Экономика и социология труда. Генкин Б.М. Предмет и основы методологии современной экономики и социологии труда А экономика и социология труда

7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.

Учебник подготовлен в соответствии с примерной программой дисциплины "Экономика и социология труда", утвержденной Министерством образования РФ.
Автор исходит из понятий, которые являются основополагающими как для экономики, так и для социологии труда: качество жизни, потребности и потенциал человека, эффективность, мотивы, условия труда, справедливость, распределение доходов.

В учебнике использованы результаты работ, проведенных автором при финансовой поддержке Фонда Сороса, Российского фонда фундаментальных исследований, Министерства образования РФ.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, специалистов по управлению предприятиями.

Формат: pdf / zip

Размер: 4,43 Мб

/ Download файл

Содержание
Предисловие к седьмому изданию 10
Предисловие к первому изданию 11
Глава 1. Предмет и методология курса
1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма, собственность, труд, качество жизни, социально-экономическая система, доход, капитал 13
1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 20
1.2.1. Сущность трудового процесса 20
1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов 24
1.3. Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами социально-экономических систем 27
1.4. Структура наук о труде и персонале. Их взаимосвязи с другими науками 30
1.5. Методология комплексного исследования экономических и социальных проблем труда 38
Основные понятия 42
Контрольные вопросы и темы исследований 42
Глава 2. Модель человека. Качество жизни
2.1. Структура модели человека в социально-экономических системах 43
2.2. Понятие качества жизни 45
2.3. Цели, ценности и природа человека 47
2.3.1. О смысле и целях жизни 47
2.3.2. Система ценностей и природа человека 52
2.4. Динамика процессов развития цивилизации 58
2.5. Эволюция представлений о показателях качества жизни 66
2.6. Повышение качества жизни как национальная идея и цель деятельности органов управления государством 71
Основные понятия 74
Контрольные вопросы и темы исследований 74
Глава 3. Потребности человека
3.1. История проблемы, или Почему А. Маслоу не строил пирамиду потребностей 75
3.2. Модель структуры потребностей 79
3.2.1. Требования к модели 79
3.2.2. Потребности существования 79
3.2.3. Потребности достижения целей жизни 82
3.3. Динамика потребностей 86
3.3.1. Психологический аспект 86
3.3.2. Синергетический аспект 87
3.3.3. Маржиналистский аспект 88
3.4. Принципы общей теории потребностей 90
Основные понятия 92
Контрольные вопросы и темы исследований 92
Глава 4. Потенциал человека
4.1. Понятия: рабочая сила, человеческий капитал, трудовой потенциал 93
4.2. Компоненты трудового потенциала 94
4.2.1. Здоровье 94
4.2.2. Нравственность 101
4.2.3. Творческий потенциал 109
4.2.4. Активность 112
4.2.5. Организованность и ассертивность 115
4.2.6. Образование 116
4.2.7. Профессионализм 117
4.2.8. Ресурсы рабочего времени 118
4.3. Предпосылки реализации потенциала человека 120
4.4. Качество населения страны и персонала предприятия 122
Основные понятия 126
Контрольные вопросы и темы исследований 126
Глава 5. Мотивы деятельности человека
5.1. Виды мотивов 127
5.2. Матрица «цели-средства» 131
5.3. Структура систем мотивации 133
5.4. О теориях мотивации и стилях управления 136
5.5. Принципиальная схема мотивации эффективной производственной деятельности 140
Основные понятия 142
Контрольные вопросы и темы исследований 142
Глава 6. Эффективность экономической деятельности
6.1. Структура экономических ресурсов 143
6.2. Компоненты деятельности человека 144
6.3. Сущность и показатели эффективности труда 150
6.3.1. Основные аспекты понятия «эффективность» 150
6.3.2. Продуктивность и рентабельность труда 151
6.4. Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствия 158
6.5. Творчество - основной источник прибыли в экономике XXI века 162
6.6. Эффективность инвестиций в человеческий капитал 170
Основные понятия 173
Контрольные вопросы и темы исследований 174
Глава 7. Основные понятия организации труда
7.1. Виды и границы разделения труда 175
7.2. Производственный, технологический и трудовой процессы 177
7.3. Условия труда 181
7.4. Рабочее место. Структура производственной операции 183
7.5. Классификация затрат рабочего времени 187
7.6. Система норм и нормативов труда 192
7.7. Структура задач оптимизации трудовых процессов и норм труда 203
7.8. Методы нормирования труда. Коэффициент выполнения норм 207
Основные понятия 210
Контрольные вопросы и темы исследований 211
Глава 8. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени
8.1. Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени 212
8.2. Хронометраж 215
8.3. Фотография рабочего времени 221
8.4. Анализ структуры рабочего времени методом моментных наблюдений 225
Основные понятия 230
Контрольные вопросы и темы исследований 231
Глава 9. Нормативные материалы для организации и нормирования труда
9.1. Структура нормативов 232
9.2. Требования к нормативам и основные этапы их разработки 237
9.3. Методы установления нормативных зависимостей 240
9.4. Дифференцированные и укрупненные нормативы 245
Основные понятия 252
Контрольные вопросы и темы исследований 253
Глава 10. Оптимизация численности и структуры персонала
10.1. Структура норм времени и последовательность установления норм труда 254
10.2. Принципиальные схемы определения численности персонала 259
10.3. Анализ форм взаимодействия элементов производства при расчетах норм численности 260
10.4. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности 262
10.5. Общая задача оптимизации разделения труда и численности персонала 265
10.6. Методы оптимизации разделения труда и численности персонала в производственных системах 270
10.6.1. Циклические процессы 271
10.6.2. Нециклические процессы 276
10.6.3. Многофазные системы (методика оптимизации разделения труда по обслуживанию оборудования) 280
Основные понятия 282
Контрольные вопросы и темы исследований 282
Глава 11. Распределение доходов и оплата труда
11.1. Принципы формирования доходов в рыночной экономике 284
11.2. Статистический анализ распределения личных доходов 290
11.3. Структура дохода сотрудника предприятия 297
11.4. Формы и системы заработной платы 306
11.5. Расчет фондов заработной платы 309
11.5.1. Структура фондов заработной платы 309
11.5.2. Методы расчета нормативных фондов оплаты труда 311
11.5.3. Расчет фондов поощрения 316
11.6. Оптимизация структуры дохода сотрудников предприятия 318
11.7. О сущности заработной платы, или Чем торгуют на рынках труда 321
11.8. Модели формирования доходов социальных групп предприятия 328
11.8.1. Социальные группы предприятия по источникам и видам доходов 328
11.8.2. Взаимосвязи рыночных и организационных факторов установления ставок оплаты труда на предприятии 330
11.8.3. Возможности оптимизации распределения дохода предприятия 334
11.9. Модели мотивации эффективной работы предприятия и его подразделений 338
Основные понятия 341
Контрольные вопросы и темы исследований 342
Глава 12. Социально-трудовые отношения
12.1. Общая характеристика социально-трудовых отношений 343
12.2. Проблема отчуждения 347
12.3. Теоретические основы и предпосылки социального партнерства 350
12.3.1. Принципы и опыт организации социального партнерства 350
12.3.2. Возможности согласования интересов социальных групп на предприятиях России 356
12.4. Справедливость 359
12.5. Синергетический анализ моделей взаимодействия людей в производственных системах 364
12.6. Профессиональная этика 367
12.6.1. Эффективность морали 367
12.6.2. Общее и частное в профессиональной этике 371
12.7. Проблемы девиантного поведения на предприятиях 375
Основные понятия 380
Контрольные вопросы и темы исследований 380
Глава 13. Системы управления человеческими ресурсами
13.1. Структура систем управления человеческими ресурсами 381
13.2. Рынок труда и управление занятостью 385
13.2.1. Основные характеристики рынка труда 385
13.2.2. Безработица 388
13.2.3. Управление занятостью 394
13.3. Управление продуктивностью и оплатой труда 398
13.3.1. Взаимосвязи проблем продуктивности, оплаты труда и технического уровня производства 398
13.3.2. Почему уровни продуктивности и оплаты труда в России существенно ниже, чем в развитых странах 404
13.3.3. Институциональные предпосылки повышения продуктивности и оплаты труда в результате освоения новых технологий 407
13.3.4. Управление динамикой продуктивности и заработной платы на предприятии 412
13.4. Принципы совершенствования управления человеческими ресурсами предприятий 416
13.4.1. Виды организационных преобразований 416
13.4.2. Сущность преобразований в управлении человеческими ресурсами предприятий 419
Основные понятия 424
Контрольные вопросы и темы исследований 425
Литература 426
Приложение. Краткая характеристика научных результатов автора, использованных в учебнике 435
Information about the author 442
Summary 442
Contents 443

