Как сделать школьную фотосессию разноплановой и интересной для всех участников? Школьная фотосессия в жизни Школьные, выпускные фотоальбомы и фотоальбомы для детского сада

Никаких вымученных гримас и заезженных идей для фотографий. Обращаясь в RHINODESIGN , вы получите выпускные альбомы с живыми лицами и интересными снимками. А фотографии с людьми, выстроенными в глупых позах по велению фотографа, оставьте другим. Им нужнее.

Как проходит фотосессия

Мы не диктуем вам условия. Как будет проходить фотосессия, вы решаете самостоятельно. Хотите в фотостудии, хотите в стенах учебного заведения, а хотите на природе, в парке или в другом месте Москвы, Подмосковья или Санкт-Петербурга.

Мы воплотим в жизнь любые задумки для того, чтобы в итоге ваш выпускной альбом стал особенным. Чтобы через много лет вы открыли его и вспомнили всех людей, которые запечатлены на этих снимках. Заново пережили все приятные моменты из своего прошлого.

Для вас фотосессия будет проходить по отдельному сценарию. Плюс, мы учитываем особенности работы с каждым возрастом. У нас в штате есть профессиональные фотографы, специализирующиеся на отдельных видах съемок:

  • Фотосессии для детского сада;
  • Фотосессии для 4 класса;
  • Фотосессии для 9 класса;
  • Фотосессии для 11 класса;
  • Фотосессии для выпускников институтов и университетов.

Как проходят фотосъемки

Как правило, фотосъемки проходят в два этапа:

  • Студийная фотосессия;
  • Репортажная фотосессия.

В студии мы снимаем общие фотографии группы, класса. Затем в выбранном вами месте фотографируем выпускников отдельно каждого и с их друзьями, любимыми учителями, преподавателями, воспитателями.

Дополнительно вы можете заказать съемку непосредственно с торжества. В момент, когда дети, юноши и девушки прощаются с очередным пройденным этапом в своей жизни. Наши фотографы ловят самые искренние эмоции для того, чтобы они навсегда остались с вами.

Мы отвечаем за качество. Не затягиваем сроки сдачи. Работаем по официальному договору, в котором отражена вся ответственность RHINODESIGN перед заказчиками.

Как подготовиться к фотосъемке на выпускной

Главный совет для всех, кто готовится к фотосъемке на выпускной выспитесь. Свежие лица половина успеха. Определитесь с местом для фотосессии и заранее продумайте свой образ.

Подумайте, будут ли все участники фотосессии одеты в одном стиле, или каждый захочет подчеркнуть свою индивидуальность. Так же заранее стоит продумать декор помещения, в котором будет проводиться съемка.

Остальное дело рук наших фотографов. Не важно, готовитесь вы к выпускному из детского сада, школы или университета. Специалисты RHINODESIGN имеют многолетний опыт в организации фотосессий и в создании шикарных альбомов.

Как создаются альбомы

Вы самостоятельно выбираете дизайн своего альбома. У нас есть больше 100 готовых вариантов на выбор. Есть возможность разработать для вас полностью уникальное оформление.

Какие фотографии войдут в ваш фотоальбом, вы тоже выбираете самостоятельно. Таким образом, у каждого выпускника остается совершенно

Стандартные виньетки, общая фотография класса— многое ли они могут рассказать о жизни учеников? Школьная фотография — это в первую очередь живой репортаж, фотоочерк о времени, проведенном в школе. Это отношения детей между собой, их победы и радости, а иногда поражения и неудачи, их озорство на переменках. Не во всех школах бывают открытые уроки для родителей. Поэтому кроме сохранения воспоминаний такая репортажная фотография — это еще и возможность для пап и мам заглянуть в мир школьной жизни своего ребенка. О тонкостях школьной фотографии рассказывает участник Russian Photo club Ольга Кузьмина .

— Ольга, здравствуйте. Вы занимаетесь школьной фотографий довольно долго. Поэтому сегодня мы попросим вас выступить в роли эксперта. Очень часто у тех, кто только начинает осваивать этот жанр, возникает вопрос: класс большой, как успеть снять всех детей? Как запомнить, кого снял, а кого нет?

— Если это репортажная съемка, то я выделяю время, чтобы отснять все парты подряд. Могу сфотографировать один ряд, потом поснимать вразнобой, затем другой ряд, снова съемка вразнобой и т. д.

Если это портретная съемка, то я обязательно прошу список класса и в нем отмечаю тех, кого уже сфотографировала. Начиная с 4-го класса стараюсь вместе с каждым ребенком просмотреть сделанные кадры и выбрать тот, на котором он себе нравится. Со старшеклассниками отбор фото делаю обязательно. Номер выбранного снимка записываю.

— Ребенок явно не хочет фотографироваться. Что делать?

— Чем младше дети, тем более они раскрепощены и тем их легче снимать. Чем ближе к старшей школе, тем больше у них комплексов и недовольства собой,отсюда зачастую и нежелание фотографироваться. Дети могут демонстративно отворачиваться от камеры, закрываться руками во время репортажа. Съемку заказывают родители, это они решили, что ребенку нужен фотоальбом. У подростков же есть свое собственное мнение, и тут важно наладить контакт. Показав ребенку несколько удачных снимков на экране монитора, зачастую можно устранить его зажатость и нежелание фотографироваться. Если же он все еще не хочет попасть в кадр, то большие фокусные расстояния позволят снять его с другого конца класса. Также можно сфокусировать резкость на ребенке и потом перевести камеру на соседние парты. Буквально 20-30 секунд — и не желающий фотографироваться вовлекается в процесс урока, тут-то и можно сделать снимок с ним. В общем, школьная съемка может стать настоящей фото-охотой.

— Много ли приходится руководить, то есть создавать постановочные снимки?

— Во время урока руководит учитель, я же не создаю ситуации, а лишь ловлю моменты. Постановочные снимки чаще всего делаю, если удается освободить под съемку урок, часть урока, или на переменах. Люблю придумывать какие-то интересные сюжеты, чтобы разнообразить репортаж. На улице можно предложить детям попрыгать группами, зимой — поиграть в снежки, в мае — пораскидывать тетради; поверьте, равнодушных останется мало. Можно заранее сложить бумажные самолетики и позапускать их. Зачастую в классах есть глобус, и можно предложить поискать что-либо на нем: «Сможешь найти Москву? А где ты был летом? В какую страну хочешь съездить?» Конечно, для каждой возрастной категории есть свои сюжеты. Если контакт с учителем налажен, то можно попросить его задать ребятам простые вопросы, тогда вам будет обеспечен лес рук. Часто дети, особенно старшеклассники, сами с удовольствием предлагают идеи съемок.

В этом году я делала альбомы для 9-го класса, который снимаю уже не первый год. Хочешь не хочешь, а пришлось придумывать что-то новое. Идея родилась легко: 9-й класс — это ГИА (теперь уже ОГЭ). Ребята сдавали два общих экзамена, русский и математику, плюс дополнительные по выбору. Поэтому я разрисовывала доску в соответствии с профильными предметами: биологией, химией, литературой, немецким, английским, обществознанием и физикой.

— Какие точки съемки, ракурсы используются чаще всего?

— Конечно, на уровне глаз ребенка. А ведь он сидит за партой, иногда еще и сутулится, поэтому, чтобы «достать» глаза, большую часть съемки я провожу на корточках между рядами. После этого, несмотря на тренировки, всегда болят ноги. Если есть свободные стулья за партами, можно сесть на них и две-три минуты поработать с комфортом. Сейчас в начальной и средней школе часто практикуется работа в группах по 4-6 человек, и тут хорошо работают верхние ракурсы, тогда я встаю на стулья, парты.

— Как снимать так, чтобы не отвлекать от учебного процесса?

— Можно перед уроком сказать детям, что это репортаж и самые лучшие фотографии — на которых они не позируют, а просто занимаются своим делом, то есть учатся. А вот на перемене мы сможем сфотографироваться группами, подурачиться и попозировать.

Часто ли дети позируют? Смущаются ли?

— Если идет урок, то, как правило, ребята перестают обращать внимание на фотографа через пять-семь минут, но бывает и иначе. Некоторые дети начинают строить рожицы, лезть в кадр. Такому ребенку бывает достаточно шепнуть, чтобы он продолжал заниматься своим делом, или взглядом показать на учителя/доску. Если это не действует, то я, не делая кадра, перевожу объектив на других детей и снимаю их. Это хорошо отвлекает, и в следующий раз ребенок реагирует на фотоаппарат спокойно. Бывает и наоборот: увидев направленную на него камеру, ребенок садится «как надо», руку, которую он тянул чуть ли не до потолка, ставит на парту «правильно», придает лицу серьезный вид, и от непосредственности и живости уже ничего не остается. Опять же или тихонько прошу не позировать, или снимаю такого «правильного» ребенка с другого конца класса, когда он не видит.

— Что тебе нравится в школьной фотографии?

— Нравится то, что это настоящая жизнь! Любимейшие съемки — 1-ые классы 1-ого сентября! Самые разные эмоции у детей: у кого-то радость и восторг на пороге новой «взрослой» жизни, у кого-то переживания и страхи. Счастливые и гордые мамы-папы, бабушки-дедушки. Море цветов. «Первый раз в первый класс» — событие и праздник всей семьи первоклассника. Очень рада, что воспоминания об этом празднике помогаю сохранить многим семьям. А еще я любила свои школьные годы. Съемка в школе позволяет вернуться в то время (улыбается).

— Какие объективы предпочитаешь ?

— Для съемки в небольшом помещении лучше всего подходят объективы с переменным фокусным расстоянием. Мой любимый — Canon 24-70 f/2,8. Небольшое фокусное расстояние позволяет снимать и общие планы, и отдельных детей, расположившись буквально в полуметре от них. Объектив 70-200 f/2,8 позволяет фотографировать ребят крупным планом с другого конца класса, последнее время только на него и снимаю. Если день солнечный, могу надеть светосильный «полтинник» и снимать без вспышки.

Как использовать свет и что делать, если приходится снимать против окна?

— Так как света из окон часто катастрофически мало, то я почти всегда использую вспышку, направленную в потолок, а иногда вторую, для подсветки заднего плана. Ее можно положить на подоконник или шкаф, также направив в потолок. Против солнечного контрового света спасает накамерная вспышка.

— Какие снимки чаще всего хотят видеть родители?

— Тут работает старое правило: чем большую часть фотографии занимает ребенок, тем больше она нравится его родителям (улыбается). И конечно же, папы и мамы хотят видеть на снимках эмоции и интересные ситуации.

Играют ли роль детали?

— Разбросанные по партам учебники, классный уголок, поделки детей — неотъемлемая составляющая школьного процесса. Я обязательно снимаю их.

— С кем проще работать: с мальчиками или девочками?

— В репортажной фотографии это абсолютно все равно. В портретной же с девочками проще в плане желания сниматься.

Какие сюжеты можно поймать на перемене, где дети больше раскрываются?

— Перемена — это неформальная обстановка, а значит новые интересные сюжеты. Ребята бегают, общаются с друзьями, играют, списывают домашние задания. Это необходимо снимать! К сожалению, в коридорах школ достаточно темно, а интенсивность перемещения детей бывает огромной, спасают высокие значения ISO.

— Какую роль в школьной съемке играет учитель? Как фотографу нужно взаимодействовать с ним?

— Учитель — это тот человек, который может вам очень помочь, поэтому стоит поговорить о нем отдельно.

Если вам будет психологически комфортно во время съемки, то и кадры выйдут хорошими. А чтобы добиться комфорта, изначально надо расположить к себе педагога, наладить контакт с ним.

Придите чуть раньше оговоренного времени, чтобы успеть познакомиться с учителем. Отметьте, как замечательно оформлен класс; какие в нем красивые растения (многим классным комнатам позавидует любой зимний сад); как аккуратно выглядят дети и как это здорово для фотографии; какие интересные стенгазеты; как много вспомогательных материалов и прочее, прочее, прочее. Все вышеперечисленное — результат труда педагога, и такие косвенные комплименты уместны всегда. Только, безусловно, делать это надо искренне. Найдите то, что действительно вас восхитит, и ваша похвала никого не оставит равнодушным.

На перемене можно снова подойти к учителю. Вовлеките его в процесс, заинтересуйте. Можно показать несколько удачных кадров из отснятого материала. Поинтересоваться тем, как будет проходить следующий урок, и попросить включить в него некоторые моменты, интересные для съемки: работу в группах (это практикуется сейчас во многих школах), вызов к доске (если этого не было) и прочее. И опять же, не забывайте о комплиментах: как хорошо работали ребята на уроке; какой был сложный материал и как просто и умело он подавался; какая дисциплина или, наоборот, легкая и доверительная обстановка... В конце концов, уже одно то, что педагог умудряется справиться с 25-30 детьми, в каждом из которых «есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило», заслуживает искреннего восхищения! Не бойтесь говорить об этом!

— Большое спасибо за полезные советы! Удачи вам!

На первый взгляд, бытовая портретная фотосъемка — самая простая фотографическая работа. Но это только на первый взгляд. Мне довелось несколько лет снимать в школах и детских садах. Новичку с хорошей теоретической подготовкой и практикой, скажем, репортажной съемки, может потребоваться не один месяц, чтобы наладить более или менее правильный технологический цикл. Только после этого количество фотографий, не выкупленных родителями, установится примерно на уровне шести процентов.

Года два уйдет на то, чтобы отвоевать свой собственный клочок пространства в мире детских заведений, на котором можно устойчиво добывать хлеб насущный и при этом надеяться, что директор «вашей школы» не отдастся другому, более удачливому, более мастеровитому или более щедрому фотографу.

Работа начинается не со съемки, а с поиска работы. Фотографу приходится прочесывать жилые районы, получая отказ за отказом, до тех пор пока не уговорит какого-нибудь директора детского заведения допустить его до «кормушки», - и вот тогда надо быть в полной боевой готовности.
Производственный процесс требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса можно потратить только один урок. И не каждый учитель соглашается сорвать свой урок. График фото съемок обычно составляется не на один день, и если по ходу работы вдруг что-то в механизме ломается, вернуть процесс в налаженное русло бывает не просто. Вот почему соблюдение ритма — одна из самых важных составляющих технологии работы в школе. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута. Иногда за день приходится фотографировать более четырехсот человек.
Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из двух студийных вспышек с ведущими галогеновыми лампами, двух фотозонтиков, экрана-отражателя (лайтдиска), фона и пяти опорных стоек.
Студия обычно устанавливается прямо в школьном коридоре. На стойках возле стены подвешивается матерчатый фон. Стул с низкой спинкой крепится к полу любым доступным для вас способом.
Если этого не сделать, то ровно половина времени, отпущенного для съемки класса, уйдет на бессмысленную борьбу с желанием каждого ребенка подыскать для стула новое, более подходящее место.
А допускать этого ни в коем случае нельзя, так как при этом изменится расстояние от стула до фона и от источника рисующего света до лица школьника.
Минимальная мощность вспышек — 150 джоулей. Хорошо, если имеется возможность деления мощности пополам. Вспышка должна быть готова к работе практически сразу после срабатывания. Десять секунд, необходимые для зарядки некоторых вспышек, слишком долгий срок. Бытовка не терпит таких пауз.
Стойку со вспышкой и фотозонтиком, которые должны обеспечивать рисующий свет, нужно устанавливать на раз и навсегда определенном расстоянии от головы портретируемого. Для этого можно завести мерную ленту, а на полу мелом нарисовать сектор окружности. При необходимости вдоль этой линии можно будет перемещать во время работы стойку вспышки, не затрачивая драгоценные секунды на повторные замеры экспозиции. Я ставил рисующий свет слева от себя. Контровик тоже необходимо держать на строго определенном месте. В этой схеме он не только подсвечивает волосы и плечи, но и фон. Вот почему для него имеет смысл приспособить небольшой фотозонтик.
Сохранять неизменность единожды рассчитанных положений вспышек, стула и фона очень важно. Известно, что освещенность предмета уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света. Достаточно сантиметров на тридцать отодвинуть вспышку от лица ребенка или наклониться вперед, и расстояние от источника света до портретируемого изменится на тридцать процентов. На практике это приведет к весьма ощутимой разнице в плотностях соседних кадров. Ни один печатник не станет возиться с каждым кадром отдельно. У хорошего фотографа все файлы одинаковы по плотности и контрастности. У плохого - все вперемешку, и недодержанные и передержанные. Операторы вынуждены возиться с коррекцией каждого портрета, терять время. Хорошие печатники-операторы с плохими фотографами не работают. За право работать с ними фотографу надо побороться, поконкурировать.
Методом проб и ошибок я пришел к убеждению, что в школе лучше всего использовать алюминированный фотозонт (белый матерчатый слишком рассеивает свет и пожирает много энергии, диафрагма при этом падает до 5,6). Алюминированный зонт диаметром 100 см света отражает много и дает отчетливый светотеневой рисунок с мягкими переходами от света к тени. Вспышка, включенная на мощность 150 дж при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см, дает диафрагму 8 (чувствительность пленки-матрицы 100 АSА). Отодвигать такой зонт больше чем на метр тридцать от глаз портретируемого - плохо. При этом он перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонт большего диаметра не стоит, так как он занимает слишком много места, перегораживая половину рекреационного коридора. Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.
В идеале рисующий свет должен стоять так, чтобы в процессе съемки его не надо было слишком часто перемещать. Высота середины зонтика должна быть примерно на 20 см выше головы портретируемого, а угол — 45 градусов к оси объектива. Естественно, что вспышку придется поднимать при съемке выпускников и опускать при съемке первоклашек.
Отражатель света (лайтдиск) должен стоять справа от фотографа, в 40 см от плеча ребенка. Дальше отодвигать не стоит — возникнут провалы в тенях. Разница экспозиции в светах и тенях на лице в идеале должна быть равна 0,7 деления диафрагмы.
Свет надо поставить так, чтобы диафрагма была зажата до 8. При этом глубина резкости портретного объектива становится оптимальной: глаза резкие, а уши плывут. Открывать дырку еще больше плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.
Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой. Последнее очень важно: если объектив темный, глаз надолго не хватит. Четыреста раз за день навести резкость по глазам, и так несколько дней подряд… Мало не покажется. Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Если вы после съемки обнаружите по два-три «моргунчика» в каждом классе, можете считать, что больше в этой школе или детском саду вы работать не будете. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей цифровушки, не выход — сбивается темп работы.
Малышей я снимал, сидя на стуле. Это экономило силы, так как высота объектива во время съемки оказывалась оптимальной: чуть выше уровня глаз ребенка. Стул был повернут в сторону рисующего света так, чтобы ребенок садясь направлял коленки прямо на зонтик, а голову поворачивал ко мне. Поза получалась чуть динамичнее, чем при съемке на паспорт.
Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов.
Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и сами поправили прическу и одежду, сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее?» и т. п.
Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным. Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».
Если не удалось поймать сей миг прекрасный, не беда — повторите попытку. Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать. Хорошо раскупаются родителями снимки спокойных, умненьких детишек. Всякие крайности в проявлении эмоций чреваты повышенным процентом возврата снимков.
Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.
Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света слева направо и отметить несмываемым фломастером на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики - это потенциальные «возвратчики». Они снимаются, но не выкупают свои портреты. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы.
В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.
Особое дело - съемка учителей. Они подчас не молоды, а выглядеть хотят на все сто. Приготовьте софтфильтр или черный чулок. Не снимайте учительские лица крупно. Масштаб их головок лучше уменьшить в сравнении с ребячьими. Зонтик сдвиньте чуть ближе к аппарату. Свет станет более плоским, но зато и теней на лицах станет меньше. Меньше будут видны морщинки и прочие дефекты кожи. Оттого, насколько учителю понравится его собственный портрет, зависит, как будут продаваться снимки.
Не стоит самому ходить по классам и собирать деньги за фотографии. Лучше договориться с каким-то конкретным человеком в школе и сдать ему всю съемку сразу. Двадцать процентов от собранных денег уйдет на оплату согласия директора работать именно с вами. Еще одна статья расходов - бесплатные фотографии для воспитателей, учителей и их детей или внуков. Иногда эти дети учатся в той же школе, иногда малышей ясельного возраста приводят из дома. Это ломает ритм съемки. Поэтому лучше снимать таких клиентов после уроков или в паузе между первой и второй сменами.
Самое удивительное, что опыт работы в школе плавно, без особых усилий приспосабливается к съемке кабинетных портретов крупных руководителей. Оказалось, что в техническом отношении это совершенно одинаковая работа. Оборудование менять не надо. Нужно просто учитывать физиологические особенности людей. Если клиент сильно облысел, не стоит светить контровиком на его голову, можно использовать потолок в качестве огромного софтбокса. Штатив с зонтиком часто приходится ставить прямо на рабочий стол клиента. Время хоть и ограниченно - у больших людей большие заботы, но все же можно поиграть со светом. Психологически со взрослыми работать гораздо проще - они сами заинтересованы в результате съемки и в отличие от детей умеют управлять своими эмоциями.
Дорожите клиентами. Старайтесь идти им навстречу, и тогда они не будут изменять вам с другими фотографами.

Прощай, пленка, прощай!
Еще четыре года назад, сразу после первых же съемок пятимегапиксельной цифровушкой, я произнес эти слова. Но еще несколько раз через не хочу брал на репортажные съемки безотказный Nikon F-5. У меня не было для него полноценной замены. Теперь она есть. Портреты школьника для статьи о съемке бытовки сняты Nikon D2X, портрет Виктора Вексельберга - Nikon F-5 на слайд Fujiсhrome Astia 100 ACA. Это очень хорошая мелкозернистая профессиональная пленка. И в первом, и во втором случае на камеру был надет зум Nikkor 80-200/2,8, диафрагма 8. В процессе подготовки файлов к печати я посмотрел обе картинки при увеличении 200 процентов. И снова сказал себе: - Прощай, пленка! - и добавил - прощай навсегда!

P.S. Несколько слов о доходности бытовки:
Стоимость камеры и мини-студии примерно 2500 долларов. Хороший бытовой фотограф в Москве зарабатывает больше тысячи долларов в месяц. При этом рентабельность его труда составляет примерно пятьдесят процентов, то есть из собранных денег он оставляет себе около половины. Сегодня в школах востребована съемка только выпускных классов и третьего (он тоже вроде выпускного). Родительское чадолюбие резко уменьшается после достижения ребенком школьного возраста.

Каждый год в июне месяце в школах проходят выпускные. Выпускной вечер в школе – это особое событие, воспоминания о котором остаются в памяти человека навсегда. Выпускной бывает только один раз в жизни, дважды окончить школу, к сожалению, не получится. Поэтому всегда хочется запечатлеть выпускной вечер в красивых и живых фотографиях. Для этого обычно приглашают профессионального фотографа, либо съемку ведут родители детей, имеющие соответствующее оборудование и опыт. В чем особенности такой съемки и как снять выпускной вечер в школе правильно?

Съемка выпускного альбома

Как правило, программа выпускного состоит из торжественной части с праздничным концертом, банкета и дискотеки. Торжественная часть предполагает вручение аттестатов, на которое приглашают выпускников, их родителей, учителей, представителей школьной администрации.

Учитывая такую насыщенную программу выпускного вечера, можно выделить следующие особенности фотосъемки этого праздничного события:

  • Большое число снимаемых людей . На выпускном вечере присутствует два – три десятка выпускников, которым необходимо уделить внимание, никого нельзя пропустить. Плюс учителя и родители. И каждый должен хорошо получиться в кадре.
  • Меняющееся освещение . Съемка в помещениях школы, на улице, а потом на банкете сопряжена с условиями меняющегося освещения, что требует от фотографа умения грамотно и быстро оперировать настройками, чтобы не получить слишком темные или пересвеченные фотографии.
  • Сочетание репортажной и студийной съемки . В начале торжественной церемонии выпускники могут попозировать фотографу в спокойной обстановке. Можно сделать несколько постановочных кадров для выпускного альбома. Затем начинается сам праздник – концерты, конкурсы, танцы – и на фотографа уже никто не будет обращать внимания. В результате, съемка превращается в репортаж.
  • Сложно снять хорошие кадры, когда все вокруг находится в спонтанном движении. Но именно в эти моменты, как правило, получаются самые лучшие, «живые» фотографии, когда никто специально не позирует и все получается в естественном русле. Только грамотное соединение репортажной и постановочной (студийной) съемки позволяет создать по-настоящему яркий, красочный фотоотчет, который отразит наиболее значимые и веселые эпизоды праздника.
  • Продолжительность . Съемка выпускного может продолжаться в течение нескольких часов (если снимается не только торжественная часть), что требует от фотографа хорошей физической подготовки и терпения. Большая продолжительность съемок также означает тот факт, что нужно заранее запастись аккумуляторными батареями и картами памяти.

Оборудование для съемки выпускного вечера

Для качественной фотосъемки выпускного, конечно, лучше использовать зеркальную камеру хорошего уровня. Требования к фототехнике здесь будут достаточно серьезные: возможность получать качественные кадры в условиях меняющегося или недостаточного освещения, высокое разрешение фотографии, доступ к широкому набору ручных настроек, съемка на высоких значениях ISO без шумов и потери в деталях. С собой лучше захватить сразу несколько объективов – хороший портретник и широкоугольный объектив, либо зум, покрывающий фокусное расстояние от 25 до 70 мм. Впрочем, главное для фотографа при съемке выпускного – это хорошо знать свою технику и уметь ею пользоваться, не тратя лишнего времени на подбор настроек.

— На фотографиях необходимо представить все части выпускного вечера – вручение аттестатов, выступление директора школы, поздравления от учителей, банкет, дискотеку.

— Для выпускного фотоальбома обязательно необходимо сделать несколько постановочных снимков, одиночных и коллективных. Их можно снять как в помещениях школы, так и на улице.

— Главной частью выпускного вечера является вручение аттестатов. Здесь потребуется снять каждого выпускника: проход по сцене, вручение и поздравления. Следует заранее найти в зале наиболее подходящую, выгодную точку съемки.

— Групповые портреты также являются неотъемлемой частью выпускного. Тут следует грамотно располагать людей в кадре – желательно в несколько уровней. Даже если все участники поместятся в кадр, стоя в одну линию, этот снимок будет не самым комфортным для восприятия.

— Делайте дублирующие кадры. Если вы снимаете группу выпускников (да еще и с родителями или учителями), то кто-то из них в самый ответственный момент может закрыть глаза или отвернуться. Это сложно контролировать, поэтому лучше задействовать режим серийной съемки и делать несколько кадров.

— Не забывайте, что у выпускников праздник, поэтому нужно быть с ними на одной волне. При съемке выпускного важна коммуникабельность и позитивное настроение. Общайтесь с людьми, направляя их и советуя, куда стать и как посмотреть. Но в то же время фотограф должен оставаться незаметным, чтобы не мешать выпускникам получать удовольствие от праздника и выражать свои искренние, живые эмоции.

— Разбавьте фотоотчет о выпускном крупными планами учеников и учителей, веселыми, динамичными сценками в школьных коридорах или ресторане, где будет проходить праздничный банкет. Старайтесь запечатлеть на камеру моменты, которые будут отражать эмоции, переполняющие сердца выпускников, ожидание будущего, предчувствие близкого расставания с друзьями.

Излучайте свежесть. Не забывайте, что личная гигиена так же важна, как и замечательная улыбка на фото. Нужно принять душ и умыться, прежде чем показать всем белоснежные зубы.

  • Если вы обычно принимаете душ по вечерам, то выделите для этой процедуры немного времени в утро вашей фотосъемки. Тогда ваша кожа будет выглядеть еще лучше.
  • Если вы не краситесь, то просто умойтесь незадолго до того, как будете фотографироваться.
  • Вымойте волосы, чтобы они были блестящими, а не жирными.
  • Приведите в порядок волосы и лицо. Лицо и волосы должны отлично выглядеть на фотографиях. Не нужно переусердствовать, но стоит воспользоваться некоторыми идеями, чтобы выглядеть лучше всех.

    • Уберите волосы с лица. Даже если вы считаете "крутым" закрыть половину лица челкой или волосами, то ваши родители не оценят этого, и другие ученики будут концентрироваться не на вашей внешности, а на волосах.
    • Сделайте обычную прическу. Не выдумывайте чего-нибудь экстраординарного или необычного в этот день. Прическа может не получиться, и вы не будете на себя похожи.
    • Используйте немного геля или другого средства, чтобы волосы выглядели свежими.
    • Парни должны проследить за тем, чтобы брови были аккуратными, и если у них есть волосы на лице, то нужно привести их в порядок.
    • Девушкам следует нанести немного макияжа, если они им пользуются. Только не нужно кардинального макияжа глаз или помады кричащего цвета в день фотосъемки.
    • Избегайте любых отвлекающих факторов. Девушкам не стоит надевать большие серьги, парням лучше избегать цепей или шляп. Делайте акцент на лице, а не на аксессуарах.
  • Подберите идеальный верх. Ваша футболка или рубашка - это следующая вещь после выражения лица, самого лица и волос, на которую обратят внимание люди, так что уделите этому внимание:

    • Нужен простой, однотонный цвет.
    • Черный или темный верх поможет выделиться на заднем фоне.
    • Ничего белого или желтого, иначе вы сольетесь с фоном.
    • Не нужно футболок с логотипами, картинками или смешными высказываниями. Это будет отвлекать от вас самих.
    • Не стоит надевать очень модных вещей. Ваша морская рубашка может казаться сейчас очень крутой, но годами позже будет смотреться смешно.
    • Если вы действительно хотите идеальное фото, принесите футболку противоположного цвета в школу, на всякий случай. Если окажется, что фон - голубой, а у вас синяя рубашка, вы очень обрадуетесь, что взяли с собой еще и черную.
  • Подготовьтесь, прежде чем сфотографироваться. Есть несколько секретов, на которые стоит обратить внимание, пока вы стоите в очереди.

    • Девушки могут пойти в ванную комнату или взять зеркало, чтобы подправить свой макияж.
    • Возьмите с собой расческу. Но не причесывайтесь слишком часто, чтобы волосы не наэлектризовались.
    • Захватите зеркало. У фотографа оно должно быть, но будьте подготовлены, на всякий случай. Зеркало поможет проконтролировать, в порядке ли волосы и лицо, есть ли что-то в зубах.
    • Если у вас жирная кожа, используйте специальную салфетку и блеск быстро уйдет.
    • Хорошее настроение - залог успеха. Радуйтесь на фото, и ваша положительная энергетика передастся на фотографии.
  • Выберите правильное выражение лица. Нужно заранее прорепетировать несколько выражений, чтобы не придумывать чего-то нового в этот день. Улыбка должна быть естественной. Она покажет ваши лучшие черты, которые присущи только вам.

    • Если вы привыкли показывать зубы на фото, попробуйте это перед съемкой.
    • Поработайте над тем, чтобы ваши глаза были открыты не слишком широко, но и не прищуривайтесь.
    • Не сутультесь. Следите за прямой осанкой во время фотосъемки, и вы будете выглядеть намного лучше.
    • Потренируйте дома улыбку. Если хотите, можете попросить друга или родственника сфотографировать вас.
    • Поработайте над своим взглядом. Вы должны смотреть прямо в камеру или немного наклонить голову в сторону. Не нужно наклонять или поворачивать голову сильно, так как это не смотрится фотогенично. Фотограф должен дать вам пару советов.
    • Если фотограф в конце дает вам на выбор пару фото, выберите то, на котором вы выглядите естественно.
    • Будьте самой собой! Ваш школьный фотоальбом - это возможность показать, кем именно вы являетесь на самом деле, а не совершенно незнакомого человека.