Путинские соколы: как «два товарища», Чемезов и Мантуров, поставили оборонную семью России под ружье. Военно-промышленный комплекс (ВПК) как особый элемент макроэкономики Военно оборонный комплекс

Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда. Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК.

Военно-промышленный комплекс России

Касаясь данной темы, изначально стоит отметить, что ВПК можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ.

И хотя некоторое время назад такое понятие, как военно-промышленный комплекс России, было несколько размытым, в середине двухтысячных прогресс в этой сфере стал очевиден. Если говорить о ситуации, которая сложилась на данный момент, то стоит озвучить тот факт, что ВПК имеет немало прогрессивных отраслей:

Авиационная промышленность;

Атомная;

Ракетно-космическая;

Выпуск боеприпасов и амуниции;

Военное судостроение и др.

В качестве основных игроков, заслуживающих внимания в рамках действия ВПК, можно определить следующие предприятия:

- "Ростехнологии";

- "Рособоронэкспорт";

ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др.

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России.Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК - 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в :

РАСУ. Действует в сфере средств связи и радиопромышленности.

- "Россудостроение". Отвечает за курирование судостроительного производства.

РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

- "Росбоеприпасы". Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Ключевые элементы ВПК

Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение.

Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Ядерно-оружейный комплекс

Развитие военно-промышленного трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

Прежде всего, это и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках.

Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

Ракетно-космическая промышленность

Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн.

Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов.

Авиационная промышленность

Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов.

При этом всегда должны соблюдаться два ключевых условия: наличие квалифицированных специалистов и хорошо организованное транспортное сообщение. Военно-промышленный комплекс России и конкретно сфера авиации находятся в состоянии постоянного развития, что позволяет РФ выступать в роли крупного экспортера вооружения, в том числе авиации.

Артиллерийско-стрелковое оружие

Это также важная отрасль. ВПК РФ вряд ли получится представить без знаменитого автомата Калашникова. Это самый массовый вид стрелкового оружия, который выпускается на данный момент в России.

Более того, за пределами СНГ его взяли на вооружение 55 государств. Что касается артиллерийских систем, то центры их производства находятся в таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород.

Бронетанковая промышленность

Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых.

Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

Военное судостроение

Без него военно-промышленный комплекс России нельзя считать полноценным.

При этом наиболее крупным производственным центром в рамках этого направления является Санкт-Петербург. В пределах этого города расположено до 40 предприятий, имеющих отношение к судостроению.

Касаясь темы атомных подводных лодок, необходимо обратить внимание на тот факт, что на данный момент их производство осуществляется лишь в Северодвинске.

Что стоит знать о конверсии ВПК

В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам.

При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль. Полная гармония.

Использование военных так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации.

Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

Очевидные сложности

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс Россииможет получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Итоги

Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Казаков Павел Иванович

магистрант, кафедра экономической теории, Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва

Золотарёва Вера Петровна

научный руководитель, канд. эконом. наук, доцент, кафедра экономической теории, Московский государственный университет путей сообщения

г. Москва

Оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) занимает особое место и играет заметную роль в развитии экономики и обеспечении национальной безопасности страны, заключающейся в защите ее независимости, государственной и территориальной целостности.

Главная задача функционирования ОПК определена как создание и производство современных конкурентоспособных вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), обеспечение перевооружения Вооруженных сил, других войск и формирований России и усиление позиций на мировом рынке вооружений.

В ОПК сосредоточена большая часть передовых технологий военного и гражданского назначения, сконцентрированы высококвалифицированные кадры отечественной научно-промышленной сферы. Общая численность работников, занятых в организациях ОПК, составляет около 2 млн. человек, в том числе около 1,3 млн. человек занято непосредственно в оборонных отраслях промышленности. Доля работников в возрасте до 35 лет составила в 2011 году около 27 % от общей численности работников ОПК. Средний возраст работников ОПК составил 46 лет. Возрастной состав работников предприятий ОПК представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Возрастной состав работников предприятий ОПК (%)

Организации ОПК сохраняют значительный научно-технический задел, позволяющий по ряду направлений совершить технологический прорыв (ядерные, лазерные, авиационные, космические технологии, специальные материалы и сплавы и др.). Критические направления развития технологической базы ОПК не только совпадают, но и зачастую формируют ключевые направления научно-технологического прогресса в целом.

В соответствии с действующей редакцией сводного реестра организаций ОПК, утвержденной приказом Минпромторга России от 05 февраля 2013 года № 137 к ОПК отнесены 1340 организаций . Ведомственная и отраслевая структура сводного реестра организаций ОПК представлена на рисунке 2 и 3 .

Важной частью программы развития предприятий ОПК на сегодняшний момент является техническое перевооружение производства и вклад средств в развитие инновационных технологий, без которых в ближайшем будущем невозможно будет производить продукцию нового поколения, сопоставимую или превосходящую по своим тактико-техническим характеристикам продукцию стран-конкурентов на рынке вооружений, которыми в настоящее время являются США, Франция, Англия, Германия и Израиль.

Рисунок 2. Ведомственная структура предприятий ОПК (шт.)

Рисунок 3. Отраслевая структура предприятий ОПК (%)

Основную составляющую финансового благополучия предприятия определяют средства выделяемые в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), безусловное выполнение которого является основной задачей стоящей перед оборонными промышленными предприятиями Российской Федерации. В настоящее время около 45 % объемов промышленной продукции ОПК - это продукция военного назначения, которая поставляется для внутренних нужд государственным заказчикам по регулируемым ценам, порядка 22 % поставляется по линии военно-технического сотрудничества (далее - ВТС), около 33 % - гражданская продукция в интересах таких важных сфер экономики, как транспорт, связь и телекоммуникации, отрасли ТЭК, здравоохранение и др.

Большой вклад в формирование бюджета организаций оборонной направленности вносит экспорт машинно-технической продукции, прежде всего, по линии ВТС Российской Федерации с иностранными государствами. Оборонный комплекс является одним из крупных и устойчивых источников поступления валютных финансовых средств за счет экспорта ВВСТ. Основные поставки продукции ОПК приходятся на страны Восточной Европы, Северной Африки и Китай. Статус одного из ключевых партнеров России в области ВТС сохраняет Индия. Недавнее подтверждение этого - подписание военных контрактов между Россией и Индией стоимостью почти 3 млрд. долл.

На мировом рынке вооружения Россия занимает лидирующие позиции. В 2012 году экспорт российского вооружения составил рекордные 14 млрд. долл., а сумма новых контрактов на поставку военной техники в третьи страны на сегодняшний день уже превышает 15 млрд. долл.

Многие оборонные предприятия России в рамках проведенной конверсии 90-х годов переориентировали часть своего производства на выпуск мирных товаров повседневного спроса. Прибыль, получаемая от реализации гражданской продукции, как правило, вкладывается в развитие предприятия, улучшение материально-технической части, подготовку производства, модернизацию оборудования, закупку нового высокотехнологичного оборудования, финансирование разработок новых видов продукции гражданского назначения. Например, выпуск продукции и предоставление услуг гражданского и двойного назначения предприятием ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в 2011 году составил 15,1 % от общего объема производимой продукции в Корпорации. По программе инновационного развития на период до 2015 года объем выпуска продукции и услуг гражданского и двойного назначения должен вырасти еще в 1,5 раза .

Уровень государственной поддержки ОПК свидетельствует о том, что портфель заказов в сфере разработки и производства ВВСТ будет увеличиваться. В ближайшие годы российские военные предприятия получат до 3 трлн. рублей на модернизацию и техническое перевооружение. Именно такая сумма заложена в Федеральной целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы (ФЦП-2020).

Основная задача программы - обеспечить производство высокотехнологичной военной продукции, конкурентоспособной по своим боевым и эксплуатационным характеристикам. Вместе с тем, в 2011 году в России принята беспрецедентная по объемам финансирования (примерно 20 трлн. рублей) и характеру задач Государственная программа вооружения до 2020 года (ГПВ-2020). Самая масштабная в истории современной России госпрограмма в сфере ОПК призвана оснастить российскую армию современными средствами ведения боевых действий и, в конечном счете, привести ее к новому облику, в полной мере соответствующему общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы.

Подводя общий итог можно сделать вывод что ситуация на предприятиях отечественного ОПК постепенно улучшается. Отрасль вышла из затяжного кризиса, разрабатывается и запускается в серию новые виды вооружений, растет экспорт российского ВВСТ. Государство полностью выполняет свои обязательства перед оборонными предприятиями, финансирование которых осуществляется в полном объеме заложенных в федеральном бюджете средств. В рамках программы ускоренного развития ОПК проводится масштабная реконструкция основных фондов, модернизация производственной и технологической базы.

Рост объемов закупок ВВСТ, в соответствии с ГПВ-2020, совершенствование размещения ГОЗ и ценообразования на продукцию военного назначения, выполнение мероприятий ФЦП-2020 в полном объеме, реализация программ инновационного развития компаний ОПК и продуктовой политики по выпуску конкурентоспособной гражданской техники, а также осуществление мер по профессиональной подготовке и закреплению кадров в ОПК позволяют прогнозировать в перспективе устойчивые темпы развития оборонного комплекса Российской Федерации.

Список литературы:

1.Годовой отчет ОАО «ВПК «НПО машиностроения» за 2012 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.npomash.ru/download/godotchet2012.pdf. (дата обращения: 25.09.13).

2.Довгучиц С.И. О развитии ситуации в ОПК в 2011 году, основных направлениях деятельности и задачах на ближайшую перспективу // Сборник. Оборонный комплекс РФ: состояние и перспективы развития. С. 213-224.

3.Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/647. (дата обращения 25.09.13).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Объем ГОЗ, составлявший когда-то 100 % от загрузки, в настоящее время явно недостаточен для поддержания предприятий на плаву. Даже с учетом того обстоятельства, что значительная часть ГОЗ была направлена на финансирование стратегических сил, почти полное отсутствие физических закупок вооружений российской армией свидетельствует о наличии системных сбоев в распределении гособо-ронзаказа.

Общая сумма гособоронзаказа на закупки, разработку и ремонт вооружений составляет в бюджете этого года около 520 млрд руб. На сегодняшний день заключено более 3,5 тыс. контрактов на 300 млрд руб., что составляет 70 % объема гособоронза-каза. Министерство обороны уже перечислило предприятиям 130 млрд руб. в рамках финансирования гособоронзаказа этого года.

После пересмотра бюджета, по словам экспертов, до сих пор неясно, каковы будут конкретные объемы поддержки предприятий. Из-за этого с начала года вообще не финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а те деньги, которые все же получили предприятия, выданы в основном в рамках ранее

заключенных многолетних контрактов. Еще одна причина задержек - реформа заказывающих служб Минобороны и особенности законодательства: от проведения торгов по размещению заказа до заключения контракта проходит не менее двух месяцев, а почти по половине контрактов, которые надо заключить в этом году, даже не проведены торги. Такая ситуация в начале реализации реформы может поставить под угрозу сроки перевооружения, которое жизненно необходимо не только армии - всей экономике страны .

1. URL: http://www.finam.ru/dictionary/wordf00F60/ default. asp?n=10.

2. Новое оружие будет! //Красная Звезда. 2008 .

3. Литовкин Д. Станет ли гособоронзаказ-2009 локомотивом выхода из кризиса?/ Известия. 06.05.2009. URL: http://www.izvestia.ru/economic/ article3128165/

4. О федеральном бюджете: федер. закон.

© Абрамова Е. В., Власова К. Э., Еремеев Д. В., 2010

И. А. Бабурина, Э. Э. Губайдуллина Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Определяются основные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые отличают их деятельность от деятельности предприятий других сфер производства, раскрывается их сущность.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии. Помимо этого на перспективу до 2015 г. потребности государства в этой области определены Государственной программой вооружения на 20072015 годы. Именно поэтому очень важно четко понимать основные особенности ОПК:

1. Высокая зависимость от госзаказа при существовании реальной перспективы его прекращения. Национальная безопасность - одна из главных потребностей государства и общества, удовлетворение которой обуславливает создание ОПК. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития ОПК. В результате основная цель функционирования ОПК делает его зависимым от наличия государственного заказа, т. е. от обеспечения его работой и необходимым финансированием .

2. Специфический характер назначения продукции определяется ее направленностью на обеспече-

ние стратегических интересов страны. Продукция ОПК - это в первую очередь военная техника, созданная для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; главный инструмент осуществления стратегических задач страны; основной показатель мощности и независимости государства, индикатор его статуса на мировой арене .

3. Большая часть деятельности представлена в проектной форме. Современная динамика развития требует от предприятий реализации все новых и новых проектов. С этой точки зрения, ОПК характеризуется наличием цели; ограниченностью во времени; уникальностью продукта и условий получения результата; наличием специфической структуры и команды; изменением, согласно которому проект переводит систему из существующего состояния в желаемое .

4. Наличие выраженной специализации производства. Специализация ОПК носит военный наукоемкий характер, что проявляется в таких крупных направлениях, как авиакосмическое, ракето-строительное, радиоэлектронное, производство средств связи, боеприпасов и спецтехники, приборостроение.

Секция «Экономика и бизнес»

5. Долгосрочный и капиталоемкий характер производственной деятельности. Долгосрочное планирование позволяет принимать решения об основной структуре программы производства. Так, производственная программа формируется не на один год, а на несколько лет. Капиталоемкость определяется постоянным финансированием и зависимостью от сроков его осуществления. Все затраты на производство также рассчитываются на несколько лет с учетом возможности внесения изменений в распределение финансовых средств, либо с учетом вероятности прекращения их поступления.

6. Уникальность производимой продукции. ОПК -это единичное наукоемкое производство, выпускающее ограниченный вид продукции и имеющее своего определенного потребителя - государство. Уникальность продукции ОПК заключается в использовании при ее производстве определенного высокоточного оборудования, в применении уникальных и сложных технологий, использовании высококвалифицированных трудовых ресурсов .

7. Высокий уровень наукоемкости производства. ОПК России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Оборонно-промышленный комплекс - основной потребитель результатов инновационной деятельности.

8. Высокий уровень риска. Основа эффективной работы на ОПК - обеспечение постоянного контроля отклонений. Это подразумевает проведение регулярного учета, предоставление полной отчетности по производству, анализ и координацию производства. Государство не берет на себя экономическую ответственность за нанесение убытков предприятию. Помимо этого существует постоянный риск прекращения, задержки или сокращения финансирования государственного заказа, в результате чего, дальнейшее производство продукции полностью осуществляется за счет собственных средств предприятия .

9. Высокий уровень требований к качеству производимой продукции и выполнению бизнес-процессов (качество, сроки, затраты). Продукция ОПК должна выпускаться строго в указанные сроки и не превышать заложенные затраты.

10. Высокий уровень требований к квалификации персонала (рабочих, служащих, специалистов). Трудовые ресурсы ОПК определяются сложным характером труда и форм его мотивации, общегосударственным значением формирования и реализации трудового потенциала работников этой сферы деятельности. Персонал ОПК - обладатель уникальной совокупности навыков и умений.

11. Ограниченные возможности по передаче информации и технологий. Информационные условия функционирования предприятий - это особые требования, обусловленные секретностью, ограничивающей кооперацию и передачу технологий. Основные направления и объемы разработок оборонных технологий определяются военной доктриной государства. Сегодняшняя правовая основа ведения и охраны разработок оборонного комплекса определяются Конституцией РФ .

12. Наличие конверсионного производства. Кроме военной продукции, предприятия ОПК производят продукцию гражданского назначения. ОПК максимально использует свои возможности для обеспечения не только оборонной, но и экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, что и предусматривается в идее конверсии.

Согласно проведенному анализу отметим, что на основе особенностей ОПК разрабатывается производственная программа, через которую реализуется основная задача функционирования предприятий ОПК.

1. Катькало В. С. Госзаказ в экономических структурах: принципы формирования и механизм реализации // Вестник Ленинградского университета. 1990. Вып. 2. С. 104-111.

2. Антипов А. А. Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса // Красная звезда. 2006. № 3.

3. Осмоловский В. В. Организация и планирование промышленных предприятий (объединений). Минск: Вышейш. шк., 1978. С. 192.

4. Авдонина Ю. Поставщик ждет гарантий // Риск. 1993. № 3. С. 25.

© Бабурина И. А., Губайдуллина Э. Э., Юрковская Г. И., 2010

Н. В. Бахмарева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур управления, в целях выявления индикаторов, наиболее полно отражающих сущность рассматриваемых бизнес-процессов.

В современных экономических условиях при оценке результатов хозяйственной деятельности все более важное значение для организации приобрета-

ют качественные показатели, выступающие основой комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Полагаем, что более устойчивое

Кратко о Премии по производительности:

  1. Впервые в России - реальная и актуальная картинас производительностью на уровне предприятий , заводов, фабрик.
  2. Обработаны данные более 5000 промышленных предприятий России: совокупная выручка - более 55% ВВП России, количество сотрудников - более 5,5 млн.чел .
  3. В итогах - ТОП-1000 значимых предприятий из ключевых отраслей промышленности России.
  4. Отраслевые обзоры: Металлургия, Энергетика, Машиностроение, Нефтегазодобыча и нефтепереработка, Химическая промышленность, Приборостроение, Радиоэлектронная промышленность, Производство строительных материалов, Пищевая промышленность, Электротехническая промышленность, Деревообрабатывающая промышленность и ЦБК, Легкая промышленность и др.
  5. Впервые в России - ТОП-200 предприятий ВПК .

Более подробно с итогами Премии можно ознакомиться в ранее опубликованных материалах:

  • Главные итоги: Всероссийская премия «Производительность труда: Лидеры промышленности России - 2015»

Данные ТОП-1000 лидеров России, ТОП-300 лидеров Машиностроения, ТОП-200 лидеров ВПК, полные обзоры по отраслям промышленности, выводы и аналитика, комментарии и интервью с лидерами по производительности будут опубликованы в октябрьском номере альманаха "Управление производством" .

Развернутые данные по предприятиям (по объемам продаж, численности персонала и др.) предоставляются только членам Российского центра производительности . Также для членов Российского центра производительности - ежегодный проект "Операционная эффективность промышленных предприятий России: КПЭ для высшего руководства " - прикладной инструмент для самооценки деятельности предприятий и поиска скрытых резервов.

Мы открыты для сотрудничества со всеми компаниями, желающими стать участником Российского центра производительности . Ваши заявки Вы и предложения можете присылать на адрес

Данные предприятий ВПК традиционно считаются самыми закрытыми для внешней аудитории, тем более значимым является впервые в России подготовленный обзор данных о производительности труда 200 предприятий ВПК - именно столько их в ТОП-1000, представленных в итогах Премии. Суммарная выручка рассматриваемых 200 предприятий ВПК составляет более 2,6 трлн.руб., количество сотрудников - более 1 млн.чел.

Премирование многих директоров госкорпораций, холдингов и предприятий ВПК уже зависит от такого КПЭ, как рост производительности труда. Представленные в итогах Премии данные могут стать практическим инструментом для самооценки и оценки их деятельности.

Лидеры по производительности труда в ВПК

1-е место: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ОСК), производительность труда - 9,24 млн.руб./чел./год, что более чем в 4,5 (!) раза выше средней производительности по ВПК (средняя - 2,02 млн.руб./чел.).

2-е место: Московский машиностроительный завод «Авангард» (Концерн ПВО «Алмаз-Антей»), производительность труда - 8,40 млн.руб./чел. /год

3-е место: Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ОСК), производительность труда - 8,22 млн.руб./чел. /год

Предприятия ВПК являются лидерами по производительности и в ряде регионов России:

  • Дальневосточный центр судостроения и судоремонта - в Приморском крае (производительность труда - 9,24 млн.руб./чел. /год)
  • Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» - в Калининградской области (производительность труда - 8,22 млн.руб./чел. /год)
  • Улан-Уденский авиационный завод - в Республике Бурятия (производительность труда - 5,88 млн.руб./чел. /год)

ТОП-100: Лидеры по производительности труда ВПК России

Компания Производительность 2014, млн.руб./чел./год Регион
1 Дальневосточный центр судостроения и судоремонта 9,24 Приморский край
2 Московский машиностроительный завод «Авангард» 8,40 Москва
3 Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» 8,22 Калининградская область
4 Казанский вертолетный завод 7,94 Республика Татарстан
5 НПК "Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи" 6,93 Москва
6 Улан-Уденский авиационный завод 5,88 Республика Бурятия
7 НПК "Конструкторское бюро машиностроения" 5,63 Московская область
8 Климов 5,35 Санкт-Петербург
9 Адмиралтейские верфи 4,91 Санкт-Петербург
10 Камов 4,84 Московская область
11 Центр технологии судостроения и судоремонта 4,58 Санкт-Петербург
12 Корпорация "Иркут" 4,38 Иркутская область
13 НПО Завод «Волна» 4,28 Санкт-Петербург
14 ВПК "НПО машиностроения" 4,26 Московская область
15 Радиоавионика 4,16 Санкт-Петербург
16 Роствертол 4,12 Ростовская область
17 Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" 4,00 Московская область
18 Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва 3,94 Красноярский край
19 Выборгский судостроительный завод 3,86 Ленинградская область
20 НПП "Кант" 3,65 Москва
21 Компания Сухой 3,63 Москва
22 Судостроительный завод "Северная верфь" 3,57 Санкт-Петербург
23 Монолит 3,47 Брянская область
24 ВНИИ «Сигнал» 3,40 Владимирская область
25 Саранский телевизионный завод 3,39 Республика Мордовия
26 Объединенная судостроительная корпорация (Группа ОСК) 3,20 Санкт-Петербург
27 НПО "Московский радиотехнический завод" 3,18 Москва
28 НПК "Системы прецизионного приборостроения" 3,15 Москва
29 Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева 3,15 Москва
30 Ярославский радиозавод 3,11 Ярославская область
31 Марийский машиностроительный завод 3,10 Республика Марий Эл
32 Завод Радиоаппаратуры 3,06 Свердловская область
33 Арзамасский машиностроительный завод 3,06 Нижегородская область
34 Уралтрансмаш 3,05 Свердловская область
35 НПО "Прибор" 2,97 Москва
36 Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля 2,93 Москва
37 Машиностроительный завод "Арсенал" 2,90 Санкт-Петербург
38 Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им Н.И. Сазыкина" 2,89 Приморский край
39 Редуктор - ПМ (Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы) 2,84 Пермский край
40 ИЛ (Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина) 2,83 Москва
41 НПО "Лианозовский электромеханический завод" 2,81 Москва
42 Тамбовский завод "Октябрь" 2,74 Тамбовская область
43 Авиадвигатель 2,72 Пермский край
44 Центр судоремонта "Звездочка" 2,67 Архангельская область
45 ГОЗ Обуховский завод 2,67 Санкт-Петербург
46 Головное производственно - техническое предприятие "Гранит" 2,64 Москва
47 Дукс 2,61 Москва
48 Омсктрансмаш (КБТМ) 2,59 Омская область
49 Равенство 2,58 Санкт-Петербург
50 Заслон 2,51 Санкт-Петербург
51 Казанский электротехнический завод 2,51 Республика Татарстан
52 Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова 2,48 Свердловская область
53 Российские космические системы 2,46 Москва
54 Зеленодольский завод им. А.М. Горького 2,46 Республика Татарстан
55 Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот" 2,44 Кировская область
56 Пермский Моторный Завод 2,42 Пермский край
57 ОКБ им. А.С. Яковлева 2,40 Москва
58 РТИ 2,40 Москва
59 Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» 2,39 Свердловская область
60 НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко» 2,39 Республика Татарстан
61 Корпорация "Фазотрон - НИИР" 2,37 Москва
62 Завод им. В.А. Дегтярева 2,30 Владимирская область
63 ПО "Северное машиностроительное предприятие" (Севмаш) 2,28 Архангельская область
64 Новосибирский авиаремонтный завод 2,28 Новосибирская область
65 Радиофизика 2,27 Москва
66 Московский завод электромеханизмов 2,24 Москва
67 Курганский машиностроительный завод 2,24 Курганская область
68 НИИ технического стекла 2,23 Москва
69 Швабе - Фотоприбор 2,22 Москва
70 Северный пресс 2,20 Санкт-Петербург
71 Муромский завод радиоизмерительных приборов 2,20 Владимирская область
72 Рязанский Радиозавод 2,19 Рязанская область
73 Уфимское моторостроительное производственное объединение 2,19 Республика Башкортостан
74 Государственная корпорация «Ростех» 2,18 Москва
75 Тульский патронный завод 2,18 Тульская область
76 Средне-Невский судостроительный завод 2,17 Санкт-Петербург
77 Электросигнал 2,11 Воронежская область
78 Корпорация космических систем специального назначения "Комета" 2,10 Москва
79 Завод «Энергия» 2,09 Санкт-Петербург
80 Балашихинский литейно-механический завод 2,04 Московская область
81 Завод №9 2,00 Свердловская область
82 Туполев 1,96 Москва
83 Златоустовский часовой завод 1,94 Челябинская область
84 Красногорский завод имени Зверева 1,93 Московская область
85 Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» 1,87 Удмуртская Республика
86 НПП Звезда 1,84 Московская область
87 Орелтекмаш 1,84 Орловская область
88 Авангард 1,82 Санкт-Петербург
89 Завод полупроводниковых приборов 1,81 Республика Марий Эл
90 Воронежское акционерное самолётостроительное общество 1,77 Воронежская область
91 Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» 1,73 Нижегородская область
92 Нижегородский машиностроительный завод 1,72 Нижегородская область
93 Ступинское машиностроительное производственное предприятие 1,72 Московская область
94 Ижевский электромеханический завод "Купол" 1,69 Удмуртская Республика
95 Донской завод радиодеталей 1,65 Тульская область
96 Лыткаринский завод оптического стекла 1,65 Московская область
97 НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна 1,61 Новосибирская область
98 Солнечногорский механический завод 1,60 Московская область
99 Московский машиностроительный завод "Знамя" 1,59 Москва
100 Мотовилихинские заводы 1,59 Пермский край

Методика проведения Премии по производительности: базой для проведения Премии являлись данные предприятий из их анкет, а также из открытых источников (ежеквартальная и годовая отчетность). Для расчета производительности использовались данные о выручке и среднесписочной численности предприятий за 2014-ый год. Данные в валюте переведены в рубли по средневзвешенному курсу ЦБ РФ за 2014 год.

Хотите повысить операционную эффективность и быть в числе лидеров? Вступайте в Российский центр производительности - Ваши заявки Вы и предложения можете присылать на адрес (просьба указать тему письма - "Российский центр производительности"), и мы обязательно свяжемся с Вами.

20 декабря 2019 , Обсуждались итоги работы банка в 2019 году и планы на будущий год.

18 ноября 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Коллективу Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И.Торопова Конструкторскому бюро исполняется 70 лет.

27 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ В ходе поездки вице-премьер посетил ряд предприятий и провёл серию совещаний по диверсификации производств судо- и авиастроения, а также о ходе реализации отдельных инвестиционных проектов.

13 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Заместитель Председателя Правительства посетил Военный инновационный технополис «Эра» в Анапе, где осмотрел построенные лаборатории, пообщался с операторами научных рот и провёл совещание об организации взаимодействия вузов и предприятий ОПК с Минобороны России при выполнении исследований и разработок на базе ВИТ«Эра».

12 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Коллективу АО «НПО “Высокоточные комплексы”» 12 февраля 2019 года исполняется 10 лет со дня образования АО «НПО “Высокоточные комплексы”».

1 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Юрий Борисов встретился с учёными Российской академии наук Обсуждались вопросы проведения научных исследований в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства.

22 января 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Обсуждались итоги работы банка в прошлом году и планы на последующий период.

28 декабря 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании планирования закупок по государственному оборонному заказу Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №571-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1393-р. Федеральным законом устанавливается, что закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов и планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

13 октября 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушения исполнения государственных контрактов в сфере гособоронзаказа Распоряжение от 13 октября 2018 года №2201-р. Цель законопроекта – усиление контроля за реализацией государственных контрактов в сфере государственного оборонного заказа, повышение исполнительской дисциплины, предотвращение нарушений при его выполнении.

7 октября 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Вице-премьер рассказал победителям конкурса «Лидеры России» о структуре российского ОПК, его современном состоянии, основных проблемах и перспективах развития.

21 августа 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Форум проводится в четвёртый раз. В этом году более 1,2 тыс. российских и иностранных участников представили около 18 тыс. образцов своей продукции.

1