Порядок обоснования закупок при формировании плана закупок. Что писать в обосновании годового объема закупок. Обоснование при формировании плана-графика

Пояснительная записка по заполнению Государственного задания учреждений и обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 государственное задание будет формироваться главным распорядителем средств федерального бюджета (Росгидрометом) в электронном виде в государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами Минфина России «Бюджетное планирование. Электронный бюджет».

Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ФГБУ, отраженные в государственном задании должны строго соответствовать утвержденному Ведомственному перечню работ и услуг Росгидромета, сформированному в соответствии с базовыми перечнями ФОИВ, ответственных за реализацию бюджетной политики в установленной сфере деятельности.

С целью своевременной подготовки государственных заданий (как в электронном, так и в бумажном формате) и доведения до учреждений объемов субсидии на 2017 год ФГБУ надлежит представить в УПФ информацию о выполняемых работах государственного задания в разрезе направлений расходов. Информация заполняется строго в соответствии с доведенной формой.

Форма включает в себя следующие «листы»:

1. Ведомственный перечень работ (услуг) Росгидромета . Представлен для информации. В указанной вкладке ничего заполнять не требуется.

2. Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Объем бюджетных ассигнований. Учреждениями заполняется наименование КБК по которому будет открыто финансирование. Для НИУ - это раздел/подраздел 04/11 (КБК 0411 123 04 90059 611), для ФГБУ раздел/подраздел 0605 (КБК 0605 123 03 90059 611), для работ в рамках Арктической и Антарктической экспедиций (ФГБУ «ААНИИ» КБК 0605 124 01 90059 611). Объемы финансирования просчитываются автоматически исходя из внесенных учреждениями данных в листах 4-6.

Обращаем Ваше внимание, что строка «ИТОГО по учреждению» в указанной вкладке должна соответствовать предельным объемам субсидии, доведенным до учреждения!!!

3. Услуги 2017. Указанная информация заполняется только ФГБУ «ИПК», ФГБУ «ААНИИ» и ФГБУ «ЦАО».

Затраты делятся на:

ОТ1 - затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги, включая административно-управленческий персонал.

МЗ и ОЦДИ - на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи).

ИНЗ - иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;

Из них ГСМ - на горюче-смазочные материалы, потребляемые (используемые) в процессе оказания услуги.

КУ - на оплату коммунальных услуг. Отдельно в столбцах 24 и 25 выделить затраты на потребление электрической энергии (90% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на КУ) и затраты на потребление тепловой энергии (50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги).

для оказания услуги (в том числе затраты на арендные платежи).

и имущества, необходимого для оказания услуги.

труда, работников, которые не принимают непосредственного участия оказании услуги, включая административно-управленческий персонал.

При наличии указать районный коэффициент к заработной плате к каждой услуге (столбец 12);

В столбцах 13 (ОТ1) и 30 (ОТ2) указать справочно штатную численность сотрудников, принимающих участие в оказании услуги.

4. Работы 2017.

В указанной таблице выбираются работы, которые выполняет учреждение, проставляются соответствующие им показатели объема и указываются их расшифровки по затратам.

Затраты делятся на:

ОТ1 - на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате

труда, работников, непосредственно связанных с выполнением работы,

включая административно-управленческий персонал.

МЗ и ОЦДИ - на приобретение материальных запасов и особо ценного

движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе выполнения

работы с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на

арендные платежи);

Из них ГСМ - на горюче-смазочные материалы, потребляемые (используемые) в процессе выполнения работы.

ИНЗ - на иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы.

КУ - на оплату коммунальных услуг. Отдельно в столбцах 25 и 26 выделить затраты на потребление электрической энергии (90% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на КУ) и затраты на потребление тепловой энергии (50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги).

СНИ - на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого

для выполнения работы (в том числе затраты на арендные платежи).

СОЦДИ - на содержание объектов особо ценного движимого имущества

и имущества, необходимого для выполнения работы.

УС - на приобретение услуг связи.

ТУ - на приобретение транспортных услуг.

ОТ2 - на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате

труда, работников, которые не принимают непосредственного участия в

выполнении работы, включая административно-управленческий персонал.

ПНЗ - на прочие общехозяйственные нужды.

Суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу.

Столбцы, выделенные фиолетовым цветом, содержат в себе формулы и рассчитываются автоматически.

Справочно необходимо выделить:

Дополнительный показатель объема работ в единицах «человеко-день» (столбец 8);

По работе с кодом строки 000038 «Проведение регулярных и оперативных (по выявленным случаям аварийного и экстремально высокого загрязнения окружающей среды) наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на государственной наблюдательной сети» дополнительно указать показатель объема в единицах «количество измерений» (столбец 9);

При наличии указать районный коэффициент к заработной плате к каждой работе (столбец 10);

В столбцах 14 (ОТ1) и 31 (ОТ2) указать справочно штатную численность сотрудников, принимающих участие в выполнении работы.

Объем средств на уплату налогов, учтенный в объемах субсидии на выполнение государственного задания, доведен учреждениям в предварительных предельных объемах финансирования (выделен отдельно!!!).

Указанная форма в соответствии с ПП 640 рассчитывается с учетом применения коэффициента платной деятельности . Формулы для его расчета и пересчета объемов затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для выполнения государственного задания и на уплату налогов выделены фиолетовым цветом и рассчитываются автоматически.

Учреждения заполняют столбцы 7 -11.

Обращаем Ваше внимание, что все таблицы защищены. Любые изменения строк, столбцов, формул запрещены!

Содержание плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) на 2019 год и плановый период может существенно измениться. Минфин разработал проект нормативного акта, устанавливающего новые правила составления плана и отменяющего действующие Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н). Что предлагает финансовое ведомство? Рассмотрим главные новации, которые повлияют на процесс планирования, оформление планового документа и к которым автономным учреждениям можно готовиться уже сейчас.

Проект приказа размещен на официальном сайте Минфина. Если нормативный акт будет принят в ближайшие месяцы, автономные учреждения должны применить новые правила начиная с формирования плана ФХД на 2019 год (на 2019 год и плановый период). План снова увеличится в объеме: вместе с обоснованием расходов потребуется обосновывать и будущие доходы. Содержание таблиц частично поменяется: некоторые сведения указываться не будут, а некоторые, наоборот, понадобится вносить в детализированном виде. Но основные этапы процесса планирования и порядка составления планового документа останутся прежними.

Общие правила составления плана

Как и раньше, автономным учреждениям необходимо будет использовать форму плана ФХД, утвержденную органом-учредителем, а тот, в свою очередь, должен опираться при ее разработке на требования Минфина. Финансовое ведомство изначально предоставило органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, возможность дополнительно детализировать в своих нормативных актах показатели плана (п. 3 Требований № 81н). Теперь же учредители получат право устанавливать особенности порядка составления и утверждения плана для отдельных учреждений, в том числе с учетом результатов выполнения учреждением плана ФХД за отчетный финансовый год и (или) результатов проведенных контрольных мероприятий (п. 2 Проекта требований). Иными словами, качество планирования и выполнения установленных показателей (результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретного учреждения) учредитель сможет принимать во внимание при разработке правил в отношении этого учреждения.

План потребуется формировать с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств (п. 9 Проекта требований), а выплаты по соответствующим расходам не придется планировать раздельно по источникам их финансового обеспечения (п. 6 Проекта требований). Исключением станут субсидии на иные цели, которые предоставляются согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, выделяемые на основании п. 1 ст. 78.2 БК РФ. В связи с этим изменится основная табличная форма плана (таблица 2) – «разбивки» поступлений и выплат по источникам финансового обеспечения ( на выполнение задания, средства ОМС, поступления от платной деятельности, грантов и т. д.) не будет.

Вместе с тем плановые показатели на все три года предполагается вносить в одну табличную форму. Отметим, что сейчас при составлении планового документа нужно трижды заполнить таблицу 2 (на очередной год и два последующих года). А некоторые учреждения даже при утверждении трехлетнего регионального (муниципального) бюджета устанавливают в плане ФХД показатели только на один год. Если поправка будет принята, в первой ситуации показатели по поступлениям и выплатам уместятся в одну таблицу, а во второй – трехлетнего планирования избежать не удастся.

В основных табличных формах также предусмотрена графа «За пределами планового периода». По этому поводу в п. 3 Проекта требований сказано: при наличии договоров, срок выполнения обязательств по которым превышает три года, показатели плана ФХД могут утверждаться на период, превышающий период, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете. Это касается и доходов, и расходов учреждения (в том числе на закупки).

Когда план ФХД потребуется скорректировать, нужно будет составить новый план, показатели которого не должны быть менее показателей по поступлениям и выплатам, произведенным учреждением до внесения изменений (п. 5 Проекта требований). То есть меняться могут только показатели по будущим поступлениям и выплатам , а исполненные показатели должны быть отражены в новом плане в неизменном виде.

Федеральные автономные учреждения должны формировать план в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет». Электронный документ необходимо подписывать усиленной электронной подписью руководителя учреждения или иного лица, уполномоченного действовать от имени учреждения (п. 7 Проекта требований). Если в плане есть сведения, относящиеся к государственной или иной охраняемой законом тайне, составлять такой документ нужно с учетом норм соответствующего законодательства.

Для региональных и муниципальных АУ требование о том, надо ли формировать план ФХД в «Электронном бюджете» (иной информационной системе, функционирующей в субъекте РФ), должен при необходимости установить орган-учредитель. Хотя на некоторых территориях такое правило действует уже сейчас.

Основной (содержательный) раздел плана ФХД тоже предполагается обновить: изменятся объем сведений, указываемых в текстовой части, наименование и содержание таблиц. Так, в текстовом описании по-прежнему нужно будет отражать цели деятельности учреждения и виды деятельности, относящиеся к основным в соответствии с уставом. А вот перечень услуг (работ), которые отнесены уставом к основным видам деятельности учреждения, общую балансовую стоимость недвижимого и движимого имущества на дату составления плана указывать будет не обязательно (п. 9.1.1 Проекта требований). Хотя по решению органа-учредителя иная информация (в том числе эта) может быть внесена в данный раздел.

Таблиц останется пять, но их содержание поменяется. Сравним наименования действующих и разработанных форм.

Как сейчас (п. 8 Требований № 81н)

Как будет (п. 9.1.2 Проекта требований)

Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Таблица 3.1 «Расшифровка показателей по выплатам учреждения на закупки».
Таблица 3.2 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»

Таблица 4 «Справочная информация»

Таблица 4 «Справочная информация к Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения»

Как видим, содержание трех из пяти таблиц сохранится, две (вместо одной) будут посвящены расходам на закупки. Информация о средствах во временном распоряжении больше не будет оформляться отдельно – она переместится в таблицу 2. Что же обновится внутри таблиц?

1. Показатели финансового состояния потребуется прописывать более детально (пояснения к заполнению таблицы даны в п. 11 Проекта требований). По всем видам имущества нужно будет указывать его балансовую и остаточную стоимость, а природу кредиторской задолженности придется прояснять (задолженность по налогам и сборам (в том числе просроченная), зарплате). Отражаться должна и информация о недвижимом имуществе, полученном в пользование, а также переданном в безвозмездное и возмездное пользование (аренду).

Показатели этой таблицы, сформированные при подготовке проекта плана на дату составления последней годовой бухгалтерской отчетности, при внесении изменений в план ФХД при его исполнении в текущем финансовом году не корректируются.

2. О главном изменении таблицы 2 уже было сказано – показатели по поступлениям и выплатам не будут разбиваться по источникам финансового обеспечения и станут формироваться на три года. Поступления от доходов предполагается отражать в строках таблицы (а не в графах, как сейчас), в связи с чем доходы, как и расходы, подвергнутся существенной детализации. Приведем несколько строк.

Вид доходов

Детализация

Доходы от собственности

– от размещения временно свободных средств автономными учреждениями;
– по остаткам средств на счетах автономных учреждений;
– в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим бюджетным и автономным учреждениям;
– получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;
– от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности

Доходы от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждений

– субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания за счет средств бюджета;
– от оказания услуг, выполнения работ, реализации готовой продукции за плату;
– от оказания услуг в рамках ОМС;
– поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных и автономных учреждений

Субсидии, предоставляемые на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ

Прочие доходы

– гранты, за исключением грантов в виде субсидий;
– пожертвования;
– прочие безвозмездные поступления

Выплаты, уменьшающие доход*

Расчет расходов на добровольное медицинское страхование, страхование жизни и здоровья работников, служащих

Расчет на обязательное государственное страхование жизни и здоровья работников, служащих, в том числе военнослужащих, граждан, приравненных к ним, а также граждан, призванных на военные сборы

Расчет расходов на страхование имущества и гражданской ответственности

Расчет (обоснование) расходов на оплату прочих работ, услуг

Расчет расходов на оплату прочих работ, услуг

Расчет (обоснование) расходов на приобретение основных средств, материальных запасов

В пункте 20 Проекта требований говорится об обоснованиях и по другим видам выплат (на приобретение основных средств, материальных запасов). Поэтому не исключено, что табличные формы для подобных расчетов тоже появятся в новом приказе.

Наконец, если в план ФХД потребуется внести изменения, к нему необходимо будет приложить дополнительные расчеты. Это будет нужно при корректировке государственного (муниципального) задания, прекращении процесса оказания какой-либо платной услуги (выполнения платной работы), в том числе в связи с окончанием срока действия лицензии, возникновении новых видов деятельности, а также при принятии решения о ликвидации (реорганизации) учреждения (п. 22 Проекта требований).

Обоснование планируемых доходов

Как и планируемые выплаты, поступления тоже придется обосновывать на три года вперед . Для этого в Проекте требований предусмотрены пять табличных блоков, в которых должны быть отражены:

    доходы от собственности;

    поступления от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждений (субсидия на выполнение задания, доходы от платной деятельности, оказания услуг в рамках ОМС и др.);

    доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия;

    доходы в виде грантов, за исключением грантов в форме субсидий;

    поступления от операций с активами.

Как сказано в п. 18 Проекта требований, расчеты по поступлениям в виде субсидий на выполнение задания и целевых субсидий формируются при необходимости. При обосновании доходов от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного задания учреждение должно опираться на планируемые объем оказания услуг (выполнения работ) и стоимость их реализации. Поступления от иной приносящей доход деятельности нужно будет рассчитывать с учетом информации о заключенных договорах, доле участия в хозяйственных обществах и товариществах, среднего размера остатков на счетах, среднего размера штрафов за последние три года и иных прогнозных показателей (п. 19 Проекта требований).

На практике может оказаться, что автономное учреждение имеет только два источника дохода (субсидия на выполнение задания и средства от приносящей доход деятельности) и никаких процентов от размещения временно свободных денежных средств, по остаткам средств на счетах, доходов от аренды и т. п. не получает. Но составлять обоснования по этим видам поступлений придется – в Проекте требований нет указания на то, что при отсутствии у учреждения каких-либо видов доходов соответствующие строки таблицы 2 и обоснования не формируются.

Если Минфин в ближайшие месяцы примет приказ, проект которого был рассмотрен в данной консультации, правила формирования плана ФХД изменятся. Учреждениям нужно будет учесть это при составлении данного документа на 2019 год и плановый период. Также важно обратить внимание на следующие моменты:

1. После утверждения федерального приказа орган-учредитель должен будет внести поправки в установленный порядок формирования подведомственными учреждениями плана ФХД (издать новый нормативный акт). Форму плана учреждение должно взять именно из нормативного акта органа-учредителя.

2. Планирование будет осуществляться строго на три года – и по поступлениям, и по выплатам. Меньший срок планирования новые формы не предусматривают.

3. С планированием поступлений на такой продолжительный отрезок времени и необходимостью их подробной детализации учреждения раньше не сталкивались. Поэтому к подготовке и планированию доходов целесообразно приступить заранее.

4. Таблиц в обоснованиях станет больше. При отсутствии в структуре затрат каких-либо видов расходов соответствующие расчеты не формируются (дополнять план ФХД пустыми таблицами-обоснованиями не потребуется). А вот в отношении будущих доходов такого исключения не сделано.

При утверждении плана закупок и плана-графика заказчику необходимо — это требование . А если планируемые торги будут осуществляться , то следует иметь в виду, что в закреплены особые условия к обоснованию тех, которые проводятся в соответствии с п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. Данные условия требуют от заказчика обосновать годовую совокупность таких процедур в .

Итак,обоснование — это доказательство, что запланированные тендеры соответствуют целям, ради которых они осуществляются. Эти цели определены законодательством РФ.

Обоснование годового объема закупок в плане закупок осуществляется Формы, определенной Постановлением Правительства № 555. При этом обязательно сослаться на то, что объем торгов, которые проводятся в соответствии с пунктами ст. 93 ФЗ № 44, не превышает ограничения, которые установлены указанной нормой закона.

Обоснование годового объема закупок в ЕАСУЗ (напомним, что это Единая автоматизированная система управления закупками, которая существует в регионах) происходит таким же образом, как и на ЕИС. В некоторых случаях имеется возможность синхронизировать данные документы при их публикации. Что касается сведений, которые вносятся в ЕАСУЗ, то они идентичны тем, что указываются в принятых формах.

Заказы с упрощенным порядком

В 2017 году обоснование годового объема закупок у единственного поставщика несколько изменилось. В частности, изменения коснулись перечня торгов, которые указываются в упрощенном порядке в и плане-графике тендеров.

Определимся, что для такого рода процедур нет необходимости определять , а также отражать в плане каждый товар (работу или услугу) отдельно.

К таким тендерам относятся:

  • тендер на сумму, не превышающую 100 000 рублей; при этом важно помнить, что такие тендеры должны проводиться в год на сумму не более 2 млн. рублей либо не превышать 5% от общего годового числа торгов, но не более 5 млн. рублей в год;
  • торги, проводимые учреждениями культуры, образовательными и физкультурными организациями, а также иными государственными и муниципальными учреждениями (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха и т.п). При этом суммарный годовой объем таких тендеров не должен превышать 400 000 рублей либо 50% от общего объема в год, но не более 20 млн. рублей;
  • заключение договора на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода;
  • заключение договора на оказание услуг по направлению работников в служебную командировку;
  • процедуры, направленные на приобретение лекарственных препаратов (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Пример обоснования

Как уже было указано, для проведения закупочных процедур у единственного поставщика необходимо показать, что заказ является необходимым, и сослаться на нормы закона, которые позволяют провести запланированную процедуру.

При этом в форме, установленной Постановлением, для данной информации нет отдельной строки. Однако чтобы вписать доводы, можно использовать столбец № 7.

К примеру, необходимо осуществить закупочную процедуру у единственного поставщика на оказание командировочных услуг. С данной целью в столбце № 7 заказчик должен сослаться на то, что информация об этом содержится в утвержденном плане командировок.

Если необходимо провести торги до 100 000 рублей (п. 4 ст. 93 44-ФЗ), то следует указать, что сумма тендера не превышает ограничения, которые установлены для данного вида торгов. Допустим, понадобилось закупить канцелярские принадлежности на сумму 87 500 рублей. Согласно ранее указанной норме, подобное приобретение можно оформить, не используя конкурентные . В таком случае в плане заказов и плане-графике следует указать наименование товара (в целом) и сослаться на то, что данный заказ не превышает ограничения, которые установлены положениями Закона о контрактной системе.

ОБОСНОВАНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ

Приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. или концепцию. О. обычно включает целую серию мыслительных действий, касающихся не только рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементом которой является. Существенную роль в механизме О. играют дедуктивные умозаключения, хотя лишь в редких случаях О. удается свести к умозаключению или цепочке умозаключений.
Все многообразные способы О., обеспечивающие «достаточные основания» для принятия утверждения, делятся на абсолютные и сравнительные. Абсолютное О. - это приведение тех убедительных или достаточных оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое положение. Сравнительное О. - убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем , противопоставляемое ему положение. Совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения, называется основанием О. Общая , или структура, абсолютного О.: «А должно быть принято в силу С», где А - обосновываемое положение и С - О. Структура сравнительного О.: «Лучше принять А, чем В, в силу С». Напр., «Следует принять, что в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное » - это О., его резюмирующая часть. Выражение же «Лучше принять, что небо синее, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы» - это результирующая сравнительного О. того же утверждения «Небо голубое». Сравнительное О. иногда называют также рационализацией: в условиях, когда абсолютное О. недостижимо, сравнительное О. представляет собой существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное О. несводимо к абсолютному: если удалось обосновать, что одно утверждение более правдоподобно, чем др., этот невозможно выразить в терминах изолированной обоснованности одного или обоих данных утверждений.
Требования абсолютной и сравнительной обоснованности знания играют ведущую роль как в системе теоретического и практического мышления, так и в сфере аргументации. В этих требованиях пересекаются и концентрируются все др. темы эпистемологии, и можно сказать, что обоснованность и являются синонимами разума постигать и извлекать выводы, касающиеся практической деятельности. Без данных требований теряет одно из своих сущностных качеств: она перестает апеллировать к разуму тех, кто ее воспринимает, к их способности рационально оценивать приводимые аргументы и на основе такой оценки принимать их или отбрасывать.
Проблема абсолютного О. была центральной для эпистемологии Нового времени. Конкретные ее формы менялись, но в мышлении данной эпохи они всегда были связаны с характерным для нее представлением о существовании абсолютных, непоколебимых и непересматриваемых оснований всякого подлинного знания, с идеей постепенного и последовательного накопления «чистого» знания, с противопоставлением истины, допускающей О., и субъективных, меняющихся от человека к человеку ценностей, с дихотомией эмпирического и теоретического знания и др. «классическими предрассудками». Речь шла о способе или процедуре, которая обеспечивала бы безусловно твердые, неоспоримые основания для знания.
С разложением «классического» мышления проблемы О. существенно изменился. Стали очевидными три момента:
1) никаких абсолютно надежных и не пересматриваемых со временем оснований и теоретического, а тем более практического знания не существует, можно говорить только об относительной их надежности;
2) в процессе О. используются многочисленные и разнообразные приемы, удельный вес которых меняется от случая к случаю и которые несводимы к какому-то ограниченному, каноническому их набору, представляющему то, что можно назвать «научным методом» или более широко - «рациональным методом»;
3) само О. имеет ограниченную применимость, являясь прежде всего прерогативной науки и связанной с нею техники и не допускающей автоматического перенесения образцов О., сложившихся в одних областях (и прежде всего в науке), на любые др. области.
В современной эпистемологии «классическая» О. трансформировалась в задачу исследования того лишенного четких границ многообразия способов О. знания, с помощью которого достигается приемлемый в данной области - но никогда не - уровень обоснованности. Поиски «твердых оснований» отдельных научных дисциплин перестали быть самостоятельной задачей, обособившейся от решения конкретных проблем, встающих в ходе развития этих дисциплин.
Способы О. составляют в совокупности ядро всех многообразных приемов аргументации, но не исчерпывают последних. В аргументации используются не только корректные приемы, но и некорректные, подобные лжи или вероломству и не имеющие ничего общего с О. Кроме того, процедура аргументации как живая, непосредственная человеческая должна учитывать не только защищаемый или опровергаемый , но и контекст аргументации, и в первую очередь ее аудиторию. Приемы О. (доказательство , ссылка на подтвердившиеся следствия и т.п.), как , безразличны и к контексту аргументации, и, в частности, к аудитории.
Способы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми, чем приемы О. Но все приемы аргументации, выходящие за сферу приемов О., заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемы О. (см. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ), (см. АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ), (см. АРГУМЕНТАЦИЯ КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ), (см. ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП), (см. ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ОБОСНОВАНИЕ

мыслит. процедура, основанная на использовании определ. знаний, норм и установок для принятия к.-л. утверждений, оценок или решений о практич. действиях. Социальнозначимая деятельность человека обусловлена определ. нормами, предпосылками и установками, выступающими в качестве её регу-лятивов. Их применение в процедуре О. предполагает обсуждение и правомерности и целесообразности их использования в некоторой ситуации, сопоставление возможных альтернатив и из них наиболее эффективной.

В известном смысле можно утверждать, что традиц. логики и гносеологии в исследовании познания определяется вытекающим из такой модели разделением логич. и внелогич. О. Если рассматриваемая претендует на роль модели знания в целом и т.о. выступает в функции гносеологич. модели, то при любых гносеологич. интерпретациях она тяготеет к метафизич. созерцат. взгляду на установление истинности логически исходного знания как на процесс восприятия нек-рого готового и заранее данного – в интеллектуальной интуиции, в чувственном ли восприятии и пр. – содержания, внешнего по отношению к логич. системе.

Но, вообще говоря, доказательство и обоснование соотносятся между собой скорее как логика и аргументация. Обоснование - акт мышления, родственный доказательству, но с более широким и более интуитивно значимым классом аргументов. Как говорят интуиционисты, обоснование возможно “до тех пределов, до которых ведет интуиция” (Клинч С. К. Математическая логика. М.,1973,с.234).

Обоснованию должна сопутствовать убедительность, а убедительность никогда не бывает абсолютной. Уже Платон отмечает разницу между понятиями “убеждать” с помощью разумного (скажем сегодня - логически верного) довода, обращенного к рассудку, и понятием “внушать” с помощью доводов, обращенных к сердцу, к чувству, к интуиции.

Аристотель идет еще дальше, делая между “техническими” и “нетехническими” средствами убеждения. К последним он относит свидетельские показания (в суде), признания, сделанные под пыткой, письменные договоры и пр. Техническими Аристотель называет такие способы убеждения, которые созданы наукой с помощью определенного метода, или же такие, которые связаны исключительно с нашей речевой практикой, с дискурсом. Эти технические способы убеждения заключаются, по словам Аристотеля, в действительном или же кажущемся доказывании.

Можно сказать, что обоснование как “интеллектуальная задача” - это оборотная сторона открытия, когда отчетливо осознается, что “принять” еще не означает “понять”, причем понять так, чтобы стало очевидным “существо дела”. К примеру, систему вещественных чисел принимали и до попытки арифметизации анализа; но только между “принять” и “понять” математическую идею непрерывности (континуума), особенно подчеркнутый логическими пробелами в наивных концепциях вещественного числа, породил потребность в названном обосновании на базе интуитивно ясных арифметических представлений. Но это было только прелюдией к более общей интеллектуальной задаче, которая вначале переросла в задачу теоретико-множественного обоснования анализа, а с открытием парадоксов (см. Парадокс логический), когда вновь зазвучал диссонанс между “принять” и “понять” и пошла уже о самой теоретико-множественной концепции, приобрела чисто методологическую - реформировать множеств теорию на приемлемой аксиоматической основе ( математического формализма) или, напротив, вовсе отказаться от этой теории в пользу конструктивных методов (интуиционизм и конструктивное направление). Именно здесь и вступают в силу методологии ческие (философские) установки, которые существенны осо^ бенно тогда, когда общая задача обоснования определилась и вопрос только в форме этого обоснования. О других аспектах обоснования см. Фундаментализм .

М. М. Новосёлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :