Что возникает в процессе производственной деятельности людей. Материальная и духовная деятельность. Игра, общение и труд как виды деятельности

Чем отличаются различные виды труда в материальном производстве?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Характеристика, разнообразие деятельности

Из курса истории и данного курса вы знаете, какую роль играла работа в становлении и историческом развитии человека и общества

Труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых ей для удовлетворения потребностей. Важнейшие сферы применения общественного труда - материальная не производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство. Особое значение имеет труд людей в материальном производствві.

труда в материальном производстве

Слово"делать", как вы знаете, означает"производить, производить какую-либо продукцию"Производство - это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, потому что без еды одежды, жилья, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги. Представьте себе, что бы е дбулося, если бы остановились перевозки на всех видах транспорта (транспортные услуги), прекратилось поступление воды в водопроводную систему или сбора мусора из жилых кварталов (бытовые услугиги).

нематериальное (духовное) производство. Первое, если сказать кратко, это производство вещей, второе производство идей (а точнее, духовных ценностей). В первом случае, например, производимые телевизоры, прибор ди или бумагу, во втором - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл что-то новое в окружающем миреті.

Это не значит, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. А в совр одновременно производстве роль знаний, квалификации, моральных качеств существенно возрастаеттає.

Различие между двумя видами производства ~ в создаваемом продукте. Результат материального производства разнообразные предметы и услуги

В готовом виде природа. Дает нам лишь очень немногие. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды. А взять у природы уголь, нефть, газ, древесину невозможно без значительных усилий в большинстве случаев ей природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает перед нами как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых матер иально условия для своего существованияання.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: во-первых, предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить, во-вторых, средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется, в-третьих, цил леспрямована деятельность человека, его труд. Итак, материальное производство является процессом трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностиб.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности и интересы людей является той основой, которая определяет цель трудовой деятельности бесцельным занятием не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о. Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд эту - выкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы. Работа в собственном смысле слов а возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставлена??метна мета.

Для достижения цели в трудовой деятельности, как и в любой другой, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии й и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда в процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы, подвергаются пер етворенню. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудованивання.

Можно сказать и иначе: производительность труда это эффективность трудовой деятельности, выражается количеством продукции, произведенной за единицу времени (подумайте, от чего зависит производительность труда и или всегда это связано только с желанием человека.

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, расчленяются на трудовые приемы, действия и движения (с любыми видами труда вы знакомы?. Какие операции и приемы к ним применяется уються?.

зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупность выполняемых работником операции их соотношением и взаимосвязью, от распределения функц этой (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладка) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда. В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотоннос те, обусловленности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д.. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на й х исполнения означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется спиввидноше ния между трудом физическим и умственным, монотонной и творческой, ручной и механизированной тощ тощо.

Современная техническая база предприятий является сложным сочетанием средств труда разного типа, поэтому происходит значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это приводит его существенную неоднородность. В. Большое количество рабочих занята монотонной, нетворческой трудом. В то же время многие выполняет работу, которая требует активной умственной деятельности, решения сложных производственных задачань.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива которые создают какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда - это распределение и закрепление занятий между уч. Асника трудового процессесу.

Так, в строительстве дома участвуют и рабочие, создающие на заводе блоки, панели и другие детали будущего дома, и водители транспорта, доставляющих эти детали на строительную площадку, и к крановщики, управляющие строительными кранами, и строители, монтируют дом из готовых деталей, и сантехники / и электричества, устанавливают соответствующее оборудование, и работники, осуществляющие малярс ьки и другие работы и т.д.. Такое разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его сложных элементов соответствии с ними отделяются трудовые функции, происходит технологическая специализацияія.

Для слаженной работы всех участников необходимо общение, которое на лори человеческой истории было связано с возникновением языка, развитием сознания. Общение участников трудового процесса позволяет ко оординуваты свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерствоь.

В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образует различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т.д.. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного вы иробництва, в специализации огромного числа предприятий различного профиляю.

Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и расширение разделения труда в масштабе с обществ.

Общество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих целью поддержание своей жизни, производство и воспроизводство условий своего существования. Единичный индивид не мог бы составить общественную группу, какой бы она ни была, не мог и быть «обществом», а его сознание – социальным, т. е. он не был и человеком. Общество возникает исторически при наличии известного минимума взаимодействующих индивидов, имеющих, несмотря на свое своеобразие, общие потребности, интересы и цели. Одной из таких целей является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жилье и т. п., и одновременно с этим развиваются первоначальное мышление и средство коммуникации – язык. Труд явился источником появления и развития общества. Труд (как целостный социальный феномен) относится к материальной деятельности, к материальной сфере общества.

Труд человека включает в себя несколько моментов, в том числе и духовный компонент – целенаправленность. Деятельность, вообще-то, свойственна и многим представителям животного мира, например, бобрам, строящим плотины, птицам, создающим гнезда. Но трудовая деятельность человека отличается от подобной «работы» тем, что она основывается не столько на инстинкте, сколько на осознании цели, на идеальном. Труд человека неотрывен от начинающегося исторически или от развивающегося в дальнейшем сознания, от постановки все более и более разветвляющихся целей. Трудовая деятельность, связанная с освоением не только новых явлений, но и сущностей предметов, формирует новые идеальные модели и побуждает к их реализации. Целенаправленность деятельности (хотя она бывает порой и хаотичной, и инстинктивной) есть характерная черта человека. Она относится как к взаимодействию с природой, так и к духовной деятельности людей.

