Льготное налогообложение малого бизнеса. Большие льготы для малого бизнеса. Самые рентабельные новые виды малого бизнеса

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Нажмите для увеличения

Несмотря на то что 2016 близок к завершению, известны еще не все изменения налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января. Некоторые законопроекты могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.

На данный момент известно, что изменения могут коснуться:

  1. Самозанятых граждан.

В сентябре президент выступил с инициативой снижения налоговой нагрузки на самозанятых граждан. Однако, точно сказать, что это значит, нельзя. Первоначальная инициатива полностью освободить их от налогов и соцвзносов выглядит несколько сомнительно на фоне обсуждения возможного введения налога на тунеядство. Также не ясно, попадут ли в эту категорию ИП.

  1. Взносов в ПФР.

В 2017 году взносы в социальные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) будут находиться под контролем ФНС.

Пока что нельзя сказать насколько серьезными будут изменения механизма оплаты, ужесточится ли контроль, и как это затронет индивидуальных предпринимателей. Прогнозировать можно лишь наличие небольшой неразберихи с оплатой в январе следующего года. Также можно уверенно предсказать рост нагрузки на сотрудников налоговой службы, что может негативно сказаться на скорости их работы.

Разумеется, если ИП ведет свой бухгалтерский учет в платных лицензионных программах, то он оперативно узнает обо всех изменениях, а вот извещение от государственных органов может и не прийти или прийти с опозданием. Чтобы избежать неприятных последствий внесения изменений в законодательство, оптимально было бы ввести определенный льготный период, в течение которого никаких санкций за просрочку платежей не будет. Частично это сделано благодаря переносу крайнего срока сдачи отчетности на 30 число следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Возможно, изменятся схемы расчета взносов в ПФР и ФФОМС

Эти изменения никак не связаны с переводом платежей в ФНС, они были анонсированы уже давно. До 2020 года планируется поэтапно повышать взносы для самого предпринимателя, но пока неизвестно ограничится ли это лишь ростом в связи с повышением МРОТ или изменится схема расчета.

В 2016 году ИП должен платить следующие персональные обязательные взносы:

  1. В ПФР: 6204 (МРОТ) *26% (ставка пенсионных отчислений) *12 месяцев= 19356,48 руб.
  2. В ФФОМС: 6204 (МРОТ) *5,1% (ставка страхового взноса) *12 месяцев=3796,85 руб.

Итоговая сумма взносов составляет: 23153,33 руб.

  1. Дополнительно предпринимателю требуется заплатить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. в год, но не более 154852 руб.

Министерство финансов уже подготовило законопроект, содержащий следующие изменения:

  • Вводит вместо фиксированного сбора в 1% с дохода выше 300 тыс. руб. возрастающий коэффициент, который в 2017 году станет равен 1.2, потом - 1.4, а в 2021 - 2.
  • Повышает размер взноса в ФФОМС, его ставка будет зависеть от расходов региональных бюджетов на безработных лиц.

Еще одним изменением будет рост платежей в социальные фонды, правда, оно связано не с изменениями законодательства, а с ростом МРОТ. В 2017 взнос в ПФР составит 7500*26*12 = 23400, а в ФФОМС = 7500*5.1%*12 = 4590 рублей. Общая сумма выплат = 27990 руб.

Излишне пугаться изменений все же не стоит, поскольку они еще не утверждены, а являются только законопроектом. Если обещания не повышать нагрузку на малый бизнес будут сдержаны, то никаких изменений может и вовсе не быть, либо же они будут смягчены.

  1. Изменение ограничений УСН

С первого дня 2017 года ИП, которые укладываются в следующие лимиты, разрешается использовать УСН:

  • годовой доход не превышает 120 млн руб., причем, этот уровень сохранится до 2020, тогда ка раньше он ежегодно умножался на дефлятор;
  • численность сотрудников предприятия не превышает 100 человек;
  • общая стоимость имущества предпринимателя не выше 150 млн руб.

Благодаря этим изменениям количество предпринимателей, использующих УСН, существенно возрастет.

Здесь главной новостью является продление срока действия этой системы налогообложения до 2021 года, тогда как раньше его хотели ограничить началом 2018. Также незначительно изменится форма декларации, и появится возможность сделать вычет страховых взносов независимо от числа сотрудников.

  1. Кассы

Этот закон уже принят, поэтому отнестись к нему следует максимально серьезно. Итак, с 1 февраля все регистрируемые ККМ должны соответствовать новому образцу, для уже существующих касс переход на новый стандарт должен осуществиться до 1 июля 2017 года. Для ИП, использующих ПСН или ЕНВД, тоже потребуется применять ККМ, но срок их введения установлен на 1 июля 2018 года.

