Что такое хохлома для детей. Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов. Украшаем кухонную доску: роспись под хохлому по дереву поэтапно

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный
Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Изготовление "Золотой хохломы"

Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещиали избу. Сани, розвальни, дровни, телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда - всё делали из дерева.

Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетеные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.

Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем" .

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом посуду.

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой" позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.


Технология промысла

Итак, мы теперь знаем тайну хохломского золота. Но, оказывается, прежде чем стать золотой, "хохлома" бывает и серебряной и глиняной.

Первую из этих кружек называют "бельё".Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом . Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой . Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.

Втирание полуды называется лужением . Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

Итак, серебристая луженая кражка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов.

Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Хохломские узоры

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богаство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент" , или просто "травка" . Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка" . Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.

Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент "пряник".

Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Хохломская роспись

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Изначально промыслом занимались в деревнях Семино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино, к концу XIX в. список расширился до 150 окрестных деревень.
Впервые упоминание об селе Хохлома встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Уже в XVIII веке промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны.

Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте царской. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно, так — как древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется, от горячей пищи трескается. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Расписанная посуда с использованием золота была тоже не долговечна, и к тому же бедный крестьянин не мог позволить себе её покупать.
Вот и стали крестьяне думать, как сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской, а пользоваться ею могли бы крестьяне. Народные мастера решили эту задачу благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приёмом «вызолачивания» изделий. Не случайно основой росписи был золотой фон.
Известно, что в глубокой древности у славян, а затем и на Руси, серебро, а позже и золото применялось как символ света. Так было в произведениях народного искусства, в книжной миниатюре, иконописи. Искусствоведы предполагают, что именно от техники писания икон берёт своё начало диво дивное — «золотая хохлома». Но потом, ради удешевления, мастера вместо золота стали применять серебряный порошок.
В создании "хохломского золота" участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое .

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка»

Солонка с «верховой росписью»

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Чаша с «фоновой » росписью

Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой.
Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств.

«Верховая роспись»

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.
Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок » или «под ягодку» , роспись «пряник» или «рыжик» .

«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия.


Набор посуды с «верховой» травной росписью

Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку» . Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Роспись по «фону» под «листок» и «ягодку»

Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым.
Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник» или «рыжик» . Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника - «большой рыжик» - солнце.

Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.


Блюдо с «верховой» росписью с орнаментом «пряник»

В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрину» . Роспись «под фон» , как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб.


Роспись по «фону»

Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.

Поставок. Роспись «под фон». 1930-е гг. ГИМ.

Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина» . Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.

Роспись по «фону» - «кудрина»

Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет.

Технология изготовления и росписи хохломских изделий

Жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме изделия, начиналась у токаря. При наличии в Заволжье большого количества малых речек, которые легко было запрудить, крестьяне нашли для себя более выгодным строить токарни водяные, наподобие мельниц. Выбрав подходящее место в лесу, у воды, ставили небольшую избу, венцов в пять-шесть, а речку запружали. Помещение освещалось маленькими волоковыми оконцами, а для обогрева помещения зимой ставили печку, которая отапливалась по-черному, без трубы.

Снаружи, около плотины, к стене дома прилаживали огромное водоналивное колесо. Вода, переливавшаяся через плотину, заполняла ковши, и колесо начинало вращаться, приводя в движение металлические валы — станки. Для экономии сил и средств такие токарни чаще строили две, а то и четыре семьи.
Помещение токарни внутри совсем небольшое — 4x4 метра. Кроме печи и двух токарных станков, на стенах устроены полки для готовых изделий. Печь устьем повернута к двери, чтобы скорее выходил наружу дым.
Перед началом работы токарь берет отрезок бревна размером 70—80 сантиметров и, заостряя один конец, загоняет бревно в патрон вала станка. Затем поворачивает рычаг, освобождая колесо, и оно начинает вращаться, приводя в движение станок. Все время меняя инструмент, мастер начинает обрабатывать вращающийся кряж. Вот в его руке «трубка» — округлый нож на длинной рукояти (она необходима для упора). Этим ножом он снимает с кряжа кору и все неровности древесины. Затем «гладильником» прямым ножом — зачищает всю цилиндрическую поверхность кряжа.
Дальше следует очень ответственная операция. Заготовку дерева нужно разметить на то число чашек, которое должно получиться. Токарь делает это на глазок, но по тому, как точны до сантиметра размеченные по величине части кряжа, виден большой опыт и отработанное до виртуозности мастерство. Легко, словно играючи, прикасается он к вращающемуся деревянному цилиндру. Падает, завиваясь в кудрю, тонкая стружка, и по всему помещению распространяется запах свежего дерева.
Обработав наружную поверхность (закруглив стенки и обозначив донце чашки), мастер ножами-крючками выбирает внутреннюю ее часть, заглаживает внешние стенки, и вот на наших глазах за считанные минуты из куска дерева появляется готовая чашка. Чашка такой безукоризненной формы, с такими ровными стенками, что хочется погладить ее, подержать в руке, полюбоваться первозданной красотой естественного дерева. Закончив обработку одною кряжа, токарь вставляет другой, и работа продолжается.
За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек. А в Хохлому в эпоху расцвета точения посуды свозили до миллиона штук изделий ежегодно.

