Малые закупки по 44. Объем малых закупок: план, порядок, отчет. Процедура малой закупки

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.

Процедура малой закупки

Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Обоснования малой закупки

Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
  • культурные и образовательные учреждения;
  • парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
  • театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
  • дворцы и дома культуры, клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения

Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019

У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

    они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

    они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушение требований в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начнет работать электронный магазин, функционал которого будет заключаться в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса будут указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агреготор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он будет взаимодействовать с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Как заключать договоры? По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика. Заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика только в случае, если закупка путем конкурентного способа определения поставщика признана несостоявшейся (п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика является наиболее удобной для большинства заказчиков, если цена контракта незначительна. Закон разрешает разово закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб.

Малые закупки по 44-фз

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Закупки малого объема 44-ФЗ

Закупки малого объема по 44-ФЗ - это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.
Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.


Закупки до 100 тысяч рублей Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.
Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем.

Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

Закупки малого объема 44-фз

рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку. Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему.

В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:

  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.

Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.

Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Является ли закупка у ед.поставщика через электронный магазин гарантией того что поставщик соответствует требованиям ст.31.

Если нет, то необходимо ли предъявлять требования к ед.

поставщику в соответствии со ст.31. Заключение контракта с единственным поставщиком через электронный магазин не является гарантией соответствия выбранного поставщика требованиям, устанолвенным статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
На единственного поставщика требования, установленные статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ, распространяются.

Соответственно, выбрав поставщика в электронном магазине, необходимо установить его соответствие требованиям, перечисленным в части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Важно

Пошаговая инструкция по заключению договора с единственным поставщиком до 100 т.р.


и до 400 т. р На подготовительном этапе заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс., до 400 тыс.

Закупки малого объема

Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая.

При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.

Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме). Читайте также: Закупка у единственного поставщика: что нужно учитывать Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет.

Малые закупки у единственного поставщика по 44-фз

Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.

Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются.

Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке. Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме.

Закупке у единственного поставщика посвящена статья 93 закона 44-ФЗ . Конкретно о малых закупках сказано в части 4 этой нормы закона.

Условия малых закупок

Основание для закупки малого объема может быть любым, при условии, что цена контракта не превышает 100 тыс. рублей. Также существуют дополнительные ограничения по годовому объему малых закупок. Он должен быть:

  • не более 2 млн рублей;
  • не более 5% от совокупного годового объема закупок и при этом не более 50 млн рублей.

Одно из этих условий заказчик выбирает по своему усмотрению. Есть закупки, на которые такие ограничения не распространяются. В частности, это процедуры, которые проводятся муниципалитетами для нужд сельских поселений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также без конкурентных процедур можно закупаться в соответствии с частью 5 статьи 93 закона 44-ФЗ. Это закупки учреждений культуры - заповедников, парков, зоопарков, библиотек, театров, цирков, музеев и прочих подобных заведений. Здесь цена контракта ограничена суммой 400 тыс. рублей, а годовой объем закупленных таким образом товаров, работ и услуг не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 25 млн рублей.

В чем плюс малых закупок

Закупки малого объема проводят в упрощенном режиме. При этом не нужно:

  • обосновывать, почему заказчик заключил контракт с единственным поставщиком;
  • уведомлять контролирующие органы о заключении контракта;
  • отчитываться в ЕИС об этапах контракта и приобретенных товарах, работах либо услугах.

Как проводится малая закупка

В первую очередь, заказчик определяется со своей потребностью - какой ему нужен товар, в каком количестве и в какой срок. Извещение о заключении контракта с единственным поставщиком размещать в ЕИС не нужно.

Далее он направляет свое предложение поставщику, которого выбрал для исполнения контракта. Это может быть компания или предприниматель, с которым заказчик уже имел дело, или же поставщик со стороны, предлагающий выгодные условия. В этом смысле пока выбор полностью за заказчиком.

Следует отметить, что в настоящее время в тестовом режиме запущен . С конца текущего года часть заказчиков будет обязана пользоваться им для проведения своих малых закупок.

Далее стороны заключают контракт - это можно сделать в любом виде, который предусматривается Гражданским кодексом. При этом в документ можно не включать часть положений, обязательных для контрактов, заключенных после проведения конкурентной процедуры.

Планирование закупок до 100 тыс. рублей

Отражать каждую малую закупку в плане-графике не нужно. Они указываются одной строкой по каждому КБК в размере годового финансового обеспечения . При этом каждому коду соответствует отдельная строка.

Вносить контракты до 100 тыс. в также не нужно. Однако заказчик должен хранить все сопутствующие такой закупке документы.

Отражение закупок до 100 тыс. в плане закупок прописано в постановлении Правительства № 1043. В их отношении в документе указывается индивидуальный код процедуры, наименование предмета контракта и объем финансирования . Данные вносятся одной строкой.

Обоснование закупки

Если закупка проводится на основании статьи 93 закона 44-ФЗ, то в общем случае заказчику необходимо обосновывать выбор способа определения поставщика. Однако это не относится к малым закупкам - при сумме контракта до 100 тыс. рублей обоснование не требуется.

А должен ли заказчик в таком случае обосновывать цену контракта? В соответствии со статьей 93, такой обязанности у него нет. Вместе с тем обоснование цены закупки предусмотрено статьей 22 закона 44-ФЗ, и в ней нет никаких исключений, в том числе и для закупок до 100 тыс. рублей. Поэтому многие специалисты по закупкам рекомендуют все же обосновывать цену малого контракта.

Как рассчитать предельный объем малых закупок

Выше мы упоминали о том, что малые закупки можно проводить до достижения определенного порогового значения. Чтобы правильно запланировать объем малых закупок в первую очередь нужно верно рассчитать совокупный годовой объем закупок. Если ошибиться, то можно получить немалые штрафы.

Допустим, совокупный годовой объем закупок заказчика составляет 100 млн рублей. Ему выгоднее установить лимит на уровне 5% совокупного. В этом случае объем его малых закупок может доходить до 5 млн рублей. Таким образом, напрямую с поставщиками он сможет заключить до 50 контрактов по 100 тыс. рублей каждый.

В заключение обратим внимание на то, что искусственно дробить крупные закупки запрещено. У заказчиков иногда возникает соблазн заключить несколько контрактов до 100 тыс. рублей вместо одного на общую сумму, чтобы не проводить конкурентные процедуры. Если такие контракты будут заключены с одним поставщиком, высок шанс, что ФАС признает это нарушением закона. В особенности если все они будут подписаны с небольшим разрывом по времени.

В рамках системы госзаказа закупками малого объема принято называть прямое заключение контрактов с поставщиком на небольшие суммы. Этот способ популярен у заказчиков по 44-ФЗ, поскольку позволяет получить необходимые товары и услуги в короткие сроки и без лишней подготовки. Однако прямой выбор исполнителя заказчиком противоречит самой сути поэтому закон накладывает на него определенные ограничения.

Какие закупки считаются малыми

В общем случае цена контракта при проведении малой закупки не должна превышать 100 тыс. рублей. Но количество таких контрактов не может быть бесконечно, иначе бы заказчики применяли только этот способ. Объем малых закупок в денежном выражении не должен превышать:

  • 2 млн рублей в год;
  • 5 % от совокупного объема закупок в год, но при этом быть не более 50 млн рублей.

Для отдельных категорий заказчиков предусмотрен более высокий лимит цены контракта по малым закупкам — 400 тыс. рублей. Правило распространяется на учреждения культуры, занятые сохранением объектов наследия, образовательные и спортивные организации, театры, музеи, цирки, планетарии, парки и подобные учреждения. Годовой объем малых закупок таких организаций не должен составлять более половины от совокупного объема закупок и при этом не должен быть более 20 млн рублей.

Что и как можно покупать

По объектам закупки ограничений практически не существует. Это значит, что закупать напрямую у поставщика можно любые товары и услуги при условии, что сумма каждого контракта не превысит 100 тыс. рублей.

На практике к такому методу чаще всего прибегают для периодического приобретения небольших партий товаров или длительных услуг. Среди объектов закупок малого объема популярны «расходники», используемые для обеспечения в жизни офиса: канцтовары, вода, бытовая химия и прочее. Также нередко к прямым контрактам прибегают, когда потребность в чем-то возникла срочно. Например, понадобилось воспользоваться услугами сервисного центра для ремонта офисной техники или автомобиля.

Преимущества и недостатки

Самый большой плюс малых закупок в том, что провести их можно очень быстро. Заказчику не нужно готовить документы и тратить время на проведение конкурентной процедуры. К тому же можно без проблем сотрудничать с проверенными поставщиками, снижая таким образом риски неисполнения контракта.

Документальное оформление закупок до 100 тыс. рублей также максимально упрощено. В план закупок малые объемы включаются общей суммой, без какой-либо детализации. Извещение о проведении такой процедуры публиковать в ЕИС необходимости нет. Отсутствуют у заказчика и прочие обязанности: обосновывать цену и условия контракта, направлять данные о нем в реестр, составлять отчет.

Минусы тоже есть, но в большей степени для всей сферы госзаказа, чем для отдельно взятого заказчика. При осуществлении малых закупок организация действует исключительно на собственное усмотрение. Понятно, что такое положение дел не способствует прозрачности закупочной деятельности. Это дает возможность для реализации коррупционных и прочих нерыночных механизмов.

Еще один минус — в отсутствии конкуренции. Нет борьбы участников, поэтому нет возможности получить лучшие условия сделки.

Как проводятся малые закупки

Порядок закупок малого объема не регламентирован, поэтому каждый решает этот вопрос самостоятельно. Статистика говорит о том, что многие организации при наличии возможности заключают контракты с теми поставщиками, с которыми уже имели дело. Если нужно приобрести новый объект, то специалист по закупке изучает рынок и выбирает поставщика.

Надо отметить, что это не самый эффективный подход, поскольку приводит к существенному росту накладных расходов. Из-за этого реальная стоимость приобретенных объектов зачастую в полтора-два раза выше, чем их заявленная цена. К тому же опросы показывают, что лишь 1/3 часть заказчиков полностью удовлетворена качеством товаров и услуг, полученных в результате малых закупок.

Считается, что повысить эффективность поможет автоматизация процесса. Один из ее вариантов — автоматизированные системы закупок малого объема, которые внедрены в отдельных регионах России. Это торговые площадки, где поставщики и заказчики могут найти друг друга. Например, в Москве создана площадка «Электронный магазин», которая является подсистемой городской системы торгов ЕАИСТ. С ней интегрирован «Портал поставщиков», на котором регистрируются компании и ИП, желающие поучаствовать в госзакупках.

Искусственное дробление

Закон не ограничивает количества контрактов на закупку однородного товара при условии, что не превышены установленные лимиты. Поэтому у заказчиков зачастую возникает соблазн раздробить один крупный контракт на множество мелких и провести под видом малых закупок. С одной стороны, формального запрета на это в законе нет. Но с другой стороны, контролирующие органы могут признать такой подход нарушением. На практике все зависит от конкретных обстоятельств.

Например, организация закупает программное обеспечение для ведения внутреннего учета. Цена полного пакета превышает 100 тыс. рублей, поэтому нужно проводить конкурентную процедуру. Однако заказчик идет на хитрость и приобретает каждый модуль системы по отдельности. Цена каждой покупки составляет менее 100 тыс. рублей, поэтому контракты заключаются напрямую с поставщиком. Иногда доходит до абсурда: один заказчик таким образом заключил более 50 малых контрактов на приобретение отдельных модулей информационной системы. Их общая стоимость составила более 5,5 млн руб. ФАС посчитала это нарушением, аргументируя тем, что каждый отдельный модуль не является самостоятельным продуктом и не работает без других элементов. На самом деле заказчик хотел приобрести весь программный комплекс, а раздробил покупку умышленно, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

В то же время если заказчик разбивает контракт на поставку однородных товаров общей суммой 300 тыс. рублей на 3 части, да еще и разносит их по времени, то такие действия вряд ли вызовут излишнее внимание контролеров.

Не путайте «малые» понятия

В рамках системы закупок существует еще одно схожее понятие — это закупка у малых компаний. Если официально, то у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Несмотря на схожесть формулировки, малые закупки и закупки у малых компаний — совершенно разные вещи, которые не нужно путать.

Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, объем закупки у субъектов малого предпринимательства составляет не менее 15 %. В отличие от закупок до 100 тыс. рублей, такие процедуры строго регламентированы. Поставщик должен определяться конкурентным способом, процедура оглашается в ЕИС, лимит цены контракта также гораздо выше. Кроме того, о проведении закупки у малого бизнеса заказчик раз в год обязан составить отчет.

Подведем итоги

Итак, малые закупки — удобный для заказчика инструмент быстро удовлетворить потребности в товарах и услугах. Они не требуют какой-то особой подготовки, а представляют собой обычное заключение контракта с выбранным поставщиком. Главное — вписаться в установленные законом лимиты. Дополнительных обязанностей, например составлять или отчет по закупкам малого объема, у заказчика не возникает.

Однако нужно помнить, что такой способ закупки все-таки предусмотрен законом в виде исключения, ведь недаром он ограничен по цене контракта. Основной целью системы закупок служит повышение прозрачности использования бюджетных средств, а проведение неконкурентных процедур этому, увы, не способствует. Поэтому пользоваться малыми закупками нужно с умом, чтобы не привлечь излишнего внимания контролирующих органов.