Социальная стратификация и ее главные критерии. Критерии социальной стратификации. Деление общества на группы

  1. Социальная стратификация современного российского общества

    Реферат >> Социология

    В России; - выяснить особенности социальной стратификации современного российского общества , сравнительную значимость ее критериев , направления происходящих в этой области...

  2. Социальная структура российского общества (2)

    Доклад >> Социология

    Раньше основным дифференцирующим критерием являлось место в... В. В. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества . М., 2006. 3. Голенкова З. Т. Социальная стратификация российского общества М., 2003. 4. Маргинализация как...

  3. Социальная стратификация (10)

    Курсовая работа >> Социология

    ... социальной стратификации , а также излагаются критерии оценки современного российского общества и присущей ему стратификации . Целью работы является определение сути стратификации ...

  4. Социальная стратификация (7)

    Курсовая работа >> Социология

    ... современном российском обществе критериями ... правовым нормам общества . Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают...

  5. Социальная стратификация (8)

    Контрольная работа >> Социология

    ... современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями ... правовым нормам общества . Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают...

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т.е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог Л. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение индивида (социальной группы) в обществе.

Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т.д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг. прошлого века миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В.П. Чкалова, М.В. Водопьянова, Н.П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по.компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949- 1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Шкала профессионального престижа

Таблица 6

Вид занятий

Вид занятий

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

Репортер

Официант

Менеджер в офисе

Наемный работник на ферме

Офицер полиции

Горничная

Музыкант

Сантехник

Секретарь

Пожарный

Чистильщик обуви

Почтовый служащий

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т. е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог А. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение индивида (социальной группы) в обществе. Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т. д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг.

XX в. миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В. П. Чкалова, М. В. Водопьянова, Н. П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949-1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Таблица 6

Шкала профессионального престижа

Вид занятий

Баллы

Вид занятий

Баллы

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

В разное время существовали различные подходы в определении причин социального неравенства и социальной стратификации.

Марксистская школа социологии указывает, что в основе социального неравенства лежат отношения собственности, степень, форма, характер владения средствами производства.

Функционалисты (У. Мур, К. Дэвис) считают, что распределение людей по стратам зависит от вклада, привнесенного их трудом в достижение целей общества и значимости их профессиональной деятельности.

Представители теории обмена (Дж. Хоманс) показывали, что на возникновение социального неравенства в обществе оказывает влияние неэквивалентный обмен результатами человеческой деятельности.

М. Вебер предлагал выделить следующие критерии социальной стратификации : экономический (уровень доходов, отношение к собственности), социальный престиж (приобретенный или унаследованный статус), принадлежность к тем или иным политическим кругам.

П. Сорокин выделял политическую (по критериям власти и влияния), экономическую (по критериям дохода и богатства) и профессиональную (по критериям профессиональных навыков, мастерства, успешного исполнения социальных ролей) стратификационные структуры.

Т. Парсонс, основоположник структурного функционализма предложил группы дифференцирующих признаков: качественные характеристики, приписываемые людям с рождения (половозрастные особенности, родственные связи, этническая принадлежность, личные способности); ролевые характеристики (образование, профессионально-трудовая деятельность, должность); характеристики, показывающие владение материальными и духовными ценностями (собственность, богатство, привилегии и т.д.)

Основные критерии социальной стратификации

В современной социологии выделяют следующие критерии социальной стратификации, относительно которых происходит деление на страты населения:

  1. Власть – возможность диктовать свои решения и волю другим людям вне зависимости от их желания; измеряется количеством людей, на которых она распространяется.
  2. Образование – совокупность умений, знаний, навыков, приобретенных во время обучения; измеряется числом лет обучения в государственных или частных школах/вузах.
  3. Доход – зависит от количества денежных поступлений, получаемых отдельным индивидуумом или семьей на протяжении определенного срока времени, например, одного года или месяца.
  4. Богатство – накопленные доходы (наличные или овеществленные деньги).
  5. Престиж – уважение, общественная оценка значимости должности, профессии, статуса, которое сложилось в общественном представлении.

Замечание 1

Вышеперечисленные критерии социальной стратификации являют собой наиболее универсальные для всех нынешних обществ.

Дополнительные критерии социальной стратификации

Существуют определенные, специфические критерии, которые оказывают влияние на позицию индивида в обществе, определяют, прежде всего, его «стартовые возможности». К дополнительным критериям социальной стратификации относятся:

  1. Социальное происхождение. Именно семья осуществляет ввод индивида в систему социума, определяя при этом во многом его доход, профессию и образование. Несостоятельные родители воссоздают вероятно бедных детей, что обуславливается их образованием, здоровьем, приобретенной квалификацией. Дети из несостоятельных семей в три раза чаще гибнут из-за недосмотра, болезней, насилия и несчастных случаев, чем дети из обеспеченных семей.
  2. Гендер. На сегодняшний день в Российской Федерации прослеживается усиленный процесс феминизации бедности. Вне зависимости от того, что женщины и мужчины живут в семьях, которые относятся к различным социальным ступеням, состояние, доход женщин и престижность их профессий, зачастую меньше, чем у мужчин.
  3. Этничность и раса. К примеру, в Соединенных Штатах Америки люди с белым цветом кожи получают более качественное образование и обладают более высоким профессиональным статусом, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность равным образом имеет свое влияние на социальное положение.
  4. Вероисповедание. Например, в американском обществе члены пресвитерианской и епископальной церквей и иудеи, занимают самые высокие социальные позиции. Баптисты и лютеране на более низкой ступени.

Социальное пространство

Весомый вклад в изучение статусного неравенства привнес П. Сорокин. Для определения суммы всех общественных статусов он ввел такое понятие, как социальное пространство.

Замечание 2

В своем труде «Социальная мобильность» (1927 г.) П. Сорокин указывал на невозможность смешивания или сравнения таких тезисов, как «социальное пространство» и «геометрическое пространство». Человек низшего сословия может соприкоснуться с состоятельным человеком на физическом уровне, но данное обстоятельство ничуть не понизит престижные, экономические или властные различия, существующие между ними, то есть никак не сократит имеющуюся социальную дистанцию. Следовательно, два человека, между которыми имеются ощутимые должностные, родственные, имущественные или другие социальные различия, не имеют возможности пребывать в одном социальном пространстве.

Социальное пространство Сорокина имеет трехмерную модель. Оно характеризуется тремя осями координат – политическим статусом, профессиональным статусом, экономическим статусом. Социальная позиция (общий или интегральный статус) всякого индивида, который является составной частью этого социального пространства, представляется при помощи трех координат (x, y, z).

Статусная несовместимость – такая ситуация, при которой индивид, имея высокий статус по одной из осей координат, в тот же момент обладает невысоким статусным уровнем по другой оси.

Индивиды, имеющие высокий уровень полученного образования, обеспечивающий высокий социальный статус относительно профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность, и, вследствие этого, будут иметь более низкий экономический статус.

Существование статусной несовместимости благоприятствует росту недовольства среди людей, вследствие чего они будут содействовать радикальным социальным изменениям, направленным на изменение стратификации.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.



Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.



Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.