Комментарий. Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли. Мировой опыт развития сельскохозяйственной кооперации Дмитрий Зубов: мы не конкуренты – мы партнеры

Под таким девизом состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов. В мероприятии приняли участие более 360 делегатов из 73 регионов России, а также представители власти, науки и общественных организаций.

О господдержке и несовершенстве законов

Открыл съезд сельхозкооперативов 10 ноября первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов по поручению министра сельского хозяйства Александра Ткачева.

«Перед нами стоит задача выстраивания эффективной системы кооперативов с хорошей рентабельностью и созданием новых рабочих мест. Многим сельским территориям требуется поддержка, мы должны укреплять российское село, развивать его инфраструктуру до уровня современных требований», - сообщил Джамбулат Хатуов.

В своем выступлении первый заместитель министра отметил, что в системе сельскохозяйственной кооперации накопилось немало проблем, среди которых несовершенство законодательной базы, а также недостаточность финансовых и кредитных ресурсов.

Среди главных тем, которые требуют совместного обсуждения между государством и кооперативным сообществом, Джамбулат Хатуов обозначил регулирование законодательной базы. Он сообщил, что по поручению Александра Ткачева создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области кооперации, в состав которой входят представители кооперативных союзов и объединений, науки, региональных органов управления АПК.

При этом он призвал участников и делегатов Съезда принять активное участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере кооперации и внесению их на обсуждение рабочей группы.

На Съезде было отмечено, что сегодня сельскохозяйственные кооперативы могут получать почти все виды государственной поддержки, предусмотренные для сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, с 2015 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы Минсельхозом России реализуется грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

По итогам 2015-2016 гг. гранты на строительство, реконструкцию производственных помещений, приобретение техники и оборудования, уплату части взноса по договорам лизинга получили 238 кооперативов, в регионы направлено 1,3 млрд рублей. В 2017-2020 годах из федерального бюджета (по паспорту Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы) сумму на поддержку сельхозкооперативов планируется увеличить до 1,5 млрд рублей ежегодно.

Делегаты высказывали мнение, что перспективным направлением развития сельскохозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

Другим важным условием развития кооперации Джамбулат Хатуов назвал образовательную, информационную и идеологическую поддержку, которая должна оказываться всеми уровнями власти в доступной форме.

«Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов, о мерах поддержки, тиражировать лучшие практики развития кооперации», - сообщил первый замминистра сельского хозяйства РФ. Он призвал к активной работе в данном направлении, высказался за необходимость проведения обучающих семинаров, форумов, вовлечение в кооперативное движение молодежи, а также создание позитивного образа кооперации на селе.

Джамбулат Хатуов напомнил, что по поручению министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева до регионов доведены планы-задания по созданию в 2016-2017 годах не менее 1500 сельхозкооперативов с учётом региональной специфики и особенностей.

Пленарное заседание провел президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников:

«Кооперация в России все больше и больше развивается, дальнейшее, эффективное и успешное развития АПК без развития кооперации невозможно. Вчера на секциях обсудили основные направления. Первое связано с развитием законодательства, новыми законами, второе - с необходимость наполнить эту сферу деятельности реальными финансовыми ресурсами. Данные направления необходимо серьезно развивать».

С докладом о государственной поддержке развития сельскохозяйственной кооперации выступил председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин. Он проанализировал причины, которые тормозят объединение крестьян в кооперативы. И это, в первую очередь, недостаточная господдержка и несовершенство законодательной базы.

Кооператорам приходится решать проблемы с кредитованием, вопросы двойного налогообложения, преодолевать административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции.

АККОР считает исключительно важным оказание сельхозкооперативам государственной поддержки, которую необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют. Необходимо поддерживать все виды кооперации, так как они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться, подчеркнул Вячеслав Телегин.

Председатель Совета АККОР изложил предложения по корректировке правил выделения грантовой поддержки, в частности, меры господдержки должны быть распространены на вновь создаваемые сельскохозяйственные кооперативы.

Следует изменить соотношение средств гранта, чтобы средства федерального и регионального бюджетов в нем составляли 80%, а собственные средства - 20% и увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев. Кроме того, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, на уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам.

Также кредитная кооперация должна быть включена в Госпрограмму и обеспечена достойным финансовым ресурсом. Делегаты согласились с предложениями Ассоциации российских фермеров. На Съезде было отмечено, что только в тесном сотрудничестве с государством можно создать эффективно работающую систему сельскохозяйственной кооперации.

Она станет важнейшим условием развития фермерских хозяйств и сельских территорий, повышения уровня жизни крестьян. Об этом, в частности, говорили многие участники предсъездовских межрегиональных конференций по развитию сельхозкооперации и на секциях съезда.

Новый механизм льготного кредитования

Выступления директора Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Натальи Чернецовой ждали как манны небесной. И это понятно. За сухими цифрами доклада делегаты съезда выстраивали свою дальнейшую жизнь, отношения с банками, с чиновниками. Она рассказала:

Федеральным бюджетом на 2016 год на развитие малых форм хозяйствования (далее - МФХ) предусмотрено 10,2 млрд рублей. Сельхозтоваропроизводителям перечислены на счета федеральных казначейств в субъектах 9,8 млрд, в том числе: на субсидирование процентных ставок по кредитам - 1,7 млрд, начинающим фермерам - 3,8 млрд, семейным животноводческим фермам - 3,4 млрд и на развитие материально-технической базы сельхозкооперативов - 845 млн. Размер использования федеральных денег равен 99,8%, а региональная часть хромает. В основном это касается возмещения части процентной ставки по заемным ресурсам, привлеченным МФХ. Из региональной части до сельхозкооперативов, КФХ и ЛПХ доведено всего…58%.

Это одна из причин, которая повлекла за собой необходимость пересмотра Госпрограммы, структура которой вызывала критику на всех уровнях. В первую очередь, за невозможность оперативного реагирования на изменения, которые происходили на уровне регионов в течение года.

Действующее бюджетное законодательство ограничивало перераспределение средств между направлениями господдержки, как того требовала жизнь, подчеркнула докладчик. Для того чтобы повысить качество управления деньгами, были приняты решения, которые легли в основу новой структуры Госпрограммы.

Сегодня в структуру Госпрограммы входят пять подпрограмм и две федеральные программы. Удалось отстоять целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий и мелиорации. Единая субсидия, о которой много говорят, включала 27 мер поддержки.

Для того чтобы не было соблазна обидеть МФХ, заметила директор, разработаны правила предоставления субсидий, проект которых находится в правительстве. «Мы предусмотрели увеличение гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 3 млн рублей, семейных животноводческих ферм - с 21,6 до 30 млн», - сказала Наталья Чернецова.

Еще одно из новшеств - с 2017 года намечено ввести механизм льготного кредитования. Будут прекращены расходы товаропроизводителя на обслуживание кредитов в два раза. Сейчас он, получая кредит в банке, приходит в органы АПК. Там его могут не принять, ссылаясь на отсутствие денег, и он находится в постоянном режиме ожидания: возьмут у него заявку на возмещение процентной ставки или нет.

А льготный механизм кредитования предполагает, что заемщик приходит в банк, берет кредит под 5%. Дальше вступают в силу взаимоотношения между федеральным органом исполнительной власти и банком, в который перечисляются субсидии в размере 10% (ключевая ставка ЦБ на данный момент). Новшество позволяет сократить время оформления документов.

И самое важное, чтобы обеспечить доступ МФХ к заемным ресурсам, мы предусмотрели в правилах необходимость предоставления 20% субсидий на кредиты, полученные МФХ, - подчеркнула Наталья Чернецова. - Это облегчит равный доступ к заемным ресурсам, как крупным заемщикам, так и мелким. Для работы определены 10 системно значимых банков, потом их будет больше.

