Как проверить контрагента: обзор сервисов. Проверка контрагентов на благонадёжность: специализированные сервисы и самостоятельная проверка Платные сервисы проверки контрагентов

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Федеральная налоговая служба обязала проявлять должную осмотрительность всех участников сделки. Это понятие появилось в практике налоговых споров в 2006 году, и по истечении некоторого времени приобрело гораздо больший смысл, чем в него закладывали изначально. Что же такое должная осмотрительность? Какие существуют способы и сервисы, чтобы проверить агента на благонадежность, разберём в этой статье.

Должная осмотрительность представляет собой своевременную и детальную оценку благонадёжности контрагента.

Благонадёжность контрагента — это комплексное понятие, которое включает в себя следующие критерии:

  • финансовое состояние компании;
  • платёжеспособность;
  • участие компании в судебных тяжбах;
  • принадлежность компании к числу фирм-однодневок.

Компании, которые дорожат своим финансовым состоянием и репутацией, уже давно тщательно проверяют контрагентов перед заключением сделки. Ведь, как говорится в пословице, бережёного бог бережёт, и лучше один раз проверить, чем в будущем потратить кучу денег и времени на судебные разбирательства и восстановление репутации.

Проверить контрагента на благонадёжность можно двумя способами:

  1. Самостоятельно провести проверку. Для этого запросите у партнёра ряд документов:
  • Выписка из ЕГРЮЛ, которая позволит проверить актуальность учредительных документов юридического лица;
  • Учредительные документы (договор или устав организации). Необходима проверка достоверности представленных данных, сверка с датой регистрации, указанной в выписке из ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство ОГРН и ИНН;
  • Годовой бухгалтерский баланс за последний отчётный период;
  • Лицензия, если такое необходимо. ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» помогает узнать, подлежит ли лицензированию деятельность проверяемого контрагента. Важно проверить, чтобы лицензия не была просрочена.

Затем необходимо проверить предоставленные сведения в интернете и других доступных источниках информации. Ниже представлен список сайтов, которые помогут проанализировать документы, предоставленные контрагентом:

Очевидно, что для проверки контрагента необходимо сделать много запросов и проанализировать большой объём информации, на что уйдёт много времени и сил. Такой способ проверки подойдёт, если нужно проверить одного контрагента. Но если компания крупная и ежедневно заключает договоры с десятками контрагентов, то такая проверка займёт много времени. В таком случае необходимо прибегнуть ко второму способу проверки контрагентов.

  1. Проверка с помощью специализированной программы.

Фирма 1С разработала ряд сервисов для проверки контрагентов, таких как и . Несомненным преимуществом данных сервисов является то, что они встроены непосредственно в 1С: Предприятие и позволяют проверять контрагентов из справочника контрагентов 1С.

1С:Контрагент включает в себя «Досье контрагента». Этот сервис позволяет обезопасить себя от сотрудничества с фирмами-однодневками и финансовых потерь. С помощью сервиса 1С:Контрагент можно ознакомиться с:

  • выпиской ЕГРЮЛ;
  • отчётностью контрагента;
  • результатами проверок, проведённых в отношении контрагента;
  • наглядно представленной информацией о финансовом состоянии компании, рентабельности активов, а также рисках её банкротства.

Все эти сведения помогут оценить контрагента и сделать вывод о его благонадёжности и возможностях дальнейшей работы с ним.

Для более тщательного анализа и оценки благонадёжности контрагента подойдёт сервис 1СПАРК Риски. Основное отличие 1С:Контрагент от 1СПАРК Риски в своевременности получения информации из различных источников (более пятидесяти источников, в том числе Интерфакс, государственные учреждения и частные компании) и её предоставления клиенту. Так, первый сервис проинформирует об уже совершившемся факте, а второй предупредит о любом критическом изменении у вашего контрагента, как только информация об этом поступит в любой из источников сервиса. Например, если компания, являющаяся вашим контрагентом, ликвидирована:

  • используя для проверки только сервис 1С:Контрагент, вы узнаете об этом, когда компанию уже ликвидируют, а её партнеры, которые своевременно не провели проверку на благонадёжность, уже понесут финансовые потери;
  • благодаря проверке в 1СПАРК Риски вы узнаете о запуске процедуры ликвидации в отношении партнёра ещё на стадии первоначальной подачи документов и сможете обезопасить себя от таких финансовых рисков, как перечисление предоплаты, отгрузка товара без оплаты и тому подобных.

1СПАРК Риски — сервис, предназначенный для комплексной оценки благонадёжности контрагента, а также снижения финансовых и налоговых рисков компании. Основными функциями 1СПАРК Риски являются:

  1. Мониторинг контрагентов, который позволяет отслеживать значимые изменения у контрагентов и своевременно на них реагировать.
  2. Индексы 1СПАРК Риски. Информация о своевременности оплаты компанией счетов, её платёжеспособности, а также о том, является ли данная фирма однодневкой, представлена в сервисе в виде трёх индексов. Для наглядности индексы выделяются цветом в зависимости от состояния того или иного показателя.
  3. Возможность заказа бизнес-справок по проверяемым контрагентам. В справке содержится развёрнутая информация о контрагенте, индексы 1СПАРК Риски, результаты проверок государственными органами, участие компании в арбитражных делах и исполнительных производствах, а также выявленные факторы риска. Бизнес-справка, подписанная электронной подписью Интерфакса, имеет юридическую силу, может быть представлена в суде и является доказательством проявления должной осмотрительности.

Сервис 1СПАРК Риски позволяет в два клика оценить благонадёжность контрагента, обезопасить себя от финансовых потерь и разбирательств с налоговой, а также получить документ, подтверждающий проявление должной осмотрительности.

Как стало понятно, оценка благонадежности контрагента — это комплексный анализ информации из огромного количества источников, который занимает много времени. Поэтому гораздо лучше и удобнее доверить это дело специализированным сервисам и программам, которые за пару минут проанализируют весь массив информации о проверяемом контрагенте и предоставят её в максимально наглядном и понятном виде. Ну а мы с вами сможем потратить освободившееся время более продуктивно!

Уважаемые коллеги, будьте бдительны при заключении договоров с контрагентами. Если вовремя не проявить должную осмотрительность, то можно связаться компанией-банкротом или однодневкой. Чтобы ваш бизнес был в безопасности, подключите сервисы и Они значительно облегчат процесс проверки будущих партнёров. Для сомневающихся доступны тестовые периоды на 7 и 30 дней соответственно.

Работайте в 1С с удовольствием!

Не просто перечень сервисов, а комментарий юриста по каждому из них.

Проверка с использованием сервисов налоговых органов

Ключевой из сервисов Федеральной налоговой службы (ФНС) — Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По адресу https://egrul.nalog.ru можно мгновенно получить актуальную выписку в pdf-формате. Выписка включает в себя сведения о наименовании и дате регистрации, уставном капитале общества, ФИО директора или наименование управляющей компании, номера и даты выдачи лицензий, коды ОКВЭД, а также сведения ликвидации или банкротстве.
Второй по важности ресурс — это реестр сообщений о ликвидации, реорганизации и иных обязательных сообщений, публикуемых вестником государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/ . К его недостаткам относится то, что организация может несвоевременно направить документы для публикации, однако контрагенту не удастся завершить реорганизацию или ликвидацию до истечения установленных законом сроков после публикации сообщения.
Аналогичный, но более узкий функционал представлен в едином федеральном реестре сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru/ — в нем отражены сведения только о банкротстве.
«Главбух Контрагенты»

Сервис для бухгалтеров малого и среднего бизнеса проверит контрагентов и вашу компанию по методике ФНС, отметит опасные факторы. Позволяет рассчитать вероятность углубленной налоговой проверки из-за сделки с контрагентом. Дает рекомендации, какие документы по контрагенту собрать бухгалтеру, чтобы избежать доначислений. Формирует готовый отчет для ИФНС с электронной подписью. В отчете - вся информация о проверке на признаки однодневки, платежеспособность и ресурсы, риски неисполнения сделки, деловая репутация и активность за последний год. Отчет обоснует выбор контрагента, содержит список похожих организаций в том же регионе, но с более низким рейтингом. Полную версию сервиса можно протестировать на сайте

Сомнительных контрагентов обязательно следует проверить по реестру организаций, в отношении которых принято решение об исключении их из ЕГРЮЛ в связи с неосуществлением деятельности — http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ .

Реестр сведений о заблокированных счетах https://service.nalog.ru/bi.do , как правило, не применяется для проверки контрагентов, но информация о наличии заблокированных счетов может послужить поводом для более осмотрительной работы с компанией до устранения причин блокировки. Если контрагент — заказчик, покупатель или иное лицо, от которого Вы ожидаете оплаты, а заблокированный счет — единственный, следует подождать разблокировки до заключения новых договоров.

Кроме того, если предполагается предоплата или поставка без предоплаты компании, с которой вы раньше не работали, рекомендуется проверить, не подавал ли такой контрагент заявлений в ФНС — среди них может оказаться заявление о ликвидации компании. Проверить статус заявлений, поданных в ФНС, можно по адресу: https://service.nalog.ru/uwsfind.do .

Получение информации о банкротстве, ликвидации либо исключения компании из ЕГРЮЛ абсолютные противопоказания к сотрудничеству с компанией.
К относительным противопоказаниям к сотрудничеству можно отнести наличие сведений о компании в реестре компаний с долгами по налогам или не сдающих отчетность более года https://service.nalog.ru/zd.do . Не все компании в этом рейтинге являются неблагонадежными, однако почти гарантированно испытывают проблемы с финансами. Работа с такими компаниями рекомендуется только на условиях предварительной оплаты для исполнителя, или оплаты по факту исполнения — для заказчика.

На сайте ФНС также имеется ряд реестров, содержащих сведения о косвенных признаках неблагонадежности .

  • Реестр «массовых» директоров (участников) — https://service.nalog.ru/mru.do . Сведения обновляются 1 раз в неделю. Наличие лица в этом списке не должно быть единственной причиной отказа в сотрудничестве, поскольку многие предприниматели имеют несколько компаний, а ведение деятельности с «массовым» директором является распространенной хозяйственной практикой.
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do и реестр юридических лиц с дисквалифицированными руководителями https://service.nalog.ru/disfind.do . Дисквалификация является признаком того, что ранее лицо «бросило компанию». Немалое число руководителей, добросовестно исполняющих свои обязательства в других компаниях, оказались там из-за того, что должным образом не проконтролировали процесс смены директора.
  • Реестр массовых адресов: https://service.nalog.ru/addrfind.do . Неточность критерия обусловлена повсеместным использованием фиктивных юридических адресов среди реальных, работающих компаний, а также периодическим включением в реестр организаций, зарегистрированных по адресам крупных бизнес центров.
При возникновении сомнений в благонадежности контрагента, следует также обращаться к реестру номинальных руководителей: https://service.nalog.ru/svl.do . В реестр включаются только те руководители, которые были признаны номинальными в судебном порядке. Критерий — точный, однако к моменту появления такой информации в реестр, неблагонадежность компании, как правило, подтверждена рядом других способов.

Проверка контрагента по правовым сервисам

Высокой информативностью обладает Картотека арбитражных дел, размещенная по адресу: http://kad.arbitr.ru/ . В ней можно получить информацию о всех арбитражных спорах с участием Вашего контрагента по крайней мере с 2010 года, а зачастую — о более ранних спорах.
Анализ арбитражных дел — это не только выявление заявлений о банкротстве, но также информация о том, как часто и по какой причине контрагент не выполняет свои обязательства. Предъявление иска на сумму, сопоставимую или превышающую сумму активов контрагента, является обоснованной причиной не сотрудничать с ним до разрешения такого дела.
Картотека позволяет запрашивать сведения по наименованию, ОГРН или ИНН. На практике лучше проверять наличие арбитражных споров по всем указанным реквизитам, так как работники суда часто допускают ошибки при внесении информации в картотеку.

Картотека дел судов общей юрисдикции — https://sudrf.ru/ существенно менее полезна по двум причинам:

  • Сложность идентификации. Картотека осуществляет поиск только по наименованию, поиска по ИНН/ОГРН нет. Картотека не содержит информации об адресе сторон. Проверить, например, компанию ООО «Вектор» с ее помощью практически невозможно — в выборке будут сотни дел с участием компаний с таким же названием.
  • Картотека не содержит информации о размере исковых требований по еще не рассмотренным делам. Соответственно, до вынесения решения и его опубликования (что обычно занимает около месяца) узнать о том, взыскивалась задолженность в размере 100 тыс. руб. или 100 млн. руб. невозможно.
При проверке долгов контрагента обязательно следует использовать банк данных исполнительных производств — http://fssprus.ru/ . Сервис поскольку позволяет узнать не только о количестве долгов, но и о том, производится ли по ним взыскание.

На рынке немало компаний, которые часто выступают ответчиками по гражданским делам. Используя банк данных исполнительных производств можно быстро сделать вывод, с какими компаниями сотрудничать не стоит. Это компании, в отношении которых есть сведения о прекращении исполнительного производства на основании п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» то есть в связи с невозможностью обнаружить должника или отсутствием у него имущества.

В меньшей степени чем в проверках контрагента и в большей степени при проведении аудита компании перед ее покупкой полезен реестр проверок Генпрокуратуры РФ —https://proverki.gov.ru/ . По ИНН или ОГРН организации можно получить сведения о проводимых проверках, проверяющем органе, статусе проверки (плановая/внеплановая) и ее результате.

Дополнительные бесплатные сервисы для проверки контрагентов

Для оценки того насколько опасны текущие судебные споры для компании и получения общей информации о её бухгалтерской отчетности, можно воспользоваться сведениями Росстата о бухгалтерской отчетности компании, размещенными по адресу: http://www.gks.ru/accounting_report .

Основной минус сервиса — запоздалое отображение информации. Например, на момент написания статьи данные за 2017 г. еще не отображались — как следствие, сведения о компаниях, созданных меньше 1,5 лет назад, в реестре отсутствуют. У сервиса часто возникают технические проблемы, ведущие к его неработоспособности.

При проверке компаний, которые занимаются поставками для государственных нужд, целесообразно использовать Единую информационную систему в сфере госзакупок. В ней содержатся сведений о заключенных контрактах и их цене http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html .

Кроме того, на ресурсе размещен реестр недобросовестных поставщиков: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier .

Наличие у компании государственных контрактов повышает ее благонадежность. Банкротство, ликвидация или «бросание» компании с государственными контрактами — редкость.

Сведения по объектам недвижимости, принадлежащих компании, а также их обременении, можно получить по кадастровому номеру на сайте Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request .

Сведения о залогах движимого имущества — по идентификатору имущества (например, VIN-номеру автомобиля) на портале Федеральной нотариальной палаты: https://www.reestr-zalogov.ru/state/index

Проверка с использованием платных сервисов

Большим преимуществом платных сервисов по работе с контрагентами является возможность получить интегрированную информацию по многим показателям на одном ресурсе.

В порядке уменьшения стоимости и функционала к платным сервисам проверки контрагентов относятся: СПАРК (http://spark-interfax.ru/), Картотека Коммерсант (https://www.kartoteka.ru/), Контур Фокус (https://focus.kontur.ru/), Кейсбук (https://casebook.ru/). Если два лидера рынка предоставляют информацию о заявлениях в ФНС, судебных актах, аффилированности, публикациях о ликвидации или реорганизации, то другие — только некоторые из указанных сведений.

Подбирать функционал и стоимость можно исходя из задач и специфики деятельности компании. При этом всегда нужно понимать, что порядка 90 % функционала указанных сервисов можно компенсировать грамотным использованием бесплатных сервисов.

Если нет времени на поиск на разных сайтах, всю информацию о контрагенте можно получить в одном месте. Воспользуйтесь сервисом «» (https://rnk.1cont.ru/), который разработал журнал «Российский налоговый курьер».

Прямо сейчас вы можете бесплатно проверить контрагента по ИНН в программе "Контрагенты" (по демодоступу).

Проверить контрагента по ИНН бесплатно

Узнайте все о контрагенте

ФНС может завернуть сделку и убрать деньги из расходов, если упрощенец не проявил так называемую «должную осмотрительность при выборе контрагента ». Партнер должен быть «чистым» по ЕГРЮЛ, вовремя и в должном объеме платить налоги, не быть однодневкой. Наш сервис даст полную информацию о вашем партнере так, как его видит ФНС.

Дополнительное преимущество сервиса - вы узнаете, есть ли на контрагенте дела в арбитраже и копают ли под него судебные приставы. Также можно проследить цепочку связей контрагента с другими фирмами и проверить, не подставные ли они.

В нашей картотеке доступны госконтракты и лицензии всех компаний. Например, если вы покупаете алкоголь, узнайте, есть ли лицензия у поставщика.

Еще одна важная опция - можно выяснить, идет ли в отношении фирмы проверка: налоговая, трудовая и др.

Стоимость подписки

Чтобы использовать сервис, оформите подписку. В период подписки можно будет проверить любое количество контрагентов.

По новому закону проверять контрагентов нужно каждый раз перед сделкой. Чтобы не проверять каждый день выписки, просто найдите своих партнеров и нажмите кнопку «Отслеживать изменения » - если вдруг налоговики заподозрят фирму в недостоверности, вам сразу придет сообщение в личный кабинет.

ФНС сообщила на своем сайте, что поставила отметку о недостоверности 800 000 компаний, с ними работать стало опасно. Эти метки есть в нашем сервисе. Поэтому вы сможете проверять всех партнеров и поставить их на контроль в один клик.

Редакция журнала «Российский налоговый курьер» сделала сервис специально для бухгалтеров и руководителей. Мы внедрили принцип светофора: контрагент подсвечивается красным (нельзя работать), желтым (нужно проверить) или зеленым (безопасно работать) цветом. И вас не обязательно быть продвинутым пользователем компьютера или разбираться в тонкостях статьи 54.1 НК РФ по должной осмотрительности.

На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что не существует никаких стандартных правил и критериев такой проверки. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями в процессе анализа самостоятельно, исходя из оценки рисков.

По мнению Андрея Хрыкина, руководителя проекта Фокус.Форум, процесс проверки контрагентов держится на трех китах:

  • благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
  • оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
  • знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.

Зачем искать и проверять контрагентов?

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

Чем удобен сервис:

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы госконтрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов ее партнеров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков

Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.

Что необходимо сделать?

  • Убедиться в фактическом расположении компании по указанному в документах адресу.

Особенно это необходимо делать в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.

  • Познакомиться лично с руководством компании при обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок.
  • Убедиться в том, что фирма намерена выполнять условия сделки.

Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится с заключением сделки и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.

  • Удостовериться в том, что условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента.

Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?