То же отработанное временем мастерство было у ковшечника и ложкаря. Вырезая ковш, мастер в куске дерева заранее видел будущий образ изделия, и под его искусным резцом естественные изгибы и сучки становились то птицей с лебединой шеей, то горделиво выгнутой головой коня, а то вдруг закручивались петлей, напоминая неведомое существо, готовое то ли уплыть, то ли взлететь.
Взяв определенной величины кусок дерева — баклушу, ложкарь разрубал ее на то количество кусков, сколько, по его мнению, могло получиться ложек. Еще несколько ударов — и перед нами почти готовая ложка. Затем предстоит ее окончательная отделка. Крючком-ножом (таким же, как у токаря, но коротким) выбирается внутренняя часть лопасти, поверхность обстругивается, заглаживается, и изделие готово.

На выделке ложек трудились всей семьей, и здесь наметилось твердое разделение труда: самые ответственные операции (пока обрубок не приобретал четкую форму ложки) входили в обязанность мужчин. Отделывали поверхность ложек женщины или дети, а окончательно подправляли их снова мужчины.
Готовые ложки поступали в Семенов, где их скупали и отдавали в окраску. Каждую неделю в город свозилось до полумиллиона штук.

Окраска изделий Хохломы и есть тот волшебный процесс, когда обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Поскольку обработка изделий происходила с применением олифы и закалкой в печи, помещение наполнялось одурманивающим запахом горелого масла. Поэтому мастера если имели возможность, то производили окраску в отдельных помещениях — красильнях. У кого отдельного помещения не было — работали в жилой избе.
Красильня представляла собой бревенчатый сруб с большими печами, отапливалась она по-черному. Освещалось помещение небольшим оконцем. Печи были с низким устьем, так как над ним до потолка размещались специальные полки для сушки изделий. Такие же полки шли и вдоль стены — на них ставили готовые изделия.
В селениях, где окрашивали ложки, отдельных красилен было немного: на десять деревень приходилось всего двадцать пять красилен, причем распределялись они весьма неравномерно.
Процесс изготовления хохломской росписи изделий начинался с просушки. Белая посуда точилась из сырого дерева, поэтому суток двенадцать — пятнадцать выдерживалась при комнатной температуре. Затем производили вгонку — изделия грунтовали, обмазывали глиной).
Дело в том, что древесина очень пористый материал, и, чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина, которая и сейчас в большом количестве добывается на берегу Волги, у Городца. Прежде красильщики ее покупали из такого расчета: пуд глины — пуд муки.
Эту глину хохломичи называют вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стал называться ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки и размешивали, получая раствор определенной густоты, Затем свернутый лоскуток овечьей шкуры опускали в раствор и смазывали стенки изделия толстым опоем. После этого изделие на некоторое время оставляли — раствор должен был впитаться в древесину. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было высохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время его снова выдерживали, чтобы слой глины смешался с маслом, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом и окончательно — отрепьем льна (отходами при его обработке). Цель шлифовки — вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки и всю лишнюю массу. После шлифовки изделие ставили для просушки на досках в истопленную печь и держали там четыре-пять часов.
Третья операция — шпаклевка, то есть замазка изделия смесью глины с олифой. Эта смесь должна заделать все неровности, сучки, трещины и другие дефекты древесины. Готовую замазку мастер кладет на нужное место и притирает пальцем, удаляя скребком лишнюю массу. Прошпаклеванное изделие снова ставится для просушки.
Следующий этап — обработка олифой для создания на изделии масляной пленки.
Приготовление олифы — особый и сложный процесс, который знали только старые мастера, храня друг от друга секрет ее состава. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова и снова подсушивались и лишь после этого ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Только теперь, на пятой операции, проолифенное изделие лудили - обмазывали оловянным порошком, чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой, золотым.
В конце XIX века был изобретен алюминиевый порошок, которым стали пользоваться вместо олифы. Лужение холодным способом (от обычного горячего способа дерево могло загореться) — гениальная находка хохломичей. Долго держали в секрете этот способ, и лишь в наше время он стал широко известен. Заключается он в умении при разнообразных сложных манипуляциях с разными составными веществами превращать бруски олова в мелкий порошок, который и втирается особым тампоном — куколкой — в проолифенное изделие так, что оно становится светлым и блестящим, как серебро. Луженое изделие готово к расписыванию красками.
Если предыдущие операции были связаны с чисто техническими приемами, то на этом этапе требуется умение свободно писать кистью.
В прошлом хохломские мастера работали семьями, и с ранних лет ребенок приобщался к художественному мастерству. Поэтому так свободно владеет хохломич техникой росписи. Его рука то нажимает на кисть и проводит широкую сочную полосу, то ведет ее легко и свободно, и на предмете возникает тончайшая, еле видимая линия.
Расписанные луженые изделия ставили в печь для закалки. Олифа от печного жара желтела, и под ее пленкой серебро начинало светиться золотом.
Труд этот был очень тяжелым. Как уже отмечалось, только состоятельные крестьяне имели красильни, а те, кто победнее, производили окраску в том же помещении, где жили.
Вот что рассказывала Софья Ивановна Родичева, красильщица из Семенова, в свое время пятнадцать лет проработавшая на скупщика, купца Булганина: «В избе было копотно, дымно и грязно, угарно от краски. Иногда так сильно угорали, что лежали по трое суток, теряли зрение. Вообще у всех красильщиков к старости зрение становилось очень плохое».
Русские печи в домах красильщиков, так же как и в красильнях, были с низким устьем. Верх печи огораживали досками, поперек их укладывали брусья — колосники. На специальных досках на колосники и ставили подсушивать ложки.
В красильнях работать было легче, хотя тоже не просто. В печь окрашенную посуду ставили сразу, как только печь истопится и из нее выгребут жар, а для того чтобы разместить посуду в глубине топки, нужно было залезать внутрь. Для этого надевали на себя брюки, пиджак, сапоги, старались все делать быстрее, но когда вылезали — одежды уже дымились. На печь за один раз закладывали до пятидесяти тысяч ложек, а в печь — от пяти до восьми тысяч.