Учебник и практикум, состоящий из двух частей, содержит теоретические и практические материалы, позволяющие получить представление об экономических и социальных аспектах современного процесса труда. Особенность данного издания - попытка рассмотреть экономические и социальные проблемы трудовой сферы на макроуровне и предложить методики анализа и оценки ситуации на микроуровне (конкретного предприятия, фирмы). В первой части учебника изложены основы методологии современной экономики и социологии труда, формирование трудовых ресурсов и роль трудового потенциала в экономическом развитии общества, вопросы регулирования и планирования численности работников, организации, нормирования и оплаты труда. Практикум к каждой главе включает тесты, задачи, задания, материалы для форумов и самостоятельной работы, темы рефератов. Большое количество примеров и заданий ориентировано на использование количественных методов анализа социально-экономических данных в сфере труда. Учебник и практикум предназначен для бакалавров, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям, а также может быть интересен преподавателям вузов и специалистам, занимающимся экономическими и социальными проблемами труда.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Иванова Наталья Алексеевна, Жулина Елена Геннадьевна

    Экономика и социология труда. Шпаргалка

    Иванова Наталья Алексеевна – ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

    Жулина Елена Геннадьевна – ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

    1. Предмет социологии труда

    Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

    Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

    Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

    Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

    Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

    Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

    В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

    Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

    Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

    Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

    2. Предмет экономики труда

    Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

    Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.

    Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.

    В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.

    Основными проблемами изучения экономики труда являются:

    1) исследование научных основ организации труда;

    2) анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

    3) исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

    4) раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

    5) рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;

    6) определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;

    7) раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;

    8) определение основных групп трудовых показателей на предприятии;

    9) исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

    Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.

    Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.

    3. Связь социологии труда с науками о труде

    Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.

    Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

    Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

    Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.

    Цели, задачи и значение дисциплины «Экономика и социология труда».Объект и предмет дисциплины «Экономика и социология труда», ее взаимосвязь с другими науками.Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества. Классификация труда по различным признакам. Роль труда в развитии общества. Труд как социологическая категория.

    Цели, задачи и значение дисциплины «Экономика и социология труда». В условиях перестройки всей социальной и экономической жизни страны, когда бизнесом довольно часто занимаются лица, не имеющие специального экономического образования, возрастает роль экономических наук и социологии в решении производственных задач.

    Экономика и социология труда, развиваясь на стыке экономических наук и социологии, используя достижения многих других наук – психологии, эргономики и других – вооружает менеджеров знаниями об основных социально-экономических процессах, протекающих в трудовых коллективах, и умением решать проблемы, которые возникают в процессе трудовой деятельности.

    Одна из основных проблем любого производства, любого коллектива работников заключается в том, чтобы создать условия для более интенсивного труда, для повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. В этом залог снижения издержек производства, что способствует победе в конкурентной борьбе на рынках товаров и услуг.

    Таким образом, центральным моментом экономики и социологии труда является труд. Труд – это деятельность, связанная с затратами умственной, физической и нервной энергий, которую люди прилагают ради удовлетворения своих потребностей.

    Как лучше всего организовать такую деятельность и управлять ею – это вопросы, которым посвящена научная дисциплина “Экономика и социология труда”. С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяется теоретическое и практическое представление о труде, вырабатываются совершенно новые основы жизнедеятельности и развития. Будучи важнейшей экономической категорией, понятие труда является многоплановым, многоаспектным понятием, требующим постоянного исследования и уточнения. По существу все проблемы общества можно рассматривать через призму труда. Экономика и социология труда в настоящее время является одной из немногих наук, в которых реализуется комплексный подход к анализу экономических и социальных аспектов трудовой деятельности. Объективно это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей:

    Создания благоприятных условий труда и развитие способностей человека в в процессе трудовой деятельности;

    Повышения эффективности производства.


    Из этих целей необходимо исходить при анализе проблемы труда на всех уровнях экономической деятельности: от рабочего места до мирового хозяйства. Объект исследования требует учёта взаимосвязей технических, экономических, социальных, физиологических, психологических, этических, экологических и других аспектов трудовой деятельности.

    Основные задачи дисциплины «Экономика и социология труда» определены ее целью, которая предусматривает изучение процессов формирования рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

    Задачи дисциплины «Экономика и социология труда» состоят в следующем:

    В изучении сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества;

    В изучении факторов и резервов эффективной занятости;

    В изучении формирования и рационального использования трудового потенциала;

    В изучении способов повышения эффективности и производительности труда;

    В выявлении взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.

    На Западе предпосылки развития направления «Экономика и социология труда» возникли ещё в XIX веке. В научной литературе принято выделять две основные школы, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: школа «научного менеджмента», основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа «человеческих отношений», возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисберга. Полемика между двумя доминирующими концепциями, выдвинутыми этими школами, так же, как и попытка синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовала возникновению и развитию новых течений, в частности, и «Экономики и социологии труда». Предшественницей «Экономики и социологии труда» в России стала дисциплина «Экономическая социология», которая возникла совсем недавно. Дело, в том, что в СССР социология вообще долго не признавалась официальной наукой. В 1986 г. В одной из новосибирских школ началось преподавание курса «Экономическая социология». А первая серьёзная попытка выхода в «свет» экономической социологии была предпринята в работах той же новосибирской школы в 1991 году. Она суммирована в книге Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной «Социология экономической жизни».

    В настоящее время экономическая социология представлена научной дисциплиной «Экономика и социология труда». Основные задачи дисциплины «Экономика и социология труда» определены ее целью, которая предусматривает изучение процессов формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

    Первая главная задача – изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

    Вторая задача – рассмотрение факторов и резервов эффективной занятости.

    Третья задача – изучение формирования и рационального использования трудового потенциала.

    Четвертая задача - выявление способов повышения эффективности и производительности труда.

    Определяющими предпосылками для решения трех последних задач являются:

    во-первых, знание механизма реализации российских законов и социально-экономической политики регулирования социально-трудовых отношений;

    во-вторых, знание закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

    Пятая задача – выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.

    Объективная необходимость изучения проблем экономики и социологии труда объясняется рядом обстоятельств.

    С переходом российской экономики к рыночным отношениям в стране появляются изменения в области: привлечения и использования рабочей силы; социально-трудовых отношений; организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. В связи с этим каждый специалист (независимо от сферы приложения его труда) в целях адаптации к рынку должен повышать социально-экономическую культуру, качество, объем профессиональных знаний и навыков в сфере труда и развития социально-трудовых отношений.

    Экономика и социология труда помогает разобраться в следующих вопросах:

    Как будут осуществляться спрос и предложение на рабочую силу в условиях конъюнктуры рынка?

    Как следует организовать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации), чтобы предприниматель получил наибольшую прибыль, а общество в целом – дополнительный валовый национальный продукт (ВНП) и валовой национальный доход (ВНД)?

    Как следует построить оплату труда, заключить трудовой договор, чтобы создать условия для повышения уровня и качества жизни населения?

    Как разрешить трудовой конфликт, возникший в условиях производственной ситуации, как разрешить индивидуальный и коллективный трудовой спор?

    Как нейтрализовать безработицу и сформировать надежную систему социальной защиты населения в условиях скачущей инфляции и гиперинфляции?

    Экономика и социология труда позволяет получить более полный спектр экономических знаний в области трудовых отношений. Следовательно, знания в области экономики и социологии труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности, и помогают выработать научно обоснованные подходы к решению социально-экономических проблем рынка труда, занятости и рационального использования труда в обществе

    Объект и предмет дисциплины «Экономика и социология труда», ее взаимосвязь с другими науками. В системе наук о труде существует довольно много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в тоже время взаимосвязаны: управление персоналом, физиология труда, психология труда, мотивация трудовой деятельности, кофликтология, инновационный менеджмент в кадровой работе, этика деловых отношений, рынок труда (управление занятостью), демография, история труда и предпринимательства, политика доходов и заработной платы, трудовое право, экономика труда, социология труда и др.

    Последние две специализированные науки - «Экономика труда» и «Социология труда» – «входят» в состав «Экономики и социологии труда», поскольку у этих дисциплин много общего: объект исследования – труд человека, коллектива, общества. Различия между ними заключаются в предмете изучения.

    Предмет изучения экономики труда – экономические отношения, возникающие в обществе, регионах и на конкретных предприятиях в процессе использования труда.

    Предмет изучения социологии труда – социальные отношения, социальные процессы в сфере труда, проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда. На практике проблемы экономики труда и социологии труда взаимосвязаны. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

    Таким образом, объектом изучения дисциплины «Экономики и социологии труда» является труд, то есть целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

    Предметом данной дисциплины является: изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.

    Исследуя и анализируя общественный труд, экономика и социология труда использует категориальный аппарат как общий для обеих наук, так и специфичный для каждой из них.

    Экономическими дефинициями (определениями) являются: рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормативы образования социальных фондов, нормы времени, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др.

    Социологические дефиниции – это социальные процессы, социальные отношения, социальная группа, социальный статус, нормы поведения, ценностные ориентации, ценностно-нормативное регулирование трудового поведения, мотивация, адаптация и др.

    Включение социологических дефиниций в научный оборот понятий и категорий экономики труда позволяет более глубоко и дифференцированно изучать сущность и место труда в жизни человека и общества при рыночной трансформации экономики.

    Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества. Элементы трудового процесса. Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд является непременным условием жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и обеспечивают развитие прогресса общества.

    Выполняя определенный вид деятельности по производству продукции или оказанию услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса – предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.

    К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки (то, из чего производить ).

    Средства труда – это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест (то, посредством чего производят).

    Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией – это способ воздействия на предметы труда, который определяется уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.

    Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, то есть обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом экономических и социальных отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).

    Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.

    Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях – штуках, тоннах, метрах и т.п.

    В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате его реализации.

    В данном случае человек выступает как трудовой потенциал.

    Понятие трудовой потенциал представляет собой интегральную характеристику количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп людей, трудоспособного населения в целом по участию в общественно-полезном труде.

    При наличии рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояким образом:

    Либо на основе самозанятости, выступая, как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке и получающий доход, и прибыль для самостоятельного использования;

    Либо как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю – работодателю, субъекту собственности.

    На протяжении всей истории своего существования человечество познает способы взаимодействия с природой, находит более совершенные формы организации производства, пытается достичь большего эффекта от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, преумножая свои знания, опыт, производственные навыки.

    Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами. Происходит непрерывное обновление и совершенствование орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему полный объем запаса знаний и производственного опыта; новое поколение, в свою очередь приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению – все это происходит по восходящей линии.

    Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие для осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса является живой труд, т.е. сам человек. Таким образом, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

    Классификация труда по различным признакам. Понятие «условия труда». Выделяют следующие классификационные признаки видов труда:

    Характер труда выражает то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношений. Современная экономическая реформа выводит всех участников производства в обществе на рыночные отношения, коренным образом изменяя производственный отношения: прежде всего, это смена форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход на свободное предпринимательство, основанное на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке связи между людьми – от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда.

    Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Эти функции предопределены развитием орудий труда, организацией труда, уровнем общественного и профессионального разделения труда, мастерством самого работника. Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, демонстрирует уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд, прежде всего, как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.

    Таким образом, содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления: сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно в той или иной форме способствует изменению другой.

    Характер труда в значительной степени формируется под влиянием особенностей содержания труда в зависимости от доли физического и умственного труда, уровня квалификации и интеллекта, уровня властвования человека над природой и др.

    Разнообразие характера и содержание труда находит отражение в классификации труда по различным признакам.

    I признак – по характеру и содержанию труда

    Труд наемный и частный;

    Труд индивидуаль­ный и коллек­тивный;

    Труд по желанию, необходимо­сти и прину­ждению;

    Труд фи­зический и умственный;

    Труд репродуктив­ный и творче­ский;

    Труд разной степени сложности.

    II признак – по предмету и продукту труда труд можно классифицировать по следующим видам:

    Труд научный, инженерный;

    Труд управленческий;

    Труд производствен­ный;

    Труд предпри­нимательский;

    Труд инновационный;

    Труд промышленный;

    Труд сельскохозяйст­венный;

    Труд транс­портный;

    Труд ком­муникационный.

    III признак – по средствам и способам труда труд можно классифицировать по следующим видам:

    Труд ручной (технически невооружен­ный), механи­зированный и автоматизи­рованный (компьютери­зированный);

    Труд низко-, сред­не- и высоко-технологич­ный;

    Труд с различной степенью уча­стия человека.

    VI признак – по условиям труда труд можно классифицировать по следующим видам:

    Труд ста­ционарный и пере­движной;

    Труд наземный и подземный;

    Труд легкий, средней тя­жести и тя­желый;

    Труд привлека­тельный и непривле­кательный;

    Труд свободный и с различ­ной степе­нью регла­ментации.

    Сохранение и развитие личности работника в процессе труда, повышение содержательности и привлекательности труда в определяющей степени зависит от условий труда. Что понимается под условиями труда и как они формируются?

    Условия труда – это совокупность элементов производственного процесса, окружающей (производственной) среды, внешнего оформления рабочего места и отношения работника к выполняемой работе, которые раздельно или в совокупности оказывают влияние на функциональное состояние организма человека в процессе труда, его здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом, продолжительность жизни, воспроизводство рабочей силы, всестороннее развитие физических, духовных и творческих сил и, вследствие этого, на эффективность труда, а также на результаты трудовой деятельности.

    В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты :

    Социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);

    Социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);

    Социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания - загрязненность, травматизм, профзаболевания;

    Социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины.

    Условия труда как объективное общественное явление формируются под воздействием совокупности взаимосвязанных социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов.

    К социально-экономическим относятся социально-политические, экономические, нормативно-правовые и социально-психологические факторы. Эта группа факторов, как правило, положительно воздействует на формирование условий труда. Однако в период перехода к рыночным отношениям, несмотря на совершенствование нормативно-правовой базы, выраженного положительного воздействия пока не наблюдается. Слабо работают экономические рычаги, сокращены инвестиции на улучшение условий труда, не меняется система льгот и компенсаций, недооценивается роль социально-психологических факторов.

    Технически-организационные факторы – это средства и предметы труда, технологические процессы, организация производства и труда, способы транспортировки сырья, продукции и т.п. механизм действия этой группы более сложный. Изменения условий труда неоднозначны: во многих отраслях и видах производства они существенно улучшаются, но вместе с тем происходят и изменения негативного характера.

    Естественно-природные факторы – географические, климатические, геологические, биологические – имеют свои особенности. Эти факторы воздействуют практически постоянно (и позитивно, и негативно), поэтому помимо учета их непосредственного влияния на условия труда (на температуру, давление и пр.) требуется постоянный их учет уже на стадии создания оборудования, разработки технологии, организации производства и труда, а также при разработке и осуществлении многих нормативно-правовых и экономических мероприятий. При этом рассматриваемая группа является своего рода общей сферой, в которой проявляется влияние факторов других групп.

    Все три группы факторов важны, но более определяющее воздействие на изменение условий труда оказывает группа технических факторов. Формирующиеся под воздействием совокупности указанных факторов условия труда состоят из множества элементов, классификация которых непосредственно зависит от соответствующей группы факторов, направленности и характера их воздействия на человека и от конкретной формы проявления того или иного элемента.

    Наиболее распространенная классификация предусматривает разделение всех элементов условий труда на четыре группы:

    1. Психофизиологические.

    2. Санитарно-гигиенические.

    3. Эстетические.

    4. Социально-психологические.

    Формирование первых трех групп элементов условий труда производственной среды зависит от работодателя, поэтому адаптация условий труда к человеку – его обязанность. Что касается социально-психологических элементов, то они формируются в результате отношения работника к выполняемой работе и, естественно, в первую очередь зависят от самого работника, хотя определенное влияние на его адаптацию к условиям труда оказывает работодатель (например, в части контроля соблюдения требований охраны труда и техники безопасности).

    Совокупность условий труда и критериев ответственности и квалификации во многом определяет эффективность труда. Под эффективностью труда понимается стоимостная оценка объема работ (продукции, услуг) с учетом требований качества, отнесенная к приведенным затратам ресурсов или численности работников. Это социально-экономическая категория, определяющая степень достижения той или иной цели, соотнесенная со степенью рациональности расходования использованных при этом ресурсов.

    Роль труда в развитии общества. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребности людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

    Следует иметь в виду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

    Трудовой процесс и связанные с этим социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинается с проблемы формирования рабочей силы и ее предложения на рынке труда.

    Труд как социологическая категория. Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

    Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

    Задачи социологии труда:

    Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

    Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

    Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

    Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка;

    Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов;

    Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.