Малый бизнес в зарубежной практике. Малое предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии

Только новые и актуальные идеи малого бизнеса в 2016 году, воспользоваться которыми может каждый. Заимствуя идеи и придумывая свои, российские предприниматели зарабатывают от 100 тыс. руб. в месяц!

 

Подсматривать идеи бизнеса у конкурентов, создавая на их основе лучшие решения - эффективная стратегия, способная привести к успеху. Такую идею в своем интервью журналу «Форбс» высказал Евгений Цаплин, преподаватель ВШЭ и гендиректор АО «Телеком-проект». С успешным предпринимателем не поспоришь, а потому предлагаем вниманию начинающих предпринимателей лучшие бизнес-идеи 2016 года, которые успешно реализованы в России и действительно работают.

По горам, по лесам…


Для старта бизнеса по франшизе потребуется 350 тыс. руб. и собственный грузовой транспорт (его на первых порах можно брать в аренду). Плюс работы в команде «СДЕК» - активное сотрудничество с Китаем, потенциальным лидером мировой торговли через Интернет: на территории приграничных провинций КНДР действуют 10 офисов компании.

С высоты птичьего полета


Стартовые вложения - от 250 до 450 тыс. руб. (цена квадрокоптера). Для ведения бизнеса требуются сертификация аппарата и пилоты с сертификатами летной годности. Средняя стоимость 3-минутного ролика - 120 тыс. руб., из которых 25 % - доход пилота. Среди клиентов агентства High Level - Москомспорт, Porsche, фестиваль красок Холи.

Кофе на колесах


Первоначальные вложения составили 2 млн. руб. На эти деньги в 2014 году предприниматели приобрели 25-летний фургон GMC, переоборудовали его и оформили в уникальном стиле. Поначалу автомобиль хотели использовать как точку общественного питания, но торговые центры неохотно шли на контакт, и предприниматели перешли в сферу кейтеринга. В 2016 году прибыль от продажи кофе составляет 300 тыс. руб./мес., и бизнесмены наполовину погасили кредит, взятый на открытие своего дела. Продажа кофе с автомобилей - свободная ниша, в которой стоит себя попробовать!

Автомойка нового формата


Плюсы такой мойки очевидны: минимум затрат (достаточно приобрести униформу сотрудников, чистящие средства, заказать рекламу) и возможность установки точек обслуживания в самых оживленных местах (на парковках, рядом с торговыми и офисными центрами). Первоначальные вложения не превышают 200 - 300 тыс. руб., срок окупаемости, по словам владельцев, составляет 6 - 8 месяцев.

Электронные удовольствия


Расположить точку по продаже электронных сигарет можно где угодно: в торговом центре, уличном павильоне. Важно выбрать оживленное общественное место с высокой проходимостью. Оптимальный вариант - павильон в холле торгового центра или кинотеатра.

Заработок на виртуальной реальности


Средняя стоимость оборудования - 300 - 400 тыс. руб. (его также можно купить с рук). К этой сумме прибавьте арендную плату, а также расходы на электроэнергию. Размер первоначальных вложений не мал, но окупится аттракцион всего за 4 - 8 месяцев. Еще один способ заработка на виртуальной реальности - сдача оборудования в аренду для проведения развлекательных мероприятий, детских праздников и т.д.

Возвращение к истокам


Одно из наиболее успешных промысловых предприятий - петербуржское издательство библиофильских книг . В Санкт-Петербурге возрождено ручное издание букинистических книг. Весь процесс производства - ручной. Для печати используют старинные литеры, реглеты, шпации. Художники-каллиграфы создают уникальные рукописные издания. Обложки изготавливают из натуральной кожи, меди, бронзы, папируса и т.д. Срок выпуска одной книги может достигать 15 лет, а стоимость таких творений начинается от 500 тыс. руб. В числе постоянных клиентов издательства Константин Эрнст, Роман Абрамович, успешные зарубежные предприниматели.

В 2016 году высоким спросом иностранцев пользовались разные изделия российских промысловиков: вязаный фарфор, изразцы для печей и каминов, хрустальная посуда и декор - все это востребовано за рубежом и приносит владельцам производственного бизнеса выручку до 100 млн. руб. ежегодно.

Малый бизнес - важный социально-экономический институт в развитых национальных экономических системах. Он базируется на предпринимательстве, инициативной деятельности индивидов с целью получения прибыли. Также малый бизнес частично является экономической основой существования среднего класса в современных теориях стратификации общества.

Малый бизнес в развитых экономиках обладает рядом преимуществ, которые обращают на себя внимание ученых. При благоприятной государственной и муниципальной политике он может обеспечивать высокую отдачу от инвестиций в инновационную деятельность, создавать персональные рабочие места, быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры и эффективно обеспечивать занятостью людей с ограниченными возможностями.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют национальные особенности. В Европейском союзе малым считается предприятие с численностью до 250 работников и годовым оборотом не выше 40 млн. евро. Данные критерии используются агентством "Евростат" для гармонизации национальной статистики стран - членов Европейского союза.

Малый - это независимые предприятия, не имеющие монополии в своей области деятельности и соответствующие количественным критериям по численности работников за год и размеру выручки. В США выделяются 5 подкатегорий малых предприятий, для каждой из них могут быть дифференцированно применены отдельные программы государственной и муниципальной поддержки.