Современный технологический процесс хохломской росписи

1- Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).

2- Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.

3- Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.

4- Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.

5- Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.

6- Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.

7- Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.

8- Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.

9- Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.

В настоящие время изделия с хохломской росписью производят несколько десятков предприятий, но подлинных хохломских центра два: это «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в г. Семенове. Семинская роспись более традиционна, ближе к своим истокам - крестьянской посуде. Семеновские мотивы более фантазийные и изысканы, предназначены для более взыскательных покупателей.

Хохлома - что это такое? Прежде всего это старинный Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная персонаж. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.

История Золотой хохломы

Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.

Зарождение высокого искусства

Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.

Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.

Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.

Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.

Посуда и не только

Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.

Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине создали "хохломской орнамент". Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино - это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.

Техника

Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе.

Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.

Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.

Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.

После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.

Виды росписи

В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".

Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей:

  • "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
  • "Травник" - травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
  • "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.

В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой". Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.

Каталоги

С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле "хохлома", фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием "хохлома". Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина.

Хохлома глазами ребенка

Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".

Тема для школьных сочинений

Программы обучения разнообразны. Хохлома - что это такое, с точки зрения преподавателя? В школах Москвы и Московской области, а также в других российских городах в обучающие программы включена тема русских народных художественных промыслов, где на первом месте находится искусство хохломской росписи. Ее многовековая история и всемирная известность дают возможность ученикам выразить свое личное мнение, изложить его на бумаге и получить оценку. Это может быть целое сочинение на тему или короткий рассказ. Хохлома как искусство продолжает успешно развиваться, она вполне достойна внимания школьников-старшеклассников. Впрочем, младшие классы тоже могут поучаствовать в дебатах.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство нередко совмещается с другими категориями творчества. Искусство хохломской росписи не является исключением. Песня "Хохлома" давно завоевала популярность. Ее исполняют певицы и певцы, хор и отдельные солисты. Мелодия красивая, стихи тоже проникновенные, написанные от души. На конкурсах песня "Хохлома" не раз занимала почетные места.

Старинное искусство хохломской росписи переживает сейчас новый расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварными узорами деревянная посуда и мебель пользуются всемирной известностью. Замечательный русский художественный промысел, возникший еще в XVII столетии в Поволжье, вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название, превратился в один из самых крупных центров народного творчества в нашей стране. В прошлом веке хохломские ложки и миски были принадлежностью повседневного крестьянского обихода.

В жизнь советского человека Хохлома вошла по-новому: великолепные сервизы украсили праздничный стол, декоративные вазы и панно вписались в ансамбль современного интерьера и оживили его; мелкие вещицы - коробочки, ковшики - стали любимыми сувенирами, расписные бусы, броши и браслеты - нарядным дополнением женского костюма.


И все-таки среди разнообразной продукции хохломского промысла, подчас имеющей чисто декоративное назначение, самое важное место занимает посуда. Сегодня, наряду с традиционными чашками, ложками, бочагами, поставцами, художники Хохломы предлагают красивые и удобные в употреблении кухонные комплекты, наборы для ухи, ягод, меда, молока, состоящие из нескольких предметов. От этой яркой красочной посуды словно веет щедростью, русским хлебосольством.


Но растущая слава Хохломы объясняется не только тем что хохломские изделия практичны и приятны в хозяйстве, могут служить в качестве декоративного украшения или оригинального сувенира. В наше время все яснее становится значение хохломской росписи как самобытной области русского народного творчества, уникального явления национальной культуры. В произведениях, созданных руками современных мастеров, оживает художественный опыт многих поколений талантливых токарей по дереву, резчиков и живописцев.


Когда рассматриваешь выточенные из легкого дерева чашки, поставцы, бочага, солоницы, не устаешь восхищаться строгой красотой форм, звучной декоративностью росписи, превратившей эти скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства.


Мотивы хохломской росписи просты и поэтичны. Они ограничены растительным и несложным геометрическим орнаментом. Мягко стелются по выпуклым поверхностям предметов гибкие травы или веточки с золотыми упругими завитками-листьями. В узор вплетаются цветы, гроздья ягод. В композициях, то строгих и лаконичных, то изысканных и пышных, нашли воплощение любовь русского народа к природе, его стремление к красоте.


Жизнерадостный строй росписи приобретает праздничную торжественность благодаря великолепно найденной красочной гамме: сверкающего золота, алой киновари и глубокого черного тона. Строгие сочетания цвета и яркий блеск золота придают деревянным мискам сходство с драгоценной посудой. Это тем более замечательно, что хохломское «золото» - продукт изобретательности русских ремесленников.


А получить эффект золота на дереве не так-то просто: некрашеные изделия грунтуют, покрывают олифой, натирают алюминиевым порошком (в прошлом - оловянным, реже серебряным). «Посеребренную» таким образом посуду расписывают стойкими к высокой температуре масляными красками, лакируют и закаляют в печи. От нагрева лак желтеет, обращая «серебро» в «золото», смягчая яркость колорита росписи ровным 3олотистым тоном.


Секреты технологии, замечательные традиции этого вида народного искусства хранят и совершенствуют два крупных художественных предприятия, находящихся в Горьковской области: «Хохломская роспись» в городе Семенове и «Хохломской художник» в деревнях Семино, Кулигино, Новопокровское Ковернинского района. Прославленные коллективы объединяют около тысячи мастеров. Творчество многих из них отмечено высокими наградами.


Родиной хохломской росписи не случайно стало Заволжье. Лесной край на северо-востоке бывшей Нижегородской губернии издавна славился умелыми мастерами. Здесь вплоть до конца XIX века сохранялись многочисленные художественные ремесла, среди которых, благодаря обилию лесов, особое место заняла обработка дерева. Хохлома была лишь единственной отраслью распространенного здесь искусства резьбы, токарного дела и росписи по дереву.


Резьбой и росписью щедро украшалась крестьянская утварь: сани, конские дуги, прялки, вальки, ткацкие станы, посуда. Затейливые узоры вырезали народные мастера на пряничных и набоечных досках, для детей делали щепную и точеную игрушку. Особенно изощренным в Поволжье был резной наряд изб. Фронтон, стены, ворота покрывались декоративными досками с изображением пышного растительного орнамента и фантастических существ - птицы-Сирии, русалок-«берегинь», львов с цветущей веткой вместо хвоста.


Чтобы усилить впечатление нарядности, домовую резьбу, как и резьбу на утвари, подцвечивали. Но еще сильнее стремление крестьянских художников к яркой красочности проявилось в росписи деревянных игрушек, лубяных коробов, берестяных туесов, хохломской посуды и городецких прялок.


Городецкая живопись, возникшая во второй половине XIX века по соседству с хохломской росписью, совершенно не похожа на нее. В деревнях, вблизи известного шумными базарами Волжского Городца, крестьяне изображали на широких донцах прялок забавные картинки: нарядные «парочки», лихих всадников на крутошеих конях в обрамлении пышных роз или пестрых букетов, веселые угощения.


И сегодня эта крестьянская живопись восхищает нас до дерзости смелой живописной манерой, звучной гармонией насыщенных синих, желтых, черных и розово-красных тонов. Бытовые сценки, указывающие на позднее происхождение Городецкой росписи, цветистость красочной гаммы, техника «холодной» окраски по контрасту подчеркивают неповторимое своеобразие чисто орнаментальных мотивов Хохломы, ее строгого торжественного колорита и необычной технологии, порожденных художественной культурой XVII столетни.


В истории народных промыслов Поволжья хохломской промысел занял особое место не только по широте распространения, количеству занятых рабочих рук, объему изготовляемой продукции, размаху торговли, но и по удивительной жизнеспособности. Способ хохломской окраски возник, по всей вероятности, в XVII веке. Во всяком случае, уже тогда металлический порошок в украшении деревянной посуды широко использовался нижегородскими мастерами, например, в вотчинах боярина Морозова, который в письме к своим приказчикам в 1659 году требовал прислать ему «сто блюд сковоротчетых красных (т. е. окрашенных. - Т. Е.) и на оловянное дело» . Но была ли эта посуда похожа на золотую, неизвестно.


