Новые технологии в наружной рекламе. Тренды в наружной рекламе. Появляется общий рекламный видеоформат

С 28 по 30 сентября в ЦВК «Экспоцентр» будет работать 24-я международная специализированная выставка «Реклама-2016» — крупнейшее в России и странах СНГ международное шоу достижений рекламной индустрии, которое уже более 20 лет демонстрирует ключевые направления развития отрасли.

«Реклама» занимает важное место в деловом календаре специалистов в сфере средств массовой информации, коммуникаций, рекламы. Этот выставочный проект помогает разобраться во всем многообразии рекламного мира и стремительно меняющихся трендах, дает наглядное представление о тенденциях развития рекламного рынка России, его рыночной инфраструктуры.

Согласно Общероссийскому рейтингу выставочных мероприятий 2014–2015 гг. «Реклама» признана лучшим выставочным проектом России по тематике «Реклама, дизайн» во всех номинациях. За высокие достижения в области рекламной отрасли выставке присвоены знаки Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

В приветствии участникам и организаторам выставки «Реклама-2016» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров отметил: «На протяжении многих лет выставка доказывает свою уникальность, поскольку охватывает все сегменты рекламного рынка, отражает всё многообразие инновационных продуктов и услуг в сфере рекламы. Представляя новейшие технологии и продукцию отрасли, выставка, уже по традиции, служит индикатором развития рекламного рынка страны».

На выставке ведущие игроки отечественного и зарубежного рынков продемонстрируют новейшее оборудование для производства самой разнообразной рекламной продукции, инновационные технологии и идеи, оригинальные решения. Экспозиция сформирована по направлениям: наружная реклама, рекламные услуги и полиграфия, PR, маркетинг, P.O.S., бизнес-сувениры, брендинг, интернет-реклама, Digital и многое другое.

В этом году на выставке представлено новое направление – праздничное оформление массовых мероприятий, где будут демонстрироваться светодиодные украшения, световые конструкции и композиции, специальное оборудование, спецэффекты, а также оформление витрин и торговых помещений.

Рекламный бизнес во всех его видах и многообразии представят более 200 компаний из Китая, Республики Беларусь, Республики Корея, России, США, Украины, Швейцарии. Участниками выставки станут такие известные зарубежные компании, как «Грейс», «Поинт Техно», Iqdemy SА, Neofoam Ltd., Sharplase, Uprofi, Zhejiang Ganglong New Materials Co., Shenzhen Top Technology Co., Ltd. и другие.

Существенную долю среди участников выставки составляют российские компании, представляющие свои разработки и достижения. Новейшие рекламные технологии все более востребованы в формировании позитивного делового имиджа и для увеличения экспортных возможностей нашей страны.

На стендах выставки достойно будут представлены более 190 ведущих российских компаний, в числе которых «Зенон», «Русском Праймтех», «Инитпресс Диджитэл», «Форда», «ВеМаТэк», «РИКО Рус», «СМАРТ-Т», «Инквин», «Папиллонс-Трейд» и многие другие.

Выставку сопровождает интерактивная деловая программа. Профессионалы обсудят актуальные вопросы развития рекламного рынка, стратегию и функционирование индустрии в современных экономических условиях.

Важным событием деловой программы выставки станет круглый стол «Современная российская реклама: тенденции развития и государственное регулирование. Социальные аспекты», организованный Торгово-промышленной палатой РФ, Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), АО «Экспоцентр» при поддержке Федеральной антимонопольной службы. Место и время проведения мероприятия: 29 сентября 2016 г., 11:00, конференц — зал № 6 (павильон ФОРУМ).

На круглом столе предполагается обсудить вопросы изменения структуры рекламного рынка в связи с развитием цифровых носителей, рассмотреть последнюю редакцию закона «О рекламе» и новые стандарты в наружной рекламе.

Для участия в мероприятии приглашены представители Федеральной антимонопольной службы России, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Руководители департаментов и управлений средств массовой информации и рекламы Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.
По итогам обсуждения будет принята резолюция, которую планируется направить в правительство России. Также в рамках круглого стола состоится мастер-класс и презентация книги «История российской рекламы», запланирован показ рекламных роликов советского периода (1920-1990 годы).

28-30 сентября в рамках международной выставки «Реклама-2016» пройдет V Форум «Матрица рекламы: Матрица решений» с участием ведущих профильных ассоциаций, видных экспертов в области рекламы и маркетинга. Организаторы – Конгрессно-Выставочная Компания «Империя», содружество организаций по развитию бизнеса СОМАР. Генеральный партнер – АО «Экспоцентр».

