Артюхин роман евгеньевич семейное положение. глава Федеральной налоговой службы

Артюхин Роман Евгеньевич

Артюхин Роман Евгеньевич - российский государственный деятель, руководитель Федерального казначейства Российской Федерации.

Доход, имущество

Сумма декларированного дохода за 2011 г. составила 16, 625 миллионов рублей.

Имущество:

Биография

Родился 16 августа 1973 г. в поселке Икша Дмитровского района Московской области, Россия .

Образование

1995 г. - окончил Государственную академию управления им. С.Орджоникидзе по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

1998 г. - окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция».

2011 г. - окончил Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации .

Научная степень

Кандидат юридических наук.

2008 г. - защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук на тему «Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса»

Общественно-политическая деятельность

1995 - 1998 гг. - ведущий специалист Главного управления Федерального казначейства.

1998 - 2003 гг. - начальник отдела - главный бухгалтер Главного управления Федерального казначейства.

2003 - 2004 гг. - заместитель начальника Главного управления Федерального казначейства, заместитель директора Департамента - Главного управления Федерального казначейства .

2005 - 2007 гг. - заместитель руководителя Федерального казначейства.

С октября 2007 г. - руководитель Федерального казначейства .

Профессор кафедры финансового права Факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» .

Возглавляет кафедру «Финансовое право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации .

Роман Артюхин: вопросы бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Август 2011 г. - член Координационной комиссии по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» .

Апрель 2012 г. - член Попечительского Совета Государственного университета управления .

Июль 2012 г. - член Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность госорганов и органов местного самоуправления .

Член Попечительского совета Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина .

Награды, звания, грамоты

Июль 2001 г. - почетная грамота Министерства финансов Российской Федерации.

Август 2002 г. - медаль «200 лет Министерству финансов Российской Федерации».

Август 2002 г. - нагрудный знак «Отличник финансовой работы» Министерства финансов Российской Федерации.

6 сентября 2002 г. - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие экономики и финансовой деятельности и многолетнюю добросовестную работу.

Ноябрь 2004 г. - благодарность Министра финансов Российской Федерации.

Июнь 2005 г. - медаль «В память 1000-летия Казани».

Июнь 2005 г. - благодарность Правительства Российской Федерации.

Февраль 2007 г. - почётная грамота Федерального казначейства.

Ноябрь 2007 г. - благодарность Президента Российской Федерации.

Ноябрь 2012 г. - Орден Почёта за большой вклад в становление и развитие казначейской системы Российской Федерации.

Сфера научных интересов - финансовое право и бюджетное право.

Публикации

  • Артюхин Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджета / Под ред. А.Н. Козырина (монография). М.: ЦППИ, 2009. 142 с.
  • Артюхин Р.Е., Маклеева Г.И. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. М.: ЭКАР, 2007.
  • Артюхин Р.Е. Направления совершенствования правового регулирования отчетной стадии бюджетного процесса // Финансы и кредит. 28(268). 2007.
  • Артюхин Р.Е. Внешние факторы развития правового регулирования отчетной стадии бюджетного процесса России // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2007. № 5.
  • Артюхин Р.Е. Правовое регулирование бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации // Российский юридический журнал. Екатеринбург . 2007. № 5.
  • Артюхин Р.Е. Значение и сущность закона (решения) об исполнении бюджета // Вестник Российской правовой академии, 2007. № 3.
  • Артюхин Р.Е., Николов В.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных медицинских учреждениях. М.: МЦФЭР, 2005. 458.

    Артюхин Роман Евгеньевич - … Википедия

    Роман Евгеньевич Артюхин - (род. 16 августа 1973) руководитель Федерального казначейства РФ с 5 октября 2007 года. Биография Родился в посёлке Икша Дмитровского района Московской области. В 1995 году окончил Государственную академию управления им. С.Орджоникидзе, в 1998… … Википедия

    Артюхин - Артюхин русская фамилия. Происхождение фамилии от сокращённой формы имени Артемий, означающего по гречески «невредимый, здоровый» . Известные носители: Артюхин, Александр Алексеевич (1939 2010) Герой России, лётчик испытатель… … Википедия

