Кадровый потенциал и его роль в развитии системы социального обслуживания. Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания Программа развития учреждения социального обслуживания

На современном этапе развития общества для решения поставленных перед ним задач необходима полная мобилизация социально-психологических факторов в общественном производстве, усиление социальной направленности управления экономикой, что невозможно без активного исследовательского поиска и своевременного проникновения в сущность социально-экономических процессов, протекающих в сфере производства.

Эффективность социальной работы на промышленном предприятии обеспечивает формирование социальной активности ее участников, связанной с их личностными характеристиками, отношением к производству, социуму, труду, образованию, общественной деятельности.

Создание условий, при которых работники имели бы возможность самореализации своих сил, потенциала, энергии, представляет собой основное назначение социальной политики промышленного предприятия. Это происходит в том случае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания: и формирования достойного человека жизненного статуса.

В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании управления социальными процессами, повышении уровня работы в области социального развития трудовых коллективов. Важную роль в этом должны сыграть службы социального развития предприятий.

Служба социального развития предприятия является самостоятельным подразделением, подчиняющимся руководителю предприятия или его заместителю по социальным вопросам.

Сфера взаимодействия: производственные подразделения, учреждения социальной сферы, другие родственными службы предприятий, научные учреждениями, вузы и т.д.

Цель: обеспечить условия для повышения качества жизни трудового коллектива и уровня производительности труда на предприятии в целом.

  • 1) Обеспечить условия для обеспечения социального развития предприятия на основе научно-обоснованного подхода посредством всестороннего изучения социально-психологических проблем организации труда, быта и отдыха трудящихся.
  • 2) Разрабатывать и реализовывать мероприятия, обеспечивающие выявление и использование резервов роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Кадровое обеспечение: социологи, психологи, специалисты по профориентации, организации и управлению производством.

Технология организации деятельности Службы социального развития предприятия

Основные направления деятельности Службы социального развития предприятия ориентированы на выполнение следующих функций:

  • информационно-исследовательской (познавательной) (обеспечивает руководство предприятия достоверной и полной информацией о состоянии и тенденциях изменения социальных явлений и процессов на производстве. Для этого служба социального развития должна систематически исследовать и анализировать узкие места, разрабатывать социальные карты работников и социальные паспорта коллективов, которые представляют собой систему характеризующих их социально-экономических показателей. Эта функция носит творческий характер, она основывается на сборе, обработке и анализе социальной информации, изучении результатов других социологический исследований и определении тенденций развития социальных явлений и процессов);
  • управленческо-прогностической (выражается в обязанностях работников службы прогнозировать развитие социальных явлений, процессов и управлять ими в производственных коллективах);
  • организационно-контрольной (сводится к организации и внедрению в практику научных рекомендаций по управлению социальными процессами, контролю реализации этих рекомендаций);
  • консультационной (состоящей в оказании социологами предприятия практических советов членам коллектива по различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной тематике);
  • функции социальной оценки (заключающейся в определении социальной эффективности внедряемых мероприятий. Экономический эффект не всегда совпадает с социальным. Некоторые мероприятия, улучшая экономические показатели, могут вызывать нежелательные социальные явления. В задачи социологической службы входит контроль социальных параметров развития коллектива, чтобы не допустить их ухудшения);
  • педагогико-воспитательной функции (возлагающей на социальных работников обязанности распространения передового опыта, организации обучения кадров, изучения и доведения до коллектива, в том числе и администрации необходимых социологических, психологических, педагогических знаний и убеждения их в целесообразности использования этих знаний в практической деятельности, формирования у руководителей производства социологического мышления)
  • 1) Планирование и управление социальным развитием трудовых коллективов:
    • *анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам программ социального развития коллективов;
    • *изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятий по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения новой технологии и техники, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда;
    • *проведение социологических и социально-психологических исследований, анализ и прогнозирование развития социальных процессов, подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации производства и быта;
    • *пропаганда социологических и психологических знаний;
    • *участие в организации и проведении экспериментов, разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования хозяйственного механизма;
    • *участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
  • 2) Совершенствование социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов:
    • *прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными программами технического перевооружения производства, анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры кадров;
    • *изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов.
  • 3) Внедрение прогрессивных форм организации труда:
    • *разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом. Обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда;
    • *проведение аттестации и рационализации рабочих мест соответствии с социальными требованиями;
    • *подготовка мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению труда и производственного быта женщин;
    • *разработка предложений по повышению качества нормирования труда.
  • 4) Развитие трудовой и социальной активности работников:
    • *разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах;
    • *проведение социологических консультаций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам.
  • 5) Социальное обслуживание:
    • *разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей работников;
    • *анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению использования свободного времени, обеспечению более благоприятных условий отдыха работников и членов их семей, ветеранов труда и пенсионеров.
  • 6) Социальная защита, социальное обеспечение, социальная поддержка работников предприятия, социальное страхование, пенсионное обеспечение

Особенность социального развития предприятий в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных программ, которые можно рассматривать в качестве механизма социальной защиты работников предприятия: негосударственных пенсионных, социального и медицинского страхования, подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программ поощрительного туризма с использованием средств фонда социального развития предприятий, программ по улучшению условий труда и охраны здоровья. Отличительная черта современных социальных программ на уровне предприятий - их свободный выбор. Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей их финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях.

В силу этого обстоятельства экономическая и социальная составляющие предприятия должны быть взаимосвязаны между собой. Чем лучше развита первая, тем эффективнее развивается вторая. Здесь действует «маятниковый эффект». Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует укрепления правовой, организационной, финансовой основы социальной защиты. Содержание социальных мероприятий предприятия должны фиксироваться в коллективных договорах и тарифных соглашениях.