Почему кооперация не оправдывает ожиданий?

Доклад на тему «Сельскохозяйственная кооперация в России: препятствия и стимулы» прочитал академик РАН, директор ВИАПИ им. А.А. Никонова Александр Петриков.

Основной вопрос, на который я постараюсь ответить в своем выступлении, заключается в следующем. Почему сельскохозяйственная кооперация, о большом значении которой у нас говорят буквально все, в развитии которой заинтересовано большинство и производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции; для которой созданы пусть не все, но необходимые законодательные предпосылки; осуществляются пусть и не в достаточном объеме, но осуществляются специальные меры поддержки, - почему при всех этих условиях кооперация развивается медленно и не оправдывает наших ожиданий?! Этому есть несколько причин как объективного, так и субъективного порядка.

Сначала академик рассказал об объективных трудностях. Кооперативы развиваются в условиях жесточайшей конкуренции, им приходится буквально отвоевывать себе «место под солнцем», конкурируя с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, крупными перерабатывающими, снабженческими и обслуживающими предприятиями и другими рыночными интеграторами, занимающими монопольное положение на том или ином рынке.

Вместе с тем, потенциальные участники кооперации (фермеры, малые и средние предприятия, высокотоварные личные подсобные хозяйства) территориально разбросаны и заметно различаются по масштабам производства и экономическому положению. Их объективно трудно объединить. На это накладываются субъективные трудности, как со стороны государства, так и кооперативного сообщества.

Средства поддержки из федерального бюджета направляются исключительно на поддержку отдельных кооперативов, а не институтов развития кооперативной системы в целом, - фондов финансовой помощи, информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров.

В ряде субъектов России (например, в Липецкой, Белгородской области) эта федеральная диспропорция сглаживается, но не более того, что имеет крайне неблагоприятные последствия. Возникает сильная зависимость кооперативов от господдержки, риски создания лже-кооперативов только для того, чтобы «эффективно» освоить правительственные субсидии. Не формируется инфраструктурная сеть саморазвития кооперативной системы.

Государство действует разрозненно. Вот, например, на нашем съезде нет представителей Минфина, Минэкономразвития, Минюста, других ведомств. А без их участия нельзя разработать и реализовать действенную кооперативную политику, - считает докладчик.

Он продолжил разговор о кооперативном сообществе. Оно, к сожалению, по-прежнему разобщено и слабо отмобилизовано. Например, не выполнено решение ещё первого кооперативного съезда по созданию координационного совета (ассоциации) различных видов кооперативов.

Сельскохозяйственные кооперативы не стали объединяющей силой для всей сельской кооперации (что, кстати, нашло отражение и в названии нынешнего cъезда, собравшего не сельские, а сельскохозяйственные кооперативы).

Что, на наш взгляд, необходимо сделать для преодоления перечисленных трудностей? - продолжил академик. - Прежде всего, предстоит большая работа по переформатированию государственной кооперативной политики. Кооперативные элементы, меры по реализации кооперативных интересов должны быть составной частью не только агропродовольственной и сельской политики, но и политики общеэкономической, налоговой, социальной, региональной, образовательной и т.д.

Об этом говорит опыт Приоритетного национального проекта по развитию АПК, когда удалось реализовать не узковедомственный, а межведомственный подход, на федеральном уровне работала правительственная комиссия, а в регионах за кооперацию отвечали губернаторы.

А в настоящее время в оценке деятельности глав регионов нет ни одного показателя по развитию кооперации и вообще отдельных показателей по развитию сельской местности. Губернаторы отвечают за регион в целом, без разбивки на город и село.

Если говорить сугубо об аграрной политике, то государству необходимо усилить ее антимонопольную направленность и, в частности, удержаться от преференций в пользу конкурентов кооперативных организаций. По мнению Александра Петрикова, субсидируемые инвестиционные кредиты и компенсации понесенных капитальных затрат должны направляться на строительство исключительно кооперативных хранилищ и кооперативных оптово-логистических центров, развиваемых как единое целое. В противном случае центры могут стать местом перевалки импортной продукции.

В итоге должна быть сформирована федеральная кооперативная товаропроводящая и розничная сеть, кооперативный торговый бренд - достойный конкурент существующему крупному ритейлу.

Часть средств от кооперативного бюджета целесообразно направить на формирование институтов развития кооперации, а именно региональных фондов финансовой поддержки, центров консультирования и повышения квалификации.

Назрела также необходимость создания соответствующей федеральной структуры - Агентства кооперативного или в целом сельского развития, которое бы на постоянной основе занималось разработкой и реализацией проектов и программ по устойчивому развитию сельских территорий и прежде всего сельских кооперативов.

В специальной поддержке нуждаются сельскохозяйственные производственные кооперативы. Это особая организационно-правовая форма, построенная на обязательном трудовом участии своих членов. Производственные кооперативы сохраняют занятость своих работников порой в ущерб конкурентоспособности, но зато решают важную социальную задачу. Государству выгодно компенсировать их потери, чтобы затем не тратиться на борьбу с сельской безработицей.

В целях укрепления социальной базы кооперации важно увеличить поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, сохранив финансирование кооперации и малых форм в рамках Госпрограммы отдельной строкой. Включение этих направлений господдержки в единую субсидию существенно усилит риск к перераспределению средств на другие цели.

По-особому следует подойти к регулированию сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Среди них есть много мелких, деятельность которых столь незначительна, что по определению не несёт в себе никакого риска для финансового рынка. Такие кооперативы по существу являются ссудо-сберегающими кассами, а не мини-банками с сельской спецификой, как думают многие, они должны работать исключительно в системе саморегулирования.

При этом нельзя подменять сложившуюся систему саморегулирования новой и настаивать на переходе кредитных кооперативов в специализированные саморегулируемые организации. Это не только вызовет дополнительные, неподъемные для большинства кооперативов, издержки, но и разорвет единую систему сельскохозяйственной кооперации.

В заключение академик сказал о кооперативном сообществе. Настало время, считает он, для консолидации усилий. Координационный совет или Ассоциация, не формально, а реально объединяющая различные виды кооперации, должна быть создана. Это повысит эффективность кооперативной работы, поможет защищать кооперативные интересы.

Председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов:

Выступления были по делу, острые и конкретные. Надо выбрать рациональный путь движения, потребкооперативам и сельхозкооперативам консолидироваться. Мы звенья одной цепи, между нами не должно быть конкуренции. Очень важно вместе работать над единым законодательством по кооперации, позволяющим людям объединяться в кооперативы и работать на село, на обеспечение продовольственной безопасности России.

Работая в своей сфере, должны стать партнерами. Тогда дело пойдет. Производители - производят, и не должны ломать голову, как продать сделанное. Потребкооперация сохранит, переработает и реализует продукцию. Вот этот паровозик пустить.

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров:

В Республике создано 11 кооперативов. К примеру, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Индейка» работает с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, имеет полный цикл - от вывода птенцов до реализации мяса индейки.

Один из самых острых - нерешенный земельный вопрос. Надо создать комиссию, чтобы работать с Госдумой по изменению законодательства. Необходимо скорректировать схему софинансирования сельхозкооперативов: 60% должны составить средства федерального бюджета, 20% — регионального, 20% - сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Развитие сельскохозяйственной кооперации

Третье важное направление, обеспечивающее гармоничное развитие малого бизнеса на селе - это сельскохозяйственная кооперация.