    Казначейство России - Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия

    Московская государственная юридическая академия - Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (МГЮА) Международное название Kutafin Moscow State Law Academy … Википедия

    Действительные государственные советники Российской Федерации 1 класса (с 2001 г.) - Указывается дата присвоения классного чина (до 2005 г. квалификационного разряда) действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса, номер Указа Президента Российской Федерации, которым присвоен чин (разряд) и… … Википедия

    Федеральные органы исполнительной власти РФ

    Федеральные органы исполнительной власти РФ и их руководители - В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… … Википедия

Артюхин Роман Евгеньевич - российский государственный деятель, руководитель Федерального казначейства Российской Федерации.

Доход, имущество

Сумма декларированного дохода за 2011 г. составила 16, 625 миллионов рублей.

Имущество:

  • Земельный участок (индивидуальная собственность) - площадь 1,313 га, Россия.
  • Квартира (индивидуальная собственность) - площадь 38,8 кв.м., Россия.
  • Земельный участок (право пользования) - 1,470 га, Россия.
  • Коттедж (право пользования) - площадь 123,7 кв.м., Россия.
  • Квартира (право пользования) - площадь 84,7 кв.м., Россия.
  • Объект долевого строительства - площадь 116,2 кв.м., Россия .

Биография

Образование

1995 г. - окончил Государственную академию управления им. С.Орджоникидзе по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

1998 г. - окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция».

2011 г. - окончил Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации .

Научная степень

Кандидат юридических наук.

2008 г. - защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук на тему «Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса»

Общественно-политическая деятельность

1995 - 1998 гг. - ведущий специалист Главного управления Федерального казначейства.

1998 - 2003 гг. - начальник отдела - главный бухгалтер Главного управления Федерального казначейства.

2003 - 2004 гг. - заместитель начальника Главного управления Федерального казначейства, заместитель директора Департамента - Главного управления Федерального казначейства .

2005 - 2007 гг. - заместитель руководителя Федерального казначейства.

С октября 2007 г. - руководитель Федерального казначейства .

Профессор кафедры финансового права Факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» .

Возглавляет кафедру «Финансовое право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации .

Роман Артюхин: вопросы бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Август 2011 г. - член Координационной комиссии по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» .

Апрель 2012 г. - член Попечительского Совета Государственного университета управления .

Июль 2012 г. - член Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность госорганов и органов местного самоуправления .

Член Попечительского совета Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина .

Награды, звания, грамоты

Июль 2001 г. - почетная грамота Министерства финансов Российской Федерации.

Август 2002 г. - медаль «200 лет Министерству финансов Российской Федерации».

Август 2002 г. - нагрудный знак «Отличник финансовой работы» Министерства финансов Российской Федерации.

6 сентября 2002 г. - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие экономики и финансовой деятельности и многолетнюю добросовестную работу.

Ноябрь 2004 г. - благодарность Министра финансов Российской Федерации.

Июнь 2005 г. - медаль «В память 1000-летия Казани».

Июнь 2005 г. - благодарность Правительства Российской Федерации.

Февраль 2007 г. - почётная грамота Федерального казначейства.

Ноябрь 2007 г. - благодарность Президента Российской Федерации.

Ноябрь 2012 г. - Орден Почёта за большой вклад в становление и развитие казначейской системы Российской Федерации.

Сфера научных интересов - финансовое право и бюджетное право.

Публикации

  • Артюхин Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджета / Под ред. А.Н. Козырина (монография). М.: ЦППИ, 2009. 142 с.
  • Артюхин Р.Е., Маклеева Г.И. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. М.: ЭКАР, 2007.
  • Артюхин Р.Е. К вопросу о реформировании бюджетной классификации Российской Федерации // Финансовое право России: актуальные проблемы. М.: Academia, 2007 (глава в коллективной монографии).
  • Артюхин Р.Е. Направления совершенствования правового регулирования отчетной стадии бюджетного процесса // Финансы и кредит. 28(268). 2007.
  • Артюхин Р.Е. Внешние факторы развития правового регулирования отчетной стадии бюджетного процесса России // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2007. № 5.
  • Артюхин Р.Е. Правовое регулирование бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 2007. № 5.
  • Артюхин Р.Е. Значение и сущность закона (решения) об исполнении бюджета // Вестник Российской правовой академии, 2007. № 3.
  • Артюхин Р.Е., Николов В.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных медицинских учреждениях. М.: МЦФЭР, 2005. 458.
  • Артюхин Р.Е., Маклеева Г.И. Годовая квартальная отчетность бюджетных учреждений. Практические рекомендации с учетом требований Минфина России. М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 2002.
  • Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. (член авторского коллектива)
  • Артюхин Р.Е. Казначейство: новый год - новый этап [статья] // Бюджет, 2007. № 12.
  • Финансовое право: альбом схем / под ред. А.Н.Козырина. // Павлюченко М.В., Реут А.В., Артюхин Р.Е., Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Хрешкова В.В., Ред.: Ялбулганов А.А. [книга]. - Москва: Центр публично-правовых исследований, 2007.
  • Финансовое право России: актуальные проблемы/ Под ред. А.А. Ялбулганова // Ясинский И.В., Евдокимов П.В., Клишина М.А., Пантелеев А.И., Артюхин Р.Е., Васильева Н.М., Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А. [книга]. - Москва: Academia, 2007. 287 с.
  • Артюхин Р.Е. Новации в бюджетном процессе [статья] // Финансовая газета, 2008. № 49
  • Артюхин Р.Е. Реформирование отчетности публично-правовых образований [статья] // Реформы и право. -2008. - №1.
  • Артюхин Р.Е. 12 главных дел Казначейства [статья] // Бюджет, 2009. № 3. C. 17-25.
  • Артюхин Р.Е. Вопросы обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам и ведения федеральных реестров [статья] // Финансы, 2009. № 11. C. 11-16.
  • Артюхин Р.Е. Задачи Казначейства и вопросы бюджетного учета [статья] // Бухгалтерский учет, 2009. № 9. C. 45-57.
  • Артюхин Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджетной процесса / Под ред. А.Н. Козырина. [книга]. - Москва: Центр публично-правовых исследований, 2009
  • Артюхин Р.Е. Федеральное казначейство: итоги и задачи [статья] // Финансы, 2009. № 3. C. 23-29
  • Практикум по финансовому праву Лисицын А.Ю., Лагутин И.Б., Трошкина Т.Н., Комягин Д.Л., Ялбулганов А.А., Козырин А.Н., Артюхин Р.Е., Ред.: Козырин А.Н. [книга]. - Москва: Норма, 2011. 310 с. .

Примечания

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федерального казначейства за отчетный финансовый год с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
  2. Руководство Федерального Казначейства
  3. Федеральные службы Министерства финансов Российской Федерации
  4. Главой Федерального казначейства России назначен Роман Артюхин
  5. Кафедра «Финансовое право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
  6. Приказ Минфина РФ от 4 августа 2011 г. N 283 «Об организации работ по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»
  7. Первое заседание Попечительского Совета ГУУ 26 апреля 2012 года
  8. Сурков возглавил комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность госорганов
  9. Состав Попечительского совета Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина
  10. Преподаватели и сотрудники НИУ ВШЭ

И начальник управления ведомства Сергей Павлов, курирующие сферу IT, арестованы по подозрению в мошенничестве. Вместе с ними в СИЗО оказались топ-менеджеры и совладельцы IT-компании "Сириус". "Сириус" много лет выступает подрядчиком Федерального казначейства и только за последние годы получил от него не менее 195 млн рублей за поставки серверов и техническую поддержку.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Сергей Гуральников (на фото) , курирующий развитие IT, и начальник управления информационных систем ведомства Сергей Павлов задержаны правоохранительными органами, сообщило издание TAdviser со ссылкой на собственные источники и подтвердили трое собеседников на IT-рынке . Источники уточняют, что одновременно с чиновниками задержаны председатель совета директоров IT-компании "Сириус" Роман Павлов и ее исполнительный директор Александр Литвинов. Согласно базе данных Мосгорсуда, всех четверых обвиняют в нарушении ст. 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Пресс-секретарь Мосгорсуда подтвердил, что 13 мая Хорошевский районный суд выдал постановления об аресте всех указанных лиц: сейчас они в СИЗО, а их адвокаты подали апелляционные жалобы на аресты. В Федеральном казначействе не предоставили комментарии, запросы в "Сириус" и МВД остались без ответа.

