить впечатление от речи и мнение о говорящем. Поэтому чрезвычайно актуальной является проблема риторического образования будущих юристов.
На основе всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что язык играет необычайно важную роль в профессиональной деятельности юриста, так как качественная речь является одним из инструментов, позволяющих ему добиться поставленных задач.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов, Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 539 с.
2. Зверева Е.Н., Хромов С.С. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации: учебное пособие, М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2012. – 432 с.