Верховный суд отменил решение о ликвидации движения «СтопХам. Движение "СтопХам": кто эти люди и откуда у них деньги? Кирилл бунин стопхам в контакте

В последнее время очень много вопросов по деятельности СтопХама, поэтому решил собрать все в одном месте.

1. Правда ли, что СтопХам запретили?

Не совсем. В г. Москве была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «Стоп Хам». По решению суда ее деятельность как организации была прекращена в связи с непредоставлением ежегодной отчетности. С практической точки зрения это ни на что не влияет: во-первых, никто не мешает зарегистрировать хоть завтра новую организацию под названием СтопХам-2. Во-вторых, ничто не мешает продолжать заниматься своей деятельностью в частном порядке, без какой-либо организации, как это делалось с 2010 по 2012 год (именно в 2012-м была зарегистрирована организация).

2. Законно ли приставать к водителям и требовать перепарковаться?

В целом — да, законно. И здесь никакие возражения в духе «вы же не полиция, вы не имеете права ко мне обращаться» не работают. Статьей 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за мелкое хулиганство, а именно «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Нецензурной бранью стопхамовцы не ругаются, да и требование соблюдать закон — явно не неуважение к обществу, а как раз наоборот. Про повреждение имущества будет дальше.

3. Законно ли клеить наклейки на лобовое стекло?

Нет, не законно. В соответствии с п. 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, эксплуатация ТС запрещается в случае, на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Таким образом, наклейка ухудшает потребительские свойства автомобиля и делает невозможным его эксплуатацию. Для восстановления потребительских свойств автомобиля его владелец должен очистить стекло. При этом если наклейка держится, что называется, на соплях, то никаких проблем нет. А вот если она отклеивается тяжело, то владелец вынужден нести расходы: от приобретения какого-нибудь растворителя и вплоть до эвакуации машины на автомойку. Эти расходы — ничто иное как убытки (в полном соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ). Убытки — это частный случай вреда. Таким образом, налицо повреждение стопхамовцами чужого имущества.

4. Какую ответственность стопхамовцы могут понести за наклеивание наклеек?

В данном случае можно рассмотреть вопрос о трех видах ответственности: гражданской, административной и уголовной. Гражданская ответственность заключается в возмещении причиненных убытков. Она наступает лишь по инициативе потерпевшего (полиция за вас ничего делать не будет). То есть потерпевший (владелец машины) собирает доказательства своих убытков (чеки на растворитель, тряпки, эвакуатор, автомойку и т.д.), доказательства причинения вреда конкретными лицами и подает иск в суд. Бонусом можно потребовать компенсацию морального вреда и возмещение упущенной выгоды (например, вы работаете таксистом и у вас пропало полдня). Некоторые проблемы возникнут с установлением надлежащего ответчика: то ли это организация действует, то ли просто физические лица... Да и паспорт свой они вам показывать не обязаны. В общем, пока я не знаком со случаями подачи подобных исков. Хотя в целом, при наличии доказательств произошедшего, дело выигрышное.

Административная ответственность может наступить по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Для этого нужно привлекать полицию и делать за нее половину работы (в частности, собирать доказательства причинения ущерба). Ответственность — вплоть до ареста на 15 суток. В качестве бонуса у вас, как потерпевшего, будет право знакомиться с материалами дела и узнать паспортные данные стопхамовцев, что облегчит задачу с подачей гражданского иска. Также ответственность может наступить по ст. 7.17 КоАП РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества). Штраф до 500 рублей.

Наиболее суровая ответственность, которая может наступить, — уголовная. В соответствии со ст. 167 УК РФ умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, влечет наказание вплоть до лишения свободы на 2 года, а если деяние будет квалифицировано как совершенное из хулиганских побуждений, — до 5 лет. Разница с административной ответственностью заключается в необходимости доказать наличие значительного ущерба (определяется с учетом его имущественного положения, но не менее 2500 рублей, что для Москвы вполне реально, особенно если имела место эвакуация).

5. Имеют ли право стопхамовцы снимать на камеру меня и мою машину?

Да, имеют. Никакого запрета нет ни в Конституции, ни в законах. Но есть нюанс (см. следующий вопрос)

6. Имеют ли право стопхамовцы публиковать в Интернете видео со мной и моей машиной?

Фото/видео машины можно публиковать без проблем, и отговорки в духе «это моя собственность, я запрещаю» ничем не помогут. Право собственности позволяет вам пользоваться, владеть и распоряжаться вещью, но не позволяет ограничивать другое лицо пользоваться своим фотоаппаратом. Что касается лично вас, то на помощь приходит ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина». Согласно этой статье по общему правилу обнародование и дальнейшее использование (не само фотографирование, а именно обнародование!) изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. То есть вы как гражданин вправе запретить обнародовать видео с вашим участием. Однако есть исключения. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Оба этих исключения работают на пользу стопхамовцам. Во-первых, они могут указать, что используют изображение в общественных интересах (борьба с правонарушениями и сбор доказательств). И, по большому счету, будут правы. Во-вторых, они могут указать, что изображение получено в общественном месте и вы не являетесь основным объектом на нем. К сожалению, что понимать под основным объектом, — вопрос крайне дискуссионный. Однако в целом перспективы выиграть у стопхамовцев суд за то, что они без разрешения разместили видео с вашим участием, близки у нулю. А, ну и самое главное. Никакое «право на частную жизнь» и «право на личную жизнь», которыми оперируют герои роликов, тут не при чем. В публичном месте (на улице) жизнь публичная.

7. Имеют ли право стопхамовцы стоять на тротуарах и тормозить едущие там машины?

На тротуаре стопхамовец — обычный пешеход. Он имеет право ходить, стоять, лежать и т.д. По тротуарам в некоторых случаях допускается движение транспортных средств (например, при отсутствии других возможностей подъезда), однако при этом должна быть обеспечена безопасность движения. При этом, разумеется, нужно понимать, что не всегда нарушение ПДД признается административным правонарушением. Например, в КоАП РФ имеется понятие крайней необходимости. Водитель может объезжать пробку по тротуару, к примеру, из-за того, что везет в больницу человека в критическом состоянии (не обязательно на скорой). Очевидно, что в таком случае мешать ему нельзя, т.к. подобное «мешание» может в дальнейшем привести к смерти человека.

8. На меня прыгнул стопхамовец сам, я не виноват. Должен ли я ждать гаишников?

Да, должны. Независимо от того, чья вина в произошедшем, в случае причинения какого-либо ущерба (да хотя бы рубашка порвалась) или вреда здоровью (царапины достаточно) произошедшее будет квалифицировано как ДТП. Соответственно, за оставление места ДТП водителю грозит наказание в виде лишения права управления или ареста.

9. Стопхамовцы утверждают, что я еду по тротуару, а я считаю, что это прилегающая территория. Кто прав?

К сожалению, ПДД не дают однозначного ответа на этот вопрос. На практике отличить тротуар от прилегающей территории бывает крайне сложно: иногда одно плавно перетекает в другое. Чтобы разобраться, необходимо запросить в мэрии схему организации дорожного движения, но это ведь будет «потом», а разбираться нужно сейчас. Пожалуй, единственное, что можно посоветовать, — не ездить по местам, вызывающим сомнение, особенно если там ходят пешеходы и имеется другой проезд.

Дать интервью сайт согласился руководитель пресс-службы петербургского отделения движения Александр Богловский.

- Перейдем сразу к делу. В Интернете гуляет множество статей, написанных кем-то по собственным догадкам. Пишут всевозможные теории заговоров, что "СтопХам" - это последователи Навального, друзья Путина и так далее. Мы хотели бы узнать все напрямую. Первый вопрос, интересующий, наверное, всех: откуда деньги?

Ну, касательно финансового вопроса, могу сразу сказать, что гранты, получаемые движением в Москве, до нас не доходят. Из столицы к нам приезжают только наклейки. Деньги на видеотехнику мы тратим частично из собственных карманов, частично из "бюджета" организации. У нас, как всем известно, есть канал на Youtube, который и приносит небольшой доход в "бюджет". В хороший месяц это может быть 40 тысяч рублей. Из этой суммы часть уходит на хостинг для нашего сайта, часть на оборудование: всевозможные крепления, объективы, замена разбитых во время рейда камер. Что-то выплачивается организаторам. Еще какая-то часть расходуется на рекламу в соцсетях. Само собой, такой суммы не хватает на все, так что приходится тратить и личные средства. Разговоры о том, что у нас есть инвесторы или что нас финансирует блок Навального, - дезинформация. Каких-либо инвесторов, кроме нас самих, мы не имеем. Ну и к Навальному мы отношения не имеем никакого.

- А что насчет людей? Как "вербуются" волонтеры? Кто все эти люди, которые ходят в рейды?

У нас имеется группа "ВКонтакте" и сайт, где мы публикуем объявления о проведении рейда, с указанием места и времени встречи. Главное требование к участникам - совершеннолетие. Туда отправляется несколько организаторов и операторов из основного костяка, сложившегося за несколько лет, плюс новые волонтеры, желающие принять участие. Основной состав в Питере насчитывает около 300 человек, занимающих активную гражданскую позицию. Естественно, все сразу на рейды не ездят. Туда отправляется несколько организованных человек плюс те, кто добровольно решили посетить акцию из числа новых волонтеров. Абсолютно все участвующие в акции - это обычные среднестатистические люди, которым надоело хамство на дорогах (парковках и тротуарах).