"Правоохранительные органы мог заинтересовать тот факт, что фирмы Романа Павлова выиграли множество госконтрактов у Федерального казначейства, где его брат Сергей Павлов возглавляет управление информационных систем ",- поясняет топ-менеджер крупной IT-компании. Еще двое собеседников на IT-рынке подтвердили, что Роман и Сергей Павловы - братья. По данным "СПАРК-Интерфакс", компании, контролирующиеся Романом Павловым и Александром Литвиновым либо аффилированные с ними, с 2011 года получили от различных управлений Федерального казначейства не менее 195 млн рублей в рамках госконтрактов на поставку компьютерной техники, оборудования и его техподдержки.

По собственным данным, выручка "Сириуса" в 2015 году составила 2,6 млрд рублей. По данным "СПАРК-Интерфакс", основной денежный поток группы идет через краснодарское АО "Сириус", конечными собственниками которого через ООО "Интеллект Технолоджи" выступают Роман Павлов (владеет 90%) и Александр Литвинов (10%).

"Все участники родом из Краснодара и познакомились, когда Сергей Гуральников возглавлял там местное казначейство",- утверждает топ-менеджер крупной IT-компании. Согласно биографиям Сергея Гуральникова и Сергея Павлова, удаленным с сайта Федерального казначейства, но доступным в кэше Google, Сергей Гуральников возглавлял управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю с 2001 по 2010 год, а Сергея Павлова в 2003 году назначили начальником отдела информационных технологий этого же управления. ""Сириус" или его предшественники в это время процветали в Краснодаре. Когда Сергея Гуральникова перевели в Москву, он перетащил за собой Сергея Павлова, а "Сириус" тут же открыл подразделение в Москве",- продолжает собеседник. Господин Гуральников был назначен заместителем руководителя Федерального казначейства в октябре 2010 года, а Сергей Павлов возглавил управление информационных систем в ноябре 2011 года. Согласно декларациям о доходах, Сергей Гуральников в 2016 году заработал 13,2 млн рублей, Сергей Павлов - 6,9 млн рублей.

Федеральное казначейство выступает оператором целого ряда крупных IT-систем. Его автоматизированная система обеспечивает бюджетирование по всей стране, единая информационная система в сфере закупок аккумулирует информацию о закупках госструктур, ГАС "Управление" собирает и анализирует информацию о деятельности госорганов для руководства страны, ГИС ГМП обрабатывает информацию о платежах в пользу госорганов. По плану информатизации Федерального казначейства на 2016-2018 годы совокупный бюджет ведомства на IT за этот период составит 34,5 млрд рублей.

Мария Коломыченко

Глава Федерального казначейства России Роман Артюхин рассказал ТАСС о том, как изменятся роль и функции ведомства для выполнения майского указа президента РФ, как будут выстраиваться отношения с внешним аудитом в лице Счетной палаты и как заставить работать каждый рубль в казне государства.

Роман Евгеньевич, с чем в этом году Казначейство приехало на Петербургский международный экономический форум? В каких сессиях вы приняли участие и какие вопросы успели обсудить с коллегами?

В этом году аспект обсужденных вопросов оказался очень широким. Казначейство России как орган государственной власти работает по определенным стандартам и в соответствии с требованиями законодательства, но мы тоже должны подвергаться трансформации и выполнять задачи, которые поставил президент Российской Федерации и в целом система государственного управления.

Сейчас для нас наметилось несколько ключевых вопросов. Во-первых, это роль Казначейства России внутри финансового контроля в новой складывающейся парадигме проектного управления и реализации национальных целей и стратегических задач, в соответствии с 204-м указом президента.

В ходе ПМЭФ-2018 прошла панельная дискуссия, на которой был затронут вопрос необходимости модернизации системы внутреннего контроля, который осуществляет Казначейство России. Контроль - это не та система, которая находится над или вне системы государственного управления в отличие от государственного аудита, например. Это в первую очередь относится к управлению. В этом смысле Казначейство России станет более функциональной структурой.