  1. Бланки строгой отчетности

Фактически, в 2017 изменений в этой категории не будет, но поскольку с 1 июля 2018 их полностью требуется перевести в электронный вид, то готовиться к этому следует уже сейчас.

Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий и коммерсантов, относящихся к малому бизнесу

Владея собственным небольшим делом, любой бизнесмен скажет, что самой болезненной темой является нехватка средств, которая не дает развернуть деятельность в полную силу и вынуждает все время на чем-то экономить. Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий и коммерсантов, относящихся к малому бизнесу, которые помогут «встать на ноги» непосредственно в момент открытия своего дела и на первых порах. Таким льготам и посвятим две наши следующие статьи.

Определение малого бизнеса 2017

Постановлением Правительства от 04.04.2016 №265 утверждены лимиты доходов для субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) в стране. Согласно действующим положениям, чтобы подпадать под требования соответствия критериям малого бизнеса нужно учитывать не только прибыль с продаж, но и все полученные налогооблагаемые доходы.

В 2017 году малыми могут называться те компании, которые:

  • соблюли лимит доходов в 800 млн. руб.;
  • имеют численность работников не более 100 человек;
  • отвечают требованиям по доле участия сторонних организаций в уставном капитале. А именно: для государственных, общественных и религиозных учреждений, а также фондов - не более 25%; для иных юрлиц, в том числе и зарубежных - до 49% включительно; для компаний, которые сами относятся к МСП - без ограничений.

Бухсофт предлагает воспользоваться удобной и функциональной программой для ведения бухгалтерии предпринимателя , которая позволит грамотно систематизировать учет коммерческой деятельности.

Обратите внимание, с 1 августа прошлого года начал заполняться и функционировать Единый реестр субъектов МСП. Сведения для него берутся из подаваемой бизнесменами отчетности. Доступ к регистру можно получить на официальном сайте налоговиков. Реестр обеспечивает возможность отследить наличие и корректность внесенной информации о том или ином субъекте МСП.

Что дают такие сведения? Все просто, их наличие и правильность позволяют малым коммерсантам воспользоваться рядом льгот, установленных законодательством страны и отдельных регионов. Потому, если о вашей деятельности в реестре данных нет совсем или они внесены ошибочно, нужно отправить заявку с указанием корректной информации.

Перейдем к разбору конкретных льгот, которые полагаются малому бизнесу в 2017 году.

Предоставление налоговых каникул

Индивидуальные предприниматели, регистрируемые впервые, могут сразу рассчитывать на предоставление им налоговых каникул. Льгота действует с 1 января 2015 года.

Федеральным законом от 29.12.2014 №477-ФЗ определены сроки, в рамках которых физлица, регистрирующиеся в ФНС в качестве индивидуальных предпринимателей впервые, вправе применять налоговые ставки 0%. Такая льгота будет действовать в стране до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться господдержкой могут ИП:

  • применяющие упрощенку или патентную систему налогообложения;
  • ведущие основную коммерческую деятельность, связанную с производством, социальной или научной областью;
  • имеющие выручку с товаров (работ, услуг), к которым применяется ставка по налогам 0%, не менее 70% от всего дохода.

Важно отметить, что налоговые каникулы можно применять в течение двух лет (налоговых периодов), начиная с периода в котором ИП прошел регистрацию.

Кроме того, в субъектах РФ региональные власти вправе сами установить те виды деятельности, которые подпадают под действие налоговых каникул. Вправе они определить и сроки действия этой льготы: где-то коммерсанты получают два полных налоговых периода (два календарных года), в иных регионах - лишь один год. Чиновники на региональном уровне могут также ввести некоторые дополнительные ограничения для получения льготы налоговых каникул, например, ограничить среднесписочную численность сотрудников или предельный лимит доходов. В любом случае уточнять вопрос о применении налоговых каникул нужно непосредственно в органах госвласти региона осуществления деятельности.

Право на надзорные каникулы

Существуют еще одни каникулы, введенные законодательными актами на период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для малого бизнеса. В вышеобозначенный период коммерсанты освобождены от различных плановых проверок государственных органов.

Надзорные каникулы доступны и вновь созданным компаниям, и впервые зарегистрированным ИП, и уже действующим организациями малого бизнеса.

Следует отметить, что надзорные каникулы доступны только тем коммерсантам, которые не совершали значительных нарушений в течение последних трех лет. Кроме того, рассчитывать на такие каникулы не могут бизнесмены, чья деятельность связана с образовательной и социальной сферой, а также со здравоохранением.

Важно сразу оговориться, что существует перечень видов государственного контроля, определенный частью 6 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, который превалирует над правом надзорных каникул. Проверки согласно этим видам госконтроля проходят независимо от того, освобожден от надзора предприниматель или нет.

Также под надзорные каникулы не подпадают проверки налоговиков и ревизии Пенсионного фонда и Соцстраха (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Кстати, для малого бизнеса сроки любых государственных проверок значительно ограничены. Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, проверки госорганов в совокупности не должны превышать 50 часов в год. В совокупности - значит, что эти 50 часов суммируются и распределяются между всеми ведомствами. При проведении внеплановых проверок тоже существует временной лимит - не более 20 рабочих дней для каждой проверки.

31 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос об обложении НДС субсидий на покрытие расходов на содержание имущества, находящегося у налогоплательщика в хозяйственном ведении (дело № А29-6014/2018 ).

Фабула дела: Налогоплательщик является коммерческой организацией. В целях финансовой поддержки деятельности предприятия между ним и Администрацией муниципального образования заключены соглашения о предоставлении предприятию субсидий на частичное возмещение затрат на содержание объектов внешнего благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

По результатам налоговой проверки проверяющие пришли к выводу о занижении предприятием налоговой базы по НДС на сумму денежных средств, полученных из бюджета в виде субсидий.

Суды трех инстанций отказали предприятию в удовлетворении требований. Они исходили из того, что спорные денежные средства получены предприятием в качестве оплаты

Комментарий : Этой проблеме уже очень много лет. Во всяком случае впервые я увидел попытки властей нашей Свердловской области выявить все объекты недвижимости в регионе еще... в 2003 году! Не знаю как сейчас, но судя по вышепредставленному материалу "а воз и ныне там".
Кстати, я писал об это в блоге 7 лет назад (!), еще в феврале 2012 года (см. ).
Какая-то странная ситуация, чтобы в наш цифровой век, да почти миллион объектов "не оприходованы" для целей налогообложения?
Но с другой стороны, это может стать доводом к тому, что "надо всё местное и региональное налогообложение передать от ФНС местным и региональным налоговым органам", как уже ни раз намекали те же представители налоговых органов. Типа для фнс местные налоги - это мелко, пусть муниципалитеты и регионы собирают свои налоги. Вот и не знаю, что же лучше?

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании единого информационного ресурса данных физ/лиц. Он объединит все официальные данные гражданина — от ФИО до семейных связей — и обеспечит их гармонизацию с ведомственными информационными системами.
Оператором базы будет ФНС, ранее получившая полномочия по созданию электронной системы ЗАГСов. Так государство планирует добиться точного статистического учета населения, улучшить государственное управление и качество государственных услуг, повысить собираемость налогов и обеспечить адресность социальной поддержки. Также ресурс будет использоваться для обеспечения избирательных прав граждан и военного призыва.
По мнению властей, отсутствие централизованной базы данных о гражданах является причиной отсутствия точной информации о потенциальных бюджетных расходах: например, в вопросах социальной помощи, пенсионного учета и др. Ресурс должен, в частности, вывести «на качественно новый уровень» расчет и начисление НДФЛ, сократить объемы уклонения от уплаты налогов и мошенничества в сфере предоставления льгот населению и повысить собираемость платежей в бюджеты.
Также базу предполагается использовать для контроля исполнения гражданами воинской обязанности и обеспечения их избирательных прав. Старт работы ресурса предполагается с января 2022 года, до 2025-го продлится переходный период.
Более подробно см.

Что налоговая нагрузка на малый бизнес должна оставаться на протяжении 4 лет на прежнем уровне. Однако, когда руководители компаний подсчитывают размер всех обязательных отчислений, картина сильно отличается от того, что говорит государство, объясняют эксперты. Налоговая ставка действительно не растет, но чиновники находят другие способы получать больше с предпринимателей. Разбираемся, как росла реальная налоговая нагрузка в последнее время и как она увеличится в 2017 году.

Чиновники регулярно вводят квазиналоги. Формально это не налоги, потому что их нет в Налоговом кодексе. Но на самом деле любой обязательный платёж, например, можно расценивать как налог, пояснил Inc. партнер юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Много чего пытаются ввести - безусловно, это неконтролируемый рост, даже непрогнозируемый», - уверен юрист. Помимо квазиналогов повышаются прямые налоги, ликвидируются льготы или используются более креативные методы.