7) Медико-социальная работа

Сегодня медико-социальная работа формируется в самостоятельное направление профессиональной деятельности, и ее профилактическая составляющая включает в себя мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психологического, репродуктивного здоровья, формирование установок на ведение здорового образа жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья 1 .

Главной задачей работников службы медико-социальной помощи промышленного предприятия является помощь людям сознательно контролировать и улучшать собственные жизненные позиции в целях долгосрочной профилактики функциональных расстройств и улучшения соматического здоровья. Для этого необходимо создать или активизировать следующие звенья медико-социальной работы на предприятии:

  • усилить взаимодействие между медицинскими учреждениями и структурными подразделениями предприятия оздоровительного, социального, профсоюзного и других профилей;
  • разработать комплексные медико-социальные мероприятия на предприятии с интеграцией медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических подходов во все сферы профессиональной деятельности человека;
  • организовать широкую просветительскую работу по укреплению резистентности организма как основного условия сохранения здоровья в условиях неблагоприятного воздействия экологических, производственных, социальных, бытовых и психологических факторов;
  • социальной службе информировать официальные административные и выборные органы о факторах, способствующих утрате здоровья, хронизации патологических процессов, препятствующих эффективному лечению, снижающих ориентацию индивидуума на здоровый образ жизни, нарушающих социальный статус человека.
  • 8) Улучшение условий труда

Особое внимание специалисты по социальной работе в своей деятельности должны уделять проблеме формирования здоровья трудящихся. В развитых странах мира принято здоровье трудоспособного населения оценивать в экономических показателях. Определено, что интенсивность производственного процесса и производительность труда во многом зависят от состояния физического и психического здоровья работающих людей. Существует взаимная заинтересованность предпринимателей и наемных рабочих в сохранении высокого показа теля индекса здоровья, который позволяет оценить в балльной системе уровень здоровья отдельного человека, группы людей или предприятия в целом.

Улучшение условий труда и, следовательно, сохранение здоровья рабочих - одна из важнейших проблем социальных преобразований в нашей стране, так как тенденции к уменьшению числа работающих в неблагоприятных условиях труда и снижению уровня профессиональной заболеваемости, к сожалению, нет. Как известно, эффективность производственного процесса определяется не только численностью работающих, уровнем их квалификации, организацией производства, но и состоянием здоровья каждого члена коллектива.

Сложившаяся ситуация в обществе относительно здоровья работающих людей повышает ответственность администрации промышленных предприятий за проведение мероприятий по оптимизации условий труда и организацию профилактических подходов по предупреждению возникновения профессиональных заболеваний. Требуется выделение групп повышенного риска и, прежде всего, рабочих с большим трудовым стажем, женщин детородного возраста, лиц с функциональными отклонениями, часто и длительно болеющих рабочих, с целью проведения комплекса индивидуальных и групповых медико-профилактических мероприятий, в том числе повышающих общую сопротивляемость организма.

Организация перечисленных мер по формированию здоровья трудящихся промышленного предприятия требует экономических затрат, но, как подсчитали специалисты, это восполняется увеличением производительности труда на 40-60%, что приносит значительную прибыль производству. Значит, должно быть выгодно вкладывать деньги в здоровье работающих людей.

С другой стороны, следует воспитывать у рабочих установку на сохранение здоровья и личную ответственность за выполнение рекомендаций по оздоровлению, ослабляющих воздействие неблагоприятных производственных факторов на организм.

Очень серьезным моментом, пагубно отражающимся на здоровье людей, является наличие вредных привычек, таких как курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания. Люди, подверженные такому воздействию, приносят экономические потери для предприятия за счет частых перекуров, неспособности адекватно и быстро реагировать на производственный процесс, вялости, разбитости и низкой трудоспособности. Учитывая опыт зарубежных стран, в данной организации, применяют материальные взыскания в тех случаях, если работник курит в неположенном месте.

При рассмотрении экономических подходов, формирующих здоровье трудящихся промышленных предприятий, реализация данной программы должна решать следующие проблемы:

Заинтересованность самого работника в сохранении и восстановлении своего здоровья. Для этого ввести какие-либо поощрения сотрудников не болеющих, не имеющих вредных привычек и регулярно проходящих медосмотры. Уменьшить размер денежной компенсации в связи с заболеваемостью, связанной с наличием вредных привычек. Создать конкуренцию при приеме на работу, отдав предпочтение здоровым лицам.

Заинтересовать руководителей предприятий в сохранении и укреплении здоровья своих сотрудников. Предприятие должно нести материальную ответственность за здоровье своих работников, что неизбежно приведет к усилению мероприятий по улучшению условий труда трудящихся.

* решить вопрос о социальной защищенности сотрудников, давно работающих на предприятии, где есть неблагоприятные факторы для здоровья, а именно, выплачивать дополнительную компенсацию при утрате здоровья или когда работник выходит на инвалидность по общему заболеванию.

Ученые отмечают снижение значимости здоровья в сознании населения, что говорит об уменьшении предрасположенности к ведению здорового образа жизни из-за ограниченных социально-экономических и социально-психологических возможностей общества. Все это свидетельствует о том, что резко возрастает потребность в адекватных и эффективных мерах, направленных на оказание медико-социальной помощи работникам предприятия.

9) Социальная поддержка от разрушающих последствий стресса Социальная поддержка традиционно рассматривается как буфер между профессиональным стрессом и дисфункциональными последствиями стрессовых событий, поскольку она влияет на уверенность человека в возможность справиться с ситуацией и помогает предупредить разрушающее влияние стресса. Поиск социальной поддержки представляет собой умение в трудной ситуации найти поддержку со стороны окружающих (семьи, друзей, коллег) - чувство общности, практическое содействие, информацию 1 . Социальная поддержка значимо связана с психологическим и физическим здоровьем независимо от того, присутствуют ли жизненные и рабочие стрессы или нет.

Для профессиональной адаптации специалистов и сохранения их профессионального долголетия перспективными разработка и использование разнообразных видов социальной, профессиональной и личной поддержки, предупреждающих синдром выгорания.

7) Социально-психологическое обслуживание

Специалист отдела по социальной работе выполняет множество функций. Осуществляя их, он непременно прибегает к помощи психологии. Исследования свидетельствуют о том, что, по крайней мере, треть взрослого населения страны живет в условиях высокого уровня психоэмоционального стресса. В экологически неблагополучных регионах этот показатель увеличивается до 45%. В состоянии среднего уровня хронического психоэмоционального стресса проживает еще треть населения. Таким образом, примерно 70% россиян испытывают влияние хронического стресса высокого и среднего уровня. Установлено, что основными источниками стресса является правовая незащищенность, низкий уровень экологической безопасности, тяжелая экологическая ситуация, опасения за будущее, конфликтная обстановка в семье или на работе. Примерно треть взрослого населения нуждается в психологической помощи по коррекции психоэмоционального состояния.

Поэтому в социальной работе на предприятии целесообразно применение психологических методов, направленных на решение задач адаптации работников, социализации молодежи, совершенствование социально-производственной среды. Методы подразделяют на индивидуальные и групповые.

Существенные результаты в социальной работе позволяет использование методов психодиагностики, ориентированных на изучения социальнопсихологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.

В социальной работе широко применяется психологическая консультация. За ней должны обращаться как руководители, так и рядовые работники. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность. Необходимым методом социальной работы выступает психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения работников предприятия, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Методы психотерапии в данном случае ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.

Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Социальный работник на предприятии должен действовать как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие.

Содержание социальной деятельности включает несколько психологических аспектов, как-то: формирование социальных потребностей, интересов, мотивов, приемов общения, восприятия человека и групп, создание благоприятных условий жизнедеятельности людей. Средства социальной работы также заключают в себе разнообразные психологические элементы; информирование, инструктирование, рекомендации, убеждение, различные виды анализа.

Вершиной системы психологического обеспечения социальной работы является формирование социальной защищенности не только клиентов социального обеспечения, социальной реабилитации, социальной терапии, но и самих структур, решающих задачи социальной работы.

В качестве критериев эффективности рассматривается:

  • наличие базы данных и карточек персонифицированного социального учета клиентов отдела;
  • количество мероприятий, проводимых при участии отдела;
  • удовлетворение работников предприятия социальной политикой организации, работой отдела, выявленные путем специальных опросов, анкет, бесед персонала;
  • корреляция произведенных затрат на отдельного работника с результатами. его производственной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

^Совершенствование методов управления социальным развитием трудовых коллективов, методического обеспечения.

  • 2)Обеспечение роста социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.
  • 4. Программа по планированию социального развития трудового коллектива на предприятии за выживание в новой рыночной среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем не менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным развитием в ряд приоритетных. Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на предприятиях. Социальные процессы на предприятии должны управляться, этим целям служит социальное планирование или планирование социального развития трудовых коллективов.

Трудовые коллективы призваны производить материальные блага, но это не самоцель, а средство создания трудящимся благоприятных условий для работы, учебы, отдыха, развития и наилучшего применения своих способностей. В зависимости от фактора выдвигаются основные принципы социального планирования:

  • *в центре стратегического планирования ставится не производимая продукция, а человек как производитель и потребитель, как социально-активная личность;
  • *достижение поставленных социальных целей основывается на экономическом росте: коллектив может ставить только те социальные задачи, для решения которых создана материальная база;
  • *комплексность подходов и мер, направленных на решение выявленных проблем;
  • *научная обоснованность и объективность предлагаемых способов и механизмов решения проблем;
  • *принцип адресности.

Данные принципы определяют цель программы: формирование и реализация системы методов и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне предприятия.

Достижению этой цели способствует решение задач:

  • 1) Сформировать и реализовать систему технологических, технических и организационных мероприятий, направленных на максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива, повышение содержательности труда, создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является;
  • 2) Создание условий для максимального использования возможностей и всестороннего развития социальной активности личности человека в производственной сфере.
  • 3)Воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного отношения к труду, совершенствование взаимоотношений в коллективе.

Объекты воздействия: трудовой коллектив предприятия

Уровень реализации программы: уровень предприятия.

Масштаб: структурный.

Период: среднесрочный

Технология реализация программы

Технология реализации программы планирования социального развития трудового коллектива на предприятии представляет собой процесс взаимообусловленных этапов работы, предполагающих их воспроизведение в определенной последовательности:

1) Диагностический этап

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива:

  • изучение социальной структуры работников;
  • выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования.
  • изучение отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении;
  • изучение степени содержательности труда, его условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе.

По результатам проведенного исследования разрабатываются научно обоснованных рекомендации по изменению социальных параметров трудового коллектива и выносятся конкретные предложения по различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения становятся основой социального планирования на текущий период (год) и перспективу (3-5 лет и более).

2) Планово-организационный этап

Предполагает составление плана социального развития трудового коллектива предприятия, который включает в себя совокупность научно-обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива.

План социального развития трудового коллектива включает в себя:

А) Определение и формулирование целей и задач, определяющих направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике с учетом параметров и взаимосвязи социального и экономического развития коллектива, которое зависит от эффективного использования социальных факторов, переориентации производства на потребителя, от полного и всестороннего использования человеческих возможностей.

Разработка плана включает в себя четыре этапа:

  • 1) Подготовительный этап:
    • *принятие решение о разработке плана социального развития;
    • *определение и формулирование целей и задач, определяющих направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике (с учетом параметров и взаимосвязи социального и экономического развития коллектива, которое зависит от эффективного использования социальных факторов, переориентации производства на потребителя, от полного и всестороннего использования человеческих возможностей);
    • *определение источников и возможностей ресурсной базы, необходимой решения выявленных проблем;
    • *определение показателей социального развития трудового коллектива (определяются главным образом самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения эффективности его деятельности);
    • планирование дополнительных мер по ограничению нежелательных тенденций и стимулированию социально прогрессивных. С этой целью используется целая система рычагов и стимулов (престижность профессии и место работы, традиции предприятия и т.д.).
    • заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке и реализации плана;
    • составляются календарные графики выполнения работ; определяются четкие параметры работы (показателей и сроков проведения каждого мероприятия);
    • определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий;
    • разрабатываются формы рабочей документации;
    • формируются рабочие группы;
    • определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива;
    • распределение функциональных обязанностей и определение степени ответственности за уровень результативности проведенных мероприятий.
  • 1) Аналитический этап:
    • определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития трудового коллектива;
    • изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы;
    • проводится сравнительный анализ полученной информации с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана;
    • обработка и получение первичной социальной информации, сопоставляется с результатами проведенных конкретные социологические исследования;
    • выявленные общие тенденции, закономерности оформляются аналитической запиской.
  • 2) Проектировочный этап:
    • разрабатываются мероприятия, предложения и рекомендации по повышению показателей социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми;
    • составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий, которые согласовываются с функциональными службами;
    • проект плана передается в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана, который согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия;
  • 3) Контрольный этап - разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития рабочего коллектива отражаются следующие направления организации социальной работы:

  • А) Совершенствование социальной структуры коллектива:
    • мероприятия по сокращению доли или полная ликвидация тяжелых и вредных для здоровья работ;
    • работа по сокращению доли малоквалифицированного труда путем повышения образовательного и квалификационного уровней работников;
    • меры по социальной защите работников с учетом их половозрастных характеристик (отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся;
  • Б) Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности.
  • планирование мероприятий, связанных с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия.

В данном случае рассматриваются возможности использования различных форм занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др.; обучение без отрыва от производства; меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

  • В) Улучшение условий труда и быта работников.
  • реализация мер по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования;
  • мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др.
  • меры по обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.
  • Г) Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы
  • анализ ценностных ориентаций работников;
  • реализация мер, направленных на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.
  • Д) Составление социального паспорта предприятия

Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются:

  • внутриколлективные отношения;
  • социальная активность работников и другие вопросы.

Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития.

Е) Разработка и реализация специализированных социальных программ, такие, например, как "Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье" и др.

Ожидаемые результат реализации программы:

Совершенствование системы технологических, технических и организационных мероприятий, направленных на социальное, профессиональное развитие членов коллектива;

  • 2) Повешение уровня использования возможностей и всестороннего развития социальной активности личности человека в производственной сфере;
  • 3) Совершенствование управления социальными процессами, улучшение воспитательной работы и развитие творческой активности трудящихся.

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в российской Федерации выступает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, детей, которое включают различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данных категорий граждан.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания, способствует координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные и благотворительные, церковные и др. организации осуществляющие социальную помощь.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. В отделениях социального обслуживания расширяется спектр оказываемых услуг, предоставляемых различным категориям населения, открываются отделения нового функционального назначения, обновляется материально-техническая база и др.

Новые технологии, изменения в системе трудовых отношений обуславливают высокие профессионально-квалификационные требования к специалистам со стороны нанимателя (работодателя). В связи с этим большое внимание уделяется развитию кадрового потенциала., повышению профессионализма и компетентности специалистов учреждения социального обслуживания, что способствует предоставлению качественных социальных услуг, отвечающих потребностям потребителей.

Понятие кадрового потенциала связано с конкретными личностями, с их умениями и навыками, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, с наличием, уровнем проявления значимостью деловых качеств, т.е речь идет о потенциале отдельных сотрудников. именно в профессиональ-квалификационных требованиях или профессиограммах, которые включают систему требуемых качеств и уровень их проявления, необходимых для выполнения соответствующих функций, И ФИКСИРУЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛ КАДРОВ.

Кадровый потенциал представляет собой умения и навыки работников учреждения социального обслуживания, которые могут быть использованы для достижения социального эффекта.

В качестве задач, влияющих на масштабы кадрового потенциала, его эффективное использование можно поставить следующие:

    Квалифицированное развитие персонала

    Привлечение квалифицированных специалистов

    Создание оптимальных условий для эффективной работы кадров

Необходимым условием решения управленческих задач является наличие высоко квалифицированного персонала, готового к овладению новыми знаниями. Развитие персонала на уровне конкретной личности включает в себя методы подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей, методы повышения квалификации за пределами организации, конференции и др.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе ведется работа с кадрами, включающая в себя:

    Повышение квалификации

    Проведение аттестации

    Конференции

    Обмен опытом работы

    Ежегодные социально-научные чтения

    Профессиональные объединения специалистов учреждений социального обслуживания

Повышение квалификации работников учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, организует и проводит «Методический центр развития социального обслуживания», тесно взаимодействующее с Депсоцразвития Югры по вопросам планирования и подготовки программ повышения квалификации, а так же в организации и проведении дополнительных мероприятий, тем самым своевременно реагируя на изменения в жизни округа и запросы специалистов учреждений социального обслуживания.

В связи с внедрением новых технологий в социальной работе и высоким требованиям к профессионализму специалистов, возросла потребность в повышении профессиональной подготовки специалистов учреждений по актуальным вопросам деятельности. с каждым годом увеличивается количество мероприятий, организуемых БУ ХМАО «методический центр развития социального обслуживания».

Специалисты системы социального обслуживания проходят обучение по следующим направлениям:

    Разработка и внедрение инновационных технологий, программ в учреждениях социального обслуживания

    Социально-психологическая работа с семьями, детьми

    Сопровождение семей и детей, выпускников домов-интернатов

    Социальная адаптация и реабилитация граждан

    Организация методической работы в учреждениях социального обслуживания

    Обучение в области работы с информационными технологиями

    Нормативно-правовое направление

    Обучение в области управления учреждением

На учебных мероприятиях используются различные формы работы:

Лекции, практические занятия, обмен опытом, деловые игры, тренинги, рефлексии, круглые столы и др. , что способствует качественному усвоению слушателями новых знаний и навыков работы. участники курсов повышения квалификации и семинаров знакомятся с инновационными технологиями работы с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, обеспечиваются методическим материалом, содержащим полезную информацию, теоретические и практические наработки по теме мероприятия, которые используют в своей профессиональной деятельности, что способствует улучшению качества социального обслуживания.

Обучение на курсовых мероприятиях проводят преподаватели высших учебных заведений, высококвалифицированные специалисты-практики ХМАО -Югры и регионов России (гг. Москвы, Санкт-Петегбурга, Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Новосибирска)

В целях развития системы социального обслуживания ХМАО- Югры и регионов специалистами Методического центра развития социального обслуживания разрабатываются, апробируются и распространяются инновационные технологии, осуществляется научно-методическое психологическое сопровождение работников учреждений социального обслуживания.

Специфика учреждений социального обслуживания, ее нормальное функционирование невозможно в связи с эффективной кадровой политикой, так как обеспечение кадрового потенциала имеет решающее значение для эффективной трудовой деятельности и все чаще выдвигаются в число приоритетных направлений.

От того, как организовано управление кадровым потенциалом, влияющего на каждого работника. напрямую зависит эффективность деятельности учреждений и организаций. Кадровый состав учреждений подведомственных Депсоцразвития Югры, выполненяет следующие функции:

    Реализует новые программы, технологии в сфере социального обслуживания

    Способствует распространению инновационного опыта работы

    Организует мероприятия, направленные на повышение качества и доступности предоставляемых социальных услуг

    Способствует созданию эффективного трудового коллектива, ориентированного на профессиональное развитие и обеспечивающего высокий уровень мотивации.

Таким образом, кадровый потенциал играет ключевую роль в системе социального обслуживания, содействуя ее развитию, качественной организации предоставляемых социальных услуг.

Е.В. Кравец

Методист отдела организации повышения квалификации бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания»

Для подготовки статьи использованы материалы
журнала Социальное обслуживание №3, 2012


Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания Шаповалова И.Ф., методист организационно-методического отделения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский комплексный центр социального обслуживания населения», станица Ленинградская Краснодарский край

Аннотация

В статье рассматривается необходимость перестройки организации социальной работы в направлении проектно-ориентированного подхода. Представлены пути повышения профессиональной компетентности сотрудников и приобретения новых компетенций с целью качественного социального обслуживания различных слоев населения.

Ключевые слова: социальное обслуживание, проектный подход, проектно-ориентированная деятельность, социальные программы, проекты

Современная жизнь общества требует значительных изменений в содержании социальной политики, осуществляемой в учреждениях социального обслуживания населения. Специалист по социальной работе в нынешних условиях должен быть ориентирован на решение определенных задач, направленных на улучшение качества жизни населения, гармонизацию отношений в системе «человек – общество». Именно поэтому в ГБУ СО КК «Ленинградский комплексный центр социального обслуживания населения» на первый план выходит задача подготовки специалиста, который готов к осуществлению профессиональной деятельности на высоком интеллектуальном и творческом уровне. Таким образом, обучение ориентировано на приобретение навыка, направленного на четкое определение проблем, поиск нестандартных принципиально новых творческих решений, а также на их применение и внедрение . В связи с поставленной задачей возникла необходимость перестройки организации социальной работы на новое видение с точки зрения проектного подхода с использованием системного мышления, задействовав при этом всех специалистов социальной сферы: заведующих структурными подразделениями учреждения, специалистов по социальной работе, социальных работников, психологов, социальных педагогов, педагогов – организаторов и других сотрудников учреждения. Освоение современных методик реализации проектов, программ по социальному обслуживанию является повышением профессиональной компетенции сотрудников, реализацией их интеллектуально-творческих способностей.

Как любая профессиональная деятельность, обучение технологическому процессу – не одномоментный акт, а поэтапная работа, требующая логического завершения. Подготовительным этапом к решению поставленных задач является определение формы целевого воздействия.

На обучающем семинаре-практикуме «Проектирование как вид деятельности» , который рассматривается как образовательная программа, осуществляется овладение методологией управления проектами. Семинар предполагает подготовку специалистов в социальной сфере по проектированию: во-первых, как обучающую технологию, в основе которой лежит проектный подход; во-вторых, как коллективную деятельность по созданию механизма и путей реализации проекта.

На первом этапе раскрываются понятие «технология социальной работы» как процесс профессионального оказания помощи различного вида человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, с которой самостоятельно он не справляется; алгоритм деятельности специалиста, результатом которого является значимое улучшение жизнедеятельности клиента.

При анализе проблем и выявлении причин их возникновения формулируются цели, четко определяются задачи и их последовательность, а также разрабатываются механизмы и инструменты выполнения .

Для исключения работы с обслуживаемыми гражданами стандартными плановыми методами отрабатываются правила составления программы (рисунок 1).

Рисунок 1 Схема составления программы и плана

Как вид деятельности, проектирование имеет свою структуру. Структура включает в себя несколько относительно самостоятельных, но все же зависимых друг от друга этапов:

  • определение ключевой проблемы;
  • проведение исследований;
  • разработка проектной программы;
  • формирование и оформление проектной документации;
  • реализация продукта проекта.

На рисунке 2 представлена графическая модель реализуемых программ или проектов.


Рисунок 2 Блочная схема программ и проектов

Знание технологической схемы позволяет специалисту в социальном обслуживании получить представления о ходе выполнения предстоящей работы.

Важно понимать, что овладеть проектной культурой нельзя только теоретически. Получив определённый багаж знаний по созданию проекта, приступаем к следующей стадии обучения сотрудников проектированию.

Практическое освоение проектных способов работы осуществляется на семинаре в совместной работе по разработке проекта «Шаг развития» . Это первый ознакомительный приём практической деятельности, который создаёт образец решения конкретных социально значимых проблем категорий граждан, нуждающихся в помощи (рисунок 3).


Рисунок 3 Алгоритм работы над проектом «Шаг развития»

Подготовкой к целевому воздействию стало самостоятельное изучение сотрудниками опубликованного в журналах, методической литературе накопленного опыта в области создания социальных проектов; разработка и выпуск «Методического пособия по проектной деятельности», «Методических рекомендаций по анализу итогов проектной деятельности»; составление презентации.

По её содержанию определяется механизм поэтапной реализации проекта. На первом этапе выделяется актуальность проблематики, которая заключается в необходимости повышения уровня профессиональной компетенции специалистов центра, формулируются цели и ожидаемый результат. При определении целей и результата возможна неоднозначная реакция присутствующих, но этот факт объясним. Во-первых, сопротивление происходит по психологическим причинам: любой человек испытывает смятение чувств, смену настроения, когда сталкивается с изменениями, чем-то новым. Во – вторых, затруднения возникают из-за отсутствия собственного опыта в проектной деятельности. На основе представления ситуации разрабатывается стратегия изменений в сложившейся обстановке и возможности альтернативы. Ключевая цель –изучить методологию реализации проекта и применять ее на практике. После повторения и обобщения последовательности технологического процесса, который был разобран на предшествующем семинаре, происходит знакомство с традиционной моделью проектирования: целеполагание, определение механизма выполнения поставленных задач, подбор инструментария, эффективное использование имеющихся ресурсов, разработка и реализация мероприятий, анализ и документирование .

Второй этап посвящён реализации самого проекта. Каждый участник получает методические материалы. Методическое пособие содержит блоки разработки проекта, факторы, обеспечивающие эффективную его реализацию. Опираясь на механизм разработки проекта, параллельно анализируются и отслеживаются действия, происходящие в аудитории, тем самым подчёркивается включение специалистов в проектную деятельность.

Прогнозирование отрицательных эффектов при вводимых изменениях осуществляется при помощи анкетирования . Это третий этап проекта «Шаг развития». Целевыми показателями являются: уровень методической грамотности и профессиональной компетенции сотрудников, степень вовлеченности участников семинара в проектную деятельность, оценка реализации собственного потенциала каждого участника, количество выдвигаемых проектных идей.

Понимание значения проектно-ориентированной деятельности позволяет современному специалисту коммуникабельнее и эффективнее взаимодействовать с другими участниками проекта (командой проекта), привносить результативный вклад в организацию и реализацию проекта, информативно презентовать проект как профессиональному сообществу (экспертам), так и заказчикам, и пользователям; анализировать и оценивать свои профессиональные и личностные навыки.

Развитие проектного подхода в социальной сфере в Ленинградском КЦСОН в формате программ и проектов для клиентов по оказанию различных социальных услуг, по профилактике здорового образа жизни, по разработке сценариев и мероприятий для различных категорий граждан, информационных и справочных материалов для сотрудников центра направлено на обеспечение социальной культуры, участия каждого специалиста в решении проблем социального обслуживания, благополучия населения.

Результатом внедрения технологии социального проектирования в практику работы центра представляются социальные проекты и программы (таблица 1) для сотрудников и клиентов центра.

Реализованные социальные проекты и программы

Наименование программы (проекта)

Цели и задачи

Результат апробации

«Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому» Цели: поддержка статуса пожилого человека и инвалида за счёт объёма социально-медицинских услуг путём организации постоянного ухода; содействие в решении проблем членов семьи, занятых трудовой деятельностью.

Задачи: создание благоприятных условий пожилых людей и инвалидов в восстановлении и поддержании утраченных и формирование новых коммуникативных навыков; достижение оптимально возможного уровня жизни инвалидов в домашней обстановке.

Деятельность сиделок «отделения постоянного ухода» уменьшает риск осложнений и обострений имеющихся заболеваний малоподвижных людей, нуждающихся в постоянном уходе в привычной домашней обстановке.
«Агитпоезд «За здоровый образ жизни и счастливую старость» Цели: профилактика оздоровления и расширение представлений о возможностях поддержания здорового образа жизни в пожилом возрасте с ориентацией на активную жизненную позицию; предоставление возможности получения культурного времяпровождения клиентов надомного обслуживания, как в домашней обстановке, так и за её пределами.

Задачи: организация индивидуальных в домашних условиях и коллективных в учреждении площадок (остановок) «агитпоезда» для проведения досуговых мероприятий; развитие навыков организации собственного досуга обслуживаемых граждан.

Правильная организация досуга и отдыха удовлетворяет просветительские потребности лиц пожилого возраста, особенно людей, ограниченных в передвижении вне дома, помогает снять социальное напряжение, замкнутость, предоставляет возможность интегрироваться в общественную жизнь.
«Безопасность жизнедеятельности» Цель: предупреждение и ликвидация летальных исходов граждан пожилого возраста и инвалидов от опасных ситуаций природного, тех. и соц. характера.

Задачи: изучение с обслуживаемыми гражданами пожилого возраста основ полноценного безопасного существования; освоение методов и приёмов защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб себе и окружающим людям.

Повышенная бдительность людей преклонного возраста в быту, на дорогах, к собственному здоровью предотвращает несчастные случаи во всех сферах личной и общественной жизни.
«Поможем друг другу» Цели: развитие социальной активности граждан пожилого возраста и детей через совместную деятельность; выстраивание исторических связей между младшим и старшим поколениями.

Задачи: повышение мотивации к добровольческой деятельности, поддержание морального духа, позитивного интереса к жизни; создание условий для самореализации граждан пожилого возраста и детей через использование своих умений и навыков в совместной деятельности.

Развитие волонтерского движения среди пенсионеров дает возможность привлекать активных граждан пожилого возраста и реализовать свой потенциал с пользой для других.
«Интерес-станция «Радушный дворик» Цели: организовать социокультурный досуг по интересам людей старшего поколения.

Задачи: предоставить условия для выбора творческой площадки, основываясь на собственных интересах; создать возможность для творческого развития.

Дворовые площадки объединяют творческих людей, способствуют сохранению традиций гостеприимства кубанского казачества
«Досуговый транзит» Цель: расширить спектр досуговых предпочтений пожилых граждан, проживающих в сельских поселениях района, не имеющих возможность посещать дома культуры, библиотеки, музеи, кинотеатры.

Задачи: доступное предоставление культурно – развлекательных мероприятий; социально-психологическая реабилитация через расширение круга общения; улучшение качества жизни пожилых граждан.

Заполнение свободного времени организацией культурных мероприятий позволяет преодолеть изоляцию от полноценной жизни людей старшего поколения.

Любая методическая деятельность базируется на опытном внедрении, достижениях и направлена на всестороннее повышение компетентности, приобретение новых компетенций и профессиональный рост каждого специалиста учреждения.

Ссылки на источники
  1. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: учебное пособие / Под общ. ред. И.Л. Туккеля – СПб: БХВ-Петербург, 2011, 416 с.
  2. Селезнев П.С., Жук С.С. Управление социальными проектами. Монография / Изд-во: Проспект, 2016, 96 с.
  3. Морозов А. Социальное проектирование в социальной работе. Учебное пособие / Изд-во: Инфра-М, 2015, 208 с.
  4. Хайруллин В.А. Оценка бюджетного и социального эффекта при освоении государственных инвестиций / В.А. Хайруллин, Э.В. Шакирова. – Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. – 54 с.

Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания

Обеспечение жителей МО Кондинский район качественным и своевременным социальным обслуживанием в учреждении. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в специализированных, в социально –реабилитационных, в отделении и интернате малой вместимости граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальная реабилитация и адаптация детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях дневного пребывания. Социальная реабилитация детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях дневного и круглосуточного пребывания. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства в летний период. Укрепление материально-технической базы учреждения.

По данным отдела сбора и обработки статистической информации Ханты-Мансийскстата в Кондинском районе на территории Муниципального образования Кондинский район проживает 35407 человек, из них дети в возрасте от 0 до 14 лет – 8273 человека, 18 лет – 616 человек, коэффициент семейности по данным переписи 2002 года составляет 2,9, т. е. общее количество семей, проживающих на территории района составляет 6202, семей, имеющих несовершеннолетних детей – 5344. Общее количество пенсионеров составляет 9247 человек; взрослых инвалидов – 1718 человек, детей-инвалидов – 121 человек.

На территории района проживает значительное количество граждан пожилого возраста. Следовательно, численность экономически активного населения сравнительно невысока, около 20 тыс. человек. В связи с сокращениями производства вырос уровень и, как следствие низкий уровень жизни определенной части населения. Неблагоприятные экономические показатели повлекли за собой рост семейного неблагополучия: семейные конфликты, детская и подростковая беспризорность, алкоголизм и т. п.

Дифференциация демографических показателей в районе, а также анализ возрастных и социальных потребностей позволяет прогнозировать значительную востребованность в социальных услугах, предоставляемых «Комплексным центром социального обслуживания населения «Фортуна».

В настоящее время форма социального обслуживания действительно получила широкое распространение в Кондинском районе. Для многих жителей Кондинского района, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, наш Комплексный центр стал местом, где они могут получить помощь. На сегодняшний день около трети жителей района получают услуги нашего центра.

Анализ реализации программы.

Оценка эффективности программы с целью выявления ее сильных и слабых сторон, перспектив дальнейшего развития.

4. Краткая характеристика программных мероприятий

Обеспечение жителей МО Кондинский район качественным и своевременным социальным обслуживанием.

Деятельность Учреждения направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи, с чем Учреждение осуществляет:

Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия граждан на территории МО Кондинский район. Проведение анализа качества жизни и уровня благополучия граждан, посредством социологических и мониторинговых исследований на всей территории обслуживания Учреждением; Выявление и учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, постоянного и временного характера ее предоставления. Осуществление раннего выявления и постановки на учёт граждан оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации и граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, с целью оказания им помощи; Оказание гражданам социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и консультативных услуг, в соответствии перечню социальных услуг гарантированных национальным стандартом РФ. Расширение спектра предоставляемых услуг и постоянное усовершенствование качества оказания социальных услуг; Социальную поддержку семей и детей, участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав. Деятельность, направленная на ранее выявление неблагополучия в семьях, на снижение и профилактику социального сиротства, организацию профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, подростковых правонарушений и преступлений; Внедрение и развитие в практику новых форм и методов социального обслуживания, в том числе системы менеджмента качества учреждения. С целью увеличения показателей эффективной деятельности Учреждения; Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня сотрудников Учреждения. С целью обеспечения постоянной профессиональной пригодности и повышения эффективности кадрового потенциала специалистов Учреждения; Организация и проведение информационно-просветительской работы с гражданами района, посредством работы со , а также изготовления и распространения , методических материалов, листовок, памяток и т. п.; Организация и проведение методических, обучающих и иных семинаров, конференций и других мероприятий, способствующих повышению эффективности социальной помощи населению. Привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и другие), а также общественных организаций и объединений, для организации совместной деятельности по оказанию комплексной социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям и несовершеннолетним, детям с ограниченными возможностями и детям – инвалидам и гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию; Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов. Создание условий для воспитания и социализации данной категории детей, охраны и укрепления здоровья, обеспечение интеллектуального и личностного развития, организации досуга, максимального развития творческих способностей детей, с ограниченными физическими и умственными возможностями, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию; Проведение курсов реабилитации детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания на базе реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями гп. Междуреченский, по программе «Вместе с мамой»; Социальную реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями и детей, нуждающихся в особой заботе государства в филиале учреждения гп. Кондинское; Социальную реабилитацию граждан пожилого возраста и инвалидов по путевочной, курсовочной системе в условиях дневного и (или) круглосуточного пребывания; Обслуживание больных в терминальной стадии и улучшение им медицинской помощи в стационарных условиях на базе отделения – интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

5.Принципы социального обслуживания в учреждении

Социальное обслуживание в Учреждении основывается на следующих принципах:

Дифференцированный и адресный подход – дифференциация помощи различным категориям населения с реальным положением каждого клиента; Равенство и доступность – недопустимость любых форм дискриминации клиентов учреждения, независимо от их национальных, культурных, региональных различий, в ходе оказания социальной помощи и социальных услуг. Доступность социальной помощи всем нуждающимся в ней гражданам; Комплексность – охват всех сторон жизнедеятельности клиента, обеспечение ему всесторонней помощи со стороны учреждения для решения проблемы; Добровольность – принятие клиентом помощи со стороны учреждения только на добровольных началах; Гуманность – уважительное отношение к клиенту, проявление человеколюбия и человечности к нему; Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; Конфиденциальность – неразглашение работниками учреждения информации о клиенте без его устного или письменного разрешения. Информирование клиента, насколько это возможно, о раскрытии конфиденциальной информации и возможных последствиях при обсуждении услуг, прежде чем раскрывать информацию (согласно требованиям законодательства или с согласия клиента); Профилактическая направленность – ориентация социальной помощи на предупреждение негативных явлений, осуществляемая на основе анализа и прогноза развития ситуации; Обратная связь – наличие и развитие прямой и обратной связи между клиентом и учреждением; Всесторонняя обоснованность – правовое, экономическое, научное обоснование социальной деятельности учреждения.

6.Базовые ценности Учреждения

    Клиент Учреждения – его индивидуальность, интересы, потребности, возможности; Сотрудник Учреждения – его индивидуальность, мотивация на его и личностный рост; Коллектив единомышленников – одно из основных условий существования и развития Учреждения; Культура отношений – одна из важнейших составляющих гармоничного общества, следовательно матрицы отношений:

сотрудник – клиент; коллега – коллега; руководитель – подчиненный-руководитель.

7. Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна». Осуществляя взаимодействие со всеми субъектами профилактики, а также в рамках сотрудничества с и иных заинтересованных учреждений.

Решение задач, указанных в программе, обеспечивается в рамках реализации законодательных и иных актов, внедрения новых форм и методов работы, а также активизации программно-целевой деятельности в учреждении.

8. Ожидаемые результаты

1.Обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с утверждённым перечнем государственных услуг (работ), оказываемых учреждением в качестве основных видов деятельности. Увеличение количества социальных услуг, предоставляемых учреждением.

2.Улучшение качества и увеличение объема реабилитационных, адаптационных мероприятий и услуг, предоставляемых несовершеннолетним, нуждающимся в особой заботе государства, в том числе детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.

3.Улучшение качества жизни пожилых граждан.

4. Получение подтверждения востребованности в курсах реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания по программе «Вместе с мамой». Стабильная реализация 85-90% путевок на курсы реабилитации.

5. Эффективная работа социально - реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями и детей, нуждающихся в особой заботе государства в гп. Кондинское.

6. Обеспечение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии.

Заключение

Реализация программы приведет к получению ряда важных социальных результатов на территории МО Кондинский район:

Обеспечению доступности и повышению качества социальных услуг, эффективности социального обслуживания населения;

Обеспечению социальным обслуживанием тех категорий клиентов, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно;

Активизация кадрового потенциала сотрудников Учреждения, посредством привлечения их к участию в курсах повышения квалификации, семинарах и конкурсах.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать оптимизации эффективной деятельности Учреждения, приведению ее в соответствие со стандартами. Спектр социальных услуг, оказываемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, качественно улучшится и путем внедрения новых социальных технологий и использования творческого потенциала коллектива Учреждения. Доступность и качество социальных услуг как конечный результат реализации программы, будет свидетельствовать, во-первых, об устойчивости социального обслуживания населения на территории МО Кондинский район в части обеспечения интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, во-вторых, о готовности учреждения максимально удовлетворять нуждаемость граждан в социальном обслуживании и социальных услугах, в третьих, охват большего количества семей воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающими на административных территориях МО Кондинский район и предоставление всех видов услуг нуждающимся гражданам-что в свою очередь благоприятно скажется на показателях деятельности учреждения.

Приложение 1

Законодательная и нормативно-правовая основа социального обслуживания в Учреждении

В настоящее время социальное обслуживание населения регламентируется следующими нормативными :

Федеральный закон от 01.01.01 года №-178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Федеральный закон от 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 01.01.01 года «О инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

Постановление правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года №19-П «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, и положении о порядке и условиях предоставления бесплатных, частично оплачиваемых и платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам В ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке и условиях предоставления бесплатных и оплачиваемых социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в ХМАО-Югре»;

Постановление правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года №4-П «Об о порядке и условиях оплаты стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидам, и внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 01.01.01 года »;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации в учреждениях социального обслуживания ХМАО-Югры»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке определения и содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты общего и психоневрологического типов ХМАО-Югры»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «Об организации социальной работы по участковому принципу в ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке и условиях предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий в ХМАО-Югре»;

Устав учреждения;

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качество социальных услуг. Основные положения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и от 01.01.01 года. .);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения; Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 г. N 534-ст);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Положения о структурных подразделениях;

Должностные инструкции специалистов учреждения, оказывающих социальные услуги.

Иные акты Российской Федерации, ХМАО - Югры, Департамента труда и социальной защиты населения.