Публикации о сэб фсб рф. Новый глава Службы экономической безопасности ФСБ. Почему Королев? Г. подольск отдел уфсб

1998 № 12 (107)

М.АРСЕНТЬЕВ, консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблеме наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ

Российская Федерация переживает сложный исторический этап становления новых социально-экономических отношений. Наряду с определенными положительными результатами, достигнутыми за эти годы (преодоление дефицитности, развитие финансовых и коммерческих структур и т.д.), по многим направлениям проявляются негативные явления: падение производства, вялость инвестиционного процесса, тенденции технического и технологического отставания от наиболее развитых стран, усиление зависимости от импорта продовольствия, других необходимых товаров, оборудования и технологий, резко увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев общества.

С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач.

Если попытаться сформулировать понятие «экономическая безопасность», то оно могло бы выглядеть следующим образом. Экономическая безопасность - составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Раньше считалось, что экономическая безопасность - прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, - важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Однако не следует переоценивать роль этого звена. Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то вряд ли специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.

ФСБ России принимает участие в обеспечении экономической безопасности страны в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Однако складывающаяся ситуация потребовала в настоящее время определенной корректировки решаемых органами ФСБ задач.

Это обусловлено, в первую очередь, повышенной уязвимостью экономики в период проведения реформ, разбалансированностью и правовой неурегулированностью системы новых экономических отношений, проявлением масштабных негативных тенденций, порождающих усиление внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны.

В этой связи первоочередные усилия органов ФСБ сосредоточены на выявлении и пресечении деятельности зарубежных спецслужб и организаций, межрегиональных и международных сообществ, направленной на нанесение ущерба российской экономике, в частности попыток контрабандного вывоза из России сырьевых ресурсов, материалов и технологий. Особое место отводится получению упреждающей информации о зарубежных партнерах и конкурентах крупнейших российских предприятий, банков, финансово-промышленных структур, их планах и замыслах, реализация которых формирует угрозы экономической безопасности России.

Информация по наиболее важным проблемам экономической безопасности нашей страны регулярно докладывается Президенту и председателю Правительства Российской Федерации.

Налаживается активное сотрудничество с Интерполом и Европолом. Совершенствуется работа по укреплению взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ, разработан и утвержден Национальный план Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 г.

В результате реализации органами ФСБ мер по борьбе с экономической преступностью только в 1996 г. возвращено в доход государства более 1,7 трлн. руб., предотвращено нанесение ущерба на сумму более 7 трлн. руб. Нейтрализованы попытки некоторых иностранных фирм и организаций обманным путем завладеть собственностью в 35 субъектах Российской Федерации на сумму свыше 300 млрд. долл. Пресечена противоправная деятельность отдельных коррумпированных должностных лиц министерств и ведомств Российской Федерации, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Перекрыт ряд каналов незаконного вывоза за границу сырья, энергоносителей, редкоземельных металлов, валютных ценностей. Так, в результате реализации только одной оперативной разработки Генпрокуратурой России возбуждено уголовное дело по факту вывоза за рубеж 1290 тыс. т сырой нефти общей стоимостью 129 млн. долл. Разоблачена преступная группа, переместившая в Прибалтику крупную партию палладия стоимостью 12 млн. долл., предотвращен вывоз контрабандной партии алмазного сырья на сумму 28 млн. долл. и т.д.

В 1997-1998 гг. сорван ряд крупных мошеннических акций в сфере кредитования, вскрыта преступная деятельность отдельных должностных лиц с векселями энергетических систем и хищение ими денежных средств на сотни миллиардов рублей, перекрыты новые каналы незаконного вывоза за границу сырья, энергоносителей, редкоземельных металлов, валютных ценностей. Так, в октябре 1997 г. в результате операции на международных автотрассах совместно с ГТК, МВД, ФПС России выявлено и пресечено несколько каналов незаконного ввоза на территорию Российской Федерации крупных партий продовольственных и подакцизных товаров. Задержано грузов на сумму более 121 млрд. руб. Обращено в доход государства 14 млрд. руб. Возбуждено 133 уголовных дела.