Как показывает анализ, малый бизнес относительная категория. Она выделяется ис-ходя из целей и ресурсных возможностей государства. Дополнительно в некоторых государствах существуют подкатегории микропредприятий или семейных предприятий. Предприятия с одинаковыми характеристиками хозяйственной деятельности могут в одних странах быть объектами программ государственной поддержки, в других государствах их развитие может не быть приоритетным для органов власти.

Статистика показывает высокий вклад малых предприятий в развитие экономики государств - мировых лидеров. В США около 17 млн. малых предприятий. Малый бизнес создает более 40% валового национального продукта. У половины малых предприятий выручка менее 500 тыс. долл. и менее работников. Во всех несельскохозяйственных отраслях экономики в Соединенных штатах Америки почти 97% предприятий являются малыми по стандарту Администрации малого бизнеса. Около 90% малых предприятий в ряде развитых стран ЕС, США, Китай, Индия, Бразилия - это микропредприятия с численностью не более 5 чел. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют экономический смысл лишь в контексте проводимой экономической политики. Поэтому данные об уровне развития малого бизнеса по разным странам несопоставимы.

Государственная политика в сфере малого бизнеса, как правило, исходит из положения о необходимости поддержки и устранения барьеров. Государство, проводя поддерживающую политику, рассчитывает получить отсроченную прямую финансовую выгоду в виде налоговых поступлений будущих периодов либо положительные внешние эффекты, занятость населения, решение проблемы диспропорциональности национальной экономики, развитие инновационных производств и т.д. Как показывает анализ научной литературы, США, Китай, Германия, Чехия, Бразилия и ряд других стран успешно проводят политику поддержки и получают от малого бизнеса ожидаемые положительные эффекты.

В настоящее время поддержка малого бизнеса в России ведется на государственном - федеральном и региональном и муниципальном уровнях. Инфраструктура поддержки включает в себя бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, торгово-промышленные палаты, общественные организации и иные субъекты. Развит весь спектр бизнес-инфраструктуры, о необходимости существования которого ранее высказывались эксперты.

Рассмотрим региональный пример. В г. Москве начинающие предприниматели охвачены комплексом мер. Могут быть предоставлены субсидии на покупку основных средств и материалов, на организацию рабочего места, арендную плату в максимальном размере 350 тыс. руб. Могут быть частично компенсированы до 2/3 процентной ставки рефинансирования, процентная ставка по кредиту и лизингу, затраты на сертификацию, на подключение к электрическим сетям 30% стоимости.

Малые инновационные предприятия могут получить субсидии до 2,5 млн. руб., а работающие в приоритетных направлениях, согласно региональной политике Москвы в 2011 г. - инновации, производство, образование, ремесленничество, здравоохранение до 5 млн. руб. Юридический аспект поддержки, как правило, охватывается либо в рамках структур бизнес-инкубаторов, либо специальными органами. Отдельно существовала "горячая линия" по финансовым, налоговым, бухгалтерским, юридическим вопросам и по взаимоотношениям с проверяющими и иными государственными органами. Важным направлением деятельности региональные власти Москвы считают проведение выставок и конгрессов с целью создания бизнес-связей. Комплекс мер можно охарактеризовать как наиболее полный и охватывающий все основные направления. Несмотря на приложенные усилия по поддержке малого бизнеса с выделением приоритетных векторов развития, результат поддержки некоторыми авторами оценивается как не вполне соответствующий ожиданиям. Основная идея критики заключается в том, что уровень поддержки вышел на мировой, но положительное влияние малого бизнеса на экономику наблюдается в незначительной сфере.

Рассмотрим динамику развития малого бизнеса в России. Данные по всем малым предприятиям предоставлены Росстатом лишь по итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 г. Вследствие несовершенства методики данные для анализа развития малого бизнеса в 2005-2010 гг. доступны в Центральной статистической базе данных без учета показателей микропредприятий 1-15 чел. и индивидуальных предпринимателей. Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте России не может быть определена точно. Эксперты называют долю малого и среднего предпринимательства в ВВП 15-27%. Последние данные Росстатата - 15,5% и 12,4% без учета данных по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям. Таким образом, вопрос точной оценки вклада малого бизнеса в ВВП России остается открытым.

Критики государственной поддержки малого бизнеса в России сообщают о ее неэффективности. Они оперируют фактами снижения численности микропредприятий в Москве в 2011 г. на 3,1% при общем росте по России на 30,6% и падения численности занятых на микропредприятиях в Москве в 2011 г. на 15% при росте по России на 8,7 %. Москва считается регионом с высоким уровнем поддержки малого бизнеса. Отмечается, что в 2011 г. возросло число индивидуальных предприятий в регионах, где не оказывается комплексная поддержка малому бизнесу, Московская, Воронежская, Оренбургская области, Красноярский край и Дальний Восток. Данные о развитии микропредприятий и индивидуальных предпринимателей до 2010 г. Росстатом не обрабатывались, иные открытые источники при условии существования данных отсутствуют. Не имея возможности проверить эффективность программ поддержки малого бизнеса в указанных регионах на интернет-порталах они заявлены, можно предположить отсутствие прямой зависимости роста малых предприятий и уровня государственной поддержки.

По мнению многих современных экспертов, коррупция в органах власти является основной из причин отсутствия значительных результатов в развитии малого бизнеса. Умение установить связь с представителями органов власти и получить материальную выгоду от этого более необходимо предпринимателям, чем создание новой производственной функции и внедрение инновационных идей. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с реализацией целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти". Начинающим предпринимателям выделялись средства в размере до 500 тыс. руб. на покупку основных фондов. Целью программы в моногороде Тольятти являлись стимулирование роста численности малых предприятий и уменьшение безработицы во время кризиса. 70% субсидий были разворованы либо чиновниками, получавшими свою долю в сговоре с предпринимателями, либо непосредственно предпринимателями. Основные средства в большинстве случаев не приобретались либо отдавались обратно продавцу, работники не трудоустраивались. Муниципальные органы не вели учет предпринимателей, организовавших самозанятость и принявших наемных работников по данной программе, так как не велся учет записей в их трудовых книжках.

Мы не можем утверждать, что коррупцией охвачена вся система государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса. Однозначно можно сказать, что ряд услуг, например, консультации по широкому ряду вопросов, проводятся бесплатно и доступны всем желающим предпринимателям. Однако участие в конкурсном распределении дотаций, как показывает практика, в ряде случаев осложнено коррупцией.

Значительную проблему представляет собой излишнее количество законов, поста-новлений и инструкций, необходимых к вы-полнению. Еще большую проблему вызывает разное толкование арбитражными судами официальных документов. Арбитражные суды по-разному толкуют необходимость соблюдения лимита кассы индивидуальным предпринимателем. Предпринимателю проще установить коррупционную связь с налоговым органом в случае замеченного нарушения, имеющего спорный характер, чем обращаться в юридическую консультацию или подавать иск в Арбитражный суд. Упрощение законодательства и отмена многочисленных сложных к трактованию инструкций, положений и правил, на наш взгляд, один из путей оздоровления экономики.

По индексу восприятия коррупции Россия заняла 143-е место из 183 возможных. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса. Срок регистрации нового предприятия доволь-но долог и занимает 22-37 дн. в зависимос-ти от региона.

Российская экономика входит в число крупнейших в мире, однако значительный структурный дисбаланс в сторону энергосырьевого сектора и территориальный дисбаланс в сторону Москвы, Санкт-Петербурга и регионов добычи и переработки нефти вкупе со значительным экономическим расслоением населения определяют характерные черты. Это не могло не отразиться и на структуре по видам деятельности малых и средних предприятий.

В большинстве регионов России не имеет развитых международных связей, сосредоточен в сфере добычи и переработки нефти и не ориентируется на массового обеспеченного потребителя - средний класс ввиду его отсутствия. К примеру, в США массовый, потребитель средний класс читает несколько ежедневных газет, пользуется услугами домашних уборщиц, имеет личный автомобиль. Потребление этих услуг предполагает наличие широкого круга исполнителей, обеспечивающих потребление, в том числе малые предприятия. Отсутствие платежеспособного спроса обусловливает умеренное развитие малого бизнеса в большинстве видов экономической деятельности.

Мы полагаем, что способность малого бизнеса быстро адаптироваться в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка напрямую зависит от уровня развития коррупции и степени государственного регулирования экономики. В настоящее время государственными органами ведется работа по упрощению ведения предпринимательской деятельности. На наш взгляд, система государственной поддержки малого бизнеса в большинстве регионов России развита в достаточной мере. Дальнейшее ее развитие нецелесообразно без борьбы с коррупцией и упрощением законодательства в отношении предпринимателей.

В этом году исполняется 10 лет федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но бизнес малых и средних компаний все это время развивался темпами, которые не превышали скорость роста экономики в целом, и к настоящему моменту роль МСБ в России не выросла. По-прежнему он создает лишь около 20% ВВП (и примерно такую же долю рабочих мест). По-прежнему лишь малая часть таких предприятий выходит на международные рынки. Инвестиции в этой сфере невелики: заметные средства в развитие вкладывают не более 9% предприятий, а две трети вообще не занимаются инвестиционной деятельностью.

Введение упрощенной системы налогообложения стало огромным подспорьем, но способствовало скорее выходу МСБ из тени, чем его качественному прорыву. Типичное малое предприятие в России - это торговая компания, следующая за конъюнктурой рынка и не помышляющая об инновациях. Этот портрет должен очень сильно измениться, чтобы малый и средний бизнес для России стал тем, чем является для развитых стран или быстрорастущих развивающихся - таких как Китай.

В Европе МСБ обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. За последние 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в секторе МСБ. Больше половины малых предприятий осуществляли международную деятельность. Да, в случае с ЕС это куда проще благодаря открытым границам, общей валюте и территориальной близости стран-участников союза. Но более 20% предприятий МСБ осуществляли экспорт и за пределы ЕС - преимущественно в США. Наибольшая доля экспорта приходится на высокотехнологичное оборудование и товары промышленного производства. В США ситуация еще более впечатляющая: 43% экспорта обеспечивают именно малые и средние предприятия (МСП). В Китае - по разным оценкам, от 50% до 70% экспорта. В развитых странах и Китае это не только самый крупный сектор экономики, но и драйвер инноваций, инвестиций, экспорта.


Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

В ближайшем будущем выйграют те предприятия малого и среднего
бизнеса, которые ориентируются на экспорт и инновации

Малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка. У нас 1 миллион 600 тысяч корпоративных клиентов, и 95% из них - это малый и средний бизнес. Правительством поставлена задача увеличить долю МСБ в ВВП в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес - основной клиент правительства. За 2016 год число МСП увеличилось на 6%. Наша задача - дать им открыть и вести бизнес с минимумом проволочек и затрат

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров


Доля субъектов МСБ в общем числе корпоративных клиентов Сбербанка

Процент, на который увеличилось количество субъектов МСБ за 2016 г.

