Стратегический бомбардировщик пак-да, основные характеристики. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА): российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения Пак да перспективный

Скоро ли доведётся нам подивиться превосходному созданию наших конструкторов, и перспективный авиационный комплекс дальней авиации приобретёт не модельные, а реальные очертания? Его предшественников уже демонстрируют на МАКС-2017 в городе Жуковском, хотя обещали их представление в 2018-м. Конечно, это ещё не тот всеми ожидаемый самолёт, но Ту-160М2 уже впечатлил публику по полной программе. Полёт ПАК ДА в виде первого испытательного экземпляра ожидается только в 2020 годах, но полюбоваться очертаниями "летающего крыла" можно уже теперь, рассмотрев модель, заодно и узнать мнение знатоков о качестве недавно утверждённых для нового комплекса двигателей тягой в 23 тс.

Двигатель

Так называемое "Изделие 80" разрабатывала целая корпорация, и теперь работа с эскизами завершена. Это номерное изделие является проектом двигателя, который понесёт перспективный авиационный комплекс дальней авиации, постоянный предмет разговоров и обсуждений широкой общественности, по большей части от авиации и конструкторских разработок далёкой. Однако волнует появление нового самолёта буквально всех. Наверное, мало людей в России, которые не ожидали бы нетерпеливо, когда же появится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, и не следили бы за ходом работ в этом направлении.

Итак, Объединённая двигателестроительная корпорация уведомила общественность, что эскизный проект по данному двигателю принят, и группы конструкторов приступили к разработке рабочей документации этого замечательного самолёта. Заместитель министра обороны после принятия эскизного проекта уведомил прессу, что сроки полной готовности ПАК ДА немного отодвигаются. Впервые его планируют поднять в воздух только через семь-восемь лет, а серийное производство начнётся в 2029-м.

Описание

Стратегический ракетоносец, который разрабатывается КБ "Туполев" для защиты будущего нашей страны, перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет иметь многие преимущества перед всеми существующими на сегодняшний день образцами военной авиации. Ему предстоит брать как можно больше оружия, а вместе с этим оставаться незаметным в небе и уметь пользоваться абсолютно любыми аэродромами.

По лётным характеристикам ПАК ДА - самолет, существенно превосходящий любые бомбардировщики, когда бы то ни было появлявшиеся на свет. Он дольше других сможет барражировать, дежуря в воздухе, взлетать и садиться в любых условиях, у него лучшая грузоподъёмность. А вот требования к скорости полёта даже заместитель министра Юрий Борисов не считает столь уж важными, поскольку авиационные средства поражения получили новые характеристики. Этот пункт его доклада буквально взбудоражил заинтересованную общественность.

Об особенностях нового бомбардировщика

Беседа происходила на куда Ю. Борисов прибыл с рабочим визитом. Повод для этого посещения замечательный - в Казани начали собирать первый обновлённый бомбардировщик Ту-160М2, который, по словам специалистов, является промежуточным звеном между существующей у нас дальней авиацией и тем, что будет из себя представлять перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Вот на этой встрече с работниками завода и прозвучала конкретная информация по поводу создания нового бомбардировщика.

Здесь ещё раз состоится применение новой технологии: наши специалисты научились варить титан, материал сверхпрочный и сверхлёгкий. Фюзеляжи всех Ту-160 изготавливались с использованием этого метода, который всё ещё дорабатывается. Если не научимся ещё лучше управляться с титаном, не видать нам такого летающего монстра, каким задуман перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

Внешний вид

Сама схема этого самолёта - летающее крыло - для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА - Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша "летучая мышь" будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика - тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов - Ту-95.

"Небесный тихоход"

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА ("Туполев") будет нести дальнобойные крылатые ракеты - абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна - новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Характеристики

Размеры нового бомбардировщика будут внушительными: взлётная масса на максимуме составит 110 тонн. К примеру, у Ту-160 этот параметр 275 тонн, из которых только топливо весит 148. Дальность действия ПАК ДА, обозначенная в техзадании, двенадцать с половиной тысяч километров, а масса полезной нагрузки тридцать тонн. Это мало. Ту-160 поднимает сорок одну тонну ракет и бомб, а вот B-2 Spirit - всего двадцать две.

Главнокомандующий ВКС РФ объяснил, что в данном комплексе будет главным не самолёт, а его оснащение. Комплекс понесёт ракеты с дальностью до семи тысяч километров, которые сами решают, куда, когда, на какой высоте и с какой скоростью лететь. Самолёт - только средство доставки в зону, где состоится пуск. Кроме того, ПАК ДА понесёт не только стратегические ракеты, но и другое оружие - высокоточное, а детали, касающиеся его характеристик, пока не разглашаются.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией "Кузнецов". Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией - будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения - Т-50, а кабина будет выполнена в стиле "человека - компьютерного интерфейса" (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа - автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии "стелс" вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное - ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе - специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

В настоящее время только два государства в мире имеют особый род военно-воздушных сил, который называется стратегической авиацией — Россия и США. Самолеты, которые входят в состав этого рода вооруженных сил, способны нести на борту ядерное оружие и наносить удары по врагу, находящему на удалении нескольких тысяч километров. Стратегическая авиация всегда считалась элитой американских и советских (российских) ВВС .

Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными ракетами наземного базирования стратегическая авиация образует так называемую ядерную триаду, которая уже многие десятилетия является главным инструментом глобального сдерживания.

Несмотря на то что значение стратегических бомбардировщиков в последние десятилетия несколько уменьшилось, они продолжают оставаться важным фактором в поддержании внешнеполитического баланса между РФ и США.

В настоящее время список задач, для выполнения которых привлекается стратегическая авиация, стал заметно шире. Времена ядерного противостояния давно канули в Лету, зато в мире появились новые вызовы. Стратегическая авиация успешно осваивает обычные виды боеприпасов (в том числе и высокоточное оружие). И США, и Россия довольно активно использует дальние бомбардировщики для нанесения ракетно-бомбовых ударов в Сирии.

Сегодня основу стратегической авиации США и России составляют самолеты, разработанные еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Несколько лет назад в США начались работы над созданием нового стратегического бомбардировщика, который планируют принять на вооружение в 2025 году.

Аналогичная программа существует и в России, новый «стратег» пока имеет название ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Разработками занимается КБ им. Туполева, новую машину планируют принять на вооружение к 2025 году. Следует подчеркнуть, что ПАК ДА – это не проект по модернизации существующих ныне стратегических бомбардировщиков, а разработка принципиально новой машины с использованием наиболее современных технологий, существующих сегодня в авиастроении.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению ПАК ДА, следует несколько слов сказать о боевых машинах, которые стоят сегодня на вооружении стратегической авиации России и США.

Стратегическая авиация России и США: современное состояние и перспективы

В настоящее время в состав стратегической авиации США входят бомбардировщики B-2 Spirit и B-52 . Существует и еще один самолет — бомбардировщик В-1В Lancer , который разрабатывался для нанесения ядерных ударов по территории противника, но в середине 90-х он был выведен из состава американских стратегических сил. В-1В считается аналогом российского реактивного Ту-160 , хотя и уступает последнему в размерах. Согласно данным, предоставленных Госдепом США от 1 января нынешнего года, на боевом дежурстве находятся 12 самолетов В-2 и 73 машины В-52 модификации Н.

В настоящее время бомбардировщик В-52, разработанный еще в конце 50-х годов, является основой американских стратегических сил. Этот самолет вооружен крылатыми ракетами AGM-86B ALCM, на которые может быть установлена ядерная боевая часть. Дальность их полета превышает 2700 км.

B-2 Spirit является самым технологичным и самым дорогим самолетом в мире. Его стоимость превышает фантастические 2 млрд долларов. Первый бомбардировщик этого типа был изготовлен в конце 80-х, но через десять лет программа была закрыта – такие расходы оказалась неподъемными даже для Соединенных Штатов. За это время был изготовлен 21 самолет В-2. Бомбардировщик выполнен по технологии «стелс» и имеет самую низкую ЭПР в мире. Она даже ниже, чем у небольших «стелсов» типа F-22 и F-35 . B-2 Spirit вооружен только свободнопадающими бомбами, поэтому он малоэффективен против неприятеля с продвинутой системой ПВО. Например, российские ЗРК С-400 прекрасно «видят» В-2.

Так что B-2 Spirit – довольно странный бомбардировщик. Несмотря на колоссальную стоимость, его эффективность в возможном ядерном конфликте очень неоднозначна.

B-1B Lancer также не способен нести стратегические крылатые ракеты. Вернее, в арсенале американской армии сегодня нет подобного оружия, подходящего для этого самолета. В настоящее время этот бомбардировщик используется для нанесения ударов обычными видами боеприпасов. Вероятно, на него можно повесить свободнопадающие бомбы с ядерной БЧ, но вряд ли эта машина сможет проникнуть вглубь территории противника с эффективной ПВО.

Теперь о перспективах американской стратегической авиации. В конце 2019 года авиастроительная компания Northrop Grumman (она и создала В-2 Spirit) выиграла тендер министерства обороны США на постройку нового американского «стратега», который будет называться B21 . Работы над этой машиной проводились в рамках программы LRS-B (Long-Range Strike Bomber), что переводится как «Дальний ударный бомбардировщик». Уже известно, как будет выглядеть новая машина.

Так же как и В-2 Spirit, она будет выполнена по схеме «летающее крыло». Военные требуют, чтобы новый бомбардировщик стал еще менее заметен на экранах радаров, а его цена была более приемлемой для американского бюджета. Выпуск новых бомбардировщиков планируют начать в середине следующего десятилетия. Американское военное ведомство пока планирует закупить сто новых В21 и в будущем полностью заменить ими В-2 и В-52.

Новый бомбардировщик сможет совершать полеты как под управлением экипажа, так и в режиме беспилотника .

Общая стоимость программы составляет 80 млрд долларов.

На вооружении российских ВВС в настоящее время стоят две машины: Ту-95 (модификация МС) и Ту-160 «Белый лебедь».

Самым массовым стратегическим бомбардировщиком российских ВВС является турбовинтовой Т-95 «Медведь», первый полет которого состоялся еще при жизни Иосифа Сталина (1952 год). Правда, следует отметить, что самолеты, которые эксплуатируются сегодня, относятся к модификации «М» и были изготовлены в 80-е годы. Так что большинство Т-95 даже моложе американских бомбардировщиков В-52. Более того, в последние годы началась модернизация этих машин до модификации «МСМ» (переделают 35 самолетов), что позволит оснастить их новейшими крылатыми ракетами Х-101/102 .

Однако и немодернизированный «Медведь» может нести КР Х-55СМ с дальностью полета 3,5 тыс. км с возможностью установки на них ядерной БЧ. Новые ракеты Х-101/102 смогут пролетать до 5,5 тыс. км. Сегодня российская армия имеет 62 единицы Ту-95.

Второй машиной, которая сегодня эксплуатируется российскими ВВС, является сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160. В наличии имеются шестнадцать самолетов этого типа. Ту-160 также может нести на борту крылатые ракеты Х-55СМ, и Х-101/102.

В настоящее время уже выпускается модификация Ту-160М (первый бомбардировщик этой модификации передан ВКС РФ 2 августа 2016 года), на которой установлен новый комплекс бортовой электроники, идут работы над созданием модификации Т-160М2. Новые модификации машины, кроме крылатых ракет, смогут использовать и свободнопадающие авиабомбы.

Несмотря на активизацию работ по модернизации Ту-160, в КБ Туполева продвигается проект нового бомбардировщика ПАК ДА, который планируют запустить в серию к 2025 году.

Разработка нового стратегического бомбардировщика началась в 2009 году. Перед конструкторами стоит задача осуществить первый полет самолета уже в 2019 году.

Планируется, что к концу следующего десятилетия ПАК ДА полностью заменит Ту-95 и Ту-160 и станет основной машиной российской стратегической авиации.

В 2012 году КБ имени Туполева объявило, что по проекту ПАК ДА начинаются опытно-конструкторские работы. Согласно обнародованной информации, новый бомбардировщик будет выполнен по схеме «летающее крыло», как и американские самолеты B-2 Spirit и В-21.

Большой размах крыльев не позволит новому бомбардировщику преодолеть скорость звука, зато обеспечит значительную дальность полета и хорошие взлетно-посадочные характеристики. В конструкции самолета планируют активно использовать композитные и радиопоглощающие материалы, что позволит снизить ЭПР и значительно уменьшить вес будущего «стратега». ПАК ДА будет первым отечественным бомбардировщиком, изготовленным с использованием технологий «стелс».

Кроме того, подобная схема обеспечивает неплохое сочетание летных характеристик и достаточного внутреннего объема. Что в свою очередь, позволит брать на борт больше топлива и увеличит дальность полета бомбардировщика.

Предположительно, взлетная масса бомбардировщика превысит 100 тонн (есть информация о массе в 112 т и даже 200 т). Было заявлено, что боевая нагрузка будущего бомбардировщика как минимум не будет уступать Ту-160, это значит, что он сможет брать на борт более тридцати тонн ракет и бомб . Военные требуют дальность полета новой машины на уровне 12 тыс. км.

В середине 2014 года было объявлено, что конкурс на создание двигателей для нового самолета выиграла компания «Кузнецов» (г. Самара), предположительно силовая установка называется НК-65.

Предполагается, что опытные образцы нового бомбардировщика будут изготавливать на казанском заводе «КАПО им. Горбунова», там же планируют разместить и серийное производство машины. Также известно, что разработку РЛС для нового стратегического бомбардировщика в настоящее время ведет НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова.

Пока не совсем понятно, сколько именно новых стратегических бомбардировщиков планируют строить, хотя, вероятно, их количество будет зависеть от экономической ситуации в стране: подобные машины стоят очень дорого. Скорее всего, более точные данные о количестве мы сможем получить ближе к 2020 году. Однако, если эта машина строится на замену бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, то серийная партия должна состоять из нескольких десятков самолетов.

Информации по проекту ПАК ДА в настоящее время очень мало. Представители руководства российских ВВС сообщают о ПАК ДА только общие сведения — да и то весьма скупо.

Если верить заявлениям российских военных чиновников, то ПАК ДА будет вооружен всеми видами авиационного вооружения как существующего ныне, так и перспективного, в том числе и ракетами с гиперзвуковой скоростью.

Не совсем понятно, когда именно будет изготовлен опытный образец новой машины, а также срок запуска этого проекта в серию. Дело в том, что сроки, объявленные изначально, являются весьма условными, они могут меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Это зависит от сложности конструкторских работ и от финансирования проекта.

Кроме того, решение о модернизации и дальнейшем производстве бомбардировщиков Ту-160 также может повлиять на реализацию программы ПАК ДА и сроки ее выполнения. В настоящее время российская стратегическая авиация превосходит американскую. В первую очередь за счет крылатых ракет, которыми вооружены российские бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Американские бомбардировщики В-2 могут наносить удары только свободнопадающими бомбами, что значительно уменьшает их боевую эффективность в случае глобального конфликта.

Российские КР Х-101/102 по дальности в два раза превосходят американские аналоги, что ставит отечественные стратегические самолеты в заведомо выигрышное положение.

Будущее новых проектов (В-21 в США и ПАК ДА в России) пока что туманно, оба самолета находятся на начальном этапе создания и пока не ясно, будут ли они реализованы в полной мере.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

«Летающее крыло» с эффектом невидимки: каким будет новый перспективный авиакомплекс Дальней авиации

С возобновлением производства легендарных «Белых лебедей» – сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности, вновь напомнила о себе тема создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Фото: Алексей Иванов / ТРК «Звезда»; Центральный аэрогидродинамический институт

Несомненно, Ту-160М2 (именно эта машина сменит в ВКС России модель «типовой» 160-й серии) превзошла свое время и еще долго останется лидером в своем сегменте. Однако сегодня речь идет о концепции дальнейшего развития арсенала отечественной Дальней авиации. Новый комплекс, работы над которым стартовали еще несколько лет назад, должен дополнить существующие возможности «Белого лебедя» и стать еще одним надежным боевым средством стратегической военной авиации России.

И ракетоносец, и воздушный космодром

О том, что проект ПАК ДА не отставлен «до лучших времен», а реализуется в плановом порядке, сообщил некоторое время назад заместитель министра обороны России Юрий Борисов , курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с ОПК. Во время очередного посещения Казанского авиазавода он не только завел разговор на эту тему, но и даже сообщил сроки предполагаемого первого полета комплекса – 2025-2026 годы.

«Начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы», – отметил замминистра обороны РФ, подчеркнув, что характеристики у нового комплекса будут гораздо лучше, чем у всех существующих самолетов Дальней авиации.

На сегодня концепция ПАК ДА уже приобрела реальные очертания. По информации научного руководителя Государственного научно-исследовательского института авиационных систем, академика РАН Евгения Федосова , разработчиками ракетоносца уже защищен соответствующий аванпроект. Подтвердило существование проекта «самолета будущего» и ПАО «Туполев», причем, по некоторым сведениям, создан даже макет машины, выполненный в масштабе 1:10. Как говорят эксперты авиационного направления, речь идет о принципиально новом самолете – с современным прицельно-навигационным комплексом, способном применять все существующие и перспективные виды авиационного вооружения, оснащенным новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы. Примечательно, что машина может быть использована не только как ракетоносец, но и взять на себя функции дальнего перехватчика , и даже в какой-то степени использоваться в качестве летающей платформы для запуска космических аппаратов из стратосферы. В общем, как отмечают специалисты, это будет именно комплекс, способный выполнять самый широкий спектр задач боевого применения в различных условиях эксплуатации.

Сам проект летательного аппарата пока обозначен лишь схематично, контурно, подробно широкой публике он не представлен. Из имеющихся открытых источников можно сделать вывод, что машина будет выполнена по схеме «летающее крыло» – компоновке, при которой роль фюзеляжа играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Также известно, что самолет решено сделать дозвуковым: значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят ему преодолеть скорость звука. Вместе с тем, как отмечается в ряде источников, будет обеспечена пониженная заметность для радаров, то есть машину изготовят с применением технологий стелс. В целом, самолет должен превзойти по своим характеристикам многие нынешние модели летающих ракетоносцев, причем не только отечественных, но и западных. К примеру, за счет усовершенствованной схемы планера и новейших двигателей ПАК ДА получит возможность длительного пребывания в воздухе, сможет взлетать и садиться в любых условиях , принимать на борт максимально широкую номенклатуру средств поражения.

По принципу разумной достаточности

Ближайшие конкуренты ПАК ДА – американские Northrop B-2 Spirit и В-1В Lancer – проигрывают нашей модели по целому ряду параметров. Кстати, Россия и США являются единственными мировыми державами, имеющими в составе своих вооруженных сил стратегическую авиацию. Так в чем же уступают самолеты заокеанского производства нашим? Отличия относятся, к примеру, к возможностям приема полезной нагрузки, которая у американцев представлена, в основном, бомбами, а не ракетами. Кроме того, для бюджета Пентагона, даже с его колоссальными размерами, содержание такого вида техники становится все более обременительным. Известно, например, что стоимость B-2 Spirit превышает фантастические 2 млрд долларов , и не случайно программа выпуска этих самолетов была свернута после выпуска всего лишь двух десятков таких машин. Не исключено, что именно по этой причине проект будущего стратега Long Range Strike Bomber LRS-B сейчас отодвинут как минимум до середины 30-х годов нынешнего столетия.

Российская разработка подобных гигантских трат не предполагает. По имеющимся сведениям, основу конструкции ПАК ДА составят относительно недорогие композитные материалы. Не таким затратным выйдет проект и с учетом поставок титана – материала, который активно применяется в авиастроении подобного назначения. Ведь нельзя забывать, что Россия является второй в мире (после Китая) обладательницей запасов этого металла. Более того – российская металлургическая компания «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» считается крупнейшей на планете производительницей титана и изделий из него, а также единственной в мире титановой компанией, осуществляющей полный цикл производства – от переработки сырья до выпуска конечной продукции.

Естественно, что, обладая подобным сырьевым, а также техническим заделом, основанном, в том числе, на успешном производстве непревзойденных по своим характеристикам самолетов Ту-160, наша страна сможет уверенно и не так болезненно для бюджета выпускать современную технику для стратегической авиации. Как отмечает замминистра обороны РФ Юрий Борисов , ПАК ДА идет следом за восстановлением Ту-160, а потому перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов. Это относится, скажем, к бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое планируется применять на Ту-160М2: оно должно в максимально полном виде перекочевать и на ПАК ДА.

«Там, где можно унифицировать и сэкономить на подготовке, мы будем делать это с целью удешевления проектов», – подчеркнул Юрий Борисов.

Что касается вооружения, то уже прозвучала информация о том, что ракеты, которыми будет оснащен ПАК ДА, получат функции искусственного интеллекта, а также дальность боевого применения до 7 тысяч километров. Герой России, генерал-полковник Виктор Бондарев , до недавнего времени занимавший пост главкома ВКС, отмечает, что ракеты для нового самолета получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

«Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними», – подчеркнул генерал Бондарев.

Кстати, именно с наличием современных средств поражения связано отсутствие у ПАК ДА возможностей для работы на сверхзвуке. Как отмечает заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов , требования к скорости полета на сегодня не столь актуальны при наличии авиационных средств поражения новых характеристик.

«Ракеты начинают стрелять дальше, быстрее, на подходе гиперзвук, поэтому мы не выдвигаем уже к самолетам перспективного облика Дальней авиации таких серьезных требований к его летно-техническим характеристикам», – подчеркивает замглавы российского военного ведомства.

Концепция совершенства

«Стратегические авиационные комплексы Дальней авиации в настоящее время и в перспективе будут одной из наиболее важных систем вооружения военно-воздушных сил, – полагает военный эксперт, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, профессор Александр Цымбалов . – В этой связи основное предназначение ПАК ДА представляется в качестве, во-первых, стратегического (ядерного) сдерживания и ведения боевых действий в составе стратегических ядерных сил РФ, а во-вторых, сдерживания (не стратегического, не ядерного) и ведения боевых действий в конфликтах, локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на континентальных и морских (океанских) театрах военных действий».

Что касается задачи стратегического сдерживания, которая связана с угрозой уничтожения в случае начала военных действий важных административных, экономических и военных объектов, то основными требованиями к ПАК ДА, по мнению экспертов, являются межконтинентальная досягаемость , гарантия применения оружия по стратегическим целям, которая обеспечивается высокой выживаемостью при преодолении системы ПВО противника и применением высокоточного оружия большой дальности.

«И американская программа Long Range Strike Bomber LRS-B, и наша идут примерно в одном направлении, – отмечает эксперт портала Avia.pro Валерий Смирнов . – И там, и у нас отказались от гиперзвуковой режима, а также от сверхзвукового крейсерского режима в силу дороговизны разработок. Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться внедрением комплекса мер по малозаметности и применением гиперзвуковых ракет большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение». Возможные лучшие качества американского аналога по малозаметности решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволят с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника».

К очевидным достоинствам будущей российской машины для Дальней авиации эксперт также относит более совершенную астронавигационную систему позиционирования, которая не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам , а значит, станет более эффективной в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы. Также самолет предполагается оснастить бесплатформенной интегральной навигационной системой на основе волоконно-оптических гироскопов .

«Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Структуры корпорации Ростех подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего», – заключает Валерий Смирнов .

ПАК ДА –перспективный авиационный комплекс дальней авиации

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Мое детство и молодость прошли в стране под названием СССР. Я был и октябренком, и пионером, и комсомольцем. То есть, прошел практически все стадии социалистической обработки. Наша страна самая великая, самая, самая. Вся эта система воспитания взглядов, конечно же, никуда не делась. Да, сейчас я живу в другом мире, в другой стране. Да и сам я стал другим. Но воспитание, вбитое в подкорку, никуда не делось. И сейчас, глядя на то, как возрождаются наши вооруженные силы, не могу сдержать некоторого даже злорадства. Нате, буржуи, получите!

Последние достижения, особенно в области вооружений, дают нам всем чувство удовлетворения, гордости за страну, которая, наконец, возрождается и уже способна поставить на место некоторых зарвавшихся политиков. Да и некоторые страны тоже.

Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА

Системы РЭБ, подводные лодки, системы залпового огня и комплексы ПВО. ПАК ФА и новейшие танки. Наше оружие становится на порядок лучше мировых образцов. Большое количество перспективных тем и направлений. За короткое время, оборонный комплекс удалось вывести из хаоса, наладить производства и работу по перспективным разработкам. Отставание от мировых образцов вооружений, если не полностью ликвидировано, то, во всяком случае, близко к этому. А в некоторых случаях (как в комплексах ПВО, к примеру) и опережает зарубежную технику.

ПАК-ДА

В 2009 году между Минобороны РФ и ОАО «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКР по разработке принципиально нового самолета для Дальней авиации РФ. Уже к 2012 году техническое проектирование было закончено и начались опытно-конструкторские работы.

Самолет, выполненный по схеме «летающее крыло», вероятно, будет оснащаться отечественными двигателями самарской двигателестроительной фирмы «Кузнецов». Фирма «Кузнецов», входящая в ОДК, разрабатывает перспективные газогенераторные двигатели для самолетов ДА и ТА на ближайшее десятилетие. Это будет унифицированный, усовершенствованный двигатель линейки НК-32, который сейчас применяется на Ту-160 .

Основные параметры комплекса пока неизвестны. Ясно только что ориентировочная взлетная масса будет от 100 до 200 тонн. Будет также применена технология малозаметности. Самолет должен нести все типы видов авиационного вооружения, как существующих, так и перспективных.

Сроки первого полета отложены

В июле этого года, генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владимир Маслов, заявил, что первый полет комплекса ПАК-ДА переноситься на 2023-2024 годы. Это подтвердил Юрий Борисов, замминистра обороны РФ. В первую очередь перенесение сроков связано с решением о возобновлении выпуска ТУ-160. По утверждениям экспертов, самолет Ту-160 аэродинамически совершенен, а значит, имеет задел на десятилетия вперед по перевыпуску. Достаточно обновлять БРЭО, навигационное оборудование, комплексы вооружения, модернизировать двигатели. Самолеты этих типов долгое время еще могут оставаться в строю.

Новый комплекс – новая начинка

Авионику для ПАК-ДА уже разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» КРЭТ. Астронавигационная система позиционирования бомбардировщика, не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам, а значит, будет более эффективна в условиях жесткой РЭБ. Также самолет будет оснащен бесплатформенной интегральной навигационной системой (БИНС), на основе волоконно-оптических гироскопов.

Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться комплексом мер по малозаметности и гиперзвуковыми ракетами большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение».

В Америке тоже существует подобная программа разработки стратегического бомбардировщика – Long Range Strike Bomber LRS-B. И американская и наша программы идут примерно в одном направлении. И там и у нас отказались от гиперзвуковой режима, и от сверхзвукового крейсерского режима, в силу дороговизны разработок. Возможные лучшие качества малозаметности американского аналога, решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволять с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника.

Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Все корпорации «Ростех» подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (ПАК ДА)
PROMISING AVIATION COMPLEX LONG-RANGE AVIATION (PAK DA)

26.01.2018


Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет создан в форме летающего крыла, его испытания начнутся на рубеже 2023-2024 годов.
Об этом в интервью «Комсомольской правде»сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Уже с этого года КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Этот самолет, я надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 2023-24 годов», — сказал зампред правительства.
По его словам, «даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолета». «Это такое летающее крыло, самолет XXI века. Но это уже следующий шаг», — заключил он.
Реклама 14
Ранее глава ОАК Юрий Слюсарь доложил президенту РФ Владимиру Путину, что первый опытный образец ПАК ДА взлетит в середине 2020-х годов.
ТАСС

НАЗВАНЫ СРОКИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА» РОССИИ В ГИПЕРЗВУКЕ

27.01.2018
Вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью «Комсомольской правде» рассказал об аэродинамической схеме, которую получит разрабатываемый в России на смену Ту-160 стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
«Уже с этого года КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования ПАК ДА. Этот самолет, я надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 23-24 годов. Даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолета. Это такое летающее крыло, самолет XXI века», - заявил чиновник.
В ноябре 2017 года стало известно, что ПАК ДА, предназначенный для выполнения задач самолетов дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3), обойдется дешевле сверхзвукового Ту-160, поскольку принадлежит к дозвуковому классу самолетов.
Лента.ру

10.02.2018


Журнал Air&Cosmos приводит небезынтересные сведения о проекте нового российского бомбардировщика ПАК ДА. Так, сообщается, что конкурс на его создание был объявлен в 2007 году, победителем в котором вышло КБ Туполева в августе 2009 года. КБ подписало с Министерством обороны России трехлетний контракт на НИР «Посланник». В рамках НИР КБ Туполева подготовило эскизный проект «изделия 80», одобренный весной 2013 года. 23 декабря 2013 года ОАК со своей стороны подписала контракт на технический проект ПАК ДА, который был одобрен в 2016 году.
Изделие 80 представляет из себя «летающее крыло» взлетной массой 145 тонн и полезной нагрузкой 30 тонн. ПАК ДА почти в два раза легче Ту-160 и находится между Ту-22М3 и Ту-95МС. Ту-160 весит 275 тонн, Ту-95МС – 185 тонн и Ту-22М3 весит 124 тонны. Главком дальней авиации Анатолий Яковлев сообщил, что ПАК ДА будет самолетом, созданном по схеме «летающее крыло» с дозвуковой скоростью и дальностью полета 15000 км без дозаправки. Самолет будет оснащен двумя двигателями «Изделие РФ» тягой 23 тонн, созданными на базе двигателя НК-32-02 («изделие Р»). Компания ОДК-Кузнецов приступила к его разработке в декабре 2014 года.
В ходе пресс-конференции в декабре 2014 года Анатолий Яковлев сообщил, что прототип ПАК ДА взлетит в 2019 году, а самолет поступит в строевые части в 2023-2025 гг. Однако в 2015 году идея возобновления производства Ту-160М2 была ускорена и программа ПАК ДА была отложена на более поздний срок. Заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что из-за программы Ту-160М2 проект ПАК ДА «будет несколько отложен». Можно предположить, что планы по ПАК ДА сместились вправо примерно на пять лет.
http://bmpd.livejournal.com/

01.03.2018


Реализация проекта перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) обеспечит Казанский авиационный завод (КАЗ) им. Горбунова заказами на 10 лет, сообщил в среду первый заместитель генерального директора — директор КАЗ им. Горбунова Николай Савицких.
«Предприятием ведутся работы по проектированию и организации производства перспективного [авиационного] комплекса дальней авиации <…> В настоящее время защищен технический облик самолета, заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ и по строительству опытных образцов. КАЗ определен как головной изготовитель, проект ПАК ДА обеспечит загрузку производства на ближайшее десятилетие», — сказал он.
Как сообщал в декабре 2017 года председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, начало поставки ПАК ДА на вооружение запланировано на 2025 — 2030 годы, после проведения испытаний.
По словам Николая Савицких, Казанский авиационный завод им. Горбунова направил на согласование в правительство РФ программу подготовки кадров для предприятия на сумму 2,6 млрд рублей.
«Одним из проблемных вопросов для предприятия является нехватка высококвалифицированных специалистов как механообработки, так и инженеров, конструкторов, рабочих и т. д. В 2017 году нами была проработана, подготовлена комплексная целевая программа по подготовке и закреплению кадров по программам перспективного авиационного комплекса дальней авиации [ПАК ДА], Ту-160 до 2025 года на сумму более 2,6 млрд рублей. На сегодняшний день данная программа находится на согласовании в правительстве РФ», — сказал Савицких.
Савицких также добавил, что КАЗ планирует увеличить объем выпуска продукции в денежном выражении на 5 млрд рублей в 2018 году, до 15,3 млрд рублей.
«Объем производства КАЗ в 2017 году в денежном выражении составил 10,3 млрд рублей. В этом году общий объем производства составит 15,3 млрд рублей, а к 2021 году ожидается, что объем составит 40 млрд рублей и выше», — сказал он, выступая на сессии городской думы Казани.
Савицких отметил, что сейчас проводятся работы по реконструкции и техническому перевооружению завода. В рамках федеральных программ в 2017 году завершены работы по реконструкции летно-испытательной базы, реконструирован цех металла и сварки, модернизированы установка электролучевой сварки и печь вакуумного отжига, восстановлена и отработана технология сварки.
ТАСС

20.04.2018


«Туполев» в начале 2019 года приступит к изготовлению опытных образцов перспективного авиакомплекса Дальней авиации (ПАК ДА), сообщил «Интерфаксу» глава компании Александр Конюхов.
Он отметил, что планируется создать несколько опытных образцов самолета.
В феврале информированный источник «Интерфакса» в авиационной отрасли сообщил, что Казанский авиационный завод (КАЗ, филиал ПАО «Туполев»), который определен головным изготовителем ПАК ДА, начал подготовку к созданию первых опытных образцов этого самолета.
Ранее директор КАЗ Николай Савицких сообщил о начале опытно-конструкторских работ по созданию перспективного комплекса Дальней авиации. «В настоящее время защищен технический облик самолета, заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ по строительству опытных образцов», — сказал Н.Савицких.
Гендиректор «Туполева» А.Конюхов ранее заявил «Интерфаксу», что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах.
В январе 2018 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что испытания ПАК ДА могут начаться в 2023-2024 годах. Он отметил, что самолет будет выполнен по схеме «летающее крыло».
Как сообщалось, в 2009 году конструкторское бюро компании «Туполев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) подписало контракт с Минобороны РФ на научно-исследовательские работы под шифром «Посланник», в результате которых был подготовлен эскизный проект ПАК ДА.
В июле 2017 года президент ОАК Юрий Слюсарь сообщил «Интерфаксу», что корпорация согласовала с Минобороны РФ облик перспективного самолета.
По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, начало серийного производства ПАК ДА запланировано на 2028-2029 год. Он подчеркнул, что разрабатываемый перспективный бомбардировщик-ракетоносец должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы.
ИНТЕРФАКС-АВН

21.04.2018


Начав позже, мы сумели оценить недостатки предшествующих разработок и использовать последние научные достижения, например, в части так называемой умной обшивки, когда АФАР разных диапазонов распределены «по телу» истребителя. Эта технология впервые использована на самолете пятого поколения Су-57. Официальные представители Минобороны неоднократно отмечали, что его испытания с нашим радаром «Белка» идут по графику, замечания устраняются в обычном порядке. По части НИИП каких-либо серьезных недостатков не выявлено. Надеюсь, что и этап госиспытаний пройдем с положительным заключением. Тестовые полеты подтвердили, например, одно из основных преимуществ систем с АФАР - существенно большую эксплуатационную надежность, сказал гендиректор НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова Юрий Белый в интервью «Известиям».
В проекте перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) мы полноправные участники опытно-конструкторской работы и уже защитили эскизный проект. Конечно же, при разработке ПАК ДА будет использован и получит дальнейшее развитие опыт создания РЛС для Су-57, добавил Ю.Белый.
ВТС «Бастион»




25.05.2018


Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) может получить индекс КБ Туполева «Ту», сообщил в интервью ТАСС в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент ОАК Юрий Слюсарь.
«Это продукт Туполевского КБ. И я думаю, что он будет носить также, как и все названия туполевские, историческое имя, оно будет отражено в названии», — сказал он.
Ранее Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны, сообщал, что новый стратегический бомбардировщик могут представить публике уже в 2018 году, тогда же планируется провести первый полет Ту-160М2. Также замглавы Минобороны рассказал, что ПАК ДА может подняться в воздух в 2025-2026 годах и пойти серию в 2028 или 2029 году.
ТАСС

13.07.2018
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) построят с применением «стелс-технологий», сообщил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко.
«При создании перспективного авиационного комплекса дальней авиации будут применяться технологии малой заметности», — сказал он.
Замглавы военного ведомства в четверг провел совещание по исполнению гособоронзаказа Казанским авиационным заводом (КАЗ) имени С. П. Горбунова. Он также оценил производственные мощности КАЗ, где планируется в будущем развернуть производство ПАК ДА.
ТАСС

14.07.2018
ПАК ДА ПОСТРОЯТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ – МИНОБОРОНЫ

Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко в четверг провел совещание по вопросу исполнения гособоронзаказа Казанским филиалом ПАО «Туполев» — авиационным заводом им. С.П. Горбунова. Он также оценил производственные мощности КАЗ, где планируется в будущем развернуть производство перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА.
«При создании перспективного авиационного комплекса дальней авиации будут применяться технологии малой заметности», — рассказал Криворучко.
«Мы проверили ход работ на приоритетном направлении авиазавода по строительству самолета Ту-160М – в целом, в комплексе работ идет в графике, по ряду этапов есть небольшие отставания, есть и опережения», — сообщил замминистра обороны по итогам посещения завода.
Авиазавод выполняет ремонт с модернизацией строевых самолетов дальней авиации Ту-22М3 и Ту-160, которые включают работы по обновлению бортового радиоэлектронного оборудования, комплекса управления вооружением, систем жизнеобеспечения экипажей, продление сроков службы.
Одной из ключевых задач, поставленных перед предприятием, является вопрос воспроизводства самолета Ту-160 в новом облике. Серийное производство модернизированных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М2 запланировано на 2020-2021 гг. Минобороны РФ планирует закупить около 50 таких самолетов.
«Первый новый самолет Ту-160М в модернизированном облике должен быть передан ВКС в 2021 году. Сейчас идет подготовка производственной базы Казанского авиазавода к работам по данным направлениям. Параллельно мы готовимся к реализации программы серийной модернизации самолетов строя – разрабатывается конструкторская документация, изготавливаются опытные образцы систем. Первый вылет опытного модернизированного Ту-160 состоится в 3-4 квартале 2019 года, первый серийный модернизированный самолет строя Ту-160М планируется передать ВКС в 2022 году. Постепенно модернизацию пройдут все существующие строевые самолеты», — отметил генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов в ходе визита на КАЗ замглавы военного ведомства.
ПАО «Туполев»

18.08.2018


Производство перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) планируется организовать на Казанском авиазаводе к 2025 году.
Об этом журналистам сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.
«Для нас важной вехой станет открытие модернизации под перспективный комплекс (ПАК ДА), потому что нам нужно серьезным образом подготовить производство к 2025 году», — сказал он.
Бочаров также добавил, что модернизация производства ПАО «Туполев» под создание ПАК ДА предусматривает выделение дополнительного финансирования в размере 19 млрд рублей.
«Это самые мощные финансовые вложения, которые делает Минпромторг в ближайшие три года. Надеемся, что Госдума нас поддержит, потому что это для нас главный приоритет. Сейчас «Туполев» отправил в Минпромторг заявку только по «Туполеву», без кооперации на 19 млрд рублей в текущем бюджете дополнительно к тем деньгам, которые у предприятия уже есть», — сказал он.
Начало поставок ПАК ДА на вооружение запланировано на 2025-2030 годы после проведения испытаний.
ТАСС

02.10.2018


В России начали создавать двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех»).
«ОКР по данной тематике ведется в кооперации с предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации «,- сообщил «Интерфаксу» представитель ОДК.
Ранее на сайте госзакупок ПАО «Кузнецов» (предприятие ОДК в Самаре, делает двигатели для дальней авиации) разместило многомиллиардные тендеры на выполнение составной части ОКР по разработке агрегатов двигателей для «изделия 80» (ПАК ДА). В документах отмечается, что контракт на создание двигателя для перспективного бомбардировщика был заключен между ОДК и компанией «Туполев» в июне 2018 года. Ранее официально говорили только об эскизных работах над проектом.
«В данной закупке идет речь об опытно-конструкторских работах по созданию перспективного изделия в интересах ПАО «ОАК». Соисполнителями по проекту являются такие предприятия холдинга — как ПАО «ОДК-Сатурн» и АО «ОДК-СТАР» и другие»,- прокомментировал представитель ОДК.
«Заявленная в закупке стоимость контракта по отдельным позициям является итоговой — на весь срок исполнения обязательств по договору. В объемы работ, которые займут несколько лет, входит конструкторская разработка, изготовление опытных узлов и поставка матчасти для изделия»,- отметил представитель корпорации.
Между тем, в документации к закупкам раскрываются некоторые параметры будущего двигателя и самолета.
«Электронная система двигателя (основная и дублирующая) должна обеспечить прогнозирование состояния изделия и его систем, в том числе обеспечивающее выполнение полета длительностью 30 часов»,- говорится в документах.
В них отмечается, что агрегаты системы топливопитания и гидромеханической системы регулирования должны быть работоспособны при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7 g.
Срок службы двигателя для ПАК ДА — 12 лет, однако впоследствии его ресурс может быть увеличен до 21 года, говорится в документации.
Кроме того сообщается, что агрегаты двигателя должны обеспечивать устойчивую работу при температуре воздуха от минус 60 до плюс 50°С, а также быть приспособлены к эксплуатации в прибрежной морской зоне.
«Оборудование должно быть прочным, устойчивым, стойким к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва», — отмечается в техзадании.
На авиасалоне «МАКС 2017» в ОДК сообщили, что эскиз двигателя для ПАК ДА готов. «Эскизный проект по двигателю завершен и принят. В настоящее время мы находимся на этапе разработки рабоче-конструкторской документации», — заявили тогда «Интерфаксу» в пресс-службе ОДК.
Согласно годовому отчету ОДК за 2016 год, корпорация в интересах «Туполева» создает маршевой двигатель силовой установки для ПАК ДА. Силовая установка будет обладать тягой на 23 тс.
ИНТЕРФАКС-АВН

10.01.2019


ПАО «Туполев» начнет строительство опытных образцов перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА в ближайшие месяцы.
— Завершается передача конструкторской документации на Казанский авиазавод, строительство начнется в ближайшие месяцы, — рассказал «Интерфаксу» источник в авиационной отрасли.
Работы над перспективным дальним бомбардировщиком-ракетоносцем «Туполев» по контракту с Минобороны ведет с 2009 года. Проект носит шифр «Посланник». Это дозвуковой реактивный самолет, выполненный по схеме «летающее крыло» с использованием стелс-технологий. ПАК ДА призван заменить всю линейку самолетов дальней авиации: Ту-22, Ту-95 и Ту-160, — за счет большого арсенала высокоточных средств поражения, в том числе гиперзвуковых ракет. Первый полет ПАК ДА может состояться в 2025-2026 годах.
Российская газета

30.01.2019


На создание перспективного российского бомбардировщика ПАК ДА уйдет пять-семь лет. Об этом заявил генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов, передает телеканал «Звезда».
По его словам, срок появления «Изделия 80» (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) будет сопоставим со сроками создания в СССР сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. При этом менеджер уточнил, что «советский Конкорд» был сделан всего за пять лет.
О начале разработки ПАК ДА стало известно в ноябре 2018 года. До этого сообщалось, что комплекс будет создан с применением стелс-технологий, которые позволят конструкции стать менее заметной.
ПАК ДА предназначен для выполнения задач самолетов дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3). Дозвуковой самолет планируется построить по аэродинамической схеме «летающее крыло».
Лента.ру

03.08.2019
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), разрабатываемый в интересах ВКС России, испытают на Жуковской летно-испытательной и доводочной базе (ЖЛИ и ДБ) «Туполева». Об этом сообщили в пятницу в пресс-службе предприятия.
«Впереди большие планы по испытаниям и доводкам на ЖЛИ и ДБ глубоко модернизированных самолетов Ту-22М3М, Ту-160 и Ту-95МС, большая работа по испытаниям перспективного комплекса дальней авиации», — приводит пресс-служба слова генерального директора «Туполева» Александра Конюхова на торжественном собрании ветеранов и сотрудников по случаю 70-летия Жуковской базы.
По его словам, в перспективе на ЖЛИ и ДБ будут идти работы над средним военно-транспортным самолетом, а также сверхзвуковым пассажирским самолетом нового поколения «совместно с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами и предприятиями».
«В планах также создание и запуск на ЖЛИ и ДБ до конца 2019 года линейной станции обслуживания самолетов Ту-204 и Ту-214», — добавил гендиректор «Туполева», которого цитирует пресс-служба.
Жуковский филиал ПАО «Туполев» был основан по инициативе авиаконструктора А. Н. Туполева в 1949 году. На Жуковской летно-испытательной базе проходили испытания и доводки практически все самолеты конструкторского бюро «Туполев».
ТАСС

19.12.2019


Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) поступит на вооружение Воздушно-космических сил до конца действующей госпрограммы вооружений, заявил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко.
«В соответствии с Государственной программой вооружения в период до 2027 года на вооружение поступят современные образцы ВВСТ, по своим характеристикам не уступающие лучшим зарубежным аналогам, а зачастую и не имеющие аналогов в мире. На вооружение стратегических ядерных сил поступят: ракетные подводные лодки стратегического назначения «Борей-А», перспективный авиационный комплекс дальней авиации, ракетные комплексы стратегического назначения, стационарного и подвижного базирования», — сказал Криворучко в интервью журналу «Оборона России».
Ранее Криворучко рассказал, что новый комплекс построят с применением стелс-технологий. Ожидается, что основная и дублирующая электронные системы двигателя позволят бомбардировщику совершать полеты продолжительностью до 30 часов.
В бытность замминистра обороны нынешний вице-премьер РФ Юрий Борисов заявлял, что новейший российский стратегический бомбардировщик ПАК ДА может совершить первый полет в 2025-2026 годах и пойти в серию в 2028-2029 годах.
РИА Новости

24.12.2019


Стратегический бомбардировщик шестого поколения, который будет беспилотным, может появиться в России к 2040 году. Об этом сообщил командующий дальней авиацией ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш в интервью газете «Московский комсомолец».
«Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным», — отметил он.
Кобылаш также сообщил, что дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется не только за счет модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока их службы, но и за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации — стратегического бомбардировщика пятого поколения.
По его словам, «новый самолет будет дозвуковым» и «сможет решать все задачи дальней авиации».
ТАСС