Экологическое просвещение среди населения различных возрастных групп. Документный поток как основной информационный ресурс общества. Уровень экологического просвещения

Формирование экологической культуры в обществе предполагает экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, образовательные учреждения, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. В законодательстве наряду с указанными участниками экологического просвещения, в том числе субъектами информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, названы также органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные юридические лица.

Поскольку экологическое просвещение признается важнейшей составной частью системы образования и тесно связанных с ним общего просвещения, преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, основную нагрузку в этой области несут государственные органы образования во главе с Минобрнауки России. Ведущая роль государства в организации экологического просвещения основывается на реализации принципа осуществления деятельности органов власти по развитию системы экологического воспитания и формирования экологической культуры, предусмотренного в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды.

Популярными стали конференции и слеты по экологическому образованию и просвещению на экологическом (ныне географическом) факультете Казанского государственного университета, собирающие (не частый случай) не только кафедры биологов и географов, почвоведов и генетиков, зоологов и ботаников, но и юристов, экономистов, философов, по результатам которых издаются фундаментальные сборники и монографии.

В РФ и субъектах РФ действуют и зарекомендовали себя положительно общественная Санкт-Петербургская ассоциация содействия экологическому образованию с эмоционально-чувственным подходом, кафедра экологии и экологического образования Нижегородского государственного педагогического университета, кафедра экологического образования и педагогики Международного независимого эколого-политологического университета.

Федеральным эколого-биологическим центром проводятся один раз в два года всероссийские слеты юных экологов, в которых участвуют сотни человек из различных школьных кружков. Регулярные олимпиады юных экологов-школьников представляют собой еще одну эффективную форму экологического просвещения, расширения представлений о природе, позволяют формировать интересы и выявлять молодые дарования, выращивать и готовить из них смену поколений и учитывать баллы при поступлении в соответствующие вузы.

В половине школ Волгоградской области создана нестандартная система самостоятельной учебно-исследовательской природоохранной работы, по ее итогам проводятся межведомственные и школьные конференции для детей и (отдельно) для учителей под патронажем государственного педагогического института и ИПК. В Калининградской области Департамент образования этого субъекта РФ и Центр краеведения, экологии и туризма добиваются создания во всех районах школ юного эколога, проведения реальных природоохранных акций и иных учебных мероприятий, которые в приграничной области приобретают дополнительное воспитательное значение. В них нередко принимают участие центральные и местные издательства, занимающиеся экологическим просвещением.

В государственных заповедниках и национальных парках предусматривается, согласно утвержденным о них положениям, эколого-просветительская деятельность, созданы отделы экологического просвещения, организуются экологические тропы, "марши парков", экскурсии, ведение "летописей природы", обучение школьников бережному отношению к природе и ее богатствам. Государственные Дарвиновский, палеонтологический, многочисленные краеведческие и другие естественнонаучные музеи на основании положений о них и федеральных, региональных законов используют свои коллекции, экспонаты и выставки для воспитания у молодого поколения любви к природе своей малой и большой родины, чувств бережного к ней отношения.

В 1990-е гг. при Правительстве РФ действовала Комиссия по экологическому образованию, которой разрабатывались и принимались рекомендации по организации экологического воспитания и просвещения. Просуществовав несколько лет, комиссия была распущена и прекратила свою работу в рамках аппарата Правительства РФ, хотя ее члены не перестали заниматься экологическим просвещением. Комиссия по экологической безопасности при Совете безопасности РФ систематически заслушивает вопросы экологического просвещения и образования, принимает по их результатам решения и рекомендации, рассылаемые министерствам, ведомствам, региональным советам безопасности. Комиссией совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ была проведена научно-практическая конференция по вопросам экологической безопасности, на которой обсуждались и проблемы экологического просвещения.

На одно из подразделений Госкомприроды России в 1990-е гг. возлагались задачи по организации и осуществлению экологического просвещения. И в настоящее время среди функций Минприроды России – организация экологического просвещения. Надо признать, что его осуществление постепенно из-за коммерциализации просветительской деятельности теряет государственный характер и держится в основном на энтузиазме части сотрудников. Среди двух десятков экспертных советов при Комитете по природопользованию, природным ресурсам и экологии одним из самых активных является совет по экологическому просвещению.

Одним из направлений работы экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по культуре является экологическая культура. Писателям, художникам, работникам библиотек и музеев, участвующим в этом совете, приходит осознание того, что спасать надо не только флору и фауну, но и человека, его душу, нравственные устои жизни народа; начинает использоваться даже выражение "экология человека", хотя с первоначальным значением этого термина новое словосочетание сопрягается трудно. Находит поддержку Комитета по культуре движение "За чистую жизнь" с ликвидацией мусора и свалок вокруг городов.

За последние десятилетия выработаны разнообразные формы экологического просвещения в муниципальных образованиях.

В соответствии с федеральным законодательством об основных принципах организации местного самоуправления и о библиотечном деле в Пермской области в муниципальных образованиях и их библиотеках создаются информационные экологические центры и информационные листки "Эко, дом", при материальной поддержке муниципалитетов и спонсоров проводятся конкурсы социальных и культурных экологических проектов, органами местного самоуправления награждаются школы и классы-победители.

В осуществлении экологического просвещения как важнейшего элемента формирования экологической культуры заинтересованы два заказчика – государство и общество, у каждого из которых имеются свои рычаги воздействия и воспитания. Государство декларирует понимание проблем, по допускает разрыв между намерениями и делами, демонтаж федеральной системы общего экологического образования. Субъекты РФ стремятся активизировать экологическое просвещение, но наталкиваются на скудость финансов и нехватку преподавателей соответствующего профиля.

Посредством права можно принять обязательные для исполнения решения, в том числе по узаконению разнообразных государственных форм экологического просвещения, но они должны основываться на реальной экономической и социальной ситуации: опыт свидетельствует, что сильно принуждать к экологическому образованию, а тем более к экологическому просвещению можно, но нужно ли? В области формирования экологической культуры право должно применяться крайне экономно и осторожно, но использоваться. В частности, для публичных органов управления образованием и просвещением могут быть повышены требования относительно постановки и проверки экологического образования, просвещения в подведомственных учреждениях. В условиях кризиса высшего и среднего образования, перехода на новые стандарты и ступени развития нормативные правовые акты в указанном направлении окажут помощь в формировании экологической культуры и поддержат энтузиазм экологов-просветителей.

На втором просветительском конгрессе (Москва, декабрь 2009 г.) излагались основы, практика и методики организации ноосферного просвещения, ноосферного образования, ноосферной педагогики, основывающиеся на единстве генетического фонда и современного мышления, вносились предложения о законодательном регулировании этих феноменов, о разработке нормативных актов об экологическом просветительстве, об экологическом просвещении.

Применительно к экологическому просвещению и культуре становятся актуальными воззрения В. И. Вернадского о ноосфере – мыслящей оболочке, сфере разума, связанной с возникновением и становлением в биосфере цивилизованного человечества как решающей силе в области сохранения биосферы, когда человек становится крупнейшей геологической силой, перестраивающей своим трудом и мыслью глобальные условия своей жизни по сравнению с теми, которые были раньше . Однако ненаблюдаемое повсеместно торжество разума предполагает возможность управления поступками и поведением людей через их правовое регулирование, в частности взвешенное регулирование экологического просвещения.

  • Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 324, 328; Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 24.

Документальный поток - это совокупность функционирующих в обществе первичных документов. Доступным для использования он становится лишь в процессе его выявления и анализа.

Если поток первичных документов выявляют через его отражение в библиографических пособиях, речь идет о реальномпотоке .

Если изучают документы, отраженные в прикнижных и пристатейных списках литературы, списках публикаций к диссертациям и отчетам НИР, выявляют поток цитированной литературы . Счетчики числа посещений позволяют изучать интенсивность обращения к электронным документам , доступ к которым возможен через компьютерные сети.

Когда осуществляется мониторинг читательского спроса, анализу подлежит поток использованной литературы . Книгоиздатели и книгораспространители изучают поток литературы, приобретенной различными группами граждан.

В практике информационного обслуживания и обеспечения чаще всего обращаются к реальному документальному потоку. Вместе с тем в сложных случаях поиска библиографы издавна практиковали выявление нужной информации через списки литературы к известным читателю публикациям, то есть через поток цитированной литературы. Однако из-за чрезвычайной трудоемкости такой путь избирался крайне редко. Появление указателей (баз данных) «Science Citation Index», «Social Science Citation Index» и «Arts and Humanities Citation Index» изменило ситуацию и сделало эту процедуру гораздо более доступной.

В совокупности поток реальной, цитируемой и использованной литературы рассматривается при проведении библиографических, социолого-науковедческих, исторических, прогностических и др. исследованиях.

Владение методами анализа документального потока позволяет выявлять:

Именно ту социальную информацию, которая предпочтительна для читателей;

Уровень информационной обеспеченности отрасли или проблемы;

Направления и темпы развития различных областей научно-практической деятельности;

Интегративные связи между отраслями и проблемами. В ходе информационно-библиотечной деятельности чаще всего рассматривают тематическую, типо-видовую, географическую, языковую, издательскую, организационно-фирменную и авторскую структуру потока. В подавляющем большинстве случаев в качестве ведущего, базового избирают признак тематики или отраслевой принадлежности документов, что объясняется спецификой читательских запросов, относящихся к определенной области знания. На этой основе выделяют отраслевой поток или поток документов сквозной, межотраслевой тематики. Далее в пределах отрасли или тематического направления анализируют все другие структуры и, прежде всего типо-видовую, географическую, авторскую.

Однако бывают случаи, когда интерес представляет деятельность каких-либо организаций, авторов или авторских коллективов (например, при составлении биобиблиографических указателей или указателей трудов коллективов), либо состояние книгоиздания. Тогда в качестве основных рассматривают соответственно организационно-фирменную, авторскую и издательскую структуры, а уже в их пределах тематику документов. Это позволяет охарактеризовать профиль и диапазон деятельности организаций (в том числе издательств и редакций журналов) и специалистов.

В процессе информационного обслуживания анализ структуры документального потока позволяет уточнить поисковое задание и критерии отбора публикаций, показывая на работы каких авторов и авторских коллективов, организаций, фирм, стран следует обратить особое внимание. При проведении информационных исследований по особенностям структуры судят о состоянии и направлениях развития самой научно-практической деятельности.

Изучение закономерностей развития документального потока существенно для многих отраслей. Прогнозирование объема документальных фондов и памяти ЭВМ, потребности в кадрах библиотек и информационно-аналитических центров, перспектив полиграфической промышленности, книгоиздания и книгораспространения, обучения в высшей и средней школе - это и многое другое определяется особенностями фиксации и передачи обществу социальной информации, а значит и развитием документального потока. Активные исследования документального потока относятся к началу XX в. и продолжаются в наши дни.

Одной из наиболее ярко проявляющихся закономерностей является рост объема потока , выражающийся в непрерывном увеличении числа вновь создаваемых документов.

В 1956 г. Д. Прайсом была предложена модель экспоненциального (ускоренного) роста потока с удвоением числа публикаций каждые 10-15 лет. Появились понятия «информационный кризис», «информационный взрыв», выражающие опасения, что человечество не справится с лавиной им же порожденного знания. Однако уже к началу 60-х гг. тот же Д. Прайс писал, что экспоненциальный рост потока не продолжается бесконечно, постепенно он приближается к какому-либо пределу, после чего процесс замедляется и останавливается, не достигая абсурдных значений. Были выявлены факторы, ограничивающие рост потока. Это - завершение каких-либо направлений исследований; прекращение ассигнований; кадровые ограничения, приводящие к сокращению числа потенциальных авторов; изменения общественных интересов и т. д.

Установлено, что экспоненциальный рост документального потока по какому-либо определенному актуальному направлению или проблеме характерен для относительно непродолжительного периода времени, после чего стабилизируется, а иногда и затухает. Темпы роста потока неодинаковы как для отдельных отраслей, так и для различных направлений внутри отрасли. В экономике и лингвистике, энергетике и транспорте есть проблемы, развивающиеся чрезвычайно активно, есть - стабильные и затухающие. Поэтому усредненные данные, характеризующие рост документального потока даже в пределах только одной отрасли, не отражают реального положения дел. Пришлось осознать невозможность создания сегодня универсальной модели роста документального потока.

Опыт, накопленный в ходе изучения динамики документального потока, позволил выявить ряд моментов, значимых для информационно-библиотечной деятельности. Так, во-первых, темпы роста потока документов по определенной тематике, определенных стран, организаций, авторов свидетельствуют об актуальности, общественной значимости проблемы и реальном вкладе в ее разработку различных специалистов. Во-вторых, существуют механизмы саморегулирования объема потока, не позволяющие основываться при его изучении лишь на статистических показателях. Такими механизмами выступают: старение информации и способность информации к уплотнению.

Дискретность (прерывистость) фиксации и передачи социальной информации, приводящая к фрагментарности содержания документов, объясняется тем, что сообщения, как правило, создаются по ходу, а не по окончанию исследований, разработок, внедрения новшеств. Причиной такого поведения служит и стремление авторов заявить о своем праве на изобретение или существенное усовершенствование объекта, и необходимость оперативного извещения профессионального сообщества, всего населения о каких-либо событиях или явлениях, и сложность подготовки обобщающих публикаций, и неуверенность в возможности продолжения работы в данном направлении или коллективе.

В результате отдельные документы оказываются как бы встроенными друг в друга, и без знания предыдущих документов читателю не понятен смысл последующих. Но это лишь одно следствие фрагментарности. Другим является дублирование , наличие в документах повторяющихся сведений теоретического и фактического характера, полученных на предыдущих этапах деятельности или почерпнутых из публикаций других авторов.

Задача специалиста по информации - собрать воедино фрагменты знания и представить пользователям сведения о совокупности документов, отражающих реальную картину общественной практики. Одновременно желательно устранить или хотя бы уменьшить дублирование информации. Сложность решения такой задачи связана с тем, что прямые указания на связь между родственными документами часто отсутствуют, и ее приходится устанавливать самостоятельно.

Как уже отмечалось, старение - это объективный процесс утраты социальной информацией и документами, эту информацию фиксирующими, ценностных свойств по мере появления новых, более полных и достоверных сведений. Старение социальной информации и старение документов - явления теснейшим образом взаимосвязанные, но не тождественные. Старение информации заключается в опровержении некоторых взглядов, теорий, замене устаревших методов новыми, в отказе от использования каких-либо процессов или оборудования из-за появления новых. Иначе говоря, устаревает та информация, которая перестает адекватно отражать действительность. Определение темпов старения информации - процесс исключительно сложный, методика же установления темпов старения документов существует и достаточно широко используется.

С этой целью вводят предложенный в 1960 г. Р. Бартаном и Р. Кеблером показатель «полупериод жизни документов» , измеряемый временем, в течение которого опубликована половина всех использованных изданий. Обычно полупериод жизни документов вычисляется на основе анализа потока цитированной литературы по какой-либо определенной отрасли или проблеме. Возможно его установление и по данным использования читателями фонда библиотеки, хотя в этом случае точность результата снижается (читатели могли использовать литературу прежних лет издания не потому, что она не утратила актуальности, а из-за отсутствия в фонде библиотек новых публикаций).

Сопоставление полупериода жизни документов различной отраслевой принадлежности, а в пределах отрасли разных типов и видов изданий свидетельствует о том, что:

В различных отраслях темпы старения документов различны;

Во многих случаях темпы старения документов находятся в прямой зависимости от темпов развития отрасли (именно поэтому, например, чрезвычайно быстро устаревают документы по информатике, радиоэлектронике, авиа- и ракетостроению);

Если отрасли развиваются активно, но вновь создаваемое знание описывает явление природы или имеет отношение к художественному творчеству, документы стареют медленно или вообще не утрачивают своей значимости (литература по архитектуре; с описанием явлений природы, флоры, фауны; месторождений полезных ископаемых; археологических открытий; фольклорных экспедиций и т. д.);

В пределах одной отрасли макродокументы (монографии, руководства, учебники) устаревают медленнее, чем микросообщения (статьи, тезисы докладов), а теоретические, обобщающие - медленнее, чем документы, содержащие в основном фактические сведения, что и объясняет причины быстрого устаревания справочников и словарей.

Явлению старения противостоит процесс актуализации информации . Это возвращение к активному использованию публикаций прошлых лет, происходящее в связи с переоценкой обществом каких-либо концепций, идей, методов, способов производства. Зачастую причиной такой переоценки становится осознание ошибочности путей, избранных в социальной жизни или науке; получение нового знания, позволяющего иначе взглянуть на опыт предшественников; стремление к рассмотрению проблем в историческом ракурсе. Актуализация проявляется сначала в повышении спроса на изданную литературу прошлых лет, а затем в переиздании этих работ с развернутыми вступительными статьями и комментариями современных авторов.

Родоначальником изучения явления рассеяния считается С. Бредфорд. Проанализировав в 20-30-е гг. XX в. распределение статей по электротехнике, геофизике, трению и смазке, он так описал выявленную закономерность: «Если научные журналы расположить в порядке убывания числа помещенных в них статей по какому-либо заданному предмету, то в полученном списке можно выделить ядро журналов, посвященных этому предмету, и несколько групп или зон, каждая из которых содержит столько же статей, что и ядро. Тогда число журналов в ядре и последующих зонах будет относится как 1: п: п 2 ».

Последующие исследования феномена рассеяния для разных областей науки показали, что хотя само это явление наблюдается в потоке статей любой тематики, однако степень концентрации публикаций в ядерной зоне и соотношение числа журналов в зонах везде различны. В связи с этим нет универсальной математической модели, пригодной для описания распределения публикаций и журналов вне зависимости от их тематической принадлежности. И лишь об одной универсальной закономерности можно говорить: о нарастающей сложности поиска информации при стремлении к полноте ее выявления.

Дальнейшие исследования показали, что интенсивность рассеяния зависит от стадии разработки проблемы. На этапе возникновения нового научного направления отсутствие специализированных журналов приводит к рассеянию публикаций. На этапе его становления возникают сначала тематические сборники, а затем и профильные периодические издания. Для этого периода характерна концентрация публикаций. Когда же перед уже сформировавшимся направлением встает задача широкомасштабного внедрения результатов в другие отрасли, инновационные публикации будут помещаться в непрофильных журналах (то есть рассеиваться), а материалы дальнейших исследований проблемы - в специализированных. Для специалистов, интересующихся данным направлением, рассеяние первых публикаций - потеря ценнейшей информации, а рассеяние инновационных сообщений несущественно, так как в них содержатся сведения, уже известные по публикациям в профильных журналах.

Изучая причины и механизмы рассеяния, Д.Ю. Теплов пришел к выводу о целесообразности его рассмотрения как механизма информационного обмена между отраслями. Им экспериментально доказана возможность подразделения отраслей на информационно-активные и информационно-пассивные. К активным относятся те, которые «притягивают» к себе достижения смежных областей и для которых характерна концентрация статей в профильных журналах. Это авиа- и ракетостроение, горное машиностроение, автомобилестроение.

Информационно-пассивными являются отрасли, «отдающие» свои публикации в периодические издания других областей. Ярчайшим примером таких отраслей, для которых характерно рассеяние статей, являются юриспруденция, экономика, история, информатика, автоматика, радиоэлектроника.

Результаты изучения рассеяния оказались еще более интересными, когда начали комплексно анализировать реальные отраслевые потоки и поток цитированной литературы. Причем исследователи совершенно обоснованно подчеркивают практическую значимость, применимость результатов в плане установления:

Связей данной проблемы с другими областями, что важно и для корректировки комплектования фонда, и для определения тематических границ информационного поиска;

Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С. Гиляревский, В. А. Минкина. СПб.: Профессия, 2005. – С. 127-134. - (Серия "Библиотека").

Каждый отдельный первичный документ фиксирует лишь небольшие фрагменты знания, касающиеся новых научно-технических или управленческих решений. Более полную картину о состоянии рынка, направлениях научно-исследовательских разработок, внедрении новшеств и т.д. можно получить, изучая документальный поток.

Документальный поток - это совокупность функционирующих в обществе первичных документов.

Документный поток (по Н.Н. Кушнаренко - это «организованное множество документов (первичных и/или вторичных), функционирующих (создаваемых, распространяемых и используемых) в социальной среде». (см. №2, с.133).

ДП - изменяемое во времени множество документов, находящихся в движении, в динамике.

ДП характеризуется интенсивностью. Интенсивность - качество единиц изданий, публикаций, единиц хранения в единицу времени. Например, книги, выпускаемые издательством в течение ряда лет, поступления в библиотеку за конкретный период.

В отличие от понятий документальный фонд, документальная БД, «поток» представляется некоторой абстракцией. Реальным объектом он становится лишь в процессе его выявления и анализа.

Реальный поток - поток первичных документов, который выявляют через его отражение во вторичных изданиях.

Поток цитированной литературы - изучают документы, отраженные в прикнижных и пристатейных списках литературы, списках публикаций и неопубликованных документов к диссертациям и отчетам НИР. Счетчики числа посещений позволяют изучать интенсивность обращения к электронным документам, доступ к которым возможен через компьютерные сети.

В практике информационного обеспечения чаще всего обращаются к реальному документальному потоку. При сложном поиске практикуется выявление нужной информации через поток цитированной литературы. Но из-за чрезвычайной трудоемкости такой путь избирался редко. Появление указателей (БД) «ScienceCitationIndex», «SocialScienceCitationIndex» «ArtsandHumanitiesCitationIndex» сделало эту процедуру более доступной.

Поток реальной, цитируемой и использованной литературы в совокупности рассматривается при проведении информационных, социолого-на-уковедческих, исторических, прогностических и др. исследованиях.

Рассмотрим функции ДП как канала в социальных коммуникаций:

Коммуникационная;

Информационная;

Познавательная;

Функция «внешней памяти» человека и человечества в целом;

Воспитательная;

Все функции в целом присущи всем документам и выполняются в любом из них одновременно. Значит, они присущи и ДП вообще.



Но значение ДП в социальных коммуникациях определяет в первую очередь свойство передачи сообщения, возможность проследить путь документа по формуле «Кто, что, по какому каналу, кому с каким эффектом сообщает». (см. №10)

Документальный поток включает разнообразные по содержанию и целевому назначению документы, объединенные по различным принципам.

В ходе информационного обеспечения рассматривают следующую структуру потока:

Тематическую,

Типовидовую,

Издательскую,

Географическую,

Языковую,

В большинстве случаев в качестве ведущего (базового) выбирают признак тематики или отраслевой принадлежности документов. Это объясняется спецификой читательских запросов по определенной области знания. На этой основе выделяют:

1. отраслевой поток (документальный поток по атомной энергетике, судостроению) или тематический поток документов сквозной, межотраслевой тематики (проблемы экологии и рационального природопользования; защиты металлов от коррозии и т. д.).

Анализ структуры документального потока позволяет

1. уточнить поисковое задание и критерии отбора публикаций, показывая, на работы каких авторов и авторских коллективов, организаций, фирм, стран следует обратит особое внимание.

2. позволяет судить о состоянии и направлениях развития самой научно-производственной деятельности.

3. наметить тенденции развития научно-производственной деятельности, выявить и проанализировать закономерности развития отраслевого документального потока.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "край" и "краеведческий документ". Фонд краеведческих документов. Организация и ведение КСБА. Задачи краеведческой работы библиотек. Использование краеведческой библиографии. Взаимосвязи и координация деятельности краеведческих учреждений.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2008

    Исследование краеведческих материалов Судогодского района. Понятие и выявление топонимов данного края на карте района, по историческим документам. Сопоставление топонимов современности с топонимами прошлого. Отношение населения к местным топонимам.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2010

    Численность и национальный состав населения Кингисеппского муниципального района в юго-западной части Ленинградской области. Развитие главного города Кингисепп. Памятники археологии, архитектуры и истории района. Дачные массивы на территории региона.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    История города Асино. Происхождение краеведческого музея города Асино из небольшого литературного музея села Ново-Кусково Асиновского района. Фонды Асиновского краеведческого музея, его состояние сегодня. Характеристика содержания коллекции музея.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2014

    Понятия информационных ресурсов, их состав и структура. Элементы организованного массива краеведческой библиографической информации. История книжной культуры в Орловском крае. Библиографическая электронная база данных старейшей библиотеки региона.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Состав экономического района. Экономико-географическое положение. Природные условия и природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы. Народохозяйственный комплекс. Внутрирегиональные различия района. Территориальная структура района.

    реферат , добавлен 15.03.2007

    Общая характеристика и границы Лосиноостровского района. Основание первого поселка. Описание основных топонимов и гидронимов на территории Лосиноостровского района. Культурное развитие поселка. Организация опытно-лабораторного музея по изучению района.

    Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

    В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

    А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

    Уровень экологического просвещения

    Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

    Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

    Немного истории

    Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

    Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация - МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

    Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

    Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

    Стратегия экологического образования

    Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

    Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

    Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

    Разновидности экологического образования

    В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

    Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере — охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

    Уровни неформального образования

    Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

    Уровни формального образования

    Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

    Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

    Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

    — студенты посещают особые курсы;

    — создаются специализированные факультеты;

    — усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

    — происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

    На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

    Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

    Основные задачи

    Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

    — воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

    — обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

    — содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

    — ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

    — дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

    Экологическая культура

    Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

    Экологическая культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

    Роль политических аспектов

    Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

    Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

    Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

    К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

    Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

    Основные направления деятельности

    План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

    — партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

    — работу по комплексным программам и целевым проектам;

    — проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

    — осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

    Проводимые мероприятия

    Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

    Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

    В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

    — видеопрезентации;

    — фотовыставки;

    — познавательные заочные путешествия;