Такое разительное отличие от России - во многом результат исторически сложившегося развития экономики. Львиная доля экономики РФ - это наследие СССР, ориентированное на крупные предприятия. В странах Запада искусственного укрупнения компаний не наблюдалось, преобладание малого бизнеса - это естественное их состояние. Но в любом случае во многих странах мира давно действуют масштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным ОЭСР, поддержка в виде гарантий по кредитам, например, осуществляется практически во всех странах-членах организации (а это несколько десятков наиболее развитых стран со всех концов мира).

Распространено (особенно в Европе) и прямое кредитование МСБ, специальные условия для стартапов и компаний, работающих в сфере «зеленой энергетики». Применяются товарные кредиты, госгарантии по экспортным контрактам, порой налоговые вычеты и отсрочки, консалтинговые услуги, субсидирование процентной ставки по кредитам. Как показывает опыт Китая и стран Восточной Европы, при правильном подходе малые предприятия очень быстро вырастают даже на почве, которую долго возделывали в традициях плановой экономики.

Плановый процент доли
ВВП, которую создаёт
малый и средний бизнес

В 2016 году поддержка российского МСБ, основанная на опыте других стран, получила новый импульс. Для начала была принята стратегия - план развития на срок до 2030 года, а потом и тактика - например, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В «Стратегии развития МСП до 2030 года» поставлены амбициозные цели: увеличение оборота МСП в 2,5 раза, а производительности их труда - в 2 раза; рост доли занятого в МСБ населения до 35%, а доли обрабатывающего производства в структуре МСБ - до 20%. Ну и по традиции в целях - удвоение ВВП, точнее говоря, той доли ВВП, что создает малый и средний бизнес: с 20% до 40%. Это обозначено как главный стратегический ориентир программы.

В Европейских странах распространены специальные условия кредитования
для полезных компаний, например в сфере зелёной энергетики

Три важнейших решения были приняты правительством и реализованы в 2016 году. Первое - это увеличение порога по упрощенной системе налогообложения до 150 млн рублей. Если оборот компании в пределах 150 млн, то она платит только 6% с этого оборота. До этого порог был 60 млн. Намного меньше компаний могли рассчитывать на льготы. Второе - теперь нарушение со стороны МСБ, если оно не повлекло за собой значительных последствий и является первым, наказывается предупреждением, а не более серьезными мерами. И третье - увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций. Уже сейчас МСБ получил госконтрактов на 1,5 млрд рублей

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные контракты

Гарантии по кредитам - очень эффективный способ поддержки, так как позволяет улучшить финансовую ситуацию с минимальными затратами со стороны государства. В ЕС с конца 1990-х гарантии поддержали почти полмиллиона предприятий на сумму более 20 млрд евро. При этом средств из бюджетов стран-участников было выделено примерно на 600 млн (и деньги эти по большей части вернулись в казну). Наибольший рост (в разы) был отмечен в период мирового кризиса в 2008-2010 годах - тогда это стало действенным средством помощи в тяжелой экономической ситуации. В США гарантии Администрации малого бизнеса (SBA) постоянно растут - примерно двукратно за 10 лет. Точных данных по Китаю нет, но последние приблизительные подсчеты говорили о $93 млрд как о гарантированных государством кредитах МСБ - это больше, чем у всех европейских стран и США вместе взятых.

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные гарантии в странах ЕС с конца 1990-х годов

В России активно заговорили о гарантийной поддержке и льготном кредитовании МСБ в 2013 году, какие-то действия стали предприниматься в 2014-2015 годах, и вот в 2016-м наконец окончательно оформилась и заработала трехуровневая модель, в которой участвуют «Корпорация МСП», «Банк МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). РГО и «Банк МСП» работают «на местах» (за 2016 год ими обеспечено гарантий примерно на 35 млрд рублей), а «Корпорация МСП» реализует проекты на федеральном уровне (30 млрд в 2016 году) - такие как «Программа 6,5».

«Корпорация» может дать гарантию под 50% суммы кредита при работе с банками-партнерами (крупнейшим из которых является Сбербанк). С привлечением РГО объем гарантии может вырасти до 70%, РГО в данной схеме выступает как поручитель - что помимо прочего ведет и к снижению ставки по кредиту. А не секрет, что именно ставка и является основным препятствием для развития кредитования, особенно для малых предприятий. Когда мы говорим о том, что средняя ставка для МСБ составляет около 15%, надо иметь в виду, что это 13-14% для средних предприятий, но 20% и выше для малых. Зная это, можно назвать «Программу 6,5» революционной для российского рынка.

Процент, на который может вырасти объем гарантии с привлечением Региональных гарантийных организаций

Текущие ставки под 20% годовых это очень много, малый и средний
бизнес практически не может позволить себе такой кредит

Программа 6,5» - это важнейший проект, который Сбербанк делает совместно с «Корпорацией МСП», - мы предоставляем кредиты среднему бизнесу по ставке 9,6%, малому - 10,6%. За 2016 год мы выдали таких кредитов на 20 млрд рублей. Малый бизнес получил очень дешевые кредитные ресурсы под свои инвестиционные проекты, создал рабочие места в регионах

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую Сбербанк выдал кредитов субъектам МСБ в 2016 г.

