Научно технический прогресс и общественно политическая мысль. Научно-технический прогресс и культура. Экономические последствия НТР


Атомистическое строение вещества встало на экспериментальную основу. Первые попытки определить атомный вес. Обнаружение изомерии. Созданы модели молекулярных структур. Развитие синтетической органической химии. Создание Периодической системы химических элементов.












Основоположник О. Конт. Для его представителей характерно преклонение перед всемогуществом научного знания. «Закон трех стадий» 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Позитивная. Основоположник К. Маркс. Представлял развитие общества как смену общественно – экономических формаций.







Век начался как «век пара» и закончился переходом к энергетике электричества. Широкое развитие медицины. Новые средства диагностики. Научная школа бактериологии Р. Коха Предохранительные прививки Л. Пастер Санитарно-гигиеническая профилактика. Эффективные медикаменты. Улучшилось питание. Развитие консервирования.


В обиход каждой семьи вошла мебель. Вытеснение национальной одежды. Нравственный долг. Керосиновые лампы, электродуговые лампы, лампы накаливания. Семья утратила функцию производственной единицы. В производство втягивались женщины. Активизировалось феминистское движение в США. Доминирование современной семьи.



философия психоанализ наука

Новое время сменяет эпоху Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука». Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя.

В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. «В результате, -- как тонко подметил Ф. Ницше, -- умер Бог». «Но и человек не стал Богом», -- добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию.

В XX в. рабство капитала сменяется рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.

В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое.

Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.

Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.

Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.

Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии.

Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.

Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

Философский плюрализм XX в. свидетельствует о том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.

Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.

Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:

· давалась критическая оценка рационального познания;

· определялись его границы, пределы его возможностей;

· изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);

· духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.

Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).

2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.

3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.

4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду.

Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

· философия науки;

· экзистенциализм;

· психоанализ З. Фрейда;

· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;

· философский мистицизм.

Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей.

Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов.

Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.

Слайд 2

Вопросы

  • Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века?
  • Чем грозит обществу разрушение природной среды?
  • Научно-технический прогресс – благо или зло?
  • Слайд 3

    Научно-техническая революция

    Научно-техническая революция - скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Слайд 4

    Научно-техническая революция – скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных взглядов.

    Слайд 5

    • 1-ый этап (60-70 гг.). Автоматизация производства
    • 2-й этап (70-90 гг.). Компьютерная (информационная) революция
  • Слайд 6

    1 этап: 60-70 гг. ХХ в:

    • автоматизация производственных процессов,
    • роботы, станки с программным управлением,
    • гибкие, производственные линии

    Качественные сдвиги в технике, в орудиях производства

    Слайд 7

    С конца 70-х гг. – компьютерная революция:

    • ЭВМ контролирует и управляет машиной, освобождая человека от контакта с ней.
    • Им свойственна недоступная руке человека скорость движения и мысли.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    • Решающую роль в производстве стали играть информационно-интенсивные технологии и новое технологическое мышление
    • Изменение принципов производства
  • Слайд 10

    • направления развития современных технологий
    • получение материалов с заданными свойствами
    • биотехнологии (генная инженерия)
    • изменения в предмете труда
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

  • Слайд 14

    • Интернет
    • Новая научно-технологическая цивилизация
  • Слайд 15

    Экономическое содержание нового этапа НТР

    • усиление социальной направленности
    • экономического развития
    • Сложность современного производства (экономические причины)
      • высокообразованный,
      • психологически устойчивый
      • волевой работник
  • Слайд 16

    • Переход на экстенсивный путь развития производства
    • Сокращение числа занятых в производстве
    • Сокращение использования сырья и энергии
    • Отказ от территориальной привязки предприятий к источникам сырья.
  • Слайд 17

    • Резкое увеличение капиталовложений в НИОКР
    • Увеличение роли научных исследований
    • Уменьшение сроков замены технологий
    • Появление научно-производственных объединений
  • Слайд 18

    Экономические последствия НТР

    • Переход на интенсивный путь производства
    • Трансконтинентальные компании
    • Капиталовложения в наукоемкие производства
    • Комплексные научно-производственные объединения
  • Слайд 19

    Социальные последствия НТР

    • Быстрое развитие сферы производственных и бытовых услуг
    • Меняется облик рабочего класса:
    • Рост квалификации рабочего класса
    • Сокращаются старые профессии (горняков)
    • НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления производства.
  • Слайд 20

    НТР и природная среда

    Рост масштабов хозяйственной деятельности привели к нарушению экологического равновесия на планете, следствием которого является экологический кризис.

  • Слайд 21

    • Возросло потребление природных ресурсов
    • Загрязнение планеты и Мирового океана, и атмосферного воздуха
    • 16-18% территории России – это регионы, где экологический риск для здоровья в 10-100 раз превышает нормы, установленные большинством стран.
  • Научно-технический прогресс и общество в 19 веке Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ПРИРОДЫ. В 19 веке умозрительные представления об атомистическом строении вещества стали на твердую экспериментальную основу. Ученые нашли атомный вес многих химических элементов, создали модели, обнаружили явлении изомерии химических элементов молекулярных структур, ввели понятие валентности. Началось развитие синтетической органической химии

    Дж.ДАЛЬТОН (1766–1844)

    Английский физик и химик, сыгравший большую роль в развитии атомистических представлений применительно к химии, открыл несколько новых эмпирических закономерностей: закон парциальных давлений (закон Дальтона), закон растворимости газов в жидкостях (закон Генри-Дальтона) и, наконец, закон кратных отношений (1803). Он ввел понятие атомной массы и, приняв за единицу массу атома водорода, в 1803 составил первую таблицу относительных атомных масс элементов

    Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ (1834 - 1907)

    Великий русский ученый; открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о веществе. Опубликовал за свою жизнь 431 научную работу, в том числе 99 работ были посвящены различным областям техники.

    Он изобрел новый вид пороха, защитил докторскую диссертацию организовал Главную палату мер и весов в России, писал работы по воздухоплаванию, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству, народному просвещению. Но свое самое знаменитое открытие Д.И.Менделеев совершил в 1869 году, он открыл Периодический закон, который принес ему всемирную славу.

    Д.К. МАКСВЕЛЛ

    Выдающийся английский физик, является создателем теории электромагнитного поля и электромагнитной теории света.

    Теория электромагнетизма Максвелла получила опытное подтверждение и стала общепризнанной классической основой современной физики.

    Русский физиолог и просветитель публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог,нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер

    И.М. СЕЧЕНОВ

    В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал естественно-научное объяснение сознательным и бессознательным проявлениям деятельности человека. Рефлексы он трактовал как автоматизированную стереотипную реакцию организма на внешние раздражения и делил их на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные)

    ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Развитие научной мысли в 19 веке коренным образом изменило представление людей об окружающем мире. Строение живой и неживой материи и живых организмов, закономерности природных явлений и общественного развития- это и многие другие эволюционные подходы к пониманию природы и общества все шире вводились в научный оборот.

    Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых исследований о происхождении человека

    Ч. Р. ДАРВИН (1809 - 1882)

    В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) установил основные факторы эволюции живого мира и ее закономерности. В другом своем труде, «Происхождение человека и половой отбор», он обосновывал теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвинская концепция жизни - это представление о

    движении ее форм от

    простейших к более

    сложным и совершенным.

    Российский биолог и патолог

    один из основоположников

    патологиэволюционной эмбрио

    логии и иммунологии, создатель

    научной школы, основал (1886)

    первую в России бактериологиче

    скую станцию,

    изложил фагоцитарную теорию

    иммунитета. Создал теорию

    происхождения многоклеточных

    организмов. Ему принадлежат

    труды по проблеме

    старения. Лауреат Нобелевской

    премии (1908)

    И.И. МЕЧНИКОВ (1845-1916)

    Французский философ сформулировал «закон трех стадий».

    Первая стадия-

    теологическая, когда все явления объясняются на основе религиозного взгляда на мир. Вторая- метафизическая, когда объяснения приобретают абстрактный характер. Третья стадия- позитивная, т.е. научная. На ней становится возможным изучение общества и его рациональная организация.

    О. КОНТ (1798-1857)

    Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, общественный деятель, основатель диалектического и исторического материализма. Марксизм представлял развитие общества как смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической)

    К.МАРКС 1818-1883

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. На протяжении всего 19 веке шел процесс отделения школьного образования от церкви, становления светской школы. Обязательным обучением охвачены дети от 6 до 12-13 лет. В начальном образовании осуществлен переход к государственной школьной системе.

    Развивалась сеть средних общеобразовательных школ, которые в большинстве стран назывались гимназиями или лицеями. В них преподавались предметы гуманитарного цикла и естественнонаучных дисциплин.19 век положил начало массовому женскому образованию. Массовая грамотность и рост интеллигенции стали фактором прогресса и изменили лицо мира.

    СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 19 веке источником информации стали газеты.Во второй половине 19 века ежедневные газеты стали издаваться почти во всех странах мира. Широкое распространение получили различные журналы (литературные, научно-популярные и др»
    • «. Рейтер»
    • опулярные)

    Газета «Нью-Йорк Таймс»

    Информационное агентство

    «. Рейтер»

    В 19 веке шла дифференциация книжного дела. Наибольшими тиражами выходили художественная литература и учебники. Большим спросом во второй половине 19 века стала пользоваться научно-популярная литература.

    Энциклопедия «Британника».

    Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона.

    Библиотека конгресса США

    Публичная библиотека в Петербурге

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБЩЕСТВО 19 век начался как « век пара», а закончился переходом от энергетики пара к энергетике электричества и двигателей внутреннего сгорания.Расширились энергетические возможности передовых стран и возможности, связанные с внедрением новых технологий в производство Повысился жизненный уровень населения, увеличилась продолжительность жизни. НТП сказался и на бытовой культуре.

    Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») , которой положил начало первой практически применимой системе электрического освещения

    П.Н.ЯБЛОЧКОВ

    Первый опыт показал большое преимущество свечи в сравнении с газовым освещением

    „Русский свет" появился в столицах: Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, Неаполе - и распространился на восток. В Европе начали возникать компании по эксплуатации свечи Яблочкова. .

    Применение свечи Яблочкова вызвало новые изобретения и усовершенствования. Свечи Яблочкова включались в цепь последовательно в количестве 4 - 5 штук. Вместо старых регуляторов Яблочков применил трансформаторы

    Всемирно известный

    американский

    изобретатель. Только в США Эдисон получил 1908 патентов и около 3 тысяч в других странах

    мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру,разработал один из первых успешных вариантов электрической лампы накалива

    ния,создал сверхмощный электрогенератор и участвовал в сооружении и пуске в Нью-Йорке первой в мире центральной тепловой электростанции с разветвленной сетью подачи электроэнергии (1881 г)

    Т. А.ЭДИСОН

    Эдисон изобрел щелочной железо-никелевый аккумулятор, предохранитель, поворотный выключатель, мегафон.

    Участвовал в создании лекарственных препаратов, красителей и других материалов, разработал процесс получения синтетического фенола и жидких продуктов перегонки каменного угля.

    Положил начало электронике и изобрел собственный способ обогащения железной руды.

    Н. И. ПИРОГОВ

    Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

    Н. И. Пироговым «были созданы новые методы исследования в изучении анатомии, новые методы в клинической медицине, была также создана военно-полевая хирургия. В этих работах в философско-научной части он дал метод, утвердил господство метода и явил пример использования этого метода. В этом Пирогов нашел свою славу»(Н. Н. Бурденко, К исторической характеристике академической деятельности Н. И. Пирогова (1836-1854).

    Заслуженный российский профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости.

    Н.В.СКЛИФОСОВСКИЙ

    Французский микробиолог и химик, доказал, что брожение – биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов,предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки. Л.Пастер изучал заразные болезни (сибирскую язву, бешенство, куриную слепоту, краснуху и др.). Предложил метод прививок против этих и других инфекционных заболеваний с использованием ослабленных культур соответствующих микроорганизмов-возбудителей. Предложил назвать ослабленные культуры вакцинами, а процедуру их применения – вакцинацией. В 1880 Пастер установил вирусную природу бешенства.

    Немецкий микробиолог, один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии. Труды по выявлению возбудителей инфекционных болезней и разработке методов борьбы с ними. Сформулировал критерии этиологической связи инфекционного заболевания с микроорганизмом (триада Коха). Открыл (1882) возбудителя туберкулеза («палочка Коха»). Впервые выделил чистую культуру возбудителя сибирской язвы, доказал ее способность к спорообразованию. Предложил способы дезинфекции. Нобелевская премия (1905).

    Использованная литература

    http://class-fizika.narod.ru/port5.htm

    http://www.artscroll.ru/page.php?al=Portret_D_I__Mendeleeva_1885__56201_kartina

    http://www.medical-enc.ru/topographic_anatomy/pirogov.shtmlhttp://www.runivers.ru/philosophy/lib/authors/author152827/

    http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=81

    https://ru.wikipedia.org/wiki

    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%2C_%D0%9B%D1%83%D0%B8

    http://www.e-reading.club/chapter.

    php/83377/32/Gricak-Populyarnaya_istoriya_mediciny.html

    http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/Hystory/mechnikov.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/197026/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%92

    https://www.etsy.com/search?order=most_relevant&page=4&q=encyclopedia%20book

    http://kervansaraymarmaris.com/?p=3116