Другие черты трудовой деятельности свойственны, главным образом, практическому, а не духовному постижению действительности. Человек сталкивается с материальным сопротивлением объекта, что требует от него применения своих физических сил, напряжения мускулов и т. п.; он функционирует физиологически, расходуя энергию, подобно взаимодействующей с ним энергии и структурам природной среды; он выступает как природная материальная система, включенная в несколько иную природную же систему. Можно спросить: а разве композитор, создавая музыку, или писатель, ученый, философ не имеют при создании своих работ такого (или подобного) физического напряжения? Конечно, имеют. Однако это напряжение носит здесь подчиненный характер, и характер определяется преимущественно духовным, а не вещественно-субстратным результатом такого труда.

Еще одна черта трудовой деятельности как практики: преобразование материальных (вещественно-субстратных) систем. Не любые перестановки элементов такой системы или изменения структуры этих систем (это можно совершать и в мысленном моделировании) и не любые предметно-чувственные акции человека будут «практикой», а только такие, которые изменяют в самой реальной действительности качества элементов, подсистем и систем в целом, ведут к ликвидации, разрушению существующих внешних систем или, наоборот, к их развитию, совершенствованию или созданию новых материальных (вещественно-субстратных) систем.

Только все три вместе взятых признака – целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем составляют практику как гносеологический феномен.

Труд отличается от практики главным образом тем, что это есть социально-философское понятие, а «практика» – гносеологическая категория. Если «практика» соотносима со «знанием» (и даже «теорией»), лишь частично включая добываемую обществом информацию в себя (практика, как мы знаем, невозможна без цели и духовного компонента внутри себя), то труд обеспечивает человеку не только потребляемое индивидом продовольствие, средства производства, компьютеры и т. п., но также художественные, эстетические ценности, создание нравственных, правовых норм, научные принципы, теории; здесь не только включенный в практическую трудовую деятельность компонент знания, но и все трудовые действия человека, направленные (если брать только науку) на поиск новой информации, на создание новых гипотез, быть может, никогда не способных превратиться в компонент практики.

Определение понятия труда: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества, – всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни».

Данное определение в целом охватывает главную сущность труда и отличается от тех, в которых труд сводится лишь к деятельности по производству материальных благ. Второе определение, распространенное в учебной литературе до недавних пор, навеяно трактовкой того понимания труда, которое имело место у К. Маркса в политэкономии. Но одно дело – частная наука политэкономия, где категория «труд» имеет свой смысл и применима для научного анализа экономических отношений капитализма XIX века, и другое дело – более широкое его понимание в социальной философии. Кстати, и в приведенном определении В. А. Вазюлина, которое может быть принято за исходное, базисное в философии, не учтены некоторые важные, на мой взгляд, стороны труда. Так, не отмечено, что нравственное самосовершенствование индивида (не говоря уже о деятельности педагога, врача, артиста и др.; педагог, например, не столько созидает духовные блага, сколько передает их ученикам и трудится, воспитывая) достигается тоже благодаря трудовой, порой не менее напряженной, чем у рабочего, деятельности. Труд охватывает также широкую палитру управленческой, организаторской деятельности. В этом отношении трудящийся – не только индивид, работающий у станка или машинистом, дворником, или индивид, перебирающий зимой или весной картофель на овощной базе, но также руководитель, организатор того или иного предприятия (т. е. «капиталист»), который вкладывает свои силы, в том числе умственное напряжение, и предпринимает определенные действия, связанные с затратой физической энергии.

Следует обратить внимание на две концепции трудящихся (по В. С. Барулину). Первая – социально-экономическая, вторая созидательно-культурологическая. Согласно первой, трудящиеся – это созидатели, наемные работники, получающие заработную плату, это угнетенные, эксплуатируемые; остальные – «нетрудящиеся». Вторая концепция выдвигает другой, более широкий критерий трудящегося – созидание совокупного богатства общества, культуры во всей ее многогранности: материальной, духовной и любой другой. Рабочий на заводе, конечно, трудящийся. Но трудящимися были и А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, чьи произведения составляли вершины духовной культуры человечества и стоили их авторам напряженнейшего труда. К числу трудящихся относятся и владельцы орудий и средств производства. Любой владелец фабрики, руководитель акционерного общества, член правления банка и др., поскольку он активно участвует в делах своего предприятия, компании, банка и т. д., является трудящимся в самом прямом и непосредственном смысле слова. Он трудится именно как руководитель, как организатор производства, торгового предприятия, финансового учреждения. Пример – Демидов, Форд. Нет никаких оснований не включать в эти ряды трудящихся и большой отряд политико-управленческого слоя общества. Разве действия каждого управленца, политика не продвигают общество на пути налаживания сложной сети общественных отношений, нахождения все новых и новых форм организации совместной деятельности людей? Разве они не созидательны? Конечно же, эти действия требуют от человека личных настойчивых усилий, воли, целеустремленности, таланта. В определенном смысле Петр Первый, Наполеон, Рузвельт, Тэтчер и т. д.– все они трудящиеся. Подробно рассмотрев эти две концепции трудящихся, В. С. Барулин справедливо замечает, что хотя первая концепция (политэкономическая) и справедлива в своей области познания общества, однако развитие современного мира требует все больше внимания уделять созидательно-культурологической концепции.

Созидательно-культурологическое понимание труда нисколько не преуменьшает роли его экономической трактовки. Если не завершать характеристику труда его культурологическим масштабом, а, наоборот, начинать с него и идти в своем рассмотрении вглубь и в соотношение видов труда, то мы придем в конечном итоге к тому, что первая концепция (а точнее сказать первый подход) есть изначальный, исходный рубеж понимания труда, да и общества в целом. Действительно, чтобы писать романы, создавать музыкальные произведения, управлять людьми и т. п., нужно, чтобы писатель, музыкант или управленец имели пищу, одежду и многое другое из материальных вещей, а все это, как известно, не выпадает из облаков, как дождь, а производится людьми в их материально-производственной сфере. Для ученых необходимы многие приборы (микроскоп, энцефалограф и т. п., даже бумага или карандаш, которыми они пользуются и которые они получают из материально-производственной деятельности. Но если и выводить другие виды труда из этой деятельности, что допустимо, то сводить их к ней нельзя; необходимо видеть и своеобразие разных видов трудовой деятельности, характеризующих многоаспектность общества, его материальной и духовной культуры.

Какой бы концепции трудящихся мы ни придерживались (а надо все же признать, что с философской точки зрения более верной является вторая, которая, кстати, включает в себя при определенных оговорках и ограничении и первую), понимание труда остается в принципе одинаковым. Труд есть материальная основа функционирования и развития общества.

Познакомимся теперь непосредственно со структурой материального производства (духовное производство относится к духовной сфере общества). Здесь традиционно выделяются производительные силы и производственные отношения.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Отдавая дань традиции, можно указать, что производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила – люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Отмечая, что люди есть главная производительная сила, мы имеем в виду их потенциальную возможность стать таковой силой; а главное – их соединение, взаимодействие со средствами труда и производства (в процессе такого взаимодействия) материальных благ, средств обеспечения услуг (в том числе в здравоохранении, науке, образовании) и средств производства. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда – накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда. Таковы две стороны, или подсистемы, производительных сил, как они были представлены в большинстве учебников по философии вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Однако такое представление, опирающееся на марксистскую традицию, оказывается недостаточно полным. Все чаще к подсистемам производительных сил присоединяют технологию (или технологический процесс), управление производственным процессом, в том числе с включением в него компьютеров. Эта третья подсистема дополняется еще четвертой подсистемой – производственно-экономической инфраструктурой. К ней относятся части, или элементы, экономического процесса, носящие подчиненный, вспомогательный характер, обеспечивающие нормальное функционирование конкретного предприятия, совокупности предприятий в пределах того или иного региона или народного хозяйства в целом. В производственно-экономическую инфраструктуру включаются транспорт, железные и шоссейные дороги, производственные и жилые (относящиеся к тому или иному ведомству) здания, коммунальное хозяйство, обеспечивающее производство, и т. п. К производительным силам следует отнести также знание (или науку). Уже К. Маркс отмечал, что наука становится (это относилось к XIX столетию) производительной силой общества. Он считал, что научное знание является «всеобщей производительной силой»; накопление знаний и навыков, по К. Марксу, суть «накопления всеобщих производительных сил общественного мозга». Впоследствии ортодоксальные марксисты вплоть до конца XX столетия продолжали заявлять, видимо, опасаясь обвинений в ревизионизме, что производительные силы состоят только из двух подсистем, а наука якобы и в XX веке продолжает лишь «становиться» производительной силой. Между тем, уже с начала новейшей научно-технической революции, т. е. примерно с середины XX столетия, стало очевидным историческое по своей значимости явление, каковым стало превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Д. Белл, например, в 1976 году писал, что к основным чертам постиндустриального общества относится прежде всего «центральная роль теоретического знания». Он пояснял: «Каждое общество всегда опиралось на знания, но только в наши дни систематизация результатов теоретических исследований и материаловедения становится основой технологических инноваций. Это заметно прежде всего в новых, наукоемких отраслях промышленности – в производстве компьютеров, электронной, оптической техники, полимеров – ознаменовавших своим развитием последнюю треть столетия».

Интересно отметить эволюцию взглядов на этот вопрос в российском «Философском словаре». В издании 1991 года указывалось: «Наука все более превращается в непосредственную производительную силу» (с. 282, 284). Другая оценка дана уже в следующем его издании. Там записано: «Основное технологическое содержание научно-технической революции, происшедшей во второй половине XX в., состоит в превращении науки в непосредственную производительную силу общества: систематическое научное знание постепенно становится преобладающим по значению фактором роста благосостояния общества по сравнению с такими его традиционными источниками, как природные ресурсы и сырье, труд и капитал. Материальное и в значительной мере духовное производство постепенно превращаются в практическое применение современной науки: при этом наука как производительная сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую технику и в возрастающие профессиональные знания работников».

Как видим, научное знание наконец-то и в России, правда, еще приглушенно, оказалось официально признанным в качестве производительной силы общества. Его, между прочим, следует выдвинуть если не на первое, то на второе место в ряду подсистем производительных сил общества.

Таким образом, структура производительных сил включает в себя: 1) работников производства; 2) научное знание; 3) средства труда; 4) технологию производственного процесса и 5) производственно-экономическую инфраструктуру.

Процесс материального производства невозможен без производственных отношений. Так называются связи, в которые вступают люди (или группы людей) в процессе производства. Составными элементами, или подсистемами, этого комплекса отношений являются: 1) отношения к собственности, 2) отношения обмена результатами деятельности и 3) отношения распределения продуктами производства (из последней иногда выделяют в качестве самостоятельной подсистему потребления). Помимо этого, значительную роль в комплексе производственных отношений играет разделение труда не только внутри предприятия или даже отрасли производства, но и между регионами, зависящее от многих факторов (климатических условий, природных ресурсов, культурных традиций и т. п.), что обусловливает своеобразие экономических отношений между большими группами людей, нациями, государствами.

Ключевое место в системе производственных отношений занимает собственность (иногда ее трактуют как «имущественные отношения»). Экономические отношения собственности имеют юридическое оформление, закрепляются юридическими актами.

Отношения собственности бывают разных видов – владения, невладения, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма собственности интеллектуально-духовная: на произведения искусства, научные открытия и т. п.

В самом начале развития общества собственности как таковой (на вещи, на людей) не было; это была, правильней сказать, личностная собственность внутри племени, общины и имеющая название (с учетом того, что люди вынуждены были кооперировать свои средства и усилия при охоте, рыболовстве, земледелии) «общинной», «родоплеменной», «совокупно личностной». При кооперировании использовалось и разделение труда – между женщинами и мужчинами, между взрослыми и детьми, между людьми с разными навыками и т. п., а распределение получаемых благ совершалось с установкой не позволить умереть ни себе, ни своим сородичам. В дальнейшем (при совершенствовании средств труда, разделения трудовых действий и т. п.) стало возникать такое количество пищи и иных благ, что индивиды могли прокормить не только себя, но и некоторых соплеменников или людей другого племени; возникла возможность плененных в столкновениях с другой группой людей не убивать, а использовать как рабочую силу и тем самым накапливать собственность (сами пленные – производители материальных благ считались вещами).

Такой путь появления частной собственности был не единственным, но, пожалуй, главным; в его основе, как видим, лежал рост производительности труда, развитие производительных сил.

Возникновение государственных структур привело к правовому закреплению частной собственности. С точки зрения собственника, мало владеть какими-то орудиями труда, важно, чтобы при их краже он оставался их владельцем и чтобы (в случае судебного разбирательства) право было на его стороне. Гегель отмечал: «Для собственности как наличного бытия личности недостаточно моего внутреннего представления и моей воли, что нечто должно быть моим, для этого требуется вступить во владение им. Наличное бытие, которое такое воление тем самым получает, включает в себя и признание других… Внутренний акт моей воли, который говорит, что нечто есть мое, должен быть признан и другими». Речь идет о собственниках, точнее – о правовых установлениях государства, призванного (помимо прочего) защищать частную собственность.

При социально-философской характеристике производственных отношений, прежде всего отношений собственности, не следует переоценивать роли насилия в ее возникновении и укреплении. Понятно ведь, что раб нуждается в рабовладельце (как собственнике орудий труда), как и рабовладелец – в рабах. Ему «выгоднее» остаться живым и работать, чем умереть. Рабочий, остающийся без работы, может погибнуть с голоду, не вступая в определенные отношения, зачастую консенсусного характера, с владельцем средств труда.

Отмечая взаимное тяготение работающего и работодателя, что не отменяет конфликтности таких отношений, В. С. Барулин указывает на упрощенное представление о собственнике как только о «безмятежном угнетателе». Он пишет, что частная собственность преломляется во внутреннем мире человека значительной напряженностью, непрерывным беспокойством. Ведь частная собственность – это не просто владение вещами как таковыми. Эти вещи должны сохраняться, а не разрушаться, они должны социально функционировать, только тогда они имеют какой-то смысл для субъекта собственности. А это сохранение, функционирование объектов собственности не осуществляется само по себе, оно требует непрерывных и разнообразных усилий, контроля, непрерывного наблюдения и т. д. Все это преломляется в определенном непрерывном ощущении ответственности, заботы. Человек как бы постоянно несет это бремя. Если же учесть, что частная собственность динамична, что она функционирует в бурном море экономических противостояний, где позиции собственности непрерывно меняются, часто попадая в критические фазы, то ясно, что это ощущение ответственности, заботы представляет собой значительную степень напряженности в духовном мире. Так что частная собственность порождает не только определенную устойчивость духовного мира человека, но и ощущение тревоги, в определенной мере зыбкости бытия.