«Шесть с половиной» - потому что именно под такой процент ЦБ РФ кредитует банки. К нему прибавляется не более 3% в случае, если речь идет о среднем бизнесе, и не более 4% - если о малом. Плюс комиссия на операционные расходы в размере 0,1%. Получается, малые предприятия могут получать финансирование под 10,6% годовых - совершенно небывалая еще в России ситуация. Это в два раза дешевле существующих сейчас для таких предприятий ставок. Согласно программе, такое финансирование можно получить, если есть потребность в кредите для инвестиционных нужд. Если сумма не превышает 500 млн рублей, то она может быть покрыта средствами кредита полностью. Если превышает, то на 80%. Предприятие из числа малых или средних обращается в уполномоченный банк (на данный момент это Сбербанк или ВТБ), тот отправляет одновременно запрос на соответствие условиям программы в «Корпорацию МСБ» и запрос на получение кредита в ЦБ РФ. В течение нескольких дней документы проверяются и выдается кредит под небывало низкие проценты. В 2016 году решено было расширить программу с 75 млрд до 125 млрд и снизить порог кредита с 50 млн до 10 млн, чтобы максимально включить малые предприятия.

Минимальная сумма кредита, которую субъекты МСБ могут получить по программе

Еще одна масштабная программа направлена на определенный сегмент - сельхозпроизводителей, включая и МСП. В 2017 году стартует с участием Сбербанка программа субсидирования ставок компаниям агропромышленного комплекса, в рамках которой можно будет получить кредит по ставке не выше 5% годовых. Разницу с рыночными ставками (ее измеряют по размеру ключевой ставки ЦБ РФ) банку будет компенсировать государство. Выдавать будут два типа кредитов: краткосрочные (до 1 года) и инвестиционные (до 2-15 лет). Льготы по кредитам существовали и прежде, но компании приходилось сначала брать кредит на рыночных условиях, а потом уже пытаться получить компенсацию. Сейчас сельхозпроизводители смогут сразу понимать, получится ли взять кредит по сниженной ставке. Ни в какие ведомства и организации помимо банка обращаться не придется. Программа подразумевает, что не менее 20% кредитов будет выдано «малым формам хозяйствования».

Льготное кредитование работает не только в рамках федеральных инициатив. К примеру, на Дальнем Востоке в прошлом году стартовала собственная программа с участием Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока, в рамках которой кредиты могут выдаваться под 12,5-13,5% годовых. Всего предполагается выдать 10 млрд рублей на срок до 10 лет. Ожидается, что это создаст дополнительно 1,3 тыс. рабочих мест в регионе, обеспечит прирост регионального валового продукта на 27 млрд рублей и принесет в бюджет регионов почти 7,6 млрд дополнительных налогов.

Кредитные льготы можно назвать опосредованными способами помощи, а есть и прямые. С недавних пор введены жесткие правила по доступу к госзакупкам компаний малого и среднего звена. Квоты МСБ постоянно и быстро расширяются. Если в 2015 году было предусмотрено, что только 9% всех закупок бюджетами разных уровней придутся на МСБ, то в 2016-м - уже в 2 раза больше: 18%. К 2018 году этот уровень должен дойти до весомых 25%.

Финансирование может быть самой сложной, но далеко не единственной проблемой. Существуют проблемы юридические, организационные, проблемы с уровнем информированности и образования самих предпринимателей. Ими тоже занимаются вплотную. По всей России создается сеть МФЦ, призванных создать систему «одного окна» для предпринимателей, обеспечить их всей информацией и поддержкой. Зарождаются и масштабные программы обучения предпринимателей - такие как совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес-класс». В 2016 году стартовал пилот в Татарстане, где участвовали около 30 тыс. человек. В 2017 году география проекта должна расшириться, планируется обучить 100 тыс. предпринимателей. Из ближайших планов - 15 февраля программа стартует в Свердловской области. Для участия уже зарегистрировались 6 тыс. предпринимателей.

Ожидаемая динамика процента гос. контрактов, заключенных с субъектами МСБ

Как показывает опыт, в первые 3 года существования с рынка уходит 90% компаний. Если же помогать им - гарантиями, субсидиями, консультациями, - то эту цифру можно снизить вдвое. Образование, которое позволило бы начинающим предпринимателям избегать распространенных ошибок, - очень важное направление помощи. И мы занимаемся этим, мы «выращиваем» клиента. Вместе с компанией Google в 2016-м разработали и успешно протестировали в Татарстане программу «Бизнес-класс», а в этом году тиражируем ее в новые регионы

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Правительство ожидает, что результат мер поддержки проявится практически сразу. Задача на 2017–2018 годы - обеспечить занятость дополнительно 1,2 млн человек МСБ и оказать поддержку 336 тыс. субъектов предпринимательства. Опыт других стран подсказывает, что вложения в малый бизнес - благодарное дело, которое быстро дает плоды, создает более устойчивую экономику.

Почему малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

Тринадцать лет назад Международный банк запустил проект Doing Business - исследование, помогающее оценить эффективность бизнес-деятельности в разных странах. Ежегодно международная организация публикует результаты исследований, составляя рейтинг стран, в которых удобнее заниматься предпринимательством. Вместе с экспертами изучили первую десятку комфортных для бизнеса государств.

