Профессия каскадер где учиться. Требования к профессии каскадера. Легко ли найти работу каскадеру в Беларуси

В программе школы:
1. Психология трюковой работы.
2. Акробатика
3. Высотная подготовка.
4. Подводная подготовка.
5. Практическое и тактическое владение огнестрельным оружием.
6. Основы единоборств и работы с холодным оружием.
7. Практические навыки падения в страховку.
8. Основы работы с пиротехническими спец эффектами.
9. Техника трюков с горением
10. Движение в кадре
Наши ученики получают возможность профессионально работать актерами-каскадерами на съемочной площадке уже в процессе обучения. Без ограничений по возрасту.

Школа каскадеров.

В программе:
— Обучение и работа со знаменитыми каскадерами.
— Оплачиваемые съемки в процессе обучения.
— Универсальная программа обучения.
— Оборудованный полигон для занятий.
— Получения удостоверения(в т.ч. гос.образца).

Тренировки проходят один раз в неделю. Оплата на каждом 4-ом занятии. 50 тренировок, 10 дисциплин, более 10 преподавателей, более 265 часов.

Стоимость обучения без скидки составляет 8400 руб./мес.

Работа каскадера невероятно сложна и, одновременно с этим, — интересна. Создание любого трюка, который на экране может занять пару секунд, проходит в несколько этапов и разбирается буквально по каждому шагу. В этой профессии необходима и физическая форма, и определенные спортивные навыки, а также актерское мастерство.

За динамичными фрагментами из фильмов, где герои кажутся мастерами рукопашного боя, акробатики, подводного плаванья и спортивного вождения — скрываются дублеры. Каскадера обычно не видно в кадре, но его работа гораздо более опасна и часто является неотъемлемой частью сюжета.

" — В одной из картин перед нами стояла непростая задача, — рассказывает Александр Уваров. — В кадре необходимо было увидеть, как девушку сначала бьют ногой, затем она переворачивается через подоконник, летит вниз и разбивается. Мы придумали техническое решение, которое позволило нам живую девушку выбросить из окна восьмого этажа. На седьмом этаже, пока камера переходила через подоконник, мы успели ее поймать и вместо нее выбросить чучело. Расчет шел на доли секунды."
Интервью старшего инструктора школы каскадеров для издания «Утро Петербурга».

Школа каскадеров киностудии «Империя Кино» первая и единственная в Санкт-Петербурге. Наши преподаватели — члены профсоюза каскадеров, профессиональные актеры-каскадеры, инструктора и постановщики трюков. Каждый преподаватель имеет удостоверение спасателя МЧС.

После прохождения курсов в вашем агентстве все желающие могут пройти дальнейшее обучение на базе учебного центра МЧС (высотная подготовка) и дайвцентров города (подводная подготовка) с выдачей удостоверений государственного образца по конкретному профилю.

— Заработок и съемки.
Во время обучения постановщики трюков смотрят, как кандидат в каскадеры ведет себя перед камерой, какая у него координация и физические возможности, оценивает адекватность поведения на площадке, характер, психологические качества. Как показывает практика — через 6-8 месяцев обучения, в группе уже не остается тех, кто еще ни разу не снимался. Самый способный ученик попал на съемочную площадку уже через 10 дней.

Чем выше начальная подготовка, тем быстрее человек попадает на съемки.
Начинающие каскадеры зарабатывают 2000-3000 руб. за трюк. Профессионалы получают 9000 рублей за выход на съемочную площадку + гонорар за выполнение элементов. К примеру горение оплачивается в районе 60’000 руб.

Описания профессии «каскадёр» в реестре профессий Российский Федерации вообще нет, хотя в списке она присутствует. То есть, кто такой каскадёр, никто не может сказать, научиться нашему делу нигде нельзя, и пенсию в старости тоже никто не выплатит. Я, как и все каскадёры, в профессии оказался случайно: занимался дайвингом и по стечению обстоятельств попал на съёмочную площадку одного популярного реалити-шоу. Срочно нужен был человек, дублирующий главного героя.


Новых членов каскадёрской команды постановщик часто подтягивает из массовки. Но могут и специально искать человека для определённого трюка. Скажем, героине по сюжету нужно выпасть с восьмого этажа - зовут акробатку. Конечно, чтобы попасть на съёмочную площадку, нужно как минимум профессионально заниматься спортом. Часто к нам приходят эдакие Джеки Чаны лет 17 и говорят: «Хочу быть каскадёром, умею по крышам прыгать». Они не понимают, что ничего геройского в каскадёрской профессии нет. Ты не герой фильма, ты жертва. Тут бутылкой вдарили, тут избили битами, тут утопили. А в конце вообще умираешь.