Прямой рост налога

С 2017 года повысились акцизы на дизельное топливо - с 5,3 тысяч до 6,8 тысяч рублей за тонну. Акциз на бензин тоже повышали, но немного раньше. С 1 апреля прошлого года он вырос на 1 рубль за литр - до 10 130 рублей за тонну. В начале января на рост цен уже начали жаловаться. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой остановить рост цен на бензин в регионе. «С 1 января в регионах Сибири вновь выросла стоимость всех видов бензина - в среднем на 20 копеек за литр. В Кузбассе она составляет порядка 34 рублей», - сообщили в пресс-службе обладминистрации. На прошлой неделе повышение цен ощутили и в Москве. Например, «Лукойл» поднял цены на бензин на 20 копеек, а на АЗС под брендом ВР топливо подорожало на 10-30 копеек.

Подорожают и алкоголь с сигаретами. Специфическая часть акциза на сигареты поднялась с 1 тысячи 250 рублей до 1 тысячи 562 рублей за тысячу пачек, а адвалорная (ее платят производители с продукции стоимостью выше 71,7 рубля за пачку) - с 12 до 14,5% от стоимости, хотя производители (JTI, «BAT Россия», Philip Morris International) просили сохранить её на уровне 13%. При этом специфическую часть планируют повышать каждый год в течение трёх лет на 10%. За это время сигареты подорожают примерно на 20%. Выросла ставка акцизов всех видов табака - до 2 520 рублей за килограмм. Кроме того, акцизом теперь облагаются электронные сигареты (ставка 40 рублей за штуку), жидкость для них (10 рублей за 1 мл) и нагреваемый табак (4 800 рублей за кг).

Повышать акцизы на игристые и обычные вина, которые произвели из российского сырья, не стали. Размер остался неизменным - 5 рублей за литр. Но акциз на импортное вино увеличили в два раза - до 18 рублей за литр, а на шампанское - с 26 до 36 рублей. Ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху (даже российские) вырастут с 9 до 21 рубля за литр до 2019 года. Акцизы на алкогольные напитки ниже 9% поднялись с 400 до 418 рублей за литр, а выше - с 500 до 523 рублей. Эксперты считают, что изменения слабо скажутся на цене импортных классических вин, но крепкий алкоголь и шампанское должны заметно подорожать.

Акцизный сбор с производителей пива и пивных напитков с долей содержания этилового спирта от 0,5% до 8,6% составлял в 2016 году 20 рублей за 1 литр, в 2017 году - уже 21 рубль. За более крепкое пиво и пивные напитки в 2016 году платили 37 рублей за литр, а в 2017-м - 39 рублей за литр.

Опрошенные Inc. эксперты считают одним из важнейших нововведений - ограничение возможности учитывать в прибыли убытки. Сейчас налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на убытки прошлых лет не более чем на 50%. Раньше компании могли вычитать из прибыли все убытки и годами не платить налог на прибыль. Теперь же, если убытки составляют миллиард рублей, а прибыль - 200 миллионов, можно уменьшить прибыль на убытки, но не более, чем на 100 миллионов. «Из-за ограничений при списании убытков люди по сути должны платить налог с еще несуществующей прибыли», - сетует в разговоре с Inc. руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

С 2017 года также увеличилась максимальная ставка торгового сбора для компаний, занимающихся организацией розничных рынков. Теперь она составляет 680,35 рублей за 1 квадратный метр с учётом коэффициента 1,237 вместо 634,70 руб. с коэффициентом 1,154. По словам старшего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения Семёна Янкевича, сбор платят все, кто занимается торговлей и использует соответствующие объекты: магазины, павильоны, палатки, киоски, автолавки. Пока его ввели только в Москве. «Ежеквартальные ставки за осуществление торговли через объекты стационарной торговой сети в зависимости от района варьируются от 21 до 81 тысяч рублей», - заключил эксперт.


Налоги повышают и не трогая их официально. «С 2015 года был расширен перечень объектов имущества, по которым налог определяется как кадастровая стоимость. Это влечёт за собой увеличение налогового бремени в десятки раз», - сказал Inc. Янкевич из Института законодательства. Чиновники решили постепенно, вплоть до 2020 года, переходить с инвентаризационной и остаточной на кадастровую стоимость недвижимости. В 2015 году налог рассчитывался как 20% платежа исходя из кадастровой стоимости и 80% - из инвентаризационной, в 2016 году пропорция составила уже 40 на 60%.