Вполне возможно, что на сложение технологии Хохломы оказало влияние развитое в раскольничьих скитах Заволжья иконописное ремесло - для золочения фона икон употреблялся серебряный порошок под олифу. В этой технике, близкой хохломской, местные иконописцы пробовали создать и чисто орнаментальные композиции. В Горьковском художественном музее хранятся киоты XVII века, расписанные пышными растительными узорами, напоминающими драгоценные восточные ткани. Фантастические золотые цветы и причудливой формы листья поблескивают на красном и зеленом фонах.


Распространение способа имитации золота в окраске крестьянской посуды было вызвано, по-видимому, желанием подражать дорогой утвари, выточенной из ценных пород дерева, окрашенной киноварью и расписанной настоящим золотом. Она бытовала у бояр, а изготовлялась в монастырях и, в частности, в Тронце-Сергиевой лавре, к которой в XVII веке были приписаны заволжские села Хохлома и Скоробогатово. Из документов монастыря видно, что крестьяне из этих сел вызывались для работы в мастерские Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Интересно, что именно хохломские и скоробогачовские земли стали родиной оригинальной народной росписи, посуды, похожей на драгоценную.


Обилие леса, близость торговых путей способствовали развитию промысла. В 1810 году русский ученый-географ Евдоким Зябловский сообщал, что в деревнях Нижегородской губернии, расположенных на левом берегу Волги, «крестьяне точат и лакируют разную деревянную посуду. Товар их легок, чист, крепок, и как желтый, так и черный их лак, который варят они из льнянаго масла, весьма крепок и светел».


К середине XIX века промысел значительно вырос. «Деятельность в Хохломской волости необыкновенная, - писали „Нижегородские Губернские Ведомости" в 1855 году, - в одних деревнях приготовляются баклуши, в других - из баклуш точат чашки, в третьих - их красят. . .»


Десять деревень Семеновского уезда (Вихарево, Кошелево, Сивцево, Березовка и другие) в 1870 году окрасили 930 тысяч штук посуды. С ними соперничала Скоробогатовская волость соседней Костромской губернии, где росписью занимались в Больших и Малых Хрящах, Семине, Россадине, Мокушине, Воротневе и селе Бездели, получившем свое название за то, что его жители не сеяли хлеба, как другие крестьяне, а жили только доходами от промысла.


Во второй половине XIX века здесь делали всевозможные чашки, икорные блюда пяти сортов, точеные кружки, бочонки, лаковые трости и табакерки. Славилась и мебель с хохломскими узорами, которую изготовляла в Безделях семья Красильниковых. К этому времени хохломская роспись накопила определенные традиции, сложились ее характерные приемы, типы композиций.


Искусство Хохломы в своих истоках тесно связано с древнерусской декоративной культурой. В хохломских орнаментах можно увидеть связь с растительными узорами икон и фресок, рукописей, тканей и утвари XVII столетия. В процессе развития крестьянская роспись испытала различные влияния, но, переработав их, создала свой особый стиль, во многом определявшийся задачами массового производства дешевой посуды для крестьянского же обихода.


Принципы украшения ее разнообразны и зависят от формы, размеров и назначения предмета. Самые дешевые миски, которые можно было встретить в любой деревенской избе, имели несложный орнамент. Мастер, обмакнув в краску трафарет, сделанный из кусочка фетра, сухого гриба-дождевика или пористой губки, уверенно наносил на поверхность миски черные и красные ромбики, звездочки, спирали. Они чередовались на золотом фоне в строгом ритмическом порядке, иногда сочетаясь с легкими мазками, то разбросанными по бортику, то образующими на дне подобие цветка. Уже в этих примитивных композициях сказалось замечательное декоративное чутье деревенского художника, его умение заполнить поверхность предмета рисунком, нигде не оставляя пустот, но и не забивая золотого фона краской. Скупыми средствами мастер создавал нарядную, радующую глаз роспись.


Вещи крупные или более сложные по форме расписывались так называемым травным орнаментом. Он исполнялся быстрыми лаконичными росчерками кисти, похожими на травинки или перистые листья. Легкий ажурный узор, покрывающий золотистые блюда, бочонки, поставцы, подчеркивал красотут их пропорций, пластику силуэта.


В этом отношении примечательна роспись «артельных» чаш, огромных, «до полутора аршин в диаметре», из которых можно было накормить целую артель. Иногда на них красовалась надпись: Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье. Хозяину служим, песенку поем.

На дне такой чаши мастер, как правило, помещал розетку из «трав». Эта композиция получила в народе название «рыжика», то ли из-за сходства с лесным грибом, то ли потому, что напоминала солнышко - рыжее Ярило. Часто розетка вписывалась в ромб, образуя как бы пряник.

Рисунок в центре, подчеркивающий дно, обрамлялся растительной ветвью. Она ложилась на бортик чаши пышным венком и словно распускалась на наших глазах, выбрасывая один за другим упруго завитые побеги с гроздьями ягод. Такой орнаментальный мотив удобно распространять на сферической поверхности предмета, а благодаря многократному повторению, рисунок его приобретает ясность и законченность.


В другом случае композиция строится по принципу контраста-«пряник» укрупнен, а по бортику, словно перья сказочной птицы, смело брошены вихрящиеся мазки, бегущие в одном направлении. Их стремительный ритм огтеняег неподвижность «пряника». Травные узоры, вынесенные из старины, Хохлома бережно хранит, а иногда неожиданно смело перерабатывает, создавая до бесконечные и разнообразные варианты: волнообразная ветвь на чаше, пышные кустики на пузатом бочонке или приземистой солоннце, изящные «осочки» на стройном поставце, а на крышке его - круто изогнутая веточка-спираль.


Фантазия крестьянского художника неистощима: орнамент никогда не повторяется в точности, а каждый новый его вариант - это искусная импровизация, исполненная без предварительного рисунка. Оттого так выразительны приемы «верхового» письма, которыми исполняют «травку»: гибкие мазки - травинки - ложатся силуэтами поверх Золотого фона. Ритмы росписи определяются движениями кисти, то смелыми, энергичными, то плавными и неторопливыми, но всегда уверенными и точными.


Манера письма, выработанная не одним поколением художников, сочетает выверенность приемов с непосредственностью и кажущейся простотой: мы видим, как застывала краска от прикосновения кисти, дающей жизнь чудесным листам и травам. Сочные мазки и легкие росчерки предельно условны и содержат только намек на форму, но сразу же вызывают в нашем воображении живой и яркий образ цветущего растения.


В этих огненных всплесках киновари - щедрость и богатство души русского человека, в них - живое чувство природы и мечта крестьянина о прекрасном, его желание превратить скромную былинку в диковинное растение, вьющееся причудливыми завитками. О том же поется и в народных свадебных песнях: вьется «золотой яр-хмель», на пути жениха к невесте распускаются «лазоревые цветы», склоняется «шелковая травушка».


Травный орнамент был самым любимым у крестьян, но существовали и композиции без «травки», «под листок»,- изображение несложных по рисунку листочков на ветках, или такие, где «травки» были дополнением к основному узору. Например, «древко» с крупными цветами и листьями, курчавыми усиками.


«Верховое» письмо это одно направленно хохломской росписи, связанное с традицией свободных кистевых росписей, которые бытовали в Поволжье в XVII-XVIII веках. Иные приемы и декоративные принципы развивает возникшее в середине прошлого столетия «фоновое» письмо.


Исполнение его отличается большей сложностью: тонкой черной линией художник намечает контуры рисунка, затем закрашивает красный фон, а оставленный серебристый узор отписывает, т. е. оживляет легкими мазками, оттеняет штриховкой. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья заблестят на празднично-алом пли глубоком черном фоне.


Так писали «кудрину - орнамент, образованный золотыми завитками. Они, следуя друг за другом, словно гребешки волн, создают нарядную золотую кайму. Такую полоску любили помещать по краям чаш и поставцов.


Часто мотивом «кудрины» является крупная ветвь с сочными листьями, напоминающая растительные узоры домовой резьбы. Эти узоры, по рассказам старого мастера Н. Г. Подогова, художники Хохломы переделывали на свой лад, изменяли композицию, приспосабливая ее к выпуклым поверхностям точеной посуды, придавали листьям более округлые очертания.


«Кудрина» нравилась своей обобщенностью, игрой плоских золотых пятен. Миски и ложки украшали такой росписью, но особенно хороша была она на крупных предметах - больших чашах, дугах, круглых табуретах. На дугах, сделанных в середине прошлого века, встречаются также узоры с более мелкими веточками, перехваченными кольцами и кудрявыми листочками. Они напоминают орнаменты древних рукописных книг, сохранявшихся старообрядцами.


Очевидно, эти рисунки повлияли на сложение мотивов «кудрины», а возможно, и определили графический характер ее приемов: вместо сочных мазков «травки», рождающих впечатление живописности, объема, здесь властвуют контурная линия, плоское золотое пятно, тонкий штрих в проработке деталей. Однако сложное и трудоемкое «фоновое» письмо исполнялось, по-видимому, только на подарочных вещах или но особому заказу. Таких вещей дошло до нас немного, и часто они были подписными или имели надписи: Сия дуга крестьянина Симеона Иванова Гришина дер. Реткино 1853.


Техника «верхового» письма, благодаря легкости и лаконизму его приемов, оставалась главной в украшении массовой посуды, которая продавалась партиями по тысяче штук. Легкие, прочные, нарядные и дешевые хохломские миски, ложки, поставцы и блюда широко расходились в России и вывозились за границу. Основной торговой магистралью была Волга.


Весной, как только река очищалась ото льда, доверху нагруженные «щепным товаром» барки плыли в Городец либо в Нижний Новгород и Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через киргизские степи доставляли хохломскую посуду в Персию, Индию, Среднюю Азию. Из Нижнего отправлялась она в Сибирь, к Белому и Балтийскому морям. Англичане, немцы и французы покупали ее в Архангельске. Путешественники встречали хохломские чашки в отдаленных городах Америки, Африки и Австралии.


Несмотря на растущую популярность хохломской росписи, в конце XIX - начале XX века промысел пережил жестокий кризис, вызванный подорожанием леса и усилившейся конкуренцией фабричной посуды. Кустарям приходилось вырабатывать самые дешевые сорта посуды, роспись вырождалась в грубые небрежные мазки. Профессиональные художники, посланные Нижегородским земством для обучения кустарей новым рисункам, внесли в роспись элемент холодной стилизации.


Новую страницу искусства Хохломы открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. В первых постановлениях Советской власти ощущалась забота об охране и развитии народного творчества. Важную роль в его судьбах сыграл декрет ВЦИК. подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым 25 апреля 1919 года. «О мерах содействия кустарной промышленности». Хохломские кустари, как и мастера других промыслов, получили необходимую финансовую поддержку и сырье. Они объединились в артели и перешли работать из тесных красилен в светлые и просторные общественные мастерские. В 1918 году в г. Семенове открылась школа хохломской росписи.


Устроенная в 1921 году в залах Государственного Исторического музея выставка произведений крестьянского искусства показала его подлинную красоту и значительность, побудила художников Хохломы обратиться к изучению богатого наследия прошлого. Временем возрождения подлинно народного характера росписи были 1920-1930-е годы. Ее лучшие традиции сохранили и передали молодому поколению художников старые мастера: С. С. Юзиков, братья Красильниковы, А. М. Серов, П. Ф. Распопин, семья Пологовых и другие.


Однако традиции дореволюционного искусства Хохломы подверглись переосмыслению в духе времени. В результате, на Выставке народного творчества, которая состоялась в 1937 году в Государственной Третьяковской галерее, появились новые оригинальные работы хохломских художников. В этих произведениях на основе старинного «травного» письма были созданы разнообразные варианты растительных узоров. Художники стали помещать среди гибких травок цветы, узорчатые листья, ягоды земляники, смородины, малины, колоски ржи, изображать птиц, а иногда и рыб в разводах трав-водорослей. Впервые в хохломском орнаменте ярко воплотилось радостное ощущение жизни, а его содержание стало богатым и эмоциональным.


Последующие десятилетия были полны напряженных исканий: искусство Хохломы обогащалось новыми открытиями. Наиболее высокие творческие достижения связаны с современным этапом в жизни промысла. Прекрасные результаты приносит работа хохломских мастеров в содружестве с сотрудниками московского Научно-исследовательского института художественной промышленности - В. М. Вишневской. 3. А. Архиповой, А. В. Бабаевой. Е. И. Воронцовой.


В открывшихся на хохломских фабриках экспериментальных лабораториях художниками создается богатый ассортимент изделий, которые сегодня приобретают все большую популярность. Здесь и разнообразная посуда, и декоративные вазы, ковши, панно, и комплекты разборной детской мебели, легкие и удобные журнальные столики. Среди новинок сувенирной продукции - изящные вазочки, пудреницы, набор из трех миниатюрных поставцов, вложенных один в другой и расписанных «травкой», «кудриной» и «под фон».


В разработке пластических качеств новых изделий авторы стремятся полнее использовать специфику дерева. Принимая за основу типы традиционной русской деревянной посуды- чаши, братины, поставцы, кадочки, большие кружки для кваса,- художники по-своему интерпретируют форму, придавая ей более острую выразительность, подчеркивая стройность и легкость или, напротив, массивность и приземистость. Это достигается изменением пропорции, силуэта, оригинальным решением деталей - ручек, крышек.


Благодаря новому декоративному назначению хохломских изделий, эстетическая основа Хохломы получила дальнейшее развитие. Хохломская роспись сегодня стала необычайно тонкой, виртуозной, эмоциональной. В совершенстве владея всеми видами письма, художники создают бесконечно разнообразные варианты орнаментов. И в любой композиции ощущается яркая индивидуальность мастера. Даже, казалось бы, в однообразных, на первый взгляд, травных узорах мы легко можем отличить крупные сочные «травины» А. И. Куркиной от нежной «травушки» Н. А. Денисовой или легких динамичных, словно склоненных порывом ветра, алых «трав» Е. Н. Доспаловой.


Сложнее и богаче стала красочная гамма росписи. В пределах традиционного колорита мастера ищут новые интересные сочетания, раскладывая основные цвета на близкие оттенки: на красных ягодах появляются желто-оранжевые блики, на листах - переливы зеленовато-коричневатых тонов, мягко сочетающихся с золотой. Палитра Хохломы словно вбирает в себя красочное богатство осенних лесов, среди которых родилась роспись.