Мы видим необходимость отстраивать сервисную модель внутреннего государственного финансового контроля, которая должна помогать управляющим проектами достигать намеченных результатов. После того как определились с концепцией, набор конкретных инструментов становится более-менее понятен.

Но для успеха нашего внутреннего финансового контроля мы должны организовать взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации. Могу сказать даже так: Счетная палата должна опираться на систему внутреннего государственного финансового контроля. Крепкая и надежная система внутреннего контроля даст государству основу для развитой системы внешнего аудита. Этот вопрос мы должны обсудить на экспертных площадках и со Счетной палатой.

В начале года вы начали "пилот" по централизованному бухгалтерскому учету других ведомств, первым стала Федеральная служба аккредитации. Как идет процесс? С какими сложностями столкнулись? Какие плюсы и минусы выявили? Какие ведомства следующими перейдут на такую централизованную систему бухгалтерского учета?

Сейчас на площадке 1С начинается крупный проект, направленный на централизацию бухгалтерского учета и отчетности. Казначейство России совместно с 1С определяется с дальнейшими шагами по его реализации.

1С - это система, которая четко обеспечивает применение всех технологий в области бюджетного учета. При этом эти технологии в целом доступны для широкого круга бюджетных и казенных учреждений.

Успех проекта по централизации бухгалтерского учета во многом будет зависеть от работоспособности программного продукта. Сейчас рассматривается вопрос об использовании 1С для централизации бухгалтерского учета, а в дальнейшем централизация учетных функций будет осуществляться в Едином центре обработки данных Минфина России. Можно сказать, что уже идет масштабирование эксперимента, который мы начинали с Росаккредитацией.

Мы проводим централизацию бюджетного учета не ради централизации, а для того, чтобы федеральные органы власти получили новые сервисы и возможности

Мы двигаемся поступательно, так как у нас огромный проект в рамках ГИИС "Электронный бюджет". В этом году мы хотим включить в "пилот" еще несколько структур, но пока еще рано их называть. А со следующего года уже по поручению правительства централизовать функции по ведению бюджетного учета и формированию отчетности еще девяти федеральных органов власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений. Перечень этих органов власти в настоящее время согласовывается.

Отмечу, что мы проводим централизацию бюджетного учета не ради централизации, а для того, чтобы федеральные органы власти получили новые сервисы и возможности. Казначейство России будет нести в некотором роде контрольно-охранную функцию. Мы примем на себя многие задачи ведомств, в частности, будем снимать вопросы, поставленные в актах Счетной палаты, и реагировать на их замечания. Для ведомств централизация бюджетного учета - это, конечно, вторичная функция, главное для них - обеспечить выполнение тех результатов, которые поставлены перед ними в соответствующих указах президента. Бухгалтеры с аудиторами быстрее найдут общий язык, эта система более удобна, чем та, при которой министры или их заместители должны уделять значительное внимание этому вопросу и направлять немалые ресурсы на выполнение указанной функции.

Во-вторых, мы видим, что в целом централизация дает новый эффект для государственного управления - доступность информации, скорость ее прохождения и аналитические возможности. Это в том числе обеспечивает и большую прозрачность для лиц, принимающих решения по всему ресурсному обеспечению.

Мы брали интервью у Алексея Кудрина сразу после его назначения главой Счетной палаты. В интервью он сказал фразу, что в идеале федеральный внутренний контроль должен быть настолько хорошим, чтобы внешнему контролю в лице Счетной палаты можно было ничего не делать. Что вы об этом думаете?

Внешний контроль, внешний аудит - это на самом деле система стресс-тестирования некоего объекта наблюдения. И его нельзя ничем заменить. Возьмем опыт корпоративного управления - есть внешний аудит, ревизионная комиссия, комиссия по аудиту и система внутреннего контроля компании.

Примерно такая же модель строится и на уровне государства. Внутренний государственный финансовый контроль со стороны Казначейства - это внутренний контроль. А внешний аудит, внешний государственный контроль - это уже компетенция Счетной палаты. Мы должны добиться того, чтобы внутренний контроль был эффективным. Соответствующий инструментарий для этого у нас имеется. Это и санкционирование, и возможности наших государственных информационных систем, и механизм казначейского сопровождения, и многое другое.

Мы будем обсуждать с нашими коллегами из Счетной палаты конкретный набор инструментов. Теперь мы понимаем модель и идею, и надо просто пройтись по всем инструментам, которые тоже известны.

Реформа госуправления во многом основывается на new public managment, то есть это новое государственное управление. В некотором смысле государственная власть, конечно, отличается от корпоративных механизмов. Но в целом государственный менеджмент - это тоже менеджмент, и подходы корпоративного управления, которые уже закрепились, удачно применяются. Все стандарты внутреннего контроля, внутреннего аудита возможно применять в государственном секторе. Это одно из направлений реформы госуправления - смотреть, насколько уместно применять то, что уже успешно используется в корпоративном секторе.

Когда Казначейство начнет использовать остатки средств на едином счете для торговли валютой на бирже? Такая возможность была прописана, но создан ли механизм?

Это так называемый механизм своп-размещения средств, по аналогии со сделками репо. Только вместо инвестиционных бумаг используется иностранная валюта.

Мы продолжаем отрабатывать эти механизмы с Московской биржей. Нужно оценить, насколько данный механизм будет востребован на рынке. Практически каждый год у Казначейства появляется новый инструмент управления временно свободными средствами на едином счете. Поэтому в течение 2018 года мы должны немного сдерживать темп внедрения новых механизмов. Пока мы с коллегами еще не утвердили дорожную карту. В конце года мы должны полностью отработать данный механизм и, возможно, до конца года проведем первые сделки. Но это очень оптимистичный прогноз, своего рода сверхзадача.

- Какая была доходность от управления ликвидностью в первом полугодии 2018 года? Есть ли у вас подсчеты?

На сегодняшний день доходы от размещения временно свободных средств федерального бюджета составляют 43,6 млрд рублей. Плановое значение на текущий год - 80 млрд рублей. А в прошлом году мы обеспечили поступление в федеральный бюджет 73 млрд рублей доходов от управления ликвидностью единого счета.

Деньги не могут просто лежать на счете, они должны работать, обеспечивая поступление дополнительных доходов для федерального бюджета

В чем в настоящее время мы видим проблему с размещением? Мы предлагаем достаточно большой объем средств к размещению, и у нас много инструментов управления ликвидностью.

Во-первых, очень важно отметить, что мы даем депозиты по плавающей ставке. В этом году мы внедрили новый инструмент по поручению Антона Германовича Силуанова (первый вице-премьер, министр финансов - прим. ТАСС) - плавающая ставка по сделкам репо. Однако мы видим, что наши объемы ресурсов не очень востребованы на финансовом рынке. Эксперты и аналитики говорят о структурном профиците ликвидности. Мы должны дальше вместе с коллегами из Центрального банка прорабатывать механизмы управления процентной ставкой. Мы очень осторожно к этому вопросу относимся и пока выработали рабочую версию предложения. Понятно, что на короткой дистанции ставки должны однозначно согласовываться с Центральным банком. Ставка берется по нижней границе, которую мы определяем с Центральным банком. Но на более длинных сроках, вероятно, все-таки необходимо использовать рыночные механизмы и инструменты размещения. Наша особенность в том, что у нас очень большой объем предложений, мы одни из крупнейших игроков на рынке. Наше предложение одно из самых масштабных, поэтому вместе с Центральным банком нужно думать над тем, как быть с процентной ставкой, чтобы предлагаемые к размещению средства были востребованы.

- Когда вы планируете обсудить эту тему с Центральным банком и доработать предложение?

Пока обсуждения ведутся на рабочем уровне. Любое решение должно пройти несколько этапов. Мы видим проблему - деньги не размещаются. В то время как перед нами поставлены достаточно серьезные, амбициозные задачи по процентным доходам федерального бюджета. Деньги не могут просто лежать на счете, они должны работать, обеспечивая поступление дополнительных доходов для федерального бюджета.