Истоки первоначального накопления капитала разнообразны. Среди них, конечно, мы увидим и такие антиобщественные действия будущих капиталистов или олигархов, как широкомасштабный обман населения, казнокрадство, коррупция и т. п. Но во многих случаях основой накопления может стать и личный (в том числе и семейный) труд. Так что считать любую частную собственность «воровством», как это иногда заявлялось марксистами, неверно. Ошибочен и лозунг, провозглашавшийся в годы «социалистической» революции, «грабь награбленное», по К. Марксу, «бьет смертный час частной собственности: экспроприаторов экспроприируют», т. е. «экспроприируй экспроприаторов!». Здесь имелось в виду то, что часть прибыли от реализации товаров владельцы предприятий оставляли у себя и строили свое материальное благополучие на якобы «отнятом» у рабочих доходе. Но если бы доход полностью «проедался», то не было бы никакого производства. И хотя материальное устроение собственной жизни владельцем средств производства формально выглядит как несправедливость и способно вызвать негативную реакцию со стороны наемных рабочих, то все же сама организация производства, затем его модернизация и расширение выпуска продукции, в ходе которых собственнику нередко приходится ограничивать свои личные потребности или даже жертвовать тем, что он фактически сам заработал, меняют положение дел. Наилучшее состояние отношений между собственниками средств производства и наемными рабочими, как свидетельствует история, – достижение взаимного согласия, причем достижение путем официально заключаемого договора. Возможно, конечно, обострение отношений между ними (как и между рабочими и государственной властью) при появлении разнонаправленных целей, например, при сокращении мест на убыточных шахтах и угрозе безработицы. Часто этот антагонизм был разрушительным.

Антагонизм классовых интересов описывался не раз в XIX веке и первой половине XX столетия сторонниками марксизма. Это была, надо сказать, не выдумка абстрактно мыслящих политэкономов или политиков марксистского направления, а констатация реального положения дел при индустриальном (по характеристике Д. Белла) капитализме того времени. Оставляя в стороне чрезмерное преувеличение степени этого антагонизма, обусловленное, прежде всего, политическими причинами, приходится все же признать наличие в целом адекватной картины бедственного положения промышленного пролетариата того периода, чреватого социальными потрясениями; да таковые и происходили на протяжении всего этого времени.

После Второй мировой войны и особенно с 60-х годов XX столетия во многих странах Западной Европы, в США и Японии положение промышленного пролетариата существенно изменилось. Под влиянием научно-технического прогресса, благодаря интенсивному внедрению научных разработок в промышленность и сельское хозяйство в этих секторах экономики в некоторых странах резко сократилось число рабочих – примерно с 60–75 % в конце XIX века до 18–22 % в завершающем десятилетии XX столетия. Изменился и характер труда на производстве (это будет рассмотрено дальше).

Д. Белл отмечал, что теперь по крайней мере для индустриально развитых стран теряют силу важнейшие политические выводы марксистского экономического анализа индустриального капитализма. В 1976 году он писал: «Поскольку взгляд на историческое развитие как ведущее к неизбежной победе пролетариата есть основа партийного учения (и оправдывает репрессивное правление партии от имени «диктатуры пролетариата»), то как можно придерживаться этой догмы, если пролетариат не является основным классом постиндустриального общества?»

Отношение частной собственности (а ее роль и характер тоже меняются) порождает в духовном мире человека определенную мотивационную интенцию. Суть ее (по В. С. Барулину) в том, что частный собственник мотивирует свои действия и поступки с целью организации наиболее выгодного, эффективного функционирования своей частной собственности. Точно так же и собственность на свою рабочую силу предполагает определенную интенцию на то, как наиболее выгодно реализовать, продать ее, обеспечить стабильность этой реализации. Необходимо видеть не только личностный характер частной собственности, но и то, что общественная и государственная собственность в том виде, в каком они имеют рациональный смысл, также в основе своей есть производное частно-личностной собственности, собственности отдельного человека. Они и функционируют постольку, поскольку в них содержится этот индивидуально-человеческий момент. Поэтому исходным при анализе частной собственности, как и собственности вообще, должно быть констатирование человека, индивида как субъекта собственности.

Сложность мотивационного аспекта частной собственности, в котором мы акцентировали внимание на взаимозависимости и единстве разных моментов, нисколько не исключает, заметим еще раз, их противоположности и даже антагонизма, который порой способен проявиться как в доиндустриальных, индустриальных, так и в постиндустриальном (или компьютеризованном) обществах.

К концу XX – началу XXI столетий терроризм и разгул преступлений против мирного населения стали новой формой социально-группового антагонизма во многих регионах мира, включая высокоразвитые в индустриальном отношении страны. Достаточно вспомнить взрыв известных зданий в США 11 сентября 2001 года, что не объяснить действиями ненормальных одиночек. Имеются самые разные причины, порождающие такие явления. Некоторые из них упираются в материальные экономические, в частности, распределительные отношения. Если государство допускает разрыв между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми в 100 и более раз (и к тому же потворствует коррупции или не принимает решительных мер против нее), то тем самым создается экономическая основа для протестного поведения, в том числе для преступлений и террористических актов. Несправедливым может считаться в глазах голодного населения одной бедной страны и высокий прожиточный уровень некоторых других стран; бедность своего населения правители экономически отсталых государств порой объясняют тем, что другие страны их «ограбили». Одной из причин является преступная политика лидеров довольно развитых стран, объявляющих борьбу не с конкретными террористами, а с целыми народами (проведение слепых карательных акций), из родственников невинно погибших формируются «террористы», готовые пожертвовать собой, но отомстить бездушным и богатым. Вспомним, что в годы так называемой «коллективизации» (т. е. того же государственного терроризма) в СССР было немало «мстителей», чьи действия были вызваны несправедливым изъятием жилья, земли и имущества (а порой и убийствами членов семьи).