Джеки Чан и травмы

Если вашего электрика из раза в раз бьёт током, он хороший электрик? Нет! У нас то же самое: профессия обычная, гражданская, но без профессиональных навыков может быть ох какой опасной. Все, конечно, думают, что каскадёр - самая опасная профессия в мире, моим родителям и жене все знакомые сочувствуют. Но поверьте, мазохистов среди нас нет, и травмы для каскадёра - это ненормально. У меня не было серьёзных увечий на площадке. Большинство своих травм я получил случайно: на репетиции сломал ногу из-за того, что сэкономил на кроссовках или по дороге на тренировку поскользнулся и ключицу сломал. А люди думают, что у нас ни одной целой кости нет, и вспоминают Джеки Чана с его многочисленными переломами. Тут как у Рентгена, который от лучей умер. Джеки Чан не использует стандартные техники, он изобретает собственные трюки и на себе же их обкатывает. Тут травма скорее побочный эффект нового приёма. К тому же Чан - и актёр, и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и в случае чего он может остановить съёмку на полгода. Но форсмажорные ситуации редки, так как вся команда заточена под него. А если команда не слажена, то и получаются травмы на пустяках. У нас ребята после обычного падения на пол в больницу попадали. Ну там были, конечно, нюансы: верхом на каскадёре сидел человек, а падали они лицом на стеклянный стол. Трюк не считается сложным, просто кто-то не выполнил свои обязанности.

Коронные номера

На западе специфика работы каскадёра более узкая: если ты специалист по горению, то ты горишь. Все знают, что ты делаешь это хорошо, и обращаются именно к тебе. А в России стараются найти любого человека, который за небольшие деньги обольёт себя бензином и подожжёт. У нас, если ты специалист по падениям, ты можешь ждать своей роли несколько лет. А кормить семью как-то надо, соответственно все стараются расширять профиль. В съёмочную группу тебя обычно приглашают, потому что ты гонщик, дайвер, конник или дзюдоист. А уж если дело пошло и команде новый член нравится, то каскадёра отправляют на курсы: в МЧС, на скалодром, на ипподром и на курсы актёрского мастерства. Но основной опыт приобретается на съёмочной площадке. Мы работаем на грани и должны чувствовать реакцию своего организма в конкретной ситуации.

Дублёры

В некоторых фильмах мы сами играем в массовке, особенно если роль второстепенная, мало слов, много трюков. Но основная наша работа - это всё-таки замещать актёров во время сложных прыжков, поворотов, ударов. Приёмы не всегда сложные, но актёров всё равно до них не допускают. На них ведь все сроки съёмок завязаны.

Дублёров обычно подбирают по росту и телосложению актёра, но бывают и уникальные случаи. В сцене, где грузовик слетает с трассы и врезается в сугроб, девушку-актрису 160 см ростом и весом 45 кг дублировал каскадёр под два метра ростом и весом в центнер. И было, кстати, очень похоже! Девушек в коллективе немного, и они, вопреки общему мнению, хрупкие и нежные. Уговаривать их некогда, поэтому иногда приходится ставить перед фактом, чтобы не сопротивлялись: надели страховку, ногой в грудь и полетела вниз с 8-го этажа.

Свадьба в огне

Недавно мой товарищ по команде женился. Решили добавить к свадьбе немного профессионального колорита, придумали сюжет с парой трюков. По задумке, жених должен был нырнуть под лёд толщиной полметра и проплыть под ним 50 метров до следующей лунки. Это вам не кино, где кадр можно смонтировать. Когда жених не появился спустя 4 минуты, у гостей побежал холодный пот. Мы ещё в скорую решили позвонить, чтобы ситуацию подогреть. Народ не

понимал, что происходит, и на секунду почувствовал то важное, что мы зовём неизвестностью. Даже я напрягся. Когда он всё-таки вынырнул, гости просто взорвались. Невесте мы, конечно, сказали, что всё запланировано. После заплыва жениха ещё подожгли.

Дети-каскадёры

Маленькие каскадёры - это в основном наши «несчастные» родственники. Мой племянник - каскадёр, моя дочка, когда была маленькой, тоже трюковала. Доверяла папе. Отскакивала от машины в 8 лет, спускалась на верёвке с 3-го этажа, пока мама не видела. Ещё лет в 15 тестировали на её пальцах смесь для горения. Горело секунд 30. Ну а что, у нас на следующий день съёмки и нужны здоровые руки. А у неё как раз каникулы.

Мой знакомый часто показывает своему 4-летнему ребёнку съёмки с площадки. Кричит: «Смотри, смотри, щас тётю собьёт! Дыщ! О, видела, видела, тапочки остались, а тётю камазом сбило!». А я сижу и думаю: «Для чего ограничение +12 для наших фильмов делают?» Так закалять молодёжь - не самый плохой вариант. Дети на площадках более стрессоустойчивы и в критической ситуации смогут адекватно реагировать.

Сахарные бутылки и резиновые топоры

Получать по голове настоящей бутылкой больно. Поэтому существует сахарная, из полимера - она тоньше, легче разбивается и у неё нет острых краёв. Бутафория бывает разная, всё зависит от бюджета картины. Если денег мало, приходится бить настоящую. Но сахарная бутылка сахарной бутылке рознь. Как-то мне принесли две совершенно одинаковых: первую я протестировал на коллеге - всё нормально, жив-здоров. Вторую отдал постановщику, а она оказалась крепче. Благо с актёром хорошие отношения, он просто попросил так больше не делать.

Или другая история: одному матёрому каскадёру нужно было об голову разбить бутылку. Шея у него крепкая, координация хорошая. Ему бутылкой как треснут, а он стоит и не отыгрывает. Оказалось, он стоя потерял сознание и не упал. Потом очнулся и спрашивает: «Ну чо, снимать будем?» С тех пор мы решили сами изготавливать бутафорию. Помимо сахарной посуды, у нас ещё и резиновые топоры есть.