- Для чего, с Вашей точки зрения, проводится вся эта активность? Какова основная задача движения?

Мы преследуем две цели, одна из которых очень труднодостижима, вторая более простая. Трудная задача - это перевоспитание. Если взглянуть на европейские страны, неправильно запарковался - огромный штраф, проехал по тротуару - лишение прав и штраф, не пропустил пешехода на переходе - штраф. То есть отношение к хамскому поведению очень строгое.

У нас, конечно, штрафы тоже предусмотрены, однако часто ли Вы встречали, чтобы кого-то оштрафовали за то, что он не пропустил пешехода? Много ли сотрудников ГИБДД или камер видеофиксации встречается на тротуарах и парковках? Своими действиями мы пытаемся предупредить хамское отношение. Непосредственно в рейдах стараемся объяснять нарушителям, что они ведут себя неподобающе. А далее, выкладывая видео на всеобщий просмотр, мы надеемся, что увидевшие все происходящее люди не захотят совершать подобные противоправные и аморальные действия. То есть перевоспитаются, поменяют свое отношение.

Вторая цель несколько более реальная и осуществимая. Огромная часть нашей аудитории - молодежь, которая сейчас либо учится в автошколах, либо готовится к этому, либо уже отучилась, но еще не имеет законсервированного понимания правил дорожного движения. То есть их отношение ко всем "мелким" нарушениям еще не сложилось. И мы пытаемся повлиять на них, воспитать культуру вождения с "ранних лет автомобилиста". Надеюсь, что наши видео способны разбудить в людях уважение к окружающим.

- Как начиналось движение? С чего все пошло?

Основателем движения является Дмитрий Чугунов. В один прекрасный день ему окончательно надоело видеть хамство на улицах Москвы. Он придумал и распечатал несколько наклеек "Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу", и в одиночку пошел "бороться". Он подходил к автомобилям, мешавшим проезду, говорил водителям что-то вроде: "Знаете ли вы, что мешаете движению других людей? Перепаркуйтесь, пожалуйста, так, чтобы не создавать помех, либо я приклею вам эту наклейку".

Часто люди переставляли свои автомобили, но не обходилось и без инцидентов. Все свои действия он снимал на видео и выкладывал в Интернет. Далее он нашел единомышленников, так и родилось движение "СтопХам" в Москве. Затем, увидев это движение в Сети, солидарные люди из других регионов решили следовать примеру, и появились региональные стопхамовские блоки, в том числе и у нас, в Санкт-Петербурге.

Как происходит координация движения и акций?

Места проведения акций определяют в основном жители. Нам присылают письма и фотографии нарушений, мы выбираем самые "злачные" места и отправляемся туда. Непосредственно на месте общение с нарушителями ведут организаторы. Подбор организаторов ведется очень строго, дабы не допускать неправомерных действий со стороны активистов движения. На протяжении нескольких рейдов мы следим за действиями волонтеров и, исходя из их поведения, мы можем предложить им стать организаторами.

Основные требования к организатору - сдержанность и культурность. Сдержанный нецензурный всплеск не допускается. Организатор также должен быть и активным. Сдержанный и культурный человек, безучастно стоящий на месте и занимающий лишь позицию наблюдателя, нам вряд ли поможет в качестве организатора. Такие, само собой, тоже нужны, ведь все волонтеры - это наша поддержка и подстраховка как активная, так и пассивная. Однако организатором стать можно, лишь занимая активную гражданскую позицию, а так же умея донести информацию до любого, оставаясь в рамках приличия, и закона, конечно.

- А что происходит после акции? Направляете ли вы отснятый материал в ГИБДД, платят ли ваши "клиенты" штрафы за свои правонарушения?

Нет, мы не имеем полномочий на взыскание штрафов, и видео в ГИБДД мы не отправляем. Наша задача не "карать" нарушителей, а предупреждать. Иногда, если с нами в рейд отправляется наряд ГИБДД, то штрафы выписываются на месте, однако такое случается нечасто. Сотрудники не могут выезжать на места, где ВЕРОЯТНО может произойти правонарушение без особого распоряжения (спецоперации). Ведь если правонарушение действительно где-то произошло, а наряд ГИБДД занят с нами, то ничего хорошего из этого не выйдет. Другой вопрос, если недобросовестные водители решат нанести какой-то материальный (разбивают камеры, рвут одежду) или, не дай бог, физический урон нашим активистам (случаются драки, иногда активистов "катают" на капоте). Естественно, такие действия безнаказанными мы не оставляем, а составляем заявления в полицию, после чего следуют процессуальные действия и судебные разбирательства.

- В случае если не все пошло "гладко", и активист получает травму в рейде, то оказываете ли вы поддержку? На лечение, на адвокатов в суде?

Конечно! По мере возможностей и сил. Были случаи, к сожалению, когда активисты получали побои и переломы. Мы помогаем с лечением, то есть, допустим, если нужно наложить гипс, то мы, и лично я, готовы оплатить легкий и удобный гипс. Тут работает принцип "с миру по нитке". Мы не принуждаем никого из активистов сдавать деньги на лечение, все добровольно. С судами дело обстоит несколько иначе. Мы, конечно, на юристов не учились, но в правовом поле подкованы хорошо и способны сами оказать юридическую помощь нашим сподвижникам, не прибегая к помощи дорогостоящих услуг адвокатов. Хотя сейчас я веду переговоры с одной юридической компанией, которая, возможно, в дальнейшем сможет оказать нам помощь в случае, если наших сил не хватит.

О ликвидации общественного движения «СтопХам» за многочисленные нарушения законодательства и отменил постановление нижестоящей инстанции.

Представитель Минюста подтвердил, что одно из извещений о нарушениях, допущенных организацией, действительно не было доставлено, однако при этом просил ВС оставить решения Мосгорсуда без изменений.

Как «Газета.Ru», к попытке ликвидации некогда прокремлевского проекта могла привести его чрезмерная скандальность. Близкие к Кремлю источники отмечали, что «СтопХам» оказался плохо управляемым проектом, на который поступало слишком много жалоб.

Не исключает этого и Чугунов, по словам которого активисты в ходе своих рейдов могли перейти дорогу «не тем людям».

«На протяжении шести лет мы не делали ни для кого никаких исключений, не смотрели ни на чины, ни на должности,

— говорит «Газете.Ru» Чугунов. — И показывали этих людей в ситуациях, когда они нарушают, хамят. Найти формальный повод, чтобы нас закрыть, получилось, но в итоге это сделало нас только сильнее. Вскоре мы получим международный статус и откроем новые филиалы за границей, помимо тех, которые действуют в Кишиневе и Ереване».

Собеседник отметил, что положительное решение ВС по апелляции не стало для них неожиданностью. «Решение Мосгорсуда не выдерживало никакой критики с юридической точки зрения, — отмечает Чугунов. —

За очень формальное нарушение — однократную несдачу двух видов отчетности — было принято решение не о штрафе, не о приостановлении деятельности, а сразу о ликвидации. Решение было принято в большой спешке и с большим количеством нарушений.

Например, письмо о том, что надо явиться в Мосгорсуд, нам пришло в пятницу вечером, а заседание было назначено на утро понедельника. То есть получить письмо и подготовиться к суду мы не могли физически. Сейчас мы представили неопровержимые доказательства своей правоты».

«Через два месяца будет формальное решение Мосгорсуда, куда вернулось дело, и только тогда разблокируют наш счет для ведения хозяйственной деятельности, — поясняет он. — Но это обстоятельство не мешало и не мешает нам продолжать деятельность: активисты выходят на улицы, что еще раз доказывает, что мы — некоммерческий проект. Да, отсутствие грантов ограничивает нас в возможностях, мешает активно развиваться, но это не убьет движение».

«СтопХам» — некоммерческая организация, выступающая против нарушений водителями правил дорожного движения, в частности езды по пешеходным зонам и стоянки в неположенных местах. Водителям, которые отказывают активистам в их просьбе прекратить нарушать ПДД, со стекол машины приходится отдирать большие наклейки. Стикеры с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу» на стекло автомобиля получали и рядовые водители, и известные медийные персоны — все конфликты с нарушителями активисты записывают на видео и выкладывают в интернет.

Так, ранее «стопхамовцы» конфликтовали на дороге с режиссером , гимнастом , супругой заместителя полпреда Чечни при президенте РФ , с водителем Михаила Триноги — главы секретариата , другими известными персонами.

Проект «СтопХам» появился в 2010 году при поддержке прокремлевского молодежного движения «Наши». Во многом благодаря этому инициативу активистов устно поддержал тогдашний глава . В то же время «СтопХам» неоднократно критиковали за провокацию и нарушение закона — порчу имущества. Многие «герои» роликов «СтопХама» обещали обратиться в полицию с заявлением, однако в итоге не делали этого.