Рейтинг лучших стран для бизнеса показывает, насколько существующие законы способны облегчить ведение предпринимательства - или, наоборот, усложнить бизнес-деятельность. Россия в этом списке занимает, увы, далеко не самые верхние строчки. В опубликованном исследовании за 2016 год нашей стране принадлежит 51 место. Ближайшие соседи РФ и торгово-экономические партнеры по Таможенному союзу - Казахстан и Беларусь - расположились на 41 и 44 местах соответственно. В исследовании участвовали 189 стран.

Светлана Немолина, доцент кафедры экономики Института экономики и статистики: «В ближайшие несколько лет занять значимые места в рейтинге Международного банка нам, как говориться, не светит. Экономика России слишком сильно ориентирована на экспорт ресурсов при невысоком уровне производства, а потому победить зависимость от международных цен на энергоносители нам так просто не удастся».

1 место: Сингапур

ВВП на 2016 год: $142,633 млрд.

Население: 5,703 млн чел.

Несколько лет Сингапур занимает верхние строчки многих рейтингов и гордо несет звание одного из наиболее богатых (по соотношению уровня дохода на душу населения) государств. Экономика Сингапура признана едва ли не самой стабильной в мире.

Александр Арбеков, Институт экономических исследований: «Сингапур - одна из наименее коррумпированных стран в мире, уровень терпимости коррупции нулевой. Кроме того, в этой стране простая одноуровневая система налогообложения».

Организация бизнес-компании в Сингапуре имеет свои особенности. Один из руководителей фирмы обязательно должен быть резидентом государства. Обязательное условие - наличие активного (а не номинального, как это возможно у нас) офиса с секретарем-резидентом страны. Из плюсов: уставной капитал может равняться $1, а при работе исключительно за пределами Сингапура компания освобождается от налогов.

Зарегистрировать компанию можно за один-два дня - все процессы максимально компьютеризированы.

2 место: Новая Зеландия

ВВП на 2016 год: $55,632 млрд.

Население: 4,555 млн чел.

Когда-то Новая Зеландия была исключительно аграрной страной, практически полностью зависящей от Великобритании. За двадцать лет стране удалось невозможное: с самых низов экономических рейтингов она вырвалась в лидеры: в 2012 году Новая Зеландия стояла на первом месте в списке Doing Business, а с 2013 по текущий год - на втором.

Максимально высокие показатели по критерию личных свобод и минимальное вмешательство государства в частный бизнес делают ее привлекательной для ведения предпринимательства.

Новая Зеландия предоставляет возможность зарегистрировать компанию в семи правовых формах, наиболее распространенной из которых считается - Limited Liability Company или Ltd (аналог нашего ООО). Из преимуществ: отсутствие требований об обязательном участии в деятельности фирмы резидентов острова, отсутствие жестко фиксируемой законом величины уставного капитала, низкая налоговая ставка. Новой Зеландией подписано более 30 соглашений, позволяющих избежать двойного налогообложения.

Регистрация компании в государственных органах занимает порядка пяти дней.

3 место: Дания

ВВП на 2016 год: $83,424 млрд.

Население: 5,690 млн чел.

Дания почти всегда опережает страны скандинавского полуострова в экономических рейтингах. Открытая экономика, высокий уровень доходов, но при этом и высокие налоги. Это страна, где начать собственный бизнес можно при минимальных затратах; регистрация и получение всевозможных разрешений в этой стране не требуют капиталовложений. Один из наиболее устойчивых показателей экономики Дании - низкий уровень инфляции и стабильно высокая заработная плата.

Основное преимущество при регистрации компании в Дании - отсутствие требований по руководящему составу. Налоговое законодательство лояльно к начинающим бизнесменам: стандартная ставка налога на прибыль составляет 25%, а при ведении бизнеса за пределами страны деятельность компании налогом не облагается. Но требования к уставному капиталу жесткие - от 50 000 датских крон в зависимости от формы собственности.

Зарегистрировать компанию можно за два-три дня, а при наличии ID резидента страны - на соответствующем сайте буквально за день.

4 место: Корея

ВВП на 2016 год: $706,241 млрд.

Население: 50,513 млн. чел.

Южная Корея - известное «экономическое чудо» азиатского региона. При небогатых природных ресурсах эта страна сумела построить устойчивую экономику по собственной схеме. Второй год подряд Корея остается на стабильном четвертом месте в рейтинге благоприятных для бизнеса стран. Обеспечивает такую стабильность ее система налогообложения и низкий уровень коррупции.

Преимуществ организации компании в Южной Корее велики: минимум документов, требующихся для регистрации юридического лица (правда, для иностранцев необходимы нотариально заверенные переводы документов); отсутствие требований к составу учредителей или директоров; отсутствие ограничений на деятельность иностранцев. Дополнительный плюс: налоговая ставка - 13% при условии прибыли до $100 000.

Регистрации компании займет до 1 месяца.

5 место: Гонконг

ВВП на 2016 год: $164,393 млрд.

Население: 7,338 млн чел.

Главный сектор экономики Гонконга - торговля. Именно это и объясняет слегка пошатнувшиеся позиции в рейтинге по сравнению с прошлыми годами. Активно развивающаяся экономика Гонконга считается одной из самых открытых и интегрированных в международные процессы в мире. Гонконг лидирует по уровню трансграничной торговли и степени защиты интересов финансовых партнеров.

Привлекательность Гонконга в низких налогах. Налог на прибыль равен 16,5%, при условии деятельности компании на территории административной зоны. Если же фирма получает доход за пределами страны, то прибыль налогообложению не подлежит. В стране отсутствует валютный контроль. Стать владельцем собственной фирмы в Гонконге может любой иностранец, достигший 18 лет. Из минусов - обязательное наличие секретаря, на роль которого годится только резидент государства.

Регистрация компании займет от 15 до 25 дней, чуть меньше времени уйдет на открытие счета в одном из банков страны.

6 место: Великобритания

ВВП на 2016 год: $953,130 млрд.

Население: 65,074 млн чел.

Мировой финансовый центр и одна из наиболее стабильных и устойчивых экономик Европы за несколько лет усилила позиции в рейтинге, поднявшись с 10 места в 2012 до 6 в 2016 году. Несмотря на слабые характеристики в области рынка труда и получения разрешений, Британия уверенно лидирует в сфере развития технологий и инноваций.

Наиболее распространенная форма собственности компании в Великобритании - общество с ограниченной ответственностью - Ltd. Минимальный уставной капитал равняется двум фунтам стерлингов. Страна заключила более 100 договоров об исключении двойного налогообложения, в том числе с Россией, Казахстаном, Украиной. Из дополнительных плюсов: сведения о реальном владельце компании защищены законом и не подлежат разглашению без особых причин.

На регистрацию компании законом Великобритании отводится 24 часа, а получить полный пакет готовых документов вы сможете через две недели.

7 место: США

ВВП на 2016 год: $6 941,780 млрд.

Население: 323,888 млн. чел.

Более десятилетия подряд США не выходит из списка Топ-10 стран благоприятных для ведения бизнеса. Но при этом стране ни разу не удалось занять первое место. Причина тому - низкий показатель в области рынка труда и коррупционная составляющая. При этом с США легко зарегистрировать предпринимательство и получить требуемые разрешения.

Регистрация собственной компании в США может потребовать предварительного изучения законодательства разных штатов, где могут различаться ставки налогообложения. Некоторые эксперты называют идеальными условия, предлагаемые иностранным лицам правительством штата Делавер, кто-то считает наилучшей территорией для старта Калифорнию. Вся процедура регистрации проста и недорога. Из минусов - необходимость открытия счета в американском банке. Согласно законодательству, сделать это можно лишь при наличии номера социального страхования. Выдается он гражданам США и обладателям GreenCard.

Регистрация компании при наличии всех необходимых документов занимает от нескольких часов до пары дней в зависимости от штата.

8 место: Швеция

ВВП на 2016 год: $159,510 млрд.

Население: 9,851 млн чел.

Стабильность в банковском секторе, развитый социальный сектор, высокий показатель уровня личностной свободы, высокий уровень оплаты труда, развитые технологии и инновации обеспечили Швеции 8 место в рейтинге Doing Business. О степени развитости и доступности бизнеса говорит и другой показатель: 90% экспорта производится частными предприятиями. Швеция - страна, в которой едва ли не самый высокий уровень жизни не только в Европе, но и в мире. При этом Швеция отличается «негуманным» уровнем налогообложения, что и стало главным препятствием на пути к верхним строчкам рейтинга.

При всей лояльности государства к частному бизнесу иностранцам в Швеции открыты лишь две формы собственности при регистрации предприятий: Privat Aktiebolag (аналог ООО) и Publikt Aktiebolag (аналог ОАО). Минимальный уставной капитал - 100 000 шведских крон. В основу капитала может лечь и имущество, в том числе и интеллектуальная собственность. Одним из самых популярных направлений для деятельности компаний на территории Швеции является IT-сфера. Нет ограничений на состав учредителей; однако должность директора может занимать только человек, имеющий разрешение на работу в стране. При наличии в собственности не менее 50% акций компании и возможности обеспечить себя и свою семью правительство готово предоставить вид на жительство, а затем и гражданство.

Время регистрации компании рекордно низкое - два часа в с момента подачи всех документов.

9 место: Норвегия

ВВП на 2016 год: $144,145 млрд.

Население: 5,268 млн чел.

Так как Норвегия - нефте- и газодобывающая страна, то доход ее напрямую связан с международными ценами на энергоносители. Сокращение нефтедобычи повлекло за собой и понижение в рейтинге - вот уже несколько лет Норвегия не поднимается выше девятого места в Doing Business.

Открытие собственного бизнеса в Норвегии потребует времени. Во-первых, необходимо получать разрешение на любой вид деятельности, а потому определиться со сферой деятельности следует максимально четко. Во-вторых, зарегистрировать компанию можно только при наличии ID, то есть имея вид на жительство. В третьих - все документы необходимо предоставить только на норвежском языке. Уставной капитал начинается от 30 000 шведских крон; сумма должна быть на счете еще до завершения процедуры регистрации.

Сама процедура регистрации занимает три дня с момента подачи полного пакета документов, но компании предварительно необходимо получить регистрационный номер в Центральном координационном регистре компаний (Brønnøysund Register Centre).

10 место: Финляндия

ВВП на 2016 год: $77,358 млрд.

Население: 5,528 млн чел.

Финляндия - страна с одной из самых крепких и устойчивых экономик Европы. Ее в наименьшей степени, по оценкам экспертов, затронул последний экономический кризис, и даже банковская система избежала печальных последствий краха международных финансовых институтов. Отличные показатели в области борьбы с коррупцией - уровень терпимости приближен к нулю, высокие оценки по критериям: инновации, коммуникации, права собственности и личные свободы.

Для регистрации компании иностранцам необходимо получать специальное разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. Минимальный уставной капитал - 2 500 евро; в числе директоров компании желательно иметь резидента Европейского экономического пространства, в противном случае придется получать разрешение на занимаемую должность от Бюро патентов и регистраций. В стране действуют постоянные центры поддержки бизнеса, где можно получить бесплатную консультацию на шведском, английском, а в некоторых районах и на русском языках. Начинающим бизнесменам, не имеющим иного источника дохода, кроме собственного стартапа, государство выплачивает «стартовые» деньги - вид материальной помощи, призванной поддержать предпринимателя до того момента, как компания начнет приносить прибыль.

Регистрация компании займет от двух дней, при условии электронной подачи документов - около 24 часов.

о роли малого бизнеса в развитых странах. Рассмотрим состояние малого бизнеса еще в двух странах. Именно на примерах этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку.

Малый бизнес во Франции.

Малый бизнес в развитых странах это прежде всего относится к Франции. Ведь малый бизнес во Франции существует уже много веков, имеет свои традиции. И во многом способствовал многовековому экономическому развитию страны. Во Франции к категории малого бизнеса относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Число таких предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек.

В стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли.

Особую помощь государство оказывает предпринимателям, открывающим свой бизнес в зонах экономического развития. Для таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для некоторых, особо требуемых видов бизнеса, предпринимателям выплачиваются подъемные.

Для безработных, решивших создать собственный бизнес, создана особая система поддержки бизнеса. Они освобождаются от налогов не на 2, а на 3 года и на год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п.

Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение , ссуд и субсидий. Государственная программа, поддерживающая малый бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм в предкризисный период. Кроме того, малый бизнес стал достаточно конкурентоспособным, т.к. оснащается современным оборудованием, использует новейшие технологии и материалы.

Малый бизнес в развитых странах — малому бизнесу во Франции уже сотни лет.

Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Быть бизнесменом во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок.

Именно во Франции, особенно в глубинке, существуют малые предприятия с многовековой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Малый бизнес создает во Франции около 50% новых рабочих мест. Это неоценимый вклад в экономику и социальную политику государства. Ведь до 15% трудоспособного населения Франции являются безработными, что является одной из главных проблем государства.

Но в последнее время, особенно после прихода к власти социалистов (правительство, предшествующее нынешнему) и, проводимой ими , положение малого бизнеса существенно усложнилось. Налоговый пресс сильно ударил по бизнесу во Франции. Количество французских фирм, которые находятся на грани банкротства, бьет все рекорды, отмечают французские источники. И в первую очередь это относится к представителям малого бизнеса. В последнее время количество предприятий, которые находятся на пороге банкротства, достигло рекордного уровня. И 90% из этих компаний являются мелкими, то есть количество работников у них меньше 10. Банкротство большого количества частных фирм может больно ударить по стабильности экономики Франции.

Малый бизнес в Китае.

Малый бизнес в развитых странах — это рассказ и о малом бизнесе Китая. В гигантском росте китайской экономики очень существенную роль играет и быстрый рост малого бизнеса. Испокон веков китайцы считались очень предприимчивым, трудолюбивым и организованным народом.

А мелкое кустарное производство развивалось в Китае с древности. Именно с кустарного производства начиналось современное китайское частное предпринимательство. И в последнее время частные предприятия, особенно мелкие, растут как грибы. По данным Государственного комитета статистики КНР в стране насчитывается более 3 млн. малых предприятий и более 32 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Именно считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на предприятиях малого бизнеса трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Кроме того, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства, различные малые предприятия в области новых технологий и программирования производят самую современную продукцию. Для таких компаний созданы многочисленные технопарки, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Для многих китайских компаний крупного бизнеса характерен старт именно с малого бизнеса в таких технопарках.

В настоящее время доля малого бизнеса составляет 55% национального производства. Это меньше, чем в странах Евросоюза, но следует учесть, что малый бизнес Китая достиг таких показателей только за последние 32-33 года и с каждым годом все более и более увеличивает свою долю в национальной экономике.

Малый бизнес в развитых странах — фонды по поддержке малого бизнеса в Китае.

Правительство Китая уделяет развитию малого бизнеса очень большую поддержку. Оно старается различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики, налогообложения, улучшения условий кредитования, инвестирования субъектов малого бизнеса. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого бизнеса, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами предприятий малого бизнеса, с целью получения банковских кредитов на развитие бизнеса.

Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов предприятий малого бизнеса, обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

Во многих китайских университетах уже более 15 лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело. В рамках таких проектов китайские университеты сотрудничают с ведущими американскими университетами. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеcа.

Малый бизнес в развитых странах — поддержка малого бизнеса правительством Китая.

В последние годы правительство Китая приняло ряд дополнительных мер по развитию малого бизнеса. В качестве меры по стимулированию экономики введены для малого бизнеса. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого бизнеса, чей ежемесячный объем продаж не превышает 20 тысяч юаней (приблизительно 3,3 тыс. долларов). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых предприятий.

Как видим, именно малый бизнес создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвует в освоении инновационных технологий. Китайское правительство, в свою очередь уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения малого бизнеса, создания фондов поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций, расширения программ кредитования малого бизнеса.