План фхд составляется на основании. План финансово-хозяйственной деятельности государственных образовательных учреждений. Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения — один из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений. Содержит сведения о планируемой на финансовый год (плановый период) финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности называют сокращенно - План ФХД.

Разъяснение

Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного и автономного учреждений осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ должен быть открытым и доступным (пп. 6 п. 3.3 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 7 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).

Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Утверждение плана ФХД (ниже пункты Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н):

"21. План государственного (муниципального) автономного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.

22. План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. ".

План финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Порядок составления Плана определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. Такой порядок, к примеру, утвержден: Приказом Россельхознадзора от 20.12.2013 N 634, Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1321, Приказом Минтруда России от 05.09.2013 N 447н, Приказом Минсельхоза России от 06.02.2013 N 42, Приказом Росимущества от 24.01.2013 N 16, Приказом Минздрава России от 18.01.2013 N 15н.

Определение из нормативных актов

"Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 3.3 ст. 32):

"Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.".

12.01.2020

Дополнительно

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации является важной частью аналитической работы, обусловливающей возможность грамотного управления ресурсами для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Новый план ФХД - документ, который ежегодно составляется школьным бухгалтером или другим уполномоченным сотрудником в соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями, закрепленными в:

  • п. 3.3, пп. 6 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.12.1996 г.;
  • приказе Минфина РФ № 81н от 28.07.2012 (далее - Требования № 81н, актуальные для учреждений государственной (муниципальной) формы собственности);
  • приказе Минфина РФ № 186н от 31.08.2018 (далее - Требования № 186н, разработанные для автономных ОУ).

Заполнение нового плана ФХД на 2020 год: основные требования

Проектирование финансово-хозяйственной деятельности школ на 2020 календарный год связано с вступлением в силу обновленных нормативов, разработанных для организаций автономного типа. От учредителей последних ожидается составление порядка проектирования и оформления документов по планированию - регламента, не противоречащего содержанию Требований № 186н. Что касается государственных (муниципальных) образовательных организаций, то в их стенах заполнение нового плана ФХД на 2020 год выполняется в штатном режиме - по прошлогоднему шаблону (если иное не предусмотрено учредителем и локальными органами управления) с актуализацией всех групп данных.

Составление обновленного плана ФХД необходимо осуществлять, опираясь на следующие группы данных:

  1. Объем государственного задания или предоставляемых учебно-воспитательных услуг.
  2. Установленными нормативами расходов и расчетной суммой, получаемой от учредителя в установленном порядке.
  3. Количества запланированных поступлений и выплат, обеспечивающих возможность нормальной организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Прогнозируемого дохода от предоставления образовательных услуг на платной основе, ведения иных видов предпринимательской деятельности (передача помещений, имущества ОУ в аренду).
  5. Возможность экономического обоснования представленных расходов.

По мнению экспертов, отличительной чертой нового плана ФХД на 2020 год должна стать конкретика значений, демонстрирующая практический переход от формализма к прикладной аналитической работе в имеющихся образовательных условиях. Это достигается двумя путями: с одной стороны, из документа по планированию необходимо исключить информацию, дублируемую в других бумагах (Устав школы, баланс), с другой, следует подтвердить все цифровые значения ожидаемых доходов и расходов подробными обоснованиями, тем самым обеспечивая конкретику работы по направлению.

Составление плана ФХД целесообразно выполнять параллельно с процессом разработки бюджета соответствующего уровня. Изначально определяют временные рамки плана (традиционно - финансовый год или плановый период, если есть распоряжение), что соответствует Требованиям № 186н. Для автономных ОУ с 2018 года предусмотрена возможность проектирования финансово-хозяйственной деятельности на более длительный срок при необходимости исполнения взятых обязательств (например, обеспечении деятельности инновационной образовательной площадки). В числе основных требований, предъявляемых к новому плану ФХД на 2020 год, наиболее значимы следующие:

  1. Расчеты плановых финансовых показателей необходимо осуществлять не только по выплачиваемым денежным средствам, но и зачисляемым на баланс. Указание значение ведется исключительно в рублях, фиксация всех финансовых операций осуществляется с точностью до двух знаков после запятой.
  2. Пять обязательных таблиц в плане ФХД заменят два раздела: «Поступления и выплаты», «Сведения по выплатам за закупки товаров, работ, услуг». Напомним, что ранее основная (вторая) таблица заполнялась трижды (на минувший, текущий и будущий годы), теперь все данные можно внести в один раздел.
  3. Регулятор разрешает внести изменения в план ФХД в случае решения использовать остатки неосвоенных средств в начале текущего планового года, а также при реорганизации школы или изменении объема поступлений и выплат, обусловленном реалиями учебно-воспитательного процесса.
  4. План ФХД школ, находящихся на обеспечении федерального бюджета, в обязательном порядке предоставляется на утверждение в уполномоченные органы власти.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- О расходовании средств, выделенных на выполнение государственного задания (рекомендации экспертов)
- Что проверить директору в плане ФХД (эффективные организационные решения)

План ФХД бюджетного учреждения на 2020 год

При планировании финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения на новый отчетный период необходимо позаботиться о том, чтобы в плане ФХД бюджетного учреждения на 2020 год содержались данные обо всех деньгах, имеющихся в распоряжении ОУ, а именно:

  • целевых средства на обеспечение муниципальных заданий;
  • остаток за предыдущий период, включая обоснование неиспользования средств;
  • доходы от реализации платных учебных услуг;
  • финансовые средства, полученные по грантам, в рамках благотворительной деятельности и из иных источников.

Что касается разделов, то в соответствии с новыми требованиями целесообразно структурировать план ФХД 2020 по образцу следующим образом:

  1. Заглавный: содержит наименование, отчетный период, общие данные об учебном заведении и платежные реквизиты.
  2. Содержательный: текстовая информация, таблицы, графики расходов и доходов за отчетный период, балансовая стоимость имущества, произведенные затраты.
  3. Оформительский: содержит ФИО и должности сотрудников школы, ответственных за расходование средств и ведение отчетности.

Непосредственно составление плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год осуществляет, как уже было сказано ранее, бухгалтер, ориентируясь на типовые формы, шаблоны, требования регулятора и рекомендации экспертов. Если учредитель предоставил руководителю школы право на утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, то непосредственно перед подачей документа главному управленцу ОУ необходимо осуществить проверку разработки на предмет типичных ошибок, в числе которых хочется отметить следующие:

  1. Соответствие ожидаемых показателей по поступлениям и выплатам. При подсчете данных финансовых данных следует принять во внимание размер субсидий, предоставляемых на выполнение госзадания, средств целевого значения, грантов по результатам успешного выполнения конкурсной программы, доходы от предоставления платных образовательных услуг или иной деятельности, приносящей школе доход.
  2. Подсчет налогов на имущество школы должен быть выполнен по новым правилам. Напомним, что с 1.01.2019 г. к налогооблагаемым объектам не относится движимое имущество, что подтверждает ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, а значит следует проверить корректировку расходов на погашение налоговых трат, чтобы избежать расходования средств.
  3. Содержание плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год должно соответствовать сведениями из отчета об исполнении аналогичного документа за предыдущий отчетный период (форма 0503737). При выявлении расхождений необходимо осуществить корректировку, а также разработать на будущее порядок систематической передачи бухгалтерией информации о получении или выплате всех денежных поступлений.
  4. Кадастровую стоимость земельного участка рекомендуется уточнять каждый отчетный период ввиду возможного изменения значений.
  5. Расходы школы следует подтвердить конкретными данными, взятыми из локальной документации.

В случае отсутствия у руководителя ОУ права на утверждение нового плана ФХД на 2020 год, процедура проводится в несколько этапов:

  1. Бухгалтер составляет рабочий проект документа по планированию финансово-хозяйственной деятельности и передает его руководителю для анализа.
  2. В план вносят корректировки (при наличии), документ заверяется подписями ответственных лиц и печатью образовательного учреждения.
  3. Проект передается на проверку учредителю и представителям регионального комитета по управлению инвестициями.
  4. Директор департамента утверждает план при отсутствии изменений, при их наличии - после устранения неточностей. После этого осуществляется непосредственно планирование бюджета, утверждение плана и передача заверенного документа директору учебного заведения.

В соответствии с последними изменениями ОУ разрешается вносить изменения в утвержденный план ФХД в особых ситуациях - в случае изменения размера денежных поступлений в бюджет, возникновения не предусмотренных планом расходов или увеличения доходов от предоставления платных образовательных услуг.

Форма плана ФХД на 2020 год

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 186н с 1 января текущего года на учредителей образовательных организаций возлагаются обязанности по разработке формы плана ФХД 2020, который должен отражать все нововведения. В ходе разработки и составления плана необходимо предоставить данные о запланированном субсидировании учебного заведения, а также обосновать объемы затрат с приложением конкретных расчетов. Новая форма отчетной документации, составленная в соответствии с требованиями № 186н, предусматривает следующее:

  • ФХД составляется кассовым способом;
  • в плане необходимо фиксировать дополнительные показатели: данные по закупкам на отчетный период, информацию о целевых финансовых средствах по объектам капстроительства, расходы и доходы по типам финансирования;
  • при изменении подведомственности образовательного заведения на протяжении план необходимо привести в соответствие с рекомендациями нового учредителя;
  • план ФХД разрабатывается с учетом закона о государственной тайне РФ, так как содержит соответствующие данные.

Нововведения относятся только к деятельности автономных образовательных заведений, где план в обязательном порядке утверждается наблюдательным советом. Если структура школы предполагает наличие подразделений, то форма плана ФХД на 2020 год составляется для каждой организационной единицы ОУ.

Некоторые изменения претерпела и структура текстового и табличного блоков плана финансово-хозяйственной активности. Чтобы обеспечить выполнение требований регулятора, при планировании необходимо учитывать будущие доходы и выплаты:

  • Обоснование доходов в плане ФХД - запланированные денежные поступления, которые требуется обосновать с запасом на три года вперед, чтобы избежать проблем при проверках. Все данные (доходы от предоставления услуг, грантов, штрафов и т.д.) вносятся в таблицы, при этом дотации, полученные в рамках субсидирования, фиксируются единой суммой. Отдельная графа предусмотрена для источника дохода «Субсидия на финансовое обеспечение госзадания из ФФОМС» (таблица 2 Приказа 81н)».
  • Обоснование расходов - также выполняется на три вперед. Составляя обоснования к плану ФХД 2020, необходимо представить данные по каждому виду выплат в 19 блоках единой таблицы, которую можно расширить за счет четырех дополнительных таблиц. Благодаря такому подходу удается максимально детализировать запланированные расходы. К примеру, при планировании налоговых расходов требуется учесть ставки налога, предусмотренные льготы, налогооблагаемую базу и сроки выплат. При планировании выплат – нормативы по техническим, трудовым и материальным ресурсам.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.