В этом году впервые Форум пройдет в формате Мегапрактикума «Матрица Решений». Благодаря такому формату, топ-менеджеры компаний смогут продиагностировать свой бизнес, разработать эффективные стратегии его развития, получить консультации и поддержку авторитетных маркетологов. Руководители направления маркетинга обретут новые технологии успешного продвижения товаров и услуг, а специалисты - практические инструменты для их реализации.

Форум объединит 30 сессий, практикумов, семинаров, мастер-классов и свыше 50 выступлений ведущих рекламистов и маркетологов по всем аспектам традиционной рекламы, маркетинга, интернет-продвижения и рекламной стратегии.

Формирование современного рынка наружной рекламы в России началось одновременно с проведением экономических реформ в 1992 году. Условия для формирования рынка были благоприятными. Городская среда большинства российских городов обеспечивала достаточно мест для эффективного размещения средств наружной рекламы.

На первом этапе процесс носил довольно хаотичный, экспериментальный характер, что во многом объяснялось как недостатком необходимого опыта, практики работы, так и отсутствием правовой базы, регулирующей рекламный бизнес.

В 1992-1994 годах в Москве были созданы РА, специализировавшиеся на размещении наружной рекламы. Как и в других секторах рынка, первыми рекламодателями в наружной рекламе были крупные иностранные корпорации -- The Coca-Cola Company, PepsiCo, Mars Inc. Co временем сформировался круг лидеров рынка наружной рекламы -- табачные компании, производители пива, алкогольных и безалкогольных напитков, компании сотовой связи, а также автомобильные концерны и производители аудио-, видео- и бытовой техники.

Так как регулированием процесса установки щитов городские власти еще практически не занимались (требовалось всего 2-3 согласования, а разрешения оформляли несколько человек в Москомархитектуре), рынок наружной рекламы быстро рос и развивался. Это период развития рынка был самым прибыльным для компаний-операторов. Стоимость размещения определялась личной договоренностью с заказчиком, а расходы, связанные с арендой и сервисом конструкций были намного ниже, чем в настоящее время.

К 1995 году в Москве было задействовано более 20 типов рекламных конструкций, а к 2000-му количество рекламных конструкций на улицах Москвы сравнялось с аналогичным показателем Лондона: в обоих городах оно превышает 20 тыс. поверхностей, не считая рекламы в метро и на других видах транспорта. Данные мониторинговых фирм и экспертные оценки свидетельствуют: в крупнейших городах России установлено около 50 тыс. рекламных поверхностей. Из них на города с численностью населения свыше 1 млн. жителей (13 городов в 2000 году) приходится более 43 тыс. При этом доля Москвы составляет почти половину всех установленных рекламных поверхностей, а Санкт-Петербурга -- 19%.

В первой половине 1990-х рынок наружной рекламы наиболее интенсивно развивался в Москве, но уже во второй половине десятилетия активное развитие началось и в других крупных российских городах. За 10 лет объем рынка наружной рекламы вырос в 500 раз (от 0,55 млн. долл. в 1992 году до 275 млн. долл. в 2001-м). В начале XXI века наружная реклама остается одним из наиболее активно развивающихся сегментов российского рекламного рынка. «Если в 1992 году в общих медийных расходах на наружную рекламу приходилось около 5 %, то к 2001 году этот показатель превысил 20 %».

Из года в год устойчиво растет доля наружной рекламы в общем объеме рекламы. Объем рекламных затрат составил в 2005 году 710 млн. долл., прирост бюджетов - 34%. Большая часть рекламных бюджетов в наружной рекламе приходится на Москву и Санкт-Петербург.

Второй период - время, когда были выявлены доминирующие форматы конструкции 3х6 метров и 1,2х1,8 метров. Компании, которые стали развиваться в этих направлениях со временем продвигались вперед, другие - наоборот теряли заказчиков.

Третий этап характеризовался необходимостью продвигать наружную рекламу за пределы Москвы в регионы России, чтобы предоставлять заказчикам возможности проводить общенациональные рекламные кампании. Одним из ключевых факторов стал гарантированный сервис, что привело к необходимости инвестирования в сервисное обслуживание конструкций и информационные технологии.

В последние годы наблюдаются изменения в структуре ведущих рекламодателей в наружной рекламе «Приложения 1,2». Сокращается доля табачных компаний, что связано с отсутствием роста рынка табачной продукции. Крупнейшие табачные компании - Philip Morris, BAT и Japan Tobacco снизили свои расходы на наружную рекламу более чем в 1,5 раза. В 2005 году эти компании занимали первых три места в Топ-10. По мнению специалистов по маркетингу табачных компаний наружная реклама не эффективна для работы с существующими клиентами. [Приложение 1,2]

В то же время прослеживается тенденция к увеличению доли наружной рекламы, размещаемой операторами сотовой связи.

По данным исследования рекламных бюджетов, агентства «Эспар-Аналитик», лидерами по объему наружной рекламы 2006 года стали операторы сотовой связи: совокупный бюджет трех ведущих кампаний за первые 8 месяцев 2006 года составил 33,1 миллиона долларов США. По оценке «Эспар-Аналитик», их затраты за первые восемь месяцев 2006 года возросли практически вдвое, на 15 миллионов долларов США по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самыми быстрорастущими товарными категориями за 2006 год, по данным «Эспар-Аналитик», стала видеотехника: по сравнению с 2005 годом реклама DVD выросла на 570%, а плазменных телевизоров - на 440%. Совокупный рекламный бюджет компаний-производителей Samsung и LG составил 15,5 миллионов долларов США. При этом обе компании стабильно занимают в Топ-10 рекламодателей четвертое и шестое места. В Топ-10 вошла единственная пивная компания - ВВН. По оценке «Эспар-Аналитик», за восемь месяцев 2006 года компания потратила на наружную рекламу 6,5 миллиона долларов США. По словам директора по маркетингу «Балтики» Андрея Рукавишникова, компания и дальше будет увеличивать вложения в наружную рекламу, что связано с законодательными ограничениями телевизионной рекламы пива.

  • 1. Услуги связи, средства связи
  • 2. Оптово-розничная торговля
  • 3. Аудио- и видеотехника
  • 4. Табачные изделия
  • 5. Автомобили и сервис
  • 6. Недвижимость и строительство
  • 7. Туризм, развлечения
  • 8. Финансовые услуги, Банки
  • 9. Алкогольные напитки
  • 10. Мебель

Подробный список приведен в «Приложениях 1 и 2». [Приложение 1,2]

Финансовый рост рынка обусловлен и повышением цен на размещение наружной рекламы. По оценкам специалистов, за год цены в Москве выросли и составили в среднем 1000-1200 долларов США за поверхность формата 3х6 м в месяц. Рост цен был обусловлен интересом рекламодателей к этому медиа, введением ЕНВД, политиков правительства городов относительно этого медиа и затратами на социальную рекламу.

Анализ распределения рекламных конструкций по городам показывает, что, несмотря на региональные различия, в России сформировались два доминирующих национальных формата: рекламные щиты размером 3 х 6 м и световые короба сити-формата (1,8x1,2 м). «Таблица 1.3.2» «В крупнейших городах России на долю стандартных щитов приходится 50,2 % от всех рекламных поверхностей, а надолго коробов сити-формата - 35,9%».

Таблица 2. Структура рынка отдельно стоящих рекламоносителей

Основной проблемой развития рынка наружной рекламы в крупных городах становится перегруженность центральной части городов рекламными конструкциями. Администрации в этих условиях принимают меры по сокращению количества рекламоносителей, что в наибольшей степени касается именно отдельно стоящих конструкции.

Количество мест, где физически возможно размещение рекламы, значительно превышает количество мест, где такое размещение целесообразно с точки зрения охвата потенциальной аудитории, рекламной эффективности.

В этих условиях экстенсивный путь почти исчерпал себя, поэтому операторы все активнее применяют новые технологи, внедряют призма- и роллерные динамические носители.

Начиная с 2000 года в центральных частях крупнейших российских мегаполисов процесс установки новых рекламоносителей был практически заморожен (в Москве - повсеместно), а начиная с 2003 года начался процесс демонтажа отдельностоящих рекламоносителей, установленных на самых значимых трассах из-за перегруженности.

В качестве основных причин развития рынка динамических рекламоносителей можно выделить:

  • · дефицит рекламных мест, особенно в центральной части крупных городов, т.е. в наиболее привлекательных для потенциальных рекламодателей районах;
  • · ужесточение закона о рекламе, ограничение телевизионной рекламы отдельных видов товаров;
  • · особенности расчета налогов на наружную рекламу, введение ЕВНД;
  • · тенденцию стандартизации рекламных конструкций, связанную с созданием регулируемого архитектурного облика городов;
  • · постоянное техническое развитие и усовершенствование наружных рекламоносителей..

В связи с актуальностью применения динамических рекламоносителей в условиях крупных городов во второй главе дипломного проекта будут проанализированы тенденции и перспективы развития соответствующего рынка.

Сегодня наружная реклама является одной из наиболее быстро растущих рекламных коммуникаций. Так, к 2016 году OOH (out-of-home — наружная реклама) вошла в топ-3 медиаканалов по затратам и возможностям охвата целевой аудитории в России. Эксперты отмечают общий позитивный тренд за счет активного роста сегмента DOOH (digital OOH – цифровая наружная реклама). По оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», в прошлом году рекламодатели в четыре раза увеличили расходы на размещение на цифровых носителях в Москве. По оценке аналитиков PricewaterhouseCoopers, на мировом рынке к 2020 году доходы DOOH превысят доходы от традиционной наружной рекламы.

Решил узнать о ключевых тенденциях рынка цифровой наружной рекламы у Романа Постникова, генерального директора компании oneFactor — разработчика систем искусственного интеллекта, сервисов машинного обучения и георекомендаций .

На рынке наружной рекламы уже давно появилась потребность в разработке инструментов, способных решить задачу с таргетированием аудитории и оценкой эффективности рекламных кампаний. Возможности измерения, планирования и покупки традиционной OOH сильно устарели. Рынок ждет новых высокотехнологичных решений, сравнимых по возможностям управления с рекламой в digital каналах. Сегодняшняя эко-система медиарынка диктует новые подходы к рекламным размещениям с учетом ряда факторов:

  • Анализ целевой аудитории

Ни одна кампания не может быть эффективно реализована без исследований потребительской аудитории. Клиенты должны быть уверены, что сообщение дойдет до целевой аудитории, а охват рекламной кампании будет максимальным.

  • Режим реального времени

В эпоху digital и performance-маркетинга клиенты хотят максимально эффективно использовать медиабюджет и иметь возможность управлять бюджетом и корректировать рекламную кампанию в режиме онлайн.

  • Таргетинг

Рекламный носитель должен показывать те сообщения, которые соответствуют интересам и различным критериям аудитории, находящейся в этот момент рядом. Таргетинг должен обеспечить максимальный поток входящего трафика.

В течение последних пяти-семи лет на мировом рынке стали появляться различные технологии, которые позволяли бы измерять и таргетировать аудиторию. Так, например, американская компания AT&T делала измерения на основе собственных данных как сотового оператора в оффлайне для статичной наружной рекламы. Медиапланер получал аналитический инструмент, который помогал сделать адресную программу на базе данных о транспортных и пешеходных потоках. Компания Ocean представила технологию распознавания автомобилей для рекламной кампании All-New Renault Mégane. Камеры, расположенные на цифровых рекламных конструкциях, отслеживали трафик и определяли марки, модели и цвета статичных транспортных средств. Похожее решение с использованием машинного зрения и нейронных сетей представило рекламное агентство Mindshare совместно с компанией Synaps Labs и оператором Russ Outdoor для цифровой наружной рекламы нового Jaguar F-PACE. Система с помощью камер определяла машину на расстоянии 180 метров и таргетировала для нее рекламу, а также учитывала погодные условия. Однако эта очень дорогостоящая технология, которая имеет ряд технических ограничений для ее масштабирования (необходимость постоянного электроснабжения и высокоскоростного канала передачи данных).

Российские разработчики продвинулись гораздо дальше своих иностранных коллег, только частично решавших задачу по измерению рекламной аудитории, и предложили рынку новые технологические решения, позволяющие соединить онлайн с оффлайном. Системы, использующие технологии машинного обучения, в режиме реального времени позволяют не только находить нишевые целевые аудитории и проводить супертаргетинг, но и полностью автоматизируют процесс медиапланирования и размещения цифровой наружной рекламы. А в прошлом году в России впервые цифровую наружную рекламу разместил искусственный интеллект.

«Яндекс» разработал собственную систему измерения аудитории цифровой наружной рекламы по контактам. Используя эту технологию, операторы могут продавать не места, а аудиторию – как в интернете. Алгоритмы «Яндекса» также рассчитывают, на каких билбордах и в какое время лучше показывать ролики в зависимости от аудитории. Методика актуальна только для цифровых носителей. Количество просмотревших рекламу на улицах Москвы «Яндекс» оценивает на основе данных, полученных с мобильных устройств, на которых установлены геолокационные сервисы «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты». Речь идет об обезличенных данных с устройств московских водителей, на которых работают эти приложения: это GPS-координаты пользователей и вектор их движения с точностью до 10 м. Данные собираются в режиме реального времени по каждой конструкции отдельно. Проект был запущен с компанией Gallery и агентством Maximize (Mindshare Group Russia) для бренда Mazda.

Фото предоставлено Media Direction Group

Решение компании oneFactor позволяет профилировать аудиторию по довольно широкому спектру параметров (пол, возраст, доход, геолокационные параметры, а также поведенческие профили). Сервис умеет замерять не только число машин на дороге по данным GPS-навигаторов и сервисов оценки пробок, но и реальный пешеходный поток, а также пассажиров в автомобилях и общественном транспорте. При этом, система искусственного интеллекта анализирует не просто исторические данные о загруженности дорог, а транспортные потоки в режиме реального времени. Таким образом, рекламный контент таргетируется на ту аудиторию, которая находится перед рекламной поверхностью именно сейчас. Разработка oneFactor может использоваться как для традиционных, так и для цифровых рекламных носителей. Среди компаний, которые уже протестировали технологию — Uber, Bayer, MediaMarkt, Metro С&C, HeadHunter и Hasbro. Проект был реализован совместно с Media Direction Group.

Фото предоставлено Media Direction Group

Сегодня комбинация «умной» технологии и доступной стоимости делают цифровую OOH-рекламу эффективным способом взаимодействия с потребителем для многих брендов, а DOOH — неотъемлемой частью омниканальных кампаний. Таргетированная цифровая наружная реклама позволяет получить максимум возможностей для эффективной реализации рекламных кампаний, которые еще пару лет назад казались невозможными:

Было Стало
Процесс расчета эффективности рекламной кампании был продолжительным и трудоемким, при этом точность измерений оставляла желать лучшего. Замеры производились вручную для каждого щита. Приходилось делать опросы целевых групп. Суммарная аудитория наружной рекламы за день высчитывалась при помощи коэффициентов, рассчитанных на основе измерения динамики пешеходопотоков и числа автомобилей в течение дня в выборочных точках. Сегодня таргетированная цифровая наружная реклама является в режиме реального времени сама определяет портрет и численность аудитории, находящейся у цифрового щита, рассчитывает медийные показатели, такие как объем накопленных целевых рейтингов или охват целевой аудитории. Автоматизация процессов позволяет не только получать аналитику в режиме онлайн, а также оптимизировать трудозатраты и минимизировать влияние человеческого фактора.
Рекламные сообщения демонстрировались по очереди, по принципу «барабана», вне зависимости от того, какая аудитория находилась в это время в зоне видимости щита. «Умные» технологии позволяют формировать индивидуальный медиаплан для каждого видеоэкрана и выбирать релевантное рекламное сообщение из множества вариантов в соответствии с целевой аудиторией, находящейся в данный момент рядом.
Рекламщикам приходилось вручную формировать медиаплан на месяц вперед. Сегодня разработанные алгоритмы сами решают, когда показывать рекламу. Автоматическое формирование оптимального медиаплана для каждой отдельной рекламной конструкции позволяет вносить изменения в рекламные размещения с учетом текущего трафика в режиме онлайн.
Понятие «таргетинг» для OOH-рекламы было весьма абстрактным. Рынок работал только с усредненными среднесуточными охватами рекламных конструкций, которые обновлялись два раза в год. Новые технологические решения позволяют таргетировать рекламу на узкоцелевые аудитории и не только по «марке автомобиля», а по гораздо большему спектру параметров (пол, возраст, доход, геолокационные параметры, а также поведенческие профили, интересы и пр. критерии). Аудитория может замеряться в режиме реального времени непрерывно.
Наружная реклама раньше не позволяла напрямую измерить эффективность рекламной кампании для бизнеса. По итогам «умных» размещений можно проанализировать не только такие медийные показатели, как точное количество контактов аудитории с рекламным сообщением, но и бизнес-показатели, к примеру, конверсию в посещения торговых точек, вызовы такси, увеличение уровня использования сервисов и т.д.

Может просто оставить всё это отпетым хипстерам? К слову, они молодцы. И нам всем тоже лучше не отставать.

Для того, чтобы дизайн компании органично вливался в современную картину мира потребителя, дизайн конечно же должен этому самому миру соответствовать.

Сегодня он такой: быстро меняющийся, смелый и дерзкий, вызывающий и чуточку милый и тёплый.

Глобальные тренды, как делать дизайн:

  • быстро, чтобы успеть оседлать волну и прокатиться на ней;
  • смело и решительно, чтобы заметили;
  • рассказывать только о главном и очень просто, чтобы поняли и запомнили;
  • увлекать, вовлекать, развлекать.

Как вам применять в своей работе:

  • заметно сокращать сроки разработки. Например, за счет того, чтобы в беседе точнее понять, что делать. Затем сесть и нарисовать пару вариантов прямо в яблочко;
  • заглядывать в подборку с трендами и искать подходящие для рабочих задач. Даже копируя приёмы, вы все равно будите делать что-то своё;
  • сокращать текст и работать над формулировками. Учитывая современное гигантское информационное поле, убер-важно писать кратко и ёмко;
  • представлять себя на месте конечного пользователя: смысл понятен? это привлекает?
  • ̶с̶п̶р̶а̶ш̶и̶в̶а̶т̶ь̶ ̶с̶е̶б̶я̶:̶ ̶н̶е̶ ̶х̶р̶е̶н̶ь̶ ̶л̶и̶ ̶я̶ ̶д̶е̶л̶а̶ю̶?̶:)

28 трендов:

Цвета

1. Фиолетовый цвет


2. Мягкие и нежные цвета, пастельные тона


3. Многоцветность - сочетания больше чем 3 цветов


4. Сложные вкусные градиенты


5. Смелые и вибрирующие цвета


6. Моноцвет (объёмные объекты на фоне в тон, например, красное на красном)


Шрифты

7. Возросшее значение типографики - шрифтовые логотипы или монограммы, как эмблема


8. Брутальный характер - широкие и сверхширокие начертания

9. Эффекты воздействия (скорость, ветер, деформация, искажение, подтеки краски, лента в виде текста)


10. Дополнение реальности литерами (крупными буквами)


Графика

11. Яркие многоцветные примитивные паттерны и иллюстрации (больше 3 цветов) + текст на плашках


12. Леттеринг и рукотворные небрежные иллюстрации


13. Fashion-коллажи с примитивизмом и самобытностью


14. Cмелые непредсказуемые компоновки


15. Зонирование пространства и модульность


16. Глюки (3D без очков, glitch)


17. Двойной свет


18. Двойная экспозиция (фото или объекты внутри контурного большого объекта)


19. Дополненная реальность = фото + иллюстрация


20. Аппликация из бумаги или пластилина


21. Доутон и градиент


Стиль

22. Натуральность во всём (экологичность, зож и честность - реальность без прекрас, меньше ретуши и глянцевого журнального эффекта на фото, максимальная естественность, deadpan)


23. Минимализм


24. Искусство в современной интерпретации


25. А-ля ретро


26. Уверенный брутализм


27. Вовлечение - 3D и видео


28. Тактильные ощущения - постпечатная обработка (золото и серебро, голограммы, вырубки, флок (эффект бархата), матовая и глянцевая ламинация) и сочетание разных материалов (дерево, стекло, металл, картон)


Иллюстрация depositphotos

Впервые со времен кризиса 2014-2015 годов рекламный рынок в целом подрос. Наиболее позитивная динамика развития наблюдалась в первых двух кварталах, как следствие эффекта низкой рекламной базы начала 2015 года. Однако, и по итогам года все СМИ, кроме прессы, вышли в плюс. В том числе инвестиции рекламодателей в наружную рекламу выросли на 6% по сравнению с прошлым годом.

Ведущие эксперты рынка OOH - Андрей Березкин, генеральный директор «ЭСПАР-аналитик», и Федор Лях, директор по закупкам наружной рекламы OMD OM Group, подвели итоги года и обозначили ключевые тренды сегмента в статье для Sostav.

Инвестиционный рост происходит на фоне сокращения количества рекламных конструкций. Эксперты отмечают, что рост происходит в основном за счет увеличения цен на столичных рынках, и в особенности - за счет развития цифровых форматов. В ноябре на рынке отсутствовал оператор "Вера-Олимп", что сказалось на динамике некоторым обвалом. Когда, в декабре, оператор вернулся - динамика восстановилась.

До кризиса 2008 года российский рынок отличался самой большой долей OOH в медиамиксе среди других стран. Тогда наружная реклама в России занимала 18% от рекламы во всех СМИ. За прошедшие 8 лет доля сократилась до 10%, но все равно, мы находимся на 2-ом месте среди наиболее развитых и сильных мировых рынков. Минимальный разрыв между Россией и странами, следующими за нами, составляет 4%, что в глобальных масштабах - очень значительно.

Москва и Питер дают более 55% инвестиций

Если сравнивать города федерального уровня с регионами - территориальные центры привлекают основную долю инвестиций и демонстрируют заметный рост (в столичных центрах, и особенно в Москве, инвентаря становится меньше и он дорожает). Количество рекламных поверхностей сокращается примерно одинаково во всех регионах России.

Города избавляются от неликвидного инвентаря. При этом заполняемость коммерческой рекламой растет. Андрей Березкин уточняет, что в 1-ом полугодии 2016 года Russ Outdoor и «ГЕМА» активно демонтировали конструкции, которые не продавались. Чуть позже Gallery пришлось временно демонтировать бывший «ОМИС 92». И все это происходило на фоне появления ГБУ «ГОРИНФОР» с некоммерческой рекламой. Появление нового инвентаря, изолированного от коммерческой рекламы, формально снизило загрузку.

«В первой половине года сократились щиты ТРК, Russ Outdoor и Gallery (с лета стали убирать ОМИС), постоянно сокращалось количество конструкций «Вера-Олимп». С сентября Russ Outdoor выставил 30 новых цифровых щитов 3х6 (300 сторон), появилось 400 сторон ГОРИНФОРа, а с ноября начали появляться новые конструкции оператора «Вера-Олимп»», - прокомментировал генеральный директор «ЭСПАР-аналитик». Федор Лях обращает внимание на то, что с осени стало расти количество цифровых форматов.

Digital уже занимает 15% от всех щитов 3х6

Андрей Березкин отметил, что ситуация с загрузкой во второй половине 2016 года у основных операторов и по цифровым, и по классическим щитам была близка к предельной. «Russ Outdoor, Gallery и «Вера-Олимп» имеют коммерческую загрузку под 90%, ТРК тоже поднялась и по итогам 2016 года имела коммерческую загрузку под 75%», - прокомментировал эксперт.

«С января 2017 года началась работа с метро, - сообщил Федор Лях, - и уже подтверждены значительные бюджеты. Вопреки ожиданиям, пока наиболее привлекательным для рекламодателей форматом являются эскалаторные своды, а не реклама внутри вагонов поездов. Возможно, на это повлиял значительный рост цен на размещение рекламы внутри вагонов».

Операторы в регионах

В 2016 году в Санкт-Петербурге должны были состояться уже давно ожидавшиеся торги, однако, они так и не прошли. Когда они пройдут - неизвестно, но любой их результат значительно повлияет на распределение весов инвестиций в наружную рекламу столиц и регионов. По итогам в Питере должны появиться операторы Gallery и «ЛАЙСА», digital-щиты, произойдет демонтаж некачественного инвентаря, и, соответственно, вырастут цены на размещение в OOH. Все это должно наконец-таки стабилизировать рынок северной столицы.

Топ категорий рекламодателей

Топ рекламодателей

ТОП-20 рекламодателей возглавляет компания «Мегафон», также, в ТОП-3 вошел мобильный оператор «TELE2», увеличив объемы инвестиций в OOH на 56% в 2016 году. В ТОП-10 появился новый игрок - холдинг «ПИК», увеличив инвестиции в наружную рекламу вдвое по сравнению с прошлым годом. Покинули ТОП-20 5 компаний, три автомобильных бренда (представители наиболее пострадавшего в кризис бизнеса), и ретейлеры «ИКЕА» и «Л’Этуаль».

Подводя итоги, Андрей Березкин отметил, что для рынка наружной рекламы 2016 год запомнится не только, как начало восстановительного послекризисного периода, но также ускорением процессов «диджитализации», и некоторым ослаблением административного давления на отрасль. «Принятие изменений в пресловутый ГОСТ в начале года отодвинуло индустрию от края пропасти, у которого она стояла», - резюмировал эксперт.