В ходе реализации оперативно-розыскного мероприятия «контролируемая поставка» с привлечением возможностей органов внутренних дел перекрыт канал поставки золота по маршруту Магадан - Москва - Ингушетия. Государству возвращено около 80 кг промышленного золота на сумму 6 млрд. руб. Возбуждением ряда уголовных дел (совместно с органами МВД) реализованы материалы в отношении преступной группы, действия которой под прикрытием американской компании «Инфинко» и Международного благотворительного христианского фонда могли нанести ущерб 44 регионам Российской Федерации на общую сумму свыше 300 млрд. долл. Задержано сырьевых товаров, подакцизной продукции и различных грузов на сумму свыше 54,570 млрд. руб., изъято более 80 т цветных металлов, а также медикаментов на сумму 700 тыс. долл. Выявлены и пресечены попытки реализации поддельных векселей Сбербанка и Федерального энергетического союза на сумму более 10 млрд. руб.

Задержаны при попытке контрабандного ввоза взрывчатки из Молдовы в Россию 6 членов международной преступной группы (изъято 15,9 кг пластита, большое количество промышленных и самодельных взрывных устройств, комплектов радиовзрывателей, оружия отечественного и иностранного производства, бое-припасов и наркотиков).

На Госзнаке Минфина России выявлены 10 поддельных векселей на сумму 500 млн. руб. и так далее.

Особую угрозу экономической безопасности нашей страны образует активность спецслужб зарубежных государств. Смещение приоритетов из области военно-политического противостояния в экономическую повлекло за собой эскалацию их разведывательно-подрывной деятельности в сфере российской экономики.

Расширяется география и спектр разведывательной деятельности с легальных позиций. Сферой жизненно важных экономических интересов этих стран определены районы Сибири и Дальнего Востока. В ряде дипломатических представительств увеличилось число установленных разведчиков, ориентированных на работу по экономической проблематике, создаются специальные аналитические подразделения. Перед разведывательным сообществом западных стран поставлена задача содействовать всеми возможными средствами обеспечению коммерческих интересов ведущих зарубежных фирм и корпораций в российской экономике. Отмечается стремление иностранного финансового капитала и спецслужб оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. Использование зарубежными государствами специальных служб и организаций для оказания содействия их национальному капиталу в завоевании прочных позиций в российской экономике осуществляется посредством организации системы консультационной и советнической помощи российским ведомствам и организациям. Наблюдается избирательная направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики России.

Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования. Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны. Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных коррективов в отечественное законодательство (в частности, в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

Расширяются масштабы организованной преступной деятельности в России, происходят качественные сдвиги в ее структуре. Став существенным фактором экономической и социально-политической жизни страны, этот опасный феномен образует серьезную угрозу интересам государства и общества. Организованная преступность плотно контролирует наиболее доходные сферы криминального бизнеса (незаконный оборот наркотиков и оружия, контрабанда, проституция и т.д.).

Однако наиболее опасна экспансия криминала и его капиталов в сферу легальной экономики. Располагая значительными финансовыми средствами, крупные преступные группировки активизировали попытки завладеть ведущими предприятиями страны. Для этого осуществляются многоходовые комбинации, используется критическое финансовое положение субъектов рынка. Предлагая финансовую «помощь», льготные кредиты, погашение задолженности, дилерские услуги, криминальные структуры претендуют на акции предприятий, их основные фонды, выпускаемую продукцию. К настоящему времени немало важных объектов находятся под влиянием преступных группировок, устремляющихся прежде всего в максимально прибыльные отрасли. Финансово-кредитная система, внешнеэкономическая сфера, приоритетные государственные программы (приватизация, инвестиции и т.д.) также испытывают значительное давление со стороны криминала.

