I. Финансовая деятельность в рф. Правовые формы и методы осуществления финансовой деятельности Что такое финансовая деятельность

1.Финансы:понятие и роль.

Любое государство предназначено осуществлять определенные функции. Для их реализации оно использует такой механизм, как финансы, которые появляются в связи с товарно-денежными отношениями и возникновением самого государства. В настоящее время понятие финансов рассматривается в 2 аспектах: материальном и экономическом. В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований и юр.лиц.В экономическом аспекте финансы представляют собой экономическую категорию. Они представляют собой определенные отношения – денежные, связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов и ресурсов государства, муниципальных образований и иных публичных и частных субъектов. Для осуществления экономических, социальных потребностей населения и иных субъектов.

Роль финансов в социально-экономической жизни любого государства выражается в выполняемых ими функциях. Наиболее распространенными являются распределительная и контрольная. Выделяют так же функцию регулирующую и стабилизационную. Суть распределительной функции состоит в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, с целью удовлетворения различных общественных и государственных потребностей. Контрольная функция. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Она будет реализовываться с помощью государственных и муниципальных органов (налоговых, таможенных и др.) на которые будут возлагаться контрольные полномочия в определенных сферах. Регулирующая функция – суть ее это воздействие на государственные процессы через финансы.

2.Финансовая деятельность гос-ва и муниципальных образований:понятие,методы,принципы.

Финансовая деят-ть гос-ва - это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения. Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.

Финансовая деят-ть муниципальных образований - это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.Она направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осущ-ся через органы мсу.

Методы финансовой деятельности:

1) образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;

2) распределение - при распределении гос.денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос-ва, юр и физ.лиц, использование их осуществляется посредством расчетных операций.

Принципы:1.Принцип федерализма (фин.деят-ть должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ). 2.Единство фин.политики и денежной системы (самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной фин.политики). 3.Равноправие субъектов федерации в области фин.деят-ти. 4.Самостоятельность фин.деят-ти органов мсу. 5.Социальная направленность фин.деят-ти. 6.Распределение функций в области фин.деят-ти происходит на основе разделения законодательной и исполнит.властей. 7.Участие граждан РФ в фин.деят-ти гос-ва и органов мсу. 8.Принцип гласности(офиц.опубликование законов). 9.Принцип плановости(деятельность гос-ва по образованию,распределению и использованию фин.ресурсов осущ-ся на основе фин.планов).

3.Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства может протекать в 2 формах: правовой и не правовой.

Не правовая форма проявляется в виде проведения совещаний, заседаний комитетов представительных органов по финансовым вопросам, в виде разъяснения финансового законодательства населению.

Правовая форма выражается в принятии правовых актов. Финансово правовые акты принимаются по вопросам финансовой деятельности. Они классифицируются по нескольким основаниям.

По юридическим свойствам они делятся на нормативные, индивидуальные, смешанные. К нормативным актам относятся Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «о ЦБ РФ» и др. к индивидуальным актам относятся – налоговые уведомления об уплате налогов, акт налоговой проверки, акт ревизии. Смешанные акты – законы и акты о бюджете на конкретный год.

По юридической природе на 1.законодательные и акты представительных органов МСУ и 2.подзаконные.

Среди финансово- правовых актов выделяют финансово-плановый акт. Их особенности: 1. Они принимаются в результате деятельности на основе плановых программ и планах экономического развития страны, региона. 2. В них присутствуют конкретные задания, экономические показатели и у них определенный срок действия (год или 3 года) – это федеральный, местный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов и др.

4.Финансовая система РФ:понятие,структура,развитие на современном этапе.

Фин.с-ма РФ в настоящее время включает в себя несколько взаимосвязанных институтов и органов. Под фин.системой РФ понимают: 1)совокупность фин.институтов,каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов. 2)совокупность гос.органов и учреждений,осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность.

Фин.система РФ включает в себя:1.гос.бюджетную систему,состоящую из федерального бюджета,бюджетов субъектов РФ и бюджетов мсу. 2.внебюджетные спец.фонды. 3.гос.и банковский кредит. 4.фонды страхования. 5.финансы хозяйствующих субъектов и отраслей. Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов РФ,которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой гос.политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции фин.деятельности выполняют также органы гос.управления РФ и субъектов Федерации в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. В единую систему органов гос.управления финансами РФ входят:Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономной области, автономных округах, г.Москва и С-П, а также органы Федерального казначейства.

5.Министерство финансов РФ:правовое положение, структура, функции.

Министерство финансов РФ возглавляет систему фин.органов и является органом исполнительной власти. Министерство финансов РФ действует на основании Положения о нем, утв-го Пост. Прав. РФ от 30.06.2004. Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления:налоговых реформ, гос.ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития с/х, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии, финансирования соц.сферы и науки, финансирования обороны правопорядка и безопасности, валютно-финансового регулирования, методологии бух.учета и отчетности.

В соответствии с задачами,возложенными на Министерство финансов РФ «Положением о Министерстве финансов РФ», Минфин РФ: 1.участвует в разработке по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и др.хоз.деятельности в стране. 2.участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики. 3.организует в соотв.с законодательством РФ и составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет РФ. 4.осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и соц-культурной сфер. 5.совместно с министерством экономики РФ и др.федер.органами исполнительной власти анализирует ход проведения эконом.реформы и др.

6.Органы осуществляющие фин.Деятельность:система,общая хар-ка.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1)органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью: а) Президент РФ - подписывает и обнародует ФЗ о федеральном бюджете; б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований(например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:а) Министерство финансов РФ. Основная задача -выработка единой гос.финансовой,кредитной, денежной политики; б)Федеральное казначейство РФ. Задачи: - организация,осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ,управление средствами на счетах Казначейства; - регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;- сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос.финансов; - управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос.внутреннего и внешнего долга РФ; в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности: - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды; - участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; - осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов; г) Банк России. Основные цели:- разрабатывает и проводит единую гос денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;- устанавливает правила проведения банковских операций; - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и гос внебюджетных фондов.

7.Фин.Право:понятие,предмет,методы,отличия от других отраслей права.

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных денежных фондов публичного характера, необходимых для реализации соответствующих задач государства и решения вопросов местного значения. Предмет финансового права - это финансовые отношения, т.е. общественые отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниц. образований (финансовых ресурсов), а также иных денежных фондов публичного характера в целях реализации задач государства и решения вопросов местного значения. Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики РФ,правового положения личности, федеративное гос.устройство, принципы организации и деятельности органов гос.власти и органов мсу. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области гос.управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида гос.деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом,поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.

Признаки финансов :

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект .

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект .

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов :

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовая система РФ включает в себя:

1)Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами.

(это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.)

2)Внебюджетные целевые фонды.

(фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.)

3)Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

(децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.)

4)Государственный и банковский кредит.

(Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами,а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.)

5)Личное и имущественное страхование.

(обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.)

3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Задачи финансовой деятельности государства:

1)Образование

2)Распределение

3)Использование денежных фондов

Особенности:

1)Обязательное участие государства / муниципального органа (в лице компетентных органов)

2)Направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством его правотворческой функции.

3)Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующий НПА, имеющий официальный и общезначимый характер.

4)Юридическое значение результатов деятельности для всех субъектов финансовых правоотношений.

5)Осуществление этой деятельности в строго регламентированном порядке.

Функции:

1)Образование муниципальных и денежных фондов.

2)распределение денежных ресурсов.

3)использование денежных ресурсов.

4)контроль за движением финансовых ресурсов.

5)эмиссия денежных знаков.

Методы осуществления:

1)Аккумуляции (применимы способы демобилизации доходных источников для оформления стабилизационных фондов (общего обязательного страхования, воинский учет, государственный кредиты)

2)Распределение (метод выделения трансферта - а) дотации; б) субвенции; в) субсидии; г) процентных отчислений)

3)Кредитование.

4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.

правовая - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления

Правовые:

1)издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

2)издание индивидуальных правовых актов;

3)заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

4)реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

5)привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

неправовая - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.

Неправовые:

1)проведение совещаний;

2)финансово-экономический анализ;

3)прогнозирование;

4) разъяснение финансового законодательства.

5. Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

Финансовая деятельность государства осуществляется на основе принципов, содержание которых определяется Конституцией РФ.

Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

1) приоритет публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) принцип федерализма - закрепляет основные разграничения предметов ведения государства и субъектов РФ, а также устанавливает предметы их совместного ведения.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

д) режим пограничных зон;

е) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

ж) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

3) единство финансовой политики и денежной системы - заключается в том, что субъекты РФ наделены самостоятельностью, но она не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, общих принципов налогообложения и функционирования денежной системы государства.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Денежной единицей в РФ является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Основная функция Центрального банка РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России - единственное законное средство наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;

4) социальная направленность финансовой деятельности в РФ - одной из основных целей финансовой деятельности государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Граждане могут участвовать в финансовой деятельности государства и местных органов власти непосредственно и через представителей.

6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:

Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

Осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

г) Банк России. Основные цели:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

Устанавливает правила проведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

7. Министерство финансов РФ: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении

средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

4) разрабатывает прогноз консолидированного бюджетаРФ;

5) выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

6) осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

7) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

8) получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

9) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

10) предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

11) проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;

12) ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

13) осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

14) организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

15) исполняет федеральный бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом;

16) составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

17) налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;

18) введет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими актами бюджетного законодательства РФ.

8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.

В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

1)организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета

2)организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета,

обслуживаемым ими территориям;

3)ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета

4)организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

5)управление доходами и расходами федерального бюджета

6)организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

7)регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами

8)организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета

9)организация и ведение операций по учету государственной казны.

10)руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

11)доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям

9. Федеральная службы финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.

в соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ

основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

3) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям

6) осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами

Согласно Постановлению Правительства РФ Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного контроля" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. осуществляет контроль и надзор:

1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов

1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами

валютного

законодательства РФ

1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета

2. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан

3. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с

составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

4. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации,

5. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

законодательством РФ;

10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) - федеральный органисполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации оналогахисборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджетиных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,физических лицв качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органыво взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Федеральная служба страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в веденииМинистерства финансов.

Федеральная служба страхового надзора являлась в 2004-2011годах федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора с сентября 1996 по март 2004 года выполнял Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ.

Основные функции:

1)принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

2)выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

3)ведение единого государственного реестра субъектов страхового делаи реестра объединений субъектов страхового дела;

4)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

5)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

6)выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7)получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

8)обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

9)обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Целями деятельности Банка России являются:

1)защита и обеспечение устойчивости рубля;

2)развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3)обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

4)развитие финансового рынка Российской Федерации;

5)обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

Понятие, общая характеристика, задачи, принципы, конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

В материальном смысле слова Финансы – это фонды денежных средств (не деньги!) Фонды – это системы отношений, которые формируют некий объем денежных средств. Это юридическая конструкция в рамках которой ден. средства собираются, используются и распределяются.

Главная функция Финансов – перераспределение.

Фин. деятельность – это регламентируемая нормами права деятельность по созданию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, осуществляемая государством или уполномоченными законом лицами в целях её бесперебойного функционирования и развития. Вся финансовая деятельность подпадает под правовую регламентацию. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание усл-ий, обеспеч. достойную жизнь и свободное развитие человека. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Цель также: финанс. обеспечение бесперебойного функционирования и развития гос-ва и общества. Задачи фин. деятельности: аккумулирование и распределение фондов ден. средств в соответствии с целями гос-ва, стимулированиесоциально-экономического развития, контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, использование финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Особенности: в отличие от др. сфер деят-ти гос.: она имеет межотраслевой характер, осуществление гос. финанс. функций протекает в виде деятельности как представит, так и исполнит органов власти, сфера финанс. деятельности относится к ведению как фед. органов, так и субъектов РФ, а также ОМС. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и субъектов. Принципы : федерализма , плановости , приоритет законодательной власти над исполнительной , принцип приоритета публичных интересов (использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества), единство финансовой политики и денежной системы (является необходимым условием гарантированного К РФ единства экономическо­го пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8)), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133), принцип гласности (основы его установлены нормами К РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность), законность (выраж. в том, что весь процесс созд, распредел и использ ден. средств детально регламентирован нормами фин. права. Их соблюден обеспечивается возможностью применения мер гос. принуждения). Функции финансовой деятельности :



а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;

б) распределение государственных финансовых ресурсов;;

в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

д) эмиссия денежных знаков.

Конст. основы фин. деятельности : В РФ гарант-ся единство экономического пространства, своб-е перемещение товаров, услуг и фин. ср-в, поддержка конкуренции, свобода экон. дея-ти (ст.8), разграничение компетенции РФ и субъектов в области фин-го, валютного, кредитного регулирования (ст. 71), право гр-н РФ участвовать в упр-нии делами гос-ва как непоср-но, так и через своих предст-лей (ст.32, в вед-и РФ нах-ся: устан-е основ фед. финансовой политики, финансовое, вал-е и кредитное регулирование, (ст. 71). К совм ведению отнесено уст-е общ. принципов налогообл-я и сборов в РФ (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой ГВ (ст. 73,76), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133).

Осуществление, государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми . Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности. Финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений (например: принятие фед. бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления). Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим: по юридическим свойствам нормативные (регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правовые нормы) и индивидуальные (общие правила, уст. в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, которые предусматривают один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений). Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные , по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные (акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона). Выделяют Финансово-плановые акты - это акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости. К ним относятся: федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; и др. Методы : Все способы осуществления финансовой деятельности на общие и специальные . Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности (командно-волевой (импе­ративный), рекомендательный, согласовательный способы). Командно-волевой (императивный) - государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, действуют по принципу «команда - исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения.

Способ согласования - используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Специальные методы финансовой деятельности «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Метод обязательных платежей (проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды), Метод добровольных платежей (проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства), Метод финансовых изъятий (проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия), Штрафной метод (установлении и применении штрафов, пеней и других санкций), Метод финансирования (безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств), метод публичного кредитования (выделение гос. и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности), Метод процентных отчислений от регулирующих доходов (выделение субъектам РФ и МО соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей), Метод субвенций (выделение сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели), Метод дотаций (выделение субъектам РФ и МО финансовых ресурсов без целевого назначения).

Целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то есть получение положительного финансового результата деятельности предприятия. При этом расчет должен производиться не только для внутреннего учета и анализа, но и для соблюдения требований законодательства, так как является обязательным и входит в состав отчетности.

Анализ финансового результата

Показатель финансовых результатов свидетельствует об эффективности деятельности предприятия, рентабельности, на основании этих данных собственники и руководство предприятия определяют перспективы и тенденции развития.

При этом в зависимости от задач финансовый результат может определяться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам деятельности или по видам выпускаемой продукции, или по структурным подразделениям. Внутренний учет деятельности предприятия не регламентируется, и собственники самостоятельно решают, каким образом аккумулировать данные о доходах и расходах, что учитывать при определении финансового результата и за какой период.

При этом анализ деятельности может проводиться на основании статистических данных по отрасли, сопоставления с аналогичными компаниями. Но в первую очередь проводится сравнение данных о доходах и расходах за аналогичный предыдущий период. При этом оцениваются данные доходов и расходов, анализируются причины роста и спада, может оцениваться эффективность работы персонала, использования оборудования. С учетом внешних и внутренних факторов, например, ситуации на рынке, необходимости долгосрочных вложений, делается прогноз дальнейшего развития, может быть скорректирована деятельность компании вплоть до прекращения нерентабельных видов деятельности.

Отчет о финансовых результатах

Законодательство обязывает организацию вести учет финансовых результатов и отражать данные в Отчете о финансовых результатах , утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Отчет о финансовых результатах входит в состав годовой бухгалтерской отчетности.

В состав Отчета входят показатели:

  • выручки,
  • себестоимости,
  • валовой прибыли, которая определяется как разница между выручкой и себестоимостью,
  • коммерческих расходов,
  • управленческих расходов,
  • прибыли или убытка от продаж,
  • доходов от участия в других организациях,
  • процентов к получению,
  • процентов к уплате,
  • прочих доходов и расходов.

По результатам этих показателей выводится прибыль до налогообложения и с учетом налога на прибыль и налоговых обязательств определяется чистая прибыль предприятия.

Первые и самые показательные данные — выручка и себестоимость, то есть доходы и расходы по обычным видам деятельности, которые формируются по правилам ПБУ 9/99 и 10/99 . Например, если организация занимается сдачей имущества в аренду, то будут указаны суммы полученной арендной платы, если же организация занимается торговлей, но заключила разовый краткосрочный договор аренды, то арендная плата не будет учитываться в составе этого показателя, а будет учитываться в составе прочих доходов

И также учитываются расходы, которые произведены для обычного вида деятельности. Например, это затраты, которые необходимы для содержания имущества, сдаваемого в аренду, где учитываются и заработная плата персонала, и расходы на текущий ремонт имущества, и иные затраты.

Отчет о финансовых результатах сдается в налоговый орган и в орган статистики. Но кроме того, эту форму часто запрашивают банки при выдаче кредита, контрагенты при заключении договоров, также они могут запрашивать расшифровку отдельных показателей. На основании этих данных проводится первичный анализ платежеспособности, от этого может зависеть не только ставка по кредиту или условие об отсрочке платежа, но и возможность заключить договор с контрагентом, в котором заинтересована организация.

Содержание финансовой деятельности предпри­ятия рассматривается обычно в широком и узком ее зна­чении. В широком понимании под финансовой деятель­ностью предприятия понимаются все аспекты управления финансами отдельного хозяйствующего субъекта; это управление выделилось в начале XX века в специальную область знаний, получившую название “финансовый менеджмент”.

В узком значении под финансовой дея­тельностью предприятия понимается управление денеж­ными потоками, связанными с привлечением и обслу­живанием внешних источников его финансирования. Эти денежные потоки оказывают прямое влияние на форми­
рование общей прибыли предприятия; поэтому в данной работе мы ограничимся только такой узкой трактовкой финансовой деятельности предприятия, сформулировав ее следующим образом: “Под финансовой деятельностью предприятия понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого объема капитала из внешних источников и своевременного и полного вы­полнения обязательств по его обслуживанию и возврату”.

Для того, чтобы полнее представить объект финан­совой деятельности предприятия, формирующей соответ­ствующие денежные потоки, рассмотрим состав внеш­них источников формирования его финансовых ресурсов (рис. 14.1).

Рисунок 14.1. Состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия

Как видно из данных рисунка, состав внешних ис­точников формирования финансовых ресурсов предпри­ятия весьма многообразен, что предопределяет сложность формирования денежных потоков, связанных с финан­совой деятельностью и оказывающих существенное вли­яние на эффективность их функционирования.

Финансовая деятельность предприятия (в рассматри­ваемом нами значении) характеризуется следующими основными особенностями:

1. Она является главной формой обеспечения разви­тия операционной и инвестиционной деятельности предпри­ятия. Задачи финансовой деятельности и ее масштабы определяются стратегией развития операционной дея­тельности предприятия и его инвестиционной политикой. Обеспечивая приток финансовых ресурсов для развития операционной и инвестиционной деятельности, она спо­собствует реализации стратегических целей предприятия. Вместе с тем, по отношению к операционной и инвес­тиционной деятельности предприятия, финансовая его деятельность носит подчиненный характер. Это связа­но с тем, что формирование финансовых ресурсов из внешних источников не является для предприятия са­моцелью, а всегда подчинено задачам эффективного их использования в процессе операционной и инвестици­онной деятельности.

2. Финансовая деятельность предприятия носит ста­бильный характер, т.е. осуществляется постоянно. Это

связано с тем, что каждое предприятие в той или иной степени в процессе своего развития нуждается во внеш­нем финансировании, а соответственно и обеспечивает его обслуживание. Только предприятие, свертывающее объемы операционной и инвестиционной деятельности, может позволить себе “передышку” в осуществлении фи­нансовой деятельности по привлечению денежных ре­сурсов из внешних источников.

3. Формы и объемы финансовой деятельности в зна­чительной мере зависят от отраслевых особенностей и организационно-правовых форм деятельности предприятия.

Отраслевые особенности деятельности предприятия, фор­мирующие продолжительность операционного цикла, его сезонность, общую капиталоемкость производства и реа­
лизации продукции, определяют пропорции в исполь­зовании собственного и заемного денежного капитала, а также в объемах привлечения финансовых средств из внешних источников по отдельным периодам, Организа­ционно-правовые формы деятельности влияют на состав источников привлечения внешнего капитала (дополни­тельную эмиссию акций; привлечение дополнительного паевого капитала и т.п.).

4. Финансовая деятельность предприятия генерирует свои специфические виды рисков, объединяемые понятием “финансовый риск”. Главными из этих рисков являются риск неплатежеспособности и риск потери финансовой устойчивости предприятия. Риск неплатежеспособности вызывается существенным возрастанием объема обяза­тельств предприятия в процессе привлечения денежных ресурсов, которые в периоды спада конъюктуры товар­ного рынка не могут быть обеспечены активами в высо­коликвидной форме (формируя так называемый “спазм ликвидности”). Риск потери финансовой устойчивости генерируется несовершенством структуры капитала (чрез­мерной долей привлечения и использования заемных средств). По своим финансовым последствиям оба эти риска относятся к числу наиболее опасных, формируя непосредственную угрозу банкротства предприятия. Ме­ханизм осуществления финансовой деятельности пред­приятия строится в тесной связи с уровнем финансового риска.

5. Финансовая деятельность определяет специфичес­кий характер формируемых ею денежных потоков предпри­ятия. Эта специфика заключается в том, что в процессе финансовой деятельности положительный денежный по­ток (поступление финансовых ресурсов из внешних источников) всегда в итоге этой деятельности ниже по объему, чем отрицательный денежный поток (обслужива­ние и возврат внешнего долга), хотя в отдельные пери­оды времени этот процесс может временно носить об­ратный характер. Естественно речь идет о денежных потоках, приведенных к настоящей стоимости, так как по каждой финансовой операции они осуществляются с разрывом во времени.

Такая ситуация вызывается тем, что любой кредитор (по привлекаемым заемным средствам) или инвестор (по 506

привлекаемому из внешних источников дополнитель- ному паевому или акционерному капиталу) рассчиты­вает на получение дополнительной прибыли на вложен­ные средства (в форме процента, дивиденда и т.п.)- И конечно, предприятие, привлекая необходимый капитал, сознательно идет на эти дополнительные финансовые расходы.

6. Финансовая деятельность предприятия связана не­посредственно с финансовым рынком - рынком денег и рынком капитала. Объемы и результаты этой деятель­ности в значительной степени подвержены колебаниям конъюктуры отдельных сегментов финансового рынка. Если направленность колебаний конъюнктуры товарного и финансового рынков не совпадает (например, при уве­личении спроса на товарном рынке на продукцию предприятия на финансовом рынке снижается предло­жение свободного капитала с соответствующим ростом его стоимости), это создает серьезные проблемы в раз­витии предприятия.

7. Финансовая деятельность оказывает опосредство­ванное влияние на формирование чистого денежного потока предприятия. Так как отрицательный денежный поток в процессе финансовой деятельности всегда превышает положительный, прямое формирование прибыли в про­цессе этой деятельности отсутствует. Вместе с тем, при­влечение дополнительного объема внешнего капитала увеличивает сумму операционных доходов предприятия, а снижение стоимости привлечения этого капитала поз­воляет предприятию соответственно снижать уровень опе­рационных затрат. Таким образом, формирование чис­того денежного потока предприятия в процессе его финансовой деятельности опосредствуется дополнитель­ным формированием его операционной прибыли. Уро­вень дополнительно формируемой в процессе финансовой деятельности операционной прибыли характеризуется раз­ницей между уровнем рентабельности операционных акти­вов и уровнем стоимости дополнительно привлекаемого ка­питала из внешних источников. Этот показатель является важнейшим критерием оценки результативности финан­совой деятельности предприятия.