Государственный терроризм, чем бы он ни оправдывался, во много крат хуже группового или индивидуального терроризма. Нужны законы против всех форм терроризма, нужны дееспособные правоохранительные органы, а главное, по-видимому, нужно установление подлинно демократических и справедливых распределительных отношений в каждом государстве. Пример тому – одна из стран Азии, где разрыв между низким и высоким уровнем дохода не превышает соотношения 1:4; там фактически нет преступлений. Отмеченный факт, связанный с причинами роста преступности, равно как и с отсутствием таковой, не есть какой-то отход от вопроса о материально-производственной сферы общества. Наоборот, эти, как и многие другие, негативные и позитивные явления в жизни государств свидетельствуют об их зависимости от характера производственных (экономических) отношений в обществе.

Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется нематериальное (непроизводственная сфера) , которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.

(кратко и понятно) Рассмотрим более детально материальное производство. Данное производство основывается на использовании технологий и техники, а так же на взаимоотношениях между людьми. Основная деятельность в сфере направлена на создание разнообразных предметов потребления, как продукты питания, и других товаров для удовлетворения жизненных потребностей человека которые создаются из вещества. В основе материального производства лежит труд человека. Именно поэтому труд в при материальном производстве является основной социальной формой реализации для человека своих жизненных способностей и сил.

Освоение человечеством окружающего мира вызывало рост и совершенствование процессов производства, которые способствовали бы приспособлению и адаптации человека к окружающей обстановке. В связи с этим орудия труда так же претерпевали изменения, начиная от каменного топора до современных автоматических и роботизированных заводов и производств. Это во многом повлияло и на материальное производство. Так как освоение и совершенствование новых методов и способов производства вызывает рост продукции, а следовательно и колебания ее цены, однако в то же время за счет усиленного использования сырья для изготовления материальных ценностей оно истощается. А ведь основная часть данного сырья является природным, и большая часть из продуктов сырья относятся либо к не возобновляемым, или медленно возобновляемым.Поэтому материальное производство включает с одной стороны чисто техническую и производственную составляющую. При этом труд представлен как природный процесс, организованный по определенным законам и требованиям. Но с другой стороны данное производство включает общественные и производственные отношения которые складываются между работниками и окружающей обстановкой в процессе их деятельности.

Структура материального производства

    это производство в основе которого лежит труд (деятельность) человека по изготовлению вещей и материальных ценностей

    один работник при таком производстве находится в тесном взаимодействии с другими работниками которые работают над созданием этих ценностей и вещей

    с учетом использования природных ресурсов и энергоресурсов расходование которых в возрастающем производстве растут быстрыми темпами предусматривает и тесное взаимодействие человека с окружающей природой и условиями обстановки.

Кстати именно материальное производство, по мнению большинства ученых, стало причиной высокой антропогенной нагрузки на природу. И в настоящее время данная нагрузка настолько возросла, что приводит к возникновению нарушений процессов протекающих в природе. Это приводит к деградации больших территорий суши, нарушению местных экосистем и как следствие загрязнение воздуха и воды, как в локальных, так и больших масштабах. Именно поэтому в последнее время совершенствование процессов материально производства направлены не на увеличение растущих потребностей населения, а на обеспечение и поддержание естественных условий в природе, недопущению загрязнения земли воды и воздуха при не снижающихся темпах и объемах производства. Таким образом, можно отметить, что в настоящее время материальное производство претерпевает некий переломный момент в своей структуре и основных целях и задачах.

(более подробно) Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Чувственно-практическое освоение обществом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным условиям их существования. Воздействие человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование человеком ранее созданных им орудий и средств труда, самой разнообразной техники для достижения заранее поставленных перед собой целей.

Труд изначально носил коллективный характер, однако формы трудового коллективизма, который всегда включал в себя и индивидуальный труд, менялись от одного исторического этапа развития общества к другому. Соответственно менялись орудия и средства труда - от примитивного каменного топора и рубила до современных полностью автоматизированных заводов, компьютеров и атомных электростанций.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Говоря о технико-технологической стороне материального производства, следует прежде всего отметить, что вполне закономерный количественный и качественный рост потребностей людей побуждал общество к совершенствованию техники, к появлению у нее новых функций и возможностей. Вместе с тем антропогенная нагрузка на природу становилась все более мощной, что постепенно вело к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, к масштабным загрязнениям воздуха и воды. Удовлетворение растущих потребностей общества не может и далее идти за счет все большего поглощения обществом вещества и энергии природы. Необходимо иметь в виду, что природа была, есть и будет естественной основой существования человеческого общества. И ее разрушение в результате глобальной экологической катастрофы может оказаться роковым для всей цивилизации. Поэтому современное общество должно поставить под контроль размеры и формы производственной, антропогенной нагрузки на природу.

Способ производства (по Марксу: сов-сть производительных сил и производственных отношений; производительные силы – то, с помощью чего возникают материальные блага – орудия труда; производственные отношения – те отношения, в кот люди вступают в процессе производства материальных благ; общественный строй отличался способом производства)- понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. С. п.-одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни - сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От С. п. зависит структура каждого исторически определенного об-ва, процесс его функционирования и развития. История общественного разви-, тия - это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны - производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Это приводит к закономерному изменению производственных отч ношений, поскольку они перестают служить необходимым условием процесса производства. Замена же производственных отношений, означающая замену старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению все-. го об-ва. Т, обр., смена С., п. происходит не по произволу людей, а в силу действия общего экономического закона, соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Конфликт производительных сил и производственных отношений является экономической основой социальной революции, к-рую совершают прогрессивные силы об-ва. При социалистическом С. п. возникающие противоречия между производительными силами и производственными отношениями не доходят до конфликта, ибо общественная собственность на средства производства обусловливает заинтересованность всего об-ва в изменении производственных отношвт ний, когда они перестают соответствовать достигнутому новому уровню производства. Опираясь на познание за-, конов развития социалистического С. п., коммунистическая партия и государство имеют возможность своевременно улавливать возникающие противоречия и разрабатывать конкретные мероприятия для их устранения. Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).

Диалектика – почитайтеhttp://conspects.ru/content/view/171/10/

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

    на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

    производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются теорию общественно-экономических формаций – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Вариант 1.

Часть А. Выберите правильные ответ.

А) Результатом труда является создание предметов, необходимых человеку для удовлетворения потребностей.

Б) Важнейшие сферы общественного труда – материальное производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство.

А) Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, средства труда, сам труд человека.

Б) Результат материального производства – разнообразные предметы и услуги.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

5. Производство – это

1. разработка новых технологий

2. отношения между людьми в процессе обмена

3. процесс взаимодействия людей с природой и техникой

4. использование людьми машин и оборудования

4. Понятие «экономика» первоначально означало

1. управление сельским поместьем

2. искусство управления домашним хозяйством

3. сбор налогов

4. денежное обращение.

5. Главная функция экономики состоит в

6. Показатель объема национального производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.

2. национальный доход

7. Задачей экономической науки является

1. стимулирование производства в стране

2. совершенствование налоговой системы

3. проведение мер по регулированию цен и доходов

4. изучение закономерностей экономических процессов.

8. Производительное использование рабочего времени, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы это

1. технологическая дисциплина

2. трудовая дисциплина

3. договорная дисциплина

4. рабочая дисциплина

9. Доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление трудовой услуги, называется

1. рыночной ценой

2. малым предпринимательством

3. производительностью труда

4. заработной платой

10. Верны ли суждения о действии рыночного механизма?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

11 . Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

1. цель 2. средства труда

14 . Целью потребителя является

Часть В.

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ______________(А): производители экономического продукта, его потребители и _____________(Б). Между ними происходит весьма интенсивный _______ (В) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое __________ (Г), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ______________(Д) товаров, услуг, информации. В то же время государство является ________________(Е), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1) производитель 2) обмен 3) объект 4) государство 5) предложение 6) субъект

7) регулирование 8) спрос 9) потребитель

Понятие

Определение

1. Производство

А. Выполнение всех правил, норм, договоров, приказов, распоряжений.

2. Предмет труда

Б. Степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.

3. Профессионализм

В. Материалы, подвергающиеся преобразованию.

4. Исполнительность

Г. Процесс создания материальных благ, необходимых для общества.

5. Условия труда

Д. Результат обучения и опыта.

Материально-производственная деятельность.

Вариант 2.

1. Верны ли следующие суждения?

А) В производстве не участвует сознание человека.

Б) Различий между материальным и духовным производством нет.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А) Для изобретательской деятельности необходима фантазия, воображение, нестандартное мышление.

Б) Одним из мотивов изобретателя является стремление усовершенствовать что-либо.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

3. Экономическая теория – это

1. наука о ведении домашнего хозяйства

2. наука о поведении людей в процессах

3. умение сохранять и увеличивать капитал

4. знания о последствиях научно-технического прогресса

4. Гуманизация труда – это

1. очеловечивание труда

2. подведение труда под научную основу

3. окультуривание труда

4. отведение работнику роли бездумного исполнителя.

5. Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в экономической сфере?

1. Президент вручил государственные награды людям, проявившим высокий профессионализм, мужество и героизм.

2. Проводимая в стране реформа образования расширила возможности педагогов по выбору учебных пособий и программ.

3. В преддверии избирательной компании парламент страны принял новый закон о выборах.

4. Защищая отечественного производителя, правительство повысило ввозные пошлины на иностранные автомобили.

6. Главная функция экономики состоит в

1. выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем

2. создании благ, необходимых для жизнедеятельности людей и развития общества

3. научной экспертизе политико-управленческих решений и выработке практических рекомендаций для властных структур

4. диагностике состояния общества, изучении проблем, возникающих по мере его развития.

7. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1. способы регулирования социальных конфликтов

2. способы рационального использования ограниченных ресурсов

3. социальные последствия научно-технической революции

4. способы оптимального управления обществом.

8. Для того чтобы деятельность была названа трудом нужно (нужны)

1. цель

2. средства труда

3. предмет труда

4. производительность труда

9. Верны ли следующие суждения о прибыли как результате хозяйственной деятельности?

А. Прибыль - это вся выручка предприятия от продажи произведенных им товаров и услуг.

Б. прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и сбыт.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

10. Показатель объема производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

1. внутренний валовой продукт

2. национальный доход

3. валовый национальный продукт

4. чистый национальный продукт.

11. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

А. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который покупает самый дешевый товар из имеющихся на рынке.

Б. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который добивается наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

12. Верны ли суждения о экономике?

А) Экономика - это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б) Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения необходимых благ, условий и средств существования.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

13. Материалы, которые подвергаются изменению в процессе труда, называются

1. цель 2. средства труда

3. предмет труда 4. производительность труда

14. Целью потребителя является

1. постоянный рост выпускаемых товаров

2. максимальная полезность от получаемых товаров и услуг.

3. льготное налоговое законодательство

4. снижение затрат на производство

Часть В.

В1. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Одним из факторов повышения _____________(А) труда – это совершенствование организации труда. Сюда относится повышение ___________________(Б) работников (более знающий работник изготовит большее количество продукции), укрепление трудовой __________________(В), улучшение условий труда и др. Большое значение имеет распространение передового ____________(Г). К факторам относятся также материальные и моральные стимулы. К материальным стимулам принадлежит заработная плата, выплачиваемая в зависимости от количества и ____________(Д) труда, ______________(Е), повышение в должности и т.п. К моральным – занесение на доску Почета или в книгу Почета, вынесение благодарности, присвоение почетных званий, награждение почетными знаками, орденами и медалями».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1. опыт 2. премирование 3. качество 4. бюджет 5. квалификация.

6. специализация 7. производительность 8. дисциплина 9. кооперация

В2. Выполните соотнесение понятия и определения.

Понятие

Определение

1. Средства труда

А. Способы преобразования материалов.

2. Разделение труда

Б. Специальные профессиональные умения, навыки, подтверждающиеся документами.

3. Квалификация

В. Распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса.

4. Инициатива

Г. Различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.

5. Технологии

Д. Самостоятельное нахождение оптимального решения выполнения поставленной задачи.

С1. Как связаны между собой разделение труда и обмен? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, сформулируйте значение обмена в жизни людей.

С2. Какие товары использовали люди в древности в качестве средства обмена? Приведите авторский пример.

С3. Почему в качестве универсального средства обмена (денег) люди стали применять металлы? С опорой на текст сформулируйте три причины применения ценных металлов в качестве денег.

Прочитаем информацию .
Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Человеческая деятельность носит характер :

  • сознательный - человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
  • продуктивный - человек направляет активность на получение результата (продукта).
  • преобразующий - человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
  • общественный - в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам):
1.Практическая (материальная) деятельность - деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
  • материально-производственная - деятельность по преобразованию природы.
  • социально-преобразовательная - деятельность по преобразованию общества.
2.Духовная деятельность - деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
А) познавательная - деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.
К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
  • чувственное - познание через ощущение, восприятие, представление.
  • рациональное - познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
  • научное познание - познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.
  • художественное - познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
  • житейское (обыденное, практическое) - познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
  • личностное - познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
  • мифологическое - познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
  • религиозное - познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
  • паранаучное - познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
Б) ценностно-ориентировочная - деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
В) прогностическая - деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности.
II . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
  • созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.
  • разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты
III . С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:
  • репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.
  • продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
IV . В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
  • экономическая - деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - производственная и потребительская деятельность.
  • политическая - 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.
2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене - государственная, военная, международная деятельность.
  • духовная - деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения - научная, образовательная, досуговая.
  • социальная - деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.
V . В зависимости от особенностей проявления человеческой активности
  • внешняя - деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
  • внутренняя - деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.
Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.

Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности .

  • добыча полезных ископаемых и их транспортировка
  • производство чёрных и цветных металлов
  • добыча и обогащение руд чёрных металлов
  • производство химических и нефтехимических продуктов
  • производство железобетонных изделий
  • производство стальных и чугунных труб
  • ремонт газопромыслового и линейного оборудования
  • строительство новых объектов: железных дорог, жилого фонда, школ, больниц, учреждений культуры и бытового обслуживания населения
  • производство машин и оборудования
  • производство строительных материалов
  • производство продуктов лёгкой и пищевой промышленности
  • производство, передача и сбыт электроэнергии
  • заготовка и переработка древесины
  • производство целлюлозы, бумаги, картона
  • производство предметов массового потребления из различных видов сырья
  • производство пищевых продуктов
  • переработка мяса животных
  • добыча и переработка рыбы и других морепродуктов
  • переработка растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани
  • производство одежды и других швейных изделий
  • изготовление обуви
  • выпуск изделий тонкой керамики
  • выращивание зерновых, кормовых, технических растений
  • выращивание крупного и мелкого рогатого скота
Выполним онлайн-задания (тесты).

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия