Совместная деятельность в психологии деятельности. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Формы совместной деятельности

В соответствии со статьей 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации ведение бухгалтерского учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. При отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества), организация-товарищ руководствуется пунктами 13 - настоящего Положения, а товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17 - настоящего Положения.

13. Активы, внесенные в счет вклада по договору о совместной деятельности, включаются организацией-товарищем в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу.

14. При формировании финансового результата каждая организация-товарищ включает в состав прочих доходов или расходов прибыль или убытки по совместной деятельности, подлежащие получению или распределенные между товарищами.

15. Имущество, подлежащее получению каждой организацией-товарищем по результатам раздела в соответствии со статьей 1050 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении совместной деятельности, отражается как погашение вкладов, учтенных в составе финансовых вложений. В случае возникновения разницы между стоимостной оценкой вклада, учтенного в составе финансовых вложений, и стоимостью полученных активов после прекращения совместной деятельности она включается в состав прочих доходов или расходов при формировании финансового результата. Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

По принятому к бухгалтерскому учету после прекращения совместной деятельности амортизируемому имуществу начисление амортизации производится в течение вновь установленного срока полезного использования в соответствии с правилами, определенными Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2689).

16. Бухгалтерская отчетность организацией-товарищем представляется в установленном для юридических лиц порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору о совместной деятельности. В бухгалтерском балансе организации-товарища вклад в совместную деятельность отражается в составе финансовых вложений, а в случае существенности показывается отдельной статьей. В отчете о прибылях и убытках причитающиеся организации-товарищу по итогам раздела прибыль или убыток включаются в состав прочих доходов или расходов при формировании финансового результата.

(см. текст в предыдущей редакции)

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в рамках раскрытия информации по отчетному сегменту о совместной деятельности организацией-товарищем показываются:

доля участия (вклад) в совместную деятельность;

доля в общих договорных обязательствах;

доля в совместно понесенных расходах;

доля в совместно полученных доходах.

17. При организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности.

Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются.

Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке.

18. Имущество, внесенное участниками договора о совместной деятельности в качестве вклада, учитывается товарищем, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел, обособленно (на отдельном балансе).

Вклады, внесенные участниками совместной деятельности, учитываются товарищем, ведущим общие дела, на счете по учету вкладов товарищей в оценке, предусмотренной договором.

В бухгалтерском учете приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и т.д. Учет приобретения или создания новых объектов основных средств, нематериальных активов и других вложений во внеоборотные активы ведется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядке вне зависимости от фактического срока их использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.

19. По окончании отчетного периода полученный финансовый результат - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) распределяется между участниками договора о совместной деятельности в порядке, установленном договором. При этом в рамках отдельного баланса на дату принятия решения о распределении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отражается кредиторская задолженность перед товарищами в сумме причитающейся им доли нераспределенной прибыли, либо дебиторская задолженность за товарищами в сумме их доли непокрытого убытка, причитающегося к погашению.

20. Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. При этом представление товарищем, ведущим общие дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей, осуществляется в сроки, определенные договором, но не позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 2, ст. 160; N 27 (ч. I), ст. 2700).

21. Ликвидационный баланс составляется товарищем, ведущим общие дела, на дату прекращения договора о совместной деятельности. При этом причитающееся каждому товарищу по итогам раздела имущество учитывается как погашение его доли участия (вклада) в совместную деятельность.

Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория – это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность.

Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.

В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-первых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятельности не существует, реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. В-третьих, совместная деятельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое целое, которое больше суммы его частей (это большее достигается как раз за счет взаимодействия, т. е. построения социальных отношений). В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно но содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.

Она включает:

  • 1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).
  • 2. Мотив деятельности: то, что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности – это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.
  • 3. Действия: совместные действия, необходимые для реализации задач совместной деятельности. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, способов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчиненных общим целям деятельности.
  • 4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную представленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности – это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.

Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компонента структуры совместной деятельности. Они же обуславливают своеобразие совместной деятельности, так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.

Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает ряд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.

К основным признакам совместной деятельности относятся:

  • различие единой цели для всех включенных в деятельность участников;
  • побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация;
  • разделение деятельности на функционально-связанные

составляющие, т. е. распределение функций между членами группы;

  • интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;
  • согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей;
  • наличие управления;
  • единый конечный результат;
  • единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки – необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую группу. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).

В соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    совместная деятельность - (в социальной психологии) организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и…
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

единой цели для участников, включенных в деятельность;

общей мотивации;

объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла­сование обычно ведется с учетом многочисленных характери­стик деятельности: пространственных, временных (те\та, ин­тенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

управления - важнейшего признака и атрибута СД;

единого конечного результата (совокупного продукта);

единого пространства и одновременности выполнения ин­дивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест 1 ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06- щая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельно- стями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаи­модействию;

в) уклонение от взаимоД|йствия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си­туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи звд&ляют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого_и обидах целей СД.

Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру­гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4.. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне­ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

Контрастное взаимодействие: один из участников старает­ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак­тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).

Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про­являют отдельные элементы как содействия, так и противодей­ствия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированное™), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива. Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативность, характеризующая Способ­ность достигать позитивного итога.

Модель регуляции совместной деятельности. Концептуальный анализ полевых наблюдений и результатов экспериментов по­зволяет построить относительно гипотетическую модель регуля­ции совместной деятельности. Как видим, централь­ным блоком в этой системе является блок "Условия деятельно­сти и взаимодействия". Разграничение таких понятий, как "дея­тельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юнощеского возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое- либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стиму­ляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других". В совместной деятельности можно выделить два аспекта: а) собственно предметную деятельность; б) совокупность про­цессов, устанавливающих различные связи и зависимости меж­ду людьми в процессе этой деятельности или общения.

Это мнение подтверждает факт разделения условий деятель­ности и взаимодействия. Й.Лингард выделяет две обратные свя­зи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы. Если при действии человека с орудием и объектом труда практическая деятельность немыслима без обратной свя­зи, то в условиях взаимодействия большего числа людей систе­ма обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют определенные структуры языка):

а) направленных на отношения, т.е. взаимодействия;

б) направленных на действия и деятельность.

Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется на­личием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, харак­теризуют степень удовлетворенности совместной деятельно­стью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенны­ми эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Итак, мы выяснили принцип разграничения та­ких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие".

Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, а также и от условий, в которых она протека­ет. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации.

1. Одним из важнейший факторов, определяющих эффектив­ность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность за­дачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.

Время совместной работы любого другого вида взаимодей­ствия, например общения приятелей, супругов, может рассмат­риваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совме­стной деятельности; время же взаимодействия при неофициаль­ных отношениях определяется внутренними потребностями ка­ждого из участников общения. Время совместной работы и со­вместного проживания - это не только условие проверки проч­ности отношений, но и, что еще более важно, - фактор форми­рования личностных, в частности характерологических, особен­ностей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по этому поводу: "При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы об­мен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобре­тают общие черты, становятся в некоторых отношениях похо­жими друг на друга".

Количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется из­вне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов писал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем уве­личении - эффективность снижается (слишком большая чис­ленность приводит к тому, что люди начинают мешать друг дру­гу)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятель­ности группы, сложность решаемых задач с реальной численно­стью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: а) нижний порог - это число лиц, способных спра­виться с общей задачей; б) верхний порог - это число лиц, эф­фективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. При этом под взаимо­действием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официаль­ный или неофициальный. В официальной организации прин­цип взаимосвязанности не зависит от желания людей. Неофи­циальные межличностные взаимоотношения не являются задан­ными, они регулируются самими участниками общения.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможно­сти для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьша­ются, но одновременно усиливается роль общегрупповых дости­жений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависи­мости с учетом сложности и качества межличностных связей:

1й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эффект";

2й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности. Совместное действие в данном.случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного со­трудничества. ..".

Функциональную структуру группы можно дифференци­ровать на: первичную (заданная условиями, а также формаль­ными признаками организации); вторичную (распределение ро­левых функций в процессе решения задач, например в зависи­мости от коммуникативных качеств участников). Любая группо­вая деятельность требует элементарного разделения функций. Без этого невозможно функционирование даже такой системы, как отношения между двумя людьми. Для оптимального регули­рования системы управления необходимо рациональное соотно­шение между заданным и произвольным распределением функ­циональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распреде­ление функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типиче­скими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. "Сплоченность группы" и "эффективность лидерства" - это взаимозависимые перемен­ные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естествен­но, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы есть следствие согласия внутри группы.

Для нас также является интересным тот факт, что многие группы являются изолированными от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Мера автономности группы может выражаться в характере поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автономности группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний объект (например, любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая авто­номность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отно­шений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Су­жение круга и углубление общения быстрее исчерпывают ин­формативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только фи­зических условий, но и внутренних и внешних социально-пси­хологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

В деятельности любого человека или группы людей выделяют мотив. Как побуждение - это источник или причина действия. В условиях индивидуального решения задач мотив связан с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание од­ного может не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целям различается по силе и направленности. Внутренняя мо­тивация каждого члена группы, коллектива определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне по­ложительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой ре­зультат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей моти­вации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.

8. Разнообразной по структуре является система дополни­тельных факторов.

Индивидуальные психологические особенности членов группы и однородность-разнородность ее по различным психологическим характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):

первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обла­дает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллекту­альные, социально-психологические особенности людей);

второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важным является близость, подобие чле­нов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ контраст и различия являются условием успешного выполнения групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половый различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня:

1-й уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, ми­ровоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных от­ношений людей. Однако его регулирующая функция может ма­ло осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между со­бой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся;

2-й уровень однородности-разнородности группы есть со­отношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений к себе, к партнеру, к другим людям, предметному миру. Второй уровень подразделяется на два подуровня:

первичный (или исходный). Этот подуровень - есть ис­ходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оце­нок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к ми­ру предметов и к себе подобным);

вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-раз- личие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодей­ствия между членами группы. Он является следствием взаимо­действия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров и регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуро­вень преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость за­висит не только от исходного соотношения параметров первич­ного подуровня неоднородности, но и от первого уровня неод­нородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личност­ных и социально-психологических особенностей членов груп­пы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оце­нок, отношений участвует в формировании ценностных ориен­таций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности -разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выража­ет сходство-различие интересов, ценностных ориентаций и лич­ностных установок. Партнеры не только осознают сходство-раз­личие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и меж­личностных отношений.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

а) внегрупповые (физические и социальные);

б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);

в) внеличностные (однородность-разнородность по индиви­ду ально-психологическим параметрам);

г) внутриличностные (индивидуально-психологические осо­бенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения). "

Фактором, связывающим все перечисленные системы, явля­ется фактор общественной значимости совместной деятельно­сти группы людей.

в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С. д. стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а т.ж. имущество, созданное или приобретенное в результате их С.д, являются их общей долевой собственностью. Участник договора о С.д. не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для С.д., учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов С.д, между участниками договора о С.д. осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате С.д., включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов. См. т.ж. ДОГОВОР ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА.