Самые большие авианосцы в мире. Лучшие авианосцы История авианосцев в мире

Обновлено: 21.10.2019 13:35:05

Эксперт: Лев Кауфман


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Авианосец - это боевой корабль, служащий в качестве мобильной базы для палубной авиации. На нем могут размещаться различные виды самолетов и вертолетов: боевые (в том числе и авиация, несущая ядерное вооружение), разведывательные, транспортные, спасательные и так далее. Сегодня авианосцы являются крупнейшими из всех эксплуатируемых военных кораблей. Некоторые из них оснащаются ядерной энергетической установкой, что позволяет совершать длительные плавания без необходимости дозаправки. Стоимость одного такого корабля может достигать шести миллиардов долларов. Но они являются мощнейшим средством для защиты границ государства со стороны моря или завоевания локального превосходства в зоне боевых конфликтов.

Рейтинг самых больших авианосцев в мире, находящихся на вооружении

Номинация место Авианосец Длина, м.
Рейтинг самых больших авианосцев в мире, находящихся на вооружении 10 183
9 244
8 261
7 265
6 283
5 284
4 304
3 305
2 332
1 337

Этот легкий авианосец находится на вооружении Королевского тайского военно-морского флота. Он был построен испанской судостроительной фирмой в 1997 году. "Чакри Нарубет" имеет длину 183 метра и вмещает до 600 человек экипажа. Максимальная скорость судна составляет 26 морских узлов. На его палубе размещена авиагруппа, включающая в себя штурмовые самолеты AV-8S Matador и многоцелевые вертолеты S-70B. Оборонительная система корабля представлена самонаводящимися ракетами ближнего действия Mistral. Авианосец имеет относительно невысокую боеспособность, и большую часть времени служит либо базой для спасательных операций, либо в качестве туристического объекта. Также он нередко используется правителем Таиланда, за что его прозвали самой большой в мире королевской яхтой.

Итальянский авианосец "Кавур" находится в эксплуатации с 2008 года, его длина составляет 244 метра. Был назван в честь графа Кавура, известного своими заслугами в объединении Италии. Корабль может служить базой для более 20 самолетов и вертолетов, а также пары десятков танков или 50 тяжелых боевых машин. Численность экипажа судна превышает 500 человек. В настоящее время на палубе базируются штурмовики вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II, которые впоследствии планируют заменить на многофункциональные истребители Lockheed Martin F-35. Авианосец оборудован современным радиолокационным оборудованием, для защиты у него имеются артиллерийские установки и ракетное вооружение. Потенциально "Кавур" может использоваться и как десантный корабль и как командный центр. Максимальная скорость, развиваемая авианосцем, составляет 28 узлов.

Крупнейший авианосец военно-морских сил Франции, был спущен на воду в 2001 году. Корабль длиной 261 метр может нести на своих палубах (полетной и ангарной) до 40 боевых самолетов и вертолетов, а также более тысячи человек экипажа. Основным авиационным вооружением являются истребители Dassault Rafale, помимо этого имеются штурмовики Super Étendard, самолеты радиолокационной борьбы и несколько видов вертолетов. Флагман французского флота оборудован ядерной установкой, что значительно расширяет радиус его автономного действия. Он способен двигаться со скоростью 27 узлов. Полетная палуба с паровыми катапультами позволяет выпускать по два самолета в минуту. Собственное корабельное вооружение состоит из ракетного комплекса и огромного набора средств обнаружения целей. Авианосец имеет уникальную систему автоматической стабилизации SATRAP, позволяющую проводить взлет и посадку при волнениях моря до шести баллов.

Бразильский авианосец раньше носил название "Фош" и принадлежал Франции. Он принимал участие в ряде военных операций. С 2000 года после капитального ремонта корабль был передан на вооружение бразильского флота. На борту 265-метрового судна способны разместиться более 30 летательных аппаратов и почти две тысячи человек. Главными его ударными единицами являются легкие штурмовики A-4 Skyhawk и противолодочные вертолеты Sikorsky SH-3 Sea King. Помимо этого имеется транспортная и поисково-спасательная авиационная техника. Оборонный комплекс авианосца представлен двумя пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса, парой артиллерийских установок и пятью пулеметами.

Индийский авианосец имеет длину 283 метра, он может транспортировать на своей палубе до 40 летательных аппаратов, экипаж судна превышает 1500 человек. Ранее он был тяжелым авианесущим крейсером, входил в состав ВМФ России и назывался "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". После проведения глубокой модернизации судно было передано военно-морским силам Индии. Палубная авиация представлена самолетами и вертолетами российского производства: МИГ-29, Ка-28, Ка-31.

Авианосец был построен на замену устаревшим суднам класса "Инвисибл". Корабль длиной 284 метра способен в случае необходимости разместить на своей палубе максимум 70 авиационных единиц. Благодаря высочайшему уровню автоматизации количество экипажа составляет менее 700 человек, однако общая вместимость судна превышает полторы тысячи человек. В штатном составе авиагруппа "Куинн Элизабет" состоит из истребителей с возможностью вертикального взлет/посадки F-35B, противолодочных вертолетов AW101 Merlin, AW159 Wildcat и тяжелых транспортных CH-47 Chinook. Полетная палуба не имеет катапульт, вместо этого оснащена трамплином для самолетов, на ней возможно производить одновременно и взлет и посадку средств авиации. Силовая установка корабля позволяет развивать скорость 26 морских узлов. Собственное вооружение авианосца состоит из комплекса зенитных артиллерийских установок Mark 15 Phalanx CIWS.

Авианосец китайских военно-морских сил "Ляонин", ранее носивший название "Варяг", был построен на Николаевской верфи и введен в эксплуатацию с 1988 года. Спустя десять лет его продали в Китай за 20 миллионов долларов, где корабль подвергся значительному переоборудованию. Авианосец имеет длину 304 метра и может вместить до 50 единиц авиационной боевой техники, а также более двух тысяч человек. Специально для него китайцы создали палубный вариант истребителя J-11, представляющего собой почти точную копию советского самолета Су-27. Помимо истребителей, на судне базируются противолодочные и поисково-спасательные вертолеты. После модернизации авианосец лишился наступательного вооружения и в данный момент оснащен только тремя артиллерийскими системами ближнего действия и тремя зенитно-ракетными комплексами FL-3000N, позволяющими поражать цели на дальности до 6 километров.

Тяжелый авианесущий крейсер является единственным в своем роде. Он имеет огромную полетную палубу общей площадью 14 тысяч квадратных метров и рассчитан на базирование 40 летательных аппаратов. Основу его корабельной авиации составляют истребители-бомбардировщики Миг-29 и Су-33. Кроме того, на борту присутствуют ударные вертолеты Ка-52 и противолодочные Ка-27. Максимальная вместимость экипажа составляет две тысячи человек. Силовая установка способна разгонять массивное 305-метровое судно до скорости 29 узлов. "Адмирал Кузнецов" оснащен передовым радиолокационным комплексом и большим количеством зенитных ракетных пусковых установок. Помимо этого имеется шесть скорострельных артиллерийских установок АК-630М. Но самое грозное вооружение корабля - это двенадцать установок с крылатыми ракетами "Гранит", дальность действия которых превышает 500 километров.

Американский авианосец "Нимиц" способен разместить на своем борту до 90 единиц боевой авиации, а также около пяти тысяч человек экипажа. Длина судна составляет 332 метра, оно оснащается двумя ядерными реакторами и может передвигаться со скоростью до 31 узла. На нем базируются истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6 Prowler и многоцелевые вертолеты Seahawk. Автоматизированные оборонные системы управляют двумя пусковыми ракетными установками комплекса RIM-116 и двумя ЗРК RIM-7 Sea Sparrow с управляемыми ракетами. Авианосец уже успел зарекомендовать себя, приняв участие в нескольких реальных боевых операциях.

Самый крупный из современных авианосцев (и военных кораблей вообще) достигает в длину 337 метров. Его размеры превышают три футбольных поля, а по высоте он примерно равен 35-этажному дому. Свое название корабль получил в честь 38-го президента Соединенных Штатов. Постройка авианосца обошлась американскому правительству в 3,3 миллиарда долларов. Он оснащен мощной энергетической установкой, включающей в себя два ядерных реактора, обеспечивающие полную автономность и не нуждающиеся в замене топливных стержней до самого конца ожидаемого 50-летнего срока службы судна. Корабльф заменил авианосец "Энтерпрайз", он не только современный, но и к тому же более экономичный за счет внедрения систем автоматизации, позволивших сократить количество экипажа до 2700 человек. Максимальная скорость, которую может развивать корабль, достигает 30 с лишним морских узлов. Ядро авиагруппы составляют новейшие истребители F-35C Lightning II, истребители-бомбардировщики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки, а также многоцелевые самолеты и транспортные вертолеты. Комплекс зенитно-ракетного вооружения позволяет осуществлять перехват целей на расстоянии до 50 километров.


Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Мысль о том, чтобы соединить флот и авиацию, у великих умов человечества родилась еще в 19-м веке. Так на свет появилось настоящее техническое чудо, именуемое авианосцами. Они несут смерть и разрушение, но даже не смотря на это, вызывают восхищение своим величием. Именно о них, о самых больших авианосцах в мире , и пойдет речь в нашей статье.

Гигант, названный в честь одного из героев древнегреческих мифов, вошел в историю как первый классический авианосец, на борту которого была взлетно-посадочная палуба для самолетов. Он находился на вооружении британского военно-морского флота. Первый спуск судна состоялся осенью 2018-го. «Аргус» был поврежден в бою во время Второй Мировой, поэтому его списали и с тех пор использовали в качестве учебного судна.

Лексингтон (США)

Американский авианосец, который в 20-х годах прошлого века носил гордое звание самого крупного судна данного класса, впервые сошел на воду осенью 1925 года. При общей длине в 270,6 метра ширина авианосца составляла 39,6 метра. Не смотря на столь крупные габариты, «Лексингтон» мог развить скорость до 34-х узлов. На его палубе хватало места для размещения 70-ти самолетов.

Судно участвовало в боях за Перл-Харбор, затонуло оно после получения серьезных повреждений в мае 1942-го года.

Это самый большой авианосец за всю историю Второй Мировой. На воду судно спустили в ноябре 1944-го года. На его палубе умещалось 42 самолета, а также многочисленные артиллерийские орудия и 12 неуправляемых «зениток». Размер палубы судна на то время казался фантастическим – 40 на 256 м.

Судьба «Синано» оказалось трагической: он затонул спустя 17 часов после выхода в море в результате прямого попадания по борту 6-ти американских торпед.

Не совсем авианосец, ведь «Айова», как и 3 других судна, сконструированных по данному проекту, принадлежит к классу быстроходных кораблей для надводных и подводных баталий. Длина гиганта — 270 м, на его борту размещалось 3 самолета, катапульты для их запуска и стандартные артиллерийские орудия. Первый запуск корабля состоялся летом 1943 года.

Проектировалось это американское судно в 40-х годах прошлого века, в первое свое плаванье оно отправилось в сентябре 1945-го. Длина судна составляла 295 метров, а вот ширина площадки для взлета самолетов — 41 с лишним метров. «Мидуэй» оборудовали 4-мя турбинами и 12-ю моторами, которые могли разогнать его до 33 узлов. Судно списали весной 1992-го, сейчас на его борту работает музей.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» единственный в истории нашей страны находился на вооружении отечественной армии. Построили его на верфи в Николаеве в советские времена. Судно спустили на воду недостроенным, первые свои испытания он проходил в период с 88-го по 89-й год. Из-за многочисленных недоделок судно неоднократно возвращали в док, ремонтировали и переделывали.

Не смотря на целый ряд изъянов, «Адмирал Кузнецов» вошел в историю как один из самых больших авианосцев. Его длина составляла 302 м, а ширина – без малого 72 м.

Судно стало последним в американской истории авианосцем, созданном в рамках реализации проекта «Китти-Хок». На воду его спустили в 1968-м году, а списали и перевели в резерв в 2007-м.

На корабле умещалось 80 самолетов, что вовсе не удивительно при ширине корабля в 76,8 м и протяжности в 320,6 м. Интересен тот факт, что «Джон Кеннеди» участвовал в съемках фантастического блокбастера «2012».

Первое подобное судно, созданное под требования реактивной авиации. В первое плаванье корабль отправился в 1955-м году. На то время он стал самым крупным судном данного типа при длине в 325 м и протяжности в 72,5 м. На борту «Форрестола» умещалось 90 самолетов.

К сожалению, авианосец оказался невезучим. На нем то и дело возникали пожары, ракеты отказывались запускаться и часто не попадали в цель. Списали корабль в 1993-м, а в 2015-м его утилизировали.

Последний в американской истории авианосец на турбированных двигателях ввели в эксплуатацию в 1961-м. На его борту практически не было артиллерии, на палубе размерами 326х86 м умещалось 80 воздушных судов.

Корабль неоднократно участвовал в боях, с вооружения американской армии он был снят в 2009-м.

Авианосцы класса "Джеральд Р. Форд" являются преемником авианосцев класса "Нимиц". Ожидается, что в общей сложности будет построено 9-10 новых авианосцев этого класса. Это будут самые крупные и мощные военные корабли из когда-либо построенных. Эти авианосцы будут основной ударной силой ВМС США на протяжении всего 21-го века.

Дизайн корпуса класса Форда аналогичен класса "Нимиц". Новые авианосцы будут иметь меньший, переработанный остров, оснащены более автоматизированными и эффективными системами наблюдения и контроля. Он сможет нести авиагруппу из 85 самолетов, вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Она будет включать в себя F-35 JSF и F / A-18E / F, EA-18g , самолёт радиоэлектронной борьбы E-2D Advanced, вертолеты MH-60R и MH-60S.

2. Нимиц (США)

В общей сложности 10 авианосцев этого класса были построены, в том числе 3 по первоначальному проекту и 7 по улучшенному. Это были самые большие военные корабли своего времени. С атомной силовой установкой, они могут нести 80 самолетов и вертолетов, в основном F / A-18E / F, самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowlers, E-2C Hawkeye самолет раннего предупреждения и вертолеты MH-60R и MH-60S.

Класс "Нимиц" имеют автоматизированные системы самообороны против крылатых противокорабельных ракет за счет интеграции и координации систем вооружения и РЭБ.


3. Адмирал Кузнецов (Россия)

"Адмирал Кузнецов" введен в эксплуатацию ВМФ России в 1991 году, он меньше чем американские авианосцы, но несет более мощное наступательное вооружение.

Отсутствие катапульты исключает запуск самолетов с тяжелым ударным вооружением. Этот военный корабль несет около 40 самолетов и вертолетов, в том числе Су-33 и МиГ-29К, различные версии корабельных вертолетов Ка-27.

Адмирал Кузнецов тяжелый авианесущий крейсер, а не только авианосец. Он несет ряд наступательных вооружений, стоит отметить 12 × ПУ ПКРК «Гранит».


4. Ляонин (Китай)

"Варяг" был вторым кораблем класса Кузнецов сошедшим со стапелей в городе Николаев, что сейчас находится на Украине. Он был заложен в 1985 году и спущен на воду в 1988 году, после распада Советского Союза финансирование строительство корабля остановилось. В конце концов незавершенный корпус продан в Китай, где он был восстановлен и переоборудован.

Этот авианосец введен в эксплуатацию Военно-Морским флотом Китая в 2012 году, под названием "Ляонин". "Ляонин" может нести до 50 самолетов и вертолетов. После ремонта китайский корабль потерял все наступательные тяжелое вооружение класса "Адмирал Кузнецов". Теперь он несет только оборонительное оружие ближнего радиуса действия.


5. Куин Элизабет (Великобритания)

Авианосцы типа «Куин Элизабет» в количестве 2 кораблей должный войти в состав Королевского военно-морского флота Великобритании к 2020 году. Первый авианосец был заложен в 2009 году и сейчас достраивается на плаву.

Систершип "Принц Уэльский" планируют ввести в эксплуатацию к 2020 году. Эти новые авианосцы будут крупнейшими военными кораблями когда-либо построенных для Королевского военно-морского флота. Они смогут нести более 40 самолетов и вертолетов. Основным их вооружением будут самолеты F-35B STOVL и вертолеты CH-47 Chinook , Merlin и Lynx Wildcat.


6. Шарль де Голль (Франция)

Это относительно современный атомный корабль. Он введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 2001 году. В настоящее время является флагманом французского флота. Это единственный атомный авианосец, построенный за пределами Соединенных Штатов.

"Шарль де Голль" может нести более 40 самолетов и вертолетов. Авиагруппа состоит из 30 Rafale многоцелевых истребителей, также есть E-2C Hawkeye самолеты радиолокационного предупреждения, вертолеты представлены SA 365F Dauphin или AS 322 Cougar.

Второй корабль был запланирован, но из-за отсутствия финансирования его строительство так и не началось.


7. Викрамадитья (Индия)

ВМС Индии представлены в нашем Топ 10 авианосцев мира, кораблем под именем "Викрамадитья", это легкий авианосец представляет собой модифицированный и переоборудованный бывший авианесущий крейсер класса "Киев". Один из кораблей этого класса после переоборудования на Севмаше был продан в Индию.

"Викрамадитья" может нести около 30 самолетов и вертолетов, в том числе МиГ-29KU и МиГ-29КУБ, вертолеты Ка-31. Максимальная авиагруппа состоит из 30 самолетов и 6 вертолетов.


8. Сан - Паулу (Бразилия)

"Сан-Паулу" является авианосцем класса "Клемансо". Первоначально он был введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 1963 году, под именем "Фош". Корабль был продан в Бразилию в 2000 году, где он стал новым флагманом бразильского флота.

"Сан-Паулу" может нести до 40 самолетов и вертолетов. Однако этот авианосец в настоящее время служит в основном для подготовки пилотов. Его наступательные возможности ограничены.


9. Кавур, Италия

"Кавур" легкий авианосец, он был введен в эксплуатацию в 2008 году. В настоящее время это новый флагман итальянского флота. Этот современный военный корабль рассчитан на работу V / STOL самолетов F-35 и вертолетов, может служить в качестве командного центра.

"Кавур" несет более 20 самолетов и вертолетов. В настоящее время с него поднимаются в воздух V-8B Harrier II. В будущем они будут заменены на Lockheed Martin F-35B, вертолеты представлены О-101, NH-90 и SH-3D.

Он может перевозить основные боевые танки и десантные транспортные средства в самолетном ангаре. Также он вмещает полк из 325 морских пехотинцев.


10. Чакри Нарубет (Таиланд)

Авианосец "Чакри Нарубет" был построен в Испании. Он был введен в эксплуатацию Королевским тайским военно-морским флотом в 1997 году.

Он может нести около 30 самолетов и вертолетов. Авиагруппа включают в себя самолеты AV-8S Matador и вертолеты S-70B Seahawk, Sea King или CH-47 Chinook.

Однако Чакри Naruebet не хватает оборонительных вооружений. не было установлено планируются первичное вооружение зенитного включая 8-элементную VLS пусковой для ракет Sea Sparrow и четыре Vulcan Фаланга CIWS креплений. Это судно защищено просто Mistral самонаводящихся ракет ближнего радиуса действия инфракрасных.


На сегодняшний день существует большое количество гигантских авианосцев. Основное требование к современной армии - мобильность. Именно по этой простой причине нет ничего эффективней авианосцев, которые на своем борту могут перевозить десятки и большое количество людей. Давайте рассмотрим с вами самые большие авианосцы в мире. Некоторые из них выполняют свою функцию и сегодня, другие же уже давно выведены из эксплуатации и служат в качестве музейных экспонатов.

Самый большой авианосец типа Nimitz

Можно с уверенностью говорить о том, что авианосцы класса «Нимиц» считаются самыми большими в мире. При длине в 333 метра и ширине полетной палубы более 76 метров, эти гиганты вмещают порядка 90 единиц воздушной техники. Среди них 64 истребителя и 26 вертолетов. Полный экипаж авианосцев «Нимиц» - 3 200 человек. Отсюда можно выделить 2 800 человек летного состава и 70 человек командного. Практически все корабли имеют одинаковые технические характеристики, конструкторские решения и вооружение на своем борту. Нельзя не отметить тот факт, что авианосцы «Нимиц» могут работать порядка 20 лет без замены энергоносителя силовой установки. Попросту говоря, его можно отправить на 20 лет в дальнее плавание. Первый корабль линейки был спущен на воду в 1975 году и имел одноименное название «Нимиц».

Более подробное описание авианосцев класса «Нимиц»

Отдельные несколько слов нужно сказать об энергоустановке корабля. Она состоит из основной и вспомогательной систем. Основная включает в себя два водяных реактора, каждый из которых питает по 2 турбины. Особенность водяного реактора заключается в том, что в качестве теплоносителя и замедлителя он использует обычную воду под давлением. Сегодня в мире такой вид на авианосцах является самым популярным и эффективным. Если сложить мощность четырех турбин, то в результате получится устройство на 280 000 лошадиных сил. Вспомогательная установка - это 4 дизельных двигателя общей мощностью 10 700 лошадиных сил. Данные самые большие авианосцы в мире оснащаются оружием для защиты от воздушных противников и подводных угроз. В первом случае устанавливают 3 зенитно-ракетных комплекса, а также 4 зенитки калибра 20 мм. Для защиты от торпед есть два торпедных аппарата калибра 324 мм. В настоящее время построено 10 авианосцев «Нимиц», последний из них - «Джордж Буш», его мы сейчас и рассмотрим.

Авианосец «Джордж Буш» - самый мощный боевой корабль в мире

Данный корабль является последней разработкой проекта «Нимиц». Он имеет ряд отличительных усовершенствований, которые делают его действительно уникальным. Как можно понять, назвали данный авианосец в честь 41-го президента Соединенных Штатов Америки - Джорджа началось в 2003 году и обошлось казне США почти в 6,5 миллиардов долларов. В 2009 году «Джордж Буш» официально был принят на вооружение. На сегодняшний день это один из самых больших и мощных авианосцев в мире. Длина гиганта составляет 332,8 метра при водоизмещении 110 тысяч тонн. Он может развивать скорость до 60 километров в час и перевозить на своем борту 90 единиц боевой техники. Многие называют его современным «Ноевым ковчегом». Благодаря тому что конструкторам удалось сместить рубку и антенны к краю палубы, получилось несколько расширить взлетную полосу, что очень важно для корабля такого назначения. Ну а сейчас давайте рассмотрим другие самые большие авианосцы в мире, ведь их довольно много.

Об «Энтерпрайз» в подробностях

Конечно, нельзя не упомянуть о самом длинном корабле в мире, который был спущен на воду более полувека назад. Это первый в мире атомный авианосец с экипажем почти в 5 000 человек и длиной 342 метра. Правительство планировало выпустить 6 кораблей «Энтерпрайз», но после того, как первый обошелся в 450 миллионов долларов и существенно повлиял на казну США, от остальных отказались. В течение многих лет говорилось о том, что «Энтерпрайз» - это вершина военного развития армии. За время службы авианосец побывал во многих конфликтах, начиная от Вьетнама и заканчивая Северной Кореей. За 52 года эксплуатации на «Энтерпрайз» служило более 100 000 человек, поэтому можно смело говорить о том, что данный корабль достоин внимания. В 2012 году его списали и до сих пор разбирают на металлолом, процесс планируют закончить к началу 2015 года.

Печальная история «Синано»

Если данное японское судно и нельзя назвать чем-то гениальным с конструкторской точки зрения, то к гигантам можно отнести без зазрения совести. Во время выполнения своего первого задания данный крейсер затонул, случилось это еще в 1944 году. Длина корабля составляла порядка 266 метров, а водоизмещение почти 70 тысяч тонн. Но активное ведение боевых действий не позволило конструктам на 100% достроить корабль, поэтому он был выпущен на воду и затонул уже через 17 часов после выхода из порта. Его торпедировала а так как водонепроницаемые перегородки изначально были установлены неправильно, и у команды отсутствовал опыт, то уже через 7 часов после попадания торпеды корабль был на дне.

Великий «Адмирал Кузнецов»

Среди Европы и Азии, существует корабль, названный в честь адмирала морского флота Адмирала Кузнецова, который является одним из самых больших и мощных. Разрабатывать этого гиганта начали еще в 1982 году в городе Николаеве. Судя по техническим характеристикам, «Адмирал Кузнецов» должен был стать передовым авианосцем. Палуба корабля была несколько удлиненной для возможности взлета истребителей Су-25 и Су-27. Примечательно то, что именно на данном крейсере впервые была применена оптическая система «Луна» и боковые подъемники истребителей. Длина корабля - 302 метра, а на его борту помещается 25 вертолетов и столько же самолетов. Если называть самые грандиозные авианосцы мира с точки зрения вооружения и радиолокационного оборудования, то «Адмирал Кузнецов» будет среди лидеров. На его палубах установлено 12 пусковых установок «Гранит», 8 установок «Кортик», 6 артиллерийских установок АК-630М и 4 установки «Кинжал». Такое большое количество вооружения, а также огромный боезапас позволяет кораблю вести непрерывный огонь в течение длительного времени. На сегодняшний день на этом действующем корабле происходит полная замена истребителей Су-33 на МиГ-29К, в 2015 планируется капитальный ремонт.

История крейсера «Варяг»

Мы уже перечислили многие самые большие авианосцы в мире, однако стоит упомянуть еще о корабле под названием «Варяг», или же «Ляонин». Его начали строить в Николаеве в 1986 году, а закончили в 1988 году. После распада Советского Союза крейсер достался Украине. До 1998 года его лишь поддерживали на плаву и не вкладывали средств в развитие, ремонты и т. п. Позднее было принято решение продать авианосец всего за 20 миллионов долларов, что являлось просто смешной ценой. Длина его составляет 304 метра при водоизмещении в 60 тысяч тонн. Китайская частная фирма, выкупившая «Варяг», достроила и модернизировала его, так что он до сих пор плавает и успешно выполняет поставленные задачи.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые известные авианосцы во всем мире. Конечно, то, о чем было сказано, это лишь «капля в море». Существуют еще такие известные корабли, как «Теодор Рузвельт» длиной 317 метров, «Рональд Рейган» - 332 метра и другие. Практически каждая современная страна пытается построить как можно более мощный флот. Многие действующие авианосцы мира могут вмещать на своем борту небольшую армию из самолетов и вертолетов, которые в любую минуту готовы к взлету.

Военно-морские силы - одна из главных составных частей армии любой державы, имеющей выход в моря и океаны. Многие империи, такие, как, например, Великобритания, построили свою мощь благодаря сильному флоту, способному реагировать на любую угрозу за многие тысячи километров от родной земли.

Безусловно, современные военные корабли сильно отличаются от своих прародителей. Флагманом любой флотилии сегодня является авианосная группа, позволяющая атаковать и защищаться не только с помощью установленных орудий, но и размещенных на палубах авиагрупп.

Наличие самолетов предъявляет требования к размерам кораблей. Все авианосцы могут похвастаться внушительными объемами, однако некоторые их них выделяются даже на этом фоне. В данной статье мы расскажем как раз о таких кораблях, а также ответим на вопрос: «Какой самый большой авианосец в мире?».

Первое место - Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)

Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.

Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.

Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.

Второе место - Нимиц (Соединенные Штаты Америки)

Более современный американский авианосец, который также имеет мощный атомный двигатель. Первый корабль был спущен на воду в 1975 году. Производство продолжалось до 2009 года, когда последнее судно поступило на службу. Всего за это время было создано 10 таких кораблей. Длина корабля составляет 330 метров. Данные корабли активно применялись во время нескольких военных конфликтов, в том числе в Югославии и Ираке.

Стоимость одного корабля составляет четыре с половиной миллиарда долларов США. Авианосец переносит 66 кораблей разного назначения (48 из них - многоцелевые истребители). Ядерный реактор, который установлен в корабле, позволяет ему работать около 25 лет без замены. В год на содержание одного авианосца государство тратит около 160 миллионов долларов США.

Нимиц может эксплуатироваться более 50-ти лет. На сегодняшний день все 10 кораблей несут боевую службу.

Третье место - Китти Хоук (Соединенные Штаты Америки)

Авианосец был спущен на воду в 1955 году. Его длина - 325 метров. Это первые корабли свое класса, не имеющие богатого арсенала артиллерии, вместо которой устанавливаются ракетные комплексы. Кроме того, это последние американские авианосцы, на которые не устанавливались ядерные реакторы. Авианосец на момент спуска на воду имел всю современную электронику и гидролокационную станцию. Последнее судно этой линейки (всего их было четыре) было выведено из строя в 2007 году.

Четвертое место - Форрестол (Соединенные Штаты Америки)

Еще один американский авианосец, принадлежащий к числу самых больших. Его длина составляет 320 метров. Форрестол создавался под нужды реактивной авиации после окончания Второй мировой войны, опыт которой учитывался при создании корабля. На воду первое судно линейки было спущено в 1955 году. Интересно, что данный авианосец среди американских моряков считался несчастливым и получал много насмешливых прозвищ из-за большего числа несчастных случаев, связанных с возгораниями на корабле. В результате одного из них погибло около 135 человек.
Последний корабль линейки был выведен из строя в 1993 году. Он был продан на аукционе за один центр, так как желающий купить его не было, кроме одной единственной компании.

Пятое место - Джон Кеннеди (Соединенные Штаты Америки)

Получив свое имя в честь знаменитого американского президента, этот корабль был спущен на воду в 1968 году. Его длина составляет 320 метров. Этот корабль относится к классу Китти Хоук. Так же, как и другие корабли, он не имел ядерного двигателя (хотя изначально установка планировалась). Вместо него использовалось газотурбинное оборудование.

Большую часть времени авианосец находился в Средиземном море, выполняя там различные задачи во время холодной войны. Корабль прослужил около 40 лет и за это время претерпел несколько серьезных ремонтов. Во флоте корабль прослыл не самым удачным, так как за время эксплуатации пережил несколько столкновений.

Самая крупная авария произошла в 1975 году в результате столкновения корабля с крейсером, который от удара был практически полностью уничтожен.
Джон Кеннеди был снят со службы в 2007 году, была организована целая церемония по его проводам.
Авианосец также стал кинозвездой. Именно он изображен в фильме 2012 обрушивающимся на Белый Дом.

Шестое место - Мидуей (Соединенные Штаты Америки)

Это не только крупный авианосец, произведенный в год окончания Второй мировой, но и первый тяжелый авианосец в составе американского ВМФ. Корабль эксплуатировался на протяжении 50-ти лет. За это время он поучаствовал в нескольких военных операциях страны, в том числе во вьетнамской и иракской.

Покинул службу Мидвей в 1992 году, а спустя пять лет на его базе был создан огромный музей флота. Длина корабля составляет 305 метров.

Кроме того, судно участвовало в знаменитой спасательной операции во времена окончания вьетнамской войны, когда Вьетконг захватил столицу южан. Для того чтобы посадить самолет, загруженный беженцами, спасавшимися от неминуемой расправы и тоталитарного режима, экипаж авианосца сбросил в воду вертолеты, находившиеся на борту, общей стоимостью свыше 10-ти миллионов долларов. Эта операция вошла в страницы боевой славы США.

Седьмое место - Адмирал Кузнецов (СССР, Российская Федерация)

Самый мощный авианесущий корабль в СССР и в России. Корабль был создан в Николаеве и получил имя известного советского адмирала. После развала СССР он вошел в состав российского ВМФ. Сегодня он служит в составе северного флота. На нем располагаются истребители и противолодочные вертолеты.

Корабль был заложен в 1982 году, а на воду он был спущен в 1985. Интересно, что на момент закладки ему присваивали имя “Рига”, а на момент первого спуска - “Леонид Брежнев”. После спуска продолжались работы по строительству корабля на воде. В 1989 году судно, еще незаконченное, вышло в море для проведения испытаний с самолетами. В 1990 строительство было завершено, и корабль был вновь переименован.

В настоящее время он проходит капитальный ремонт. Уже летом этого года планируется поход корабля в Средиземное море, скорее всего к берегам Сирийской Арабской Республики. Длина корабля - 300 метров.

Восьмое место - Лексингтон (Соединенные Штаты Америки)

Самый старый авианосец в этом списке. Всего было произведено два судна данного типа, оба приняли активное участие в начале (для США) Второй мировой войны. Один из авианосцев был уничтожен весной 1942 года во время тяжелых боев с японцами. Второй корабль, несмотря на многочисленные повреждения, пережил войны и был затоплен после участия в испытании ядерного оружия в 1946 году.

Лексингтон был способен разместить 63 самолета. Большую часть составляли истребители, а также самолеты-разведчики. Авианосцы данной серии появились в результате жарких споров между американскими военными экспертами. В то время шел конфликт между двумя мнениями о будущем военно-морских сражений. Одна часть специалистов выступала за создание береговых аэродромов и мощных линкоров, так как считала, что самолеты недостаточно хороши в деле уничтожения кораблей. Другая же часть настаивала на создании мощных авианосных групп, отдавая им решающую роль в будущих сражениях. В результате испытаний, проведенных с помощью трофейных немецких судов, победила вторая точка зрения, и, что и подтвердила Вторая мировая война, вполне обоснованно.

Девятое место - Варяг (СССР, Украина, КНР)

Еще один длинный авианосец, принадлежащий к Советскому Союзу. История «Варяга», действительно, представляет интерес. Его строительство началось в Николаеве в 1986 году. Через два года он уже был спущен на воду, после чего продолжились работы над ним уже на воде. После того, как СССР перестал существовать, корабль отошел к украинскому ВМФ, однако с тех пор он не использовался, денежные вливания в него прекратились, а нужные ремонтные работы не проводились, поэтому судно медленно деградировало.

В результате «Варяг» был продан китайской компании за 20 миллионов долларов США, что гораздо ниже его фактической стоимости. Покупатели заявили, что планировали создать на его базе развлекательный центр. Однако впоследствии судно было достроено в качестве боевого корабля. Он был переименован в «Ляонин» и сейчас успешно выполняет боевые задачи в составе китайского ВМФ.

Десятое место - Шинано (Япония)

Самый длинный японский авианосец времен Второй мировой. Изначально он строился как линкор, однако после первого серьезного поражения против американского флота в 1941 году японское командование решило сделать ставку на авианосные группы, увидев то, каким преимуществом пользуются на воде американские авианосцы.

Судно было завершено через один год. На тот момент это был самый защищенный авианосец. Особенно хорошо защищались контейнеры для хранения авиационного топлива, которые при попадании вражеского снаряда могли бы уничтожить весь корабль.