Преступные формирования активно участвуют в сделках приватизации и операциях на фондовом рынке, целенаправленно приобретают акции промышленных предприятий. Так, при непосредственном участии криминальных «авторитетов» г. Липецка были приобретены Завод строительных машин, «Авторемзавод», домостроительный комбинат, ряд ресторанов.

«Авторитеты» г. Перми через контролируемые ими фирмы стали владельцами 48% акций АО «Камкабель». В Красноярском крае и Свердловской области преступники контролируют почти все банки, подавляющее большинство коммерческих и около половины государственных субъектов экономики. Аналогичная ситуация складывается и в ряде других регионов страны.

Один из факторов экспансии преступности в экономику - легализация незаконно полученных средств. «Грязные капиталы» вводятся в оборот и с позиций легальных структур работают на криминал, который, приобретая «крышу», получает дополнительные возможности реализации противоправных замыслов. Активно задействуются страховые компании, обменные пункты валюты. По оценкам экспертов, до 70% «черных» денежных средств «отмывается» в легальном бизнесе. Сохраняется тенденция поглощения небольших группировок более крупными. Такие структуры ведут аналитическую работу, исследуют «теневой» рынок, прогнозируют развитие обстановки.

В опасной степени криминализированы кредитно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, область реализации крупных государственных приоритетных программ и инвестиционных проектов. Широко распространено нецелевое использование и хищение бюджетных средств. Продолжается проникновение криминала в топливно-энергетический, ресурсо-добывающий и перерабатывающий комплексы. В целом же угроза установления контроля криминальных структур за некоторыми секторами экономики России становится все более реальной.

В складывающихся условиях эффективность обеспечения экономической безопасности нашей страны может быть повышена путем реализации комплексного проблемно-целевого подхода при решении конкретных задач в этой сфере (в частности, в осуществлении государственного контроля за обращением стратегических ресурсов, золотовалютных резервов и т.д.).

Одним из направлений деятельности ФСБ в сфере обеспечения экономической безопасности является защита интересов негосударственного сектора предпринимательства.

Во-первых, ФСБ России участвует в обеспечении безопасности наиболее крупных (от нескольких сот миллионов долларов) инвестиционных проектов с иностранным участием. Проектов федерального уровня. Проектов, финансирование которых ведется международными организациями, иностранными государствами, а также крупными и авторитетными зарубежными собственниками капитала. Это макроэкономический уровень.

Во-вторых, ФСБ России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти активно способствует целевому использованию иностранных инвестиций, их ограждению от противоправной деятельности коррумпированных должностных лиц. На это нацелены все правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством.

В третьих, ФСБ России, при необходимости, готово оказывать содействие иностранным партнерам, работающим на российском рынке, в защите коммерческой тайны. Через уполномоченные российские органы ФСБ России готово высказать свои рекомендации при выборе участниками международного инвестиционного сотрудничества российских частных охранных служб и детективных агентств, к услугам которых они могут прибегнуть (естественно, на коммерческих условиях) в интересах собственной защиты от криминальных посягательств.

В целях содействия активизации инвестиционных процессов необходимо создание надежной системы, обеспечивающей решение проблем обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой тайны в сфере предпринимательства, в области деловой активности финансовокредитных и банковских учреждений.

В условиях либерализации экономической политики и увеличивающейся роли частного капитала, несомненна целесообразность привлечения негосударственных систем безопасности к реализации данного проекта. Обладая реальной информацией о ситуации в российской экономике, надежные отечественные частные охранные и детективные структуры способны наиболее продуктивно осуществлять работу, направленную на поддержку инвестиционной деятельности, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса. В этой связи необходимо подчеркнуть возрастающую роль координации усилий и совместной деятельности негосударственных структур безопасности и органов ФСБ. Особое значение в этой области придается не только контролю за работой частных детективных и охранных структур, но и их ограждений от проникновения представителей криминальной среды, выработке правовых форм информационного обмена по указанным проблемам.

Однако дальнейшее повышение результатов деятельности органов Федеральной службы безопасности значительно сдерживается накопившимся комплексом проблем.

Серьезное беспокойство вызывает текущее финансирование и материально-техническое снабжение органов ФСБ. Лимит финансирования ФСБ России на 1998 г. по сравнению с утвержденным бюджетом Ведомства сокращен на 26,2%. Общая задолженность по социальным выплатам личному составу достигла более 320 млн. руб. и продолжает с каждым месяцем увеличиваться.

Причина сокращения прозаична - недостаток финансов. Государство задолжало чекистам за вещевое довольствие за два с лишним года, «пайковые» не платят почти год. Даже зарплата выплачивается с задержкой. Двадцатое число, на которое прежде строго приходилась выплата жалованья, давно перестало быть, как его в шутку называли сотрудники госбезопасности, днем полуЧеКа. Еще печальнее дело обстоит с расходами на оперативные нужды. Зачастую нет даже бензина!

Бывший начальник финансово-экономического управления Департамента обеспечения деятельности ФСБ России Виктор Арышков незадолго до своей отставки в этом году признал, что «от состояния полной бедности в 1994 году мы опустились до абсолютной нищеты сегодня». Он привел поразительный факт - сейчас нет денег даже на вербовку агентов! Он же с горечью признал, что «в условиях рыночных отношений ни один источник не отважится на внедрение... без полного оперативного и финансового обеспечения».

Еще одной серьезной проблемой остается хроническое отставание уровня денежного содержания сотрудников ФСБ от заработной платы служащих других ведомств, в том числе входящих в силы обеспечения безопасности. Так, находящейся на ответственной работе полковник центрального аппарата ФСБ с выслугой более 17 лет получает на руки чуть более 1,5 тыс. руб., то есть менее 100 долл., которые валютная проститутка зарабатывает за час. Как тут не сравнить с социально-экономическим положением агентов ФБР, к которому правительство США, на опыт которого так часто ссылаются отечественные реформаторы, проявляет постоянное внимание и заботу.

Много нерешенных вопросов остается в социальной сфере. По сведениям Жилищного отдела Управления материально-технического обеспечения ФСБ России, на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит около 15 000 сотрудников. При сохранении ежегодного объёма жилищного строительства, достигнутого в 1997 г., время ожидания улучшения жилищных условий сотрудниками ФСБ России составит в среднем более 10 лет. К слову сказать, автор сам вот уже около 20 лет живет в коммунальной квартире и в настоящее время не видит никаких реальных возможностей положительно решить эту проблему.

Вместе с тем с начала 1998 г. (январь-апрель) средств из Федерального бюджета на целевые программы капитального строительства не поступало и, как результат, не введен в эксплуатацию ни один объект жилишно-гражданского и специального назначения. Кредиторская задолженность по капитальному строительству составляет более 220 000 тыс. руб., в том числе по жилищному строительству более 170 000 тыс. рублей.

В сложившихся условиях существует реальная угроза утраты многих высококвалифицированных кадров, особенно среднего звена, что неизбежно приведет к снижению эффективности деятельности ФСБ России, в том числе по линиям борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом.

В целом же, в числе мер, способствующих обеспечению экономической безопасности России, можно было бы предложить следующие:

    скорейшее принятие федеральных законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью, об ответственности за легализацию преступных доходов, а также о лоббистской деятельности;

    укрепление подразделений правоохранительных органов и спецслужб, осуществляющих борьбу с коррупцией и организованной преступностью, в кадровом, финансовом и материально-техническом отношениях;

    разработка государственной стратегической программы регулирования внешнеэкономической деятельности, предполагающей усиление государственного контроля в этой сфере;

    пересмотр подходов к организации кон-троля за деятельностью оффшорных компаний;

    разработка и введение в действие Федеральной антикоррупционной программы;

    обеспечение поддержки усилий Торгово-промышленной палаты России по налаживанию работы «Агентства экономической безопасности и управления рисками»; создание подконтрольных государству консалтинговых компаний и фирм;

    упрощение системы налогообложения, введение в действие режимов благоприятствования для экспортируемой товаропродукции;

    разработка системы финансово-экономической поддержки отечественных производителей товаров, а также структур, осуществляющих экспорт работ и услуг;

    упорядочение режима регистрации субъектов экономической деятельности в части, касающейся требования наличия юридического адреса и страхования рисков от неправомерной деятельности (сосредоточить всю регистрацию в Минюсте России);

    разработка правового механизма компенсированного изъятия у недобросовестного собственника средств производства с последующей продажей их новому собственнику;

    ужесточение контроля государственных финансовых органов за сферой вексельного обращения.

В целом, несмотря на объективные трудности, ФСБ России продолжает с честью выполнять возложенные на нее функции.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Под следствием оказался бывший заместитель начальника центра специального назначения ФСБ - в недавнем прошлом командир легендарной спецгруппы "Вымпел" (управление "В") Владимир Подольский. Военное следствие обвиняет его в махинациях, совершенных в федеральном государственном унитарном предприятии (ФГУП ) "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации", куда генерал-майор Подольский был откомандирован из ФСБ. В свою очередь, суд решил, что легендарный спецназовец не должен находиться даже под домашним арестом.

Военное следственное управление СКР по Москве обвиняет и. о. гендиректора ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации" в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 и ч. 1 ст. 222 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, а также незаконный оборот оружия и боеприпасов). Соответствующее уголовное дело было возбуждено в декабре 2015 года и изначально расследовалось в отношении неустановленных лиц. В военном следственном управлении (ВСУ) СКР подтвердили факт уголовного преследования генерала, но от комментариев воздержались. По данным источника, в уголовном деле речь идет о фиктивных трудоустройствах во ФГУПе - одном из крупнейших в стране охранных предприятий, обеспечивающем безопасность объектов различных отраслей промышленности, в том числе ядерноопасных, которые связаны с производством вооружений, военной техники и взрывчатых веществ, а также предприятий химической, горнодобывающей и автомобильной промышленности.

В ходе проверки на предприятии, имеющем более 17 тыс. сотрудников, были обнаружены десятки "мертвых душ", на карточки которых ежемесячно перечислялась зарплата - деньги, как считает следствие, по поручению руководства ФГУПа снимались наличными и использовались в личных целях. При обыске у генерала было найдено оружие и патроны, на хранение которых не оказалось разрешительных документов. Тот же источник отметил, что в деле помимо Владимира Подольского есть еще несколько других фигурантов.

Сразу после предъявления обвинения генералу следователь по особо важным делам ВСУ СКР обратился в Московский гарнизонный военный суд с ходатайством о его аресте, однако в определении Владимира Подольского в СИЗО ему было отказано. Впрочем, позднее суд согласился с тем, что обвиняемый может находиться под следствием у себя дома, запретив ему общаться с другими фигурантами дела, пользоваться любыми средствами связи и прочее. Представитель предприятия также обжаловал следственные действия в суде, но его жалоба была возвращена заявителю без рассмотрения.

1 июня, когда следователь ВСУ СКР майор юстиции снова обратился в суд с ходатайством уже о продлении домашнего ареста генерала на два месяца, ему было отказано - в результате Владимир Подольский был освобожден под подписку о невыезде. Почему суд вынес подобное решение, его представитель пояснить отказался. Но очевидно, что следствие просто не нашло аргументов, которые могли бы перечеркнуть безупречное боевое прошлое генерала, планировавшего операции по ликвидации террористов и освобождению заложников и лично участвовавшего в них. К тому же, отмечает источник, ВСУ СКР еще не определилось как с предполагаемыми суммами хищений, так и с тем, как могли использоваться эти деньги. Для этого предстоит провести экспертизы, допросы и другие следственные действия.

Во ФГУПе от комментариев воздержались, заявив, что не общаются с журналистами. Владимир Подольский для комментариев был недоступен. В свою очередь, Тимофей Раков - председатель фонда ветеранов "Вымпел-гарант", в попечительский совет которого входит Владимир Подольский,- назвал его исключительно порядочным человеком. Господин Раков не верит в причастность генерала к совершению каких-либо незаконных действий, надеясь, что и следствие, во всем разобравшись, прекратит его уголовное преследование.

****

Ключевой генерал покидает ФСБ в связи с уголовщиной подчиненных

В ФСБ продолжаются крупнейшие за несколько лет перестановки. Вслед за главой «банковского» управления своего поста лишится его шеф, руководитель Службы экономической безопасности Юрий Яковлев

Ключевое управление

Президент Владимир Путин назначит нового главу Службы экономической безопасности ФСБ (СЭБ ФСБ), одного из ключевых подразделений в спецслужбе, рассказал источник, близкий к руководству ФСБ. Эту информацию подтвердил собеседник в СЭБ ФСБ. По его словам, о кадровых перестановках «будет объявлено в ближайшие дни». Нынешний руководитель СЭБ ФСБ Юрий Яковлев уходит на пенсию, отмечают источники.

В центре общественных связей ФСБ не смогли оперативно отреагировать на запрос, направленный 7 июня. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что ему о грядущих кадровых перестановках «пока ничего неизвестно».

Служба экономической безопасности является одним из ключевых подразделений в ФСБ, объясняет генерал-майор ФСБ в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов. По его словам, в СССР в условиях противостояния с Западом главную роль играли сотрудники, занимавшиеся непосредственно контрразведкой, однако в последние годы значение СЭБ заметно возросло.

Официально структура СЭБ ФСБ не раскрывается. Как писала «Новая газета», в Службу экономической безопасности входят семь управлений: по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы (управление «К»), предприятий промышленности, транспорта, МВД, МЧС, Минюста, по борьбе с контрабандой и наркоторговлей, организационно-аналитическое управление и административная служба.

С 2004 по 2008 год СЭБ возглавлял Александр Бортников, перешедший с этого поста сразу на пост директора ФСБ. Яковлев стал преемником Бортникова в руководстве СЭБ.

Отставка в «банковском» управлении

Отставка Яковлева может быть связана с тем, что он был непосредственным начальником главы управления «К» СЭБ ФСБ Виктора Воронина, который написал рапорт об увольнении​, утверждает собеседник, близкий к руководству спецслужбы. По его словам, уход Воронина был связан с уголовным делом о контрабанде. Ранее об этом же рассказывали еще два собеседника в ФСБ.

Фигурантом расследования стал подчиненный 58-летнего Воронина, начальник 7-го отдела управления «К» СЭБ ФСБ Вадим Уваров . Он проходит в качестве свидетеля по делу о даче взятки сотруднику таможни при оформлении грузов компаниями-импортерами в размере 2 млн руб.

Подозреваемым по этому делу является бывший оперативник в Главном управлении по борьбе с контрабандой ФТС Павел Смолярчук. Как следует из материалов дела, с которыми ознакомился, Смолярчук является родственником Уварова. В деле также есть несколько заявлений от потерпевших, в которых утверждается, что действия Уварова должны быть проверены на нарушение Уголовного кодекса.

В СКР не ответили на просьбу предоставить информацию по этому уголовному делу.

Новые перестановки

Инициатором дела о контрабанде, по которому проходит подчиненный Воронина, является генерал-лейтенант Сергей Королев, который сейчас руководит Управлением собственной безопасности ФСБ (УСБ ФСБ), говорит собеседник, близкий к спецслужбе. Именно Королева прочат на место главы СЭБ ФСБ, утверждает источник. По его словам, до 10 июня Королев находится в отпуске, а затем выходит на новое место работы.

Всеми громкими делами последнее время занималось именно Управление собственной безопасности. В его ведении было оперативное сопровождение по делу бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, главы Коми Вячеслава Гайзера , мэра Владивостока Игоря Пушкарева и экс-руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса Сугробова.

Ведущая роль, особенно в деле Сугробова, отводилась 6-й службе УСБ ФСБ, которую возглавляет Иван Ткачев. «Служба была создана в 2008 году, в нее входит всего 35 человек», - говорит источник. По его словам, сотрудники именно этого подразделения помогают СКР в деле Уварова и Смолярчука. Это подтверждается материалами дела, с которыми ознакомился РБК.

Если назначение Королева состоится, оно приведет к перестановкам в Службе экономической безопасности, говорит источник, близкий к ФСБ. По его словам, можно ожидать, что Королев в таком случае переведет на новое место работы своих сослуживцев по УСБ, а управление «К» ждут «серьезные кадровые изменения».

Президент назначил нового руководителя этого подразделения. Им стал Сергей Королев, который возглавлял Управление собственной безопасности контрразведки. Об этом пишет «Фонтанка.Ru» и подтверждают два источника РБК в ФСБ. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что не видел такого указа

Вид на здание ФСБ РФ на Лубянской площади. Фото: Николай Галкин/ТАСС

Бывший руководитель СЭБ Юрий Яковлев ушел на пенсию. Кто такой вновь назначенный Сергей Королев, и чего ждать от нового главы службы экономической безопасности? Комментирует президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

президент Центра стратегических коммуникаций «Королев — достаточно легендарная личность. Он возглавлял направление, связанное с собственной безопасностью, и, фактически, курировал расследование базовых коррупционных дел. Он специализировался именно на экономике в массе своей. И, фактически, сопровождал, был основным куратором от ФСБ по всем крупнейшим направлениям. Поэтому, в принципе, считалось, что он достаточно скоро пойдет на повышение. Но ранее планировалось, что он пойдет в управление «К». При нем будет, во-первых, происходить ротация в региональных органах. А второе — будет активизирована антикоррупционная кампания. Сейчас это особенно актуально на фоне двух вещей. Первое — это выборы 2016 года. И здесь, чтобы снять антикоррупционную тематику с повестки дня, необходимы достаточно серьезные дела. Собственно говоря, чем и занимается ФСБ. Второе — это 2018 год. Также крайне важна антикоррупционная тематика. И соответственно, я так понимаю, процесс будет продолжен. Тем более что он достаточно активно поддерживается ОНФ по линии госзакупок. Поэтому, я думаю, его активизируют. И, наконец, третий момент заключается в том, что на фоне сложной экономической ситуации антикоррупционное расследование тоже достаточно будет неплохое. Я думаю, что на фоне сложной социально-экономической ситуации, при запросе на активное возвращение денежных средств и на фоне, соответственно, антикоррупционной кампании, которая перспективна именно в электоральные периоды, я думаю, Королев будет усиливать это направление».

Перестановки в ФСБ прошли после двух проверок в Службе экономической безопасности ведомства. После первой, в мае, ушел в отставку глава управления «К» Виктор Воронин, который занимался банковской сферой. Одной из причин называли дело о контрабанде, в котором были замешаны подчиненные Воронина.

Тогда главе СЭБ Юрию Яковлеву предложили уйти в отставку, писало РБК со ссылкой на источник. Но Яковлев уходить на пенсию отказался. Вскоре после этого сотрудники Собственного управления безопасности вновь пришли с проверкой к его подчиненным. Чего ждать от нового руководителя одного из ключевых направлений ФСБ? Мнение директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина.

директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Можно будет просто говорить, что содержание папок, которые ложатся на столы первых лиц государства по персонам, несколько изменится. Но по большому счету ситуация с коррупцией не изменится. Что касается ситуации внутри самой ФСБ, то, возможно, произойдет некоторое перераспределение сфер влияния. Потому что господин Яковлев, я так понимаю, являлся протеже господина Бортникова. Потому что господин Бортников пришел на пост директора ФСБ именно с поста начальника Службы экономической безопасности. И на свое место пролоббировал своего протеже Яковлева. Господин Королев, если я правильно понимаю, не является стопроцентным протеже господина Бортникова. Здесь очень сложное переплетение интересов. Я думаю, есть два фактора, которые сыграли значимую роль. Первое — это создание Национальной гвардии. Потому что там были разные варианты. То есть, помимо создания Нацгвардии рассматривалось объединение ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки. Этот вариант не прошел. Второй фактор — это отставка главы ФСО господина Мурова. И третий возможный фактор — пока эти перестановки не наблюдаются, но ходили слухи, что возможно серьезное укрепление администрации президента выходцами из спецслужб. Сейчас этого не произошло, может быть, это произойдет после думских выборов».

Структура Службы экономической безопасности ФСБ не раскрывается. Как пишет «Коммерсант», после реорганизации ведомства в 2004 году в СЭБ вошли шесть управлений. Управление «П» занимается промышленной сферой, управление «К» — банковской, управление «Т» — отвечает за транспорт, «М» — за чистоту рядов в МВД, Минюсте и МЧС, а управление «Н» — за борьбу с наркотиками. Последнее отделение не имеет буквенного обозначения и является аналитическим.

Директор

Первый заместитель

Первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России

Заместитель директора - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК) Заместитель директора - статс-секретарь Заместитель директора

1. Служба контрразведки (СКР)

Департамент контрразведывательных операций

Управление координации и анализа контрразведывательной деятельности

Управление специальных мероприятий (источник)

Управление контрразведки на объектах

Центр информационной безопасности

Департамент военной контрразведки

2. Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ)

Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом (УБТПЭ)

Антитеррористический центр / Центр специального назначения (ЦСН)

Управление по борьбе с международным терроризмом (УБМТ)

Организационно-оперативное управление

Оперативно-розыскное управление (ОРУ)

3. Пограничная служба

4. Служба экономической безопасности (СЭБ)

Управление по контрразведывательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»)

Управление по контрразведывательному обеспечению транспорта (Управление «Т»)

Управление по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы (Управление «К»)

Управление по контрразведывательному обеспечению МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»)

Организационно-аналитическое управление

Управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков (Управление «Н»)

Административная служба

5. Служба оперативной информации и международных связей (бывшая Служба анализа, прогноза и стратегического планирования)

Департамент оперативной информации (ДОИ)

Аналитическое управление

Управление стратегического планирования

Отдел открытой информации

Управление международного сотрудничества

6. Служба организационно-кадровой работы (СОКР)

Управление специальных регистраций

Организационно-плановое управление

Управление кадров

7. Контрольная служба

Инспекторское управление

Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Контрольно-ревизионное управление

Управление собственной безопасности

8. Научно-техническая служба

Управление заказов и поставок вооружений, военной и специальной техники

Управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ)

НИИ информационных технологий

9. Служба обеспечения деятельности

Финансово-экономическое управление

Управление материально-технического обеспечения (УМТО)

Управление капитального строительства

Подразделения центрального подчинения

Следственное управление

Управление делами

Приемная ФСБ (на правах отдела)

Договорно-правовое управление

Центр безопасности связи ЦБС

Центр радиоэлектронной разведки на средствах связи - ЦРРСС

Специальная служба (шифрование)

Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (Центр «ЛСЗ»)

ФГУП НТЦ Атлас

Центр специальной техники

Институт криминалистики Оперативно-поисковое управление (ОПУ)

Управление программ содействия

Центр общественных связей

Управление регистрации и архивных фондов (УРАФ)

Центральный архив

Управление радиоконтрразведки (управление «Р»). Управление авиации Управление специальной связи Военно-строительное управление Комендантская служба Дежурная служба

Десятый отдел (военно-мобилизационный)