Налог с кадастровой стоимости недвижимости в этом году начали платить ещё 9 регионов, теперь его взимают в 71 регионе страны (почти везде). Ставку устанавливают местные власти, в некоторых субъектах она выросла при потолке в 2%. По словамКостальгина из Taxadvisor, государство зачастую завышает кадастровую стоимость. Оспорить её можно только в региональных комиссиях и в суде. Раньше налог можно было пересчитать только в случае технической ошибки, которую допустил орган кадастрового учета, но теперь вид ошибки не имеет значения.

Ревизия льгот


С движимым имуществом тоже изменения. Раньше, если его ввели в эксплуатацию после 2013 года, владелец освобождался от налога - это была федеральная модернизационная льгота. Но с 2018 года она может исчезнуть. Теперь субъекты сами решают, оставлять её или нет. А во времена, когда регионы сталкиваются с бюджетными проблемами, вряд ли они откажутся от дополнительного дохода, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

В качестве налоговой ревизии Зарипов из «Пепеляев групп» приводит в пример также постепенную отмену льгот на инфраструктурное имущество (например, газопроводы и линии электропередачи). «Это решение принято несколько лет назад. Льгота отменяется путём постепенного повышения ставки - до 2%», - пояснил эксперт. По его словам, льготы будут либо отменяться, либо ограничиваться. «Это долгосрочный процесс, но начало уже положено», - заключил Зарипов.

Квазиналоги

К квазиналогам относятся утилизационный и экологический сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам («Платон»), платная парковка, ввозная и вывозная таможенные пошлины. Бизнеса касаются и сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов, если офис, хостел или магазин находится в жилом доме или у предприятия на балансе есть квартира.


К лету тарифы «Платона» могут удвоить , несмотря на то, что Минэкономразвития предлагало оставить льготный тариф до конца следующего года. Чтобы избежать двойного налогообложения, владельцам большегрузов разрешили уменьшать транспортный налог на сумму платы в систему «Платон». Сам транспортный налог не изменился.

Коллекторам 2017 год доставил немало хлопот. Рынок коллекторских агентств, по ожиданиям, существенно из-за вступившего в силу закона, регулирующего их деятельность. Также появилась регистрационная госпошлина 100 000 рублей, рассказал Inc. генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Плюс теперь коллекторы обязаны страховать ответственность перед должниками, страховая сумма по такому полису должна составлять минимум 10 млн рублей.

С прошлого года застройщики платят дополнительные обязательные взносы. Правительство распорядилось создать специальный фонд для того, чтобы защитить дольщиков, обязательства перед которыми не выполняют застройщики. Пока размер отчислений не может превышать 1% от планируемой стоимости строительства дома.

К квазиналогам относятся и страховые взносы, объясняет заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения Илья Кучеров. По его словам, в отличие от налогов, страховые взносы возмездны. «Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством», - пишет эксперт. В этом году страховые взносы сохранились: предприниматели за своих сотрудников столько же, сколько и в 2016 году. Однако фиксированные взносы для ИП выросли из-за роста минимального размеры оплаты труда - с июля он составляет 7 тысяч 500 рублей вместо 6 тысяч 204 рублей. Общая сумма отчислений индивидуальных предпринимателей по итогам 2017 года составит 27 990 рублей. В ближайшем будущем, возможно, неплательщиков страховых взносов смогут привлечь к уголовной ответственности, соответствующий законопроект должна рассмотреть во втором чтении Госдума.

Чиновники предлагают бизнесу платить и другие квазиналоги - плата за , курортный сбор в отдельных регионах, отчисления с букмекеров и тотализаторов в фонд спорта, взносы в Фонд социального страхования от возможного банкротства работодателя, плата за пересечение госграницы автомобилями и грузовыми поездами.

Другие изменения

Есть и хорошие новости. Большинство индивидуальных предпринимателей пользуются упрощённой системой налогообложения (УСН). С этого года общая система для малого бизнеса перестала быть невыгодной - если доход ИП составил менее 2 млн. рублей за квартал, он освобождается от уплаты НДС. По словам специалиста по налоговому праву Янкевича, самой выгодной системой всё равно остаётся УСН - все налоги в одном платеже. «Это выгоднее и с экономической точки зрения, и бюрократической нагрузки на малый бизнес. Плюс с освобождением от НДС чуть больше бумажной волокиты», - заключил эксперт.

В 2016 году можно было работать на «упрощёнке», если годовой доход компании не превышает 79 млн 740 тысяч рублей. Лимит увеличили до 150 млн. Кроме того, теперь закон разрешает предпринимателям уменьшать налог по УСН и ЕНВД на сверхлимитные страховые взносы (которые бизнес платит с доходов выше 300 000 рублей).

Читайте нас в