Проект «Эхо войны в моей семье. Проект "эхо войны" Проект эхо войны

Именно они занимаются поиском и восстановлением военной техники времен Второй мировой, которую потом любой желающий может наблюдать в военных музеях или в реконструкциях сражений на "Линии Сталина". Герои интервью рассказали о том, как сформировался их проект, сколько времени уходит на поднятие одного танка и кому нужны восстановленные стальные монстры.

В гостях у IT.TUT.BY - руководитель проекта и автор фильмов "Т-34", "Танки пахнут болотом" Вячеслав Макшун и старейший член поисковой команды Владимир Якушев.

- Владимир, можете вкратце рассказать о себе и об участии в проекте "Эхо войны"?

Участвовать в поиске и восстановлении танков я начал в 1998 году в шкловском клубе "Поиск". С тех пор я и моя команда занимаемся всеми подъемами и реставрациями на территории Беларуси. Сейчас в нашей команде четыре человека: я, два моих сына и Михалуцкий Александр. С 2012 года для "Линии Сталина" мы отреставрировали 8 единиц военной техники, а за все время работы – 25 единиц.

- Как зародился проект "Эхо войны"?

Вячеслав Макшун : Народный проект "Эхо войны" взял свое начало из комментариев на Youtube под фильмом "Т-34". Ну а с ребятами мы познакомились еще в 2012 году, на съемках фильма, посвященного реставрации ходовой 34-ки.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Youtube-канал проекта "Эхо войны"

Это был уникальный танк со штампованной башней. Восстановительные работы шли с октября 2012-го по май 2013-го. Весь этот период и зимой в 25°С мороза мы с ребятами снимали и записывали процесс восстановления машины. Было очень интересно, где-то наши софиты помогали команде делать более тонкую работу, так как в ангаре было темно. Ну и как бывает: с одними людьми сработаешься, с другими – нет. С этой командой мы установили дружеский контакт, продолжили серию съемок (фильм "Танки пахнут болотом" , о поиске танков, оставшихся в белорусских болотах со времен Второй мировой. – Прим. ред.).

После того как наш фильм "Т-34" был выложен на Youtube, мы начали читать комментарии пользователей. Многие предлагали свою помощь, в том числе и финансовую, для того чтобы мы продолжали освещать такие события. Ну а так как в Беларуси еще есть что снимать и восстанавливать, то и было решено организовать проект "Эхо войны".

- Какой первый танк вы восстановили?


Владимир Якушев:
Первую машину мы обнаружили в Витебской области. Это был легкий танк БТ-7 . Сейчас он находится на "Линии Сталина". Мы его восстановили, при этом в нем пришлось заменить старый авиационный двигатель на новый дизельный. Теперь практически каждый год БТ-7 открывает парад, посвященный Дню Победы.

Нам повезло, что тот танк был практически целым, может быть, именно поэтому мы и решили продолжить поиски военной техники. В 2000-х годах мы обнаружили тяжелый советский танк серии КВ . Эта махина была под 60 тонн весом, плюс полностью забита песком внутри. И вот его мы и поднимали три дня с десятиметровой глубины.

Это, конечно, трудная работа, но когда этот процесс подходит к концу, то прямо за душу берет.

- Где теперь находятся поднятые вами танки?

Судьба у них сложилась по-разному. Наш первый танк (БТ-7. - Прим. ред.) на "Линии Сталина", Т-34-85 уехал в Гомельский областной музей Великой Отечественной. Ну а так, большинство находится в белорусских музеях.

- Кто у вас заказывает подъемы и реставрацию военной техники?

Наши заказчики – это музеи. Хотели бы, конечно, выйти на частных коллекционеров, но пока не получается. К тому же любая техника, которая поднимается на территории Беларуси, принадлежит государству.



- Можете более подробно рассказать о поиске танков? Как происходит этот процесс?

Для начала необходимо посидеть в архивах, а после взвесить полученную информацию. Потом мы приезжаем на место, где может находиться танк. Вообще это очень трудоемкий процесс: бывает, приходишь на болото, а там местность пять на пять километров. Смотришь и думаешь, как в ручейке метровой глубины могла утонуть военная машина, у которой высота под три метра. Вот и начинаешь сопоставлять, вот центр бывшего озера, думаешь, как танк мог туда попасть. По итогу начинаешь логически прикидывать, откуда начинать поиски.

По итогам хорошо, если со ста выездов мы находим один-два танка.

Когда мы начинали поиски, то проверяли чуть ли не каждую лужицу. А уже со временем начали использовать специальные приборы, например магнитометр, которые подтверждают нахождение металла в земле. Однако и приборы, бывало, давали сбои. Находили и рельсы, заброшенные свалки, куски проволоки. Когда прибор подтвердил наличие металла, то берем щуп, проверяем подробней. Если есть возможность, то пользуемся услугами водолазов, а если глубина небольшая, то ныряем сами.

После того как информация подтвердилась, необходимо написать заявление в администрацию района. Это делает либо фонд "Память Афгана", либо другая организация, которая может этим заниматься. Затем заявка на подъем рассматривается властями. Если получаем положительный ответ, то начинается процесс подготовки оборудования для подъема и выезд к месту. Бывает, что с момента, когда нашли танк, до его подъема проходит несколько месяцев. При этом, мы бы хотели отдельно отметить помощь директора фонда Метлы Александра Михайловича, который поддерживает команду и оказывает помощь не один год

- Какой подъем запомнился вам больше всего?

Так сразу и не скажешь, ни один подъем не похож на другой. Наверное, больше всего запал в душу наш первый танк БТ-7, из-за которого все и пошло.

Народный проект "Эхо войны" - это группа единомышленников, объединенных одной целью: поиском и реставрацией военной техники времен Второй мировой войны. Участником проекта может стать каждый, кто неравнодушен к своей истории, военной технике и желает помочь поисковой группе. Поделившись достоверной информацией о нахождении военной техники, вы поможете сохранить нашу историю Великой Победы.

    Слайд 1

    Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Обшаровка Проект «Эхо войны» Участники: учащиеся 8 класса Координатор: Е.Н. Вертушкова Обшаровка 2010 – 2011 год Номинация: «Судьба семьи в судьбе родного края»

    Слайд 2

    Пусть не все герои те, Кто погибли,- Павшим Вечная Слава! Вечная слава! Вспомним всех поименно Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым! Вспомним гордо и прямо Погибших в борьбе. Есть великое право: Забывать о себе! Есть высокое право: Пожелать и посметь! Стала Вечною Славой мгновенная смерть! Р. Рождественский

    Слайд 3

    Весной 2009 года учителем нашей школы-интерната при ремонте своего старенького дома были обнаружены письма солдата-фронтовика. Завернутые в тряпочку, они пролежали на чердаке 67 лет. Многие из них хорошо сохранились. Читая эти письма, мы узнаем о том, что видел и как переживал войну обыкновенный парень из нашего села; чувствуем его радость и грусть, его отчаяние и веру в Победу. Когда мы взялись за этот проект, нам было известно только то, что солдата звали Николай, а фамилия его Мартышкин. Все, что нам удалось узнать за время работы над проектом, мы бы хотели рассказать и вам.

    Слайд 4

    65 лет назад закончилась Великая Отечественная война, но отголоски ее слышны до сих пор. Множество тайн, загадок и вопросов оставила после себя эта война. Из курса истории в школе мы знаем хронику боевых действий, имена великих полководцев, из книг и фильмов узнаем о героических подвигах солдат и офицеров. Но собственноручно прикоснуться к тому времени мало кому доводится. Нам несказанно повезло! Мы не только прикоснулись к истории, мы переписали случившуюся давным-давно историю любви.

    Слайд 5

    Ветер. Вьюга. Снега. И метель. Ночь морозная смотрит в окно. Я б хотела к тебе прилететь, Не видала тебя уж давно… Не грусти, не печалься, родной, Пусть огонь не погаснет в груди – Я в холодной землянке с тобой, И победа нас ждет впереди. Если я не вернусь, дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это другая, Это значит … сырая земля…

    Слайд 6

    Ты рядом, и все прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за эти руки. Спасибо тебе, мой любимый, За то, что ты есть на свете. Ты – рядом а ведь могли бы Друг друга совсем не встретить… Единственный мой, спасибо За то, что ты есть на свете. Единственная моя, спасибо За то, что ты есть на свете. Единственный мой… Единственная моя… Молодость и война, любовь и смерть… Какие несовместимые понятия! Но было именно так…

    Слайд 7

    Наш солдат, Мартышкин Николай Арсеньевич, родился в 1922 году в селе Сурск Острог, Инзенского района, Куйбышевской области. Был он вторым ребенком в семье. Имел старшего брата Ивана, младших братьев Петра и Василия, и сестру Наталью. В середине 20-х годов вся семья переехала в Обшаровку. Мать и отец работали в колхозе. Коля окончил среднюю школу. Был обычным парнем, ходил с друзьями на танцы, в кино, встречался с девушкой по имени Клавдия. Дом, в котором жила семья Мартышкиных с. Обшаровка ул. Советская, 115

    Слайд 8

    Дом, в котором жила семья Мартышкиных с. Обшаровка ул. Советская, 115 Но 15 сентября 1941 г. Приволжским Районным Военкоматом в возрасте 18 лет, он был призван в ряды Красной Армии. В ноябре 1941 года зачислен в Могилевское военно-пехотное училище, эвакуированное в город Вольск, Саратовской области. Из училища он пишет письма своей девушке Клавдии. Первые из них очень романтичны, по юношески наивны. Но уже в этом незрелом мальчишке чувствуется доблесть и отвага. « Нас ведь готовят скороспешно не куда-нибудь, а на фронт» - писал он.

    Слайд 9

    Добрый день, Клавдия! Здравствуй, Клавдия, дорогая! Здравствуй, месяц золотой. Привет сердечный посылаю Низко кланяюсь одной. Письмо писать я начинаю Своей дрожащею рукой. Ответ от вас я ожидаю Всем сердцем и душой. Клавдия, во первых строках моего письма разреши вам сообщить, что я вам пишу уже несколько писем, но вы почему-то не отвечаете. Клавдия, неужели ты все позабыла прежнее, нашу дружбу и любовь. Клавдия, если бы ты знала, как мучает эта прежняя любовь меня, то ты бы наверное написала ответ. Клавдия, вы вероятно читали много книг и знаете, как трудна и скучна армейская жизнь, а тем более как для меня, так как я не имел еще самостоятельной жизни. Я до сего времени проводил свою жизнь в школе и теперь мне очень трудно.

    Слайд 10

    Когда эти письма держишь в руках – кажется, что время останавливается, когда их читаешь – сердце разрывается.

    Слайд 11

    Через 6 месяцев учебы 15 мая 1942 года Николай Арсеньевич выпускается из училища в звании сержанта, по специальности связист-проволочник. Его направляют на фронт в 140 отдельный полк связи. Он становится отличником военной и политической подготовки. Назначается комсоргом части. Попав на фронт, он не прекращает переписку со своей возлюбленной. В письмах этого периода читается огромная любовь, а где-то даже ревность… Вера в победу и надежда на скорейшее возвращение домой.

    Слайд 12

    Привет с фронта!!! Добрый день уважаемая моя подруга Клавдия Федоровна письмо от вашего старого товарища Николая Арсеньевича Мартышкина. Клавдия вам уже не секрет что жизнь вам моя уже наверное известно фронтовая. Были много раз под бомбежкой, в окружение попадали. Но все выходило благополучно, но в последний раз меня немного покалечило ноги и левую половину груди. Но сейчас все снова хорошо. Здоров и работаю в данный момент на почте. Так что дела идут хорошо. Но скоро наверное обстановка изменится и мы с новыми силами ринемся на врага. Мы ждем все приказ с нетерпением. Но нет! Пока еще и он не думает лезть. Залез в землю и сидит… Клавдия, мне приходиться часто по ночам не спать и иногда выйдешь на улицу, а здесь тиха ночь, поют так много соловьи. Так чисто. Иногда луна так прекрасна на заре, когда солнце взойдет или зайдет. Клавдия, здесь так много садов, очень, очень много, а поэтому так много соловьев. И бывает свободная минутка, выйдешь с ребятами в садик и начнут вспоминать у кого что было в этом прекрасном месяце мае или июне, а уже сердце так рвется в груди. Но ничего не сделаешь…

    Слайд 13

    В 1943 году Николая переводят в 156 отдельный полк связи 69-й армии Степного фронта, под командованием генерала И.С. Конева. Николай участвует в битве на Курской дуге, в освобождении Харькова, Донбасса. В 1944 году принят в партию. Назначен командиром отделения. Здесь он уже зрелый мужчина, много повидавший на своем веку. В его письмах проявляется твердость характера, житейская мудрость, стойкая вера в Победу, и все та же нежная любовь к Клавдии.

    Слайд 14

    А сейчас разрешите написать небольшое стихотворение фронтовое. Вот она – дорога фронтовая: Пепел, рвы, воронки, плотный дым… Я пишу, а на земле, родная, Рвутся бомбы с блеском огневым. В этот миг, когда опасность ближе, Жизнь когда висит на волоске, Я тебя в минуты боя вижу В темно сером вязанном платке. Милая! Горячим сердцем знаю: В долгих думах ты всегда со мной. В молодою жизни изнываешь: Жив ли он? Вернется ли домой? Письма я твои подряд читаю?.. Не читаю – знаю наизусть. Я в разлуке с нашим тихим краем. Что скрывать, испытываю грусть. Но приду, открою в избу двери, В час свиданья буду сам не свой… Хорошо любимым жить и верить Знать и думать: ждут тебя домой! Клава, сейчас рвемся все вперед!! Никакие преграды! Ни какие дзоты и заграждения нас не держат. Довольно! Натерпелся солдат! Нагляделся на муки наших граждан! Мстим немцу! Топили в Днепр! Топим в Черное море! Эх Клава, какое настроение у наших воинов. Любого пошли и скажи ему что сделай вот тото, чтобы погиб немец и погибнешь сам – не страшится этого нашь воин.

    Слайд 15

    Война – страшна! Она не разбирает старых и молодых, женщин и мужчин, стариков и детей. Наш солдат Мартышкин Николай погибает 4 июля 1944 года на Волыни. Согласно документам, похоронен в Волынской области на ст. Голобы, «восточная окраина 50 м северо-восточнее ж.д. переезда».

    Слайд 16

    Клава, все же на этом думаю закончить. Не обижайся, что плохо и мало написал. Больше будет жив буду в личных беседах вдвоем. Затем Досвидания. Крепко, крепко целую вас Клава! Клава, не хватит моего терпения. Я очень вас люблю, не знаю даже сам, что случилось. Возможно перед смертью! Но пусть погибну, но письма то у вас сохранятся, тогда почитай и вспомни Клава!!! И передай их, пусть почитает сестра Наташа. Что значит наша молодая жизнь и любовь!!

    Слайд 17

    Братское кладбище на станции Голобы Волынская область Украина В 1950-е годы на ст. Голобы было образовано Братское кладбище. Но перенесена ли на него могила сержанта Мартышкина не известно.

    Слайд 18

    Из семьи Мартышкиных на фронт были призваны три сына – Иван, Николай и Петр. Из них не вернулся никто. Из Книги Памяти Самарской области

    Слайд 23

    Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Обшаровка Проект «Эхо войны» Цель: восстановление и сохранение писем солдата-фронтовика, передача их в музей. Выражаем огромную благодарность поисковому движению г. Калининграда и лично, так же администраторам сайта ОБД «Мемориал» за оказанную помощь

Посмотреть все слайды

  • Конкурсный проект «Эхо» – 2017

    В 2017 году Ивановская областная библиотека для детей и юношества предложила принять участие в пятом (юбилейном) конкурсном проекте «Эхо» для учащихся 9-х – 11-х классов. Тематика игр: «Смутное время: вехи и лица», «Гроза двенадцатого года».

  • Конкурсный проект «Эхо» (2015)

    В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества в 2015 году открылся очередной, четвертый по счету, сезон историко-интеллектуальных игр конкурсного проекта «Эхо». Тематика игр: «Мы впереди планеты всей» (Бренды России); «Весь мир театр» (Театры и их историческая роль); «Имя Войны - боль» (70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне).

  • Конкурсный проект «Эхо» (2014)

    В 2014 году Ивановская областная библиотека для детей и юношества вновь пригласила учащихся 7-х – 9-х классов к участию в конкурсном проекте «Эхо». Тематика игр: «Быстрее, выше, сильнее» (из истории олимпийского движения); «Наука побеждать» (к юбилею А.В. Суворова); «Вехи памяти» (памятные и исторические места мира).

  • Конкурсный проект «Эхо» (2013)

    Ивановская областная библиотека для детей и юношества продолжила в 2013 году реализацию конкурсного проекта «Эхо» для учащихся 7-х – 9-х классов. Тематика игр: «Славяне: наследие предков» (к 1150-летию славянской письменности и культуры); «Триста лет на российском престоле» (к 400-летию династии Романовых); «Ивановская губерния: без пяти век» (к 95-летию Иваново-Вознесенской губернии).

  • Конкурсный проект «Эхо» (2012)

    В рамках Года истории (2012) Ивановская областная библиотека для детей и юношества пригласила учащихся 7-х – 9-х классов принять участие в конкурсном проекте «Эхо». Тематика игр: «Смутное время: вехи и лица» (события 1612 года - освобождение страны от польско-литовской интервенции); «Гроза двенадцатого года» (период Отечественной войны 1812 года с войсками Наполеона); «Сороковые, роковые, военные и фронтовые» (события Великой Отечественной войны с фашистской Германией).

Боровикова Анастасия 1 класс, Реброва Лидия 1 класс, Ильина Юлия 4 класс, Андронова Ксения 4 класс.

Продукт проекта- внеклассное мероприятие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Внеурочный проект

«Эхо войны».

ГКОУ «Бежецкая школа –интернат» Тверская область, г. Бежецк

Руководители проекта: Бойкова Екатерина Александровна, учитель начальных классов; Юрцева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов.

Над проектом работали обучающиеся 1 и 4 классов.

Введение

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!

Великая Отечественная война явилась самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества. На огромном фронте, простиравшемся от Баренцева до Черного морей, с обеих сторон, в различные периоды сражались от 8 до 12 млн. человек. Применялось от 5 до 20 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, от 150 до 320 тыс. орудий и минометов, от 7 до 19 тыс. самолетов. Такого огромного размаха боевых действий и концентрации такой большой массы военной техники история войн еще не знала.

На борьбу с поработителями встала вся страна. На фронте и в тылу людей всех наций и народностей объединяла одна цель - выстоять и победить.

Методический паспорт

Тема связана с изучением материалов о Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. в литературе, музыке, искусстве.

Цели образовательные и воспитательные:

  1. Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс.
  2. Воспитание чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества, к истории родной страны.

Задачи:

1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

2. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию школьников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

3.Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

4. Приобщить к исследовательской деятельности.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: интернет, аудио материалы, использование фондов школьной и городской библиотек.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Тип проекта- исследовательский, личностно-ориентированный .

Работа над проектом

1 этап- организационный

(выявление проблемы, планирование деятельности)

Был составлен план действий:

1 группа обучающихся собирала материал о войне в литературе и публикациях.

2 группа собирала материал о блокадном Ленинграде.

3 группа собирала стихотворения и песни о войне 1941-1945 г.

4 группа подбирала иллюстрации, посвящённые данной теме.

2 этап - поисковый.

Сбор информации в соответствии с планом.

3 этап- предъявление продукта и его презентация.

В качестве продукта была составлена литературно-музыкальная композиция «Эхо войны».

Литературно-музыкальная композиция: «Эхо войны»

Показ слайдов «Наша Родина».

Вед. Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Вед . Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Вед . Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называю

Одним широким словом Русь!

Раздвигается занавес.

Сцена «Начало войны»

На сцене играют дети: мяч, самокат, скакалка, куклы, парень с девушкой, ребенок в песочнице, мать с младенцем. Звучит музыка «Утомленные солнцем».

Ведущий (за кадром)

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

Со школьных вечеров, шагая,

Что завтра будет первый день войны,

Постепенно музыка стихает, дети замирают. (Левитан «объявление о начале войны») Дети стоят с печальными видом, смотрят на презентацию.

Дети:

1.Война…Суровее нет слова.

2.Война… Печальнее нет слова.

3.Война… Священнее нет слова.

На экране кадры презентации о начале войны.

Звучит песня «Вставай страна огромная».

Дети переодеваются в военную форму, провожают на войну солдат.

Ученик

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий русский народ.

Ученик 3

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Звучит советская военная музыка «Прощание славянки».

Дети уходят со сцены.

Вед. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов.

Война несла смерть, смерть была повсюду на фронте, в тылу. Гибли люди взрослые и дети. Земля была пропитана кровью. Стихотворение пер. с азербайджанского В. Цыбина Кайсын Кулиев «На минском шоссе».

Ведущий. В страшные суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах. Собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях.

Уч. Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

(Чтение под музыку из кинофильма «Офицеры» вступление). На ровне со взрослыми на фронт уходили парни и девушки 18 лет, некоторые прибавляли себе года, чтобы только уйти на фронт и защитить своих родных, страну. (Выходит санитарка).

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты санитаркой.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать я!

Вед. Много пришлось перенести юной девушке в те годы, под взрывы снарядов вынести сотни раненных солдат на себе, оказать медицинскую помощь, чтоб солдат жил. (Стихотворение Юлии Друниной «Бинты»)

Трудно было солдатам в годы войны. В редкие часы отдыха они писали письма своим родным и любимым. Такие письма были необходимы солдату. (Сценка «В окопе» чтение писем. На сцене: Котелок на костре, пни, брёвна, два солдата пишут письмо сыну, родне, один солдат читает письмо от дочери).

1 Солдат .

Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

2 Солдат (со свечой).

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

3 Солдат: А мне пришло письмо родное, храню, его я у груди, в нем пишет доченька моя - Нона.

Здравствуй, дорогой папочка!

Как ты живёшь? Я живу хорошо. Дорогой папочка, почему ты мне так долго не пишешь? Может, что случилось? Напиши мне всё откровенно. Дорогой папочка, у нас уже кончилась 1 четверть, и вывели нам отметки. У меня по всем предметам 5,только по русскому яз. письменному 4. Дорогой папочка, если есть у тебя бумага чистая, то пришли мне писать письма. Маруся мне тоже чего-то не пишет. Папочка получил ли ты моё праздничное письмо или нет? Ответь на мои вопросы. Буду ждать. Папочка, напиши хоть одно слово жив , и я не буду беспокоиться. Буду знать что ты здоров. Папочка ты не представляешь, как я беспокоюсь за тебя. Что только я не думала, что может с тобой случится.

Ну, до свидания, дорогой папочка, пиши скорей ответ.

Буду ждать.

Крепко, крепко целую.

Нона, Володя.

Привет от мамы.

(После того, как солдат прочитал письмо, он начинает писать ответ.)

Это письмо папе было написано в 1944 году, 11 летней девочкой, которая была эвакуирована в годы войны в наш город Бежецк. Политонова Нона жила и училась в детском доме в городе Бежецке.

Пусть же проходят за годом года,
Героев не забудет наша страна.
Свято и радостно память народов
Ваши хранит имена.

В годы Великой Отечественной войны наш народ проявил массовый героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. На защиту Родины уходили и наши с вами земляки. За мужество и героизм многие из них удостоены звания Героя Советского Союза.

Послушайте, пожалуйста, воспоминание о военном подвиге нашего земляка Дружинина Михаила Ивановича. (Доклад)

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою.

Вечная слава и вечная память

Живущим и павшим в жестоком бою .

(Земляков не вернулись с войны, в честь их в 1966 году в центре города установлен обелиск.)

Дети. Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Танец «Журавли».

Чтение стихотворения Михаил Светлов «Неизвестному солдату».

Ведущий. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших.

Ведущий. Помните!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда – помните!

Ведущий. Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчания.

Ведущий. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. (Звучит метроном).

Ведущий. В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! Понимаем, что за все, что мы имеем – жизнь и праздники в нашей жизни – мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.

Левитан «Объявление о прекращении войны»

Ученик1 .

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ученик2 .

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Ученик3

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленеть!

Песня «День Победы»

Ученик4 .

Пусть дети встречают рассвет

Улыбкой ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе:

«Нет! Нет – грабительским войнам!

Ученик5.

Нам нужен мир - тебе и мне.

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Ученик 6 .

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

Ученик7. (читает вступление к песне «Несовместимы дети и война»)

Пусть мирные звёзды над миром горят,

И дружба не знает границ и преград!

Пусть всегда сверкают звёзды,

Мы – за солнце,

Мы – за счастье,

Все: Мы – за мир на всей Земле!

Песня «Несовместимы дети и война»

1 ребенок: Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее

Тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...