Сущностью кооперации является объединение на основе членства граждан и (или) юридических лиц, с сохранением своей юридической и хозяйственной самостоятельности, в целях ведения производства или оказания услуг в укрупнённых масштабах своими силами и в своих интересах.

Кооперация позволяет своим участникам:

обеспечить конкурентоспособность на рынках товаров и услуг;

существенно повысить уровень доходов и благосостояния как за счет более эффективной деятельности, так и устранения излишних посредников, влияния на ценовые отношения на рынке;

формировать активную поведенческую позицию участников кооперации, которые, являясь собственниками средств производства и произведенной продукции (услуг), имеют большую возможность для самоорганизации и участия в управлении хозяйственной деятельностью;

за счет формирования кооперативных объединений на всех уровнях управления, в том числе на федеральном уровне, отражать интересы своих членов, влиять на аграрную политику государства;

более полно использовать достижения научно-технического прогресса, современных технологий, обеспечить доступ к банковским и иным услугам.

Кооперативная форма позволяет организовать совместную деятельность таким образом, чтобы члены его имели возможность сообща решать имеющиеся проблемы и способствовать удовлетворению насущных потребностей, не теряя при этом своей деловой, экономической и юридической независимости.

Сельская кооперация является важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий, являясь связующим звеном между мерами государственного воздействия на социальное развитие села и самими сельскими жителями с их традициями, умениями и стремлениями. Нельзя упустить также и геополитического значения сельской кооперации, которая должна сыграть свою роль в сохранении населения на сельских территориях и предотвращении запустения отдельных регионов страны.

Кооперативы осуществляют свою деятельность на основе принципов, по которым они воплощают свои ценности в жизнь, определяют поведение членов кооператива при принятии ими управленческих решений. Кооперативные принципы взаимоувязаны: если нарушается один принцип, то снижается и значение других принципов. Поэтому деятельность кооператива должна оцениваться по тому, как он следует в целом всем принципам. Не наличие в наименовании слова «кооператив», а соответствие кооперативным принципам определяет ту или иную организацию как кооператив.

В сельской местности функционируют все формы сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, предусмотренные гражданским законодательством.

Таблица 1 - Количество сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ на селе по состоянию на 1 января 2013 г.

Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и 40 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также около 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).

Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства и более 2 млн. товарных хозяйств населения. Однако, в условиях присоединения к ВТО, ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия и в целях сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли России важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций.

Современная сельскохозяйственная кооперация включает в себя:

1. Все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней (производственные и потребительские).

2. Специализированные ассоциации (союзы) сельскохозяйственных кооперативов.

3. Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда обязаны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы.

4. Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союза) в Российской Федерации».

Потребительские общества объединены в региональные союзы потребительских обществ (в отдельных регионах существует также районный уровень) потребительские союзы. Потребительские общества и их союзы располагают материально-технической базой, предназначенной для осуществления заготовительной и перерабатывающей деятельности, торговли, социального и бытового обслуживания сельского населения. Однако имеющаяся база нуждается в модернизации.

Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации осуществляют свою деятельность, в основном, в сельской местности, и выполняют задачи:

обеспечения сельского населения продовольственными и непродовольственными товарами жизненной необходимости;

поддержки личных подсобных хозяйств и расширении их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции;

содействия сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости селян, получении ими дополнительных доходов.

В зону деятельности потребительской кооперации входят 89 тысяч сельских населенных пунктов, в том числе 54 тысячи поселений с численностью жителей менее 100 человек.

Совокупный доход организаций, входящих в систему Центросоюза Российской Федерации в 2012 году составил 246 млрд. руб.

Приоритетным направлением деятельности организаций потребительской кооперации является закупка сельскохозяйственной продукции произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, и крестьянских (фермерских) хозяйствах, и её переработка на кооперативных предприятиях. Объемы этой деятельности возросли за последние пять лет с 30 до 45 млрд. руб. Из 30 тыс. магазинов потребительской кооперации, действующих в сельской местности, в 17 тыс. открыты приемозаготовительные пункты, осуществляющие закупку у населения различной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Кроме того, закупку производят универсальные приемозаготовительные пункты, пункты приема молока. Для хранения заготовленной продукции имеются овоще - , картофеле - , фруктохранилища, склады-холодильники. В целом ряде регионов кооперативными организациями закупается в хозяйствах населения от 10 до 20 процентов товарных ресурсов мяса и молока, от 12 до 30 процентов картофеля и овощей.

Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного сырья являются 1,5 млн. человек, которые, по существу, обеспечены работой и постоянным заработком. За сданную сельскохозяйственную продукцию гражданами в 2012 году получено более 22 млрд. руб.

Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой: кооператоры работают с самой малозащищенной и имеющей низкие доходы группой сельского населения, содержат убыточные магазины и предприятия, которые в значительном количестве населенных пунктов, являются селообразующими.

Еще одной важной социальной миссией организаций потребительской кооперации является доставка товаров первой необходимости в труднодоступные и малочисленные сельские населенные пункты, которая для кооперативных организаций также является убыточной.

Кооперация представляет собой устойчивую и самовоспроизводящуюся систему. Но в настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей не располагают достаточными свободными средствами, которые позволили бы в исторически короткий период создать ее материальную базу. Поэтому первоначальное формирование кооперативов, как правило, затруднительно без поддержки со стороны государства.

В настоящее время для всех видов кооперативов фактически предоставляется только одна мера поддержки в форме возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам и займам Организации потребительской кооперации могут получить данный вид поддержки только в отношении краткосрочных кредитов (займов), привлеченных для закупки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.. Но эта мера из-за отсутствия необходимой залоговой базы и затруднительного доступа к государственным фондам поддержки предпринимательства востребована только незначительным количеством кооперативов и решающего влияния на темпы кооперативного развития не оказывает. Мерами поддержки, предусмотренными законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и организации потребительской кооперации воспользоваться не могут, поскольку не осуществляют непосредственного производства сельскохозяйственной продукции. При действующей системе поддержки кооперации рост числа членов и экономического потенциала потребительских кооперативов растянется на десятилетия.

Целью государственной финансово-экономической поддержки в области кооперации на селе должно стать создание условий для качественного развития общенациональной системы сельской кооперации, обеспечения и расширения доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию, стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.

В 2013 г. предлагается разработать ведомственную целевую программу Минсельхоза России развития кооперации на сельских территориях, направленную на значительное расширение сети сельской кооперации.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

создание механизмов стимулирования объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей в кооперативы, а сельскохозяйственных кооперативов в общую многоуровневую систему сельскохозяйственной кооперации;

развитие действующих кооперативов и их объединений (включая укрепление их материально-технической базы, увеличение собственных и привлечённых средств, повышение финансовой устойчивости);

построение эффективной системы государственного регулирования многоуровневой сельскохозяйственной кооперации, опираясь на унифицированные стандарты деятельности кооперативов и последующим развитием системы саморегулирования;

создание качественного механизма взаимодействия государственных органов власти, банковского сектора, страхового сектора, сектора консалтинговых услуг и сельской кооперации.

Финансирование предлагаемых мероприятий осуществляется в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, через перераспределение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для реализации указанной программы. Ведомственная целевая программа Минсельхоза России развития кооперации на сельских территориях станет составной частью указанной Государственной программы.

Целесообразно разработать следующие новые инструменты реализации Государственной программы в части развития кооперации на селе:

возмещение части расходов на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями потребительской кооперации, оказывающими сельскому населению не менее 70 процентов услуг, для развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Оценочный уровень поддержки 1 млрд. руб. в год из федерального бюджета и не менее 0,5 млрд. руб. - из региональных бюджетов;

поддержка направлений развития сельской кооперации в рамках мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию сельской кооперации, отобранных и софинансируемых на федеральном уровне;

предоставление сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы, в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов, формирование фондов финансовой взаимопомощи;

возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, привлечённым сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами;

возмещение сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, части расходов на уплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной и специализированной техники, скота и иных производственных фондов в размере не более 35% от стоимости объектов лизинга;

приоритетное предоставление грантов на поддержку местных инициатив В рамках мероприятий разрабатываемого проекта федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года». по проектам по развитию сельской кооперации, отобранные на конкурсной основе в субъектах Российской Федерации.

На региональном и местном уровнях необходимо предусмотреть:

разработку системы дополнительных к федеральным мероприятий регионального уровня в рамках региональных экономически значимых программ развития кооперации на селе;

разработку на период с 2013 года региональных программ, содержащих мероприятия по развитию кооперации на селе, в том числе на условиях софинансирования средств из федерального и регионального бюджетов на их реализацию;

разработку на период с 2013 года мероприятий по стимулированию развития кооперативов для консолидации местных сельских сообществ в решении вопросов благоустройства населенных пунктов и улучшения природной и социальной среды обитания, участия в разработке планов их перспективного развития и формирования благоприятного социально-психологического климата на селе;

выделение строительных площадок и разработку проектно-сметной документации для строительства и развития кооперативных рынков с участием финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации, агентств регионального развития, заинтересованных сельских кооперативов и их ассоциаций (союзов).

В 2014-2015 г., когда будет создана система контроля и надзора, определен государственный регулятор деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, целесообразно разработать дополнительные инструменты поддержки сельских кооперативов и их социальной базы, осуществить докапитализацию институтов развития сельской кооперации, провести меры по укреплению инфраструктуры ее развития на национальном и региональных уровнях.

Участие ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк России» и других кредитных организаций, страховых компаний в развитии системы сельской кредитной кооперации заключается в привлечении сельской кооперации в качестве агентов банков. Задача сельской кредитной кооперации стать проводником действующих финансовых услуг и направить максимум усилий на расширение их спектра, обеспечив для своих членов принцип одного окна.Взаимодействие банков и страховых организаций с сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами предполагается реализовать в следующих основных формах:

участие банков или иных инвесторов в деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в статусе ассоциированных членов;

кредитование сельскохозяйственных кредитных и потребительских кооперативов как на развитие инфраструктуры их деятельности, так и на пополнение фондов финансовой взаимопомощи;

рефинансирование заемного портфеля сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (выдача банком кредитов, обеспеченных залогом прав требования по договорам займов с пайщикам);

использование поручительства аккредитованных в банке кредитных кооперативов второго уровня в качестве обеспечения по кредитам, предоставляемым их членам-кооперативам первого уровня;

участие страховых организаций в формировании фондов финансовой взаимопомощи после уточнения нормативной базы в части направлений размещения собственных средств и средств страховых резервов.

Реализация данных мер будет способствовать созданию широкой, многоуровневой и устойчивой сети кооперативов в сельской местности. В перспективе система сельской кредитной потребительской кооперации должна стать на финансовом рынке равноправным участником.

1

В начале ХХ века Россия являлась мировым лидером по развитию кооперативных форм хозяйствования и занимала первое место в мире по числу кооперативов и их членов. Этим объясняется рождение в тот период мощного потока литературы по кооперации. Анализ современного кооперативного движения в нашей стране говорит о том, что кооперативы имеют в своей основе значительный нереализованный потенциал и должны занять более значительное место в решении долгосрочных экономических за­дач общества в целом. Перспективными направлениями по стабилизации и развитию сельскохозяйственных кооперативов должны стать: совершенствование мер государственной поддержки сельских кооперативов, включая поддержку кооперативов через предоставление земель, государственных гарантий, налоговых преференций; модернизация материально-технической базы действующих кооперативов; поддержка мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию кооперации и логистических центров; развитие федерального союза сельскохозяйственной кооперации; широкая популизация и распространение идей сельскохозяйственной кооперации среди населения и др.

сельскохозяйственная кооперация

сельскохозяйственный производственный кооператив

сельскохозяйственный потребительский некредитный кооператив

сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив

1. Бруцкус Б.Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. – СПб.: Право, 1922. – 234 с.

2. Мартынов В.Д. Фермерская кооперация в системе АПК Скандинавских стран и Финляндии. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1988. – 55 с.

3. Матусевич В. Фермерство и сельскохозяйственная кооперация в США. – М.: Знание, 1991. – 48 с.

4. Серова Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. – М.: Агропрмиздат, 1991. – 160 с.

5. Югай Г.А. Средний путь России и евразийство // www.politology.vuzlib.org/book_o165_page_2.htm (дата обращения: 13.03.13).

6. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

Надежды на возрождение сельского хозяйства в нашей стране в последние годы все больше связываются с кооперацией. На это есть основания. Отечественный опыт начала XX века и существующая мировая практика доказывают, что вне кооперации сельское хозяйство перспектив не имеет. Однако советский период развития сельскохозяйственной кооперации явился периодом скорее разрушительных, чем созидательных экспериментов в области кооперативного движения по заранее начертанному теоретическому плану. Сохранившаяся до наших дней сельскохозяйственная кооперация, по существу, утратила свои принципы и содержит лишь некоторые ее неосновные элементы. Недостаточное развитие в настоящее время сельскохозяйственной кооперации в России подтверждается многими учеными и практиками. Поэтому целью исследования является изучение современного состояния сельскохозяйственных кооперативов и определение перспектив их развития.

Материал и методы исследования

В качестве информационной базы для проведения исследования были использованы данные официального сайта АККОР. Исследование основано на использовании методов монографического, логического анализа, а также экономико-статистических методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Начиная со второй половины XIX в., сразу после отмены в России крепостного права в 1861 г., быстро набирало темпы кооперативное движение. По наблюдениям С. Прокоповича, за 10 лет, с 1902 до 1912 гг. число различных товариществ возросло более чем в десять раз. К началу 1917 года кооперативное движение России располагало многообразной, в значительной степени развитой организационной сетью и объединяло широкие массы населения. По числу кооперативов и их членов в то время Россия занимала первое место в мире. В кооперативы были вовлечены около полутора миллионов крестьянских хозяйств по преимуществу средних и бедных слоёв деревни.

Широко утвердилось мнение о важной роли кооперативного движения в экономической и общественной жизни страны. Н. Тотомианц отмечал, что ни одно другое общественное движение в России не может сравняться с кооперацией в смысле популярности и мощи. Б. Бруцкус писал о том, что развитие кооперативного движения вызвало у русской интеллигенции, активно участвовавшей в нём, огромное моральное удовлетворение, а среди широких её слоёв - большие надежды на воплощение будущих преобразований общества .

Г.А. Югай уже в современных условиях отмечает: «Вот где проявление в жизни на практике русского логоса - тождества материи и духа - свободного, соборного, кооперативного. Вот где приоритет и где-то даже первичность духа, идеального по отношению к материальному бытию. И не эта ли практика, жизнь вдохновляли русских писателей, поэтов, философов, историков и других мыслителей и деятелей на воспевание русской души, её величия и благородства! Это было продолжением традиций русской культуры, сформировавшейся в начале XIX в., больше на духовной, идеальной, нежели на материальной и материалистической основе или на философии меркантилизма и западного утилитаризма, потребительства» .

Этим объясняется рождение в тот период мощного потока литературы о кооперации, которое не может никоим образом сравниваться с сегодняшним. Главный научный вывод, сделанный еще одним крупным ученым того времени А. Чаяновым, заключается в том, что только кооперирование крестьян способно обеспечить создание и развитие сбалансированного по всем параметрам производственного потенциала аграрной сферы, коммерчески выгодное его использование, устранить противоречие между преимуществами индивидуального труда и в то же время преимуществами крупных форм производства в сельском хозяйстве. Причем кооперативная концентрация оказывается тем более экономически выгодней, чем дальше отстоит подлежащая кооперированию сфера аграрной деятельности от непосредственной работы крестьянина с биологическими организмами .

В нашей стране эти фундаментальные положения были незаслуженно забыты, кооперирование крестьян-собственников не получило достаточно широкого распространения. Советский период развития сельскохозяйственной кооперации явился периодом скорее разрушительных, чем созидательных экспериментов в области кооперативного движения. Государство регламентировало все стороны деятельности кооперативов, включая колхозы, которые фактически стали одними из звеньев общегосударственной системы хозяйствования. В советской экономической науке долгие годы проблемы кооперативного движения исследовались преимущественно с идеологической и социально-политической точек зрения, только в связи с потребкооперацией и колхозами .

В настоящее время предпринятых аграрных преобразований кооперация не приобрела еще былой славы, несмотря на то, что о широких возможностях и функциях кооперации, многообразии ее форм свидетельствует и опыт зарубежных стран. Во многих из них весьма существенную роль в системе взаимосвязей аграрной сферы со смежными отраслями экономики играют кооперативы. Практически стопроцентное участие в фермерских кооперативах традиционно для стран Северной Европы, Нидерландов, Ирландии, Японии. В ряде государств континентальной Европы, в США в кооперативы объединены примерно 80 % всех фермерских хозяйств. Несколько меньшее распространение получили кооперативы в Великобритании и Италии, где в них участвуют примерно 35-40 % всех фермерских хозяйств .

Анализ современного кооперативного движения в нашей стране говорит о том, что кооперативы имеют в своей основе значительный нереализованный потенциал и должны занять более значительное место в решении долгосрочных экономических за-дач общества в целом.

В настоящее время деятельность кооперативных формирований в России регламентируется преимущественно Федеральным законом № 193 «О сельскохозяйственной кооперации» и Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

В табл. 1 представлена современная структура и количество сельских кооперативов по состоянию на 1 января 2012 г.

Как следует из табл. 1, наиболее массовой организационной формой сельскохозяйственной кооперации в современных условиях является сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК). СПК - это коммерческая организация, созданная гражданами в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов и личном трудовом участии членов кооператива. Динамика СПК за 1995-2012 гг. представлена в табл. 2.

Таблица 1

Количество сельскохозяйственных кооперативов в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2012 г.

Вид кооператива

Зарегистрировано кооперативов

В т.ч. работающих

процентов

СПК (на 01.01.2011 г.)

Как следует из табл. 2, несмотря на то, что СПК является наиболее распространенной формой организации сельскохозяйственного кооперативного производства, их численность имеет тенденцию к снижению. В 2012 году их число составило 10319, что на 33 % меньше по сравнению с 2001 годом. Одной из основных причин, объясняющей такую тенденцию, является тот факт, что согласно сложившейся классификация СПК не относится к «малым формам хозяйствования на селе», даже если они отвечают критериям, установленным для субъекта малого предпринимательства. Это лишает их возможности использовать определенный льготный режим, предусмотренный для малых форм хозяйствования на селе. Они имеют право на те же формы государственной поддержки, что и сельскохозяйственные организации иных организационно-правовых форм. Хотя им сложнее, чем иным организационным формам, осуществлять свою производственную деятельность. Большинство СПК работает на арендованной земле. Нередки случаи хищнического присвоения отдельными лицами имущества СПК путем их незаконного преобразования в различные акционерные общества, умышленного банкротства, рейдерских захватов. В результате члены СПК нередко остаются без своих имущественных паев, без земли и без работы. В настоящем же сельскохозяйственном кооперативе, даже если он является производственным, право на долю в совместном имуществе должно быть незыблемым. В противном случае это будет означать обобществление, огосударствление, ликвидацию экономической самостоятельности членов кооператива.

Таблица 2

Динамика численности сельскохозяйственных производственных кооперативов в Российской Федерации в 1995-2012 гг., единиц

Сельскохозяйственные потребительские некредитные кооперативы (СПоК) - некоммерческие объединения граждан - владельцев ЛПХ, крестьянских (фермерских) хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, создаваемые для снижения своих затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции, строительству, страховому обслуживанию и иной деятельности по обслуживанию участников. Данные кооперативы, как правило, именуются сбытовыми, снабженческими, перерабатывающими, обслуживающими или их комбинацией. В числе обслуживающих выделяются в последние годы строительные кооперативы.

По оценочным данным, роль кооперативов существенно различается по регионам страны. Развитие такого рода сельскохозяйственных кооперативов имеет место прежде всего в тех из них, в которых им оказывается определенная финансово-экономическая поддержка. Прежде всего, речь идет о финансировании капитальных затрат кооперативов. Поскольку такие затраты осуществляются однократно, а деятельность на основании этого ведётся на протяжении многих лет.

На федеральном уровне сельскохозяйственные потребительские некредитные кооперативы получают поддержку в форме возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы этой формы находятся на самой ранней стадии своего развития. Динамика их численности представлена в табл. 3.

Как следует из табл. 3, численность потребительских некредитных кооперативов в Российской Федерации в 2006-2012 гг. постоянно возрастала, что свидетельствует о перспективности данной формы организации сельскохозяйственной кооперации в нашей стране.

Таблица 3

Динамика численности сельскохозяйственных потребительских некредитных кооперативов в Российской Федерации в 2006-2012 гг., единиц

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы (СПКК) являются некоммерческими объединениями сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, осуществляющими выдачу займов своим членам за счёт средств, привлекаемых от членов, ассоциированных членов, кредитных организаций и иных источников.

В современных условиях СПКК более чем на 6 % удовлетворяют потребности малого сельского предпринимательства в заёмных средствах, занимая при этом третье место после ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России». Однако трудности получения банковских кредитов в некоторых случаях делают сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы единственным доступным для сельского жителя источником заёмных средств для организации и ведения предпринимательской деятельности. Динамика численности данных видов кооперативов представлена в табл. 4.

Таблица 4

Динамика численности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в Российской Федерации в 1996-2012 гг., единиц

Как видно из табл. 4, развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в Российской Федерации сильно активизировалось, начиная с 2006 г. Это объясняется тем фактом, что сначала СПКК формировались преимущественно за счёт собственных финансовых ресурсов. Условия их деятельности значительно изменились с началом реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В ходе реализации данного проекта СПКК получили доступ к кредитам ОАО «Россельхозбанк», который предоставил ряду кооперативов значительные средства в качестве взноса ассоциированного члена. К примеру, за 2006-2009 гг. эта сумма составила порядка 710 млн руб. В настоящее время непосредственной финансово-экономической поддержки на федеральном уровне СПКК не получают, что и объясняет их неравномерное скачкообразное развитие.

Таким образом, кооперативное движение в аграрной сфере страны развивается медленно и противоречиво. Развитию ко-оперативных основ во многом препятствует недостаточность и неэффективность государственной поддержки и государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации, отсутствие адекватных финансово-экономических условий для создания и развития кооперативов, недостаток понимания и навыков хозяйственного самоуправления на демократических кооперативных началах, кооперативная неграмотность населения, недостаточная пропаганда идей и принципов кооперации и др. Положение осложняется также нерешенностью ряда кардинальных проблем дальнейшего развития рыночной экономики, принципы построения которой являются непременным условием развития сельскохозяйственной кооперации.

Перспективными направлениями по стабилизации и развитию сельскохозяйственных кооперативов должны стать:

Совершенствование мер государственной поддержки сельских кооперативов, включая поддержку кооперативов через предоставление земель, государственных гарантий, налоговых преференций;

Модернизация материально-технической базы действующих кооперативов;

Поддержка мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию кооперации и логистических центров;

Развитие федерального союза сельскохозяйственной кооперации;

Широкая популизация и распространение идей сельскохозяйственной кооперации среди населения.

Указанные и другие направления должны носить комплексный характер, иметь четкие целевые ориентиры, увязанные с конкретными сроками, этапами и возможными ресурсами для их достижения, сочетать федеральные и региональные подходы в рамках единой системы.

Рецензенты:

Полушкина Т.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск;

Имяреков С.М., д.э.н., доцент, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.

Работа поступила в редакцию 22.04.2013.

Библиографическая ссылка

Маслова С.И. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 704-708;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31578 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ВВЕДЕНИЕ Термин «сельскохозяйственная кооперация» все чаще встречается в аграрной сфере, в сельскохозяйственной литературе, на полосах газет. Это явление почти незнакомо современному человеку, что негативно сказывалось на развитии всего сельского хозяйства. Это происходило на фоне масштабного развития сельскохозяйственной кооперации в ведущих странах мира с интенсивными высокоразвитыми аграрными технологиями.

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, составляющие тем неменее, индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В стране функционирует 261,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (общая площадь земли 19200,4 тыс. га, в среднем на хозяйство 73 га); 16,0 млн. личных подсобных хозяйств (7014 тыс. га; 0,44 га); 14,5 млн. семей занимаются садоводством (1259 тыс. га, 0,09 га), 4,3 млн. семей огородничеством (408 тыс. га, 0,10 га), 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организаций (в них занято 203 тыс. работников) .

В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усиливается, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией).

В результате реформирования крупных и средних неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.

В настоящее время производственный и социальный потенциал фермерских хозяйств, и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельхозпроизводителями потребительских кооперативов.

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть:

1. Что же такое «потребительский кооператив»

2. Определить проблемы, тормозящие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

3. И роль государства в поддержке потребительских кооперативов.

1 .Основные понятия сельскохозяйственной потребительской кооперации

В данной работе используются определения понятий данные в действующем Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» . Приведем несколько понятий необходимых для данной работы:

Сельскохозяйственная кооперация - система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов;

Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив);

Член кооператива - принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям настоящего Федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность;

Ассоциированный член кооператива - физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

Паевой взнос члена кооператива - имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным;

Обязательный паевой взнос - паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат;

Дополнительный пай - паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверх обязательного паевого взноса, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

Пай - часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении. Пай члена кооператива складывается из его паевого взноса и приращенного пая. Пай ассоциированного члена кооператива равен его паевому взносу;

Неделимый фонд кооператива - часть имущества кооператива, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе и используемая на цели, определенные уставом кооператива;

В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: потребительские кооперативы и производственные кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - некоммерческие организации граждан – владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции для снижения затрат или получения дополнительных доходов путем передачи кооперативу функций по реализации, снабжению, переработке продукции и иной деятельности по обслуживанию участников.

Для реализации переданных кооперативу функций его члены формируют паевой фонд за счет денежных и иных взносов. Имущество кооператива является его собственностью. Члены кооператива ведут самостоятельную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции в рамках своих хозяйств, пользуясь услугами кооператива. Деятельность кооператива ведется в интересах его членов, доходы от деятельности кооператива распределяются между его членами. Для осуществления содержания штата наемных работников, укрепления его материально-технической базы члены кооператива вносят ежегодные членские взносы. Потребительский кооператив может обслуживать также любые хозяйства, владельцы которых не являются членами кооператива. Прибыль, полученная от этого вида деятельности, является собственностью кооператива и подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Характерными признаками (принципами) кооперативных форм деятельности являются:

Добровольность членства, основанного на экономическом интересе, осознании хозяйствующими субъектами необходимости и выгодности объединения;

Самоуправляемость, экономическая и административная независимость предприятия, предполагающая функционирование на свой страх и риск в интересах своих членов (пайщиков);

Равноправие членов кооператива между собой по принципу "один член - один голос";

Подконтрольность выборных органов кооператива своим членам и построение организационной системы кооперации по принципу "снизу вверх";

Объединение членами кооператива на добровольной основе финансовых и материальных ресурсов, необходимых для функционирования совместного предприятия путем участия в формировании паевого капитала, создании общих фондов, самофинансировании, материальной ответственности;

Непосредственное участие членов кооператива в его операциях, распределения полученного дохода пропорционально этому участию, а не размеру паевого капитала.

Главная цель деятельности кооперативного предприятия или организации - не максимизация прибыли, а обслуживание экономических интересов объединившихся товаропроизводителей, достижения определенных выгод для своих членов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).

Основные отличия сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, зафиксированные в российском законодательстве, представлены в табл. 1.

По официальным данным АККОР, в России на 01.01.2017 г. было зарегистрировано около 6 тыс. сельскохозяйственных и потребительских кооперативов. Только 60% из них являются действующими, так как показывают реальную выручку и объемы производства. На эту же дату кооперативным движением задействованы порядка 1% ЛПХ и около 5% - КФХ.


Проведем краткий экскурс о том, как до 2017 года развивалась сельхозкооперация в Российской Федерации.


Большинство экспертов характеризуют современное состояние потребительской кооперации в России как неустойчивое . Отмечают, что Нацпроект вдохнул жизнь в сельскохозяйственную кооперацию, но как только государство снизило свое внимание и поддержку, созданные кооперативы стали исчезать так же быстро, как и создавались. При этом количество СПоКов довольно сильно варьируется в разных регионах России.

ЛИПЕЦКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ

На начало 2018 года явным лидером на протяжении последних двух лет является Липецкая область. В августе и сентябре 2016 года опыт развития Липецкой области по развитию сельхозкооперации рассматривался соответственно на Всероссийском совещании и на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, по результатам которого В.В. Путин отметил, что нужно сделать значительный шаг вперёд по развитию предпринимательства на селе и, прежде всего, помочь фермерам, владельцам подсобных хозяйств наладить сбыт своей продукции, сформировать систему гарантийной и кредитной поддержки, оказать содействие в организации производств.

Как в регионе пришли к таким результатам?

Развитие кооперативного движения в Липецкой области более десяти лет назад инициировал глава региона Олег Королев. Благодаря его заинтересованности и политической воле кооперация в области получила новое рождение.

В регионе провели анализ работы агросектора и сделали разумные выводы. На этот период в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства на долю ЛПХ приходилось 25%. Товарным производством были заняты 35 % ЛПХ (из 195 тысяч). Наибольшие объемы производства в ЛПХ приходились на овощи (80%), картофель (78%), плоды и ягоды (45%, молоко (26%) и мясо (9%). Назрело грамотное решение - вовлечь ЛПХ в экономический оборот через развитие кооперации. Основная задача, которую сформировали управленцы области – развитие кооперативов и народных предприятий – станет приоритетом, так как это единственный путь для обеспечения социального мира, достижения прибыли для всех, искоренения бедности, сохранения сельского уклада жизни.

В этих целях в регионе разработана и принята Госпрограмма «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», реализация которой положила начало формированию целостной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, а ее развитие определено в качестве одного из стратегических приоритетов областной и муниципальной политики.

В каждом сельском поселении определены ответственные координаторы, на уровне муниципальных районов организованы координационные центры, на уровне области каждое кооперативное направление (снабженческо-сбытовая, перерабатывающая, кредитная кооперация, кооперативная торговая сеть) находится под патронажем исполнительных органов государственной власти, которые оказывают организационную и консультационную помощь.

При взаимодействии всех уровней власти реализован комплексный подход к ее развитию, который включает не только финансовые, но и организационные механизмы. Получила развитие региональная государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанная до 2020 года.

Сегодня в области функционирует трехуровневая система управления: «поселение – район - область», которая включает как организационные, так и финансовые инструменты. В частности, на областном уровне администрация региона и исполнительные органы власти обеспечивают координацию работы всех уровней системы, государственную поддержку развития кооперативов по 20 направлениям (субсидии, гранты) и налоговые льготы, создают инфраструктуру сбыта кооперативной продукции. На районном уровне функционируют координационные центры , которые проводят работу с координаторами в поселениях, предлагают ориентиры дальнейшего развития и обеспечивают информационную поддержку. На уровне поселений координаторами являются главы муниципальных образований; они проводят работу с населением, осуществляют поиск инициативных людей, информируют о преимуществах развития кооперации.

В рамках действующей в области системы развития кооперации созданы не только финансовые механизмы, но и институты развития: Фонд поддержки кооперативов, Центр развития кооперативов и Ревизионный Союз ЦФО «Липецкий» и др.

Для сведения : Центр развития кооперативов создан в организационной структуре НМФО «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» в ноябре 2013 года. Он содействует устойчивому развитию кооперативов путем предоставления информационной, консультационной и методической помощи координационным центрам, главам сельских поселений и кооперативам на всех этапах деятельности, начиная с первых шагов создания (в том числе - по юридическим, финансовым, экономическим, производственным вопросам и бизнес-процессам). Обобщает передовой опыт, систематизирует и распространяет знания, методическую продукцию для повышения квалификации специалистов и руководителей в сфере кооперации. В составе центра две группы: по информационно-консультационному, методическому обеспечению и по информобеспечению и инвестиционному проектированию.

Для всех видов кооперативов на всех этапах - от регистрации до организации сбыта продукции поддержка осуществляется через Некоммерческую микрофинансовую организацию «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства». Сформирована практика участия этого Фонда в деятельности кооперативов в качестве ассоциированного члена и отработан механизм финансирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов 1 и 2 уровня через микрофинансовые организации.

В области создана и успешно функционирует кооперативная торговая сеть: осуществляется поддержка розничной торговли, ведется работа с сетевыми магазинами, строятся кооперативные и расширяются сельскохозяйственные рынки, практикуется Интернет-торговля.

Чтобы помочь местным сельхозпроизводителям и удовлетворять покупательский спрос в местной продукции, в практику внедрена новая форма продаж - «магазин в магазине». Это липецкое «ноу-хау» во взаимодействии товаропроизводителей и торговых сетей уже прижилось. Сейчас в области действует более 15 торговых точек формата «магазин в магазине», в том числе в «Пятерочке» (12 точек по продаже мяса), в магазинах «Покупайка» (продажа мяса), в магазинах «Магнит» и гипермаркете «Ашан» - продажа меда и другой продукции пчеловодства.

Успешно развивающиеся кооперативы смогли выйти на более высокий уровень торговли, организовав продажу продукции, выращенной членами кооперативов или закупленной в личных подсобных и фермерских хозяйствах, в собственных точках розничной торговли: в 80 магазинах и 4 павильонах.

В области создается полноценная система – от закупки до реализации сельхозпродукции, власть помогает людям качественными семенами овощей, молодняком скота , - пояснил глава региона Олег Королев. - Так мы обеспечим граждан экологически чистыми местными продуктами и поможем селянам стать побогаче.

Как результат совместной работы - в 2016 году свыше 850 сельскохозяйственных потребительских кооператива объединяли 46 тысяч ЛПХ (почти четверть от их общего числа). В снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации стали участвовать 13,8 тысяч ЛПХ, в кредитной – 32,3 тысячи. К началу 2018 года в области действовало уже 893 СПоК, из них 564 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих и 329 – кредитных.

Рост доходов в местные бюджеты (МБ) по итогам 2017 года составил 5,2 млрд.руб, доходы ЛПХ составили 4,3 млрд.руб (таблица 1)

Один из лучших кооперативов области - перерабатывающий, сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Поляна» в селе Никольское, который работает уже восемь лет. Главные принципы - свежее мясо, адекватные цены, богатый ассортимент. Кооператив поставляет свою продукцию в детские сады, школы, больницы района. Из небольшой мясной лавки предприятие превратилось в огромный кооператив с современным магазином, цехом по производству полуфабрикатов. Число пайщиков впечатляет – более тысячи человек. Выручка от реализации продукции в 2015 году составила 8,98 млн. рублей, за 7 месяцев 2016 года - 11,6 млн. рублей. Чистая прибыль 2015 года - 1,6 млн. рублей, в 2016 году получил 3,7 млн. рублей.

Как отмечают специалисты, слабым звеном в развитии сбыта сельскохозяйственной продукции остается отсутствие в регионе логистического центра. Он должен освободить производителей от забот по сортировке, разделке, фасовке, штрих-кодированию и других операций по подготовке сельскохозяйственного сырья к товарному виду, предъявляемому предприятиями розничной торговли. Кооперативу или фермеру в отдельности иметь такое оборудование не под силу. Кроме того, логистический центр позволит решить такие проблемы, как длительное хранение сельхозпродукции, обеспечение бесперебойных круглогодичных поставок в торговые предприятия, возможность формировать крупные партии товаров для отгрузки за пределы области.

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЛУЧШИХ РЕГИОНОВ

Таблица

Кол-во СПоК

В т.ч.

Рост доходов в местные бюджеты (МБ) и в ЛПХ

Действующая система управления

Объем гос-поддержки в 2018 г.

2010

2017

Снабженческо-сбытовые

Кредитные перерабатывающие

Липецкая область

(действует региональная государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанная до 2020 года)

115 893

Закуплено с/х продукции – 6,6 млрд.рублей;

Произведено пищевой

продукции -5,4 млрд.руб

Выдано займов ЛПХ - 657 млн.руб;

Заключено договоров на 307 млн.руб

Доходы МБ - 5,2 млрд.руб;

Доходы ЛПХ - 4,3 млрд.руб

3-х уровневая:

Поселение;

Район;

Область

>220 млн. рублей.

Башкортостан

(утверждена Концепция развития с.-х. потребкооперации в РБ на 2018-2020 гг. и «дорожная карта», а также программа «Развитие с.-х. потребкооперации в РБ на период 2018-2020 гг»)

61 48

(На начало мая 2018 г. стало 116)

3-х уровневая:

Поселение;

Район;

Республика

600 млн.руб

Краснодарский край

180 136

47 (и 13-производств.)

11 образовано в 2018

312 млн.руб.

ОПЫТ БАШКИРИИ: ЗАПУЩЕН МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ДОХОДОГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ

"Мы предлагаем идею создания доходогенерирующих объектов в рамках программы местных инициатив. Речь идет об объединении местных сельхопроизводителей в кооперативы на базе уже ставшей популярной системы. Создаём механизм объединения людей на селе для их общего блага", - сообщил министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов в сентябре 2017 года в Уфе на "круглом столе" международного форума стран БРИКС "Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры ". Старший экономист по сельскому хозяйству Всемирного банка А. Акопян тогда сообщил, что банк прорабатывает методологические основы создании кооперативов на селе, и предложил использовать для этого "пилотный" опыт Башкирии.

Справка. . П роект поддержки местных инициатив (ППМИ) сегодня является наиболее распространенной практикой инициативного бюджетирования в России. Главной его целью является вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры своей малой родины. Участвуя в данном проекте, жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, софинансируют выбранные объекты, вправе контролировать выполнение работ.

Поддержка новых микропредприятий будет проходить при содействии Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Мы вместе с ними создали Региональную лизинговую компанию, которая будет помогать в приобретении оборудования. Таких компаний в стране две – в Татарстане и Башкортостане, – сказал Президент РБ Рустэм Хамитов. - Учитывая преобладающую мелкотоварность сельскохозяйственного производства на территориях республики, одним из перспективных направлений развития сельского хозяйства станет создание и сопровождение сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В этих целях в республике 30 марта 2018 года утверждена Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в РБ на 2018-2020 годы. Главной ее целью является оказание государственной поддержки доходогенерирующим проектам (далее - ДГП), основанным на гражданских инициативах по объединению в кооперативы. ДГП является объектом коллективного пользования и включает в себя движимое и недвижимое имущество: специализированную сельскохозяйственную технику и оборудование (комбайны, тракторы, транспортные средства для перевозки сельхозпродукции, специализированное оборудование для погрузки и разгрузки, транспортеры), высокотехнологичное специализированное оборудование по обработке и для переработки сельхозпродукции (линии мойки, калибровки и расфасовки, оборудование для охлаждения и хранения), а также лабораторное оборудование для проведения исследований.

Механизм реализации проекта минсельхоза РБ подразумевает следующее. Членами кооператива при участии властей на территории муниципалитета создается генерирующий доход объект (к примеру, модуль для охлаждения молока, или для обработки и фасовки ягод, овощей). Участники кооператива получают этот объект в пользование. "Государство (в лице муниципалитета) выступает в качестве инвестора, финансирующего имущественный комплекс общего пользования. Муниципалитет устанавливает с кооперативом, который использует этот комплекс, арендные отношения. В стоимость аренды включаются амортизационные отчисления, коммунальные платежи и ряд накладных налоговых расходов. Далее в ыполняются работы по регистрации объекта и постановке на баланс администрации сельского поселения. Создание такого комплекса позволяет увеличить доходность сельского труда минимум на 25% ", пояснил замдиректора ГБУ "Центр сельскохозяйственного консультирования РБ " Ринат Мамаев.

Развитию деловой активности сельских территорий республики и кооперативных форм взаимодействия в сельском производстве Башкирии способствует уполномоченный оператор - ГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования». В 2017 году начато формирование сети аккредитованных консультационных центров. Последние состоят как из муниципальных учреждений (МБУ Информационно-консультационные центры), так и районных предпринимателей, занятых в сфере делового сотрудничества (в основном, ведут бухгалтерский учет и налоговые отчисления). В течение зимнего периода 2017 и с начала 2018 года специалисты ГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования РБ» посетили все сельские поселения, определили ресурсный потенциал и специализацию их развития, логистические зоны кооперации, нашли инициативных граждан, закрепили менеджеров по развитию кооперации по логистическим зонам (маршрутам), изучили опыт развития связей в тестовых районах и там, где отмечено экономически активное население, создавали (регистрировали) кооперативы, которые и будут развивать мини-переработку. В последующем центры организовывали обучающие мероприятия, оказывали сопровождение зарегистрированным СПоК, проводили разъяснительную информационную поддержку в масс-медиа.

ГБУ ЦСК РБ в качестве регионального оператора по развитию кооперации помог создать 20 кооперативов и сгруппировать 10 неформальных сообществ для регистрации в текущем году.

Мы считаем, что сельскохозяйственный кооператив - это наиболее эффективная форма хозяйства. Любое предприятие, заходящее в кооперацию, остается самостоятельным и несет субсидиарную ответственность наравне со всеми. При этом кооператив остается некоммерческой организацией и на селе может объединить личные подсобные хозяйства. Большая поддержка оказывается со стороны федеральной и республиканской власти, оказывается большая грантовая поддержка», - резюмировал директор ГБУ ЦСК РБ.

Следует отметить, что объединение сельхозпроизводителей в кооперативы в республике - процесс сложный и пока неактивный. "Люди на селе испытывают недоверие к кооперативам, имеют негативный опыт участия в коллективных хозяйствах, не желают нести финансовые риски, не верят в рентабельность общего дела и требуют гарантий сохранения вложенных средств. К тому же сложно найти заемные средства, - очень дорогие кредиты ", - констатировал республиканский министр сельского хозяйства. Вместе с тем, он заметил, что "процесс кооперации в республике в последнее время активизировался" и за последние 4 месяца созданы 20 таких кооперативов. Задача на сегодня - увеличить в 2018 году их число до 50.

Министерство сельского хозяйства РБ в своей деятельности оказывает конкретную практическую помощь малым формам хозяйствования. В частности, предоставляет землю, помогает с проведением коммуникаций и льготным кредитованием. «Это помощь и инвесторам, и малым формам хозяйства через кооперацию, у нас тот баланс, который способствует дальнейшему развитию, но на выходе должны быть продукты питания, которые имели бы географическую идентификацию и тем самым были бы привлекательны для покупателя», - считает Ильшат Фазрахманов.

Справочно: Башкортостан входит в ТОП-5 лидеров регионов по месту поставки сельхозпродукции (по данным планов Корпорации МСП на 2018 год). Объем поставок РБ составляет 1,2 млрд.рублей. Впереди, соответственно, – Свердловская область - 5 млрд.рублей, Краснодарский край – 3,1 млрд.рублей, Татарстан – 1,9 млрд.рублей и Воронежская область –1,4 млрд.рублей.

Далеко за пределами республики пользуется спросом продукция туймазинских овощеводов. «Идею создать кооператив мы выстрадали», – отметил в своём интервью председатель сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива «Туймазинский овощевод» М. Галимов. К мысли об объединении «тепличников» западной части республики подтолкнули перекупщики, в какой-то момент резко опустившие цены на огурцы и помидоры. Чтобы получить выход в торговые сети, был создан сбытовой кооператив. Идея в последующем себя полностью оправдала. Сегодня продукцию «Туймазинского овощевода» можно найти и за пределами региона, в городах-миллионниках.

В чём секрет успеха туймазинских овощеводов? По мнению экспертов, помогла гибкость мышления и коммуникабельность. Работа с сетями научила тому, что большую роль играют не только вкусовые качества продукта, но и его товарный вид. Совместное решение общих вопросов сбыта, снабжения и переработки на сельских территориях – единственный вариант эффективной деятельности как для крупных, так и для мелких хозяйств.

В республике накоплен успешный опыт работы в сфере кооперации. Об одном из них рассказала руководитель сбытового потребительского кооператива «Агропродукт» Людмила Байкова. В рамках кооператива группа инициативных людей подключила сбытовые сети; сейчас в кооперативе пять магазинов, через которые реализуется продукция. Положительным является решение вопроса логистики. Работаем с маленькими фермерскими хозяйствами, каждое из которых работает со своей группой товаров. Если каждый будет поставлять сам свой продукт, это будет слишком дорого. Мы сосредотачиваем все в одном логистическом центре и затем поставляем по магазинам. Байкова добавила, что особенностью кооперации является то, что местный ритейл является членом кооператива. На его площадке участники реализуют свою продукцию. Сейчас кооператор исключает лишние звенья и открывает новый проект „Фермерский кооперативный рынок“.

Какие еще существуют проблемы при развитии кооперации в республике? В качестве важной проблемы участники выделили несистемность финансирования. Со стороны министерства в настоящее время идет разовая поддержка; постоянного финансирования нет. Обычные банки не готовы кредитовать кооперативы и в банках сегодня больше деклараций, нежели реальной доступности обеспечения кредитами.

В.А. Михайленко, начальник информационно-аналитического отдела ГКУ «Ставропольский СИКЦ»