Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы» (старшая группа). Конспект оод, старшая группа "перелетные птицы" Окружающий мир перелетные птицы старшая группа

Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы»

Старшая группа

Цель: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Интеграция образовательных областей.

    Социально - коммуникативное развитие.

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Художественно – эстетическое развитие.

    Физическое развитие.

Задачи.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

закрепить представление о перелетных и зимующих птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на перелетных и зимующих, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: ноябрь.

Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Презентация

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди.

1 слайд три картинки осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: -Молодцы, ребята.

А. Плещеев «Перелетная птичка»

… Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: ребята, а что происходит с птицами?

Дети: Они улетают в тёплые края.

2 слайд: птицы улетают в теплые края

Воспитатель: как можно назвать таких птиц?

Дети: это птицы перелетные. Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, утки, гуси, лебеди.

3 слайд: перелетные птицы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

Дети: Да.

4 слайд: построение птиц в полете.

Воспитатель:

Журавли клином впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель:

Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы останемся совсем без птиц?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь.

5 слайд: зимующие птицы.

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний» (слайды)

6 слайд Ласточка – снегирь – скворец – аист

7 слайд Воробей – грач – журавль – цапля

8 слайд Сорока – соловей – кукушка – ласточка

9 слайд Цапля – голубь – аист – грач

10 слайд Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Воспитатель: - Чем страшна птицам зима?

Дети: Голодом.

Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их, делать кормушки и кормить птиц.

11 слайд: кормушки.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.

Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы".

Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети : Белые и черные.

12 слайд: лебеди

Воспитатель: Какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые.

Продуктивная деятельность. Лепка.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят, Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи,

Стаи лебединые, дети загибают по очереди

Стаи соловьиные, пальцы на руке

Гусиные, утиные –

К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят.

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о жизни перелетных птиц посредством работы со схемами.

Задачи:
1) формировать реалистические представления о жизни перелетных птиц;
2) продолжать учить детей работать со схемами;
3) воспитывать бережное отношение к перелетным птицам.

Ход занятия:
- Ребята, почему в нашем календаре природы стрелка стоит именно в этом секторе?
- Назовите, пожалуйста, признаки весны. Откуда мы знаем, что наступила весна?
- Сегодня мы с вами поговорим об одном признаке наступления весны - это прилет птиц. Сегодня мы с вами узнаем про них новое, что раньше не знали.
- Как вы думаете, какие птицы называются перелетными?
- Каких птиц вы можете назвать? Аист, гусь, журавль, лебедь, утка. (Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц).
- Почему эти птицы улетают в теплые края?
- Зачем они возвращаются к нам? (Это их родина).

Посмотрите на глобус. Птицы проделывают огромный путь, перелетая от нас в теплые края. Некоторые птицы летят в Африку, другие в Японию, Китай. (Показать ниткой расстояние).

Перелетные птицы всегда летят стаями. Первым летит вожак, в середине - более слабые птицы и сзади - крепкие и здоровые птицы, чтобы при необходимости помочь слабым. В пути много птиц погибает, их подстерегают разные опасности: голод, охотники, которые отстреливают птиц. При перелете у птиц под крылом образуются мозоли, которые болят и поэтому им тяжело махать крылом. Когда стая птиц останавливается на отдых, слабых оставляют, потому что остальным надо лететь дальше, чтобы успеть до наступления холодов прилететь в теплые края. Птицы летят и в дождь и в ясную погоду.

Как вы думаете, чем занимаются перелетные птицы, прилетев к нам?
- Ответить на этот трудный вопрос нам помогут схемы.
(Дети работают со схемами: выбор места, строительство гнезда, высиживание яиц, воспитание потомства).

Место птицы выбирают на определенной высоте, чтобы никто не смог разрушить. Гнездо строят теплое, удобное и тщательно его маскируют.
(Показать картинку с гнездами разных птиц).
Например, белый аист прилетает на неделю раньше подруги: надо подготовить старое гнездо, укрепить его новыми сучьями. Гнезда эти обычно они сооружают вместе на крышах, на колокольнях, столбах. Иногда белые аисты строят неподалеку от основного гнезда еще одно. Там они спят или стоят на одной ноге и наблюдают, не грозит ли что аистятам.

Журавли строят свое гнездо в местах, где не может пройти человек: топкие болота.
- Почему птицы строят свои гнезда в недоступных местах?
- Воспитание потомства - тяжкий труд. (Вспомнить рассказ Пришвина «Ребята и утята»). Какая опасность может угрожать птенцам?
- Например, лебеди - родители воспитывают своих птенцов вместе. Эти птицы все делают вместе: возвращаются ранней весной, самка высиживает птенцов, а самец плавает неподалеку, охраняя гнездо. Самец и самка всю жизнь живут вместе. Есть такое высказывание «Лебединая верность».
- Давайте послушаем запись, внимательно послушайте, что вы слышите?
- Как надо относиться к перелетным птицам, их гнездам, птенцам? (нельзя разрушать, трогать яйца, убивать птенцов и взрослых птиц).
- Много интересного про перелетных птиц нам предстоит еще узнать, а что нового вы узнали сегодня?

Название: Конспект занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №69 общеразвивающего вида»
Месторасположение: г. Сыктывкар, Россия

Проект «Перелётные птицы»

Старшая группа №2

Возраст детей: 5-6 лет

Тип проекта: познавательно - игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 16.10 - 27.10.2017 г.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано нами не случайно. Мы так привыкли к птицам, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на их полёт, человек всегда стремился в небо. Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Цель проекта:

Создать условия для расширения и углубления представлений детей о разновидностях перёлётных птиц,формировать бережное отношение к ним.

Задачи:

Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие :

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

Социально-коммуникативное развитие:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

Этапы:

1 Подготовительный

2 Основной

3 Завершающий

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов

Подготовительный

(формулировка проблемы

Планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта)

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы, видеофильмов, обучающих мультфильмов, музыкальных произведений зарубежных композиторов (М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Пляска птиц»);

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

консультации.

Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,

Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов.

Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований -птицами. Читают предложенную художественную литературу.

Основной

(непосредственная

деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.

Развивать выразительность речи, моторику рук.

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий,бесед о перёлётных птицах;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

Организация конкурса рисунков;

Подготовка и проведение конкурса чтецов.

Знакомство с птицами;

Экскурсия в парк и по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах; Пение песен «Андрей-воробей» Е.Телечеевой, «Где зимуют зяблики?» М. Пляцковский, «Птичий дом». Ю.Разумовский.

Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх («Совушка», «Коршун мыши»). Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах».

Участие в экскурсии;

Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;

Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков;

Помощь в изготовлении декораций;

Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Завершающий

(подведение итогов)

Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности.

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует выставку детских работ для родителей и детей. Викторина «День птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта.

Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в викторине «День птиц»

Знакомятся с продуктами детской деятельности.

Фотоотчёт:

Составление рассказов по сюжетным картинкам

Подготовка к выставке «Птицы»

Лепка пластилином «Птицы» (снегирь и синица)

Коллективный коллаж «Птицы - наши друзья»

Подвижная игра «Коршун и мыши»

Викторина «Что я узнал интересного о птицах»

«День Синички» в нашей группе

Выставка поделок с родителями «Такие разные птицы»

Заключительный этап
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»
- Изготовление коллективного коллажа «Перелётные птицы»
- Проведение викторины «Что я узнал интересного о птицах»

Результаты проектной деятельности:
- у детей значительно увеличился активный словарь по теме «Перелётные птицы»;
- дети стали бережнее относиться к птицам, сделали выводы, что надо заботиться о них в зимний период времени;
- все родители были привлечены к воспитательному процессу.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательную активность детей в природе; развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.

Учить составлять описательные рассказы по картине; развивать связную речь, сообразительность.

Стимулировать любознательность и интерес детей к познанию природы описаниями ее объектов и явлений.

Воспитывать желание помогать зимующим птицам пережить зиму.

Продолжать учить детей слушать и декламировать наизусть стихотворные произведения, отвечать на вопросы.

Материал: картинки птиц, корректурные таблицы, наголовники птиц, игры-пазлы, спортивный инвентарь.

Предыдущая работа: изучение стихов, текста песни, заготовки для гостинцев и кормушек.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель: Дети, предлагаю Вам сегодня отправиться в лес.

(Дети с воспитателем идут по дорожке в лес)

Воспитатель: Дорогие мои, обратите внимание как в лесу хорошо! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Дети, это же птицы леса. Но где же они?

(Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. А для этого предлагаю осуществить привал и рассмотреть, какие птички собрались.

Привал «Знакомство с птичками»

(Детям раздаются корректурные таблицы по теме «Птицы», на которых изображены птицы нашей местности. Птицы обозначены цифрами, геометрическими фигурами и дети, ориентируясь на эти обозначения, определяют, где птица)

Воспитатель: давайте с вами вспомним стихи об этих птицах.

Ребенок

За окном щебечет птичка-

Желтобокая синичка.

Голодно зимой бедняжке:

Ни травинки, ни букашки,

Хоть бы хлебушка ей крошку

Или зёрнышек немножко.

Ребенок

Где, ворона-каркарона,

Ты была, что, ворона-

каркарона, принесла?

Я проснулась, встрепенулась

«Кар-кар!» - на вороний

Собралась я базар.

Воспитатель: вот мы с вами и познакомились с птицами, которые собрались на этом дереве и можем отправляться дальше.

Воспитатель: Прислушайтесь внимательно! Кажется, кто-то с кем-то спорит.

(Из-за дерева вылетают две птички-ребенка)

Первая птичка: Я говорю тебе, что все птички улетают на зиму в теплые страны. Потому что здесь будет холодно, снежно и нам нечего будет есть.

Вторая птичка: Нет, не все птицы будут лететь. Потому что путь далек и не все птички его выдержат поэтому им лучше оставаться здесь, у людей, которые будут их кормить.

Воспитатель: Добрый день, дорогие птички. Не надо спорить. Мы с моими друзьями поможем вам определить, какие птички перелетные, а какие зимущие. Вот послушайте.

Ребенок.


Воспитатель: Пожалуй, все вы слышали о птичьих базарах, но побывать там не повезло. Поэтому мы попробуем организовать свой птичий базар. На рисунках вам будут показаны птицы, которых вам надо назвать. Помочь вам сможет краткая информация о той или иной птице.

Привал «Птичий базар»

(Дети берут по одной карточке и рассказывают о птичке, другие должны узнать ее по описанию)

Карточка 1

Живут на деревьях. Имеют крепкий клюв, длинный язык и крепкий хвост, благодаря которому можно опереться на кору дерева. (Дятлы)

Карточка 2

Относятся к хищным. Они имеют большую голову и очень большие глаза с расширенными зрачками. У них крючкообразный клюв, острые когти на лапах. Ведут ночной образ жизни. Питаются грызунами, небольшими птицами, насекомыми. (Совы)

Карточка 3

Живут на болотах и ​​берегах водоемов. Они имеют длинные ноги, шею и клюв. Добыча подстерегают стоя в воде. Некоторые бродят в поисках пищи. Питаются различными животными. (Цапли)

Карточка 4

Белые как снег. Относятся к водоплавающим. Они крупных размеров, с длинной и красивой шеей. В этих птиц ценный густой пух, поэтому они охраняются законом. Живут преимущественно парами. (Лебеди)

Карточка 5

Эти птицы похожи на воробьев, но они осторожны и одновременно любознательны как воробьи. Любят есть семена подсолнечника и лакомиться несоленым салом. Мы можем узнать их среди других птиц по желтенькому «фартуку» (Синицы)

Карточка 6

Прилетают к нам с Севера. У них есть черная шапочка и красная грудка. Клюв толстый и короткий. Питаются ягодами, семенами, частично насекомыми. (Снегири)

Воспитатель: Предлагаю взять наших новых друзей с собой и отправиться дальше в лес.

Физкультминутка

Мальчики и девочки!

Быстрее подравняйтесь

И в путь-дорожку

Вместе отправляйтесь.

Раз - поднять руки вверх,

Два нагнуться вниз.

Три, четыре - прямо стать.

Будем снова начинать.

И идти не забывайте.

Руки в стороны, руки так,

Руки вверх, как ветряная мельница.

Выше руки поднимите

Головою покрутите.

Наклон влево - раз, два, три

Наклон вправо - раз, два, три.

Наклонились, выпрямились.

Вокруг себя повернулись.

Воспитатель: Пока мы с вами весело путешествовали посмотрите, какая интересная поляна нам открылась. И я предлагаю сделать привал и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Где чья часть»

(Детям предлагается игровое поле, на котором в двух колонках изображены части птиц. Детям надо их соединить между собой)

Воспитатель: Ну что же друзья мои, можем идти дальше, но смотрите на нашем пути появились препятствия. Это сильный ветер повалил деревья и сломал ветви.

Спортивная «Дорожка препятствий»

(Мостик, скакалка, дуги и т.д.)

Воспитатель: Вот наше путешествие по птичьему лесу заканчивается. Но я предлагаю позаботиться о наших новых друзьях, а именно, мы изготовим кормушки и вкусности - бублики из различных круп, чтобы с наступлением холодов нашим новым пернатым друзьям было что поесть.

Практическая работа «Подарки для птиц»

(Ребята заканчивают начатую работу по изготовлению кормушек, а девочки в бублики из теста вставляют различные зернышки).

Воспитатель: Дорогие наши птички вот наши подарки для всех птичек вашего леса. Возьмите их, пожалуйста. А нам с малышами пора отправляться обратно домой. До свидания.