Насыщенность хохломских узоров художники оттеняют золотыми полосками, точеными декоративными кольцами, желобками, придающими изделию особую нарядность. В современном хохломском искусстве определилось два направления.


В Ковернинском районе, где мастера работают в деревнях, затерявшихся среди густых лесов, образный строй росписи во многом определяется непосредственными жизненными впечатлениями. Преобладающие мотивы здесь -«травка», скромные полевые цветы, листья и сережки березы, липы, лесные ягоды. Ритмы рисунка плавны, неторопливы, зато кистевые приемы живописны и смелы. «Мы любим ягоду живую, свободу в росписи» ,-говорят ковернннскне художницы.


У каждой из них - своя особая манера исполнения. Тонким лиризмом отличается творчество Л. И. Масловой. Ласковый, приветливый образ природы воплощен ею в композициях с мотивом крыжовника. На гибких веточках изображает она узорчатые нежно-зеленые листья, полосатые золотисто-желтые ягоды. Сквозь мохнатую их кожицу словно просвечивают на солнышке золотые жилочки-штрихи.


Росписи К. В. Моснной с малинкой, рябиной и смородиной сродни веселой крестьянской песне. Веет от них свежестью чувства, чисто народным пониманием цвета -звучного, яркого, полнокровного. Тонкие линии уживаются здесь с дерзким мазком и «тычком», («ляпушкой»), который наносится торцом кисти. Такими «тычками» мастерица пишет ягоды ежевики и малины, крону деревца, цветы клевера.


Живописным темпераментом выделяется среди других мастериц О. П. Лушнна. Часто строит она композиции на игре крупных пятен цвета, отказываясь от традиционного гибкого стебля или куста. По золотому фону чаш и ваз смело разбрасывает художница огненно-красные листья. Эти яркие сочные пятна, подобные звонким музыкальным аккордам, сообщают образному строю росписи особую приподнятость и мажорность.


Современное «фоновое» письмо стало необычайно эффектным. Растительные узоры, которые исполняются в этой технике, благодаря особым приемам получили новую оригинальную интерпретацию: то в густо насыщенных орнаментом росписях А. Т. Бусовой пламень ягод и золото листьев контрастируют с бархатно-черной глубиной фона, то сияют на нем, как звезды на ночном небе, золотые цветы-розетки в произведениях О. Л. Веселовой. Мастер П. А. Новожилова любит красный фон, придающий изображению особенную праздничность. Мягки, пластичны рисунки ковернинской «кудрины». Правда, здесь они исполняются реже, чем в городе Семенове.


Город Семенов -другой крупный центр Хохломы, где это искусство развивается несколько иначе. Хотя и семеновские и ковернинские художники - тонкие знатоки всех видов письма, у тех и у других есть свои любимые мотивы и приемы. Различия в характере их росписи наметились давно. В 1937 году на выставке «Народное творчество» в Третьяковской галерее особый интерес вызвали два декоративных панно. Одно из них принадлежало ковернинскому мастеру А. Г. Подогову.


Использовав старинный мотив композиции «древко», он изобразил кричащих скворцов среди свежей зелени и пушистых цветов черемухи. Ему удалось создать поэтический и вместе с тем жизненный образ весенней русской природы. Работа семеновской художницы А. П. Кузнецовой завораживала своей сказочностью: на пышной ветви с волшебными яблоками изящная птица-Пава с огненным золотисто-оранжевым оперением.


Семеновцев и позднее привлекали сложные и пышные композиции с фантастическими птицами, цветами и причудливой формы листьями, которые ими исполнялись в легкой графической манере.


В последнее время много и охотно семеновские мастера работают над орнаментами «Кудрины», пишут их мелко, с ювелирной тонкостью.


Своеобразны, необычны мотивы «кудрины» у М. Ф. Синевой. В них варьируется изображение экзотического цветка, образованного золотыми завитками и напоминающего восточное опахало.


Если ковернннские мастерицы стараются каждая сохранить свой индивидуальный «почерк», то в г. Семенове талантливые художницы А. П. Савинова, Н. П. Сальникова, Н. В. Морозова, Н. И. Иванова, М. М. Гладкова, создавая новые композиции, часто работают сообща. Каждая всегда может продолжить или закончить работу другой. Особенно хороши столовые сервизы, выполненные коллективом мастеров под руководством И. К. Сорокина.


Редкостными по красоте узорами расписывают различные предметы. Можно без конца любоваться филигранным орнаментом из мелких золотых завитков-листьев на гибком стебле. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин и ковшей нарядным ажурным кружевом. Великолепная торжественная роспись соответствует назначению праздничной посуды. Произведения семеновских и ковернинских художников прекрасно дополняют друг друга, давая представление о богатых и разнообразных возможностях современной хохломской росписи.

ХОХЛОМА - СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Золотая Хохлома!

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.
Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».


















Новогодние шары с росписью хохломой.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.
Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются такие краски как... красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого, и конечно чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет.Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери