Тактические и стратегические цели организации. Понятие «цели управления». Цель и целеполагание. Тактические и стратегические цели Цель тактическая

Поймал новый русский золотую рыбку.

Отпусти меня, три твоих желания выполню, - говорит рыбка.

Первое желание: хочу, чтобы наша сборная стала чемпионом мира по футболу. Второе желание: хочу, чтобы великий Пеле сказал, что наша сборная - самая великая команда всех времен и народов. И третье желание: хочу, чтобы вся страна ликовала.

Ба-бах - и все потемнело. Очнулся он, смотрит - сам он черный, вокруг негры пляшут и кричат: "Бразилия! Бразилия!!!"

Суть: Что мы хотим? Как должно быть? К чему мы стремимся?

Все начинается с цели. Цель – путеводная звезда любой стратегии, без нее она теряет свой смысл. Как правило, речь идет не об одной цели, а их комплексе. Одновременно мы можем преследовать цели из разных областей жизни: цели в карьере, во взаимоотношениях, в здоровье и т.д. Было бы ошибочно выпускать из внимания какие-то одни цели в угоду другим, если для нас важны все из них.

Задачей данного раздела является постановка целей или их прояснение, суть которого заключается в ответе на простой вопрос: что я хочу? Как уже было отмечено, ответом на этот вопрос является набор целей. Они в свою очередь могут состоять из подцелей, необходимых для достижения целей. Таким образом к вопросу "что я хочу" добавляется вопрос: что мне необходимо для того, что я хочу?

Главная цель и подцели

Расскажу одну историю из своего опыта работы в продажах. Тогда я работал в фирме, занимающейся продажами и обслуживанием систем правовой поддержки «Гарант». Уже, наверное, заканчивался второй месяц моих безуспешных попыток продать эту систему. Понятное дело, меня это как-то не сильно радовало. Даже если учесть, что это были мои первые два месяца работы в продажах, и опыта у меня, естественно, не было, все равно эти два месяца вполне могли стать моими последними месяцами работы в продажах. Потому как зарплата большей частью формировалась из процента от продаж. Нет продаж – нет процента, нет процента – нет зарплаты, а нет зарплаты – не на что жить. А не пора ли мне искать другую работу?

И вот с такими нерадостными мыслями перед очередным выездом к потенциальному клиенту меня останавливает мой начальник отдела продаж. Зовут начальника Стас, старше меня лет на 6, опыт работы в продажах (и опыт весьма успешный) порядка 12 лет. Его зарплата в большей степени формируется из условия выполнения плана по продажам нашим отделом и в меньшей степени из фиксированной окладной части. Естественно, что он также заинтересован в успехах каждого отдельно взятого менеджера (нас называли менеджерами по продажам).

Так вот, останавливает меня начальник и спрашивает:

Валера, ты куда сейчас едешь?

Отвечаю: «Туда-то, туда-то».

А зачем ты туда едешь?

Хм, странный вопрос. Говорю:

Презентацию проводить, показывать программу, все как учили (здесь нужно заметить, что такие продажи основаны на хорошей презентации и нас этому обучали).

Да, - говорит, - все правильно, только едешь ты туда не за этим.

А зачем? - спрашиваю я, недоумевая.

Ты едешь туда ПРОДАВАТЬ! Твоя цель ПРОДАТЬ, а не провести презентацию. Понимаешь?

Перевариваю эту простую, но глубокую мысль.

Да, кажется, понимаю.

Ну, молодец. Так поезжай и продай.

Хорошо:).

В этот день у меня была первая продажа. Продажа, которая позволила мне работать дальше, осваивая нелегкую науку активных продаж. Мне повезло разобраться с правильной постановкой целей, а кому-то нет. Примерно половина новых менеджеров уволилась по окончанию второго месяца в связи с отсутствием продаж.

Впрочем, сформулировать цель не всегда просто. Ответить сразу на вопрос «что я хочу» можно только в простых случаях. В сложных и нетривиальных задачах, скорее всего, будет постепенное уточнение и дополнение ответов, т.е. процесс ответа может быть итерационным, где каждая следующая итерация (шаг) приближает к действительно глубокому и осмысленному пониманию целей. Поэтому если у вас нет сразу четкого понимания целей и подцелей, то это не повод для огорчения, это повод для последующих уточнений и дополнений ответов.

Стратегические и тактические цели

Возвращаясь к предыдущему примеру, можно сказать что продажа – это стратегическая цель, а провести хорошую презентацию – это тактическая цель. Можно углубиться дальше и выделить другие тактические подцели. Идея проста: тактические цели служат достижению стратегической цели, какими они будут не так важно, важно насколько они помогают или мешают достижению стратегической цели.

Если мы делаем что-то неправильно в тактическом плане, например, проводим кривую презентацию, хамим клиенту, то естественно, мы уменьшаем шансы достижения стратегической цели: заключению сделки, продажи. Однако, даже если мы все делаем правильно: проводим грамотную презентацию, ведем себя вежливо и доброжелательно, но забываем о главной цели – продаже, то также имеем мало шансов на ее достижение. У меня это выглядело так. Довольный клиент прощался со мной и говорил: «Как здорово и понятно вы мне все рассказали, теперь я знаю, что это за система. Может быть, когда-нибудь я ее приобрету». Все, занавес, я свою задачу провалил. Только потому, что не уделил должного внимания своей главной цели.

Главную – стратегическую цель нужно держать в голове, удерживать на ней часть внимания, буквально повторять, напоминать себе, зачем все это делается, для чего. В моем случае нужно было проводить хорошую презентацию, выстраивать диалог с клиентом, удерживая в голове основную цель. И тогда продажа получалась. Потом, со временем, удержание главной цели стало привычным, не требующим значительных трат внимания. И я более-менее научился продавать. Так всегда происходит с освоением сложных работ – рано или поздно выстраивается оптимальная схема распределения внимания.

Валерий Чугреев, 14.04.2012

Валерий Чугреев 07.02.2012 17:48

[Ответить] [Отменить ответ]

Чтобы результативно управлять финансами предприятия, специалист должен обладать глубокими знаниями и практическими навыками, так как только эффективное использование всех инструментов и методов позволяет качественно решать поставленные для достижения стратегических целей предприятия задачи:

  1. улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;
  2. рост объемов производства и реализации;
  3. лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);
  4. максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой и дополняют друг друга, но для осуществления эффективной деятельности предприятие всегда должно стремиться к достижению всего их комплекса.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента – максимизация цены компании, как наиболее обоснованный критерий управления финансами, применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Результатом формирования стратегии развития предприятия является определение суммы долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы и источники их финансирования. К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный (собственный) капитал.

Эти источники финансирования должны, как минимум, покрывать потребность в инвестициях долгосрочного характера.

Перед финансовым менеджером всегда встает вопрос о структуре источников финансирования и средней цене капитала. Этот вопрос относится к стратегическим, а теория структуры капитала, как уже отмечалось, является основной в финансовом менеджменте.

Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

  1. сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;
  2. достаточность объемов денежных поступлений;
  3. рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

Следовательно, первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для ее поддержания служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства – наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями, которые, как уже отмечалось, можно подразделить по экономическому содержанию на три основные категории: текущие, инвестиционные и финансовые. Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.

Приоритетное значение имеют денежные потоки, связанные с текущей деятельностью. Положительный из года в год денежный поток по текущим операциям – это первостепенное условие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельности хватает не только на простое, но и на расширенное воспроизводство. Устойчивые отрицательные результаты текущей деятельности ведут к неплатежеспособности, а в итоге – к банкротству.

К тактическим (текущим) проблемам относится определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности (объема производства и (или) продажи) и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль основных характеристик баланса: долго- и краткосрочные инвестиции, долго- и краткосрочные источники финансирования, во взаимосвязи их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

Функция координации и контроль требует от финансового менеджера умения взаимодействовать с другими руководителями. Все решения в бизнесе имеют финансовый аспект. Например, принимая решение об увеличении продаж, необходимо оценить, как это повлияет на фонды, запасы, использование производственных мощностей и, наоборот, как скажется на объемах реализации состояние ресурсов компании.

Успешно работающая фирма имеет высокие темпы роста продаж, что делает актуальным вопрос об инвестициях в сооружения, оборудование и запасы. Принимая во внимание и финансовые решения, менеджер должен определить оптимальные темпы роста продаж, выбрать наилучший способ финансирования приобретения активов, определить, что выгодней: использовать собственные средства или заемные, а если брать кредит, то на какой срок.

Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в первую очередь умение проводить операции на фондовых биржах и во внебиржевом обороте. Каждая фирма, выходя на рынок, размещает на нем свободные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым она влияет на фондовый рынок, и сама испытывает его влияние. Финансовый менеджер принимает решение о финансировании активов, выбирая наилучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена компании увеличивается и одновременно растет благосостояние акционеров.

Логика современного экономического развития приводит к тому, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть финансовый аспект. Практически во всех развитых странах финансовые институты издавна управляют пакетами акций промышленных компаний. Таким образом, роль фондового рынка и финансовых посредников в управлении экономикой в последнее время продолжает усиливаться. Возрастает влияние и наиболее крупных промышленных компаний. Так, в США 6000 эмитентов котирует свои акции на фондовой бирже, в Японии – 3000, в Германии – 650, России – 200 – 300.

Специфика корпоративного развития передовых стран наложила отпечаток и на науку. Финансовый менеджмент во второй половине XX в. развивался как наука управления финансами средних и крупных корпораций. Для современной же России характерно следующее:

  1. низкий уровень уставного капитала приватизированных предприятий;
  2. высокая цена финансовых ресурсов;
  3. неразвитость системы государственных финансов;
  4. неразвитость фондового рынка и финансовой инфраструктуры;
  5. низкая инвестиционная привлекательность предприятий.

Задача отечественной науки и практики – использовать западные достижения для того, чтобы перейти от экстенсивного развития к интенсивному. Недостаточно усвоить конкретную зарубежную методику или модель. Необходимо приспособить ее к конкретной ситуации, а для этого очень важно понимать теоретические основы управления финансами предприятия.

Размик Айдинян, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения
Татьяна Шипунова, кандидат социологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета

О стратегии много говорят и пишут, но мало кто объясняет, что это такое, что вкладывается в объем и содержание данного понятия.

Термин «стратегия» стал употребляться в менеджменте в 1960-х годах, по-видимому, под влиянием книги И. Ансоффа .

В этой работе под стратегией понимается способ использования ресурсов. Автор одной из самых лучших книг по менеджменту Дж. О"Шонесси соглашается с таким толкованием.

Поскольку способ использования ресурсов задается в бюджете организации, постольку получается, что стратегия - это бюджетное планирование. Аналогично определяет это понятие и П. Дойль: «Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия» .

Однако такое понимание противоречит практике употребления этого слова как в менеджменте, так и в обыденном языке. Существует немало стратегических вопросов, не имеющих прямого отношения к размещению ресурсов.

Иное определение этому понятию дает А. Чандлер: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действия и распределения ресурсов» .

Но если стратегия - это определение целей, то что же такое целеполагание? Р. Олдкорн не дает четкого определения, но из контекста его книги выясняется, что он понимает под стратегией «способ достижения наших целей» .

Но это скорее тактика, чем стратегия. Согласно общепринятому словоупотреблению стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс. А тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать.

Слово «стратегический» в современном менеджменте используется в двух значениях:

  1. стратегический значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;
  2. стратегический значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации - одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие - стратегии выживания и т.д.

Стратегия - это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

Тактика - это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

В приведенной ниже таблице наглядно представлены возможные виды главной внутренней цели, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели.

В литературе из-за смешения понятий «стратегия» и «тактика» отсутствует внятная классификация этих явлений. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе. Выделены только виды диверсификации. Нельзя эти тактики (или тактические задачи) называть стратегиями хотя бы потому, что существуют фирмы, которые одновременно используют и расширение рынка, и расширение производства, и рост. Но на данном этапе развития фирмы стратегия может быть только одна, ибо, идя к цели, невозможно двигаться в разных направлениях. Генеральный путь или курс движения к цели может быть только один. В то же время, реализуя единую стратегию экспансии, можно одновременно прибегать к различным тактикам или (что то же самое) одновременно решать несколько разных тактических задач.

В заключение отметим, что правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами. Сноски

1 Ansoff I. Corporate Strategy. N.-Y., 1965.

2 О"Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., 1999.

3 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: «Питер», 1999.

4 Цит. по: О"Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой.

5 Олдкорн Р. Основы менеджмента. М.: Финпресс, 1999.

Цель - образ желаемого будущего
Что такое цель?
Начнем с анализа определений :
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить.
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое.
Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)
Цель , мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. Намерение, чтобы достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью (Словарь синонимов Русского языка)
Цель , филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.
Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий)
Выводы:
Ознакомившись с различными определениями Целей, можно заметить близкие и сопутствующие слова и проследить взаимосвязи.
Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.
Цели связаны с намереньем.
Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Цель - это интегратор процессов.
В общем, цель связана с категорией - Смысл. Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.
Ключевые слова: Желания, Намеренья, Образы, Воля, Сознание, Интеграция, Смысл.
Продолжая анализировать, что есть цели, интуитивно чувствуешь всю неоднородность явления. Одного дело, я пошел в магазин с определенной целью (или неопределенной), другое дело, я занимаюсь спортом или рисованием или занимаюсь бизнесом или иду на войну.
Цели - осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели.
Необходимо отметить, что свойство ставить и достигать цели сугубо человеческое. Животные или растения не обладают по современным научным данным способностями к целеполаганию. В основе их поведения (в случае с животными) лежат инстинкты и рефлексы.
Однако надо понимать, что в основе целей человека лежат и биологические потребности, которые иногда диктуют различные формы поведения. Но биологическая потребность сама по себе, точнее удовлетворение таких потребностей, не является целью, пока не станет осознана. Лишь поняв свою необходимость в чем-то, мы можем поставить цель. Нюансы же удовлетворения потребностей, целиком зависят от социо-культурных особенностей и, конечно же, связаны с более «высокими» целями индивида.
Собственные цели не всегда понятны и человеку. В зависимости от культуры и воспитания, индивидуального жизненного опыта мы делаем что-то, казалось бы, бесцельно или не задумываясь о целях или смыслах действия.
В таком случае имеет смысл говорить об осознанности целей. Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели.
В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».
Плохие цели - это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми, и, несмотря на то, что их достижение декларируется в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей.
Причина появления плохих целей станет понятней, если немного поразмышлять о ценностях как элементах ориентации человека в обществе.
С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели. Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: хочется вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.
Несоответствие целей глубинным ценностям человека ведет к феномену «плохой» цели. Несоответствие может быть вызвано влиянием других людей в личном общении, да и в деловом. Влияние может быть опосредованно многими факторами, как личными контактами, так и модными идеями и идеологиями, транслируемыми в культуре. Плохие цели вызывают стресс и демотивацию, отнимают много ресурсов.
При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель - это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим .
Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или - я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать - свободным, быть уверенным, спокойным).
Понятно, что достижением цели в таком случае будет постоянная работа, деятельность направленная на достижение цели в таком случае постоянна. Вообще, можно сказать, что в случае процессных целей, существует максимальное соответствие цель-ценность. Иногда невозможно сразу разграничить цели и ценности, наверное, полезно мыслить в таком случае это явление как многогранный процесс, обладающий разными свойствами по аналогии с корпускулярно-волновой теорией в квантовой механике. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

Цели можно ранжировать по уровням:
. Оперативный
. Тактический
. Стратегический
Оперативные цели - повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей. Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей. Например, есть тактическая цель ходить в спортзал и заниматься большим теннисом или фитнессом 3 раза в неделю. Вытекают оперативные цели, подготовить (купить) спортинвентарь, выбрать оптимальное время посещения, купить абонемент.
Тактические цели - цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели - это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.
Стратегические цели - это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.
Иногда, в особых ситуациях, стратегические цели могут ослаблять свою значимость. Это ситуации острых социальных кризисов, войн, социальных потрясений. В таких случаях резко усиливается значимость тактических целей, связанных со скорейшей стабилизацией ситуации, выживанием в биологическом смысле.
В то же время стратегические цели, упирающиеся в ценности, никогда не перестают влиять на всю жизнь человека и в критические периоды. Иногда именно в критические периоды происходит формирование новых ценностей и стратегических целей вследствие интенсивного эмоционального опыта.

Свойства целей
Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Назову главные из них.
Глубина - влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.
Согласованность - степень взаимосвязи и влияния на другие цели.
Пластичность - со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.
Корректность цели - это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным.
Индивидуальный характер целей - цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.
Процесс постановки целей - целеполагание.
Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Материал из Википедии
Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом - с творческими способностями и синтетическим мышлением.
Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это: хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение. Разумеется логичность и структурированность мышления также имеет огромное значение. Целеполагание в общем можно рассматривать как навык, который поддается тренировке при соответствующей практике.
Смысл целеполагания.
Целеполагание - это проявление экзистенциально й сути человека, процесс активного формирования реальности. Процесс целеполагания и дальнейшей цели-достижения - это, по сути, и есть свободное волеизъявление и одна из потребностей личности. Осознанное целеполагание - это создание векторности в вероятностном пространстве жизни. Уже сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет вероятностные линии других событий.
Целеполагание - это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание ведет к повышению уровня энергии, является мощным самомотиврующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования Экзистенциальность - взаимосвязь структур, конституирующих экзистенцию, бытийное устройство присутствия.
Отказ от целеполагания
Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.
Помимо внутри личностного конфликта, отказ от целеполагания может быть связан со страхами, обусловленными опытом постановки и не достижения цели, с недостатком информации о собственных возможностях и ресурсах для достижения и движения к цели.
Формируя собственные ценности, описывая сферы жизни, задумываясь о желаниях, стоящих за принятием того или иного решения, человек снижает степень неопределенности в своей жизни.
Понимание собственных ориентиров дает множественную пользу. Принятие сложных решений, выбор альтернатив, тактическое планирование и достижение целей, выражаемых в конкретных результатах, существенно зависит от стратегического планирования.
Хотя необходимо понимать: планирование, по своей сути, непрерывный процесс. Условия жизни меняются, личность развивается, происходит пересмотр некоторых предпосылок, ценностей, влияющих на принятия решений.
Постоянное вероятностное прогнозирование, учет возникающих возможностей, сопоставление с ценностями и принятие решений - привычка, которая позволяет жить более эффективно и делает жизнь более осознанной и успешной.
Однако планирование не должно являться догмой. Планирование - это способ взгляда на реальность. Если Вы прямо сейчас смотрите на экран монитора, то вы видите реальность. Когда Вы начинает задумываться о Ваших ценностях, целях, ориентирах, желаемых событиях - вы видите будущую реальность. Чем лучше вы осознаете ценности и цели, которые являются векторными вариантами ценностей, тем яснее Вы видите будущее. В контексте личностного развития примечательно, что, видя будущее, Вы получаете возможность выбрать его, усиливаете свою степень свободы. Вероятно, что перед началом работы над целеполаганием или в самом ее начале возможно количество некоторой шелухи, наносного слоя на этом пласте. Практическим следствием из этого будет - уделить пристальное внимание декларируемым ценностям и целям.
Соотнесение целей и ценностей между собой и прояснение всех «подозрительных» моментов - задача самостоятельной работы человека на данном этапе. Самостоятельная работа здесь возможна путем самоанализа . Задавая как можно больше вопросов себе (зачем, что дает, и т.д.), мы приближаемся к лучшему пониманию своих ценностей и целей. При самоанализе ответы необходимо записывать. Иногда они бывают весьма неожиданны.
Методы постановки целей и принципы целеполагани я.
Залог хорошего целеполагания - это знание себя.
Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей.
Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшего цели достижения. Часто для персонального целеполагания рекомендуют использовать методики из менеджмента, которые, по сути, имеют «задачный характер» и являются не методами целеполагания, а методами критического анализа целей. (Методика SMART например). Такие методики можно использовать для тактического целеполагания, но вряд ли имеют смысл для стратегического. Недостатком таких методик являются принципы, на которых они основаны.
Стратегическое целеполагание должно начинаться с анализа ценностей и важных жизненных установок человека. По сути, это глубинное самоисследование , в котором помогают: методы направленного воображения , сократовсксий диалог с подготовленным консультантом, тестовые методики (Например ЦО Рокича), свободные дискуссии в группе, мозговые штурмы .
Следующий этап - это ключевые сферы жизни человека, анализ направлений развития и значимых ниш человека. Простой пример: Семья, Работа, Я сам и т.д.
Структурирование сфер жизни различным образом отражает картину мира человека и характер имеющихся у него ценностей и установок.
Цель - это составляющая мечты. Воплотить - значит выразить мечту в конкретной, реальной форме, то есть, сделать целью. Реализовать цель - значит осуществить, исполнить, претворить в жизнь, сделать реальностью.
Проблемы и технологии образовательного целеполагания.
Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом.
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия. Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт , который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача - часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение . Содержание этих понятий является отдельной и весьма значимой проблемой, но в данном случае не рассматривается.
Проблема создания института образовательного целеполагания.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения . Другое дело, что не все субъекты обучения могли участвовать в целеполагании . Например, в советское время большинство целей обучения и воспитания задавалось "сверху". Институт образовательного целеполагания как научная, а не политическая организация, отсутствовал. Например, методическим обеспечением школ долгое время занимался Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения (НИИ СиМО), в названии которого были четко определены рамки его влияния на школьное образование в стране, т.е. содержание и методы обучения, но не цели.
И сегодня, к сожалению, следует признать, что полноценного института образовательного целеполагания в стране не существует. Это приводит к невнятным формулировкам целей и недостижимым ориентирам уже на уровне государственного образовательного целеполагания .
В качестве примера приведем постановку целей в докладе «О развитии образования в Российской Федерации (Государственный совет Российской Федерации, апрель 2006 год):
«Введение. Новые горизонты российского образования. Цель настоящего документа - формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте - новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии».

Анализ этого фрагмента приводит к выводу о непроработанности заявляемых целей:
1. Документом предполагается формировать стратегию. Очевидно, что документом невозможно сформировать стратегию.
2. "Качественный прорыв Российского образования" - Неясно, какой прорыв, куда и откуда.
3. "… и на этом фундаменте..." - Каков этот фундамент, об этом ничего не сказано.
4. "Новое качество жизни страны" - В чем и по отношению к чему новое качество?
5. "Координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии" - Если нет четко обозначенной стратегии, то и координировать нечего. Впрочем, одна стратегия обозначена в девизе анализируемого документа: "От конкурентоспособного образования - к конкурентоспособности России" . Когда-то такая стратегия уже была и называлась "догнать и перегнать". Вряд ли такой внешний ориентир отвечает чаяниям миллионов людей в качестве основной цели образования.
Из сказанного следует, что анализируемый документ не сможет оказать положительное влияние на реальное положение дел в образовании из-за непроработанности целевого блока. Аналогичные проблемы можно обнаружить и в других документах, относящихся к образованию. Причина - отсутствие научного подхода к проектированию смысла, целей и стратегии образования. Очевидно, что исследования в данной области актуальны и необходимы, причем, не только для дидактики и других педагогических дисциплин.
Среди образовательных целей можно выделить: государственные нормативные, общественные, национально-региональные, школьные, индивидуальные цели учителей, учеников, их родителей. В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть цели усвоения знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования отношений, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т.п.
Технология выращивания целей и ценностей образования. Цели не являются исходным элементом проектирования образования. Им предшествуют ценности и смыслы. Сложность их рассмотрения состоит не столько в определении ценностей и смыслов образования, хотя это является отдельной научной проблемой. Основная трудность - в консолидации различных субъектов образования по отношению к ценностям, выбранным в качестве базовых.
Например, известны два противоположных смысла образования: «иметь» и «быть». Педагоги и философы исследуют эти и иные смыслы, но их работа далека от завершения.
Допустим, цели и ценности образования определены учеными. Что с ними теперь делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей?
Мы предлагаем технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий эвристический характер образования. Основные этапы этой технологии следующие:
1. На начальном этапе происходит выявление существующих ценностей - в людях, в обществе, в философии. Для ученика результат такого выявления оформляется в виде того, что называют "образ Я" определяет то, что для него значимо, кем он себя видит в будущем, зачем ему надо саморазвиватся и как это ему пригодится. Этот личностный ценностный образ - первичен.
2. Предоставление ученику аналогов его ценностей. Программа предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Цель - дать возможность ученику через свой образ ценностей увидеть другие.
3. Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогами здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнает другое, он преобразует свой первичный "образ Я", выращивает свой ценностный базис.
4. Сопровождение. Это роль программы по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причем речь здесь идет не о "подведении" ученика к "нужным" ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.
5. Рефлексия. Это непременный атрибут любой личностно-значимой и самоорганизуемой деятельности. По отношению к ценностным видам деятельности рефлексия оказывается критерием, мерилом их действительности и действенности.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
Преимуществом данного подхода является его привязка к личности. В этом случае при любых изменениях в обществе или в политике не придется всякий раз искать новые ценности, которые надо "прививать" молодёжи, а обеспечивать траекторию ученика по отношению к любым, в том числе и новым ценностным шкалам.

Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и образовательным технологиям. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, понятием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в-третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств.
Другой тип целей ученика - целеполагание по отношению к образовательным технологиям. Познание фундаментальных образовательных объектов, принадлежащих образовательным областям, требует от ученика выбора технических приёмов, способов и технологий, то есть целей ученика в области применяемых образовательных технологий. Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов. Чтобы поставить цели в образовательных технологиях, ученик проделывает те же процедуры, что и при целеполагании в образовательных областях: устанавливает личностное отношение к имеющимся видам и способам деятельности, выбирает созвучные его индивидуальным особенностям способы деятельности, выясняет суть и структуру выбранных видов деятельности, планирует свои действия по их освоению и применению.
Для развития таких способностей ученика, как целеполагание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этих качеств будет происходить без дополнительных затрат времени во время занятий по темам курса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии
Цель деятельности - это ее предвосхищаемый результат. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат .
Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров и интересов учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.
Возможны следующие группы целей учеников
Личностные цели - осмысление целей образования: приобретении веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решении типовых или творческих задач по теме;
Креативные цели - составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины.
Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий.
В начале обучения конкретной учебной теме цели могут быть следующие:
А) создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для себя вопросы);
Б) для формирования образа деятельности в новой теме, выполнить основные виды деятельности, например: исследовать проблему, подготовить доклад, написать статью и т. д.
В) через созданные начальные образовательные продукты и опробованные виды деятельности вывесим их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;
Г) составить учебную программу на обозримый период времени, включив в нее личностный собственный компонент, то есть и цели по предмету.
Список целей также может выглядеть так:
1) освоить определённый учебный материал;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
4) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
5) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
6) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
7) проявить и развить свои способности (назвать их);
8) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
9) научиться аргументировано спорить, дискуссировать в ходе изучения темы;
10) научиться решать задачи и проблемы по теме;
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения учеников целеполаганию.
Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
. наличие познавательного стремления ученика;
. определение предмета своей цели;
. умение ученика определить свою связь с предметом цели;
. представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
. вербальное (словесное) формулирование цели;
. предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
. наличие средств для достижения цели;
. соотношение получаемых результатов с целью;
. корректирование поставленной цели.

Цель – это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Цели имеют большое значение, потому что организации создаются с определенными намерениями, которые формализуются в виде целей. представляет собой описание путей достижения целей и конкретизирует распределение ресурсов, графики работ, задания и прочие действия.

Термин планирование вмещает в себя обе идеи: планирование подразумевает задание целей организации и средств для их достижения.

Процесс планирования начинается с изложения миссии, определяющей главное назначение организации, особенно для внешних аудиторий.

Является базой для стратегического уровня целей и планов (уровень компании), который, в свою очередь, формирует тактический уровень (уровень подразделений) и далее оперативный уровень (уровень отделов). – это обоснование деятельности организации, т.е. описание ее ценностей, устремлений и причин появления на свет. Четко определенная становится основой для всех последующих целей и планов.

Общие заявления, описывающие, где организации хотят оказаться в будущем, называются стратегическими целями. Они в большей мере имеют отношение к организации в целом. Чем к ее отдельным подразделениям. Стратегические цели часто называют официальными целями, потому что они сообщают о том, чего намерена добиться организация.

Стратегический план намечает этапы действий, которые собирается осуществить компания для достижения своих стратегических целей. Он представляет собой , определяющий, какие действия нужно предпринять и каким образом распределить имеющиеся денежные средства, человеческие и производственные ресурсы, чтобы добиться осуществления стратегических целей компании. Стратегическое планирование обычно носит долгосрочный характер и может намечать действия организации на несколько лет вперед. Назначение стратегического плана в том, чтобы реализовать стратегические цели организации на практике в течение заданного периода времени.

Рис. Уровни целей и планов организации.

Топ-менеджеры обычно отвечают за разработку стратегических целей и планов, отражающих основные идеи относительно эффективности и производительности организации. За разработку тактических целей и планов отвечают менеджеры среднего уровня: руководители подразделений и функциональных единиц.

Руководитель подразделения составляет тактические планы, сконцентрированные на тех основных действиях, которые должно выполнять подразделение для реализации своей части стратегического плана, разработанного топ-менеджментом. Оперативными планами определяются конкретные процедуры или процессы, необходимые на самых нижних уровнях организации, т.е. отделов и работников.

Управление по целям – это планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта и работника, используемых для последующего мониторинга результатов работы организации. Эффективный процесс управления по целям состоит из следующих этапов:

  1. Постановка целей. Этот этап является самым трудным. Постановка целей требует вовлечения сотрудников всех уровней и умения не ограничиваться только рассмотрением повседневных операций для получения ответа на вопрос «Чего мы пытаемся достичь». Цель должна быть конкретной и реальной, устанавливать сроки достижения результата, а также распределять ответственность.
  2. Разработка планов действий. План действий определяет конкретные шаги, необходимые для достижения заявленных целей. Такие планы составляются как для отделов, так и для работников.
  3. Контроль продвижения к целям. Периодический анализ достигнутого прогресса необходим для контроля соблюдения плана. В том случае, если в результате контроля выясняется, что цель не может быть достигнута в результате выполнения текущего плана, план может быть скорректирован.
  4. Оценка общих результатов работы. Заключительный этап управления по целям предусматривает тщательную оценку соответствия результатов работы сотрудников и отделов их годовым целям.