Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников — Российская газета. Логомаг Постановление 191

Новая редакция Ст. 333 ТК РФ

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Статье 333 ТК РФ

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает:

Продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную;

Другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке;

Отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю.

Педагогическая (учебная) нагрузка, в зависимости от типа образовательного учреждения, учитывается в часах в неделю или в учебном году.

Часть 3 статьи 92 ТК устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников. Продолжительность ее - не более 36 часов в неделю. Для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".

Для всех остальных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы:

Для учителей 5 - 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов определена в 18 часов в неделю;

Для учителей 1 - 4 классов - 20 часов в неделю;

Для преподавателей 1 - 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования - 24 часа в неделю;

Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования - в размере 720 часов в год.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ограничивается верхним пределом. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год, на основании пункта 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160; для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации, не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует пункт 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264. Так как учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 - 450 часов в учебном году, доцентам - 700 - 720 часов, ассистентам - 850 - 900 часов в год.

Если учителю не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, ему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 191.

В образовательных учреждениях учебное время определяется в академических часах равных 45 - 50 мин. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определена в астрономических часах, установленная Постановлением Правительства РФ N 191.

Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к Единой тарифной сетке (ЕТС). В образовательных учреждениях, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Вся остальная образовательная деятельность, осуществляемая сверх норм рабочего времени, производится за дополнительную оплату.

Педагогическим работникам разрешается работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство), в том числе и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного в части 1 статьи 98 ТК. Помимо этого, в соответствии со статьей 282 ТК, особенности работы по совместительству педагогических работников могут устанавливаться, в том числе, Правительством РФ. В соответствии с поручением Правительства Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников. Им разрешена работа по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии.

Продолжительность работы по совместительству не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, определяется по соглашению между работником и работодателем. Помимо этого, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. С согласия работодателя, в основное рабочее время разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Заработная плата по основному месту работы сохраняется.

Не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора выполняемые в основное рабочее время с согласия работодателя следующие виды работ:

Работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Другой комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.

2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 часов в неделю. В силу Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю.

Для остальных педагогических работников названным Постановлением определена норма часов преподавательской работы. Так, для учителей 5 - 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов - 18 часов в неделю, для учителей 1 - 4 классов - 20 часов в неделю, для преподавателей 1 - 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования - 24 часа в неделю.

Норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 720 часов в год.

3. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160); для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации - не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 часов в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 - 450 часов в учебном году, доцента - 700 - 720 часов, ассистента - 850 - 900 часов в год.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.).

5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы, установленная Постановлением Правительства РФ N 191, определена в астрономических часах.

6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к ЕТС. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.

7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве. Ранее допускавшееся исключение из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ТК РФ о внутреннем совместительстве, т.е. возможности работы по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, из комментируемой статьи исключено. Таким образом, в силу квалифицированного умолчания законодателя педагогические работники подчиняются общим правилам о совместительстве.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.

Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (см. п. 2 комментария к настоящей статье). Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.

В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:

Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

Педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

Работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

Статья 334 ТК РФ. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

В соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального законаконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН СРОКА ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА,

И (ИЛИ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, И (ИЛИ) ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ТОВАРА,

РАБОТЫ, УСЛУГИ, И (ИЛИ) КОЛИЧЕСТВА ТОВАРОВ, ОБЪЕМА

РАБОТ, УСЛУГ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНТРАКТАМИ, СРОК

ИСПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ЗАВЕРШАЕТСЯ В 2016 ГОДУ

1. Настоящие Правила определяют порядок изменения в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), срок исполнения которых завершается в 2016 году (далее - контракты).

2. Изменение условий контрактов, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.

3. Настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются:

а) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенные в перечни, утверждаемые федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд (осуществляемых указанными федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственными им заказчиками, а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации), нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, за исключением работ, указанных в подпункте "б" настоящего пункта. При этом цена контракта должна превышать 1 млн. рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн. рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

4. Настоящие Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.

5. Изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:

а) из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);

б) из необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений;

в) из объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;

г) из утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.

7. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и информации, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о принятом решении.

8. При подготовке дополнительного соглашения к контракту заказчик обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

9. Расчет и обоснование изменений условий контракта, указанных в пункте 1 настоящих Правил, оформляется приложением к дополнительному соглашению к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.

10. В дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.

11. Изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 года.