Инстинкт самосохранения

Вообще мало кто может вот так просто взять и упасть. Есть, конечно, определённые техники падения, но против инстинкта не пойдёшь. В Европе в каскадёры берут только после 30 лет, когда у человека пик активности прошёл, есть семья и имущество, а значит, ответственность и осознанность своих действий. Помимо каскадёра, на площадке всегда присутствует страхующий - это физическое воплощении инстинкта самосохранения. Он должен быть готов заменить каскадёра или пожертвовать собой, чтобы избежать серьёзных травм. Вот, предположим, человек прыгает с 10-го этажа дома. Внизу - подушка, или куб жизни, как мы его зовём. Страхующий ждёт прыжка. Каскадёр делает шаг, порыв ветра - и его сносит в сторону. Вы вот как думаете, зачем страхующий внизу стоит? Не для того, чтобы коробки собирать. В случае опасности он должен пожертвовать своим инстинктом и броситься под напарника. Были такие случаи - ломали себе руку, но жизнь человеку спасали.

Про кино


Сейчас в российском кино есть одна удручающая тенденция. Раньше кино чему-то учило, хоть и было излишне идеализированным, но люди задавали себе вопросы после просмотра. Современные фильмы сложно назвать творчеством. Хотя, присутствуя на съёмочной площадке, мы видим, как люди внутри команды искренне стараются сделать кино правильным и полезным. Но оно всё равно остаётся поточным бизнесом, кинокомпании снимают больше, быстрее и дешевле. Ситуацию нагнетает извечная русская экономность. Чтобы сделать хороший, качественный трюк, нужно закупить добротную технику и оборудование, а в итоге бюджета хватает только на трёхколёсную колымагу. График тоже стресса прибавляет. Даже эмчеэсовцы и пожарные работают день через три, чтобы накопленное напряжение скинуть. А нам иногда приходится за 36 часов на 7 площадках отняться. В итоге и получается: каскадёр летел с 18 метров, приземлился и уснул.

Каскадёр (от фр. «cascadeur» — каскадный актёр, трюковый артист) — исполнитель трюков при съёмке кинофильмов, а также в прочих зрелищах.


Заработная плата

15.000–60.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Каскадёры работают на съёмочных и зрелищных площадках, выполняя различные трюки или подменяя основных актёров.

Обязанности

Несмотря на совершенство компьютерных технологий в создании спецэффектов для кинофильмов, каскадёры всё же востребованы. Иногда невозможно правдоподобно изобразить ту или иную сцену при помощи программирования. Необходим человек, который совершит опасный прыжок, промчится сквозь огонь, совершит необычный трюк.

Обычно каскадёр выполняет определённые виды трюков. Например, падение с высоты или погоня на коне. Кстати, трюки с животными считаются самыми сложными, поскольку они могут повести себя непредсказуемо, требуется дрессура.

Многие актёры, такие как Джеки Чан, предпочитают выполнять трюки самостоятельно. Но это считается исключением.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: смелость, самодисциплина, ответственность, стрессоустойчивость.

Отзывы о профессии

«Если хочешь стать настоящим каскадёром, тебе, действительно, необходимо постоянно поднимать уровень своего мастерства. Меня взяли за мои гимнастические способности, но в этом бизнесе нельзя полагаться лишь на что-то одно. Будь то боевые искусства, трюки на большой высоте, гонки на машинах или мотоциклах, не важно, — нет предела совершенству, и чем больше выкладываешься, тем лучше результат».

Дэмиен Уолтерс,
акробат и каскадёр.

Стереотипы, юмор

Каскадер — киноактеру:
— Привет, я ваш новый дублёр. Я буду подменять вас в эпизодах, связанных с риском для жизни.
— ОК. Для начала поезжайте ко мне домой и расскажите моей жене, где я был прошлой ночью.

Когда в телерекламе человек с улыбкой встаёт утром с кровати, бодро собирается и, весело напевая, идёт на работу, внизу экрана должна быть подпись: «Не пытайтесь это повторить! Трюк проделан профессиональным каскадёром!»

Обучение

Чтобы стать каскадёром, не нужно оканчивать специальные вузы или колледжи. Чаще всего в специальность приходят профессиональные артисты или спортсмены. Главное в профессии — хорошая физическая форма и спортивная подготовка.

Меню - видео - мои файлы - ролик «Глупая смерть».

Длительность 15 секунд.

…Лес, дорога, шлагбаум. На дороге два человека. Вжик - промчалась машина. Тело летит в кювет…

Это отрывок из сериала «Псевдоним Албанец - 2». Каскадер действительно погиб. Постановщик трюка не рассчитал скорость, каскадер не рассчитал расстояние. Актер Александр Дедюшко, который был с ним, успел отбежать - иначе машина сбила бы и его. Трагическая ошибка. Это бывает. Очень редко, но бывает. Такая профессия…

Кадр вошел в фильм.

«Претензий не имею»

этой истории странное, почти мистическое продолжение: через несколько дней в реальной автокатастрофе разбился и Дедюшко. Об актере знают все. О его смерти сообщалось в новостях, есть сайт его памяти в интернете. Известно даже, что сериал потом снимали без него, взяв на место погибшего как две капли воды похожего человека. Что касается каскадера, то интернет не выдает даже его имени…

Каскадера звали Александр Морин. Со мной согласился пообщаться его брат-близнец, Сергей Морин (Дракон). На съемках «Албанца» они работали вместе.

Это был какой-то нехороший фильм, полоса неудач. В первый день пришли - актера нет, во второй день - оружия нет. В том роковом трюке должна была работать «девятка», а вместо нее пригнали «семерку». Да еще снимали в пяти метрах от кладбища - плохая примета. Я как-то рядом с больницей работал - и голову разбил. А тут кладбище…

А о чем была снятая сцена?

Вообще-то ее должен был играть я. Это была маленькая роль. Мы как бы везем пленника. Дедюшко, бывший полицейский, переодетый дорожным рабочим, перегородил путь. Я выхожу из машины, Дедюшко меня задерживает, берет в заложники. А водитель дает по газам и сбивает обоих. Только вместо меня в тот день снялся брат.

Постановщик спросил: у кого из вас нога железная? А у меня штырь в ноге - сломал, когда с восьмиметровой вышки прыгал: мимо мата пришел. Ну, говорит, давай тогда пусть он делает. Я за брата совсем не волновался. Ну, говорю, пока, Сань, увидимся в следующей жизни. Пошутил, блин.

Так что произошло? Он что-то неправильно сделал?

Да нет, это постановщик виноват. Мне кажется, он вообще первый раз в жизни ставил сбивание. Такие трюки делают на скорости двадцать километров, не больше, а он дал все пятьдесят. И не притормозил. И еще эта «семерка». Через «девятку» он бы перелетел, поломался бы, конечно, но жив бы остался. А тут ударился в лобовое стекло - перелом черепа, две недели пролежал в коме.

А что постановщик? Он, наверное, должен был понести какую-то ответственность?

Да нет, я его отмазал.

Ну да, написал, что претензий не имею. Он мне сказал: ну вы же сами понимали, на что идете? Ну да, понимали… Я тогда подумал: какая разница, брата все равно не вернешь. Не такой я человек, чтобы кого-то в тюрьму сажать.

И что теперь?

Да ничего, работает потихоньку. Так больше мне ни разу и не звонил…

Дракон - очень хороший парень, простой, наивный и добрый. Братья пришли в кино, как многие каскадеры, из спорта: у себя в Волгограде занимались акробатикой и тхеквондо. Но мечтали сниматься в кино, как Джеки Чан. Сергей первым поехал в Москву, спросил, где «Мосфильм», пришел туда в надежде записаться в каскадеры, но там все было очень сложно, нужны пропуска. Хотел попытать счастья и перелезть через забор, но тут кто-то рассказал, что есть школа каскадеров «Мастер» на берегу Сетуни, в пяти минутах от «Мосфильма». Сергей пришел туда. Был готов работать кем угодно. Его поставили строить декорации на базе, таскать бетон, убирать территорию. «Чтобы стать каскадером, это надо заслужить», - сказал преподаватель школы Игорь Панин. Потом к Сергею приехал брат, они остались жить на базе и потихоньку осваивали профессию. К ним там все привыкли, прозвали их Джеки Чанами.

Я когда сломал ногу, мне ребята говорят: ничего, мол, нормально, не поломался - не Джеки Чан. Вон и у Панина скула сломана, лицо все в шрамах. Сейчас я понимаю, что ломаться не обязательно, наоборот: один раз облажался - потом долго не зовут на съемки.

А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали…

Да ну, зачем это? Актер - это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль - не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит. Взятки давать, с продюсерами спать - это, конечно, больше про актрис, хотя, говорят, они теперь и мальчиков любят. А каскадер может сам себя сделать. Чего добьешься - столько ты и стоишь. Меня дома, в Волгограде, все уважают, знают, что я не актер какой-нибудь, а честный каскадер.

«Прыгайте грязно!»

Как сделать так, чтобы каскадеры не гибли? Да просто каждый должен заниматься своим делом. Некоторые относятся к этой профессии как к рискованной авантюре: «Повезет - сделаю, не повезет - ногу сломаю». Это непрофессионально. Хотя бы потому, что надо будет снимать дубли.

Я разговариваю с постановщиками трюков на съемках сериала «Грязная работа». Антона Смекалкина и Андрея Тюгая из Ассоциации каскадеров пригласили отвечать за сцену самоубийства: две детдомовские девчонки, уличенные в краже, выбрасываются с четвертого этажа. Девочку Милу играет Ася, а дублирует Маша, а девочку Олю играет Маша, а дублирует Оля. Актрисы - яркие, коммуникабельные, уверенные в себе, а дублерши - тихие, застенчивые, шестнадцатилетние. Они на самом деле гораздо больше похожи на забитых невзрачных детдомовок, чем их блистательные двойники.

Маша и Оля прыгают в большую воздушную подушку, которая постепенно сдувается после падения. Они с детства занимаются прыжками в воду, высота 15 метров для них не страшна.

Прыгайте грязно! - советует постановщик. - Не надо по-спортивному тянуть носочки, красиво группироваться. Попробуйте ручками-ножками помахать, как будто вам это непривычно.

Страшно, - улыбается Маша-каскадер.

Прыгать страшно?

Да нет, сниматься.

В советское время все каскадеры проходили аттестацию на «Мосфильме», - продолжает Антон Смекалкин. - Сейчас в постановщики трюков идет кто попало. Вот Панин из школы «Мастер» берет с детей деньги, учит их три года, а потом они калечатся. По-хорошему нужен мощный проф­союз и запрет на участие в съемках для тех, кто в него не входит. А то позанимались дети в «Мастере» и уже говорят: мы каскадеры, возьмите нас на работу. А к ним там относятся как к пушечному мясу: хочешь прыгать - да пожалуйста! А получил травму - выносят за пределы базы и вызывают «скорую». Мол, это не у нас произошло, не наша ответственность. Мы как-то работали на фильме с панинскими ребятами - пришлось их переучивать и даже переписывать сценарий. Гробит он людей.

А родители куда смотрят? Зачем отдают туда подростков?

Да все лучше, чем криминал и наркотики. Этот Панин умеет с ними разговаривать на их языке.

К счастью, девочки-воровки не погибли - ни в жизни, ни по сценарию.

«Будешь думать о плохом -оно случится»

Берег речки Сетунь, частокол из толстых неструганых бревен, над которым возвышается большая деревянная конструкция непонятного назначения. При входе в «зону» громоздятся друг на друге два мрачных броневика, алюминиевый конь и проволочный каркас самолета. Внутри - несколько разбитых машин, изрисованные граффити гаражи, собранный из металлолома четырехколесный корабль, «Веселый Роджер» на мачте. Псевдосредневековые хижины. В окне одной из них горит свет, там за узорной решеткой скрестили шпаги два фехтовальщика. Рядом крепость XII века - бутафорская, но уже достаточно старая, чтобы стать историей. На ней чужеродно в этом артхаусном антураже смотрится растяжка: «Историко-культурный центр “Сетуньский стан”. Молодая гвардия “Единой России”». Здесь по вечерам проходят тренировки того самого «Мастера».

Конфликт между Ассоциацией каскадеров, с представителями которой я общалась во время съемок, и объединением «Мастер» давний и общеизвестный. В Ассоциацию, которая тесно связана с «Мосфильмом», входят именитые старые каскадеры - это довольно закрытое сообщество. «Мастер» появился в 1991 году и возмутил всех тем, что привлек в профессию посторонних людей, сделав ремесло каскадера доступным любому. В итоге интересы разделились: «Мастер» делает очень крутые живые шоу, проводит ежегодный фестиваль «Прометей», каскадерскую Масленицу, работает с молодежью, но в кино снимается не очень много. Ассоциация же не участвует в фестивалях «Мастера».

На Западе это нормальная ситуация: профессиональные трюкачи и каскадеры - просто два разных бизнеса. У нас они не могут смириться с существованием друг друга, постоянно борются за статус, обмениваются взаимными обвинениями - «уголовники», «ископаемые» - и никак не поделят сферы влияния. Этот репортаж я переписывала четыре раза после очередного разговора то с теми, то с другими.

Завучем, лицом и символом «Мастера» работает легендарный каскадер Владимир Жариков, который делал трюк со «студебеккером» в фильме «Место встречи изменить нельзя». Сейчас он уже старый, но у него идеальная военная выправка: в кино он пришел после службы в советских спецвойсках во Вьетнаме. Жариков первым делом объясняет мне, что раньше было лучше: «Советская армия и нынешняя - это небо и земля, так и запишите». Сейчас он тренирует с начинающими каскадерами горение, рукопашный бой и актерское мастерство - учит их умирать красиво.

Мы пришли на занятия по автотрюкам. Ученики - подростки от тринадцати до восемнадцати лет, преподаватель - создатель школы Игорь Панин, тот самый, который считается отчаянным безумцем даже среди каскадеров. Панин очень странный мужик, небритый, обаятельный, с живым подвижным лицом, которое почти целиком закрывает мохнатая кавказская шапка. В том, как он, кашляя и хрипя голосом волка из «Ну, погоди!», говорит с детьми, чувствуется харизма и постоянно сдерживаемая дикая энергия. Есть такая порода мужчин, которые становятся подростковыми гуру - потому что они сами подростки в душе.

Дети по очереди с разбегу набрасываются на старую раздолбанную «ауди» и перекатываются через капот. Так продолжается несколько минут, потом Панин садится за руль и начинает, медленно двигаясь по кругу, «давить» тинейджеров. Девочки с визгом отскакивают, парни бьются об лобовое стекло и падают на снег. Со стороны это выглядит не так уж эффектно - машина-то едет на первой передаче, - но, оказывается, даже при такой скорости надо преодолевать страх.

Следующее задание. Отрабатываем элемент «волочение». Вопрос: подумайте, как эту машину можно использовать для волочения.

Дети облепили автомобиль, хватаются за дверные ручки, за фаркоп, за багажник. В итоге решают, что удобнее всего фаркоп.

Даю одну минуту. Выберите среди вас самого крутого. Если он продержится два круга, ставлю по бутылке шампанского на каждого… Так, одна минута прошла. Придется вам работать без шампанского, надо было быстрее думать.

Но дети уже забыли про шампанское - у них и без него пузырьки в голове. Я сажусь в машину к Панину, он совершает резкие повороты и зигзаги, пытаясь сбросить «крутого парня» с фаркопа.

Уже три ручки мне отломали и два зеркала.

Я тоже хочу попробовать…

Попробуешь… Всему свое время. Сначала походи в спортзал.

Неужели это так сложно?

Не так уж сложно, если знать тонкости… Ну как, едет он там? - спрашивает Панин, резко поворачивая руль.

Из машины не видно, но дети снаружи уже орут «Победа!» - значит, выдержал.

Следующий элемент - «волочение на дверной ручке». Это гораздо сложнее, потому что рядом колеса. Панин рулит, снег летит, дети визжат - кайф!

Ну, как ощущения?

Кру-у-то!

Ну а еще, кроме «кру-у-то»?

Лучше, чем «сбивание», не так страшно.

А мне было страшно! Я все думала, что ноги уйдут под колеса.

А что нужно, чтобы ноги не попали под колеса? Правильно, нужно об этом не думать. Если будешь думать о плохом - оно случится. А еще - общая физическая подготовка. Конечно, сейчас в кино вся работа идет со страховкой, но в мои времена многие трюки делались исключительно на физухе. Теперь домашнее задание. Машина будет стоять здесь два дня. В эти два дня вы можете отрабатывать «сбивание» - желательно, каждому три-четыре подхода по 15 минут. Задание номер два: придумайте новые способы «волочения». Кто придумает самый интересный, получит бонус. Кто наберет больше всех бонусов, в конце года получит подарок. И это - не шампанское. Это, - Панин кашляет, - это гораздо лучше, чем шампанское… Скажу вам в конце года.

«Никто не хотел быть Бэтменом»

Мы идем в офис «Мастера», который находится под потолком крепости: подни­маемся по витой деревянной лестнице на второй этаж, заходим в кабинет Панина. На стенах висят оленьи рога, бутафорские рыцарские доспехи, шкуры каких-то животных.

Какой самый сложный трюк вам приходилось делать? - задаю я стандартный журналистский вопрос.

Общение с чиновниками. Ничего сложнее в моей жизни не было. Война за территорию. Четыре гектара рядом с Третьим кольцом! Здесь же раньше свалка была. А теперь, - Панин ухмыляется, - детский городок. Вроде у нас и официально все: образовательное учреждение, культурная ценность - не к чему придраться. Но уж очень хочется этим чиновникам прогнать нас отсюда, построить тут торговый центр и заработать себе на парочку лишних квартир. Уж так им хочется, сил просто нет.

А это правда, что вы почти не ставите трюки в кино?

Да просто не такой я человек, чтобы вести переговоры, ходить по студиям, лизать жопу продюсерам. Пускай сами ко мне приходят. И ведь приходят! Тридцать процентов кинорынка по-любому мои.

А это правда, что у вас высокий травматизм?

Да завидуют они мне просто! - взрывается Панин. - Они сами скольких людей угробили! У нас травматизм гораздо меньше, и они это знают. Но при этом у меня дети пятнадцатилетние с пятидесяти метров в подушку прыгают, а взрослые - со ста. Нигде в мире больше такого нет. Ты видишь, как я их тренирую! Они готовят трюки от начала и до конца, и на страховке работают, чтобы понимать, как все делается. Никто здесь у меня еще не умер, ни один человек. Морин погиб на съемках, а съемки кто делал? Ассоциация. Да ему вообще нельзя было давать такой трюк, я и раньше ему это говорил! Завидуют они мне, потому что у меня хорошая база, техника, мотоциклы, бигфуты - и я ничего не боюсь. Когда на «Золотом орле» у Михалкова надо было, чтобы Бэтмен летал, так они все обосрались, я один согласился. Потому что это вживую надо делать, без всяких дублей.

А правда, извините, что вы - уголовник?

Нет, это миф. Но я его сам поддерживаю.

По традиции. С тех пор еще, когда я сделал базу и на меня наезжали. Пусть думают, что уголовник, больше уважать будут. «Работники ножа и топора-а-а-а-а-а-а, романтики с большой дор-р-р-р-р-роги»…

А это правда, что ваши дети - трудные подростки с криминальным прошлым?

А вот это отчасти правда. По два, по три привода у некоторых. Из неблагополучных семей. Нескольких человек мы официально отсудили, а то бы их в детдом отправили.

И теперь они стали каскадерами?

Они стали нормальными людьми! Они здороваться научились! Вот что главное! А каскадер - это не профессия. Это состояние души.

А что за подарок они получат? Который круче шампанского?

А, подарок-то? - Панин мечтательно глядит в потолок. - Они получат… работу в кино.

Мы выходим на улицу - посмотреть, как горит живой человек. Под одежду надевают асбестовый костюм, потом его мажут напалмом и каскадер бежит, в панике размахивая руками, по определенной траектории - к тушителям. На главной площади тем временем проходит репетиция завтрашней Масленицы, сценарий которой каскадеры придумывали всей своей подростковой коммуной: «Где Большой Джек? Кто будет драться с Одноглазым Биллом? Пираты, все сюда! Начинаем штурм корабля!» Звучат «Раммштайн» и Цой. Совсем недалеко, за Третьим кольцом, возвышаются в тумане недостроенные небоскребы «Москва-Сити». Дети играют в пиратов. Панин играет в разбойника. Мой внут­ренний подросток хочет остаться жить в этом разгильдяйском фэнтези-мире. Здесь и правда памятник истории, только не Древней Руси, а России девяностых. Если хотите почувствовать их бесшабашную атмосферу, надо приходить сюда, где в двух шагах от Бережковской набережной еще не построили торговый центр.

«К нам спецназ приходит учиться»

- Слушай, ты, доблестный сын Палестины! Если ты, падла, еще раз попробуешь сделать от меня ноги, я тебя порву от жопы до макушки!

Российский спецназовец везет в Москву еврейского банкира, который владеет важной финансовой информацией. Дело происходит на Мальте. Спецназовец - туповатый, грубый и крутой. Еврей - умный, циничный, самолюбивый. Вокруг - средиземноморские красоты и стремные люди в масках. Мы смот­рим шпионский боевик Олега Погодина «Непобедимый» вместе с постановщиком трюков, каскадером Александром Самохваловым. Агент Егор Кремнев совершает головокружительный паркур по мальтийским улочкам вслед за своим чудо-чемоданом, который похитили враги.

Это актер сам делает. А это уже дублер. А это актер. А это дублер. Актер. Дублер.

Кадры сменяют друг друга с интервалом в одну секунду, нет никакой возможности осознать, что в этой сцене на самом деле снимались два разных человека, просто никогда в голову не придет.

А вот взрыв. Видите - он упал. Если нет ранящих осколков и мелких предметов, это ощущается просто как сильный толчок. Главное - не поворачиваться к взрыву лицом.

Самохвалов и Панин похожи друг на друга, как лед и пламень. Панин - эксцентричный холерик и романтик, Самохвалов - уравновешенный сангвиник и прагматик. Панин учился каскадерскому мастерству прямо на съемочной площадке, Самохвалов получал специальное образование в Канаде. Панин через пять минут переходит на «ты» и начинает ругаться матом, забывая спросить, как тебя зовут; у Самохвалова голливудская улыбка и отстраненное западное дружелюбие. Панин интересуется высотами, скоростями, рекордами; Самохвалов - монтажом, бюджетом, съемками.

Знаете, в чем главная проблема российского кино? Все говорят: «У нас нет таких бюджетов, как в Америке». Это ерунда - у нас и цены совершенно другие. Все эти вертолеты, военную технику, костюмы в России можно иметь за копейки. Проблема в том, что у нас продюсеры не умеют планировать съемочный процесс. А ведь это процесс, во многом напоминающий строительный. Вы можете себе представить, чтобы архитектор, когда здание уже наполовину построено, сказал: «А давайте сделаем с этой стороны балкончик и подвинем несущую стену!» А в кино такое происходит сплошь и рядом: «Вы заливайте фундамент, а план мы вам дадим потом». В сложных сценах экшна, где задействованы кас­кадеры, это особенно важно. Ведь если они плохо подготовлены, если нет четкой договоренности со всеми участниками съемок, все приходится выдумывать прямо на площадке. А съемочный день стоит, например, 80 тысяч долларов.

Отдай штурвал, лярва! Ты не умеешь держать штурвал!

В фильме появилась девушка, которая не то помогает, не то мешает главному герою. Она мчится на катере среди скал, потом делает лихую дугу - и катер преследователей летит по воздуху, напоровшись на риф.

Очень талантливая актриса. За месяц мы научили ее обращаться со штурвалом. Эту сцену очень сложно было снять - водитель катера, на котором была установлена камера, боялся подойти слишком близко, чтобы правда не врезаться в риф, а она - ничего.

Так, значит, актеры сами могут делать трюки?

Да, мы стараемся по максимуму научить. Епифанцев, который играет агента, сорок дней тренировался, учился падать, репетировал с нашими ребятами перестрелки. Так делается во всех западных фильмах. Брюс Уиллис, например, знает, что если долго не стрелять, то возвращаются привычные рефлексы - глаза моргают. Поэтому за два дня до съемок он идет в тир. А вот эту сцену мы сняли одним кадром - чтобы было видно, что актер сам все делает…

Епифанцев и правда очень быстро и красиво перестрелял всех гадов. Фильм начинает мне все больше нравиться - сначала кажется, что он о доблестных российских воинах и продажных олигархах, но по ходу становится ясно, что это только пародия на такой фильм: герой на самом деле хоть и непобедимый, но лох - его все время обводят вокруг пальца, он попадает в абсурдные передряги, а в финале выясняется, что все усилия были напрасны, олигарх откупился, и его отпустили.

Актеру не говорили, что он снимается в комедийном жанре, поэтому агент Кремнев получился таким убедительным, - комментирует Самохвалов.

На площадке перед маленьким дачным домиком, где находится офис Самохвалова, проходит тренировка команды Shadow squad, в переводе - «Эскадрон теней». Так называется международный клуб каскадеров со штаб-квартирой в Монреале. Человек десять ребят, одетых в очень крутые спецназовские костюмы, ползут рядком вдоль забора, эффектно лупят друг друга по морде, картинно падают на снег, кувыркаются, кричат от боли. Это выглядит как военные учения, но интереснее. Наверное, в нашей армии позавидовали бы такой тщательной подготовке. Приглядевшись, я вижу, что один из «спецназовцев» - девушка.

Это как балет! - улыбается Самохвалов. - Мы репетируем мизансцены, которые могут понадобиться при съемке боевика. Вот герой сражается с двумя врагами: у одного отобрал автомат, другому дал по морде. Сзади подходит первый, герой бьет его прикладом. Это прос­тейшая азбука, из которой, как в конструкторе, складываются большие экшн-сцены. Потом мы уже сможем работать с режиссером, предлагая ему разные варианты.

А не заменит ли каскадеров компьютерная графика? Сейчас ведь почти все можно нарисовать.

В ближайшее время нет. Каскадеры дешевле. Нарисовать взрыв еще можно, а нарисовать, как умирает человек, - совсем другое дело. Хорошего каскадера не нарисуешь. Кстати, в Канаде я понял, чем наши каскадеры отличаются от западных. Наши приходят, как правило, из спорта. У них отличная физическая подготовка, но они не актеры - не умеют эффектно двигаться, играть лицом. А ведь на Западе каскадер получает столько же, сколько средний актер.

Пока чуть меньше. Мы стараемся поднять ставки - платим 15 тысяч за съемочный день, это почти столько же, сколько у актеров. Но мы хотим, чтобы наши ребята умели играть. Например, если отнимать пистолет как в жизни, это будет некинематографично. Вот так, смотрите - раз! Кажется, что человек просто его отдал. Поэтому для кино мы делаем это более эффектно - на раз-два-три. То же самое с автоматом. Вот держите. Видите, я отобрал его у вас на самом деле. Вы не смогли его удержать. Ровно так же делают настоящие спецназовцы, но, конечно, гораздо быстрее. Мы у них учимся, а они - у нас. На наши занятия иногда ходит один спецназовец, чтобы посмотреть, как организуется тренировка.

К вам? Спецназ?

- А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали… - Да ну, зачем это? Актер - это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль - не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит

Ну да, у них же нет института подготовки инструкторов. Сам-то он все, конечно, умеет, но его интересует процесс обучения.

«Даю одну минуту. Выберите среди вас самого крутого. Если он продержится два круга, ставлю по бутылке шампанского на каждого… Так, одна минута прошла. Придется вам работать без шампанского, надо было быстрее думать»

Я все не решаюсь спросить у одного из каскадеров, почему у него такие странные глаза. Один, маленький, все время моргает, как будто очень напряжен, другой - прозрачный и круглый. В итоге не выдерживаю, задаю вопрос. Оказывается, в нем нет ничего неприличного.

Производственная травма. Помповые ружья разные бывают, - непринужденно улыбается Яша. - Зато теперь у меня киношная внешность. Играю бандитов всяких, ну и сумасшедших.

Я расспрашиваю каскадеров про адреналин: правда ли, что чем опаснее трюк, тем приятнее?

Да ерунда это все. На адреналине ничего не сделаешь. Это непрофессионально. Вы думаете, только вам страшно? Нам тоже. Страшно, неприятно, боишься, но делаешь.

«Проблема в том, что у нас продюсеры не умеют планировать съемочный процесс. Вы можете себе представить, чтобы архитектор, когда здание уже наполовину построено, сказал: “А давайте подвинем несущую стену!” А в кино такое происходит сплошь и рядом»

Зачем же вы тогда работаете? Ради чего?

Ну, я вот, например, честно говоря, работаю за деньги, - отвечает каскадер Саша.

Но страшно же! Можно же умереть!

А это кому как на роду написано.

Странная все-таки профессия. Делают взрывы - но без осколков. Рискуют жизнью - но со страховкой. Умеют то же, что и солдаты, - но не воюют. И слава богу.

Фотографии: Сергей Каптилкин для «РР»

38.5

Для друзей!

Справка

Описание деятельности

Работа каскадера заключается в выполнении трюков при съемке фильмов. По сути, это направление деятельности лежит на пересечении спорта и актерского искусства. Как правило, каскадер появляется в кадре для выполнения сложной сцены, подменяя актера.

Для того чтобы зрителю была незаметна подмена, каскадера подбирают по комплекции похожего на того актера, за которого он должен выполнить трюк. Его гримируют и одевают соответствующим образом. При съемках эпизодов с участием каскадера применяют общие планы, когда сцена выглядит более эффектно и, в то же время, не видно лица человека, выполняющего опасный прием. Иногда каскадер является исполнителем небольших ролей, в которых больше трюков, чем актерской игры.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

В обязанности каскадера входит выполнение самых разных действий, которые обычному человеку не под силу и могут принести серьезные травмы, привести к смертельному исходу. Они скачут на лошадях, участвуют в автомобильных гонках, прыгают с большой высоты, отражают удары противников, ныряют глубоко под воду, врываются в пылающие дома. Часто именно каскадер занимается созданием костюмов, специального реквизита, декораций, механизмов страховки, при помощи которых выполняется трюк. Также специалист сам готовит пиротехнические средства, которые создают иллюзию горения.

Одни каскадеры выполняют практически любые трюки, другие участвуют в съемках сцен лишь определенной сложности и сюжетной линии.