Но возникает другая проблема - емкость рынка, например. Это проблема, с которой не сталкиваются другие казначейства. Мы знаем, какие параметры минимальных остатков у западных казначейств - например, в Германии, во Франции. У них денег на счете практически нет. Фактически счет единого казначейства у них носит так называемый транзитный характер - пришли деньги и тут же их разместили. Это нормальные основы финансового менеджмента. Так же по этим принципам должен жить и российский единый казначейский счет. Даже внутри одного дня можно использовать некоторые инструменты и размещать средства.

Существует огромное количество очень интересных инструментов управления ликвидностью. Остаток на едином казначейском счете должен быть нулевым, то есть деньги должны работать и приносить дополнительные доходы федеральному бюджету. С другой стороны, мы видим, что нет поглощения нашей ликвидности. Значит, этот вопрос надо обсуждать и решать. Может быть, необходимо создать какой-то новый инструмент, сделать его более гибким. Возможно, диверсифицировать объем размещения и инструменты размещения, используя в том числе сделки своп.

- Что требуется для изменения ставок, кроме самой договоренности с Центробанком?

Должен быть прозрачный и рыночный инструментарий управления ликвидностью. Он не должен быть манипулятивным, то есть существует ставка, по которой мы разместили остатки средств, но их объем оказался не востребован. Значит, нужно смотреть, какой следующий шаг должен быть по снижению ставки, по другому инструменту.

Любопытный пример: мы размещали деньги по договору репо в размере 50 млрд рублей на 91 день, три месяца по базовой плавающей ставке. Их никто не взял. Есть финансовый менеджмент, допустим, какого-то крупного банка, даже самого крупного. Они разместили деньги по этой ставке. Значит, там применяется в установленном порядке механизм, который мы тоже должны создавать. Может быть, нужны более гибкие инструменты. Мы осознаем, что наши объемы уникальны для финансового рынка.

Нас раньше всегда критиковали за большие всплески расходов в декабре месяце. На самом деле декабрь - объективный деловой цикл. Мы и предлагаем, чтобы не было всплесков, разместить средства на 91 день или на 180 дней. И в декабре, когда они к нам вернутся, мы проведем кассовый расход федерального бюджета. Это окажет нулевое влияние на ликвидность на рынке.

Еще одна тема, которую мы раньше с вами затрагивали, - казначейское сопровождение регионов. Сняты ли два региона, которые были на казначейском сопровождении, с этого режима? Есть ли новые "кандидаты"? Успешно ли проходит программа реструктуризации бюджетных кредитов? Когда можно будет сделать первые выводы?

Программа носит комплексный характер, и ей занимается Министерство финансов Российской Федерации. Этот инструмент представляет собой модифицированную кассу обслуживания субъектов Федерации, у которых объем долговых обязательств составляет свыше 80% собственных доходов, без федеральных поступлений. У нас на этой модели работает Костромская область, Республика Хакасия. Это основное условие для получения ими нового бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета.

Особенность в том, что Минфин России утверждает перечень первоочередных расходов бюджета, в рамках которых мы проводим платежи с использованием дополнительных инструментов контроля. В этом году на такую модель переходит еще один субъект РФ - Республика Мордовия. Уровень долговых обязательств республики, мы знаем, более чем в два раза превышает объем доходов регионального бюджета.

Сейчас мы проводим необходимые организационные мероприятия и с августа начнем открывать счета и проводить бюджетные платежи в рамках перечня первоочередных расходов Минфина. И такой механизм будет дополнен погашением задолженности по выданным кредитам.

Подчеркну, что это не ущемление прав региона, не признак недоверия. Это просто эффективный инструмент. Наша казначейская система носит гибкий характер. Сами субъекты Федерации вместе с Минфином России принимают такое решение. И инструмент уже подключается Казначейством для того, чтобы обеспечить прозрачность платежей, принятие обязательств с лимитами, проведение расходов исключительно в рамках утвержденного перечня. Тем самым создаются все условия для управления кредиторской задолженностью.

Таким образом, получается, что казначейское сопровождение - это финансовый инструмент и носит скорее характер помощи регионам?

Да. У наших финансовых властей есть богатый инструментарий, и в определенных случаях используются какие-то конкретные инструменты. Они достаются, используются и возвращаются потом на место. Эта модель тоже должна быть гибкая - у нас много регионов, и у них разные условия.

Беседовала Лана Самарина и Дарья Карамышева