12. Цена контракта (за исключением контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности) по соглашению сторон может быть увеличена и определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Цнов = (Ц - Сп) x ИКЦ + Сп,

13. Для целей настоящих Правил федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями либо уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответственно ежеквартально утверждаются индексы корректировки цен по каждому наименованию товаров, работ, услуг (наименованию групп товаров, работ, услуг), включенных в перечни, предусмотренные подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил. Решением местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы, утверждаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся соответствующие муниципальные образования.

14. Решение заказчика об уменьшении количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги может быть принято в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. При этом может быть увеличена цена единицы товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

15. Цена единицы товара, работы, услуги в случае, указанном в пункте 14 настоящих Правил, определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Цед. нов = ((К - Сп / Цед) x Цед x ИКЦ + Сп) / К,

К - количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, предусмотренные контрактом;

Сп - сумма перечисленных заказчиком средств по контракту;

Цед - первоначальная цена единицы товара, работы, услуги, предусмотренная контрактом;

ИКЦ - индекс корректировки цен, установленный в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

16. Цена контракта в случае, указанном в пункте 14 настоящих Правил, по соглашению сторон может быть изменена и определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Цнов = Цед. нов x Кнов,

Цед. нов - предельное значение новой цены единицы товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, определенной в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

Кнов - уменьшенные количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги.

17. Изменение в 2016 году цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Цнов = Ц + Ц16 x (ИД16н - ИД16) / ИД16,

Ц - первоначальная цена контракта;

Ц16 - объем платежей в соответствии с условиями контракта в 2016 году;

ИД16н - прогнозный индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" 2016 года в процентах к 2015 году, одобренный Правительством Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату изменения контракта;

ИД16 - прогнозный индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" 2016 года в процентах к 2015 году, одобренный Правительством Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату принятия нормативного правового акта о предоставлении бюджетных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

18. При изменении цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, согласованные заказчиком и подрядчиком размеры затрат, подлежащие включению в сводный сметный расчет стоимости строительства, не должны превышать действующие сметные нормативы на отдельные виды затрат, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд могут быть установлены иные особенности внесения изменений в контракты в части изменения срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, в том числе предусмотрено применение вместо индексов-дефляторов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, иных индексов (коэффициентов), обеспечивающих расчет предельного значения увеличения цены контракта.

36 часов - не норма, а максимум

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 №69, зарегистрированным в Минюсте 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени).

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Однако в статье 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение. Там указано, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется Правительством Российской Федерации.

Следовательно, слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» - это не общеустановленная и не обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени. Это ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность (в зависимости от ее наименования и особенностей труда) или получающего одну ставку заработной платы.

С учетом этих условий постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее - постановление №191) педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена для категорий педагогических работников, предусмотренных в пункте 1 приложения к постановлению №191. Норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю либо 720 часов в год, зафиксирована для категорий работников, перечисленных в п.п. 2 и 3 приложения к этому постановлению. Например, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена для старших воспитателей всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена:

Старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования;

Педагогам-психологам;

Методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;

Социальным педагогам;

Педагогам-организаторам;

Мастерам производственного обучения;

Старшим вожатым;

Инструкторам по труду образовательных учреждений;

Преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

Инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлена норма часов за ставку, - на основе ставок заработной платы.

Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к постановлению №191, то есть учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой - лишь нормируемая часть рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению №191).

Помимо преподавательской нагрузки

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

Должностные обязанности работников, ведущих педагогическую работу помимо преподавательской работы, конкретизированы в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров преподавателей помимо учебных занятий не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

При этом характер вышеназванной педагогической работы предусматривает, что ее выполнение, как правило, осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особом режиме рабочего времени, для дежурства учителей во время образовательного процесса. Педагогические работники привлекаются к дежурству по образовательному учреждению в рабочие дни не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия.

Так что же делать в каникулы?

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, - для них рабочее время. Продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

Руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

В этот период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени. При этом речь идет о рабочем времени, соответствующем установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, то есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели этих образовательных учреждений привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза

В соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году.

Правила
изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 191)

1. Настоящие Правила определяют порядок изменения в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), срок исполнения которых завершается в 2016 году (далее - контракты).

2. Изменение условий контрактов, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.

3. Настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются:

а) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенные в перечни, утверждаемые федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд (осуществляемых указанными федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и подведомственными им заказчиками, а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации), нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, за исключением работ, указанных в подпункте "б" настоящего пункта. При этом цена контракта должна превышать 1 млн. рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн. рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

4. Настоящие Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.

5. Изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:

а) из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);

б) из необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений;

в) из объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;

г) из утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.

7. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и информации, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о принятом решении.

8. При подготовке дополнительного соглашения к контракту заказчик обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

9. Расчет и обоснование изменений условий контракта, указанных в пункте 1 настоящих Правил, оформляется приложением к дополнительному соглашению к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.

10. В дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.

11. Изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 года.

12. Цена контракта (за исключением контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности) по соглашению сторон может быть увеличена и определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

13. Для целей настоящих Правил федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями либо уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответственно ежеквартально утверждаются индексы корректировки цен по каждому наименованию товаров, работ, услуг (наименованию групп товаров, работ, услуг), включенных в перечни, предусмотренные подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил. Решением местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы, утверждаемые высшими исполнительными органами

государственной власти субъектов Российской Федерации либо уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся

соответствующие муниципальные образования.

14. Решение заказчика об уменьшении количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги может быть принято в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. При этом может быть увеличена цена единицы товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

15. Цена единицы товара, работы, услуги в случае, указанном в пункте 14 настоящих Правил, определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

К - количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, предусмотренные контрактом;

Сумма перечисленных заказчиком средств по контракту;

Первоначальная цена единицы товара, работы, услуги, предусмотренная контрактом;

ИКЦ - индекс корректировки цен, установленный в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

16. Цена контракта в случае, указанном в пункте 14 настоящих Правил, по соглашению сторон может быть изменена и определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

,

Предельное значение новой цены единицы товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, определенной в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

Уменьшенные количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги.

17. Изменение в 2016 году цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Ц - первоначальная цена контракта;

Объем платежей в соответствии с условиями контракта в 2016 году;

Прогнозный индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" 2016 года в процентах к 2015 году, одобренный Правительством Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату изменения контракта;

Прогнозный индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" 2016 года в процентах к 2015 году, одобренный Правительством Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату принятия нормативного правового акта о предоставлении бюджетных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

18. При изменении цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, согласованные заказчиком и подрядчиком размеры затрат, подлежащие включению в сводный сметный расчет стоимости строительства, не должны превышать действующие сметные нормативы на отдельные виды затрат, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд могут быть установлены иные особенности внесения изменений в контракты в части изменения срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, в том числе предусмотрено применение вместо индексов-дефляторов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, иных индексов (коэффициентов), обеспечивающих расчет предельного значения увеличения цены контракта.

Обзор документа

Утверждены правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 г.

Правилами предусматривается возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контрактов в отношении контрактов, срок исполнения которых свыше 6 месяцев и исполнение которых по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно.

Изменение условий контракта оформляется дополнительным соглашением к нему. Основанием для подготовки такого соглашения является направленное заказчику письменное обращение поставщика с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств.

Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика.

Федеральными госорганами, высшими исполнительными органами госвласти субъектов Федерации, местными администрациями утверждаются перечни товаров, работ, услуг, по которым возможно изменение условий контракта, в отношении закупок для обеспечения соответственно федеральных, региональных и муниципальных нужд.

При этом цена контракта должна превышать 1 млн руб. при закупках для федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами госвласти субъектов Федерации и местными администрациями при закупках для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансирования на принятие и (или) исполнение в 2016 г. обязательств по контрактам. Изменение сроков исполнения контрактов осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 г.

В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу абзац четвертый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3688).

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 марта 2012 г. N 191

ПРАВИЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВЫВОЗИМЫХ
ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение), при вывозе товаров из Российской Федерации (далее - оцениваемые (вывозимые) товары).

2. Таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров, а также используется в целях применения пункта 6 части 1 статьи 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации.

3. Таможенная стоимость товаров не определяется и не заявляется, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами и законодательством Российской Федерации при вывозе товаров из Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров.

В целях применения пункта 6 части 1 статьи 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при вывозе из Российской Федерации таких товаров в качестве таможенной стоимости при таможенном декларировании используется стоимость, приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к ним.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2015 N 833)

4. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

а) "идентичные товары" - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров не являются основанием для отказа в рассмотрении их как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего подпункта. Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той же стране, что и оцениваемые (вывозимые) товары. Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (вывозимых) товаров, рассматриваются как идентичные лишь в случае, если идентичные товары того же производителя не выявлены на территории Российской Федерации;

б) "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из сходных компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (вывозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (вывозимые) товары. Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (вывозимых) товаров, рассматриваются как однородные лишь в случае, если однородные товары того же производителя не выявлены на территории Российской Федерации.

5. Понятия используются в настоящих Правилах в значениях, определенных в Соглашении, за исключением понятий, которые установлены настоящими Правилами.

II. Основные принципы определения таможенной стоимости
оцениваемых (вывозимых) товаров

6. Основными принципами определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров являются принципы, которые установлены в Соглашении, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

7. Основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.

8. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (далее - метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее - метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее - метод 3), либо метода сложения (далее - метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.

9. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием указанных в пункте 8 настоящих Правил методов, применяется резервный метод (далее - метод 6).

10. Процедура определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны назначения, вида товаров, участников сделки и др.).

III. Методы определения таможенной стоимости оцениваемых
(вывозимых) товаров

Метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1)

11. Таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:

а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;

б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

12. Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для определения таможенной стоимости таких товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

13. При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки принимается таможенным органом и таможенная стоимость определяется в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или в соответствующий ему период времени одной из следующих проверочных величин:

стоимость сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами. Может использоваться информация о продаже идентичных или однородных товаров тем же продавцом, который продает оцениваемые (вывозимые) товары;

таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии с пунктами 32 - 35 настоящих Правил.

14. Положения, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил, используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров.

15. При осуществлении сравнения с использованием положений, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), в количестве товаров, в дополнительных начислениях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.

16. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.

Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной
или подлежащей уплате

17. При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену:

а) расходы, которые произведены покупателем:

на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (вывозимыми) товарами;

по упаковке оцениваемых (вывозимых) товаров, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых (вывозимых) товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения:

сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью оцениваемых (вывозимых) товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;

материалы, израсходованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;

проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, а также эскизы и чертежи, необходимые для производства оцениваемых (вывозимых) товаров;

в) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых (вывозимых) товаров вне территории Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым (вывозимым) товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что указанные платежи относятся к оцениваемым (вывозимым) товарам;

г) часть дохода, полученного покупателем в результате последующей продажи, использования или распоряжения иным способом оцениваемых (вывозимых) товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

18. Дополнительные начисления, предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии таких сведений метод 1 не применяется.

19. При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров не производятся дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, кроме дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил.

20. Распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров предметов, предусмотренных абзацем третьим подпункта "б" пункта 17 настоящих Правил, может осуществляться путем ее отнесения к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель вывозимых товаров приобрел эти предметы у лиц, не являющихся взаимосвязанными лицами в отношении данного покупателя, либо расходы по их изготовлению, если такие предметы произведены покупателем оцениваемых (вывозимых) товаров или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом в отношении этого покупателя. Если указанные предметы ранее использовались покупателем оцениваемых (вывозимых) товаров (независимо от того, были они им приобретены или произведены), исходная цена приобретения или производства подлежит уменьшению с тем, чтобы получить (определить) стоимость этих предметов с учетом их использования.

21. В отношении предоставленных покупателем продавцу предусмотренных абзацем пятым подпункта "б" пункта 17 настоящих Правил товаров и услуг, которые были приобретены или арендованы покупателем, дополнительные начисления производятся в части, касающейся расходов на их приобретение или аренду.

22. В случае ввоза в Российскую Федерацию товаров, предусмотренных подпунктом "б" пункта 17 настоящих Правил, их стоимостью считается таможенная стоимость, заявленная при ввозе этих товаров на таможенную территорию Таможенного союза и принятая в установленном порядке таможенным органом.

Если товары, предусмотренные подпунктом "б" пункта 17 настоящих Правил, были приобретены на таможенной территории Таможенного союза, их стоимостью считается стоимость приобретения.

23. При производстве дополнительных начислений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 17 настоящих Правил, помимо стоимости непосредственно товаров и услуг либо соответственно таможенной стоимости этих товаров учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) таких товаров продавцу (включая расходы на их возврат, если таковой предусмотрен).

24. В случае если раздельные платежи покупателя (то есть осуществленные помимо цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате), подлежащие учету в качестве дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, произведены в адрес российского лица, не являющегося продавцом оцениваемых (вывозимых) товаров, продавец указанных товаров вправе запрашивать и получать от этого лица документы, подтверждающие стоимость соответствующих товаров и (или) услуг.

25. Метод 1 не может быть применен, если указанные в пункте 24 настоящих Правил выплаты (платежи) произведены лицу, находящемуся вне территории Российской Федерации, и если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

а) продавец оцениваемых (вывозимых) товаров не располагает документами этого лица, подтверждающими стоимость товаров и (или) услуг;

б) достоверность документов невозможно подтвердить способами, совместимыми с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, при этом у таможенного органа отсутствует возможность осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, включая выездную таможенную проверку;

в) таможенная стоимость товаров, предусмотренная абзацем первым пункта 22 настоящих Правил, отсутствует или не может быть применена.

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2)

26. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена по методу 1, таможенной стоимостью таких товаров может являться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары.

Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная по методу 1 и принятая таможенным органом.

27. Для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 2 используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (вывозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если и такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но по существу в тех же количествах. В случае если такие продажи также не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

Указанные данные корректируются с учетом различий в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или к уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод 2 не используется.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 2 при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в расходах, связанных с вывозом оцениваемых и идентичных товаров, обусловленной различием в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

28. В случае выявления более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировки, произведенной в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил), для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров применяется самая низкая из них.

Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)

29. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена по методу 1, таможенной стоимостью товаров может являться стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары.

Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная по методу 1 и принятая таможенным органом.

30. Для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 3 используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (вывозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если такие продажи также не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

Указанные данные корректируются с учетом различий в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или к уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод 3 не используется.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 3 при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с однородными товарами для учета значительной разницы в расходах, связанных с вывозом оцениваемых и однородных товаров, обусловленной различием в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

31. В случае выявления более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировки, произведенной в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил), для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров применяется самая низкая из них.

Метод сложения (метод 5)

32. В случае невозможности определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 1 таможенной стоимостью этих товаров может являться расчетная стоимость, которая определяется путем сложения:

а) суммы расходов на изготовление или приобретение материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (вывозимых) товаров;

б) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (вывозимые) товары, которые производятся в Российской Федерации для вывоза в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары.

33. Расходы, указанные в подпункте "а" пункта 32 настоящих Правил, определяются на основе сведений о производстве оцениваемых (вывозимых) товаров, представленных производителем или от его имени и подтвержденных коммерческими документами производителя при условии, что такие документы соответствуют правилам бухгалтерского учета, установленным в Российской Федерации.

34. В расходы, указанные в подпункте "а" пункта 32 настоящих Правил, включаются расходы, указанные в абзацах третьем и четвертом подпункта "а" пункта 17 настоящих Правил, и соответствующим образом распределенная стоимость прямо или косвенно предоставленного покупателем для использования в связи с производством оцениваемых (вывозимых) товаров каждого предмета (товара) или услуги, указанных в подпункте "б" пункта 17 настоящих Правил.

При определении указанных расходов не допускается повторный учет одних и тех же показателей.

35. Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе сведений, представленных производителем оцениваемых (вывозимых) товаров или от его имени. Если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно имеют место при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (вывозимые) товары при их продаже для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, таможенный орган может определить обычную сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него сведений.

Резервный метод (метод 6)

36. В случае невозможности определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методам 1, 2, 3 или 5 таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, путем использования методов, совместимых с принципами Соглашения и положениями настоящих Правил.

37. Определение таможенной стоимости товаров по методу 6 осуществляется путем гибкого применения методов 1, 2, 3 или 5, в частности допускается следующее:

а) при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 2 или 3 допускается разумное отклонение от установленных пунктами 26 и 29 настоящих Правил требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары;

б) при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по методу 2 или 3.

38. В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 6 не могут быть использованы:

а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

б) цена товара, поставляемого из Российской Федерации для продажи в иную страну, чем страна, в которую поставляются оцениваемые (вывозимые) товары;

в) расходы, не включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров при определении таможенной стоимости по методу 5;

г) система, предусматривающая принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

д) минимальная таможенная стоимость;

е) произвольная или фиктивная стоимость.

39. В случае применения таможенным органом положений, предусмотренных пунктами 11 - 37 настоящих Правил, он обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.